Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы Международных объединений 5
1.1. Исторический аспект 5
1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи 7
Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений 16
2.1. Международные организации 16
2.2. Национальные организации 22
Заключение 26
Библиографический список 28
Введение.
Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. [2.c.11]
Туристическая деятельность в России регулируется Федеральным Законом). Также разработан ряд концепций реорганизации и развития туризма в РФ. [8, 16.]
Сейчас важно не только производить качественные товары и услуги, но организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».
В прошлом веке маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. В этом и состоит актуальность данной темы.
По данным Всемирной туристической организации (ВТО) , Российская федерация в 1998 году находилась на 16 месте в мире по получаемым доходам от по международному туризму, а по числу иностранных грждан, прибывших в Россию – на 13.
Создание системы, стимулирующей въезд в Россию – в первую очередь туристов из экономически развитых стран,- за счет снижения визовых средств и отмены других платежей, в частности сбора за программное оформление, является одним из мероприятий, направленных на усиление государственного регулирования туристической деятельности. Такженеобходимо провести активизацию некоммерческой рекламы туристических воздействий страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.
Не в последнюю очередь , средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, направляемые на финансирование текущих мероприятий по развитию туризма на территориях субъектов РФ, используются в рамках регионального туризма.
Для развития внутреннего туризма России необходимо наличие исключительно благоприятных географических и культурно-исторических условий. Для развития въездного туризма – активная, профессионально подготовленная реклама туристических возможностей России на мировом рынке, направленная на создание првлекательного имиджа страны.
Различные оздоровительные учреждения, а также организации. оказывающие услуги в сфере туризма и рекриационного обслуживания , в ходе выполнения своей хозяйственной деятельности осуществляют определенное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Поэтому необходимо разрабатывать определенную политику в плане охраны природных объектов от напора вредного воздействия научно-технического прогресса, во благо сохранения природной среды с последующим полноценным ее использованием в целях привлечения внимания к данному виду туристического ресурса.
Цель данной работы является изучение международных организаций и объединений в туризме.
Задачи данной работы 1. Изучение теоретических основ Международных объединений.
2. Изучение анализа деятельности туристических объединений.
Глава 1 Теоретические основы Международных объединений.
1.1. Исторический аспект
В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 2001 году в мире было зарегистрировано 76 миллионов прибытий туристов, поступления от международного туризма достиг ли 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валютных поступлений от туризма за период с 1950 по 2001 год выросли в 144 раза.
По прогнозам экспертов, бурное развитие международного туризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2007 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году достигнет 900 млн. человек, а к 2015 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. [1.c.45]
По мнению различных аналитиков, в основе развития международного туризма лежат следующие факторы:
1. Экономический рост и социальный прогресс привели к расширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.
2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.
3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.
4. Интенсификация труда и получение трудящимися более продолжительных отпусков.
5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.
6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы перевозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.
7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.
Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.
В экономике отдельной страны международный туризм выполняет ряд важных функций:
1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.
2. Международный туризм расширяет вклады в платежный баланс и ВНП страны.
3. Международный туризм способствует диверсификации экономики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.
4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населения и повышается уровень благосостояния нации.
Развитие международного туризма приводит к развитию экономической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообразуясь с экономическими отношениями отдельных стран.
Международный туризм входит в число трех крупнейших экспортных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспорте 11% и 8,6% соответственно. В 2003 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг. [3.c.85]
Значение туризма как источника валютных поступлений, обеспечения занятости населения, расширения межличностных контактов возрастает.
Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объясняется в первую очередь разными уровнями социально-экономического развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.
Всемирная организация по туризму в своей классификации выделяет страны, являющиеся преимущественно поставщиками туристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зеландия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испания, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). [5.c.35]
1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи.
Глобальное развитие туризма, широкое распространение туристских связей и маршрутов за пределы национальных границ государств, превращение туризма к международную туристские индустрию потребовали международного управления туристской деятельностью и ее регулирования.
В этих целях были созданы и продолжают создаваться международные туристские организации. Они определяют основные направления развития индустрии туризма в мире, разрабатывают основополагающие принципы туристской деятельности, устанавливают международные нормы и стандарты, способствуют сотрудничеству стран в сфере туризма.
