Содержание
Задача 1. 3
Задача 2. 5
Задача 3. 6
Задача 4. 7
Задача 5. 9
Задача 6. 11
Задача 7. 13
Задача 8. 16
Задача 9. 17
Задача 10. 18
Список литературы.. 19
Задача 1
«Табель о рангах», изданная 24 января 1722 года давала возможность выходцам из других сословий, при наличии способностей и квалификации стать дворянами. Для продвижения по служебной лестнице важна была не только знатность происхождения, а служебная годность. Проведите исторические параллели и назовите современные требования к занятию должностных вакансий, установленные действующим законодательством.
Решение:
В настоящее время, когда в Российской Федерации активно осуществляется правовая реформа, и закладываются основы правого государства, важно глубоко изучить историю отношений, связанных с государственной службой в России.
Табель о рангах, изданная 24 января 1722 г. приводит перечень чинов военных: морских, сухопутных, артиллерийских, гвардейских; а также гражданских и придворных.
Чины, установленные для разных ведомств, подразделялись на XIV классов. Службу нужно было начинать с низших чинов.
Уравнение согласно Табели о рангах службы военной со службой гражданской привело к некоторому укреплению государственного аппарата более способными кадрами. Устанавливались сроки службы в определенном чине. Лица, дослужившиеся до чинов VIII класса, становились наследственными дворянами, чины же с XIV по IX класс давали только личное дворянство. Создавалась возможность способным выходцам из других сословий стать дворянами, что, разумеется, не подрывало классовой дворянской основы государства. Они получали, как правило, вместе с чинами и имения. Таким образом, пополнялся класс дворян, интересы которого новые дворяне всемерно защищали.
Современные требования к занятию должностных вакансий, установленные действующим законодательством естественно отличаются.
Правовое положение государственных служащих определяется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» и включает в себя права, обязанности и ответственность этих лиц.1
Юридическая ответственность государственных служащих – предусмотренная законом обязанность отвечать за совершенное правонарушение, связанное со служебной деятельностью.
Под государственной службой понимается профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Государственная должность – это должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией РФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
В квалифицированные требования к служащим, замещающим государственные должности государственной службы, включаются требования к уровню профессионального образования с учетом группы и специализации государственных должностей государственной службы, стажу и опыту работы по специальности, уровню знаний законодательства.
Установлен Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих Российской Федерации. По результатам государственного квалификационного экзамена или аттестации присваиваются квалификационные разряды.
Право поступления на государственную службу имеют граждане российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным для государственных служащих.
Задача 2
Назовите социальные и правовые цели «Жалованной грамоты дворянству» 1785 г.
Решение:
Наиболее важным актом, имевшим целью консолидацию дворянского сословия и закрепление его привилегий, явилась «Жалованная грамота дворянству» 1785 г. В ней подтверждалось освобождение дворян от обязательной службы и закрепленное ранее (1782 г.) право собственности дворян не только «на поверхности земли»,2 но и на полезные ископаемые в ее недрах. Дворянам разрешалось «иметь фабрики и заводы по деревням», заниматься торговлей. Они освобождались от личных податей, постойной повинности, телесных наказаний, получили право создавать свои сословные организации – уездные и губернские дворянские собрания, что еще в большей степени усилило их влияние на местный государственный аппарат.
Правом голоса в дворянских собраниях пользовались дворяне, имевшие деревни и получившие обер-офицерский чин на действительной службе.
Дворянские собрания со своими нуждами могли обращаться как к губернатору, так и непосредственно к царю. В определенной степени они были поставлены под контроль губернаторов, созывавших дворянские собрания и утверждавших в должности избранных ими лиц.
Консолидация дворянства в единое сословие, создание регулярной армии, укрепление бюрократического государственного аппарата привели к дальнейшему упрочению диктатуры дворян.
Задача 3
Назовите цель правовой регламентации духовенства в период абсолютизма.
