Содержание
1.Подведомственность арбитражным судам споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. 3
2. Порядок возбуждения и подготовки к рассмотрению дел по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. 4
3. Порядок рассмотрения указанных дел. 8
4. Особенности содержания решения по указанным делам. 9
5. Примирение сторон. 15
Задача 1. 16
Задача 2. 18
Задача 3. 19
Задача 4. 20
Задача 5. 23
Список литературы.. 25
1.Подведомственность арбитражным судам споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Статья 29 АПК РФ Подведомственность экономических споров и других дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности:
1) об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
2) об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
4) о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
5) другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Таким образом, критерии подведомственности дел в сфере административного судопроизводства заключаются в следующем. Во-первых, спор должен возникнуть из административных либо иных публично-правовых отношений (например, налоговых, таможенных). Во-вторых, содержание спора связано с предпринимательской либо иной экономической деятельностью, либо доступом к ней, либо оценкой законности ненормативного или нормативного акта в данной сфере. В-третьих, в отличие от дел гражданского судопроизводства в административном судопроизводстве другие требования к правовому статусу сторон. Здесь статус юридического лица либо гражданина-предпринимателя имеет, как правило, только истец. Кроме того, в качестве истца может выступать прокурор и государственные органы, органы местного самоуправления. Что касается ответчика, то в этом качестве могут выступать Президент РФ, Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти, другие государственные органы, муниципальные образования, должностные лица, включая судебных приставов-исполнителей. При этом соответствующие органы как субъекты публично-правовых отношений могут как иметь статус юридического лица, так и не быть наделенными им.[1]
Перечень дел административного судопроизводства, подведомственных арбитражным судам, не является закрытым и может расширяться в соответствии с новыми законами.
2. Порядок возбуждения и подготовки к рассмотрению дел по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений
Порядок возбуждения и подготовки к рассмотрению дел по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений осуществляется по общим правилам предусмотренным АПК РФ.
Статья 127 АПК РФ регламентирует порядок принятия искового заявления и возбуждение производства по делу:
1. Вопрос о принятии искового заявления к производству арбитражного суда решается судьей единолично в пятидневный срок со дня поступления искового заявления в арбитражный суд.
2. Арбитражный суд обязан принять к производству исковое заявление, поданное с соблюдением требований, предъявляемых АПК РФ к его форме и содержанию.
3. О принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.
4. В определении указывается на подготовку дела к судебному разбирательству, действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.
5. Копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.
При подготовке дела к судебному разбирательству ст. 133 АПК РФ ставит следующие задачи:
1. Арбитражный суд первой инстанции после принятия заявления к производству выносит определение о подготовке дела к судебному разбирательству и указывает действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки их совершения.
На подготовку дела к судебному разбирательству может быть указано в определении о принятии заявления к производству.
2. Подготовка дела к судебному разбирательству проводится судьей единолично по каждому делу, находящемуся в производстве арбитражного суда первой инстанции, в целях обеспечения его правильного и своевременного рассмотрения.
3. Задачами подготовки дела к судебному разбирательству являются определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства, обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела; разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса; оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств; примирение сторон.
Срок подготовки дела к судебному разбирательству установлены в ст. 134 АПК РФ:
Подготовка дела к судебному разбирательству должна быть завершена в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, проведением предварительного судебного заседания, если в соответствии с АПК РФ не установлено иное.
Возможность проведения подготовки в более продолжительные сроки АПК РФ не предусмотрена.
Объяснение этому заключается в том, что все нерешенные в ходе подготовки вопросы могут быть решены в ходе судебного разбирательства по делу, в том числе и путем отложения рассмотрения дела (ст. 158 АПК РФ). Вместе с тем АПК РФ, устанавливая особенности рассмотрения некоторых категорий дел, предусматривает проведение подготовки в сокращенные, по сравнению с указанными в ст. 134, сроки. К числу таких дел относятся например следующие дела:
об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя - на подготовку и судебное разбирательство дается десять дней со дня поступления заявления в суд (ч. 1 ст. 200 АПК РФ);
о привлечении к административной ответственности (1 гл. 25). Судебное разбирательство, включая подготовку дела, должно быть произведено в течение 15 дней со дня поступления заявления (ч. 1 ст. 205 АПК РФ);
об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (2 гл. 25). На подготовку и судебное разбирательство отводится 10 дней (ч. 1 ст. 210 АПК РФ).
