Содержание

Введение                                                                                                          3

Глава 1 Теоретические основы Международных объединений              5

1.1. Исторический аспект                                                                       5

1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи                               7

Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений                    16

2.1. Международные организации                                                                 16

2.2. Национальные организации                                                           22

Заключение                                                                                                     26

Библиографический список                                                                         28

Введение.

Туризм является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии. На сферу туризма приходится около 6% мирового валового национального продукта, 7% мировых инвестиций, каждое 16-е рабочее место, 11% мировых потребительских расходов. Таким образом, в наши дни нельзя не заметить того огромного влияния, которое оказывает индустрия туризма на мировую экономику. [2.c.11]

Туристическая деятельность в России регулируется Федеральным Законом). Также разработан ряд концепций реорганизации и развития туризма в РФ. [8, 16.]

Сейчас важно не только производить качественные товары и услуги, но организовывать их сбыт. Поэтому очень большое значение уделяется маркетингу. Девиз маркетинга на сегодняшний день таков: «Производить то, что покупается, а не продавать то, что производится».

В прошлом веке маркетинг как таковой не был нужен, так как большинство фирм были мелкими и знали своих клиентов лично. В XX веке появилась необходимость в получении более обширной информации о клиентах и их покупательских потребностях. Появилась проблема нехватки информации. В этом и состоит актуальность данной темы.

По данным Всемирной туристической организации (ВТО) , Российская федерация в 1998 году находилась на 16 месте в мире по получаемым доходам от по международному туризму, а по числу иностранных грждан, прибывших в Россию – на 13.

Создание системы, стимулирующей въезд в Россию – в первую очередь туристов из экономически развитых стран,- за счет снижения визовых средств и отмены других платежей, в частности сбора за программное оформление, является одним из мероприятий, направленных на усиление государственного регулирования туристической деятельности. Такженеобходимо провести активизацию некоммерческой рекламы туристических воздействий страны, в том числе за счет бюджетных ассигнований, что является важнейшим условием обеспечения конкурентоспособности отечественного туристического продукта на внутреннем и внешнем рынках.

Не в последнюю очередь , средства бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников, направляемые на финансирование текущих мероприятий по развитию туризма на территориях субъектов РФ, используются в рамках регионального туризма.

Для развития внутреннего туризма России необходимо наличие исключительно благоприятных географических и культурно-исторических условий. Для развития въездного туризма – активная, профессионально подготовленная реклама туристических возможностей России на мировом рынке, направленная на создание првлекательного имиджа страны.

Различные оздоровительные учреждения, а также организации. оказывающие услуги в сфере туризма и рекриационного обслуживания , в ходе выполнения своей хозяйственной деятельности осуществляют определенное воздействие на окружающую природную среду в виде выбросов и сбросов загрязняющих веществ. Поэтому необходимо разрабатывать определенную политику в плане охраны природных объектов от напора вредного воздействия научно-технического прогресса, во благо сохранения природной среды с последующим полноценным ее использованием в целях привлечения внимания к данному виду туристического ресурса.

Цель данной работы является изучение международных организаций и объединений в туризме.

Задачи данной работы 1. Изучение теоретических основ Международных объединений.

2. Изучение анализа деятельности туристических объединений.


Глава 1 Теоретические основы Международных объединений.

1.1. Исторический аспект

В настоящее время индустрия туризма является одной из наиболее динамично развивающихся форм международной торговли услугами. В последние двадцать лет среднегодовые темпы роста числа прибытий иностранных туристов в мире составили 5,1%, валютных поступлений — 14%. Согласно данным Всемирной туристической организации, в 2001 году в мире было зарегистрировано 76 миллионов прибытий туристов, поступления от международ­ного туризма достиг ли 372 миллиарда долларов (без учета поступлений от международного транспорта). В целом объемы валют­ных поступлений от туризма за период с 1950 по 2001 год выросли в 144 раза.

По прогнозам экспертов, бурное развитие международного ту­ризма будет продолжаться и далее. По разным подсчетам, к 2007 году эта отрасль станет ведущей экспортной отраслью в мире. Ожидается, что при сохранении сложившихся темпов роста число международных путешествий к 2010 году достигнет 900 млн. человек, а к 2015 году увеличится и составит порядка 937 млн. человек. [1.c.45]

По мнению различных аналитиков, в основе развития между­народного туризма лежат следующие факторы:

1. Экономический рост и социальный прогресс привели к рас­ширению объема деловых поездок и поездок с познавательными целями.

2. Совершенствование всех видов транспорта удешевило поездки.

3. Увеличение числа наемных рабочих и служащих в развитых странах и повышение их материального и культурного уровня.

4. Интенсификация труда и получение трудящимися более про­должительных отпусков.

5. Развитие межгосударственных связей и культурных обменов между странами привело к расширению межличностных связей между и внутри регионов.

6. Развитие сферы услуг стимулировало развитие сферы пе­ревозок и технологический прогресс в области телекоммуникаций.

7. Ослабление ограничений на вывоз валюты во многих странах и упрощение пограничных формальностей.

