СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ. 3
1. Порядок проведения экспортных операций. 4
2. Общая схема учета. 5
3. Варианты экспортных операций и особенности их учета. 7
4. Учет авансовых платежей. 12
5. Особенности зачета НДС при экспорте товара. 12
6. Цель и механизм валютного контроля за экспортными операциями. 13
7. Паспорт сделки. 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 20
ВВЕДЕНИЕ
Внешнеторговый оборот, заключающийся в международном обмене товарами и услугами, цена которых установлена в национальной денежной единице, возможен только при эквивалентном обмене валют разных государств, в основании которого лежит покупательная способность каждой национальной денежной единицы. Внешнеторговая деятельность российских организаций связана с расчетами в иностранной валюте и регулируется валютным законодательством.
Бухгалтерский учет операций в иностранной валюте имеет свою специфику, которая заключается в пересчете сумм иностранной валюты в единый денежный измеритель – национальную валюту страны. Суть такого пересчета состоит в установлении курса, по которому следует вести пересчет иностранной валюты в рубли, определении даты, по состоянию на которую необходимо проводить пересчет, осуществлении самого пересчета и исчислении суммы курсовой разницы для последующего отражения ее в учете. Особенности учета операций в иностранной валюте регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте» (ПБУ 3/2000).
Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» установлено, что любое предприятие независимо от организационно-правовой формы имеет право осуществлять внешнеторговые операции, связанные с импортом и экспортом товаров, работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности.
Целью работы является изучение особенностей бухгалтерского учета внешнеэкономической деятельности. Задачами работы являются: раскрыть сущность и нормативное регулирование внешнеэкономической деятельности; показать особенности учета операций в иностранной валюте, связанных с экспортом ТРУ.
1. Порядок проведения экспортных операций
Основным признаком экспорта с точки зрения налогообложения является факт пересечения границы России и продажа его иностранному покупателю. В обоих случаях при постановке учета экспортных операций организации должны обеспечить раздельный учет операций, совершаемых внутри страны и за ее пределами.
Это связано с тем, что государство контролирует производство и вывоз за границу продукции, ТРУ. Этот контроль осуществляют, в первую очередь, таможенные органы и органы валютного контроля. Государство контролирует получение и использование валютной выручки экспортирующими организациями.
По действующему законодательству, экспортеры обязаны продавать за рубли 30% экспортной выручки в иностранной валюте на межбанковских валютных биржах через уполномоченные банки, в которых у них открыты валютные счета. Конкретный порядок совершения операций по обязательной продаже части экспортной выручки определен Инструкцией ЦБ РФ «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке РФ».
Экспортная выручка в иностранной валюте, поступившая в уполномоченный банк, зачисляется на транзитный валютный счет экспортера, о чем банк извещает его не позднее следующего рабочего дня с приложением выписки по этому счету. В течение 7 календарных дней с даты зачисления валютной выручки на транзитный валютный счет экспортер должен представить банку поручение на обязательную продажу. Банк на основании поручения не позднее следующего рабочего дня снимает с транзитного валютного счета клиента сумму иностранной валюты, подлежащую обязательной продаже, и депонирует ее на своем отдельном счете, а остальную часть валютной выручки зачисляет на текущий валютный счет экспортера. Обязательная продажа валюты должна быть произведена в течение трех рабочих дней, включая день депонирования.
При непредставлении клиентом поручения на обязательную продажу в установленные сроки банк производит продажу в установленном порядке самостоятельно как агент валютного контроля. База исчисления суммы иностранной валюты, подлежащей обязательной продаже, может быть уменьшена на сумму платежей в иностранной валюте, установленных вышеназванной Инструкцией.
Среди экспортеров можно выделить три группы организаций: предприятия-производители экспортной продукции; торговые фирмы, которые покупают товар у отечественных поставщиков и реализуют его на экспорт; посреднические фирмы, которые продают товар на экспорт на условиях комиссии или агентирования.
