Содержание

Введение. 3

1. Краткая характеристика  отдела статистики социальной сферы   и  услуг при Новосибирском областном комитете государственной статистики. 5

2. Система статистической документации и организация документооборота в отделе статистики социальной сферы и услуг. 10

3. Использование форм отчетности   по статистке образования Новосибирской области. 25

Заключение. 30





















Введение

Сбор и анализ статданных в сфере образования постоянно осуществляется несколькими министерствами и ведомствами РФ - Минобразование, Госкомстат, Минфин, другими министерствами и ведомствами, имеющими образовательные учреждения, региональными органами управления образованием и территориальными структурами Госкомстата РФ. Существует практика оперативного сбора образовательной статистики общественными и научными организациями РФ.

Существующая статистика образования содержит сведения в значительной мере характеризующие состояние, количественные и качественные изменения, происходящие в системе образования. Наряду с традиционной информацией (число образовательных учреждений по каждому уровню образования, численность обучающихся, прием, выпуск, выход выпускников на рынок труда и т.д.) в статистике нашли отражение новые явления в образовании (новые типы и виды образовательных учреждений, подготовка кадров по новым специальностям и направлениям обучения, др.). Стали вводиться показатели статистики, отвечающие международным требованиям (показатели численности преподавателей – женщин в высших и средних профессиональных образовательных учреждениях, численность женщин аспирантов и докторантов, возрастной состав учащихся общеобразовательных школ и др.).

Действующая система статистики является многоступенчатой, многоканальной, аккумулирует значительную информацию, однако она не соответствует современным требованиям как в содержательном, так и в технологическом аспектах. Её во многом характеризуют черты, сохранившиеся от практики директивного планирования, хотя принятие управленческих решений происходит в условиях становления рыночных отношений, что требует значительного развития информационного обеспечения.

Поэтому изучение действующей системы статистики образования  сегодня является весьма актуальным.

Целью данной преддипломной практики  является  расширение и закрепление теоретических знаний, полученных при бучении в академии, а также ознакомление со структурой и работой статистических органов.

Задачами преддипломной практики являются:

1) применение теоретических знаний в   статистике образовательной сферы;

2) ознакомление со структурой и организацией работы отдела статистики социальной сферы и услуг;

3) овладение методикой обработки отчетности, представляемой в статистические  органы предприятиями и организациями;

4) участие в составлении сводной  отчетности, предоставляемой статистическим органом  в вышестоящие инстанции.



















1. Краткая характеристика  отдела статистики социальной сферы   и  услуг при Новосибирском областном комитете государственной статистики

Отдел статистики  социальной сферы  и услуг является структурным  подразделением  Новосибирского областного комитета государственной статистики.

В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации», Положением о Госкомстате России, нормативными правовыми актами, приказами и указами Госкомстата России, Положением о Новосибирском областном комитете государственной статистики, приказами и указаниями председателя Новосибирского областного комитета государственной статистики, его заместителей, Правилами внутреннего трудового распорядка.

К основным задачам отдела  статики социальной сферы и услуг являются следующие:

1) обеспечение  выполнения Федеральной Программы статистических работ по отраслям статистики- природные ресурсы и охрана окружающей среды, здравоохранение, социальная защита населения, физическая культура и порт, отдых и туризм, образование и культура, правонарушения, жилищно-коммунальное хозяйство, платные услуги населению.

2) представление  официальной  статической информации по Новосибирской области по вышеуказанным отраслям в Госкомстат России, органы государственной власти Новосибирской области, полномочному представителю Президента Российской Федерации  в Сибирском федеральном округе, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы местного самоуправления, гражданам и организациям в установленном Госкомстатом порядке.

3) анализ социальных процессов, происходящих в области, проведение выборочных обследований, единовременных работ, опросов общественного мнения, социологических обследований, обобщение данных обследований с применением научно-обоснованной системы показателей.

4)  упорядочение и повышение качества  статистической информации, проведение работы по обеспечению достоверности отчетных данных, контроль за состоянием учета и отчетности  в закрепленных за отделом отраслях статистики.

5) повышение качества и оперативности статистической информации по данным отраслям статистики на базе новых технологий, основанных на применении современных средств вычислительной и организационной техники, новых программных продуктов.

6) обеспечение гласности открытых данных вышеперечисленных отраслей статистки на основе совершенствования методов информирования населения.

7) реализация правовых механизмов, обеспечивающих представление юридическими лицами и другими хозяйствующими субъектами статистической информации органам государственной статистики.

         К основным функциям отдела относят следующие:

1)  организация и проведение государственных федеральных статистических наблюдений по программам, формам и методологиям, разработанным и утвержденным Госкомстатом России, а также государственных региональных статистических наблюдений.

