Содержание





Введение.. 3

1. Предпосылки к войне 1954-1962 годов.. 5

2. Борьба алжирского народа за независимость. 10

3. Итоги и последствия войны 1954-1962 годов. 13

4. Анализ франко-алжирский отношений во время и после войны... 15

Заключение.. 25

Список литературы... 27



Введение

Алжир - государство в Северной Африке. Первое государственное образование на территории современного Алжира появилось около 1100 года до н.э„ когда финикийцы основали Карфаген. Во время пунических войн (III - II столетия до н.э.) между Карфагеном и Римом берберский вождь Масинисса создал первое алжирское королевство: Нумидия.

В конце XVIII века европейские страны собрали специальный флот для борьбы с алжирскими пиратами, а в 1830 году Алжир был захвачен французской армией, В 1834 году Франция аннексировала Алжир, который перешел под власть Парижа.

Алжирская Народная Демократическая Республика родилась в огне национально-освободительной революции в 1962 г., после семилетней кровопролитной борьбы алжирского народа против французских колонизаторов.

В 1954 г. Национальная освободительная армия (НОА) Алжира начала войну за освобождение от колониальной власти Франции. Военные действия приобрели широкий масштаб. К 1956 г. число французских военнослужащих в Алжире удвоилось и достигло 500 тыс. человек. В 1957 г. в войну вмешался Египет, который начал поставку НОА новейшего вооружения. Война вспыхнула с новой силой. Тем не менее, французским войскам удалось к 1958 г. фактически оттеснить НОА на границы Туниса. В 1960 г. после ряда удачных операций против повстанцев превосходство французской армии стало подавляющим. Однако война, приносящая многочисленные жертвы, стала непопулярной во Франции. В марте 1962 г. был подписан договор о прекращении огня. По официальным данным, в ходе войны было убито 15583 солдата французской армии, иностранного легиона и французских мусульман. Потери алжирцев составили 250 тыс. человек. Уже после подписания мирных соглашений алжирские повстанцы организовали нападение на солдат-мусульман французской армии, разоруженных военным начальством. Погибло, по разным оценкам, от 25 до 100 тыс. человек. Французское население Алжира (до войны - около 1 млн. человек) покинуло страну.

Современный Алжир — одна из наиболее крупных и развитых стран Африки. По размерам территории — 2 381,7 тыс. кв. км — Алжиру принадлежит второе место среди африканских государств (после Судана), по численности населения — 19,7 млн., жителей (1980 г.) — седьмое. Алжир занимает центральную часть Магриба и около 1/4 площади Сахары, простираясь с севера на юг на 1900 км, с востока на запад — на 1800 км. Северная часть страны на протяжении 1300 км омывается водами Средиземного моря. Выгоды географического положения Алжира связаны прежде всего с его положением в западной части Средиземноморского бассейна, где проходят важные морские и воздушные коммуникации между Атлантикой, Ближним Востоком, Европой и Африкой. Недавно сооруженная транссахарская автомагистраль соединяет Алжир со странами Тропической Африки.

С 1992 года, когда правительство аннулировало результаты выборов, на которых победу одержали исламские фундаменталисты, в стране фактически идет гражданская война. Алжир является членом ООН, ФАО, МВФ, ВОЗ, Организации африканского единства. Лиги арабских стран, ОПВК.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение отношений между Францией и Алжиром во времена войны за независимость в Алжире (1954 - 1962).

Для этого необходимо решить следующие задачи:

-              Раскрыть франко-алжирские отношения, приведшие к национально-освободительной войне;

-              Рассмотреть ход национально-освободительной революции 1954 – 1962 в Алжире;

-              Подвести итоги и показать последствия войны в Алжире;

-              Проанализировать взаимоотношения Алжира и Франции в период национально-освободительной революции 1954 – 1962.

1. Предпосылки к войне 1954-1962 годов

Великая Октябрьская социалистическая революция в России способствовала возникновению новых форм национально-освободительной борьбы алжирского народа. В 1920 г. большинство социалистических секций Алжира примкнуло к Французской   коммунистической   партии (ФКП). Росло число рабочих-алжирцев, вовлекаемых в борьбу прогрессивных профсоюзов. С 1928 г. начался приток алжирцев в Коммунистическую партию, оформившуюся в 1936 г. в самостоятельную Алжирскую коммунистическую партию (АКП).

В 1920-1923 гг. движение в защиту прав алжирцев возглавил эмир Халид, внук Абдаль-Кадира. Национал-реформисты начали создавать с 1927 г. «федерации избранных». В 1926 г. алжирскими рабочими во Франции была образована национально-революционная организация «Североафриканская звезда», запрещенная в 1929 г. за пропаганду идей независимости Алжира, но фактически продолжавшая   свою   деятельность[1].

Более высокая степень развития капитализма в Алжире в сравнении с другими французскими колониями и жесткость колониального режима в связи с близостью метрополии привели к тому, что разложение традиционных укладов в Алжире шло быстрее формирования новых укладов. Концентрация земель в товарных хозяйствах французских колонистов {на 1 колониста приходилось 124 га, на одного алжирца 12 га земли вдвое худшего качества и урожайности) привела к уменьшению валового сбора продовольственных культур алжирцами для алжирцев на 20% при постоянном росте населения. Захват теми же колонистами воды и пастбищ и их распашка фактически погубили кочевое скотоводство, уменьшив поголовье скота вдвое. Кризис внегородской экономики привел к массовым миграциям крестьян и кочевников в города, люмпенизации, эмиграции во Францию.

Наиболее тяжелая социально-экономическая ситуация сложилась в Кабилии (20%нас, 60% алжирских берберов). Эта область в результате кризиса могла обеспечить себя за счет собственного производства лишь на 25%. Более половины населения Кабилии вынуждены были покинуть ее (они же составили половину алжирской эмиграции во Франции).

