Содержание

Теоретическая часть. 3

Вопрос 11: Товарное предложение, источники его формирования. Роль потребительской кооперации в  формировании рынка потребительских товаров  3

Практическая часть. 9

Задача 64. 9

Задача 81. 11

Задача 118. 12

Список литературы.. 14





















Теоретическая часть

Вопрос 11: Товарное предложение, источники его формирования. Роль потребительской кооперации в  формировании рынка потребительских товаров

Величина предложения товаров и услуг на потребительском рынке определяется как масса товаров и услуг, которые произведены, поставлены на рынок и предназначены для продажи. Она зависит от следующих параметров:

1) p – цена товара или услуги на рынке,

2) pr – цена на ресурсы, используемые в производстве данного товара или услуги,

3) Tech - уровень технологии, влияющий на величину затрат на производство данного товара,

4) pgr - цена на товар, производимый из тех же ресурсов, что и данный товар,

5) exp - ожидания производителей относительно состояния рынка в будущем.

Все параметры функции предложения оказывают влияние не только на величину предложения, но и на конкурентоспособность производителей

Товарное предложение на потребительском рынке осуществлялось за счет следующих источников:

- производства потребительских товаров на специализированных предприятиях;

- сельскохозяйственной продукции производимой совхозами, колхозами и частично закупаемой у населения;

- организации производства непродовольственных товаров народного потребления как дополнительной продукции на предприятиях других отраслей промышленности;

- ввоза в республику потребительских товаров из других союзных республик и зарубежных стран.

В настоящее время предложение товаров осуществляется на основе поставки товаров на потребительский рынок в соответствии с контрактными договорами об условиях купли-продажи товара и складывается из:

- поставок товаров на рынок от республиканских производителей;

- импортных поставок, ввоза товаров физическими лицами;

- продажи продукции с личного подсобного хозяйства;

- нереализованных остатков в оптовой и розничной торговле.

Индикативным показателем наличия товара в соответствии с ассортиментом является коэффициент наполняемости товарами торговых предприятий. Этот коэффициент рассчитывается на основе 10 наблюдений в течение определенного периода времени как доля посещений, когда товар имелся в наличии, выраженная в процентах. Коэффициент наполняемости не рассчитывался в плановой экономике, в условиях переходной экономики на этапах ненасыщенного рынка он характеризует возможности выбора товаров и их ассортиментный состав и насыщенность рынка. С развитием рынка и в условиях рыночной экономики, когда предложение ориентируется на спрос потребителя, данный индикатор не используется, уступая место, например, индексу потребительских настроений.

Система потребительской кооперации Российской Федерации представляет собой обособленную часть народного хозяйства страны, обладающей характером общественно-хозяйственной системы, для которой характерна многоотраслевая структура деятельности и социальная направленность.

Функционируя как социально-ориентированная система, что подтверждается Законом РФ "О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ" от 1997 года, закрепляющим приоритет интересов пайщиков, потребительская кооперация призвана укрепить и стабилизировать социальную обстановку в сельской и городской местностях путем осуществления своей хозяйственной деятельности. [1]

Одним из направлений стабилизации сельского и городского потребительского рынков, обслуживаемых потребительской кооперацией, выступает обеспечение населения качественным и безопасным продовольствием, так как производство, потребление и качество продуктов питания выступает одной из фундаментальных основ жизнедеятельности человека.

И от того, насколько будет достигнут уровень обеспеченности населения безопасным продовольствием в конечном итоге зависит и эффективность агропродовольственной политики государства в целом и потребительской кооперации в частности.

В настоящее время проблема продовольственной безопасности страны остается весьма актуальной. Поэтому, Правительством РФ 18-19 июля 2003 г.  проведено совещание, основной задачей которого выступает - принятие всех мер для своевременной без потерь уборке урожая зерновых; обеспечение максимальной закупки излишков мяса, молока, яиц, картофеля, овощей, плодов, другой сельскохозяйственной продукции у населения.

