Содержание

Содержание. 2

1. Конституционное право. 3

1. Принципы российского федерализма. 3

2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации. 5

2.1. Состав субъектов Российской Федерации. 5

2.2. Территория Российской Федерации. 6

2.3. Государственный язык. 8

2.4. Таможенная, денежная, налоговая системы.. 8

2.5. Предметы ведения Российской Федерации. 10

2.6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов. 11

2.7. Правовая система Российской Федерации. 13

2.8. Основания для федерального вмешательства в права субъектов РФ.. 14

2.9. Государственные символы.. 14

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ (на примере Хабаровского края по Конституции РФ, уставу Хабаровского края) 15

Задача. 17

2. Административное право. 19

1. Лицензия. Лицензирование. Лицензирующие органы, и их полномочия. 19

2. Осуществление лицензирования: действие лицензии, лицензионные требования и условия, принятие решения о выдаче лицензии, осуществление надзора, приостановление действия и аннулирование лицензии. 20

3. Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия. 24

Задача 1. 31

Задача 2. 32

3. Финансовое (налоговое) право. 35

1. Понятие налогового правонарушения, его состав (субъекты, объекты, объективная сторона, субъективная сторона) 35

2. Общие условия привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения. 36

3. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. 37

4. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения. 37

5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения. 38

6. Налоговые санкции. 39

7. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и срок давности взыскания налоговых санкций. 40

Задача. 40

Список литературы.. 42

1. Конституционное право

1. Принципы российского федерализма

Федеративная природа Российской Федерации характеризуется следующими принципами:

1.     Российская Федерация имеет конституцию, принятую путем всенародного голосования, что придает ей осо­бую юридическую силу. Наряду с этим республики, входящие в ее состав, имеют свои конституции, а край, об­ласть, город федерального значения, автономная область — свой устав и законодательство. В указанных актах закрепляется правовой статус субъектов Россий­ской Федерации.

2.     Российская Федерация обладает своей территорией, на которую распространяется ее суверенитет и в пределах которой Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство. В лице своих властных структур она обес­печивает целостность и неприкосновенность своей тер­ритории.

Уже на I Съезде народных депутатов России, состоявшем­ся 12 июня 1990 г., была принята Декларация о государствен­ном суверенитете Российской Федерации. Она как бы подвела итог тому факту, что Россия, как и все бывшие союзные рее публики, стала независимым государством.

Суверенитет РФ получил свое правовое закрепление и воплощение и в Конституции РФ 1993 г. В ее нормах провозглашается, что: носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ (ст. 3), суверенитет РФ распространяется на всю с г территорию (ст. 4), Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации (ст. 4), Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне (ст. 67).

Суверенитет Российской Федерации характеризуется тре­мя неотъемлемыми чертами: самостоятельностью государственной власти, ее независимостью при осуществлении внутренних и внешних функций государства, дифференцированным соде жанием государственной власти, осуществляемой на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную

Самостоятельность государственной власти заключается в том, что она реализует свое назначение без вмешательства в ее деятельность негосударственных структур.

Независимость государственной власти означает, что она по своему усмотрению, без вмешательства других государств осуществляет внутренние и внешние функции Российской Федерации.

3.     Дифференциация государственной власти на законодатель­ную, исполнительную и судебную имеет принципиальное зна­чение, ибо она устраняет ее узурпацию со стороны соответству­ющих структур государства или должностных лиц и придает :незыблемый характер конституционному положению, соглас­ию которому носителем суверенитета в РФ является ее много­национальный народ.

4.     Российская Федерация характеризуется наличием еди­ного общероссийского гражданства. Наряду с этим рес­публики, входящие в состав Российской Федерации, так­же имеют свое гражданство.

5.  Российская Федерация имеет общие для всей Федера­ции высшие органы государственной власти. Акты, при­нимаемые федеральными органами законодательной, исполнительной и судебной власти, являются обязатель­ными для каждой республики и действуют на террито­рии всех республик.

6.     Российская Федерация имеет единую денежную, кредит­ную системы, единый государственный бюджет и еди­ную систему налогов.

7.  Не только Российская Федерация, но и ее субъекты име­ют право внешних отношений с иностранными государ­ствами, коммерческими структурами, международными организациями, реализуя при этом свои интересы.

2. Конституционно-правовой статус Российской Федерации

2.1. Состав субъектов Российской Федерации

 В составе Российской Федерации находятся субъекты Российской Федерации:

Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия - Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика - Чувашия;

Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморский край, Ставропольский край, Хабаровский край;

Амурская область, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область, Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатская область, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область, Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленская область, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинская область, Ярославская область;

Москва, Санкт-Петербург - города федерального значения;

Еврейская автономная область;

Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономный округ, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ, Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.

       Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционным законом.[1]

2.2. Территория Российской Федерации

        Согласно ст. 67 Конституции РФ, территория — один из основных признаков государства, определяющий простран­ство, на которое распространяется суверенитет и власть госу­дарства. Каждое государство заинтересовано в ясном опреде­лении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами. Для федеративных государств право­вое закрепление своей территории имеет не только междуна­родно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы федерального суверените­та, т. е. поле действия федерального законодательства.