Параллельно разложению традиционных укладов все большую роль в экономической и политической жизни страны играют новые силы: средние слои, вооруженные европейской культурой (интеллигенция, ИТР, служащие), и национальная буржуазия. Большая часть европеизированной интеллигенции имела кабильское происхождение. Поскольку кабалы-берберы исламизировались позднее арабов, причем поверхностно, национальная кабильская интеллигенция отрицала "исламскую мистику" и более эффективным средством достижения политико-экономического равенства с Францией считала офранцуживание (приобретение французской души и западного мышления), культурное франкофильство наиболее образованной части алжирского Общества на протяжении десятилетий сглаживало политический антагонизм НОД и метрополии. Частные уступки (или их ожидания) со стороны Парижа препятствовали изживанию франкофильских иллюзий. В процессе их изживания появляется антифранцузская литература алжирских авторов на французском языке (в 1930 г. французским владела 1/6, в 50 гг. 1/2 нас. Алжира). В целом вооружение алжирской интеллигенции французской культурой обернулось против французского колониализма, не желавшего идти на серьезные уступки НОД[2].

С сер. 30 гг. в местном пролетариате и современном секторе вообще устанавливается явное численное преобладание арабо-алжирцев при сохранении в нем административно-экономических высот за французами (алжирцы составляли 1% служащих и ИТР, активы национальной буржуазии в 20 раз уступали французским). Евроалжирцы,  не  сумев  интегрироваться  в местное общество, превратились в изолированное привилегированное господствующее национальное меньшинство, противодействующее смягчению колониального режима, Совпадение сословно-классовых и национальных противоречий было предпосылкой особой ожесточенности борьбы НОД с колониализмом на ее заключительном этапе.

Алжирское национальное движение зародилось в период после окончания Первой мировой войны. Первая политическая партия в Алжире была создана в 1923 Мессали Хаджем. Национально-революционное движение «Североафриканская звезда» ставило своей целью борьбу за улучшение условий труда рабочих во всей Северной Африке. Затем оно стало называться Партией алжирского народа, а несколько позже было переименовано в Движение за торжество демократических свобод (МТЛД).

Фархат Аббас, фармацевт из Сетифа, на первых порах выступал за полную ассимиляцию мусульман и распространение на них прав в области образования и политических прав в целом, которыми до тех пор пользовались в стране лишь европейцы. Этому политическому деятелю принадлежит инициатива создания партии, известной под названием Демократический союз Алжирского манифеста (УДМА). В 1956 Фархат Аббас вступил в ряды Фронта национального освобождения (ФНО), а позже стал первым премьер-министром временного правительства Алжирской Республики (ВПАР).

Третьим политическим объединением, ставившим цели национального освобождения, была Ассоциация алжирских улемов-реформаторов, созданная ок. 1935, во главе которой стоял шейх Абд аль-Хамид Бен Бадис. Объединение выступало за очищение ислама и освобождение его от административной зависимости от французских властей, ратовало за создание школ с преподаванием только на арабском языке.

Во время Второй мировой войны в результате призывов союзнических войск к самоопределению, разгрома Франции, подъема арабского национализма в целом, присутствия на территории страны английских и американских войск накал национальных чувств усилился. В мае 1945 все эти факторы, а также голод и нищета военного времени, спровоцировали стихийные народные выступления в Сетифе, в ходе которых были убиты 88 французов. В ответ последовали репрессии со стороны властей, в результате которых французскими солдатами и европейскими поселенцами были убиты 8 тыс. алжирских мусульман.

В 1947 французское правительство, отказавшись обсуждать предложения Ферхата Аббаса относительно федерации, навязало Алжиру Органический статут, в соответствии с которым Алжир объявлялся группой департаментов с собственным гражданством и финансовой автономией. Статут предусматривал создание Алжирского собрания в количестве 120 членов, при этом в нем должны были участвовать представители европейцев и мусульман; предоставление полного французского гражданства 30 тыс. мусульман, отвечающим определенным образовательным и гражданским требованиям, а также удовлетворение многих серьезных претензий мусульманской общины[3].

В 1954 в руководимом Мессали Хаджем МТЛД произошел раскол на три фракции. Одна из них во главе с Мессали выступала за отказ от любого сотрудничества с Францией, вторая была готова сотрудничать с французами в муниципальных и других органах, третья призывала к вооруженной борьбе и созданию нового союза. В ночь на 1 ноября 1954 в районе Батны и более чем в 30 населенных пунктах в департаменте Константина члены третьей группировки реализовали идею вооруженного сопротивления, начав с нападений на полицейские посты, почтовые отделения и т.п. К весне 1956 движение вовлекло в свои ряды почти всех политических лидеров Алжира, кроме Мессали Хаджа, а также немалую часть молодежи, что обеспечило ему широкую поддержку среди населения. Под контролем восставших находились обширные сельские районы, население создавало особые фонды для поддержки борцов за свободу.

С началом 2-й мировой войны в Алжире усилилась  реакция. В сентябре 1939 были запрещены АКП и ППА. После капитуляции французского правительства перед гитлеровской Германией (июнь 1940) началось превращение Алжира в источник продовольствия для Германии и Италии. В ноябре 1942 в Алжире был высажен англо-американский десант. В составе французских войск алжирцы приняли участие в военных действиях союзников.

Требования алжирских патриотов, изложенные в 1943 «Манифесте алжирского народа» и «Проекте реформ» (ликвидация привилегий европейского меньшинства, участие алжирцев в управлении страной, созыв после окончания войны Учредительного собрания Алжира), были отвергнуты. В марте 1944 патриотически настроенное крыло нац. буржуазии во главе с Ф, Аббасом, ППА и Ассоциация улемов-реформаторов создали ассоциацию Друзья манифеста и свободы, выступившую за автономию А, в рамках федерации с Францией. Ассоциация была запрещена после подавления антиколониального Майского восстания 1945. В марте 1946 была создана партия Демократический союз алжирского манифеста (УДМА), а в ноябре 1946 - на базе ППА — Движение за торжество демократических свобод (МТЛД), потребовавшее предоставления Алжиру независимости.