2)  обеспечение  сбора. обработки, хранения и защиты статистической информации, соблюдения государственной и коммерческой тайны, необходимой конфиденциальности данных.

3)  проведение единой технической политики в технологии  получения, разработки и передачи статистической информации

4)  использование средств  вычислительной и организационной техники, внедрение новых технологий обработки информации.

5)  оказание помощи территориальным органам государственной статистики и контроль их работы по вопросам вышеперечисленных отраслей статистики.

6)  в целях освещения вопросов, входящих в компетенцию отдела, выпуск информационно- аналитических изданий.

7)  обеспечение  местных органов власти и самоуправления в установленном порядке научных и учебных учреждений, предприятий и организаций статистической информацией, в том числе на договорной основе.

8)  ведение динамических рядов, паспорта области по показателям  вышеперечисленных отраслей статистики в территориальном разрезе, обеспечение их сопоставимости.

9) организация работы по обеспечению  хозяйствующих субъектов, находящихся на территории области, бланками государственной статистической отчетности, централизованной в органах государственной статистики и инструкциями по их заполнению.

10)  организация и проведение самостоятельных проверок состояния и учета и достоверности отчетных данных совместно с заинтересованными организациями.

11)  обеспечение конфиденциальности статистических данных, поступивших в отдел.

12) ведение делопроизводства, сдача статистических материалов в архив.

         К основным правам отдела относят:

1) получение государственной отчетности, а также необходимых данных и материалов по статистическим работам в любой стадии их разработки, пояснения к представляемой отчетности бесплатно в установленных объемах и в предусмотренные сроки от всех юридических лиц, их филиалов и других хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности, в том числе от федеральных органов исполнительной власти и местных органов власти и самоуправления, граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.

2)  запрашивать у физических лиц информацию, необходимую для проведения государственных статистических наблюдений.

3) применять в установленном порядке Закон Российской Федерации «Об ответственности за нарушение порядка  представления государственной статистической отчетности»

4) проводить инструктивные совещания с работниками территориальных органов государственной статистики. Предприятий и организаций, проведении. Единовременных учетов и обследований.

5)  подготавливать проекты постановлений, приказов и других служебных документов по вопросам вышеперечисленных отраслей статистики.

6) давать указания по отраслям статистики, входящим в компетенцию отдела, всем юридическим лицам и другим хозяйствующим субъектам, находящимся на территории Новосибирской области.

7) выпускать  информационно-аналитические издания.

8) вносить в Госкомстат России предложения по совершенствованию статистической отчетности, программных средств.

         Структура отдела   статистики социальной сферы и услуг представлена на рисунке 1.

 












Рис.1. Структура отдела статистики социальной сферы и услуг Новосибирского областного комитета государственной статистики

         Начальник отдела несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на  отдел задач и осуществление им своих функций, за организацию труда и соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности работниками отдела.

         Все работники отдела  несут ответственность за выполнение обязанностей, предусмотренных должностными инструкциями и Правилами  внутреннего трудового распорядка, соблюдают технику безопасности и противопожарной безопасности.

         Все работники отдела  участвуют в проведении экономико-производственной учебы, учебы по гражданской обороне, постоянно повышают уровень своей квалификации, соблюдают правила и нормы охраны труда и техники безопасности, противопожарной безопасности.


















2. Система статистической документации и организация документооборота в отделе статистики социальной сферы и услуг

В соответствии с правилами  организации текущей статистической работы в отделе  основными формами документов являются первичные статистические  документы, которые должны содержать следующие реквизиты: наименование документа, дату составления, ИНН, организации, адрес, содержание хозяйственной операции, измерители хозяйственной операции, наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций и правильность ее оформления, личные подписи и их расшифровки.

Вся информация из принятых к  статистическому учету документов накапливается и систематизируется в учетных  статистических регистрах и далее переносится в сгруппированном виде в общую статистическую отчетность.

В первичных статистических  документах и регистрах не оговоренные исправления не допускаются. Исправление ошибки должно быть подтверждено подписью лиц, подписавших документ,  с указанием даты исправления.

Все первичные  статистические документы, учетные регистры и  статистическая отчетность подлежат обязательному хранению в соответствии  с указанным порядком и сроками.

Организация и ведение статистического  учета осуществляется через систему учетных  статистических регистров, журналов и ведомостей в соответствии с инструкциями к ним.

Информация отдела, которая содержится в первичных  статистических документах, подлежащая отражению в статистическом  учете, накапливается в накопительных документах и систематизируется в статистических  регистрах.