Решение:
Особенностью общественного строя данного периода было стремление государства к четкой правовой регламентации положения всех четырех сословий, на которые делилось население страны: дворянства (шляхетства), духовенства, крестьян, городского населения. Однако правовая регламентация духовенства усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству.
Задача 4
Как происходит процесс огосударствления церкви?
Петр I был противником православия, монашества. Его отношение к церкви прагматическое и поэтому он взял линию на подчинение церкви государству.
Духовенство как сословие складывалось в процессе зарождения и развития феодализма. Однако его правовая регламентация усилилась в период абсолютизма, когда активно шел процесс подчинения церкви государству, то есть огосударствления.
Духовенство было важной политической силой в стране, владело большим количеством земли и крестьян. Эта собственность защищалась тарханными грамотами, освобождавшими от повинностей и налогов в пользу государства.
Процесс огосударствления церкви предполагал секуляризацию земель, то есть их изъятие в собственность государства, и бюрократизацию духовенства.
Целенаправленное наступление на права церкви усилилось в начале XVIII в. Секуляризации подверглись вотчины патриарха. Окончательно ликвидировалось действие тарханных грамот на торговые промыслы церковников.
На безместных (не имевших прихода) священников и их детей с 1705 г. был наложен взамен службы в армии регулярный денежный сбор.
Было широко распространено взимание на военные и строительные нужды крупных сумм денег из средств монастырей и архиерейских домов.
Установлению зависимости духовенства от государства служили введенные в 1722 г. штаты, по которым свободными от подушного оклада официально признавались лишь лица духовного сословия, имевшие места в церквах, и их дети. Все прочие члены сословия причислялись к податному состоянию. Однако фактически реализовано это мероприятие не было. Значительно скромнее, чем ожидалось, оказались и окончательные итоги церковной реформы Петра I. В первой четверти XVIII в. были проведены преобразования, свидетельствующие о начальной фазе секуляризации.
С целью упорядочения духовенства и подчинения его светским властям с 1722 г. были установлены жесткие правила вступления в духовное сословие.
Так, из дворян в него разрешалось принимать только младших детей и притом по достижении ими 40 лет. Из податных социальных групп принимались лица только под условием уплаты за них подушного оклада. С 1737 г. стали проводиться разборы, то есть мобилизация в армию безместного духовенства.
Кризис феодализма, наметившийся в России в середине XVIII в., расшатал устои церкви. Это обеспечило успех реализации Указа от 26 февраля 1764 г., согласно которому церковь окончательно лишалась всех вотчин, а епархиальные архиереи и монастыри переводились на штатные оклады. В результате свыше 800 тыс. душ мужского пола были переведены на положение государственных, хотя первое время они назывались экономическими.
Задача 5
Известно, что Петр I с увлечением использовал зарубежный опыт реформирования государственных и правовых структур России. Так в основе государственной реформы был использован опыт Швеции, а в создании системы прокурорского надзора опыт Франции. Назовите последствия использования зарубежного опыта для России без учета ее традиций и культурных особенностей.
Решение:
Основателем прокуратуры как органа надзора за соблюдением законности в России по праву считается Петр I , который проводил в период своего нахождения на престоле активное реформирование всей структуры государственного управления. Конец XVII и начало XVIII веков характеризовались значительным ростом должностных злоупотреблений, казнокрадства и взяточничества, неисполнением царских указов со стороны органов государственного управления, всемерным возрастанием всякого рода поборов и усилением бесправия населения. Император понимал, что чиновничий бюрократизм являлся силой, которая становилась опасной для государства и общества, серьезной помехой в достижении его целей.
Таким образом, в России возникает институт надзора, который получил французское название, включал элементы французской прокуратуры, шведских омбудсменов и немецких фискалов. Из Франции, помимо названия, была заимствована главная функция – надзор за точным исполнением закона тем органом, при котором находится прокурор (но французские прокуроры были при судебных органах, а русские – главным образом при административных).3
По своему назначению русский генерал – прокурор был ближе шведскому омбудсмену, основной задачей которого была защита прав и свобод населения от нарушений со стороны властей.
