Содержание
Задание 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления. 3
Задание 2. основные принципы муниципальной службы. 5
Задача. 7
Список использованной литературы. 9
Задание 1. Понятие и система гарантий местного самоуправления.
Важнейшим и необходимым условием полного и эффективного осуществления задач и функций местного самоуправления является гарантированность прав местного самоуправления.
Система гарантий прав местного самоуправления, закрепляемая муниципальным правом, охватывает всю совокупность условий и средств, обеспечивающих их реализацию и правовую защиту. Она включает: общие гарантии, к которым относятся экономические, политические, духовные, и специальные (собственно юридические) гарантии.[1]
Общие гарантии. Деятельность органов местного самоуправления, реализация их прав осуществляется в определенных социально-экономических, политических условиях, которые, выступая в качестве важнейших основ жизнедеятельности людей в обществе и государстве, могут оказывать как позитивное, так и негативное влияние на процесс самоуправления. Поэтому в качестве общих гарантий прав местного самоуправления можно рассматривать те экономические, политические отношения, духовные устои и ценности общества, которые:
-служат предпосылками стимулирования развития местного самоуправления;
-обеспечивают определенную устойчивость и стабильность в деятельности органов местного самоуправления;
-создают реальные возможности для наиболее полной реализации норм, устанавливающих компетенцию органов местного самоуправления[2].
Экономической гарантией местного самоуправления служит экономическая система общества, в основе которой лежат принципы свободы экономической деятельности, предпринимательства и труда; разнообразия и равноправия форм собственности, включая и муниципальную собственность; их равной правовой защиты и др.
Политические гарантии местного самоуправления — это политико-правовой режим нашего государства: система государственной власти, основанная на принципах разделения властей, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; народовластие, осуществляемое на основе политического и идеологического многообразия непосредственно народом, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; самостоятельность местного самоуправления в пределах своих полномочий; полнота и гарантированность основных прав и свобод человека и гражданина и др.
Духовными гарантиями самоуправления выступают: система духовных ценностей и ориентации деятельности человека и общества в целом; уровень культуры, правосознания в обществе и др. Игнорирование органами местного самоуправления, государством исторических, культурных, национальных, а также местных традиций и обычаев затрудняет реализацию задач и целей местного самоуправления.
При этом необходимо учитывать, что наше общество и государство переживают сегодня сложный процесс реформирования, перехода к новому качественному состоянию, и поэтому те основы и принципы политической, экономической и духовной организации общества, которые выступают одновременно предпосылками и основами развития местного самоуправления, также нуждаются в поддержке и укреплении. Это возможно лишь на пути формирования демократического, правового государства, в котором в полной мере будут созданы и обеспечены необходимые условия для развития местного самоуправления. В этом направлении пока сделаны лишь первые, но очень важные, определяющие вектор нашего общественного развития, шаги.
Специальные (юридические) гарантии местного самоуправления представляют собой правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления, которые установлены как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Кроме того, надо иметь в виду, что органы местного самоуправления принимают собственные нормативные акты, которые также содержат правовые средства обеспечения деятельности местного самоуправления (положения, уставы о местном самоуправлении и др.)[3]. Целевое назначение гарантий состоит в том, чтобы обеспечить правовыми средствами:
-организационную и материально-финансовую самостоятельность органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения;
-защиту прав местного самоуправления и создание благоприятных возможностей для их наиболее полной реализации.
Задание 2. основные принципы муниципальной службы.
Муниципальная служба основывается на общепризнанных принципах.
Принципы муниципальной службы характеризуют основополагающие черты и особенности самого конституционного института "муниципальная служба". Поэтому они имеют более широкий фундаментальный характер[4]. Принципы же служебного права исходят из положений, заложенных в конституционном институте государственной службы. Поэтому принципы служебного права в целом базируются на принципах, теоретическом фундаменте государственной службы, в то же время содействуя реализации правовых направлений, аспектов деятельности государственной службы.
Давая общую характеристику роли и значения принципов муниципальной службы, следует иметь в виду, что:
— принципы муниципальной службы отражают и закрепляют основополагающие черты, сущностные характеристики самой государственной службы;
— в принципах концентрируются, формулируются важнейшие юридические положения и основы государственной службы;
— рассмотрены такие имеющие концептуально-принципиальное значение и содержание вопросы, как:
а) понятие принципов муниципальной службы;
б) правовое закрепление принципов;
в) классификация принципов муниципальной службы[5].
Среди принципов муниципальной службы можно отметить следующие
1) верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав;
2) приоритета прав и свобод человека и гражданина, непосредственного действия; обязанности государственных служащих признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина;
3) единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ;
4) разделения законодательной, исполнительной и судебной власти;
5) равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой;
6) обязательности для государственных служащих решений принятых вышестоящими государственными органами : руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ;
7) единства основных требований, предъявляемых к государственной службе;
8) профессионализма и компетентности государственных служащих;
9) гласности в осуществлении государственной службы;
10) ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;
11) внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства;
12) стабильности кадров государственных служащих в государственных органах.
Однако данный перечень принципов едва ли можно пригнать исчерпывающим. Как представляется, принципы будут развиваться, в частности, в связи с реформой государственной службы[6].
Задача
Управление Юстиции отказалось принять для рассмотрения и регистрации устав города Н. на том основании, что в числе представленных для регистрации документов отсутствует решение представительного органа местного самоуправления об утверждении устава муниципального образования.
Правомерен ли отказ в приеме документов со стороны управления юстиции? Какие документы необходимы для регистрации устава?
Решение.
В соответствии с пп. 6, 7 ст. 44 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом. Основаниями для отказа в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования могут быть:
1) противоречие устава Конституции Российской Федерации, федеральным законам, принимаемым в соответствии с ними конституциям (уставам) и законам субъектов Российской Федерации;
2) нарушение установленного настоящим Федеральным законом порядка принятия устава, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав
Отказ в государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации устава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении в устав муниципального образования изменений и дополнений могут быть обжалованы гражданами и органами местного самоуправления в судебном порядке.
Порядок регистрации уставов муниципальных образований регулируется законами субъектов.
Таким образом отказ от государственной регистрации устава правомерен.
Список использованной литературы.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 13.04.99)
Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации
Научная литература
1. Барабашев Г.В. Местное самоуправление. М., 1996.
2. Выдрин И.В; Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник. Екатеринбург, 1997.
3. Муниципальное право: Учебник для юридических вузов / Отв. ред. А.И. Коваленко. М., 1997.
4. Муниципальное право России: Учебное пособие. Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачев, В.В. Пылин и др. СПб., 1998.
5. Оболонский А.В. Человек и государственное управление. М., 1987. С 130—180.
6. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. – М.: Юристъ, 1996.
7. Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1997.
8. Чиканова Л.А. Государственные служащие: Комментарий, разъяснения, рекомендации. – М.: Юристъ, 1998.
[1] Выдрин И.В; Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник. Екатеринбург, 1997.- С. 38.
[2] Писарев А.Н. Муниципальное право Российской Федерации. Учебное пособие. М., 1997. – С. 65.
[3] Выдрин И.В; Кокотов А.Н. Муниципальное право России: Учебник. Екатеринбург, 1997.- С. 38.
[4] Муниципальное право России: Учебное пособие. Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачев, В.В. Пылин и др. СПб., 1998.- С. 112.
[5] Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – С. 145.
[6] Муниципальное право России: Учебное пособие. Ю.А. Дмитриев, И.В. Мухачев, В.В. Пылин и др. СПб., 1998.- С. 112.