В решении этой важной проблемы достойный вклад должна внести потребительская кооперация через закупку излишек сельскохозяйственной продукции в личных подсобных хозяйствах граждан, садоводческих товариществах; заготовку дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственно-технического сырья для снабжения данной продукцией и продуктами ее переработки обслуживаемого населения. При этом активизируется такое важное направление как борьба с бедностью.

Таким образом, потребительская кооперация, участвуя в формировании продовольственных ресурсов, должна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка качественными и безопасными продуктами питания.

Для решения данной задачи работа организаций потребительской кооперации должна вестись в следующих направлениях:

1. Совершенствование внутрихозяйственной деятельности заготовительной системы.

2. Межхозяйственная интеграция с вовлечением действующих сельскохозяйственных, перерабатывающих, агросервисных и торговых организаций, включая потребительскую кооперацию. [3]

Основные направления совершенствования внутрихозяйственной деятельности заготовительного хозяйства системы потребительской кооперации определены Концепцией развития потребительской кооперации РФ на период до 2010 года; Постановлениями Президиума Совета Центросоюза РФ от 05.08.03.№ 43-С "О государственной важности обеспечения продовольственной безопасности страны и роли потребительской кооперации" и от 15.09.03 № III-СП " О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны".

Согласно принятых Постановлений, ключевыми моментами активизации заготовительной деятельности республиканских, краевых, областных потребсоюзов должны стать:

1. Обеспечение максимальных закупок в крестьянских (фермерских) хозяйствах, личных подворьях граждан, садоводческих товариществах сельскохозяйственной продукции и сырья на уровне не ниже их прогноза на 2003 год;

2. Принятие дополнительных мер по повышению эффективности всех отраслей деятельности: оптовой и розничной торговли, заготовок, производства, общественного питания, обратив особое внимание на внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий;

3. Организация повсеместного привлечения к сбору лекарственного сырья, дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, школьников, пенсионеров, не-занятого населения, теснее сотрудничая в этих вопросах с местными центрами занятости населения;

4. Усиление работы по созданию магазинов - приемозаготовительных пунктов, реализации социальной миссии потребительской кооперации;

5. Организация в каждом сельскохозяйственном районе подсобных хозяйств потребительских обществ;

6. Освоения производства новых видов продовольственных товаров, не дублирующих массовую продукцию в целях повышения конкурентоспособности продукции кооперативных предприятий.

В настоящее время основой развития современного рыночного хозяйства выступает интеграционная тенденция.

Интеграция - процесс, ведущий к объединению отдельных дифференцированных частей и функций системы в целое. [4]

Особенно это актуально для системы потребительской кооперации, в которой значительная часть структурных подразделений находится в тяжелейшем финансовом положении, обусловленном неспособностью адаптации к новым условиям хозяйствования.

Поэтому для стабилизации и устойчивого развития организаций потребительской кооперации и решения проблемы формирования продовольственных ресурсов в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания необходимо создание интеграционных связей.

Интеграционные связи предполагают объединение трудовых, материально-технических и финансовых резервов всех участников воспроизводственного процесса. То есть интеграция является экономическим процессом, базирующимся на разделении и кооперации общественного труда с целью более эффективного развития всех интегрируемых структур.

Применительно к системе потребительской кооперации интеграция - это экономическая категория, сущность которой заключается в создании внутрихозяйственных и межхозяйственных объединений, которые могут быть представлены в следующих формах:

1. Интегрированные структуры "заготовки -производство -торговля";

2. Интегрированные формирования "потребительские кооперативы - предприятия агропромышленного комплекса".

Несмотря на отличительные особенности представленных интегрированных структур, их объединяет одна проблема - поиск экономического механизма, необходимого для равно выгодного сотрудничества участников интеграционного процесса, повышения эффективности деятельности и уровня жизни населения, обслуживаемого потребительской кооперацией.

Таким образом, одной из главных социально-экономических проблем в России в настоящее время является обеспечение продовольственной безопасности страны, при этом приоритетной отраслью народнохозяйственного комплекса страны, способной внести значительный вклад в решение этой проблемы выступает потребительская кооперация. Данная система через заготовительную деятельность и создание интеграционных связей способна обеспечить максимальное освоение местных сельскохозяйственных источников в целях насыщения потребительского рынка безопасными продуктами питания.

