Регистрация, обобщение и группировка первичной  статистической информации представляет собой второй этап организации учетного  статистического процесса в отделе - этап вторичного учетного статистического  процесса. Основными носителями информации  здесь выступают  статистические  учетные регистры, то есть таблицы, листы определенной формы, предназначенные для  регистрации, группировки и систематизации данных их первичных  статистических документов. Их форма зависит от  характера учетных  статистических операций, группировки и способа обобщения данных.  По внешнему виду – это  карточки,  книги, журналы, таблицы. По степени обобщения они делятся на синтетические, аналитические и комбинированные. По материальной основе на бумажные и безбумажные ( дискеты, линейные ленты). По характеру записи в них делятся на  хронологические и систематические. В практике статистического  учета в большинстве случаев удобны комбинированные статистические  регистры, в которых совмещается систематизация  записей и  хронология.

Статистические регистры  в отделе статистики социальной сферы  используются в строгом соответствии с их назначением, предъявляются в определенном порядке и заполняются таким образом, чтобы в любое время можно было установить и проконтролировать данные.

Документооборот в отделе  представляет собой совокупность взаимосвязанных процедур, обеспечивающих движение документов с момента их создания или поступления и до завершения исполнения или отправки.

Среди основных видов используемых в отделе  документов можно назвать следующие:

1)    организационно- правовая документация;

2)    распорядительная документация (правовые акты отдела, постановления, решения, приказы, распоряжения, указания);

3) справочно-информационная документация (докладные записки, объяснительные записки, служебные записки, предложения, представления, служебные письма, заявления, телеграммы, телексы, факсограммы, телефонограммы, электронные сообщения, все разновидности переписки организации с другими предприятиями  и органами государственной власти, протоколы заседаний, справки, заключения, отзывы, сводки, списки и перечни)

Важнейшей характеристикой объема документооборота в отделе  является количество документов, приходящихся в среднем на одного делопроизводственного работника. В отдеде  этот показатель равен 1587. Ежедневно руководитель отдела рассматривает около 50 документов, что занимает 10 % его рабочего времени. Время прохождения документов от руководителя отдела  до  сотрудников колеблется в пределах 1 дня и менее.

В отделе  процесс контроля исполнения  статистических документов включает несколько этапов:

1)    постановка  статистических документов на контроль;

2)    проверка своевременности доведения  статистических документов до конкретных исполнителей;

3)    предварительная проверка и регулирование хода исполнения;

4)    учет и обобщение результатов.

В отделе  предусмотрены следующие уровни  статистического контроля:

1)    формализованный контроль своевременного исполнения;

2)    контроль соответствия формы создаваемых  статистических документов их содержанию;

3)    контроль соответствия применяемых  статистических форм и бланков нормативам и образцам;

4)    контроль соответствия уровня и формы статистического документа, соответствия подписей их расшифровкам;

5)    контроль соответствия всех экземпляров на идентичность;

6)    контроль- анализ существа и полноты исполнения поручений.

В основные функции контроля за статистической документаций в отделе с статистики социальной сферы и услуг входят:

1)      отслеживание хода и фиксация фактического исполнения входящих и исходящих  статистических документов, а также внутренних  статистических документов организации;

2)      обобщение сведений, получаемых в ходе отслеживания процесса и результатов исполнения;

3)      выработка предложений по ускорению документопотоков и укреплению исполнительной дисциплины.

Информация  об исполнении документов и поручений  направляется непосредственно руководителю отдела.

Заместитель начальника отдела

 

Начальник отдела

 
Структура процесса статистического  контроля в  отделе наглядно представлена на рисунке 2.

 





Рис. 2. Структура исполнения  статистических  документов в  отделе статистики социальной сферы и услуг

Очень важным элементом контроля в  отделе являются типовые сроки исполнения  статистических документов, которые разработаны в Инструкции  по делопроизводству отдела. Согласно данной инструкции, срок исполнения входящих документов исчисляется с момента фиксации факта их поступления в отдел; срок исполнения создаваемых статистических  документов- с момента их доведения до исполнителей.

         В рамках  прохождения преддипломной практики более подробно были исследованы вопросы статистики образования в Новосибирской области.