Значение туризма в мире постоянно возрастает, что связано с возросшим влиянием туризма на экономику отдельной страны.

В экономике отдельной страны международный туризм выпол­няет ряд важных функций:

1. Международный туризм — источник валютных поступлений для страны и средство для обеспечения занятости.

2. Международный туризм расширяет вклады в платежный ба­ланс и ВНП страны.

3. Международный туризм способствует диверсификации эконо­мики, создавая отрасли, обслуживающие сферу туризма.

4. С ростом занятости в сфере туризма растут доходы населе­ния и повышается уровень благосостояния нации.

Развитие международного туризма приводит к развитию эко­номической инфраструктуры страны и мирных процессов. Таким образом, международный туризм следует рассматривать, сообра­зуясь с экономическими отношениями отдельных стран.

Международный туризм входит в число трех крупнейших экс­портных отраслей, уступая нефтедобывающей промышленности и автомобилестроению, удельный вес которых в мировом экспор­те 11% и 8,6% соответственно. В 2003 году суммарный доход стран мира от международного туризма составлял 7% от общего объ­ема мирового экспорта и 3% от мирового экспорта услуг. [3.c.85]

Значение туризма как источника валютных поступлений, обес­печения занятости населения, расширения межличностных кон­тактов возрастает.

Международный туризм в мире крайне неравномерен, что объяс­няется в первую очередь разными уровнями социально-экономичес­кого развития отдельных стран и регионов. Наибольшее развитие международный туризм получил в западноевропейских странах. На долю этого региона приходится свыше 70% мирового туристического рынка и около 60% валютных поступлений. Примерно 20% приходится на Америку, менее 10% — на Азию, Африку и Австралию вместе взятые.

Всемирная организация по туризму в своей классификации вы­деляет страны, являющиеся преимущественно поставщиками ту­ристов (США, Бельгия, Дания, Германия, Голландия, Новая Зелан­дия, Швеция, Канада, Англия) и страны, являющиеся, в основном, принимающими туристов (Австралия, Греция, Кипр, Италия, Испа­ния, Мексика, Турция, Португалия, Франция, Швейцария). [5.c.35]

1.2. Объединения в туризме: виды, цели и задачи.

Глобальное развитие туризма, широкое распространение туристских связей и маршрутов за пределы национальных границ государств, превращение туризма к международную туристские индустрию потребовали международного управления турист­ской деятельностью и ее регулирования.

В этих целях были созданы и продолжают создаваться меж­дународные туристские организации. Они определяют основные направления развития индустрии туризма в мире, разрабатыва­ют основополагающие принципы туристской деятельности, ус­танавливают международные нормы и стандарты, способствуют сотрудничеству стран в сфере туризма.

В настоящее время существует более 200 международных туристских организаций различного уровня и профиля. Это ас­социации, группы ассоциаций, союзы, федерации, комитеты, бюро, комиссии, советы, центры и институты.

Международные туристские организации подразделяют на следующие основные группы:

1) мировые общего характера;

2) мировые отраслевого характера;

3) региональные общего характера;

4) региональные отраслевого характера;

5) специализированные;

6) особые,

К мировым туристским организациям общего характера относятся: Всемирная туристская организация (ВТО), Всемир­ный совет по путешествиям и туризму (ВТТС), Международная ассоциация мирового туризма (МТ) и др. В области туристского бизнеса и предпринимательства действуют такие мировые международные организации как Всемирная федерация туристских путешествий (ВАТП), Всемирная федерация ассоциаций туристских агентств (ВАТА) и другие подобные организации.

К мировым туристским организациям отраслевого ха­рактера относятся: Международная ассоциация воздушного транспорта (ПАТА). Международная ассоциация морских пас­сажирских перевозчиков (МНСА), Международная гостиничная ассоциация (МГА), Международный союз национальных ассо­циации гостиниц» ресторанов и кафе (Хо-Ре-Ка), Международ­ная ассоциация конгрессных центров (АИ11К) и многие другие.

К региональным туристских организациям общего характеристики носятся: Туристская ассоциация стран Азии и Тихо­го океана (ПАТА). Ассоциация туристской индустрии Америки (ТИАА), Карибская ассоциация по туризму (КТА). Арабский ту­ристский союз (ЮЛТ), Панафриканская туристская организация (ПАТО), Ассоциация по развитию и координации европейских туристских обменов (АДСЕТН) и многие другие организации.

К региональным туристским организация отраслевого характера относятся: Ассоциация азиатских авиакомпаний (ОАА), Межамериканская гостиничная ассоциа­ция (ИАХА), Арабский гостиничный союз (ЮАХ}« Ассоциация африканских авиакомпаний (АФРАА), Ассоциация европейских авиакомпаний (АЕА), Европейская федерация мотелей (ВМФ), Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе и подобных учреждений в Европейском Союзе и Евро­пейской экономической зоне (ХОТРЕК) и многие другие орга­низации.

В группу особых организаций туристской сферы разного профиля, выполняющих специфические функции, входят организации: отвечающие ч а сотрудничество к области туристкой информации; регулирующие- профессиональное туристское организации. управляющие научными исследованиями туристиче­ской сфере; содействующие развитию международного туризма и др.

