Содержание
Задание 1. Организация службы в субъекте РФ (принципы и система должностей). 3
1.1. Понятие и виды государственных служащих. 6
1.2. Организация службы в Новосибирской области. 8
Тема 5. 10
5.1. По каким причинам человек, проживающий на территории РФ не может поступить на государственную службу. 10
Тема 7. 11
7.3. Укажите границы гражданско- правовой ответственности государственных муниципальных служащих. 11
Тема 8. 12
8.1. какова роль норм трудового права в регулировании государственно - служебных отношений. 12
Тема 10. 13
10.1. Почему социальное обеспечение и социальная защита служащих является приоритетной задачей правового регулирования государственной службы в наше время. 13
Список использованной литературы. 15
Задание 1. Организация службы в субъекте РФ (принципы и система должностей).
Оценивая государственную службу, следует иметь в виду ее двойственную природу, назначение, содержание.
С одной стороны, с точки зрения ее функций, государственная служба — это определенная совокупность органов, структур, звеньев и подразделений, выполняющих задачи и функции государственно-служебного характера в системе, представляющие единое целое, некую сложную и комплексную государственную институцию.
С другой точки зрения, — ее направленности и содержания, — государственная служба — служение обществу, государству в осуществлении его многообразных и сложных задач и функций[1].
В данной главе мы акцентируем внимание на юридико-правовой стороне государственной службы, на том, что Н. М. Коркунов определял как "особое публично-правовое -отношение служащего к государству"[2].
Или, если иметь в виду правовое содержание государственной службы, то как "...систему правовых норм, регламентирующих государственно-служебные отношения, т. е. права, обязанности, ограничения, стимулирование, ответственность служащих, порядок прохождения государственной службы, а также процессуальные аспекты формирования и деятельности, реализации задач и функций этой службы"[3]
Правовой основой государственной службы выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики.
Государственная служба основывается на общепризнанных принципах.
Принципы государственной службы характеризуют основополагающие черты и особенности самого конституционного института "государственная служба". Поэтому они имеют более широкий фундаментальный характер. Принципы же служебного права исходят из положений, заложенных в конституционном институте государственной службы. Поэтому принципы служебного права в целом базируются на принципах, теоретическом фундаменте государственной службы, в то же время содействуя реализации правовых направлений, аспектов деятельности государственной службы.
Давая общую характеристику роли и значения принципов государственной службы, следует иметь в виду, что:
— принципы государственной службы отражают и закрепляют основополагающие черты, сущностные характеристики самой государственной службы;
— в принципах концентрируются, формулируются важнейшие юридические положения и основы государственной службы;
— рассмотрены такие имеющие концептуально-принципиальное значение и содержание вопросы, как:
а) понятие принципов государственной службы;
б) правовое закрепление принципов;
в) классификация принципов государственной службы[4].
Законодательство (в
первую очередь Конституция РФ Федеральный закон от 31 июля
Развернутая и
относительно полная характеристика принципов государственной службы содержится
в ст. 5 "Принципы государственной службы" Федерального закона
1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений принятых вышестоящими государственными органами : руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Однако данный перечень принципов едва ли можно пригнать исчерпывающим. Как представляется, принципы будут Развиваться, в частности, в связи с реформой государственной службы.
1.1. Понятие и виды государственных служащих.
В ст. 3 Закона об основах государственной службы содержится такое определение: «Государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном Федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации».
Значит, государственным служащим может быть только гражданин России. Исключения из этого правила устанавливаются специальными нормами.
Государственный служащий занимает государственную должность и в установленном порядке использует соответствующие права, реализует должностные полномочия, выполняет государственные функции.
За свою службу служащий регулярно получает денежное вознаграждение в заранее определенном размере. Оплата труда государственных служащих производится за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, то есть во всех случаях за счет средств, собранных с налогоплательщиков.
Под государственной службой в законе понимается профессиональная деятельность лиц, замещающих государственные должности категорий «Б» и «В», по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Будучи разновидностью службы вообще и. обладая всеми ее признаками (информационное содержание, деятельность за вознаграждение, в «чужих» интересах и т. д.), государственная служба имеет ряд специфических признаков, определяющих ее качественное своеобразие.
Во-первых, это деятельность лиц, замещающих патронатные и административные (категории «Б» и «В») государственные должности, а также служащих строевых подразделений (вооруженных формирований).
И хотя Закон об основах государственной службы прямо не говорит о службе в строевых частях (военных формированиях, ОМОНе, полках дорожно-патрульной службы и др.), эти служащие тоже относятся к государственным. Они образуют особую категорию государственных служащих. И в ст. 2. Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» прямо сказано: «Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами» в войсках, военных формированиях, государственных органах.