В настоящее время существует более 200 международных туристских организаций различного уровня и профиля. Это ассоциации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы, центры и институты.
Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы:
1) мировые общего характера;
2) мировые отраслевого характера;
3) региональные общего характера;
4) региональные отраслевого характера;
5) специализированные;
6) особые,
К мировым туристским организациям общего характера относятся: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемирный совет по путешествиям и туризму (ВТТС), Международная ассоциация мирового туризма (МТ) и др. В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие мировые международные организации как Всемирная федерация туристских путешествий (ВАТП), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ВАТА) и другие подобные организации.
К мировым туристским организациям отраслевого характера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ПАТА). Международная ассоциация морских пассажирских перевозчиков (МНСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международный союз национальных ассоциации гостиниц» ресторанов и кафе (Хо-Ре-Ка), Международная ассоциация конгрессных центров (АИ11К) и многие другие.
К региональным туристских организациям общего характеристики носятся: Туристская ассоциация стран Азии и Тихого океана (ПАТА). Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА). Арабский туристский союз (ЮЛТ), Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТН) и многие другие организации.
К региональным туристским организация отраслевого характера относятся: Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциация (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ}« Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ВМФ), Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском Союзе и Европейской экономической зоне (ХОТРЕК) и многие другие организации.
В группу особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, входят организации: отвечающие ч а сотрудничество к области туристкой информации; регулирующие- профессиональное туристское организации. управляющие научными исследованиями туристической сфере; содействующие развитию международного туризма и др.
Эта группа включает Международную федерацию туристов и писателей, освещающих вопросы туризма, Международную ассоциацию по документации и информации » области культуры и туризма.(А/ЩКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению «области туризма {АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРЛ), Международный клуб гидов (ИГК, Международный союз охраны природы и ресурсов (ИЮНИ) и множество других организаций.
Цели и задачи международных туристских организаций
Целями и задачами мировых международных туристских организация общего характера являются: определение путешествий развитая мирового туризма и целом: решение проблем, неизбежно возникающих а ходе этого развития: практическое содействие странам - членам своих организаций в продвижении и развитии национального туризма этапах государств. Среди целей и задач этих организаций и такие важные вопросы, непосредственно связанные с туризмом и туристской деятельностью, как стимулирование экономического развития стран - участников, защита окружающей среды, сохранение культурного наследия народов и народностей, содействие миру в взаимопомощи между народами.
Первоочередными задачи НТО к настоящее время следующие:
• сотрудничестве во тмя развития, ч. е. расширение и углубление сотрудничества в области туризма в целях развития мира;
• развитие гуманитарных ресурсов, г. с, совершенствование качества образования и профессиональной подготовки туристских кедров:
• окружающая среда и планирование, т. е. планирование. и реализация мер по защите окружающей среды;
• качества туристского развития, т, с. повышение качества туристского обслуживания и обеспечение безопасности туристских услуг;
• статистика ч маркетинговые доследования, т, е. изучение туристского рынка; сбор, анализ и систематизации статистических данных; прогнозирование развития туризма к мире;
• коммуникация к документация, т, е, обесценение связей между странами к регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской документации.
Задача сотрудничества во имя развития предполагает стимулирование туризма в целях экономического развития отдельных стран и регионов, создания рабочих мест, формирования инфраструктуры, получения доходов от туристской деятельности. Реализация этой задачи особенно важна для слаборазвитых стран и регионов,
Задача развития гуманитарных ресурсов связана с необходимостью выработки и распространения единых международных стандартов качества туристского образования с учетом национальной специфики туризма.
Задача, связанная с окружающей средой и планированием. предусматривает, с одной стороны, усиление положительного туризма на сохранение и развитие природной и культурной среды туристских центров, а с другой стороны, уменьшение отрицательного влияния туризма на окружающую среду, а также планирование к финансирование соответствую мероприяятий.
Задача качества туристского развития означает поиск путей повышения качества и улучшения ассортимента туристских услуг, обеспечения безопасности и зашиты туристов я туристских объектов,
Задача, связанная со статистикой и маркетингом»»»! исследованиями, определяет необходимость углубления и расширения исследований международного туристского рынка и унификации всей системы международной туристской стандарта. составление прогнозов туристского развития по странах» и регионам,
Задача, связанная с коммуникацией и документацией, предполагает обеспечение, расширение и облегчение практических путей взаимодействия между участниками туристских обменов, а также разработку и распространение нормативных и информационных материалов.
ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями устанавливая новые контакты с правительственными, туристскими и другими заинтересованных организациями разных стран; участвуя в международник:, региональных конференциях, семинарах и проектах:
Практическую связь я взаимодействие с участниками туристского движения в целях решения задач организации ВТО осуществляет через своих региональных представителей. Они действуют в шести регионах мифа: в Африке» Северной я Южной Америке, Восточной Азии к Тихоокеанском бассейне, Европе, на Ближнем Востоке и в Южной азии. Региональные представители ВТО встречаются с руководителями туристской отрасли своих регионов с целью выявления, анализа и поиска путей решения проблем в развитии туризма, участвуют в разработке туристских проектов» организуют практические семинары по вопросам туризма разных стран» представляют интересы ВТО на региональных и национальных туристских мероприятиях, помогают устанавливать контакты между руководителями туристского сектора и правительственными учреждений
Перед миллионными международными туристскими организациями отраслевого характера стоят цели и задачи, связанные с определением тенденций и путей развития своей отрасли в сфере туризма, координацией сотрудничества предприятий отрасли с организациями других секторов туристской разработкой единых отраслевых норм и стандартов качества услуг, решением проблем развития своей отрасли.
Одной из ведущих мировых международных туристских организаций отраслевого характера является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИА ТА). Она была учреждена в 1999 г.. когда начались первые международные регулярные авиаперевозки. Членами ИАТА являются авиакомпаний из более чем 130 стран мира.
Основной целью Международной ассоциации воздушного транспорта является сотрудничество авиакомпаний мира для обеспечения безопасна т, надежности и экономичности международных воздушных перевозок. Среди ключевых задач ИАТА можно назвать следующие:
* развитие сотрудничества с международными организациями. особенно со вновь как Международная организация гражданской авиации;
* определение наиболее эффективных путей сотрудничества всех предприятий, прямо или косвенно задействованных международных авиаперевозок;
* упорядочение международного воздушного сообщения; «дальнейшее обеспечение технических мер безопасности
* надежность авиаопераций, угрозы травм, порчи и утраты багажа;
* разработка и внедрение единых высоких воздушной навигации инфраструктуры аэропортов и обслуживании в полетах, стандартизация документации;
* разработка ж распространение общих международных правил я процедур практики перевозок я обслуживания;
* установление единых международных тарифов на воздушные пассажирские перевозки;
* изучение и поиск решения проблем коммерческих авиаперевозок, например урегулирование вопросов конкуренции авиаперевозчиков, расширение спроса и предложения через программы авиакомпании, техническое усовершенствование парка самолетов, внедрение полых технологий. Целя и задач международных (туристических организаций общего связаны: с определением и путей развитии туристского движения к конкретных регионах мира; изучением туристского рынка и проведением мероприятии но маркетингу туристского продукта, помощью странам региона к продвижении туризма: решением вопросов объединения и координации усилий ров и предприятий туристской отрасли региона; финансированием: внедрением новых технологий и единых процедур.
Цель ПАТА - усилению роста и принципы качества туризма и путешествий и странах.
Среди чада ч, стоящих перед организацией, следующие:
• определение общей политики и стратегии развития туризм и в регионе;
• обеспечение сбалансированного роста туристских потоки в регион:
• принятие мер разумной консервации в целях сохранения природной и культурной среды народов, населяющих регион, в связи с трехкратным увеличением въездного туризма (с 25 млн до 90 млн посетителей за последнее десятилетие)
• проведение мероприятий по маркетингу и продвижению туризма в связи с недавним экономическим спадом;
• разработка и реализация программ обучения и подготовки кадров для туристской индустрии региона, проведении учебных форумов и семинаров;
• координация деятельности всех организаций, учреждении и компаний региона, связанных с туризмом или участвующих в туристском, обслуживание,
Цели и задачи региональных туристских организаций отраслевого характера заключаются: в определении направлений эффективного развития отдельных секторов, составляющих всю туристскую отрасль региона; обеспечений взаимодействия предприятий внутри каждого ш секторов: выработке и внедрении единых норм и стандартов качества услуг; «бучении персонала отрасли региона.