С усилением правых сил во Франции с 1948 г. в Париже пришли к выводу, что традиционные методы колониального подавления надежнее тактики неоколониальных уступок и лавирования. Начавшийся в к. 40 гг. распад колониальной системы империализма и борьба народов ЮВА за освобождение от французского господства парадоксальным образом усилили стремление Парижа остаться в Алжире во что бы то ни стало: 1948-54 гг., стали периодом колониальной реакции и ужесточения режима в Алжире,

Умеренно-националистические деятели и организации Алжира традиционно действовали парламентскими методами (УДМА, МТЛД). Алжирские коммунисты, вслед за ФКП, недооценивали революционный потенциал алжирского крестьянства и надежды да освобождение Алжира связывали с дальнейшей демократизацией Франции в результате прихода к власти левых сил, переоценивая их возможности. Подобная тактика умеренных националистов и коммунистов обусловила мирное развитие НОД до 1954 г., и потерю ими лидерства в НОД на его следующем, вооруженном этапе.

Алжирские патриоты из радикальных мелкобуржуазных слоев и интеллигенции пришли к выводу об исчерпанности мирных методов борьбы за освобождение. В 1947 г. алжирцы - бывшие военнослужащие французской Армии основали "секретную организацию11 (ОС), численность которой в 1949 г. составила 2 тыс., а в 1954 г, - 4 тыс. чел. В 1950 г, в Египте был создан зарубежный Центр ОС во главе с А. Бен Беллой, занимающийся переправкой вооружения в Алжир по суше и морю.

В 1947 г. Алжиру был навязан так называемый Органический статут, сохранявший колониальные порядки. В стране нарушались демократические свободы, фальсифицировались выборы, производились аресты борцов за независимость, Большинство крестьян было лишено земли, безработица в городах приняла массовый характер, алжирцы подвергались дискриминации при приеме на работу и при оплате за равный с европейцами труд.[4] Недовольство колониальным режимом принимало формы общенационального протеста: в конце 40-х годов в горных районах стали возникать партизанские отряды, во многих городах действовала сеть подпольных революционных групп. В 1951 г. все национальные партии страны выступили совместно в защиту демократических свобод. Созданный в 1954 г. Фронт национального освобождения (ФНО) стал готовить вооруженное восстание.


2. Борьба алжирского народа за независимость.

 В ночь на 1 ноября 1954 года, ФНО поднял антиимпериалистичекое восстание, явившееся началом Национально-демократической революции в Алжире. В Алжир были переброшены соединения французской армии (в июле 1955 численность французских войск в Алжире была доведена до 400 тыс. чел.), однако восстание постепенно распространилось на весь Алжир. Вслед за беднейшим крестьянством горных областей его поддержали пролетариат, городская мелкая буржуазия, студенчество. Солидарность с муджахидами - борцами Армии национального освобождения (АНО, создана в 1954 году), принимала различные формы: массовые забастовки, сбор денежных средств, одежды и медикаментов для повстанцев, кампании бойкота колониальных властей. Активно действовали городские подпольщики — фидаи и вспомогательные бойцы — мусабили, осуществлявшие акты террора и саботажа. В 1955-56 почти все националистические партии самораспустились и примкнули к ФНО. Широкую поддержку ФНО оказывали профсоюзы, организации студентов, торговцев и т. д.

АКП также повела вооруженную борьбу против колонизаторов, создала в подполье свои боевые группы. По соглашению с руководством ФНО в июле 1956 эти группы влились в АНО. На 1-м съезде ФНО в долине Суммам в Кабилии (август 1956) был избран высший орган ФНО — Национальный совет алжирской революции (НСАР), определена структура АНО, принята первая программа ФНО — Суммамская платформа, предусматривавшая создание независимой «демократической и социальной республики»[5]. После съезда была создана Политико-административная организация: сеть местных комитетов ФНО во главе с политкомиссарами, опиравшаяся на выборные народные собрания из 5 чел., функционировавшие на занятой французами территории, и в р-нах расположения АНО. Их решения исполняли «комитеты трех», ведавшие судопроизводством, сбором налогов, обработкой земель, захваченных у европейских колонистов и алжирских феодалов-коллаборационистов. К лету 1958 года численность АНО достигла 130 тыс. чел. Рос и международный авторитет ФНО, получавшего дипломатическую, политическую и материальную поддержку от социалистических африканских и азиатских стран. В сентябре 1958 года лидеры ФНО образовали в эмиграции Временное правительство Алжирской Республики (ВПАР) с резиденцией в Каире (затем в Тунисе), выступившее за урегулирование алжирского вопроса путем переговоров. ВПАР  было признано СССР (де-факто - в октябре 1960 года, де-юре - в марте 1962), другими социалистическими государствами, странами Азии и Африки[6].

Европейские ультраколониалисты, недовольные неспособностью французского правительства подавить сопротивление АНО, подняли 13 мая 1958 года в союзе с верхушкой французской армии в Алжире мятеж. Требования Франции о капитуляции АНО были отвергнуты алжирским народом, и 16 сентября 1959 года президент Франции Ш. де Голль признал право алжирцев на самоопределение. Однако сопротивление ультраколониалистов в Алжире и во Франции (в т. ч. мятежи в Алжире в январе 1960 и апреле 1961 годов) препятствовало началу переговоров.