При подготовке дела к судебному разбирательству судья:
1) вызывает стороны и (или) их представителей и проводит с ними собеседование в целях выяснения обстоятельств, касающихся существа заявленных требований и возражений; предлагает раскрыть доказательства, их подтверждающие, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок; разъясняет сторонам их права и обязанности, последствия совершения или несовершения процессуальных действий в установленный срок; определяет по согласованию со сторонами сроки представления необходимых доказательств и проведения предварительного судебного заседания;
2) разъясняет сторонам их право на рассмотрение дела с участием арбитражных заседателей, право передать спор на разрешение третейского суда, право обратиться за содействием к посреднику в целях урегулирования спора и последствия совершения таких действий, принимает меры для заключения сторонами мирового соглашения, содействует примирению сторон;
3) оказывает содействие сторонам в получении необходимых доказательств, истребует по ходатайству сторон, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, по своей инициативе необходимые доказательства, разрешает вопросы о назначении экспертизы, вызове в судебное заседание экспертов, свидетелей, привлечении переводчика, необходимости осмотра на месте письменных и вещественных доказательств, а также принимает иные меры для представления сторонами доказательств;
4) по ходатайству сторон разрешает вопросы об обеспечении иска, о предоставлении встречного обеспечения, а также об обеспечении доказательств, направляет судебные поручения;
5) рассматривает вопросы о вступлении в дело других лиц, замене ненадлежащего ответчика, соединении и разъединении нескольких требований, принятии встречного иска, возможности проведения выездного судебного заседания;
6) совершает иные направленные на обеспечение правильного и своевременного рассмотрения дела действия.[2]
3. Порядок рассмотрения указанных дел
В отличие от АПК РФ 1995 г. законодатель впервые выделил в отдельные главы АПК РФ 2002 г. положения о порядке рассмотрения арбитражными судами дел, возникающих из административных и иных публично-правовых отношений. Это связано со сложностью таких дел и их многочисленностью. Детальное урегулирование порядка их рассмотрения позволит снять многие проблемы. Административный характер спорных отношений основан на неравном положении его участников. Одним из таких участников является государственный орган, орган местного самоуправления, иной орган или должностное лицо, наделенные властными полномочиями и использовавшие эти полномочия по отношению к другому участнику в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.[3]
Статья 189 АПК РФ указывает порядок рассмотрения дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений
Дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в данном разделе, если иные правила административного судопроизводства не предусмотрены федеральным законом.
Заявления по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, подаются в арбитражный суд по общим правилам подсудности, предусмотренным АПК РФ, если в настоящем разделе не установлено иное.
3. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).
4. Особенности содержания решения по указанным делам
Решение арбитражного суда по делам возникающих из административных и иных публичных правоотношений принимается по правилам, установленным в главе 20 АПК РФ учетом следующих особенностей:
Решение суда по делу об оспаривании нормативного правового акта
По результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта арбитражный суд принимает одно из решений:
1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;
2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться:
1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, его название, номер, дата принятия акта;
2) название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому проверен оспариваемый акт;
3) указание на признание оспариваемого акта соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и на отказ в удовлетворении заявленного требования или на признание оспариваемого акта не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Нормативный правовой акт или отдельные его положения, признанные арбитражным судом недействующими, не подлежат применению с момента вступления в законную силу решения суда и должны быть приведены органом или лицом, принявшими оспариваемый акт, в соответствие с законом или иным нормативным правовым актом, имеющими большую юридическую силу.