Эта группа включает Международную федерацию туристов и писателей, освещающих вопросы туризма, Международную ассоциацию по документации и информации » области культуры и туризма.(А/ЩКТ), Всемирную ассоциацию по профессиональному обучению «области туризма {АМФОРТ), Ассоциацию по исследованиям в области туризма и путешествий (ТТРЛ), Международный клуб гидов (ИГК, Меж­дународный союз охраны природы и ресурсов (ИЮНИ) и мно­жество других организаций.

Цели и задачи международных туристских организаций

Целями и задачами мировых международных туристских организация общего характера являются: определение путешествий развитая мирового туризма и целом: решение проблем, не­избежно возникающих а ходе этого развития: практическое со­действие странам - членам своих организаций в продвижении и развитии национального туризма этапах государств. Среди це­лей и задач этих организаций и такие важные вопросы, непо­средственно связанные с туризмом и туристской деятельностью, как стимулирование экономического развития стран - участни­ков, защита окружающей среды, сохранение культурного наследия народов и народностей, содействие миру в взаимопомощи между народами.

Первоочередными задачи НТО к настоящее время следующие:

• сотрудничестве во тмя развития, ч. е. расширение и уг­лубление сотрудничества в области туризма в целях развития мира;

• развитие гуманитарных ресурсов, г. с, совершенствование качества образования и профессиональной подготовки турист­ских кедров:

• окружающая среда и планирование, т. е. планирование. и реализация мер по защите окружающей среды;

• качества туристского развития, т, с. повышение качества туристского обслуживания и обеспечение безопасности турист­ских услуг;

• статистика ч маркетинговые доследования, т, е. изучение туристского рынка; сбор, анализ и систематизации статистиче­ских данных; прогнозирование развития туризма к мире;

• коммуникация к документация, т, е, обесценение связей между странами к регионами, участвующими в туристском развитии; разработка и распространение туристской докумен­тации.

Задача сотрудничества во имя развития предполагает стиму­лирование туризма в целях экономического развития отдельных стран и регионов, создания рабочих мест, формирования инфра­структуры, получения доходов от туристской деятельности. Реализация этой задачи особенно важна для слаборазвитых стран и регионов,

Задача развития гуманитарных ресурсов связана с необходи­мостью выработки и распространения единых международных стандартов качества туристского образования с учетом нацио­нальной специфики туризма.

Задача, связанная с окружающей средой и планированием. предусматривает, с одной стороны, усиление положительного туризма на сохранение и развитие природной и культурной среды туристских центров, а с другой стороны, уменьшение отрицательного влияния туризма на ок­ружающую среду, а также планирование к финансирование со­ответствую мероприяятий.

Задача качества туристского развития означает поиск путей повышения качества и улучшения ассортимента туристских услуг, обеспечения безопасности и зашиты туристов я турист­ских объектов,

Задача, связанная со статистикой и маркетингом»»»! иссле­дованиями, определяет необходимость углубления и расшире­ния исследований международного туристского рынка и уни­фикации всей системы международной туристской стандарта. составление прогнозов туристского развития по странах» и ре­гионам,

Задача, связанная с коммуникацией и документацией, пред­полагает обеспечение, расширение и облегчение практических путей взаимодействия между участниками туристских обменов, а также разработку и распространение нормативных и информа­ционных материалов.

ВТО решает поставленные задачи, сотрудничая с другими международными организациями устанавливая новые контакты с правительст­венными, туристскими и другими заинтересованных организа­циями разных стран; участвуя в международник:, региональных конференциях, семинарах и проектах:

Практическую связь я взаимодействие с участниками турист­ского движения в целях решения задач организации ВТО осу­ществляет через своих региональных представителей. Они дей­ствуют в шести регионах мифа: в Африке» Северной я Южной Америке, Восточной Азии к Тихоокеанском бассейне, Европе, на Ближнем Востоке и в Южной азии. Региональные предста­вители ВТО встречаются с руководителями туристской отрасли своих регионов с целью выявления, анализа и поиска путей ре­шения проблем в развитии туризма, участвуют в разработке туристских проектов» организуют практические семинары по вопросам туризма разных стран» представляют ин­тересы ВТО на региональных и национальных туристских ме­роприятиях, помогают устанавливать контакты между руководителями туристского сектора и правительственными учреждений

Перед миллионными международными туристскими организаци­ями отраслевого характера стоят цели и задачи, связанные с оп­ределением тенденций и путей развития своей отрасли в сфере туризма, координацией сотрудничества предприятий отрасли с организациями других секторов туристской разработкой единых отраслевых норм и стандартов качества услуг, решением проблем развития своей отрасли.

Одной из ведущих мировых международных туристских организаций отраслевого характера является Международная ассоциация воздушного транспорта (ИА ТА). Она была учре­ждена в 1999 г.. когда начались первые международные регулярные авиаперевозки. Членами ИАТА являются авиаком­паний из более чем 130 стран мира.