В конституционном праве России есть понятия «террито­рия Российской Федерации» и «территория субъекта Федера­ции». Отношение между ними самое простое: первая включает в себя территории ее субъектов. Однако Федерация не вправе по собственному усмотрению менять границы ее субъектов. Границы между ними могут быть изменены только с их взаим­ного согласия. Под территорией понимается не только ее су­хопутная часть, но также внутренние воды, территориальное море, воздушное пространство над территориями субъектов (ч. 3 ст. 67 Конституции РФ). Внутренние воды состоят из рек, озер, заливов и др. Территориальное море — это примыкающий к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль. Воздушное пространство, по сложившейся правовой практике, включает высоту до 100 км.

Под сухопутной и водной территорией расположены недра, о которых Конституция РФ не упоминает. Тем не менее, по сло­жившемуся обычаю, они также входят в понятие государствен­ной территории до технически доступной глубины.

К территории морских государств непосредственно примы­кают, хотя в нее и не входят, континентальный шельф и ис­ключительная экономическая зона. Конституция РФ закрепляет в отношении указанных свои суверенные права и юрис­дикции, которые, однако, осуществляются в порядке, установленном не только внутренним законом, но и международным правом (ч. II ст. 67 Конституции РФ).

Континентальный шельф Российской Федерации включа­ет в себя морское дно и недра подводных районов, находящих­ся за пределами территориального моря Российской Федера­ции на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории или на расстоянии 200 миль от берега. Исключительная экономическая зона — это морское пространство шириной до 200 миль от берега.

Охрана территории, континентального шельфа и исключительной экономической зоны входит в ведение федеральных  властей. Они призваны обеспечивать территориальную целостность Федерации и ее субъектов. Режим границы Российской  Федерации установлен Законом РФ о Государственных границах Российской Федерации от 1 апреля 1993 г., а также рядом других нормативных актов и международных договоров с со­предельными государствами.

2.3. Государственный язык


Придание Конституцией русскому языку статуса государственного предполагает его повсеместное использование во всех официальных сферах без специального на то указания.

Государственным языком Российской Федерации является язык самой многочисленной этнической группы - русских, составляющих в России более 80% населения. Русским языком, как свидетельствуют данные переписи 1989 г., свободно владеет и большинство представителей иных национальностей. Например, среди башкир таковых 71,8%, татар - 70,8, бурят - 72,1, калмыков - 85,3% и т.д.[2]

 Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.

 Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.

 Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.[3]

2.4. Таможенная, денежная, налоговая системы

Таможенное регулирование как самостоятельный предмет ведения Федерации призвано обеспечивать защиту экономического суверенитета и экономической безопасности государства, условия развития национальной экономики в системе мирового хозяйства, защиту прав граждан, хозяйствующих субъектов, государственных органов и учреждений, а также соблюдение ими обязанностей в сфере таможенных отношений. Главным комплексным федеральным законом, регулирующим эти отношения, является Таможенный кодекс Российской Федерации Многочисленные нормы таможенного регулирования установлены в международных договорах и соглашениях Российской Федерации (в том числе о таможенных союзах).

Таможенное регулирование и таможенное дело - сфера исключительно внешних (зарубежных) экономических отношений государства. Конституция не допускает установления таможенных границ на территории Российской Федерации (ст. 74).

         Денежная система РФ это активы, которые составляют денежную массу в обращении страны, вовлеченные в принятие депозитов, перевод денег и предоставление кредитов, вместе составляют денежную систему экономики.

         Денежная масса в обращении состоит из ряда активов (банкнотов, монет и т.д.), выраженных рублях.

         Денежная система также имеет внешние границы, так как страны участвуют в международной торговле и иностранных инвестициях, что требует установления посреднических механизмов, таких как валютный курс и международный резервный фонд.

Налоги и сборы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные. К федеральным налогам относятся, например, подоходный налог с физических лиц, налог на операции с ценными бумагами, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др., к налогам субъектов Федерации - налог на имущество предприятий, к местным - налог на имущество физических лиц, земельный налог и др. Они уплачиваются в бюджеты и во внебюджетные фонды различного уровня.

Налогоплательщик обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам отчеты, документы, сведения, выполнять требования налоговых органов и др. Обязанность по уплате налога прекращается, как правило, уплатой налога. Граждане платят разнообразные налоги и сборы в зависимости от размеров получаемых доходов, наличия у них в собственности земли, строений, совершения сделок и др.


2.5. Предметы ведения Российской Федерации

Отношения между Российской Федерацией и ее субъек­тами строятся на разграничении их полномочий. Причем Конституция закрепляет исключительные полномо­чия Российской Федерации (ст. 71) и совместную ком­петенцию Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72). Все иные полномочия принадлежат субъектам Россий­ской Федерации, конституция их не перечисляет, а толь­ко ограничивается указанием, что «вне пределов веде­ния Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Россий­ской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полно­той государственной власти» (ст. 73). Российская Федерация — суверенное государство. Сувере­нитет РФ — свойство государственной власти на основе воли многонационального народа России самостоятельно и незави­симо от других государств реализовывать внутренние и вне­шние функции государства.