Практическая часть

Задача 64

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Произведите анализ звенности товародвижения по торговле Михайловского райпотребсоюза, рассчитайте влияние на объем оптово- складского оборота изменения звенности товародвижения. По результатам  анализа сделайте выводы. Укажите мероприятия по увеличению объема оборота оптовой торговли.

РЕШЕНИЕ

         Таблица 1

Оборот  розничной торговли Михайловского райпотребсоюза за отчетный период

№ п/п

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Темп роста, %

План

фактически

Процент выполнения плана

1

Оптово- складской оборот торговли

89,6

93,12

92,47

99,3

103,2

2

Транзитный оборот

9,3

11,23

10,84

96,5

116,6

3

Оптовый объем продаж

98,9

104,35

103,31

99

104,5

4

Удельный вес в обороте оптовой торговли, %

- складского

- транзитного

90,6

9,4

89,2

10,8

89,5

10,5

-

98,8

111,7

5

Оборот розничной торговли обслуживаемых организаций

115,3

116,8

117,2

100,3

101,6

6

Коэффициент звенности товародвижения

0,86

0,89

0,88

-

102,3


         Коэффициент звенности товародвижения есть отношение  оптово- складского оборота к розничному.

Как видно из таблицы 1, в отчетном году в организации произошло усложнение звенности товародвижения на 0,02 или на 2 %.

         Влияние  на объем оптово- складского оборота изменения звенности товародвижения:

1)    рассчитаем сумму излишнего завоза товаров на базу:

                          (1)

где    ∆ СО – сумма излишнего завоза товаров, тыс. руб.

         Ртф – фактический оборот  розничной торговли обслуживаемых предприятий, тыс. руб.

         КЗ пл, КЗ ф – плановое и фактическое отношение  оптово- складского оборота к розничному

∆ СО = 117,2 *90,89-0,88) = 1,172 ( тыс. руб.)

2)    определим влияние изменения  звенности товародвижения:

1,172/98,9 *100 = 1,18 (%)

         Следовательно, усложнение звенности товародвижения привело к увеличению оптово- складского оборота на 1,18 %.

         Мероприятия по увеличению объема оборота:

1)     совершенствование  торгово-технологического  процесса

2)     модернизация оборудования

3)     улучшение условий труда

4)     использование материальных стимулов, которые вызывают рост производительности труда и  увеличение объемов производства товаров.







Задача 81

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Начислите заработную плату продавцу автомагазина за июнь. Оборот  розничной торговли установлен на месяц в сумме 50 тыс. руб. Фактическая сумма продаж 58 тыс. руб. Пробег автомагазина за месяц 1610 км. Средняя скорость пробега 36 км в час. Продавец автомагазина является одновременно м его водителем. Ставка водителя за 1 час нахождения в пути – 15 рублей.  Расценка за 1000 руб. оборота- 30 руб. Водитель  отработал полный месяц.

РЕШЕНИЕ

         Заработная плата водителя состоит из трех частей:

1)    зарплата, начисленная исходя из планового оборота розничной торговли:

ЗП 1 = ОТ пл * Р/1000,                            (2)

Где    ОТ ф – плановый и фактический оборот  розничной торговли,  руб.

         Р – расценка за 1000 руб. оборота, руб.

ЗП1 = 50000*30/1000 = 1500 (руб.)

2)    зарплата, начисленная исходя из фактического оборота розничной торговли

ЗП2 = (ОТ ф – ОТ пл )*Р/1000,                        (3)

ЗП2 = (58000-50000)*30/1000 = 240 (руб.)

3)    Зарплата, начисленная за вождение автомобиля:

ЗП3 = Т*Рт,                      (4)

Где    Т – время нахождения в пути  водителя, час

         Рт -  расценка за 1 час нахождения в пути, руб.

Т = П роб / Ск,                      (5)

Где    П роб -  пробег автомобиля за месяц,  км

         Ск – скорость, км/ час

Т = 1610/36 = 44,7 (час.)