Основной целью Международной ассоциации воздушного транспорта является сотрудничество авиакомпаний мира для обеспечения безопасна т, надежности и экономичности меж­дународных воздушных перевозок. Среди ключевых задач ИАТА можно назвать следующие:

* развитие сотрудничества с международными организациями. особенно со вновь как Международная организация гражданской авиации;

* определение наиболее эффективных путей сотрудничества всех предприятий, прямо или косвенно задействованных международных авиаперевозок;

* упорядочение международного воздушного сообщения; «дальнейшее обеспечение технических мер безопасности

* надежность авиаопераций, угрозы травм, порчи и утраты багажа;

* разработка и внедрение единых высоких  воз­душной навигации инфраструктуры аэропортов и обслужива­нии в полетах, стандартизация документации;

* разработка ж распространение общих международных пра­вил я процедур практики перевозок я обслуживания;

* установление единых международных тарифов на воздуш­ные пассажирские перевозки;

* изучение и поиск решения проблем коммерческих авиапе­ревозок, например урегулирование вопросов конкуренции авиаперевозчиков, расширение спроса и предложения через программы авиакомпании, техническое усовершенст­вование парка самолетов, внедрение полых технологий. Целя и задач международных (туристических организаций общего связаны: с определением и путей развитии туристского движения к конкретных регионах мира; изучением туристского рынка и проведением мероприятии но маркетингу туристского продукта, помощью странам региона к продвижении туризма: решени­ем вопросов объединения и координации усилий ров и предприятий туристской отрасли региона; финансиро­ванием: внедрением новых технологий и единых процедур.

Цель ПАТА - усилению роста и принципы качества туризма и путешествий и странах.

Среди чада ч, стоящих перед организацией, следующие:

• определение общей политики и стратегии развития туризм и в регионе;

• обеспечение сбалансированного роста туристских потоки в регион:

• принятие мер разумной консервации в целях сохранения природной и культурной среды народов, населяющих регион, в связи с трехкратным увеличением въездного туризма (с 25 млн до 90 млн посетителей за последнее десятилетие)

• проведение мероприятий по маркетингу и продвижению туризма в связи с недавним экономическим спадом;

•  разработка и реализация программ обучения и подготовки кадров для туристской индустрии региона, проведении учебных форумов и семинаров;

• координация деятельности всех организаций, учреждении и компаний региона, связанных с туризмом или участвующих в туристском, обслуживание,

Цели и задачи региональных туристских организаций отрас­левого характера заключаются: в определении направлений эф­фективного развития отдельных секторов, составляющих всю туристскую отрасль региона; обеспечений взаимодействия пред­приятий внутри каждого ш секторов: выработке и внедрении единых норм и стандартов качества услуг; «бучении персонала отрасли региона.

ХОТРЕК (Конфедерация национальных ассоциаций гостиниц, ресторанов, кафе я подобных учреждений и Европейском Союзе и Европейской экономической зоне) - одна из типичных региональных организаций отраслевого характера. ХОТРБК является представительской организацией гостиниц ресторанов и кафе Европейского Союза, выражая интерес 35 националь­ных ассоциаций и гостиниц. ресторанов и кафе 19 ев­ропейских стран. Членами ХОТРБК являются только нацио­нальные ассоциации частного сектора. Штаб-квартира ХОТРНК находится в Брюсселе (Бельгия).

ХОТРЕК определяет свои цели а двух основных направлени­ях: 1) максимально содействовать сотрудничеству между свои­ми членскими организациями:

2) за интересы европей­ской индустрии гостиниц, ресторанов и кафе.

Задачи ХОТРЕК в рамках поставленных целей следующие;

• представлять интересы учреждении Европейского Союза по всем вопросам, касающимся индустрии гостиниц, ресторанов я кафе;

• веста диалог с партнерскими общественными организациями:

• осуществлять взаимодействие с другими отраслями евро­пейской туристской индустрии;

• поддерживать связи с международной индустрией туризма. Перед специализированными международными туристскими

• организациями стоят цели и задачи, определяемые их конкрет­ной специализацией в туристской сфере.

Международное бюро по социальному туризму (БИТС) от- у носится к числу таких международных туристических организаций.

БИТС было создано в 1963 г. и в настоящее время насчиты­вает более 100 членов из 25 стран мира. Это международные, национальные и независимые компании, всемирные союзы и ассоциации, работающие .в сфере туристского, гостиничного и транспортного обслуживания. Штаб-квартира БИТС находит­ся в Брюсселе.

Цель БИТС - способствовать организации и продвижению социального туризма, добиваться того, чтобы сделать туризм достоянием большинства населения мира,

Задачи БИТС включают:

•продвижение социального туризма на международном уровне; туристской деятельности своих членских организаций:

• информирование и консультирование своих организаций -млении и» различным аспектам развития социального туризма, включая его культурные аспекты, а также социальные последствия ;

• помощь национальным организациям по социальному ту­ризму в решении проблем продвижения социального тури ша.

Цели и задачи особых международных организаций, с туризмом, определяются их особыми функциями

Одна из подобных организаций - Международная федера­ция путешественников и писателей по туризму (ФИЖЕТ).