Основанием для ведения учета экспортных продукции и товаров и их движения являются оформленные соответствующим образом первичные документы, подтверждающие факт пересечения границы и передачи товара иностранному покупателю: акцептованные счета фирм-поставщиков с приложением спецификаций, дубликатов или квитанций грузового железнодорожного сообщения, коносаментов, авианакладных; почтовые квитанции, свидетельствующие об отправке товаров в установленные адреса; приемные акты, подтверждающие поступление товаров в порты или на склады; счета, выписанные на иностранных покупателей на основе отгрузочных документов; коммерческие акты, свидетельствующие о недостатках, излишках, порчах товара; приемные акты иностранных экспедиторов, консигнаторов, подтверждающие движение экспортных товаров за границей и др.
2. Общая схема учета
Бухгалтерский учет внешнеторговой деятельности организаций должен выполнять следующие основные задачи: соблюдение требований валютного, таможенного и налогового законодательства и нормативных актов в области бухгалтерского учета ВЭД организации; проверка правильности документального оформления денежных, расчетных и товарных операций; формирование достоверной информации об объемах внешнеторговых операций по экспорту и импорту товаров, о состоянии расчетов с иностранными партнерами, о покупной стоимости импортных поставок, о движении инвалютных денежных средств, экспортных и импортных товаров, о курсовых валютных разницах, о расчетах по налоговым и таможенным платежам; правильное исчисление финансового результата внешнеторговой деятельности.
Для учета экспортных операций организации могут использовать действующий План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций с введением субсчетов, отражающих особенности тех или иных участков учета.
Все перечисленные меры регулирования внешнеэкономической деятельности влияют на организацию бухгалтерского учета.
Организации-производители ведут учет экспортной продукции на счете 43, субсчет 1 «Готовая экспортная продукция». Торговые фирмы учет приобретенных для экспорта товаров ведут на счете 41. Для их учета следует открыть субсчет 5 «Товары экспортные». Товары на этом субсчете учитываются по покупной цене. При оприходовании поступивших товаров делается запись:
Д 41-5 К 60 — на сумму стоимости товара;
Д 19 К 60 — на сумму НДС, предъявленного поставщиками товаров. [1, c. 649]
Как для торговых фирм, так и для производителей экспортных товаров, особенности, связанные с экспортом, возникают на стадиях отгрузки его и доставки иностранному покупателю.
Основой учета является исполнение контракта на поставку экспортной продукции, заключенного между российской организацией-экспортером и иностранной фирмой-покупателем. Конкретная схема бухгалтерского учета зависит от способа заключения внешнеторговой сделки. Российская организация – поставщик экспортной продукции заключает контракт с иностранным покупателем от своего имени и становится одной из сторон контракта. Но она может использовать услуги внешнеторговых посредников-комиссионеров. Комиссионер находит иностранного покупателя и заключает с ним контракт от своего имени, но за счет поставщика экспортной продукции, который называется комитентом. В этом случае организация-поставщик не является стороной контракта и не имеет договорных отношений с иностранной фирмой-покупателем.
Учет поставок экспортной продукции ведется по товарным партиям. За учетную товарную партию принимается определенное количество однородного груза, отправленное в один адрес, по одному контракту, оформленное одним транспортным документом и отфактурованное одним счетом. Товарную партию определяют в комплексе все перечисленные признаки. При отправках эшелонами за товарную партию может быть принят эшелон.
3. Варианты экспортных операций и особенности их учета
Рассмотрим, прежде всего, учет поставок экспортной продукции по прямому контракту между поставщиком и покупателем.