Отсутствие необходлимых эффективных звеньев между верховным и местным государственным управлением лежало в основе создания системы центральных государственных учреждений – Коллегий по шведскому образцу. Петр указал сочинить устав Коллегии на основании шведского законодательства, при этом «выписывать из уложения шведского и спускать с русскими обычаями».4
Для налаживания работы новых учреждений царь выписывал членов коллегий из–за границы, использовал шведских ленников, посылал русских учиться за границу.
Многие новые государственные учреждения, созданные Петром, вскоре после его смерти были упразднены его супругой, Екатериной. В конце 20-х годов та же участь постигла и прокуратуру. До 1730 г. сохранились только две прокурорские должности: обер-прокурора Сената и обер-прокурора Синода.
Высшие органы верховного управления, созданные Петром – Сенат (1711 г.), Коллегии – ненадолго пережили своего создателя из-за безусловного отрицания московской системы управления.
Задача 6
Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик». Проанализируйте основные задачи суда и определите их главную основу.
Решение:
Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г. были утверждены «Основы судоустройства Союза ССР и союзных республик», согласно которым основными задачами суда являлись:
ограждение завоеваний пролетарской революции,
рабоче-крестьянской власти и правопорядка, ею установленного,
защита интересов и прав трудящихся и их объединений,
укрепление общественно-трудовой дисциплины и солидарности трудящихся и их правовое воспитание,
осуществление революционной законности в личных и имущественных отношениях граждан.
Таким образом, четко прослеживается классовый принцип.
На территории союзных республик действовала следующая единая система судебных учреждений: народный суд, губернский суд (или соответствующий ему суд) и верховный суд (в автономных республиках – главный или высший суд).
Отступление от этой системы судебных учреждений в зависимости от национально – культурных условий союзных или автономных республик и особенностей их административно – хозяйственного деления допускалось только по особым постановлениям Президиума ЦИК СССР по представлению ЦИК союзной республики. При ЦИК СССР состоял Верховный Суд СССР.
Имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями рассматривались Высшей арбитражной комиссией при Совете Труда и Обороны СССР, высшими арбитражными комиссиями при экономических совещаниях союзных республик, арбитражными комиссиями при СНК автономных республик и местными (областными и губернскими) арбитражными комиссиями, организуемыми при исполкомах областей и губерний.
Задача 7
Упразднение дореволюционной прокуратуры было предусмотрено декретом «О суде», принятом СНК 22 ноября 1917 г. 25 мая 1922 года ВЦИК принял «Положение о прокурорском надзоре» как централизованном органе. Какая задача обсуждалась при подготовке Положения, и какое решение было принято?
Решение:
После Октябрьской революции органы прокуратуры были ликвидированы. В Декрете № 1 от 24 ноября 1917 года отмечалось: "Упразднить ранее существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора, а равно институты присяжных заседателей и частной адвокатуры". Дореволюционная прокуратура, таким образом, была упразднена без замены ее новой советской прокуратурой.
У трудящихся масс того времени понятия "прокуратура", "прокурор" ассоциировались с насилием. "Недобрая память , которую оставила по себе в среде трудящихся старая царская прокуратура, - писал Н. В. Крыленко, - была первое время настолько жива, что впервые годы революции самая мысль о восстановлении прокуратуры казалась реакционным поползновением возвратиться к старому порядку". 5
Ленинские идеи создания партией коммунистов органа, способного «на деле противостоять местным влияниям, местному всякому бюрократизму и установить действительно единообразное применение законности во всей республике и во всей Федерации»6 нашли свое воплощение в организации прокуратуры.
При обсуждении законопроекта о прокурорском надзоре выявились острые разногласия по вопросам, касающимся принципов организации прокуратуры.
Суть ленинского плана состояла в том, чтобы сделать прокуратуру независимой от местных органов власти и подчинить ее непосредственно центру. Это создавало твердые гарантии против местных влияний на деятельность прокуратуры, давало возможность прокурорам последовательно добиться утверждения единой социалистической законности.