ХОТРЕК (Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе я подобных учреждений и Европейском Союзе и Европейской экономической зоне) - одна из типичных региональных организаций отраслевого характера. ХОТРБК является представительской организацией гостиниц ресторанов и кафе Европейского Союза, выражая интерес 35 национальных ассоциаций и гостиниц. ресторанов и кафе 19 европейских стран. Членами ХОТРБК являются только национальные ассоциации частного сектора. Штаб-квартира ХОТРНК находится в Брюсселе (Бельгия).
ХОТРЕК определяет свои цели а двух основных направлениях: 1) максимально содействовать сотрудничеству между своими членскими организациями:
2) за интересы европейской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе.
Задачи ХОТРЕК в рамках поставленных целей следующие;
• представлять интересы учреждении Европейского Союза по всем вопросам, касающимся индустрии гостиниц, ресторанов я кафе;
• веста диалог с партнерскими общественными организациями:
• осуществлять взаимодействие с другими отраслями европейской туристской индустрии;
• поддерживать связи с международной индустрией туризма. Перед специализированными международными туристскими
• организациями стоят цели и задачи, определяемые их конкретной специализацией в туристской сфере.
Международное бюро по социальному туризму (БИТС) от- у носится к числу таких международных туристических организаций.
БИТС было создано в 1963 г. и в настоящее время насчитывает более 100 членов из 25 стран мира. Это международные, национальные и независимые компании, всемирные союзы и ассоциации, работающие .в сфере туристского, гостиничного и транспортного обслуживания. Штаб-квартира БИТС находится в Брюсселе.
Цель БИТС - способствовать организации и продвижению социального туризма, добиваться того, чтобы сделать туризм достоянием большинства населения мира,
Задачи БИТС включают:
•продвижение социального туризма на международном уровне; туристской деятельности своих членских организаций:
• информирование и консультирование своих организаций -млении и» различным аспектам развития социального туризма, включая его культурные аспекты, а также социальные последствия ;
• помощь национальным организациям по социальному туризму в решении проблем продвижения социального тури ша.
Цели и задачи особых международных организаций, с туризмом, определяются их особыми функциями
Одна из подобных организаций - Международная федерация путешественников и писателей по туризму (ФИЖЕТ).
ФИЖЕТ была учреждена в 1954 г. Она выражает интересы журналистов 30 стран мира. В организации более 1500 членов. С 1966 г. ФИЖЕТ имеет консультативный спя ус при ЮНЕСКО.
Ее основная цель - представлять интересы журнал не то и писателей, пишущих но вопросам международного путешествий.
Среди задач - организация представителей ФИЖЕТ к различных странах в виде клубов журналистов и писателей; обмену мнениями среди своих членов; зашита прав журналистов на доступ к информации и другие задачи,
Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений.
2.1. Международные организации
Международный туризм берет свое начало в середине XIX века, а со второй половины XX века он приобрел всеобъемлющий характер. Во многом столь бурный рост международного туризма связан с образованием в октябре 1945 года Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа — ЮНЕСКО (Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕСКО в 50-х годах разработала программу развития туризма, которая способствовала превращению туризма в наиболее быстро развивающуюся отрасль.
В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных туристских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную туристскую организацию (ВТО). Главной целью деятельности ВТО было провозглашено осуществление международного сотрудничества государств в сфере туризма.
Основными задачами ВТО являются:
— оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран—членов ВТО и укрепление дружеских и культурных связей;
— борьба против любых препятствий свободному международному передвижению людей;
— сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма;
— научно-исследовательская работа в области туризма;
— координация туристской деятельности в региональном и межрегиональном масштабе;
— сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.
На сегодняшний день ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные директораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабочих языков приняты английский, французский, испанский и русский.
Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 года и начиная с 1980 года этот день отмечается как Всемирный день туризма.
Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Генеральной ассамблеи ВТО.