В мировой практике существуют различные условия поставок товара. Они обобщены в правилах толкования международных терминов «Инкотермс». В зависимости от того или иного условия поставки момент перехода прав собственности на товар различен. Например, при отгрузке на условиях «Франко-перевозчик» продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке товара, когда он передал товар, прошедший таможенную очистку, перевозчику, выбранному покупателем, в указанном месте или пункте. Экспортер в данном случае не несет расходов и рисков, связанных с транспортировкой груза. При условиях «Поставка франко-граница» продавец считается выполнившим свои обязательства по поставке, когда товар доставлен в указанный пункт на границе. Продавец в этом случае несет расходы по транспортировке груза до границы и оплате таможенных формальностей. [6, № 460]
Каждое условие поставок точно фиксирует момент перехода рисков от продавца к покупателю и для фиксации этого момента и учета товаров, отгруженных на экспорт, в бухгалтерском учете используют счет 45 «Товары отгруженные». На этом счете могут быть учтены экспортная продукция и экспортный товар до момента их продажи. Для учета товаров, отгруженных на экспорт, используется субсчет 45-1 «Товары отгруженные экспортные». На нем ведется синтетический учет отгруженной экспортной продукции. Однако этот субсчет не дает информации о конкретном местонахождении товара в пути, а иметь такую информацию экспортеру необходимо. В своем движении от поставщика к покупателю экспортный товар проходит несколько этапов: сначала идет по территории РФ, затем прибывает в порт или на пограничный железнодорожный пункт, где хранится до его отправления непосредственно в адрес иностранного покупателя; после отгрузки из порта или с пограничного железнодорожного пункта товар находится в пути за границей. Экспортер должен следить за своевременным прибытием грузов в порт или на пограничный железнодорожный пункт, чтобы вовремя дать разнарядку на погрузку товара, произвести его поставку в установленные контрактом сроки, принять меры к розыску, если нахождение груза в пути превышает сроки пробега, предъявить претензии соответствующим организациям за потерю и недостачу товара. Поэтому в целях контроля за передвижение товаров к покупателю в учете используются субсчета второго порядка:
45-1/2 «Товары экспортные по прямым поставкам»;
45-1/3 «Товары экспортные в пути в РФ»;
45-1/4 «Товары экспортные в портах и пограничных ж/д станциях»;
45-1/5 «Товары экспортные в пути за границей»;
45-1/6 «Товары экспортные на складах, в переработке и на комиссии за границей»;
45-1/7 «Товары экспортные, снятые с экспорта»;
45-1/8 «Товары экспортные отгруженные, но не отфактурованные».
На этих субсчетах можно вести учет в отдельном бухгалтерском регистре. Аналитический учет по каждому субсчету ведется в разрезе стран, фирм и контрактов.
При поставках экспортной продукции возникают расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю: стоимость транспортировки, погрузочно-разгрузочных работ, оплата за хранение в промежуточных пунктах, за услуги в экспедиторских организаций, стоимость страхования и другие расходы, связанные со сбытом экспортной продукции. Они называются накладными расходами по экспорту и учитываются в увязке с конкретными товарными партиями: прямые сразу относятся на соответствующую товарную партию; косвенные распределяются между отдельными партиями в установленном порядке пропорционально определенному показателю; а те косвенные расходы, которые не представляется возможным распределить между товарными партиями, учитываются в течение месяца как общеторговые накладные расходы по экспорту, затем списываются на себестоимость общей, за этот месяц, реализации экспортных ТРУ.
Все расходы, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю, делятся между обеими сторонами в зависимости от базисных условий поставок, значение которых изложено в Инкотермс. Расходы, которые ложатся на продавца, могут оплачиваться в рублях или в иностранной валюте в соответствии с действующим валютным законодательством РФ. Поэтому для их учета открывают два субсчета к счету 44 «Расходы на продажу»: 44-1 «Расходы на продажу по экспорту в рублях»; 44-2 «Расходы на продажу по экспорту в иностранной валюте». При необходимости выделяют отдельный субсчет «Общеторговые накладные расходы по экспорту».
Экспортные операции осуществляют и посреднические фирмы, работающие по договорам комиссии. В этом случае организация-производитель или иной собственник продает товар не самостоятельно, а через посредника. Между производителем и посредником заключается договор комиссии. Порядок бухгалтерского учета при осуществлении поставок экспортной продукции по договору комиссии определяется правовыми отношениями сторон, вытекающими из этого договора.