Суверенитет РФ реально представлен в ее компетенции. Компетенция РФ, т. е. круг ее прав, обязанностей и предметов ведения, получила конституционное закрепление в ст. 4, 5, И, ю7, 71 и др. Компетенция РФ, нашедшая концентрированное выражение и воплощение в ст. 71 Конституции, подразделяет­ся на определенные блоки или разновидности.

В области государственной в ее ведении находятся сле­дующие вопросы: принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдени­ем; федеральное устройство и территория Российской Федерации, установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Ведению Российской Федерации в области хозяйствен­ного и социально-культурного строительства подлежат: федеральная государственная собственность и управление ею; установление основ федеральной политики и феде­ральные программы в области экономического, экологи­ческого, социального и культурного развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рын­ка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное ре­гулирование, денежная эмиссия, основы ценовой поли­тики.

В области правовой политики государства в исключи­тельном ведении Российской Федерации являются: су­доустройство, прокуратура; уголовное; уголовно-про-цессуальное и уголовно-исполнительное законодатель­ство; амнистия и помилование; гражданское, граждан­ско-процессуальное и арбитражно-процессуальное зако­нодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности; федеральное коллизионное право.

В области внешних сношений, обороны и государствен­ной безопасности ведению Российской Федерации под­лежат: вопросы внешней политики и международных от­ношений, международные договоры; вопросы войны и мира; внешнеэкономические отношения; оборона и бе­зопасность; оборонное производство; определение поряд­ка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной тех­ники и другого военного имущества; деятельность в кос­мосе.

Что же касается полномочий Российской Федерации в области защиты прав и свобод гражданина и человека, то они сгруппированы в различных главах и статьях Консти­туции РФ. К ее ведению, в частности, относятся: регули­рование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальных меньшинств; по представ­лению законодательных и исполнительных органов ав­тономной области, автономного округа; принятие фе­дерального закона об автономной области, автономном округе; защита прав коренных малочисленных народов; предоставление политического убежища иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с об­щепризнанными нормами международного права, га­рантирование своим гражданам защиту и покровитель­ство за пределами Российской Федерации.


2.6. Предметы совместного ведения Российской Федерации и её субъектов

 В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

а) обеспечение соответствия конституций и законов республик, уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции Российской Федерации и федеральным законам;

б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон;

в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;

г) разграничение государственной собственности;

д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта;

ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение;

з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;

и) установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации;

к) административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды;

л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат;

м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей;

н) установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления;

Положения настоящей статьи в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального значения, автономную область, автономные округа.[4]


2.7. Правовая система Российской Федерации

Вопрос о российской правовой системе как целостном и самостоятельном культурно-историческом феномене в самой своей постановке не является простым. Сложность России и ее духовного мира имеет, пожалуй, наиболее трудное, дале­ко не выясненное выражение в сфере права и правового ре­гулирования.

В конце XX века можно, пожалуй, достаточно обоснован­но и утвердительно ответить на вопрос о цивилизационном своеобразии России. Сейчас во многом определилось, что ис­торические пути развития русской государственности, рус­ской культуры, русского экономического и правового уклада пролегли далеко не в русле западных обществ и на это, ве­роятно, есть свои фундаментальные причины, не исчерпывающиеся субъективной волей тех или иных лиц или политиче­ских группировок.

Российский правовой тип — это самостоятельная альтернатива романо-германской и англо-саксонской правовым культурам. Он характеризуется особым духовным смыслом похожих по “технике” юридических средств.               

В российской правовой культуре иной способ социализации позитивного права. Распространение, “диффузия” права идет не в прозрачной среде “чистого”, готового к формальной рецепции правосознания, как мы это видим в странах так называемого “юридического мировоззрения”, а в очень насыщенной, непрозрачной среде мощного поднормативного  регулирования — обычного, религиозного, корпоративно-общинного. Эта среда сама принимает на себя функции формального “юридизма”, выступает фактическим артикулятором  права, стабилизирует напряжение государственного во действия, подчас очень мощно институционно обеспеченного до значений, совместимых с нормативным тонусом российского менталитета.   


2.8. Основания для федерального вмешательства в права субъектов РФ

Субъекты Российской Федерации свободны и независимы в своих действиях в рамках Конституции РФ и  Законов РФ. Органы государственной  власти Российской Федерации не вмешиваются в права субъектов, кроме случаев нарушения Федеральной Конституции и Законов. Таким образом, основанием для вмешательства в права субъектов является нарушение Конституции РФ и Законов РФ путем принятия несоответствующих федеральному законодательству Уставов, Конституций, законов субъектов РФ.


2.9. Государственные символы

В настоящее время Государственным флагом Российской Федерации является прямоугольное полотнище с соотношением ширины и длины 2:3, состоящее из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белой, средней синей и нижней красной.

Статус Государственного флага Российской Федерации до принятия соответствующего конституционного закона определяется Положением о Государственном флаге Российской Федерации, утвержденным Указом Президента России о Государственном флаге Российской Федерации от 11 декабря 1993 г.

 Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите, над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две меньшего и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. Этот геральдический образ символизирует единство Запада и Востока, западной и восточной культур.

Исполнение Государственного гимна обязательно при поднятии Государственного флага Российской Федерации; при принесении присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации; при открытии и закрытии сессий палат Федерального Собрания; при открытии памятников и памятных знаков; при встрече и проводах глав государств и правительств зарубежных стран, посещающих Российскую Федерацию с официальным визитом и в ряде других торжественных церемоний.

Исполнение Государственного гимна России в воинских частях, на военных кораблях и судах регламентируется воинскими уставами.

Допускается исполнение Государственного гимна Российской Федерации при проведении спортивных соревнований с учетом существующей практики спортивных организаций.

При публичном исполнении Государственного гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины - без головных уборов. Правовое государство воспитывает у граждан уважение к государственным символам. За надругательство, а равно публичное глумление над государственными символами - флагом, гербом, гимном - установлена административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Символом государственности является также столица Российской Федерации - город Москва. В Москве находится резиденция Президента России, здесь работают Федеральное Собрание и Правительство Российской Федерации, высшие федеральные органы судебной власти, центральные отраслевые органы исполнительной власти. Столица является местом пребывания дипломатических представительств иностранных государств в России.          

3. Конституционно-правовой статус субъектов РФ (на примере Хабаровского края по Конституции РФ, уставу Хабаровского края)


Все субъекты Российской Федерации перечислены в п. 1 ст. 65 Конституции. Это перечисление не случайно. Включение названия субъекта Федерации в эту статью является правовым основанием для использования им своих конституционных прав, таких, например, как право законодательной инициативы, право на вхождение в Совет Федерации двух представителей.

Конституция закрепила преобразование России в подлинно федеративное государство, провозгласив равноправие субъектов как между собой, так и в отношениях с федеральной властью. Конституция сохранила прежние наименования субъектов, проявив определенную историческую преемственность государственно-правовых традиций, но вместе с тем учла и те наименования субъектов, которые они дали сами себе.

Край, область, город федерального значения уже не могут рассматриваться как административно-территориальные единицы. Федеративный договор от 31 марта 1992 г. признал их субъектами Российской Федерации. В уставе края, области так же, как и в конституции республики, должны быть учтены специфические особенности данной территории и проживающего на ней населения.

Устав Хабаровского края принятый в 1995 г. регулирует организацию и деятельность его государственных органов, взаимоотношения этих органов между собой, а также с общественными объединениями, права и свободы проживающих на данной территории граждан.

Устав Хабаровского края (ст.  2) определяет Государственно-правовой статус Хабаровского края

2.1. Хабаровский край является субъектом Российской Федерации, неотделим от нее и не имеет права выхода из состава Российской Федерации.

2.2. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти и другими субъектами Российской Федерации Хабаровский край имеет равные, наряду с другими субъектами Российской Федерации, права.

2.3. Государственно-правовой статус Хабаровского края определяется Конституцией Российской Федерации и настоящим Уставом.

(п. 2.3 в ред. Закона Хабаровского края от 30.07.2003 N 127)

2.4. Изменение статуса Хабаровского края возможно лишь на основе взаимного согласия Российской Федерации и Хабаровского края в соответствии с федеральным конституционным законом.

2.5. Изменение статуса, наименования Хабаровского края, а также его разделение или объединение с другими субъектами Российской Федерации могут быть произведены только на основе свободного волеизъявления путем краевого референдума граждан Российской Федерации, проживающих на территории края и обладающих избирательным правом, в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

2.6. Правовую основу деятельности органов государственной власти Хабаровского края составляют Конституция Российской Федерации, Федеративный договор, федеральные конституционные законы, федеральные законы по предметам ведения Российской Федерации, федеральные законы по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, настоящий Устав, краевые законы и иные нормативные правовые акты, договоры и соглашения Хабаровского края.

Поскольку полномочия всех видов субъектов Российской Федерации в Основном одинаковы, то и содержание их основополагающих документов - конституций республик, уставов, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - имеют равную юридическую силу; все они подлежат одинаковой государственно-правовой защите.

Конституция в ч. 5 ст. 66 закрепляет возможность изменения статуса субъекта Российской Федерации по взаимному согласию Российской Федерации и ее субъекта. Регулирование изменения статуса субъекта Федерации должно осуществляться на основе федерального конституционного закона. Принятие его предусматривается Конституцией.

Задача

В соответствие со ст. 72 Конституции РФ лесное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ. Приморская краевая дума приняла Закон «О  лесопользовании на территории приморского края» на момент принятия настоящего закона Лесной Кодекс отсутствовал.

Имела ли право Дума приморского края принимать данный Закон? При решении задачи проанализируйте ст. 72, 76 Конституции РФ.

Решение:

В соответствие с пп. «д», ч. 1 ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры;

 По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

 Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам (ч. 2, 3 ст. 76  Конституции РФ)

Таким образом, на тот момент Дума приморского края могла принять указанный закон, так как отсутствовал федеральный закон, регулирующий отношения лесопользования, но сразу после принятия Лесного кодекса РФ законы субъектов перестают действовать в части противоречащей   федеральному закону и должны быть приведены в соответствие с ним.