ФИЖЕТ была учреждена в 1954 г. Она выражает интересы журналистов 30 стран мира. В организации более 1500 членов. С 1966 г. ФИЖЕТ имеет консультативный спя ус при ЮНЕСКО.

Ее основная цель - представлять интересы журнал не то и писателей, пишущих но вопросам международного путешествий.

Среди задач - организация представителей ФИЖЕТ к раз­личных странах в виде клубов журналистов и писателей; обмену мнениями среди своих членов; зашита прав жур­налистов на доступ к информации и другие задачи,


Глава 2. Анализ деятельности туристических объединений.

2.1. Международные организации


Международный туризм берет свое начало в середине XIX века, а со второй половины XX века он приобрел все­объемлющий характер. Во многом столь бурный рост международного туризма связан с образованием в октяб­ре 1945 года Организации Объединенных Наций (ООН) и ее органа — ЮНЕСКО (Организации Объединенных На­ций по вопросам образования, науки и культуры). ЮНЕ­СКО в 50-х годах разработала программу развития туриз­ма, которая способствовала превращению туризма в наи­более быстро развивающуюся отрасль.

В 1963 году в Риме состоялась конференция ООН по международному туризму и путешествиям, на которой был создан Международный союз официальных турист­ских организаций (МСОТО), который затем в 1968 году был преобразован в международную Всемирную турист­скую организацию (ВТО). Главной целью деятельности ВТО было провозглашено осуществление международно­го сотрудничества государств в сфере туризма.

Основными задачами ВТО являются:

— оказание помощи международному туризму с целью развития туристской отрасли экономики стран—членов ВТО и укрепление дружеских и культурных связей;

— борьба против любых препятствий свободному меж­дународному передвижению людей;

— сбор и последующее распространение технической информации по всем видам туризма;

— научно-исследовательская работа в области туризма;

— координация туристской деятельности в региональ­ном и межрегиональном масштабе;

— сотрудничество с ООН и другими международными организациями, заинтересованными в развитии туризма.

На сегодняшний день ВТО объединяет министерства по туризму, генеральные комиссариаты, генеральные ди­ректораты и официальные национальные организации более чем 100 стран мира. В качестве официальных рабо­чих языков приняты английский, французский, испан­ский и русский.

Устав ВТО был принят 27 сентября 1975 года и начи­ная с 1980 года этот день отмечается как Всемирный день туризма.

Каждые четыре года ВТО созывает сессии Генеральной ассамблеи, между которыми работает исполком Гене­ральной ассамблеи ВТО.

Важным событием в деятельности ВТО стала Всемир­ная конференция по туризму, состоявшаяся в Маниле (Филиппины) с 27 сентября по 10 октября 1980 года. На конференции были рассмотрены вопросы ответственнос­ти государств за развитие туризма и ряд актуальных про­блем, таких как: «Человек — организатор своего отды­ха», «Регулирование спроса и предложения в туристской сфере», «Научно-техническое сотрудничество в области туризма», «Подготовка кадров для индустрии туризма» и др. В заключительном документе нашли отражение сов­местно выработанные в ходе обсуждения рекомендации. Этот документ получил название Манильской хартии по международному туризму. [7.c.36]

На своей шестой сессии (17 — 26 сентября 1985 года, г. София) ВТО утвердила «Хартию туризма» и «Кодекс туриста», а также приняла специальные резолюции о ро­ли туризма и молодежном туризме.

К всемирным организациям относятся также Всемир­ная федерация ассоциаций туристских агентств (ФУА-АВ), созданная в 1966 году, Всемирная ассоциация ту­ристских агентств (ВАТА).

Значительное влияние на развитие туризма оказывают всемирные транспортные и гостиничные организации, которые участвуют в различных видах обслуживания ту­ристов: Международная ассоциация по воздушным пере­возкам (ИАТА), объединяющая около 130 крупнейших авиакомпаний, Международная гостиничная ассоциация (МГА), которая включает более 3000 международных гос­тиниц в 130 странах мира и 77 национальных гостинич­ных ассоциаций.

Все вышеперечисленные организации являются ком­мерческими. Помимо них существуют различные между­народные некоммерческие организации содействия ту­ризму. Основные из них:

— Международный туристский альянс (АИТ), объеди­няющий в своем составе автоклубы, кемпинг-клубы, туринг-клубы и другие подобные организации;

— Международная академия туризма, которая занима­ется проблемами туристской лексики и фразеологии, унификации и перевода терминов на другие языки;

— Международная ассоциация научных экспертов по туризму (АИЕСТ), которая способствует развитию науч­ных контактов между специалистами, занимающимися проблемами международного туризма, оказывает помощь научным туристским центрам и организует научные съез­ды, конференции;

— Международная федерация журналистов и писате­лей (ФИЖЭТ), объединяющая национальные ассоциации и объединения журналистов и писателей, занимающихся вопросами путешествий и международного туризма.