Противники этого плана настаивал на двойном подчинении прокуратуры: губернским исполкомам и центру. Не учитывалось при этом, что прокурор, подчиненный губисполкому, не в состоянии осуществлять эффективный и бескомпромиссный надзор за соответствием решений губисполкому советской власти.
Потребовалось самое энергичное вмешательство В.И.Ленина, чтобы утвердить такое понимание законности и задач прокуратуры, которое бы соответствовало целям социалистического строительства.
20 мая 1922 г., узнав о фактическом отклонении сессией ВЦИК законопроекта об учреждении прокуратуры, В. И. Ленин из Горок продиктовал по телефону письмо в Политбюро ЦК «О «двойном» подчинении и законности», которое сыграло решающую роль в последующем принятии сессией ВЦИК закона об организации прокуратуры.
«Защита «двойного» подчинения по отношению к прокуратуре и отнятие у нее права опротестовать всякое решение местной власти, - отмечал Ленин, - не только неправильно принципиально, не только мешает основной нашей задаче неуклонного введения законности, но и выражает интересы и предрассудки местной бюрократии и местных влияний».7
Настаивая на подчинении прокуратуры только Центру, он указывал, что центральная прокурорская власть в свою очередь, должна работать «под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют собой максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК…»8.
26 мая 1922 года III сессия ВЦИК приняла Положение о прокурорском надзоре. 28 мая оно было подписано Председателем ВЦИК М. И. Калининым. Положение о прокурорском надзоре стало законом, который вводился в действие с 1 августа 1922 года. Таким образом была законодательно закреплена независимость прокуроров от местных органов власти (губернских исполкомов) и, следовательно, отвергнут принцип «двойного» подчинения, зато оппоненты настояли на отказе от права прокуроров обжаловать в суд незаконные решения исполкомов.
Именно этим нормативным актом за прокуратурой закреплялись те четыре группы полномочий, которые сохранились за ней до сегодняшнего дня с некоторыми изменениями: а) осуществление надзора от имени государства за законностью действий всех органов власти, хозяйственных учреждений, общественных и частных лиц; б) непосредственное наблюдение за деятельностью следственных органов, дознания в области раскрытия преступлений, а также за деятельностью Госполитуправления; в) поддержание обвинения на суде; г) наблюдение за правильностью содержания заключенных под стражей.
В СССР предпринимались попытки представить советскую прокуратуру как абсолютно уникальный институт, отвергалась его преемственность с дореволюционной прокуратурой. Между тем представляется правомерным рассматривать создание советской прокуратуры как попытку интегрировать функции как дореформенной, так и пореформенной российской прокуратуры, преодолеть односторонность реформы 1864 года.
Задача 8
Образование СССР нашло свое конституционное закрепление в Основном Законе – Конституции СССР 1924 г. В чем отличие Конституции СССР от предшествующих советских Конституций?
Решение:
История создания Конституции СССР 1924 г., по сути дела, начинается с принятия I съездом Советов СССР 36 декабря 1922 г. «Декларации об образовании СССР» и «Договора об образовании СССР». Декларация и Договор затем стали основой будущей Конституции СССР 1924 г.
По своему содержанию Конституция СССР 1924 г. не похожа на предшествующие советские Конституции. Она весьма своеобразна. В ней мы не найдем характеристики общественного устройства, нет глав о правах и обязанностях граждан, избирательном праве, местных органах власти и управления. Все эти вопросы решались республиканскими конституциями.
Конституция СССР 1924 г. закрепила построение федерации на базе Советов, принципы добровольности объединения союзных республик в единый Союз ССР и равноправия субъектов союзного государства, принцип демократического централизма. В Конституции получил отражение национальный характер федерации.
Конституция СССР 1924 г. закрепила форму нового государственного объединения республик – федерацию.
Задача 9
Годы 1922 – 1923 вошли в историю права России как годы кодификации законодательства. Когда был введен в действие Кодекс Законов о труде РСФСР и Гражданский кодекс РСФСР?