ЗП3 = 44,7*15 = 671 (руб.)

4)    Общая сумма зарплаты продавца:

1500+240+671 = 2411(руб.)

ОТВЕТ

         Зарплата продавца за месяц равна 2411 руб.

Задача 118

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

         Проведите анализ прибыли и рентабельности по торговой фирме «атлант» за отчетный период. В процессе анализе выявите  динамику показателей, рассчитайте влияние факторов на изменение суммы прибыли.

РЕШЕНИЕ

Таблица 2

Динамика прибыли до налогообложения торговой фирмы «Атлант», тыс. руб.

Показатели

Предшествующий год

Отчетный год

Динамика


Сумма, тыс. руб.

% к обороту

Сумма, тыс. руб.

% к обороту

Сумма, тыс. руб.

% к обороту

Доходы от реализации (валовая прибыль)

1219,5

32,16

1558

34,25

338,5

2,09

НДС

149

3,93

208,8

4,59

59,8

0,66

Чистый доход

1070,5

28,23

1349,2

29,65

278,7

1,42

Издержки обращения

820

21,62

1001

22

181

0,38

Прибыль от реализации

250,5

6,6

348,2

7,65

97,7

1,05

Внереализационные доходы

18

0,47

21,84

0,48

3,84

0,01

Прибыль до налогообложения

268,5

7,1

370,04

8,13

101,54

1,03

Оборот розничной торговли

3792

100

4550

100

758

-


         Влияние факторов  на прибыль до налогообложения:

1)     изменение суммы прибыли  за счет роста оборота

,                            (6)

где    О0, О1 – оборот розничной торговли предшествующего и отчетного года. Тыс. руб.

         Р0 – рентабельность  предшествующего года, %

∆ П 0 = (4550-3792)*7,1/100 = 53,82 (тыс. руб.)

2)     Изменение суммы прибыли  за счет изменения уровня доходов:

,                       (7)

где    УД 1, УД 0 – уровень доходов  отчетного и предшествующего года, %

∆ П уд = (34,25-32,16)*4550/100 = 95,1 (тыс. руб.)

3)     Изменение суммы прибыли  за счет изменения  уровня НДС:

,                     (8)

УНДС 0, УНДС 1 -  уровень НДС в предшествующем  и отчетном году, %

∆ Пндс = 0,86*4550/100 = 39,13 (тыс. руб.)

4)     Изменение суммы  прибыли за счет  изменения уровня издержек обращения:

,                         (9)

УИО0, УИО 1 -  уровень издержек обращения в предшествующем и отчетном году, %

∆П уио = 0,38*4550/100 = 17,29 (тыс. руб.)

5)     Изменение суммы прибыли за счет изменения внереализационныъх доходов:

,                          (10)

УВД 0, УВД 1- уровень внереализационных доходов предшествующего  отчетного года

∆П УВД = 0,01*4550/100 = 0,455 (тыс. руб.)

6)     Совокупное влияние факторов:

∆П = 53,82+95,1+39,13+17,29+0,455= 205,795 (тыс. руб.)

ОТВЕТ

Совокупное влияние факторов равно 205,795 тыс. руб.






Список литературы

1)    Закон Российской Федерации о потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в РФ от 13 июня 1997 г.// Сборник законов Российской Федерации.-М.,1999.-340-347 с.

2)    О повышении роли потребительской кооперации в обеспечении продовольственной безопасности страны :Постановление Президиума Совета Центросоюза РФ от 15 августа 2003 г.// Деловой вестник "Российской кооперации"-2003.-№10.-с.13.

3)    Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

4)    Намханова М.В. Потребительская кооперация в формировании региональной системы межхозяйственной интеграции.//Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: Си-бУПК,1999.-с.43-45.

5)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

6)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

7)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

8)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

9)    Салий З.П., Зиновьева И.М. Интеграция кооперативного хозяйства: за и против.// Потребительская кооперация в переходной экономике России: Материалы конференции. -Новосибирск: СибУПК,1999.-с.21.

10)                                                                      Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статистика, 1999. – 354 с.

11)                                                                      Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

12)                                                                      Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.