СССР вместе с другими социалистическими странами при поддержке многих членов ООН требовал в ООН признания права Алжира на независимость и оказывал алжирскому народу морально-политическую и материальную помощь. 19 декабря 1960 ГА ООН приняла резолюцию,  подтверждавшую право алжирского народа на самоопределение, независимость, суверенитет и сохранение целостности территории Алжира. Были заключены Эвианские соглашения 1962 года о прекращении огня и самоопределении Алжира. Попытки созданной ультраколониалистами в подполье в 1961 военно-фашистской, организации ОАС сорвать выполнение соглашений путем массового террора в городах успеха не имели. Во время референдума 1 июля 1962, проведенного в соответствии с Эвианскими соглашениями, подавляющее большинство алжирцев высказалось за независимость, которая была признана правительством Франции, 5 июля 1962 Алжир был официально провозглашен независимым государством.

Во время войны за независимость погибло более 1 млн. алжирцев. Около 2 млн. было брошено в тюрьмы и концентрационные лагеря, сожжено 9 тыс. селений. Страну покинули 800 тыс. европейцев, среди них большинство инженеров, учителей, врачей, техников и квалифицированных рабочих, а также предпринимателей.

В июне 19б2 в Триполи (Ливия) 2-й съезд ФНО принял Триполийскую хартию, определившую основные задачи национально-демократической революции. Хартия предусматривала «сознательное созидание на основе социалистических принципов и народовластия», осуществление аграрной реформы по принципу «земля тем, кто ее обрабатывает», национализацию природных ресурсов страны, банков, транспорта и внешней торговли, развитие кооперации, «политику планирования при демократическом участии трудящихся в руководстве экономикой», антиимпериалистический   внешнеполитический курс, солидарность со странами Азии и Африки, укрепление связей с социалистическими странами.

В сентябре 1962 года состоялись выборы в Национальное учредительное собрание, которое 25 сентября в городе Алжир провозгласило создание Алжирской Народной Демократической Республики. Первое правительство Алжира возглавил один из основателей ФНО А. Бен Беллз. Правительство наметило целью ликвидацию тяжелого наследия колониализма и последствий многолетней войны, строительство независимого Алжира в соответствии с Триполийской хартией.  8 сентября 1963 года на всенародном референдуме была одобрена 1-я конституция независимого Алжира.


3. Итоги и последствия войны 1954-1962 годов.

Фермы и предприятия бежавших из Алжира европейцев в марте-октябре 1963 года были переданы комитетам самоуправления (движение за установление рабочего и крестьянского самоуправления стихийно началось еще весной 1962 года, деятельность комитетов самоуправления была узаконена декретами, принятыми в октябре-ноябре 1962 г.) и возобновили работу. К 1964 году системой самоуправления в городах было охвачено 800 промышленных и торговых предприятий, в деревне — 2300 хозяйств, занимавших 2,7 млн. га земли (39% обрабатываемых земель) и дававших около 60% всей продукции сельского хозяйства[7].

В апреле 1964 3-й съезд ФНО принял новый программный документ — Алжирскую хартию, провозгласившую самоуправление основной формой «непрерывного развития национальной народной революции в революцию социалистическую». Эксплуатация наемного труда была объявлена несовместимой с пребыванием в рядах ФНО. ФНО был оформлен как правящая партия. В работу партии ФНО или поддерживающих ее массовых организаций включились многочисленные сторонники социализма, включая членов АКП.

Последствия еще не преодоленной разрухи, высокий уровень безработицы (до 40—45% трудоспособного населения), невыполнение ряда обещаний и ошибки экономической политики Бен Беллы создали крайне напряженное положение в стране. 19 июня 1965 армия отстранила Бен Беллу от власти. Власть в Алжире перешла к Революционному совету во главе с полковником Х. Бумедьеном. Совет провозгласил верность «положениям   Триполийской   программы, подтвержденным Алжирской хартией». В мае 1966 были национализированы принадлежавшие иностранному капиталу предприятия горнодобывающей промышленности и страховые компании, в 1967-68 - банки и основная часть предприятий обрабатывающей промышленности. Под контроль государственного сектора перешло до 80% промышленного производства. В 1968-69 годах были приняты меры по улучшению функционирования  системы  самоуправления. В 1966-69 была определена организация выборных народных собраний коммун. Государственный сектор был реорганизован в систему «национальных обществ»: специализированных государственных компаний с широкими правами. С 1970 года введен институт «национальной службы», позволивший государству концентрировать квалифицированные кадры на нужных участках[8]. Экономика Алжира перестраивалась на плановой основе. В 1971 году была осуществлена национализация значительной части нефтегазовой промышленности. В 1971 принят декрет об осуществлении в Алжире «аграрной революции», в ходе которой было произведено некоторое ограничение крестьянской земельной собственности и создано около 6 тыс. кооперативов. В них к началу 80-х гг. было объединено около 100 тыс. крестьянских хозяйств с общей площадью земельных наделов более 1 млн. га. На пустовавших или вновь освоенных землях основывались «социалистические деревни». Самоуправляемые хозяйства, в которых занято 230 тыс. работников, сосредоточили 2100 тыс. га лучших в стране земель. Доля кооперативов и самоуправляемых хозяйств в производстве зерна и другой сельскохозяйственной продукции составила более 40% (1980).

4. Анализ франко-алжирский отношений во время и после войны

Алжир с момента его завоевания в 1830 году и до 1962-го, когда в соответствии с Эвианскими соглашениями была провозглашена его независимость, назывался Французским. Но и после 1962 года, благодаря французским инвестициям и государственным займам, а также огромному числу алжирцев, живущих во Франции, между двумя государствами продолжали складываться странные, но неразрывные отношения двуединства. Лионель Жоспен в приветственном послании Абделазизу Бутефлике по поводу его избрания президентом Алжира упомянул об особых отношениях, связывающих две страны, и заявил, что Алжир по-прежнему остается одним из главных приоритетов французской внешней политики.