Деятельность служащих государственных предприятий, учреждений и технических исполнителей в государственных органах официально не считается государственной службой[5]. Не считает закон государственной службой и деятельность Президента, министров, губернаторов, судей и иных лиц, замещающих государственные должности категории «А».
Во-вторых, содержанием государственной службы является обеспечение исполнения полномочий государственных органов, оборона страны, охрана правопорядка. Государственные служащие выполняют государственные функции. Необходимо отметить, что государственную службу закон связывает с исполнением полномочий, а значит, с осуществлением исполнительной власти.
В-третьих, государственная служба содержится за счет бюджетного финансирования[6].
Задачи, стоящие перед государством, решают государственные служащие. В своей работе они используют определенные технические средства, но в основном их достижения, эффективность деятельности всего аппарата, зависят от организации труда, умения, добросовестности, активности служащих.
Отсюда понятно, какое огромное значение для страны имеет государственная служба, правильное определение целей и направлений их труда, подбор кадров, распределение полномочий, стимулирование добросовестной работы и т. д. Некоторые ученые даже утверждают, что хорошая администрация для общества важнее, чем хорошая конституция. И хотя такое мнение спорно, опыт многих стран свидетельствует о том, что общество, которое надлежащим образом не организовало труд служащих, испытывает серьезные трудности.
К сожалению, засилье чиновников в решении самых разнообразных дел общества, их эгоизм и корыстолюбие, низкий профессиональный уровень стали сегодня бичом России. Кризис нынешней системы государственной службы напрямую отражается во всех сферах государства — в экономике, финансовой и банковской деятельности, в решении социальных вопросов, в науке и культуре, обороне и безопасности, межнациональной политике. Россия явно подошла к тому рубежу, когда от качества государственной службы, деятельности чиновничества зависит не только судьба отдельных россиян, но и будущее всего государства.
Государственная служба — важнейший инструмент государства. Она на всем пространстве России должна быть в высшей степени организационно отлажена, законодательно обеспечена, укомплектована специалистами высшей квалификации.
1.2. Организация службы в Новосибирской области.
В Новосибирской области действует Закон Новосибирской области « О муниципальной службе в Новосибирской области», который является правовой основой деятельности муниципальных служащих.
В законе дается определение муниципальной службы, муниципальный служащий, содержится законодательство, регламентирующее деятельность муниципальных служащих, закон детально регламентирует права, обязанности, ответственность муниципального служащего.
Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности не являющейся выборной.
Муниципальный служащий – это гражданин Российской Федерации исполняющий в порядке определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Деятельности муниципальных служащих в Новосибирской области регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, Законом Российской Федерации об основах муниципальной службы в Российской Федерации, и другими законами.
Тема 5.
5.1. По каким причинам человек, проживающий на территории РФ не может поступить на государственную службу.
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. Лицам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации;
2) для ведущих и старших государственных должностей — высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специальности государственных должностей или образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами. В отношении служащих органов государственной власти особые требования могут быть закреплены в актах этих органов.
Тема 7.
7.3. Укажите границы гражданско- правовой ответственности государственных муниципальных служащих.
Законодательство предусматривает, когда это необходимо, юридическую ответственность, а именно, дисциплинарную, административную, материальную (для лиц, на которых не распространяется действие норм трудового права, она регулируется в особом порядке) и уголовную. Ответственность выражается в применении к государственным служащим тех или иных мер наказания, взысканий, предусмотренных законодательством, за виновное совершение ими правонарушения, то есть за такие поступки и действия, которые юридически признаны как запрещенные и вредные. Как известно, правонарушения делятся на преступления и проступки (деликты).
Дисциплинарная ответственность - это применение мер дисциплинарного воздействия к государственным служащим в порядке служебного подчинения за виновные нарушения правил государственной службы, не преследуемые в уголовном порядке. Она установлена на общих основаниях с другими гражданами (равенство всех перед законом, единая процессуальная форма рассмотрения дел о правонарушениях и т.п.). Однако характер профессиональной деятельности государственных служащих предопределяет и некоторые особенности регулирования их ответственности.
Например, в ряде случаев для них установлена повышенная ответственность, соразмерность ответственности замещаемой должности, санкции, применяемые только в отношении служащего (предупреждение о неполном служебном соответствии, снижение в воинском или специальном звании и др.).
Административная ответственность имеет общие черты с другими видами юридической ответственности: уголовной, дисциплинарной, материальной, - что выражается в принудительном характере мер воздействия на нарушителей, отрицательной оценке их поведения, в общей цели, которую преследуют все виды правовой ответственности по воспитанию нарушителей и профилактике правонарушений
Тема 8.
8.1. какова роль норм трудового права в регулировании государственно - служебных отношений.
Нормы трудового права инграют большую роль в деятельности государственных служащих.
Трудовым законодательством устанавливаются общие принципы и гарантии трудовых прав. Регламентируется право на отпуск, на заработную плату, иные гарантии, общие принципы ответственности, иные положения.