Суть его заключается в том, что комитент (владелец экспортного товара) поручает комиссионеру (посреднику) найти покупателя и продать товар от своего имени, но за счет комитента. Особенностью договора является то, что к комиссионеру не переходит право собственности на товар, отгруженный комитентом. Согласно ГК РФ, комитент остается собственником товара, поэтому отражает у себя в учете операции по отгрузке экспортной продукции. За оказанную услугу посредник получает комиссионное вознаграждение в размерах, согласованных с комитентом.
Согласно условиям договора комиссии контракт с иностранным партнером заключает фирма-комиссионер. Товар, полученный на комиссию, посредник отражает на забалансовом счете 004 «Товары, принятые на комиссию», комитент – на субсчете 45-1 «Товары отгруженные экспортные».
Согласно условиям договора комиссии комиссионер выполняет все функции, необходимые для того, чтобы доставить товар иностранному покупателю: оплачивает таможенные пошлины и процедуры, доставку товара железной дорогой или другими видами транспорта, оплачивает услуги по хранению, погрузке, перевалке и разгрузке товара. Обычно согласно условиям договора все расходы, связанные с экспортом, покрывает комитент. После передачи товара в собственность иностранного покупателя комиссионер списывает его со счета 004. Валютная выручка от реализации товара поступает на валютный счет комиссионера. Он же в день поступления выручки или другой разумный срок (по законодательству) должен сообщить об этом комитенту, так как комитент должен зачесть поступившие суммы на соответствующие счета. В соответствии с ГК РФ и условиями договора комиссии расходы, связанные с экспортом, осуществляются за счет комитента, и в бухгалтерском учете комиссионера они отражаются в виде дебиторской задолженности комитента перед комиссионером:
Д 76-6 «Расчеты с комитентом»
К 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 51 «Расчетные счета» – при оформлении документов по погрузке, перевалке, перевозке товара и аналогичным расходам.
Комитент на суммы произведенных расходов делает соответствующие записи в учетных регистрах:
Д 44-1 «Расходы на продажу по экспорту»
К 76-7 «Расчеты с комиссионером».
При отгрузке комиссионного товара иностранному покупателю у комиссионера делается запись:
Д 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте»
К 76-6 «Расчеты с комитентом».
Комитент на основе первичных документов, полученных от комиссионера, начисляет сумму его задолженности и выручку от реализации экспортного контракта:
Д 76-7 «Расчеты с комиссионером»
К 90-1/1 «Выручка от продажи экспортных ТРУ»;
на сумму расходов, связанных с продажей:
Д 90-2/1 «Себестоимость экспортных ТРУ»
К 20 «Затраты по экспортным работам, услугам», 45-1 «Товары отгруженные экспортные», 44 и др.
После поступления выручки комиссионер продает (если это предусмотрено договором) и пересылает комитенту. Партнеры проводят расчеты по всем взаимным обязательствам и завершают сделку.
При этом выручкой комиссионера является его комиссионное вознаграждение в размере, определенном сторонами, которое оформляется бухгалтерской записью:
Д 62-2 «Расчеты с покупателями и заказчиками в рублях»
К 90-1/2 «Выручка от продажи посреднических услуг»;
одновременно на сумму расходов, связанных с выполнением посреднического договора:
Д 90-2/2 «Себестоимость посреднических услуг»
К 44, 26, 20;
так как у комиссионера его вознаграждение облагается НДС, то на сумму начисленного НДС с выручки: Д 90-3 «НДС» К 76, 68.
Таким образом, расчеты между комитентом и комиссионером отражаются в учете у той и другой стороны; обязательная продажа части экспортной выручки от реализации показывается в учете комитента, а комиссионер отражает у себя в учете обязательную продажу валюты от суммы комиссионного вознаграждения, которая для него является экспортной выручкой. [3, c. 194-196]
4. Учет авансовых платежей
При расчетах авансами поступившая в соответствии с заключенным контрактом сумма аванса от иностранного покупателя относится на счет 62, субсчет 3 «Расчеты по авансам, полученным в валюте»:
Д 52-1 «Транзитный валютный счет»
К 62-3 «Расчеты по авансам, полученным в валюте».