         В частности, в процессе прохождения практики особое внимание было уделено участию в Федеральной программе совершенствования статистики образования в Новосибирской области по следующим основным направлениям и разработкам:

1.     модель потребностей государственных органов управления образованием  в Новосибирской области и других субъектов рынка образовательных услуг, характеризующая как общие, так и особенные показатели статистики для каждого уровня управления образованием, представленная в матричном виде и включающая в себя перечень данных образовательной статистики и статистической отчетности, собираемой как вне, так и внутри системы образования, необходимых для решения задач управления на различных уровнях - от образовательного учреждения до Министерства, источники ее получения, схемы сбора и обмена, методы обработки, формы представления;

2.     модель презентации органам управления Новосибирской области  различного уровня результатов государственного статистического наблюдения, необходимых для принятия решений в области образования, включающая рекомендации по доведению до потребителей образовательных услуг информации о системе образования на основе данных образовательной статистики (включая состав информации, схемы ее получения и обработки, формы представления с использованием традиционных и современных электронных средств распространения информации);

3.     организационная схема процесса обеспечения статистической информацией в Новосибирской области других субъектов рынка образовательных услуг;

4.     макет ежегодного статистического аналитического сборника по вопросам образования Новосибирской области;

5.     сопоставительный доклад по образованию, основанный на данных областной статистики образования;

6.     план конкретных мероприятий Новосибирского областного комитета государственной статистики по совершенствованию статистики образования в области. План подготовлен с учетом ожидаемых результатов работ по аналогичному плану на 2003 г. На стадии подготовки План прошел согласование с Госкомстатом России и другими министерствами и ведомствами, включающим компонент по совершенствованию системы статистики и мониторинга качества образования. «План мероприятий  по развитию статистики образования до 2004 года» утвержден Министром образования Российской Федерации.

Другим направлением деятельности  в процессе прохождения практики в отделе статистики социальной сферы и услуг была разработка статистического инструментария для оценки финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования:

1) проведен анализ состава, содержания, порядка сбора и обработки статистической и иной отчетности учреждений профессионального образования различных форм собственности и ведомственной подчиненности;

2) изучены международные требования к статистическим данным, характеризующим финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования;

3) обоснованы направления совершенствования действующей статистической отчетности  в Новосибирской области и введения новых статистических показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования в соответствии с требованиями модернизации образования, национальными и международными статистическими стандартами;

4) разработана организационно-функциональная модель статистического изучения финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования (сбора, обработки, анализа и распространения статистической информации;

5) подготовлены предложения по внедрению статистической отчетности по финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования в Федеральную программу статистических работ Госкомстата России;

6) разработана универсальная форма статистического наблюдения «Сведения о финансово-экономической деятельности учреждения профессионального образования»;разработана инструкция по заполнению формы статистического наблюдения;

7) разработаны программные средства обработки данных статистической отчетности по финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования;

8) подготовлена программа и проведено пилотное статистическое обследование по апробации нового статистического инструментария, обработка данных, а также выполнен анализ его результатов и корректировка форм статистической отчетности;

9) подготовлены макеты разработочных таблиц для обработки, анализа и представления обобщающих статистических показателей, характеризующих финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования (по федеральным округам, субъектам Федерации, уровням образования, формам собственности, организационно-правовым формам, ведомственной подчиненности и другим признакам).

Предложенная Концепция организации статистического наблюдения за финансово-экономической деятельностью учреждений профессионального образования содержит в систематизированном виде методологические подходы к организации нового статистического наблюдения, в которых реализуются действующие в Новосибирской области статистические стандарты и предъявляемые Госкомстатом России требования к соответствующим документам, а также международные стандарты статистики. В ней сформулированы цели и задачи статистического наблюдения, определены и описаны предмет, единицы, принципы, форма, вид и способ наблюдения, уровень охвата изучаемой совокупности и время проведения.

Разработана программа статистического наблюдения и предложены статистические показатели, адекватно отражающие финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования в рыночной экономике, описывающие затраты (в т.ч. текущие затраты и инвестиции в основной капитал) и источники финансирования (собственные средства учреждения, средства бюджетов всех уровней, внебюджетные средства по видам).

Организационно-функциональная схема статистического изучения финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования содержит описание принципиальной схемы сбора финансово-экономической информации, ее обработки, анализа и распространения. В ней определены основные функции отдела  в процессе организации и проведения статистического наблюдения за финансово-экономической деятельностью учреждений профессионального образования в Новосибирской области. При этом предполагается поэтапное частичное перераспределение функций между двумя ведомствами. Изложенный подход существенно изменяет задачи Минобразования России, снимая с него рутинные функции по сбору и обработке статистических данных, а также трудоемкую работу по созданию и поддержанию статистических баз данных, и, таким образом, позволяет специалистам Минобразования России сосредоточиться на анализе соответствующей статистической информации и разработке образовательной политики.