В большинстве западных стран действуют правитель­ственные некоммерческие организации по туризму, кото­рые обычно входят в состав министерств и ведомств, осу­ществляющих в том числе и международную деятель­ность: министерства и ведомства иностранных дел, национальной экономики, информации, торговли, транспорта и т.д. [7.c.38]

Подобное развитие международных туристических связей по­влекло за собой создание многочисленных международных органи­заций, содействующих улучшению работы этой сферы мировой торговли. В их число входят: специализированные учреждения сис­темы Организации Объединенных Наций (ООН), организации, где вопросы развития международного туризма обсуждаются эпизо­дически и не являются главными в сфере деятельности; неправи­тельственные специализированные, международные коммерчес­кие, национальные и региональные организации по туризму.

Специализированная организация в системе ООН — Всемирная организация по туризму (ВОТ), которая была создана в 1975 году и в настоящее время объединяет более 120 государств мира. Генеральная Ассамблея ООН с согласия ЭКОСОС признала за ВОТ статус межправительственной организации, отвечающей за развитие туризма.

Согласно Уставу ВОТ, целями ее деятельности являются по­ощрение туризма как средства экономического развития и между­народного взаимопонимания для обеспечения мира, благососто­яния, уважения и соблюдения прав человека вне зависимости от расы, пола, языка и религии, а также соблюдение интересов раз­вивающихся стран в области туризма.

ВОТ приняла ряд деклараций в области международного туриз­ма, среди которых:

— Манильская декларация о туризме в мире (1980);

— Документ Акапулько (1982);

— Хартия по туризму и Кодекс поведения туриста (София, 1985);

— Гаагская декларация по туризму (1989).

К числу организаций ООН, занимающихся вопросами развития международного туризма эпизодически, относятся Конференция ООН по туризму и путешествиям, экономический и социальный

Совет (ЭКОСОС), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная орга­низация труда (МОТ), Международная ассоциация транспортной авиации (ИАТА).

Неправительственные специализированные организации по международному туризму представлены:

— Всемирной федерацией ассоциаций туристических агентств (ФУААВ), объединяющей 71 национальную ассоциацию, куда вхо­дят более 20 тысяч туристических агентств. Эта организация бы­ла создана в 1996 году с целью защиты профессиональных интере­сов туристических агентств и оказания им необходимой профес­сиональной, технической и правовой помощи.

— Международной ассоциацией научных экспертов по туризму (АИЕСТ), образованной в 1951 году.

— Всемирной ассоциацией по профессиональному образова­нию в туризме, созданной в 1969 году под эгидой ВОТ.

— Международным бюро социального туризма, которое было образовано в 1963 году по инициативе ряда профсоюзных органи­заций для создания условий, способствующих участию в междуна­родном туризме широких слоев населения.

— Международным туристическим альянсом, специализирую­щимся на страховании при автомобильных поездках за границу.

— Международной организацией профессиональных организа­торов конгрессов.

— Всемирной ассоциацией туристических агентств, объединя­ющей представителей средних по размерам туристических бюро, являющихся международными коммерческими организациями. [10.c.48]

К числу национальных и региональных организаций, содейст­вующих развитию международного туризма, относятся:

— Американское общество туристических агентств (АСТА).

— Ассоциация британских туристических агентств.

— Конфедерация организаций по туризму Латинской Америки (КОТАЛ).

— Арабский союз по туризму, объединяющий 18 арабских государств и организаций развития туризма из 11 франкоговорящих стран Африки. Расположенный в Мадриде секретариат ВТО ежегодно публикует официальные статистические данные ООН по международ­ному туризму. В целях упорядочения учета в платежном балансе всех стран поступлений и расходов по статье «Туризм» Междуна­родный валютный фонд выработал соответствующие рекоменда­ции. Согласно этим рекомендациям, в актив платежного баланса включаются следующие статьи.

— поступления от продажи туристических товаров и услуг;

— поступления от экспорта товаров туристического спроса и оборудования для туристических предприятий;

— поступления от продажи прочих услуг: подготовка кадров, предоставление услуг специалистов данной страны зарубежным странам;

— транспортные расходы иностранных посетителей;

— инвестиции иностранного капитала в туристическую индустрию;

— проценты от кредитов, предоставляемых другим странам. В пассиве платежного баланса содержатся следующие статьи:

— расходы на приобретение •пластических услуг и товаров;

— расходы на импорт товаров, необходимых для международ­ного туристического потребления, в том числе на прямой импорт

И на косвенный импорт;

— расходы на приобретение прочих услуг: на подготовку кадров,

оплату труда иностранных специалистов;

— транспортные расходы на перевозки неместного характера;

— инвестиции за рубежом в индустрию туризма;

— расходы по долгосрочным иностранным кредитам: проценты,

возмещение капитала.

Подобный статистический учет операций по международному туризму имеет очень большое значение как при анализе ситуации Hi внутреннем рынке страны, так и при работе с другими госу­дарствами.

Существенное значение для развития международного туризма имеет также стремление отдельных стран к увеличению валютных поступлений от туризма и создание с этой целью целой отрасли хозяйства — туристической индустрии.

Под туристической индустрией понимается совокупность производственных, транспортных и торговых предприятий, производящих и реализующих туристические услуги и товары турис­тического спроса.