Часть поступившего валютного аванса подлежит обязательной продаже в таком же порядке, как и поступившая выручка.
С суммы полученного аванса организация должна начислить НДС, который возмещается из бюджета после факта экспорта.
Если сумма аванса равна 100% суммы контракта, то на дату перехода прав собственности на экспортную продукцию сумма поступившего аванса засчитывается в погашение задолженности иностранного покупателя:
Д 62-3 «Расчеты по авансам, полученным в валюте»
К 90-1/1 «Выручка от продажи экспортных ТРУ»;
в этот же момент необходимо восстановить сумму удержанного ранее налога:
Д 68 «Расчеты по налогам и сборам»
К 62-3 «Расчеты по авансам, полученным в валюте».
Если сумма аванса составляла часть контрактной цены, то сумма поступившего ранее аванса будет зачтена в погашение задолженности иностранного покупателя. Эта операция должна быть оформлена бухгалтерской записью:
Д 62-3 «Расчеты по авансам, полученным в валюте»
К 62-1 «Расчеты с покупателями и заказчиками в валюте». [1, c. 651]
5. Особенности зачета НДС при экспорте товара
Экспортная выручка облагается НДС по нулевой ставке. Поэтому в соответствии с гл. 21 Налогового кодекса РФ НДС, уплаченный производителями за материальные ресурсы и услуги по производству экспортной продукции, возмещается им из бюджета. Торговые организации при экспорте товаров, приобретенных с НДС, имеют право засчитать суммы уплаченного поставщикам налога в уплату предстоящих платежей или возместить его из бюджета в порядке, предусмотренном законодательством.
При поступлении выручки организация, осуществляющая экспорт продукции, работ, услуг, имеет право на возмещение НДС, уплаченного за сырье, материальные ресурсы, товары и услуги, отнесенные на издержки производства и обращения. Для этого в налоговую инспекцию должны быть представлены документы, указанные в главе 21 НК РФ.
6. Цель и механизм валютного контроля за экспортными операциями
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами и агентами валютного контроля в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» и иными федеральными законами.
Органами валютного контроля в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации, федеральный орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством Российской Федерации.
Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные Центральному банку Российской Федерации, а также не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, в том числе держатели реестра (регистраторы), подотчетные федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля.
Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также валютными биржами осуществляет Центральный банк Российской Федерации. Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля.
Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком Российской Федерации.
Центральный банк Российской Федерации осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством РФ.
Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право: проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов; запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Обязательный срок для представления документов по запросам органов и агентов валютного контроля не может составлять менее семи рабочих дней со дня подачи запроса.
Органы валютного контроля и их должностные лица имеют право: выдавать предписания об устранении выявленных нарушений актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования; применять установленные законодательством РФ меры ответственности за нарушение актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования.
В целях осуществления валютного контроля агенты валютного контроля имеют право запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов документы (копии документов), связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов. Агенты валютного контроля вправе требовать представления только тех документов, которые непосредственно относятся к проводимой валютной операции. Все документы должны быть действительными на день представления агентам валютного контроля. По запросу агента валютного контроля представляются надлежащим образом заверенные переводы на русский язык документов, исполненных полностью или в какой-либо их части на иностранном языке. Документы, исходящие от государственных органов иностранных государств, подтверждающие статус юридических лиц - нерезидентов, должны быть легализованы в установленном порядке. Иностранные официальные документы могут быть представлены без их легализации в случаях, предусмотренных международным договором РФ.
Документы представляются агентам валютного контроля в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. Если к проведению валютной операции или открытию счета имеет отношение только часть документа, может быть представлена заверенная выписка из него.
Уполномоченные банки отказывают в осуществлении валютной операции, а также в открытии счета в случае непредставления лицом документов, указанных выше, либо представления им недостоверных документов. Оригиналы документов принимаются агентами валютного контроля для ознакомления и возвращаются представившим их лицам.