Разработанный инструментарий сбора финансово-экономических данных включает форму статистического наблюдения «Сведения о финансово-экономической деятельности учреждения профессионального образования» и инструкцию по ее заполнению. Она подготовлена в соответствии с требованиями Госкомстата России и международными стандартами для согласования и утверждения Минобразованием России и Госкомстатом России применительно к Новосибирской области. Инструментарий обработки данных статистической отчетности по финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования (комплект макетов разработочных таблиц) подготовлен с учетом информационных запросов органов управления различных уровней, других заинтересованных пользователей. Разработана программа и проведено пилотное обследование с целью апробации этих документов. Программное обеспечение позволяет осуществить обработку, анализ и представление данных статистической отчетности по финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования.

Внесены предложения по внедрению статистической отчетности по финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования в Новосибирской области на 2005 год..

Сформулированы актуальные проблемы статистики образования, требующие своего незамедлительного решения. Среди них отмечена необходимость разработки системы обобщающих индикаторов образования и методологии их расчета, пересмотра состава показателей, подлежащих статистическому наблюдению в сфере образования. Показана целесообразность формирования такого их перечня, который, с одной стороны, станет основой новой системы индикаторов и обеспечит их расчет, а с другой – снизит нагрузку на учреждения образования в отношении количества собираемых в них статистических сведений.

В рамках прохождения преддипломной практики было принято участие в  разработке и реализации ряда проектов.

По проекту 1 «Оптимизация ведомственной организационно-функциональной схемы сбора данных статистики образования в системе Министерства образования» разработаны: порядок сбора, обработки, анализа и презентации данных статистики образования и организации информационных потоков в системе Минобразования России; регулирующий состав и каналы поступления статистической информации; перечень форм, поступающих в Министерство и органы управления образованием регионального уровня, источники получения информации, схемы информационных потоков, организация на основе современных коммуникационных технологий сбора, обработки и обмена данными в системе Минобразования России и аппарате Министерства, а также координация обмена информацией с Госкомстатом России.

Перечисленные выше результаты представлены в виде:

- проекта Распоряжения «О совершенствовании порядка сбора, обработки, анализа и презентации данных статистики образования в Новосибирской области», двух приложений к нему;

- перечня статистических форм, поступающих в Минобразование России и органы управления образованием регионального уровня.

Указанный проект распоряжения и приложения к нему были одобрены на заседании Совета по развитию статистики образования при Минобразовании России 27 июля 2002 года.

В ходе выполнения данного проекта также разработаны:

а) рекомендации по применению в статистике образования современных технологий сбора, обработки, анализа и представления статистической информации, обеспечивающие сопоставимость форматов при сборе и обмене информацией между различными участниками в системе Минобразования России, а также с Госкомстатом, эффективный анализ и представление полученных данных с учетом задач, решаемых на разных уровнях управления образованием. Сопоставимость форматов при обмене информацией между различными участниками в сфере образования, а также представление полученных данных с учетом задач, решаемых на разных уровнях управления образованием, предлагается осуществить на основе расширяемого языка разметки (Extensible Markup Language, XML). XML является одним из наиболее гибких и разнообразных решений в области манипулирования и обмена данными в сети;

б) проект перспективного развития технологии сбора, обработки, анализа и представления статистической информации. В качестве основы построения баз данных современных систем сбора и обработки статистической информации предлагается использовать Microsoft SQL Server 6.5 - клиент-серверная система управления базами данных, предоставляющая богатый спектр новых возможностей, которые облегчают процесс создания, внедрения и управления распределенными клиент-серверными прикладными программами. Предлагается система, состоящая из следующих компонентов:

- ядро системы — экспертная система реального времени;

- платформа сетевого управления — HP OpenView или IBM NetView;

- СУБД — Microsoft SQL Server, Oracle или Informix.

в) Интернет-сайт «Статистика Новосибирского  образования»  с размещением на нем обновляемых данных по статистике образования, аналитических и методических материалов, включая результаты международных сопоставительных исследований для удовлетворения информационных потребностей потребителей образовательных услуг и специалистов в области образования. Интернет-сайт предназначен для обеспечения доступа к обширным массивам статистической информации, посвященной образованию страны, а также для предоставления бесплатных услуг по распространению, анализу и образному представлению образовательной статистики посредством глобальной сети Интернет.

Сайт адресован в первую очередь специалистам сферы образования, занимающимся вопросами управления и планирования отрасли, а также преподавателям, учащимся и широкому кругу пользователей русскоязычного сегмента Интернета, интересующихся вопросами образования. Сайт представляет собой комплексный интернет-ресурс, объединяющий табличные, графические, картографические и текстовые материалы по следующим тематическим разделам:

- общая социально-экономическая характеристика образования;

- детализированные статистические данные по уровням образования;

- аналитические таблицы образовательной статистики по наиболее актуальным проблемам образования;

- статистические данные, характеризующие общий уровень социально-экономического развития страны и ее регионов;

- данные международной образовательной статистики, позволяющие вести сопоставление показателей Новосибирской области.