2. Административное право

1. Лицензия. Лицензирование. Лицензирующие органы, и их полномочия.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Лицензирование - мероприятия, связанные с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и возобновлением действия лицензий, аннулированием лицензий и контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Лицензирующие органы - федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование в соответствии с настоящим Федеральным законом. [5]

Полномочия лицензирующих органов установлены в  ст. 6 ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

1. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия:

предоставление лицензий;

переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий;

приостановление действия лицензий;

возобновление действия лицензий;

аннулирование лицензий (в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 13 настоящего Федерального закона);

ведение реестра лицензий;

контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.

Порядок осуществления полномочий лицензирующих органов устанавливается положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.

2. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать им осуществление своих полномочий, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

2. Осуществление лицензирования: действие лицензии, лицензионные требования и условия, принятие решения о выдаче лицензии, осуществление надзора, приостановление действия и аннулирование лицензии.

Действие лицензии

1. Ha каждый вид деятельности, указанный в пункте 1 статьи 17 настоящего Федерального закона, предоставляется лицензия.

Вид деятельности, на осуществление которого предоставлена лицензия, может выполняться только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.[6]

Принятие решения о предоставлении лицензии устанавливается ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"  (ст. 9)

 Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган следующие документы:

заявление о предоставлении лицензии с указанием наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения - для юридического лица; фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность, - для индивидуального предпринимателя; лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный предприниматель намерены осуществлять;

копии учредительных документов и копия документа о государственной регистрации соискателя лицензии в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридического лица;

копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) - для индивидуального предпринимателя;

копия свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом);

документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;

сведения о квалификации работников соискателя лицензии.

Кроме указанных документов в положениях о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено представление иных документов, наличие которых при осуществлении конкретного вида деятельности установлено соответствующими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами, принятие которых предусмотрено соответствующими федеральными законами.

Не допускается требовать от соискателя лицензии представления документов, не предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий шестидесяти дней со дня поступления заявления о предоставлении лицензии со всеми необходимыми документами. Соответствующее решение оформляется приказом лицензирующего органа.

Лицензирующий орган обязан в указанный срок уведомить соискателя лицензии о принятии решения о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии.

          Осуществление контроля

1. Контроль за соблюдением лицензиатом лицензионных требований и условий, определенных положением о лицензировании конкретного вида деятельности, осуществляется лицензирующими органами в пределах их компетенции.

2. Лицензирующие органы имеют право:

проводить проверки деятельности лицензиата на предмет ее соответствия лицензионным требованиям и условиям;

запрашивать у лицензиата необходимые объяснения и документы при проведении проверок;

составлять на основании результатов проверок акты (протоколы) с указанием конкретных нарушений;

выносить решения, обязывающие лицензиата устранить выявленные нарушения, устанавливать сроки устранения таких нарушений;

выносить предупреждение лицензиату.[7]

 Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии.

1. Лицензирующие органы вправе приостанавливать действие лицензии в случае выявления лицензирующими органами неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий.

Лицензирующий орган обязан установить срок устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Указанный срок не может превышать шесть месяцев. В случае, если в установленный срок лицензиат не устранил указанные нарушения, лицензирующий орган обязан обратиться в суд с заявлением об аннулировании лицензии.

Лицензиат обязан уведомить в письменной форме лицензирующий орган об устранении им нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии. Лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия и сообщает об этом в письменной форме лицензиату в течение трех дней после получения соответствующего уведомления и проверки устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии.

Плата за возобновление действия лицензии не взимается. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается.

2. Лицензия теряет юридическую силу в случае ликвидации юридического лица или прекращения его деятельности в результате реорганизации, за исключением его преобразования, либо прекращения действия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя.

3. Лицензирующие органы могут аннулировать лицензию без обращения в суд в случае неуплаты лицензиатом в течение трех месяцев лицензионного сбора за предоставление лицензии.

4. Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и (или) в случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 1 настоящей статьи. Одновременно с подачей заявления в суд лицензирующий орган вправе приостановить действие указанной лицензии на период до вступления в силу решения суда.

5. Решение о приостановлении действия лицензии, об аннулировании лицензии или о направлении заявления об аннулировании лицензии в суд доводится лицензирующим органом до лицензиата в письменной форме с мотивированным обоснованием такого решения не позднее чем через три дня после его принятия.