До 1830 года никакого "Алжира" не существовало. Французы дали этой стране название, экономическую и политическую систему. Несмотря на поражение в трех больших войнах, Франция никогда не оставляла Алжир. Он был краеугольным камнем Французской империи (или Французского Союза, как его стали называть с 1946 года). Тогда многие французы предпочли бы еще раз пережить поражения 1870-1871 годов и июня 1940-го, чем хотя бы на день отказаться от имперской роли в этом регионе.

Пятидесятые годы все резко изменили. Потрясший страну конфликт был одновременно классической колониальной войной между страной-оккупантом и колонией, борющейся за независимость, и гражданской войной, где по одну сторону находились алжирские французы и алжирцы-франкофилы, а по другую - прочие алжирцы. Официально кризис начался 1 ноября 1954 года и продолжался семь с половиной лет. По официальным данным, в ходе конфликта было убито 15 583 солдата французской армии, иностранного легиона и французских мусульман. Потери алжирцев составили четверть миллиона человек; по другим данным, погибло гораздо больше. Война спровоцировала кризис внутри метрополии. Терроризм, волна массовых протестов и демонстраций захлестнули Францию, и в какой-то момент казалось, что гражданская война вот-вот начнется и там. После 1962 года, когда война была остановлена, практически все французское население Алжира, насчитывавшее в 1954 году более миллиона, уехало из страны, которая для большинства была родиной.

До сих пор нет адекватного понимания целого ряда проблем, связанных с этой войной. Одна из них касается ее начала. Как могло случиться, что французская армия позволила кризису перерасти в большую войну, и каковы были настроения в войсках на ее начальных этапах? Другая неясность связана с окончанием войны: возможен ли был другой итог, кроме предоставления независимости Алжиру (действительно ли сам де Голль был убежден в неизбежности и необходимости такого шага)? Чтобы ответить на эти вопросы, необходим доступ к документам того времени.

С самого начала французское правительство стремилось поместить алжирский вопрос в международный контекст и выполнять свои обязательства перед европейскими союзниками в отношении Алжира. Но мы не знаем, проводились ли заседания Комитета национальной обороны в 1954 году. После "дела об утечке информации", когда подробные сведения о заседаниях Комитета оказались в распоряжении Французской коммунистической партии, тогдашний премьер-министр Пьер Мендес-Франс приказал, чтобы протоколы заседаний не распространялись. По этой причине архив Исторического отдела не располагает никакими документальными материалами об этих заседаниях.[9]

Консультативный орган, Высший военный совет, предложил увеличить военный контингент в Алжире до 130 тысяч человек, что означало ввод дополнительных 40 тысяч. Эти войска предполагалось перебросить из Индокитая. Процесс адаптации к новым условиям предположительно должен был занять от двух недель до одного месяца. Некоторые члены Совета выражали сожаление, что такой большой контингент французских сил окажется вне Европы, однако министр вооруженных сил Жак Шевалье, одновременно занимавший пост мэра города Алжир, настаивал на необходимости их присутствия в Северной Африке. Единственным человеком, назвавшим вещи своими именами, был генерал Дюваль, будущий командующий вооруженными силами в Марокко. Говоря о своем неблагоприятном впечатлении от посещения французских войск и их деградации по сравнению с 1939 годом, он заявил, что во французской Северной Африке идет война.

В исторических истории французского колониализма говорится о поражениях французских сил в Индокитае и о забастовках алжирских докеров, которые отказывались грузить суда, направлявшиеся в Юго-Восточную Азию. В них также упоминаются неграмотные алжирские солдаты, воюющие в Индокитае, которые должны были обращаться к общественным писарям, чтобы посылать письма домой. Иногда писари, по-видимому вьетнамцы, вставляли в эти письма антифранцузскую пропаганду, которая попадала в Алжир и там распространялась.

Предоставление независимости Индии воодушевило алжирских националистов. Еще больше их радовала антифранцузская направленность британской политики в Ливии, осуществлявшаяся сэром Эдвардом Спирсом, чье враждебное отношение к Франции было очевидным еще со времен его деятельности в Сирии и Ливане. О советских агентах говорится, что они пытались вести пропаганду в среде алжирских студентов, а американцы, которым всегда были свойственны антиколониальные взгляды, обвиняются в попустительстве националистам с целью остановить распространение коммунизма. В сообщении от 23 ноября 1953 года утверждается, что испанское правительство оказывает поддержку националистам в Марокко и Алжире, а также Арабской лиге в Каире, по существу играя ведущую роль в антифранцузской деятельности. Верховный комиссар испанского Марокко генерал Валино, который так и не простил французам их прореспубликанской позиции во время Гражданской войны в Испании, выражает свою готовность предоставить убежище алжирским террористам.

Поглощенность международными аспектами сложившейся ситуации иногда приводила к неправильному толкованию событий. Так, крушение поезда Коломб-Бешар-Оран в ноябре 1953 года вначале было отнесено на счет алжирских террористов. Однако в донесении от января 1954 года отмечалось, что инцидент произошел вблизи границы с испанским Марокко и организаторов явно следует искать именно там. (В том единственном предложении, которое генерал де Голль посвятил событиям в Сетифе в своих "Военных мемуарах", подчеркивается, что эти события были специально приурочены к беспорядкам в Сирии.)