Помимо статистических данных на сайте систематизированы вспомогательные текстовые материалы, посвященные различным аспектам образовательной статистики: официальные документы Минобразования России по вопросам образовательной статистики, описание методологии и методов статистических исследований сферы образования, научно-аналитические обзоры и публикации, основанные на статистических данных по образованию, указатель родственных интернет-ресурсов по тематике сайта.

Сайт предоставляет пользователям ряд специально разработанных интерактивных интернет-сервисов, которые повышают эффективность работы со статистическими данными: контекстный поиск статистических таблиц и показателей по ключевым словам или их фрагментам с выдачей полного списка найденных документов; настройка таблицы с возможностями выбора только нужных показателей, а также территориальной выборкой нужных регионов (субъектов Российской Федерации и Административных округов); интерактивная перегруппировка записей таблицы по критериям ранжирования и нормирования конкретных показателей; автоматическое построение статистических графиков и диаграмм по выбранному региону и России в целом; автоматическое создание тематических карт по выбранному показателю, в том числе нормированному, способами картограммы и картодиаграммы.

По проекту 2 «Организация обучения работников органов управления образованием муниципального уровня работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области»:

- организовано обучение 1046 специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования в Новосибирской области;

- разработаны методические рекомендации по совершенствованию организации процесса обучения работников местных (муниципальных) органов управления образованием работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области», включая дистанционные формы обучения;

- оснащены компьютерным оборудованием и мебелью 2 класса для проведения обучения работников местных (муниципальных) органов управления образованием работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области».

Разработанные методические рекомендации лягут в основу учебно-методического обеспечения федеральных окружных центров подготовки специалистов органов управления образованием к работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области». Установленное в 2-х компьютерных классах оборудование будет использоваться для продолжения обучения специалистов местных (муниципальных) органов управления образованием работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области» в 2005 и последующих годах.

По проекту 3 «Организация на регулярной основе федерального статистического наблюдения по оценке численности детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях Новосибирской области» выполнены следующие виды работ:

- проведен анализ действующего федерального и ведомственного государственного статистического наблюдения за численностью детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих постоянного места жительства;

- разработана Система статистических показателей, отражающих положение детей и подростков в возрасте 7-15 лет, включая необходимую инфраструктуру, обеспечивающую содержание и обучение детей. Система статистических показателей снабжена методологическими пояснениями по содержанию включенных в нее статистических показателей и алгоритмов расчета сводных (обобщающих) показателей;

- подготовлены проекты бланков форм статистической отчетности по учету численности детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях;

- подготовлены проекты инструкций по заполнению показателей форм статистической отчетности по учету численности детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях;

- определен порядок проведения статистического наблюдения за численностью детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях;

- разработан комплект макетов регламентных таблиц для анализа ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в возрасте 7-15 лет; подготовлены инструкции по заполнению регламентных таблиц для анализа ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками в возрасте 7-15 лет;

- разработаны методологические рекомендации по презентации и проведению экономическо-статистического анализа ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и подростками.

Полученные результаты будут использованы для организации на регулярной основе федерального статистического наблюдения за численностью детей и подростков в возрасте 7-15 лет в Новосибирской области, не обучающихся в образовательных учреждениях и не имеющих постоянного места жительства.

По проекту 4 «Создание информационной системы хранения и обработки данных статистики общего и начального профессионального образования на основе СУБД третьего поколения в Новосибирской области» разработан макет информационной системы хранения и обработки данных статистики общего и начального профессионального образования для оперативного представления актуальной статистической информации для проведения анализа различных показателей в разрезе отчетных периодов. Макет позволит провести опытную эксплуатацию указанной информационной системы с целью уточнения требований к базе данных, автоматизированным рабочим местам и телекоммуникационным каналам связи.

Для размещения информационного хранилища данных статистики общего и начального профессионального образования и обеспечения их обработки закуплено и установлено необходимое оборудование и программное обеспечение в составе 2-х серверов, 8-ми автоматизированных рабочих мест с соответствующим программным обеспечением и мебелью.

Проведенные работы и закупленное оборудование позволят в дальнейшем приступить после проведения опытной эксплуатации макета и анализа полученных результатов к созданию полномасштабной информационной системы хранения и обработки данных статистики общего и начального профессионального образования. Эти работы запланированы в ФПРО на 2005 год.