Органы валютного контроля, налоговые органы, осуществляющие в соответствии с ФЗ-173 предварительную регистрацию, обязаны рассматривать заявления резидентов о предварительной регистрации и принимать решение о предварительной регистрации либо об отказе в предварительной регистрации.
Агенты валютного контроля и их должностные лица обязаны осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ; представлять органам валютного контроля информацию о валютных операциях, проводимых с их участием, в порядке, установленном актами валютного законодательства РФ и актами органов валютного регулирования. [9]
7. Паспорт сделки
ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с ФЗ-173 устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами. Указанные сведения отражаются в паспорте сделки на основании подтверждающих документов, имеющихся у резидентов.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту (кредитному договору) оформляет один паспорт сделки в одном банке. В случае если резидент осуществляет все валютные операции по контракту (кредитному договору) через счета, открытые в банке-нерезиденте, ПС оформляется в территориальном учреждении БР по месту государственной регистрации резидента (по месту регистрации - для физического лица). В иных случаях ПС оформляется в уполномоченном банке, в котором через счета, открытые резидентом, осуществляются валютные операции по контракту (кредитному договору).
Для оформления ПС резидент представляет в банк ПС следующие документы: два экземпляра ПС; контракт (договор), являющийся основанием для проведения валютных операций по контракту (кредитному договору); разрешение органа валютного контроля на осуществление валютных операций по контракту (кредитному договору), а также на открытие резидентом счета в банке-нерезиденте; иные документы
ПС, представляемый в банк ПС резидентом - юридическим лицом, подписывается двумя лицами, наделенными правом первой и второй подписи, или одним лицом, наделенным правом первой подписи (в случае отсутствия в штате юридического лица - резидента лиц, в обязанности которых входит ведение бухгалтерского учета), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением оттиска печати юридического лица - резидента. Банк ПС проверяет соответствие информации, указанной резидентом в ПС, сведениям, содержащимся в обосновывающих документах, представленных резидентом в банк ПС, а также соблюдение резидентом порядка оформления ПС.
Представленный резидентом ПС проверяется ответственным лицом банка ПС в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления резидентом в банк ПС. В случае надлежащего заполнения и оформления резидентом ПС оба экземпляра ПС подписываются ответственным лицом банка ПС, заверяются печатью банка ПС. Один экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, а также копии представленных резидентом обосновывающих документов помещаются банком ПС в досье по паспорту сделки. Другой экземпляр ПС, подписанный ответственным лицом банка ПС и заверенный печатью банка ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней с даты его представления в банк ПС, возвращается резиденту в порядке, установленном банком ПС.
По усмотрению банка ПС копии обосновывающих документов могут не помещаться в досье по паспорту сделки. В этом случае они возвращаются резиденту в порядке, установленном настоящим пунктом.
Банк ПС отказывает в подписании ПС по следующим основаниям: несоответствие данных, содержащихся в контракте (кредитном договоре), данным, указанным в ПС; оформление ПС с нарушениями требований, установленных законодательством; непредставление резидентом в банк ПС обосновывающих документов. В случае отказа в подписании ПС банк ПС возвращает резиденту представленные им экземпляры ПС и обосновывающие документы в порядке, установленном банком ПС, в срок, не превышающий 3 рабочих дней, следующих за датой их представления в банк ПС.
Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору), в следующих случаях: при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) из банка ПС на расчетное обслуживание в другой уполномоченный банк; при представлении резидентом в банк ПС письменного заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по основаниям, предусмотренным законодательством РФ (резидент вместе с заявлением о закрытии ПС представляет в банк ПС документы, подтверждающие прекращение обязательств по контракту (кредитному договору) по иным основаниям); по истечении 180 календарных дней, следующих за указанной в ПС датой завершения исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), - в иных случаях.
Банк ПС закрывает ПС, оформленный по контракту (кредитному договору) в срок, не превышающий 7 рабочих дней с даты представления резидентом в банк ПС заявления о закрытии ПС в связи с исполнением сторонами всех обязательств по контракту (кредитному договору) или их прекращением по иным основаниям, предусмотренным законодательством РФ.