Важным событием в деятельности ВТО стала Всемирная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственности государств за развитие туризма и ряд актуальных проблем, таких как: «Человек — организатор своего отдыха», «Регулирование спроса и предложения в туристской сфере», «Научно-техническое сотрудничество в области туризма», «Подготовка кадров для индустрии туризма» и др. В заключительном документе нашли отражение совместно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. [7.c.36]
На своей шестой сессии (17 — 26 сентября 1985 года, г. София) ВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о роли туризма и молодежном туризме.
К всемирным организациям относятся также Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУА-АВ), созданная в 1966 году, Всемирная ассоциация туристских агентств (ВАТА).
Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания туристов: Международная ассоциация по воздушным перевозкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний, Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гостиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостиничных ассоциаций.
Все вышеперечисленные организации являются коммерческими. Помимо них существуют различные международные некоммерческие организации содействия туризму. Основные из них:
— Международный туристский альянс (АИТ), объединяющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации;
— Международная академия туризма, которая занимается проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки;
— Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию научных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съезды, конференции;
— Международная федерация журналистов и писателей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.
В большинстве западных стран действуют правительственные некоммерческие организации по туризму, которые обычно входят в состав министерств и ведомств, осуществляющих в том числе и международную деятельность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации, торговли, транспорта и т.д. [7.c.38]
Подобное развитие международных туристических связей повлекло за собой создание многочисленных международных организаций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения системы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизодически и не являются главными в сфере деятельности; неправительственные специализированные, международные коммерческие, национальные и региональные организации по туризму.
Специализированная организация в системе ООН — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет более 120 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.
Согласно Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются поощрение туризма как средства экономического развития и международного взаимопонимания для обеспечения мира, благосостояния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма.
ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туризма, среди которых:
— Манильская декларация о туризме в мире (1980);
— Документ Акапулько (1982);
— Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);
— Гаагская декларация по туризму (1989).
К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный
Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).
Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:
— Всемирной федерацией ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда входят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация была создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интересов туристических агентств и оказания им необходимой профессиональной, технической и правовой помощи.
— Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.
— Всемирной ассоциацией по профессиональному образованию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.
— Международным бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных организаций для создания условий, способствующих участию в международном туризме широких слоев населения.
— Международным туристическим альянсом, специализирующимся на страховании при автомобильных поездках за границу.
— Международной организацией профессиональных организаторов конгрессов.
— Всемирной ассоциацией туристических агентств, объединяющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями. [10.c.48]
К числу национальных и региональных организаций, содействующих развитию международного туризма, относятся:
— Американское общество туристических агентств (АСТА).
— Ассоциация британских туристических агентств.
— Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ).
— Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки. Расположенный в Мадриде секретариат ВТО ежегодно публикует официальные статистические данные ООН по международному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Международный валютный фонд выработал соответствующие рекомендации. Согласно этим рекомендациям, в актив платежного баланса включаются следующие статьи.
— поступления от продажи туристических товаров и услуг;
— поступления от экспорта товаров туристического спроса и оборудования для туристических предприятий;
— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;
— транспортные расходы иностранных посетителей;
— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;
— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. В пассиве платежного баланса содержатся следующие статьи:
— расходы на приобретение •пластических услуг и товаров;
— расходы на импорт товаров, необходимых для международного туристического потребления, в том числе на прямой импорт
И на косвенный импорт;
— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров,
оплату труда иностранных специалистов;
— транспортные расходы на перевозки неместного характера;
— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;
— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты,
возмещение капитала.
Подобный статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое значение как при анализе ситуации Hi внутреннем рынке страны, так и при работе с другими государствами.
Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристической индустрии.
Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары туристического спроса.
С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли некоторые изменения в формах организации международного туризма.
Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и лишенных зачастую юридической и хозяйственной независимости.
Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предлагающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров.
В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществляющие операции по предоставлению туристических услуг клиентам. Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности. [10.c.51]
2.2. Национальные организации на примере России
В России координацию деятельности туристских предприятий осуществляет Департамент туризма Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации (Минэкономразвития России). Аналогичные органы управления имеются в субъектах Российской Федерации (республиках, краях, областях) и крупных городах.
Комитет по культуре и туризму с правом законодательной инициативы создан также в Государственной Думе.