С развитием массового организованного туризма и переходом его на новую основу, опирающуюся на развитую туристическую индустрию и современные средства транспорта, произошли неко­торые изменения в формах организации международного туризма.

Во-первых, существенно возросло число розничных фирм, предлагающих туристические услуги турагентов и лишенных за­частую юридической и хозяйственной независимости.

Во-вторых, изменился характер деятельности туристических оптовых фирм, которые превратились в туроператоров, предла­гающих полный комплекс услуг в виде инклюзив-туров.

В-третьих, появились крупные корпорации, основанные на капитале транспортных, торговых, страховых компаний и банков, осуществ­ляющие операции по предоставлению туристических услуг клиентам. Все вышеназванные категории фирм отличаются друг от друга по функциям и характеру деятельности. [10.c.51]

2.2. Национальные организации на примере России

В России координацию деятельности туристских предприятий осуществляет Департамент туризма Мини­стерства экономического развития и торговли Россий­ской Федерации (Минэкономразвития России). Анало­гичные органы управления имеются в субъектах Рос­сийской Федерации (республиках, краях, областях) и крупных городах.

Комитет по культуре и туризму с правом законодатель­ной инициативы создан также в Государственной Думе.

Большинство туристских предприятий России объеди­нились в национальные ассоциации по интересам. Основ­ными из них являются:

Ассоциация туризма (АСТУР);

Национальная туристская корпорация (НТК);

Российская ассоциация социального туризма (PACT);

Российская ассоциация туристских агентств (РАТА);

Туристско-спортивный союз России.

Например, в задачи Национальной туристской корпо­рации (НТК) входят:

— объединение финансовых и материальных ресурсов ту­ристских, банковских и иных коммерческих структур в це­лях содействия в реализации программ развития туризма;

— создание национальных гостиничных цепей, конку­рентоспособных на мировом рынке;

— строительство и реконструкция гостиниц, других туристских объектов и комплексов, их финансирование, ввод в действие и последующая эксплуатация;

— инвестирование проектов, направленных на ком­плексное развитие регионов, перспективных в области иностранного и внутреннего туризма;

— содействие в привлечении инвестиций, в том числе иностранных, в туристскую индустрию России; — продвижение национального туристского продукта на внешний и внутренний рынки;

— выполнение функций доверительного управления федеральной государственной собственностью и реализа­ция иных задач в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации.

НТК может быть основана на смешанном предприни­мательском и государственном капитале, а ее деятель­ность определяется общепринятыми отечественными и мировыми стандартами. [11.c.25]

В каждом субъекте Российской Федерации создан ко­митет или департамент, ведающий вопросами развития туризма в своем регионе. Так, в Санкт-Петербурге создан Комитет по туризму и развитию курортов, являющийся структурным подразделением Администрации Санкт-Пе­тербурга.

Предметами ведения Комитета являются:

• реализация политики Администрации Санкт-Петер­бурга в сфере туризма, гостиничного хозяйства и курорт­ного дела;

• прогнозирование и региональное планирование раз­вития сферы туризма, гостиничного хозяйства и курор­тов;

• разработка проектов программ привлечения инвести­ций в развитие гостиничного хозяйства и курортов;

• организация рекламы Санкт-Петербурга как турист­ского центра;

• осуществление других функций Администрации Санкт-Петербурга в области туризма и курортного дела в соответствии с действующим законодательством.

Комитет имеет право:

о вносить предложения губернатору Санкт-Петербурга о создании, реорганизации, ликвидации подведомствен­ных ему государственных предприятий и учреждений, разрабатывать проекты их уставов, назначать и уволь­нять руководителей;

* разрабатывать методические материалы и рекоменда­ции по вопросам, связанным с деятельностью комитета;

* подготавливать и представлять в установленном по­рядке проекты правовых актов по вопросам, отнесенным к ведению Комитета;

* принимать участие в формировании проектов бюдже­та Санкт-Петербурга и смет внебюджетных фондов в под­ведомственной комитету сфере;

* содействовать развитию международного и внутрен­него туризма, гостиничного хозяйства, курортного дела, повышению качества обслуживания туристов и отдыхаю­щих в оздоровительных учреждениях и гостиницах Санкт-Петербурга;

* проводить лицензирование и сертификацию турист­ской и гостинично-курортной деятельности на террито­рии Санкт-Петербурга;

* рекламировать в средствах массовой информации, печатных изданиях Санкт-Петербург как объект мирово­го туризма;

* принимать участие в международных туристских выставках от имени Санкт-Петербурга;

* участвовать в проведении мониторинга окружающей среды, разрабатывать и осуществлять природоохранные мероприятия на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, осуществлять контроль за эксплуатацией мест нахождений целебных минеральных вод и лечебных грязей и др.

Председатель Комитета возглавляет Коллегию Коми­тета — общественный орган, в состав которого входят представители комитетов Администрации Санкт-Петер­бурга, ученые и руководители крупных туристских фирм города. Научную экспертизу наиболее перспективных галдел технология путешествий долгосрочных проектов развития туризма в Санкт-Петер­бурге осуществляет Научный совет — структурное под­разделение Коллегии.