Решение:
Во весь рост встала грандиозная задача по кодификации норм советского прав. 1922 – 1923 гг. вошли в историю права России как годы кодификации законодательства.
Развернулись работы по кодификации важнейших отраслей советского законодательства. Работа над гражданским кодексом велась в Наркомате юстиции, над кодексом о труде – в Наркомате труда. Общее руководство кодификационными работами осуществлял СНК. Лишь после утверждения СНК кодексы ставились на обсуждение ВЦИК. За необычайно короткий срок была проведена кодификация. И уже 1 января 1923 г. ВЦИК принял и ввел в действие Кодекс законов о труде РСФСР и Гражданский кодекс РСФСР.
Задача 10
Назовите факторы, влияющие на ситуацию периода Новой экономической политики, в которой осуществлялось развитие права?
Решение:
После окончания гражданской войны и прекращения в основном военной интервенции политика «военного коммунизма» уже не удовлетворяла крестьянство. Громадная часть крестьянства была ею недовольна. Ширились выступления крестьян против Советской власти. Крестьянское хозяйство, разоренное войнами и подорванное неурожаем, находилось к весне 1921 г. в тяжелом положении. Требовались срочные меры, чтобы поднять производительные силы деревни. В 1920 г. общая продукция сельского хозяйства составляла около половины довоенной.
В еще худшем положении находилась промышленность. Продукция тяжелой промышленности в 1920 г. составляла около 1/ 7 довоенной. В стране не хватало самых необходимых предметов: хлеба, одежды, мыла и т. д. хозяйственная разруха оказала влияние и на рабочий класс, стояли многие фабрики и заводы. Рабочие от голода, бросали их и уходили в деревню; занимались кустарничеством, мешочничеством.
Стала ослабевать классовая диктатура пролетариата. Рабочий класс распылялся, деклассировался. На почве голода и усталости проявлялось недовольство части рабочих.
Нужны были срочные новые экономические мероприятия государства по выходу из кризисного положения экономики.
Список литературы
1. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2003.
2. История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова – М., 1998.
3. Иваницин В. К. История государства и права России, 1929 – 1940 гг. М., 1998;
4. История законодательства СССР и РСФСР по уголовному процессу и организации суда и прокуратуры, 1917 – 1954 гг.: Сб. документов. М., 1956;
5. История и действительность // Законность. 1992. № 3;
6. Казанцев С. М. Дореволюционные юристы о прокуратуре: Сб. статей. СПб., 2001;
7. Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993;
8. Казанцев С. М. Судебная реформа 1864 г. и реорганизация прокуратуры // Государственное управление и право. Л., 1984;
9. Кони А. Ф. Соч. Т. 2. М., 1967;
10. Кравцов Б. Из истории прокуратуры РСФСР // Социалистическая законность. 1971. № 9;
11. Крыленко Н. В. Суд и право в СССР. М., 1927;
12. Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 45. М. , 1967;
13. Маляров А. И. На страже закона и законности. М.. 1978;
14. Муравьев Н. В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. М.. 1889;
15. Наумов А. В. Политическая юстиция в СССР. М., 2000;
16. Прокурорский надзор в СССР. М. 1965;
17. Российское законодательство X –XX веков. В 9 т. М.. 1985;
18. Серов Д. О. Прокуратура Петра I (1722 – 1725 гг.). Историко-правовой очерк. Новосибирск, 2002;
19. Суд и прокуратура // Законодательство Екатерины II. Т. 1. М., 2001;
1 Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 2003. С. 135.
2 История государства и права России. Учебник под редакцией Ю. П. Титова – М., 1998.С 231.
3 Казанцев С. М. История царской прокуратуры. СПб., 1993. С. 128.
4 Там же. С. 156.
5 Крыленко Н. В. Суд и право в СССР. М., 1927. Ч. 1. С. 91.
6 В.И.Ленин, Полное СобраниеСочинений. М., 1967. Т.45. С. 200.
7 В. И. Ленин, Полное Собрание Сочинений, М., 1967. Т.45.С. 201.
8 Там же. С.200.