Большинство туристских предприятий России объединились в национальные ассоциации по интересам. Основными из них являются:
Ассоциация туризма (АСТУР);
Национальная туристская корпорация (НТК);
Российская ассоциация социального туризма (PACT);
Российская ассоциация туристских агентств (РАТА);
Туристско-спортивный союз России.
Например, в задачи Национальной туристской корпорации (НТК) входят:
— объединение финансовых и материальных ресурсов туристских, банковских и иных коммерческих структур в целях содействия в реализации программ развития туризма;
— создание национальных гостиничных цепей, конкурентоспособных на мировом рынке;
— строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;
— инвестирование проектов, направленных на комплексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;
— содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; — продвижение национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;
— выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализация иных задач в соответствии с законодательством Российской Федерации.
НТК может быть основана на смешанном предпринимательском и государственном капитале, а ее деятельность определяется общепринятыми отечественными и мировыми стандартами. [11.c.25]
В каждом субъекте Российской Федерации создан комитет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе. Так, в Санкт-Петербурге создан Комитет по туризму и развитию курортов, являющийся структурным подразделением Администрации Санкт-Петербурга.
Предметами ведения Комитета являются:
• реализация политики Администрации Санкт-Петербурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курортного дела;
• прогнозирование и региональное планирование развития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курортов;
• разработка проектов программ привлечения инвестиций в развитие гостиничного хозяйства и курортов;
• организация рекламы Санкт-Петербурга как туристского центра;
• осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.
Комитет имеет право:
о вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомственных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и увольнять руководителей;
* разрабатывать методические материалы и рекомендации по вопросам, связанным с деятельностью комитета;
* подготавливать и представлять в установленном порядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;
* принимать участие в формировании проектов бюджета Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в подведомственной комитету сфере;
* содействовать развитию международного и внутреннего туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхающих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;
* проводить лицензирование и сертификацию туристской и гостинично-курортной деятельности на территории Санкт-Петербурга;
* рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирового туризма;
* принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;
* участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.
Председатель Комитета возглавляет Коллегию Комитета — общественный орган, в состав которого входят представители комитетов Администрации Санкт-Петербурга, ученые и руководители крупных туристских фирм города. Научную экспертизу наиболее перспективных галдел технология путешествий долгосрочных проектов развития туризма в Санкт-Петербурге осуществляет Научный совет — структурное подразделение Коллегии.
В целях развития туризма Комитет имеет право заключать различные соглашения и договоры с органами развития туризма как в нашей стране, так и за рубежом.
Комитет осуществляет лицензирование международной туристской деятельности. Решение о выдаче лицензий принимает межведомственная лицензионная комиссия, председателем которой является председатель Комитета по туризму и развитию курортов.
Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Российской Федерации и органами управления туризмом многих зарубежных стран, в частности Греции, Испании, Кипра, Дании и другими. [11.c.27]
Заключение
В наши дни туризм затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.
Туризм включает в себя множество самых разнообразных видов. Многие путают туристические объединения с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд. Туристическое объединение начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.
Сфера действия туристических объединений в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров услуги, организации, места, идеи. Таким образом, появилось понятие туристические объединения услуг, которое подразумевает под собой процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов и призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.
Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.
Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого объединяются в туристических объединений.
Туристические объединения – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой конкретной ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, туристическое объединение представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей объединения. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющему по туризму возможность принимать более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии.
Вполне очевидно, что туристические объединения являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на соединения туристических организаций в объединения, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.
Библиографический список
1. Балабанов И.Т. Экономика туризма:- М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.: ил.
2. Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник – М.: Финансы и статистика,2001. – 368 с.: ил
3. Ильина Е.Л. Штыхно Д.А. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 10-16.
4. Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.
5. Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.95.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 1995.- дек. (N 52).
6. Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.
7. Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 1997.
8. Папирян Г.А. Международные экономические отношения
9. Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства: /Маркетинг в сфере туризма, досуга, сферы услуг//Маркетинг.-2000.- март (N2).
10. Попова Р.Ю. / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1(13). С. 28-31.
11. Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: «Экспертное бюро – М», 1997. – 176 с.
12. Расторгуева И. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять.Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).
13. РФ. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).
14. Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 352 с.
15. Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика 1998. – 208 с.: ил.