В целях развития туризма Комитет имеет право заклю­чать различные соглашения и договоры с органами разви­тия туризма как в нашей стране, так и за рубежом.

Комитет осуществляет лицензирование международ­ной туристской деятельности. Решение о выдаче лицен­зий принимает межведомственная лицензионная комис­сия, председателем которой является председатель Коми­тета по туризму и развитию курортов.

Комитет связан прямыми договорами, соглашениями и протоколами о сотрудничестве с рядом субъектов Россий­ской Федерации и органами управления туризмом мно­гих зарубежных стран, в частности Греции, Испании, Ки­пра, Дании и другими. [11.c.27]


Заключение


В наши дни туризм затрагивает интересы каждого индивидуума. Это процесс, в ходе которого разрабатываются и предоставляются в распоряжение людей товары и услуги, обеспечивающие определенный уровень жизни.

Туризм включает в себя множество самых разнообразных видов. Многие путают туристические объединения с коммерческими усилиями по сбыту, тогда как на самом деле он сочетает в себе несколько видов деятельности, направленных на выявление, обслуживание, удовлетворение потребительских нужд. Туристическое объединение начинается задолго до и продолжается еще долго после акта купли-продажи.

Сфера действия туристических объединений в последнее время расширилась, включив в себя, помимо товаров услуги, организации, места, идеи. Таким образом, появилось понятие туристические объединения услуг, которое подразумевает под собой процесс разработки, продвижения и реализации услуг, ориентированный на выявление специальных потребностей клиентов и призван помочь клиентам оценить услуги сервисной организации и сделать правильный выбор.

Туризм принадлежит к сфере услуг и является одной из крупнейших и динамичных отраслей экономики. Высокие темпы его развития, большие объемы валютных поступлений активно влияют на различные сектора экономики, что способствует формированию собственной туристской индустрии.

Для успешного ведения дел необходимо не только уметь предоставлять качественные услуги, но и знать кому они необходимы, почему, для каких целей. Для этого объединяются в туристических объединений.

Туристические объединения – систематическое определение круга данных, необходимых в связи со стоящей перед фирмой конкретной ситуацией, их сбор, анализ и отчет о результатах и о последующем использовании исследования. Таким образом, туристическое объединение представляет собой процесс, состоящий из шести этапов. На первом происходит четкое определение проблемы и постановка целей объединения. Второй этап – разработка плана сбора информации с использованием первичных и вторичных данных. Сбор первичных данных требует выбора методов исследования (наблюдение, эксперимент, опрос), подготовки орудий исследования (анкеты, механические устройства), выбора способа связи с аудиторией (телефон, почта, личное интервью). Третий этап – сбор информации. Четвертый этап – анализ собранной информации для вывода показателей среднего уровня, переменных составляющих и выявление разного рода взаимосвязей. Пятый этап – представление основных результатов, которые дадут управляющему по туризму возможность принимать более правильные решения. На шестом этапе проводится анализ того, как было использовано конкретное исследование впоследствии.

Вполне очевидно, что туристические объединения являются крайне необходимыми. Они, кроме того, требуют комплексного и детального подхода. Но средства и силы, затраченные на соединения туристических организаций в объединения, при условии тщательной разработки и соблюдении всех необходимых правил, сполна окупаются и во многом предопределяют успешную работу фирмы.


Библиографический список


1.     Балабанов И.Т. Экономика туризма:- М.: Финансы и статистика, 1999. – 176 с.: ил.

2.     Зорин И.В. Энциклопедия туризма: Справочник – М.: Финансы и статистика,2001. – 368 с.: ил

3.     Ильина Е.Л. Штыхно Д.А. / Маркетинг в России и за рубежом. 1998. № 1. С. 10-16.

4.     Кириллова А.Т., Волкова Л.А. Маркетинг в туризме. СПб., 1996.

5.     Концепция реорганизации и развития туризма в РФ: Концепция утв. Указом Президента РФ от 22.12.95.- 28.12. (N 247). Собрание законодательства РФ.- 1995.- дек. (N 52).

6.     Котлер Ф. Основы маркетинга. СПб., 1994.

7.     Лебедев О.Т., Филиппова Т.Ю. Основы маркетинга. СПб., 1997.

8.     Папирян Г.А. Международные экономические отношения

9.     Пивоварова М. Стратегии привлечения клиентов в индустрии гостеприимства: /Маркетинг в сфере туризма, досуга, сферы услуг//Маркетинг.-2000.- март (N2).

10.                       Попова Р.Ю. / Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 1998. №1(13). С. 28-31.

11.                       Пузакова Е.П. Международный туристический бизнес. – М.: «Экспертное бюро – М», 1997. – 176 с.

12.                       Расторгуева И. Так что же такое туризм и почему им нужно управлять.Бизнес.-1998.-окт. (N 9-10).

13.                       РФ. Федеральный Закон. Об основах деятельности в Российской Федерации: Федеральный Закон РФ от 24.11.96г. N 132-ФЗ. Собрание законодательства РФ.- 1996.- (N 49).

14.                       Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 352 с.

15.                       Экономика туризма. – М.: Финансы и статистика 1998. – 208 с.: ил.