Копии решения арбитражного суда в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия, направляются лицам, участвующим в деле, в арбитражные суды в Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, в Министерство юстиции Российской Федерации. Копии решения могут быть направлены также в иные органы и иным лицам.
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании нормативного правового акта, за исключением решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.[4]
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного
2. Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
3. В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
4. В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться:
1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;
3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
5. В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться:
1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;
2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;
3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
6. В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующими органом или лицом об исполнении решения суда.
7. Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
8. Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
9. Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.[5]
Решение арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности
По результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
В резолютивной части решения о привлечении к административной ответственности должны содержаться:
1) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
2) нормы закона, на основании которых данное лицо привлекается к административной ответственности;
3) вид административного наказания и санкции, возложенные на лицо, привлеченное к административной ответственности.
4. Решение по делу о привлечении к административной ответственности вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Копия решения арбитражного суда по делу о привлечении к административной ответственности направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.[6]
Решение арбитражного суда по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
В резолютивной части решения по делу об оспаривании решения административного органа должны содержаться:
1) название, номер, дата и место принятия, другие необходимые сведения об оспариваемом решении;
2) наименование лица, привлеченного к административной ответственности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;
3) указание на признание решения незаконным и его отмену полностью или в части, либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части, либо на меру ответственности, если она изменена судом.
Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Копия решения направляется арбитражным судом в трехдневный срок со дня его принятия лицам, участвующим в деле. Арбитражный суд может направить копию решения также в вышестоящий в порядке подчиненности административный орган.[7]
Решение арбитражного суда по делу о взыскании обязательных платежей и санкций
При удовлетворении требования о взыскании обязательных платежей и санкций в резолютивной части решения должны быть указаны:
1) наименование лица, обязанного уплатить сумму задолженности, его место нахождения или место жительства, сведения о его государственной регистрации;
2) общий размер подлежащей взысканию денежной суммы с определением отдельно основной задолженности и санкций.[8]
5. Примирение сторон
Статья 190 АПК РФ предусматривает возможность примирения сторон.
Экономические споры, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, могут быть урегулированы сторонами по правилам, установленным в главе 15 АПК РФ, путем заключения соглашения или с использованием других примирительных процедур, если иное не установлено федеральным законом.
По ранее действовавшему АПК РФ заключение мирового соглашения по спорам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, не допускалось. Возможность примирения сторон по данной категории дел является новым для правоприменителя.
Одним из способов урегулирования спора является заключение мирового соглашения по правилам, установленным в гл. 15 АПК РФ.
Необходимо иметь в виду, что налоговые или иные административные органы при использовании примирительных процедур не вправе выходить за пределы полномочий, предоставленных им правовыми актами, устанавливающими их компетенцию (например, отказаться от взыскания штрафа и т.п.). Примирение может, например, выражаться в следующем: при взыскании налога стороны под контролем суда могут договориться о рассрочке его уплаты; по спору о признании недействительным акта стороны могут договориться об изменении его условий.
Задача 1
Решением инспекции по налогам и сборам предприниматель без образования юридического лица Оненко привлечен к административной ответственности за осуществление деятельности по автотранспортной перевозке пассажиров в г. Хабаровске без применения контрольно - кассовой машины.
Оненко с решением инспекции по налогам и сборам не согласился и обратился в суд.
Суд установил, что принадлежащий истцу Оненко автобус в соответствии с договором, заключенным им с Управлением транспортом администрации г. Хабаровска использовался в режиме общественного транспорта по автобусному маршруту № 4. Истец в соответствии с указанным договором выдавал пассажирам билеты, форма которых утверждена Минфином РФ 23 октября 1999 г. № 16-00-30-58 письмом «Об утверждении форм документов строгой отчетности».