6. Решение о приостановлении действия лицензии и об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

7. Лицензирующий орган не вправе проводить проверки по предмету ведения иных органов государственной власти и органов местного самоуправления.[8]

3. Виды деятельности, на осуществление которых требуется лицензия

В соответствии с Федеральным законом "О лицензировании отдельных видов деятельности" (ст.17) лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

разработка авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

производство авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

ремонт авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

испытание авиационной техники, в том числе авиационной техники двойного назначения;

деятельность по распространению шифровальных (криптографических) средств;

деятельность по техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств;

предоставление услуг в области шифрования информации;

разработка, производство шифровальных (криптографических) средств, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств информационных систем, телекоммуникационных систем;

деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, регистрации владельцев электронных цифровых подписей, оказанию услуг, связанных с использованием электронных цифровых подписей, и подтверждению подлинности электронных цифровых подписей;

деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации, в помещениях и технических средствах (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации;

деятельность по технической защите конфиденциальной информации;

разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность;

деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией;

разработка вооружения и военной техники;

производство вооружения и военной техники;

ремонт вооружения и военной техники;

утилизация вооружения и военной техники;

торговля вооружением и военной техникой;

производство оружия и основных частей огнестрельного оружия;

производство патронов к оружию и составных частей патронов;

торговля оружием и основными частями огнестрельного оружия;

торговля патронами к оружию;

экспонирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

коллекционирование оружия, основных частей огнестрельного оружия, патронов к оружию;

разработка и производство боеприпасов;

утилизация боеприпасов;

выполнение работ и оказание услуг по хранению, перевозкам и уничтожению химического оружия;

эксплуатация взрывоопасных производственных объектов;

эксплуатация пожароопасных производственных объектов;

эксплуатация химически опасных производственных объектов;

эксплуатация магистрального трубопроводного транспорта;

эксплуатация нефтегазодобывающих производств;

переработка нефти, газа и продуктов их переработки;

транспортировка по магистральным трубопроводам нефти, газа и продуктов их переработки;

хранение нефти, газа и продуктов их переработки;

деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности;

производство взрывчатых материалов промышленного назначения;

хранение взрывчатых материалов промышленного назначения;

применение взрывчатых материалов промышленного назначения;

деятельность по распространению взрывчатых материалов промышленного назначения;

производство пиротехнических изделий;

деятельность по распространению пиротехнических изделий IV и V класса в соответствии с государственным стандартом;

деятельность по предупреждению и тушению пожаров;

производство работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

деятельность по эксплуатации электрических сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по эксплуатации газовых сетей;

деятельность по эксплуатации тепловых сетей (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

проектирование зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

строительство зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений I и II уровней ответственности в соответствии с государственным стандартом;

производство маркшейдерских работ;

деятельность по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры);

геодезическая деятельность;

картографическая деятельность;

выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические процессы и явления;

выполнение работ по активному воздействию на геофизические процессы и явления;

деятельность в области гидрометеорологии и смежных с ней областях;

фармацевтическая деятельность;

производство лекарственных средств;

производство медицинской техники;

деятельность по распространению лекарственных средств и изделий медицинского назначения;

техническое обслуживание медицинской техники (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи;

культивирование растений, используемых для производства наркотических средств и психотропных веществ;

деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список II в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

деятельность, связанная с оборотом психотропных веществ (разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозки, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, уничтожение), внесенных в Список III в соответствии с Федеральным законом "О наркотических средствах и психотропных веществах";

деятельность, связанная с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;

производство дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных средств;

перевозки морским транспортом пассажиров;

перевозки морским транспортом грузов;

перевозки внутренним водным транспортом пассажиров;

перевозки внутренним водным транспортом грузов;

перевозки воздушным транспортом пассажиров;

перевозки воздушным транспортом грузов;

перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

перевозки пассажиров на коммерческой основе легковым автомобильным транспортом;

перевозки грузов автомобильным транспортом грузоподъемностью свыше 3,5 тонны (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

сюрвейерское обслуживание морских судов в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность на внутреннем водном транспорте;

погрузочно-разгрузочная деятельность в морских портах;

погрузочно-разгрузочная деятельность на железнодорожном транспорте;

деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по техническому обслуживанию воздушного движения;

деятельность по техническому обслуживанию воздушных судов;

деятельность по ремонту воздушных судов;

деятельность по применению авиации в отраслях экономики;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту подвижного состава на железнодорожном транспорте;

деятельность по техническому обслуживанию и ремонту технических средств, используемых на железнодорожном транспорте;

деятельность по обращению с опасными отходами;

организация и содержание тотализаторов и игорных заведений;

оценочная деятельность;

туроператорская деятельность;

турагентская деятельность;

деятельность по продаже прав на клубный отдых;

негосударственная (частная) охранная деятельность;

негосударственная (частная) сыскная деятельность;

заготовка, переработка и реализация лома цветных металлов;

заготовка, переработка и реализация лома черных металлов;

деятельность, связанная с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации;

деятельность по разведению племенных животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

деятельность по производству и использованию племенной продукции (материала) (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);

публичный показ аудиовизуальных произведений, если указанная деятельность осуществляется в кинозале;

воспроизведение (изготовление экземпляров) аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей;

аудиторская деятельность;

деятельность инвестиционных фондов;

деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами;

деятельность специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов;

деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию;

деятельность по производству элитных семян (семян элиты);

производство табачных изделий;

деятельность по изготовлению и ремонту средств измерений;

осуществляемая в море деятельность по приемке и транспортировке уловов водных биологических ресурсов, включая рыб, а также других водных животных и растений;

деятельность по хранению зерна и продуктов его переработки;

космическая деятельность;

ветеринарная деятельность;

медицинская деятельность;

деятельность арбитражных управляющих.

перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом;

перевозка грузов железнодорожным транспортом;

перевозка грузобагажа железнодорожным транспортом;

деятельность по предоставлению инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования для осуществления перевозок;

транспортировка грузов (перемещение грузов без заключения договора перевозки) по железнодорожным путям общего пользования, за исключением уборки прибывших грузов с железнодорожных выставочных путей, возврата их на железнодорожные выставочные пути.

2. Перечень работ и услуг по космической деятельности, ветеринарной деятельности и медицинской деятельности устанавливается положениями о лицензировании указанных видов деятельности.

3. Введение лицензирования иных видов деятельности возможно только путем внесения дополнений в предусмотренный настоящим Федеральным законом перечень видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии.

Задача 1

Госналогинспекция г. Санкт-Петербурга обратилась в арбитражный суд с иском к акционерному обществу закрытого типа "Совместное предприятие "Фортуна казино Санкт-Петербург" о взыскании суммы выручки, полученной от незаконной деятельности - занятие игорным бизнесом без специального разре­шения (лицензии).

Какие государственные органы вправе выдавать лицензии на организацию и содержание тотализаторов и игорных заведений. Какая ответственность преду­смотрена законодательством за занятие игорным бизнесом без специального раз­решения (лицензии)?

Решение:

Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование (утв. постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г. N 135) устанавливает, что лицензирование организации и содержания тотализаторов и игорных заведений осуществляет Госкомспорт России

Федеральный закон от 31 июля 1998 г. N 142-ФЗ "О налоге на игорный бизнес"  (ст. 4 п. 5) устанавливает, что наличие на территории игорного заведения незарегистрированных объектов налогообложения или несоблюдение установленного порядка уплаты налога более двух раз в течение календарного года может являться основанием для отзыва лицензии на осуществление предпринимательской деятельности в сфере игорного бизнеса.

Задача 2

Главой Администрации Хабаровского края 08.02.99 года принято постановление "О чрезвычайной ситуации, сложившейся в Хабаровском крае в связи с хищениями черных, цветных металлов с целью реализации в качестве металлолома". В соответствии с постановлением на территории Хабаровского края запрещается деятельность, связанная с приобретением, переработкой и реализацией лома и отходов цветных металлов и сплавов всех филиалов юридических лиц, кроме филиалов, подразделений ЗАО "Востокметалл". Приемку, переработку этого лома разрешается производить только по основной лицензии головной организации по адресу, указанному в лицензии. Все остальные лицензии считать недействительными.

Данное постановление было обжаловано в судебном порядке. Какое реше­ние должен принять суд?

Решение:

 Федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным наделенным функциями или правами указанных органов власти органам или организациям запрещается принимать акты и (или) совершать действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих субъектов, создают дискриминационные условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов, если такие акты или действия имеют либо могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и ущемление интересов хозяйствующих субъектов, в том числе запрещается:

вводить ограничения на создание новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также устанавливать запреты на осуществление отдельных видов деятельности или производство определенных видов товаров, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации;

необоснованно препятствовать осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере;

устанавливать запреты на продажу (покупку, обмен, приобретение) товаров из одного региона Российской Федерации (республики, края, области, района, города, района в городе) в другой или иным образом ограничивать права хозяйствующих субъектов на продажу (приобретение, покупку, обмен) товаров;

давать хозяйствующим субъектам указания о первоочередной поставке товаров ( выполнении работ, оказании услуг) определенному кругу покупателей (заказчиков) или о приоритетном заключении договоров без учета установленных законодательными или иными нормативными актами Российской Федерации приоритетов;

необоснованно препятствовать созданию новых хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности;

необоснованно предоставлять отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам льготы, ставящие их в преимущественное положение по отношению к другим хозяйствующим субъектам, работающим на рынок того же товара.

2. Проекты решений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций по вопросам о предоставлении льгот и преимуществ отдельному хозяйствующему субъекту или нескольким хозяйствующим субъектам подлежат согласованию с антимонопольным органом.

3. Запрещается наделение полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции, федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций.

Запрещается совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных наделенных функциями или правами указанных органов власти органов или организаций с функциями хозяйствующих субъектов, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного надзора, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации.[9]



3. Финансовое (налоговое) право


1. Понятие налогового правонарушения, его состав (субъекты, объекты, объективная сторона, субъективная сторона)

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность.[10]

Субъектами налогового правонарушения являются  организации и физические лица достигшие  шестнадцатилетнего возраста в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ.

Субъективная сторона всех рассматриваемых правонарушений выражается в умышленной или неосторожной  вине.

Общим объектом нарушений налогового законодательства является налоговая система страны. Именно ей наносят ущерб любые нарушения норм налогового законодательства.