Трудовым законодательством устанавливается право работодателя устанавливать испытательный срок, законодательство о государственной службе развивает данное положение.
Для гражданина, впервые принятого на государственную должность, в том числе по итогам конкурса документов, или для государственного служащего при переводе на государственную должность иной группы и иной специализации, устанавливается испытание на срок от трех до шести месяцев. В срок испытания не засчитываются период временной нетрудоспособности и другие периоды, когда государственный служащий отсутствовал на службе по уважительным причинам.
Государственному служащему до окончания срока испытания очередной квалификационный разряд не присваивается. При неудовлетворительном результате испытания он может быть переведен с его согласия на прежнюю или другую государственную должность, а при отказе от перевода — уволен. Если срок испытания истек, а работник продолжает государственную службу, он считается выдержавшим испытание и последующее увольнение допускается только по основаниям, предусмотренным федеральным законом.
Тема 10.
10.1. Почему социальное обеспечение и социальная защита служащих является приоритетной задачей правового регулирования государственной службы в наше время.
В государственных и муниципальных органах власти Ростовской области для многих служащих приоритетное значение имеют такие ценности как уважение людей (92,4%), творческий характер труда и самореализация способностей (87,3%), репутация (64,4%)”[7].
Потому социальная защита государственных служащих не должна ограничиваться их материальным обеспечением, но учитывать их психологию, самоуважение и признание со стороны коллег, начальства, общества в целом. И в этой связи возникает первоочередная проблема создания положительного, делового имиджа государственной службы на основе правдивой и оперативной информации.
Необходимо отметить, что одной из причин отрицательного отношения населения к государственной службе была и остается проблема льгот и привилегий. “Привилегии являются объективной необходимостью любой управленческой структуры в любом обществе. Заявления о желании их ликвидировать есть или демагогия, или непонимание основ управления... В то же время именно привилегии вызывают, как это мы уже подчеркивали, негативные оценки в общественном мнении государственной службы. Опыт демократически развитых зарубежных стран показывает, что этого достаточно легко избежать.
Для этого нужно, во-первых, чтобы все привилегии были законодательно оформлены... Во-вторых, оно должны быть известны всем. И, в-третьих, должен быть действенным и гласным контроль за соблюдением законодательства о привилегиях.
Второе принципиальное различие социальной защиты государственных служащих и социальной защиты других трудоспособных граждан обусловлено тем, что занятый в различных гражданских структурах (даже выполняющий неквалифицированный труд) гражданин работает “на себя”, в то время как государственный служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом, в отличие от других граждан, ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы.
Список использованной литературы.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации « (ред. от 07.11.2000)
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 13.04.99)
Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» // Сборник НПА НСО. Под ред. В. А. Арбатского , том IV . – 1999. – 576 с.
Научная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1998.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2003
3. Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – 618 с.
4. Государственная служба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 1998. – 640 с.
5. Гришковец А. Государственный служащий и гражданское общество // Государство и право. – 2004. - №1. –С. 24 – 37
6. Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – 124 с.
7. Измайлов Д. Приоритетные направления и пути совершенствования государственной службы Российской Федерации // Известия ВУЗов. Сер. Право. – 2004. - №5. – С. 82 – 99.
8. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право . – М., 2000
9. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – 295 с.
10. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – 592 с.
11. Овсянко Д.М. Административное право. – М., 1999
12. Охотский Е. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации. // Государство и право. – 2003. - №9. – С. 17 – 26.
13. Чиканов Л.А. Государственные служащие. – М.: Юристъ, 1998. – 112 с.
1.3.
Библиография
Нормативные правовые акты
Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 1997. – 18 с.
Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗОб основах государственной службы Российской Федерации (ред. от 07.11.2000)
Научная литература
14. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1998.
15. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2003
16. Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – 618 с.
17. Государственная служба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 1998. – 640 с.
18. Гришковец А. Государственный служащий и гражданское общество // Государство и право. – 2004. - №1. –С. 24 – 37
19. Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – 124 с.
20. Измайлов Д. Приоритетные направления и пути совершенствования государственной службы Российской Федерации // Известия ВУЗов. Сер. Право. – 2004. - №5. – С. 82 – 99.
21. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право . – М., 2000
22. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – 295 с.
23. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – 592 с.
24. Овсянко Д.М. Административное право. – М., 1999
25. Охотский Е. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации. // Государство и право. – 2003. - №9. – С. 17 – 26.
26. Чиканов Л.А. Государственные служащие. – М.: Юристъ, 1998. – 112 с.
[1] Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – С. 35.
[2] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 145.
[3] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – С. 24.
[4] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 145.
[5] Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – С. 37.
[6] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 156.
[7] Государственная кадровая политика... С.158, 207.