Ответчик же в обоснование своих доводов ссылается на постановление мэра г. Хабаровска № 648 от 2 июня 2000 г. «О проведении конкурса на выполнение муниципального заказа по перевозке пассажиров на городских и пригородных маршрутах на коммерческой основе», а также на п. 1.5 Положения «О порядке привлечения автотранспорта юридических и физических лиц к выполнению муниципального заказа по перевозке пассажиров на коммерческой основе в городе и пригородной зоне Хабаровска», в соответствии с которым перевозка пассажиров с использованием автобусов «ПАЗ» относится к маршрутным таксомоторным перевозкам на коммерческой основе, а п. 1.6 этого же Положения определено, что перевозка пассажиров не допускается без применения ККМ.
Используя ст. 13 АПК РФ и постановление Совета Министров -Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745, в редакции постановления Правительства РФ от 3 сентября 1998 г. № 1027 оцените доводы сторон и решите дело.
Решение:
Статья 13 АПК РФ Нормативные правовые акты, применяемые при рассмотрении дел
1. Арбитражные суды рассматривают дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, актов органов местного самоуправления.
Арбитражные суды в случаях, предусмотренных федеральным законом, применяют обычаи делового оборота.
2. Арбитражный суд, установив при рассмотрении дела несоответствие нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу нормативному правовому акту, в том числе издание его с превышением полномочий, принимает судебный акт в соответствии с нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
3. Если при рассмотрении конкретного дела арбитражный суд придет к выводу о несоответствии закона, примененного или подлежащего применению в рассматриваемом деле, Конституции Российской Федерации, арбитражный суд обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности этого закона.
4. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законом, арбитражный суд применяет правила международного договора.
5. Арбитражный суд в соответствии с международным договором Российской Федерации, федеральным законом, соглашением сторон, заключенным в соответствии с ними, применяет нормы иностранного права. Данное правило не затрагивает действие императивных норм законодательства Российской Федерации, применение которых регулируется разделом VI Гражданского кодекса Российской Федерации.
6. В случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).
Таким образом, письмо Минфина РФ 23 октября 1999 г. № 16-00-30-58 «Об утверждении форм документов строгой отчетности» имеет преимущественное применение перед актами органа исполнительной власти субъекта и актами местного самоуправления. Следовательно, Оненко работал в соответствие с установленными правилами и не подлежит привлечению к административной ответственности.
Задача 2
Арбитражный суд вынес решение о признании недействительным решения областного комитета по управлению государственным имуществом о сдаче в аренду нежилых помещений, находящихся на балансе научно-исследовательского института «Уралцветмет». Через два месяца, не дождавшись получения исполнительного листа, научно-исследовательский институт «Цветмет» обратился с заявлением в арбитражный суд о его выдаче.
Дайте оценку действиям заявителя. Каков порядок исполнения решений арбитражных судов о признании недействительными актов государственных и иных органов?
Решение:
Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.
Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.
Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.[9]
Задача 3
Администрацией ООО «Мустанг» было получено письмо, в котором содержалось требование краевого отделения по борьбе с организованными преступлениями о немедленной передаче всех имеющихся документов и сведений о коммерческих операциях, которые ООО проводило с индивидуальным предпринимателем Козловым. Руководитель ООО принял решение: вышеуказанные сведения не выдавать. Вследствие этого на него (как на должностное лицо) и на ООО (как на юридическое лицо) было наложено административное взыскание по ст. 19.7 КоАП РФ. ООО «Мустанг» обратилось в арбитражный суд с заявлением об отмене постановления руководителя краевого отделения по борьбе с организованными преступлениями.
Решите дело.
Решение:
Статья 19.7. КоАП РФ непредставление сведений (информации)
Непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных статьями 19.8, 19.19 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от тридцати до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда.
Статья 197 АПК РФ Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Задача 4
ОАО «Сибуголь» обратилось в суд с заявлением, в котором содержались требования об обжаловании постановления антимонопольного органа о наложении административного штрафа на ОАО по ст. 19.8 КоАП РФ за непредставление информации о покупке акций и о возмещении морального вреда, причиненного опубликованием этих сведений в местной газете. Истец мотивировал свои требования тем, что антимонопольным органом был пропущен срок наложения административного взыскания.