Объем дополнительного целевого финансирования по направлению и проектам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Объем финансирования по проектам в отдел   статистики социальной сферы и услуг

Направления финансирования

Объем финансирования (тыс. руб.)

 Развитие системы ведомственной статистики

15,0

1. Определение потребностей федеральных органов управления образованием, органов управления образованием субъектов Российской Федерации, других субъектов рынка образовательных услуг в статистике образования.

1,4

2. Разработка статистического инструментария для оценки финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования.

3,5

3. Оптимизация ведомственной организационно-функциональной схемы сбора данных статистики образования в системе Министерства образования Российской Федерации.

2,0

4. Организация обучения работников местных (муниципальных) органов управления образованием работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Российской Федерации».

3,4

5. Организация на регулярной основе федерального статистического наблюдения по оценке численности детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях.

1,0

6. Создание системы хранения данных статистики общего и начального профобразования








3. Использование форм отчетности   по статистке образования Новосибирской области

В рамках  преддипломной практики более подробно были изучены вопросы статистического учета в сфере образования в Новосибирской области. В данном разделе представлены основные  результаты участия  в составлении  отчетов и проведении конкретных обследований в сфере образования в Новосибирской области.

 Схема отчетности  в отделе достаточно проста. Сначала Министерство образования готовит свои предложения Госкомстату, тот их утверждает, потом начинает работать машина штамповки форм отчетности. Большая часть из них спускается на региональный уровень. Там к пакету министерских форм добавляются свои, определяемые специалистами Новосибирской области, затем все это отправляется в муниципальные отделы образования, после чего рассылается по школам

Существует три типа отчетных документов в сфере образования:

1. информация, которая подготавливается образовательными учреждениями; 2. информация, оформляемая органами управления образованием; 3. информация региональных органов управления образованием.

Именно последний тип представляется отделом  в Министерство образования. Однако движение информации таково, что школы вынуждены составлять не только собственные отчеты, но и предоставлять информацию для муниципальных и региональных отчетов. В частности, это касается вопросов кадрового, материально-технического оснащения школы, распределения ставок и пр.

Каждый тип отчетных документов содержит несколько таблиц. Отчет школы (ОШ) ныне содержит “Сведения о выбывших учащихся за прошлый учебный год и лето без окончивших школу (без учащихся классов с ЗПР и недостатками УФР)”; “Сведения о распределении учащихся по языку обучения и по изучению родного языка”; “Сведения об итогах прошлого учебного года” (количество учащихся по классам); “Сведения о классах и учащихся на 5 сентября текущего учебного года”; “Возрастной состав учащихся”; “Кружковая работа учащихся”; “Материальная база школы”; “Сведения об окончивших школу”; “Сведения о логопедическом пункте”. Есть также свободная форма с наименованиями строк и столбцов, произвольно определяемых РОНО (ГорОНО). Общее количество ячеек в таблицах без учета последней формы – 625. Именно столько параметров образовательное учреждение должно показать в основном своем отчете.

Но на этом, как отмечено выше, школьный отчет не заканчивается. Образовательные учреждения должны собирать информацию, обобщаемую муниципальными органами управления образованием. Здесь заполняются такие таблицы: “Сведения о численности и составе педагогических работников общеобразовательных школ” (2 таблицы); “Сведения о дневных общеобразовательных учреждениях” (11 таблиц). К сводному отчету районных отделов образования добавляется специальный вкладыш из нескольких таблиц: “Сведения о распределении учащихся по изучению иностранного языка”; “Сведения об углубленном изучении различных предметов в общеобразовательных школах”; “Сведения о школах с углубленным изучением различных предметов, имеющих отдельные классы”; “Сведения об углубленном изучении различных предметов в лицеях”; “Сведения об углубленном изучении различных предметов в гимназиях”.

Больше всего сводных таблиц в отчетах региональных органов управления образованием. Общее их количество – 20. Несмотря на обилие ячеек, далеко не все школьные данные сводятся в отчеты регионов перед федеральным министерством. Министерство, судя по формату этих данных, уже не интересует количество телевизоров, магнитофонов и множительной техники и многое другое, требуемое в школьной отчетности. Однако количество бассейнов, музеев, тракторов и прочее продолжает приковывать внимание федеральных чиновников.

Каждая из таблиц, заполняемых органами управления образованием, сопровождается предварительным уведомлением: конфиденциальность гарантируется получателем информации. После чего следует текст: непредставление или нарушение сроков предоставления информации, а также ее искажение влекут ответственность, установленную Законом Российской Федерации “Об ответственности за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности” от 13.05.92 г. № 2761-1. Вся информация конфиденциальна, но отвечать за нее придется по закону.