Работа Второго бюро (Deuxieme Bureau), находившегося в подчинении Министерства внутренних дел в Париже и военного командования в Алжире, была такой же неэффективной, ибо там тоже не хватало людей. Чиновники Управления по обеспечению взаимодействия в Северной Африке при администрации генерал-губернатора зависели от местных беев и их людей: только через них можно было получать информацию о сельских районах. Руководитель Управления работал без выходных и отпусков, потому что его просто некем было заменить. Суть этого положения емко выразил в Национальной ассамблее один алжирский депутат: "В сущности, главная ошибка и вина Франции в Алжире - в неспособности обеспечить свое присутствие".[10]

Чтобы добывать необходимую информацию, французская армия была вынуждена прибегать к насильственным методам. Из сборника Жоффрэ мы узнаем, что все генерал-губернаторы, сменявшие друг друга на этом посту, требовали от префектов исключить применение неоправданного насилия при допросах подозреваемых в принадлежности к националистическому движению. В циркуляре от 22 октября 1949 года, изданном генерал-губернатором Марселем-Эдмондом Нэгеленом, фигурирует слово "пытка", а в марте 1952 года его преемник говорит о "слишком энергичных мерах" и об индивидуальных и коллективных "актах мести". Эти методы не только способствовали развитию революции в Алжире, но и отрицательно влияли на формирование общественного мнения во Франции.

Власти были постоянно озабочены сбором информации о настроениях в различных политических партиях, боровшихся за ту или иную форму независимости. Документы рассказывают о подробностях этой борьбы, и в целом ясно, что к марту 1954 года наступил период разброда и шатаний. Конфликт Мессали с Хокином Лахуэлем вызвал серьезные разногласия между Движением за победу демократических свобод и Партией алжирского народа. Формировалась третья сила - Коммунистическая партия Алжира, выступавшая не за независимость, а за союз между демократической Францией и демократическим Алжиром. Внутри Демократического союза алжирского манифеста возникло экстремистское крыло, и Ферхат Аббас был вынужден заверить его представителей, что стремится к независимости Алжира, но выступает за легальные методы революционной борьбы и не считает возможным блокироваться с другими алжирскими партиями. Спорили между собой парижские и местные алжирцы, а в Кабилии возникло сепаратистское движение берберов.

Для генерала Калье, главнокомандующего французской армией в Алжире, эти разногласия были поводом для оптимизма. Однако Пол Шон, руководитель Управления по организации взаимодействия в Северной Африке, в марте 1954 года пишет о военизированных группировках, занимающихся подготовкой террористических актов, а в следующем месяце - о Революционном комитете единства и борьбы и его печатном органе "Алжирский патриот". Однако, по всей видимости, алжирские военные власти не отнеслись серьезно к информации Шона. Жоффрэ предполагает, что Второе бюро знало о существовании Комитета. И хотя они не связывались с Шоном, по всей вероятности, надеялись внедрить в эту организацию своего информатора. В октябре Шон доносит, по-прежнему без конкретных подробностей, что возросла вероятность применения насильственных методов борьбы. И только 18 ноября Революционный комитет сообщает о выпуске прокламации - от имени Фронта национального освобождения (армии, которая отныне будет бороться за независимость).

Во всем массиве документов есть лишь два упоминания о деятельности де Голля. В октябре 1947 года он торжественно открывает памятник Африканской армии в Буфарике, а в мае 1951 года в своей речи в Оране, критикуя французские власти и политические партии, заявляет, что невозможно восстановить национальный престиж без сильной армии и единства всего французского народа, "без каких-либо различий". В качестве жеста, направленного на национальное примирение, генерал предложил освободить из заключения человека, которого он назвал "последним маршалом Франции", - Петена. Это предложение было встречено бурей аплодисментов, в особенности со стороны ветеранов и мусульман.

В книге воспоминаний Жана Морэна генерал де Голль - один из главных персонажей. Морэн, тогда префект Тулузы, был вызван к генералу 18 ноября 1960 года. Прошло две недели после телевыступления де Голля, в котором он говорил о будущем Алжира, о том времени, когда Франция уже не будет им управлять, об "алжирском Алжире". Де Голль назвал этот процесс "самоопределением" и заявил, что-либо он должен происходить с участием Франции, либо будет направлен против нее. О руководстве повстанцев, которое в течение шести лет находилось за пределами Алжира, он сказал следующее: "Они утверждают, что являются правительством Алжирской Республики, республики, которая когда-нибудь будет, но которой никогда еще не было".

Эта речь, в особенности последние слова об "Алжирской Республике", сильно встревожила многих из ближайшего окружения генерала. Премьер-министр Мишель Дебре сказал Морэну, что в письменном варианте речи этой фразы не было. Дебре высказал свое недоумение де Голлю, и тот извинился, объяснив, что увлекся, и эти слова у него вырвались помимо воли. Морэн признается, что, как и Дебре, он был обеспокоен словами де Голля, однако это не помешало ему принять предложение занять пост представителя президента в Алжире. А освободился этот пост потому, что его предшественник был настолько встревожен процитированными выше словами и реакцией на них французского населения в Алжире, что предпочел подать в отставку.

Морэн признается, что он сдержанно относился к де Голлю. Ему казалось, что генерал преувеличивает свою роль во Второй мировой войне и преуменьшает роль Сопротивления. Что касается алжирского вопроса, Морэн полагал, что речь де Голля в Алжире в июне 1958 года, когда он сказал знаменитое "Я понимаю вас", была ошибкой. Де Голль был введен в заблуждение, увидев единый народ, толпу европейцев и мусульман, которые вроде бы вместе приветствовали его. Он не знал, что мусульман насильно согнали на площадь. В беседе с Морэном в феврале 1959 года де Голль заявил, что его возглас "Да здравствует французский Алжир!" во время того же визита был намеренной уступкой европейцам в Оране и что в Константине он бы этой фразы не произнес. Возможно, Морэн несколько преувеличивает политический цинизм де Голля. Алжирские крестьяне действительно жестоко страдали от войны и видели в де Голле миротворца. По-видимому, де Голль был встречен искренними аплодисментами, а в ответ у него вырвался этот спонтанный выклик: "Да здравствует французский Алжир!".