При закрытии ПС банк ПС проставляет в соответствующем поле ПС, находящегося в досье по паспорту сделки, дату закрытия ПС с указанием номера подпункта пункта 3.18 Инструкции № 117-И, на основании которого закрывается ПС.
Обмен документами, указанными в настоящем разделе, между банком ПС и резидентом может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между банком ПС и резидентом. [5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы.
Основой бухгалтерского учета экспортных операций является исполнение контракта на поставку экспортной продукции, заключенного между российской организацией-экспортером и иностранной фирмой-покупателем. Конкретная схема бухгалтерского учета зависит от способа заключения внешнеторговой сделки. Российская организация – поставщик экспортной продукции заключает контракт с иностранным покупателем от своего имени и становится одной из сторон контракта. Но она может использовать услуги внешнеторговых посредников-комиссионеров.
Государство контролирует производство и вывоз за границу продукции, ТРУ. Этот контроль осуществляют, в первую очередь, таможенные органы и органы валютного контроля. Государство контролирует получение и использование валютной выручки экспортирующими организациями. По действующему законодательству, экспортеры обязаны продавать за рубли 30% экспортной выручки в иностранной валюте на межбанковских валютных биржах через уполномоченные банки, в которых у них открыты валютные счета.
Валютный контроль в Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации, органами (Центральный банк РФ, федеральный орган исполнительной власти) и агентами валютного контроля (уполномоченные банки, подотчетные ЦБ РФ) в соответствии с Федеральным законом № 173-ФЗ «О валютном регулировании и контроле» и иными федеральными законами.
ЦБ РФ в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям в соответствии с ФЗ-173 устанавливает единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами. Паспорт сделки должен содержать сведения, необходимые в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям между резидентами и нерезидентами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Астахов В.П. Бухгалтерский финансовый учет: Учеб. пособие. – М.: ИКЦ «МарТ», 2001. – 832 с.
2. Гражданский кодекс РФ: Ч. 3. Принят 01.11.01: С изм. и доп. на 15.08.02. – М.: Проспект, 2002. – 446 с.
3. Захарин В.Р. Теория бухгалтерского учета: Учебник. – М.: ФОРУМ-ИНФРА-М, 2004. – 303 с.
4. Инструкция Банка России «О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки через уполномоченные банки и проведения операций на внутреннем валютном рынке» № 02-104А от 29.06.92 г. (в ред. 16.06.99 г. № 77-П).
5. Инструкция Банка России «О порядке предоставления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок» № 117-И от 15.06.04 г.
6. Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс». Публикация Международной торговой палаты 1990 г. № 460.
7. Налоговый кодекс РФ: Ч. 1 от 16.07.98 г. № 146-ФЗ; Ч. 2 от 05.08.2000 г. № 118-ФЗ: С изм. и доп. на 15.04.2003. – М.: Проспект, 2003. – 518 с.
8. О бухгалтерском учете. Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.96 г. № 129-ФЗ (в ред. 30.06.03 № 86-ФЗ).
9. О валютном регулировании и валютном контроле. Федеральный закон Российской Федерации от 10.12.03 г. № 173-ФЗ (в ред. от 29.06.2004 № 58-ФЗ).
10. Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности. Федеральный закон Российской Федерации от 08.12.03 г. № 164.
11. О порядке осуществления валютного контроля за поступлением в РФ выручки от экспорта товаров. Инструкция ЦБ РФ № 86-И ГТК РФ № 01-23/26541 от 13.10.99 г.
12. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ. Утверждено Приказом Министерства финансов РФ от 29.07.98 г. № 34н: С изм. и доп. на 24.03.2000 г.
13. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Приказ Министерства финансов РФ от 31.10.2000 г. № 94н.
14.Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте» ПБУ 3/2000. Приказ Министерства финансов РФ от 10.01.2000 г. № 2н.
15. Указание ЦБ РФ «О порядке совершения юридическими лицами-резидентами операций покупки и обратной продажи иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ» от 20.10.98 г. № 383-У (в ред. от 21.06.2000).