Можно выделить следующие родовые объекты правонарушений:

- против системы налогов;

- против прав и свобод налогоплательщиков;

- против исполнения доходных частей бюджетов;

- против системы гарантий выполнения обязанностей налогоплательщиков;

- против контрольных функций налоговых органов;

- против порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и налоговой отчетности;

- против обязанностей по уплате налогов.

Внутри родовых объектов правонарушений выделяются непосредственные объекты, против которых прямо и непосредственно направлены деяния правонарушителей.

Объективная сторона правонарушения - это внешний акт посягательства на охраняемый налоговым правом объект.

К числу признаков объективной стороны относятся:

- действие или бездействие, посягающее на тот или иной объект;

- общественно опасные последствия;

- причинная связь между действием (бездействием) и последствиями;

- способ, место, время, обстановка, средства и орудия совершения правонарушения.

2. Общие условия привлечения к ответственности за совершения налогового правонарушения

1. Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом.

2. Никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.

3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.

4. Привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации.

5. Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени. Привлечение налогового агента к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности перечислить причитающиеся суммы налога и пени.

6. Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.[11]

3. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:

1) отсутствие события налогового правонарушения;

2) отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения;

3) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, физическим лицом, не достигшим к моменту совершения деяния шестнадцатилетнего возраста.[12]

4. Обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения

Обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются:

1) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, вследствие стихийного бедствия или других чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств (указанные обстоятельства устанавливаются наличием общеизвестных фактов, публикаций в средствах массовой информации и иными способами, не нуждающимися в специальных средствах доказывания);

2) совершение деяния, содержащего признаки налогового правонарушения, налогоплательщиком - физическим лицом, находившимся в момент его совершения в состоянии, при котором это лицо не могло отдавать себе отчета в своих действиях или руководить ими вследствие болезненного состояния (указанные обстоятельства доказываются предоставлением в налоговый орган документов, которые по смыслу, содержанию и дате относятся к тому налоговому периоду, в котором совершено налоговое правонарушение);

3) выполнение налогоплательщиком или налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующих документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

При наличии обстоятельств, указанных в пункте 1 настоящей статьи, лицо не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.[13]

5. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения

 Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

 Лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в силу решения суда или налогового органа о применении налоговой санкции.

 Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом и учитываются им при наложении санкций за налоговые правонарушения в порядке, установленном статьей 114 НК РФ.[14]

6. Налоговые санкции

 Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

 Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями главы 16 НК РФ.

 При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 настоящего Кодекса за совершение налогового правонарушения.

При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112 НК РФ, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

Сумма штрафа, присужденного налогоплательщику, плательщику сборов или налоговому агенту за нарушение законодательства о налогах и сборах, повлекшее задолженность по налогу или сбору, подлежит перечислению со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

 Налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке.[15]

7. Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения и срок давности взыскания налоговых санкций

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года (срок давности).

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.

Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего налогового периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 НК РФ.[16]

Налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта (срок давности взыскания санкции).

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи искового заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.[17]

Задача

5 марта гр. Иванов был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. 6 марта Иванов попал в больницу. Заявление с постановкой на учет в налоговый орган Иванов подал после выхода из больницы25 марта. За нарушение срока постановки на учет в налоговом органе на Иванова  был наложен штраф в размере 5 тысяч рублей.

Проанализируйте ситуацию.

Решение:

Статья 116 НК РФ Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе

1. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 настоящей статьи.

влечет взыскание штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Нарушение налогоплательщиком установленного статьей 83 настоящего Кодекса срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 дней

влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

Таким образом, налоговый орган наложил на гр. Иванова штраф в соответствие с ч. 1, ст. 116 НК РФ.

Статья 112 НК РФ предусматривает обстоятельства, смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) иные обстоятельства, которые судом могут быть признаны смягчающими ответственность

По моему мнению, болезнь, несомненно, является обстоятельством, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения. Следовательно,  суд установит наличие смягчающего ответственность обстоятельства и соразмерно уменьшит сумму штрафа.


Список литературы

1.     Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.

2.     Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ

4.     Кодекс об административных правонарушениях от 20.12.2001.- Изд. «ИКФ «ЭКМОС» Москва 2002.-

5.     Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ

6.     ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"

7.     Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.)

8.     Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" 

9.     Комментарий к Конституции Российской Федерации  / под  ред. В.Д. Карповича  М.; 1999г  

10.                       Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. В.В.Яркова - М.: Издательство БЕК, 2003.

11.                       Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова - Юристъ, 2002.-








[1] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). ст. 65


[2] Комментарий к Конституции Российской Федерации  / под  ред. В.Д. Карповича  М.; 1999г. стр. 214


[3] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). ст. 68

[4] Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) ст. 72

[5] ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст.2



[6] ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 7

[7] ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 12

[8] ФЗ от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" ст. 13

[9] Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" ст. 7

[10] Налоговый кодекс РФ ст. 106

[11] Налоговый кодекс РФ ст.  108

[12] Там же ст.  109

[13] Налоговый кодекс РФ ст.  111

[14] Налоговый кодекс РФ ст.  112

[15] Налоговый кодекс РФ ст.  114

[16] Там же ст. 113

[17] Там же ст. 115