Морэн рассказывает о полученных им директивах по реформированию алжирской администрации. Ему надлежало назначить на ответственные посты как можно больше подготовленных мусульман. На 8 января 1961 года был назначен референдум по вопросу самоопределения. Вслед за референдумом планировалось создание алжирского исполнительного совета и других консультативных органов. На этом же этапе предполагалось объявить о прекращении огня на три-четыре недели в надежде на аналогичные ответные действия со стороны Фронта национального освобождения (ФНО). Дальнейшие законодательные и административные изменения должны были провести четкую грань между сферами компетенции алжирского и французского правительств. Стремительность, с которой де Голль начал воплощать в жизнь идею децентрализации, удивляла Морэна. Однако он не знал, что одновременно де Голль готовил прямые переговоры с ФНО, образовавшим в сентябре 1958 года Временное правительство Алжирской Республики в Женеве, и что в верхах идет борьба между двумя совершенно различными политическими линиями. Инициатива проведения прямых переговоров исходила от ФНО, предложение было передано через швейцарского дипломата после речи де Голля о самоопределении. Морэн утверждает, что на кандидатуре Жоржа Помпиду в качестве главы французской делегации настаивали алжирцы, так как полагали, что через Помпиду смогут напрямую влиять на де Голля. В феврале 1961 года в Люцерне переговоры начались. Де Голль проинструктировал Помпиду, что его задача - лишь сбор информации.

Морэн утверждает, что ничего не знал о переговорах "до конца февраля или начала марта", когда де Голль ввел его в курс дела: Франции не следует бояться независимости Алжира, потому что сама по себе независимость ничего не значит. Президент Конго, Фюльбер Юлу, формально независим, но это он, де Голль, полностью контролирует его финансовое положение. Если Алжир не захочет быть вместе с Францией, она будет вынуждена сосредоточить свои военные силы в Алжире, Оране, Мерс-эль-Кебире и других важных пунктах. Если же Алжир пойдет на этот вариант, Франция подпишет соглашение, оговаривающее гарантии для европейского населения в Алжире.

Морэн дает понять, что он был не единственным крупным чиновником, которого держали в неведении относительно намерений генерала. Например, де Голль не хотел сразу же решать проблему французского военного присутствия в Сахаре: между ним и премьер-министром существовали разногласия. Дебре услышал впервые от Морэна, что сразу после успешных переговоров необходимо создавать мусульманское правительство. Вся эта неразбериха подтверждает, что вопрос о формальной независимости не был для де Голля решающим, важнее было сохранить главную роль в решении политических вопросов будущего Алжира, в том числе в формировании его первого правительства.

Затем, если верить Морэну, переговоры трижды прерывались. 30 марта 1961 года Луи Жокс, министр по делам Алжира, во время выступления в Оране объявил, что переговоры будут вестись не только с ФНО, но и с другими националистическими движениями, в частности с движением Мессали. Таково было желание де Голля. На следующий день Временное правительство Алжирской Республики прервало переговоры. Второй раз переговоры были приостановлены после высказывания де Голля в Елисейском дворце о том, что затраты на Алжир превышают доходы от него и поэтому Франция может спокойно рассматривать вариант решения проблемы, при котором Алжир больше не будет частью французских владений. В третий раз их прервал заговор, так называемый путч генералов, которые безуспешно попытались захватить власть в Алжире 22-25 апреля 1961 года (де Голль назвал его pronunciamento - государственным переворотом).[11]

В тот момент, когда де Голль стремился к скорейшему завершению переговоров, противоречия внутри Временного правительства еще больше обострились. В частности, руководитель Армии национального освобождения Бумедьен был убежден, что его армия должна захватить власть сразу же после достижения договоренности о независимом правительстве в Алжире. Морэна не было в Эвиане, поэтому он ничего не сообщает о переговорах, однако ссылается на слова американского генерала Вернона Уолтерса, согласно которым де Голль в 1959 году говорил Эйзенхауэру, что собирается уйти из Алжира и поэтому вскоре ему придется думать, чем занять пятисоттысячную недовольную армию, - иначе конец французской демократии.

Морэн рассказывает, что де Голль часто удивлял окружение неосторожными высказываниями. Кроме того, чиновников беспокоило, что он намеренно скрывает от них важные события. Однако в течение длительного времени де Голль упорно и последовательно отстаивал позицию доминирования Франции в регионе, даже в случае предоставления независимости Алжиру. Он говорил, что вопрос о военных базах в Сахаре касается не только Алжира, но всей Северной Африки. Он не исключал возможности раздела страны. Франция должна была сохранить свои базы в Сахаре и в Мерс-эль-Кебире. Жители-европейцы должны иметь двойное гражданство, а французская армия - особый статус.

Однако во всех этих вопросах де Голль пошел на компромисс. Он специально проинструктировал своих представителей не настаивать на собственном варианте разрешения проблем, если это может затянуть переговоры. В феврале 1962 года французская сторона согласилась на 15 лет присутствия на базе в Мерс-эль-Кебире (планировали - 99 лет, а в действительности французы эвакуировали ее 1 февраля 1968 года). Через два дня после подписания Эвианских соглашений был принят специальный документ, в котором оговаривалось будущее многочисленных солдат-мусульман, призванных во французскую армию. Договорились, что ни отдельные лица, ни группы, служившие Франции, не будут подвергаться репрессиям.

Однако не прошло и нескольких дней после подписания Соглашений, как националисты организовали нападение на солдат-мусульман французской армии, разоруженных военным начальством. Французская армия уже не могла официально защищать их. Погибло, по разным оценкам, от 25 до 100 тысяч человек.