Решите дело. Каковы сроки и порядок наложения административных взысканий? Возможно ли совместное предъявление указанных требований? Возможно ли предъявление требования о возмещении морального вреда причиненного организации?
Решение:
Статья 4.5 КоАП РФ предусматривает давность привлечения к административной ответственности
1. Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, таможенного, антимонопольного, валютного законодательства Российской Федерации, законодательства Российской Федерации об охране окружающей природной среды, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о рекламе, о выборах и референдумах, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
2. При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
3. За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения.
4. В случае отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела, но при наличии в действиях лица признаков административного правонарушения сроки, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, начинают исчисляться со дня принятия решения об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении.
5. В случае удовлетворения ходатайства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, о рассмотрении дела по месту жительства данного лица срок давности привлечения к административной ответственности приостанавливается с момента удовлетворения данного ходатайства до момента поступления материалов дела судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело, по месту жительства лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
В соответствие со ст. 129 АПК РФ исковое заявление может быть возвращено, если в одном исковом заявлении соединено несколько требований к одному или нескольким ответчикам, если эти требования не связаны между собой.
В нашем случае требование о возмещении морального вреда причиненного организации вообще не может быть предъявлено, так как под моральным вредом понимаются физические и нравственные страдания, то есть негативные ощущения (боль, удушье, тошнота и т.п.) и переживания (стыд, страх, отчаяние и т.п.) поэтому моральный вред компенсируется гражданину.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ юридическое лицо может рассчитывать на защиту чести, достоинства и деловой репутации. Статья 152 ГК РФ защищает честь, достоинство и деловую репутацию лишь при том условии, что порочащие сведения не соответствуют действительности.
Таким образом, если со дня совершения административного правонарушения пошло больше года постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено, а вынесенное постановление будет отменено Арбитражным судом.
Задача 5
Индивидуальный предприниматель Яковлев обжаловал в суд действия судебного пристава-исполнителя, указывая в заявлении на то, что приставом был наложен арест на имущество должника, которое ему не принадлежит. Суд отказал в удовлетворении жалобы, мотивировав свой отказ тем, что согласно ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве» с подобной жалобой в суд могут обратиться только должник или взыскатель.
Правильно ли поступил суд? Решите дело.
Решение:
Статья 90 ФЗ "Об исполнительном производстве" Обжалование действий судебного пристава-исполнителя
На действия судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного арбитражным судом, или отказ в совершении указанных действий, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя, взыскателем или должником может быть подана жалоба в арбитражный суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в 10-дневный срок со дня совершения действия (отказа в совершении действия).
В данном случае действительно круг лиц, которые могут подать жалобу ограничен это взыскатель или должник.
Решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 АПК РФ.[10]
Статья 197 АПК РФ Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц
1. Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.
2. Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.
Список литературы
1. Конституция РФ от 12.12.93г. Официальное издание М.; 1993г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая и третья)
3. Налоговый кодекс Российской Федерации - часть первая от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ и часть вторая от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ
4. Кодекс об административных правонарушениях от 20.12.2001.- Изд. «ИКФ «ЭКМОС» Москва 2002.-
5. Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ
6. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (с изм. и доп. от 24 декабря 2002 г., 10 января 2003 г.)
7. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-I"О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках"
8. Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. В.В.Яркова - М.: Издательство БЕК, 2003.
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. Под ред. Ю.М.Козлова - Юристъ, 2002.-
[1] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный)(под ред. проф. В.В.Яркова) - М.: Издательство БЕК, 2003. Комментарий к статье 29
[2] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Ст. 135
[3] Комментарий к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. проф. В.В.Яркова - М.: Издательство БЕК, 2003. Комментарий к статье 189
[4] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. ст. 195
[5] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Ст.201
[6] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Ст.206
[7] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Ст. 211
[8] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ. Ст. 216
[9] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ ст. 201
[10] Арбитражный процессуальный кодекс РФ от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ ст. 329