Согласно позиции де Голля, Франция не должна была заниматься поддержанием порядка на территории Алжира после провозглашения независимости. Что касается военнослужащих французской вспомогательной армии, де Голль ясно дал понять, что не считает их французами, а "репатриировать" их во Францию не может, потому что Франция - не земля их отцов. Генерал понимал, что независимость - тяжелое испытание для алжирцев, и радовался, что Франция уже не будет иметь к этому отношения. Свою позицию он четко выразил в разговоре с Аланом Пейрефитом 4 мая 1962 года: "Наполеон говорил, что в любви единственная возможная победа - побег. Точно так же единственная возможная победа в процессе деколонизации - это уход".


Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены отношения между Францией и Алжиром во времена войны за независимость в Алжире (1954 - 1962).

При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:

-              Раскрыты особенности франко-алжирских отношений, приведшие к национально-освободительной войне;

-              Рассмотрен ход национально-освободительной революции 1954 – 1962 в Алжире;

-              Выведены итоги и показаны последствия войны в Алжире;

-              Проанализированы взаимоотношения Алжира и Франции в период национально-освободительной революции 1954 – 1962.

Итак, война 1954-1962 гг. кончилась победой повстанцев и изгнанием французской администрации. Вслед за ней пришлось отправиться на "историческую родину" и французским переселенцам. Пришедшая к власти в Алжире радикальная элита носила светский характер, и поначалу в стране установилась лево-националистическая диктатура "социалистической ориентации". Однако с течением времени исламская традиция стала брать верх над импортированным и, казалось бы, почти победившим модернизмом - во многом благодаря заигрываниям с исламом части правящей элиты. В декабре 1991 г. первые в постколониальной истории Алжира свободные выборы окончились внушительной победой радикальных исламистов. Армейская верхушка немедленно организовала военный переворот. Военные и поддержавшая их городская элита отчасти стремились защитить свои привилегии, а отчасти - предотвратить "победу средневекового мракобесия". В ответ исламисты, верные алжирским традициям, развернули масштабную и крайне жестокую террористическую кампанию, которая переросла в полноценную гражданскую войну против военного режима и его сторонников. К настоящему времени ее жертвами стало более 100 тысяч человек, и конца войне по-прежнему не видно. На стороне власти - сила государственной машины, сочувствие светской франкофонной элиты, поддержка Запада, который в данном случае предпочел забыть о святости и нерушимости результатов выборов. На стороне повстанцев - героизм бойцов, сочувствие многих (если не большинства) рядовых алжирцев, общая для глубинки неприязнь к правящему секулярному режиму. Исход борьбы неясен, но очевидно, что она унесет еще десятки тысяч жизней. Обеим сторонам предстоит еще совершить немало зверств и подвигов...

Не смогла остаться в стороне от конфликта и Франция, которую исламисты не без оснований считают главным источником поддержки режима. Традиционные связи с Алжиром привели к тому, что во Франции возникла большая арабская диаспора, присутствие которой вызывает зубовный скрежет у местных националистов. Из среды этой диаспоры и выходят боевики, которые время от времени организуют теракты. Цель террористов - проучить Францию, показать, что она не может безнаказанно вмешиваться во внутренние дела Алжира.

Случай Алжира интересен тем, что из всех арабских стран он, пожалуй, подвергся наиболее серьезной модернизации при колониальном правлении. Похоже складывалась и судьба Ирана, который в последние годы правления шаха стал почти что светским государством. В семидесятые годы интеллектуалы космополитического Тегерана обсуждали те же проблемы, что и их братья по классу где-нибудь в Нью-Йорке, дамы из высшего общества охотно демонстрировали экстравагантные наряды, а в ресторанчиках можно было посидеть за вполне парижским ужином. Однако пришел 1980 г. - и стало ясно, насколько поверхностной была вся эта модернизация, насколько мало затронула она большинство народа. В мгновение ока самая секуляризованная (после Турции) страна исламского мира превратилась в оплот радикального фундаментализма.

Список литературы

1.     Авдокушин Е.Ф. История международных отношений. – М.: Юристь, 2002.

2.     Мамедов Н.С. История Франции. - М.: Высшая школа, 1991.

3.     Международные отношения в XX веке. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003.

4.     Международные отношения в ретроспективе. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003.

5.     Молчанов Н. Внешняя политика Франции. - М.: Международные отношения, 1988.

6.     Молчанов Н.К. Генерал де Голль. – М. Международные отношения, 1990.

7.     Путинцева Т.А. Здесь начинается Африка (Алжирские заметки). - М.: ВЕОС, 1995.

8.     Раззаков Ф.Н. Век террора. – М.: Эксмо, 1997.

9.     Страны и народы: научно-популярное географо-этнографическое издание в 20-ти томах. Африка. Общий обзор. Северная Африка. - М.: Мысль, 1982.

10.            http://www.africana.ru/index.htm - Сервер ежедневных африканских новостей и актуальной информации об Африке.







[1] http://www.africana.ru/index.htm - Сервер ежедневных африканских новостей и актуальной информации об Африке.

[2] Международные отношения в XX веке. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 145.

[3] Авдокушин Е.Ф. История международных отношений. – М.: Юристь, 2002. – с. 277.

[4] Авдокушин Е.Ф. История международных отношений. – М.: Юристь, 2002. – с.277.

[5] Международные отношения в ретроспективе. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 348.

[6] http://www.africana.ru/index.htm - Сервер ежедневных африканских новостей и актуальной информации об Африке.

[7] Международные отношения в XX веке. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 149.

[8] http://www.africana.ru/index.htm - Сервер ежедневных африканских новостей и актуальной информации об Африке.

[9] Международные отношения в XX веке. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 159.

[10] Раззаков Ф.Н. Век террора. – М.: Эксмо, 1997. – с. 511.

[11] http://www.africana.ru/index.htm - Сервер ежедневных африканских новостей и актуальной информации об Африке.