В рамках изученных отчетов рассмотрены некоторые основные недостатки (недоработки), которые представлены ниже.

Судя по тематике сводных таблиц, может показаться, что собираемая информация действительно помогает органам управления принимать ответственные, полезные для системы образования решения. Например, это касается информации о педагогических работниках, которая вроде бы позволяет тщательно планировать подготовку педагогических кадров в вузах. Известная история – всегда не хватает учителей иностранного языка. Значит, казалось бы, надо увеличить заказ педагогическим вузам на подготовку соответствующих педагогов. Может быть, государство планирует принять какие-либо действия в отношении количества “учителей-мастеров производственного обучения по работе на сельскохозяйственных машинах”, как упомянуто в одной из таблиц. В частности, если наша страна имеет возможности расширения сельскохозяйственных производств и планирует увеличить количество рабочих мест, то тем самым в школах начинает инициировать соответствующую раннюю профессионализацию. В это можно было бы поверить, если бы отчетность действительно ясно указывала на ту или иную область социальных реформ.

Но в отчетах присутствуют такие параметры, которые никак не могут служить основанием серьезных управленческих действий. В частности, что делать с данными о количестве старших вожатых, оплачиваемых по системе ЕТС? Или зачем знать, сколько в школах узкопленочных киноаппаратов? Совершенно неясно, какие управленческие действия могут последовать после выяснения количества кружков, которые посещают учащиеся. Ну а если действия заранее не ясны или хотя бы примерно не прогнозируемы, то зачем для этого собирать данные? Тем более что на это уходят весьма немалые средства. Посчитаем время, которое затрачивают завучи школ на сбор информации и заполнение таблиц; прибавим рабочее время специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием; не забудем учесть транспортные расходы, направляемые на приезд отчитывающихся к принимающим отчет; учтем нереализованное рабочее время – сколько бы педагоги сделали, если бы не занимались бесполезной работой.

Тысячи ячеек, параметров, содержащихся в таблицах, позволяют спекулировать на отчетности. Среди обилия цифр всегда найдутся те, которые могут быть проинтерпретированы как недостатки в деятельности отчитывающегося учреждения или органа управления образованием. Принимающий отчет чиновник всегда сможет надавить на отчитывающегося, заставить выполнить то или иное управленческое решение.

Помимо  особенностей приема и сдачи отчетности важна также оценка влияния параметров образовательной статистики на реальные изменения в образовании, да и во всей социальной действительности. Сегодняшние тенденции изменения образования не из отчетности появились. Это очевидно: по нынешней отчетности и статистике нельзя определить стратегические ориентиры и задачи изменений образования. Они продиктованы не статистикой. Двенадцатилетка, единый экзамен, реструктуризация сети школ – все это продиктовано соображениями модернизации образования, появившимися уж никак не из знаний о количестве кинопроекторов, школьных музеев и кружков в школах. В отношении реформ образования есть многообразный корпоративный интерес. Это и книгоиздатели, и методический блок, и политические партии. Каждая такая социальная структура ищет свои выгоды и поддерживает то или иное направление изменений образования. До тех пор пока не будет действительно открытой, ясной образовательной статистики, вряд ли можно будет создавать и реализовывать хоть какие-то масштабные проекты образовательных реформ.

Нынешняя статистика образования  лишь отвлекает учителей от поиска и выбора эффективных образовательных технологий. Между тем разработать эффективную систему образовательной статистики можно. Прежде всего, нужно отказаться от ложных индикаторов, попытаться найти такие, которые связаны не с формальным внутриведомственным описанием системы образования, а с качеством жизни граждан. Если связи такой не прослеживается, то параметр этот не стоит и отслеживать.

























Заключение

В ходе прохождения преддипломной практики  были расширены и закреплены теоретические знания по вопросам организации статистики.  В заключении сделаем несколько основных выводов по практике.

Отдел статистики  социальной сферы  и услуг является структурным  подразделением  Новосибирского областного комитета государственной статистики.

К основным задачам отдела  статики социальной сферы и услуг являются следующие: обеспечение  выполнения Федеральной Программы статистических работ по отраслям статистики, представление  официальной  статистической информации по Новосибирской области  в Госкомстат России, анализ социальных процессов, происходящих в области, проведение выборочных обследований, единовременных работ, опросов общественного мнения, социологических обследований, обобщение данных обследований с применением научно-обоснованной системы показателей.

К основным функциям отдела относят следующие: организация и проведение государственных федеральных статистических наблюдений по программам, формам и методологиям, разработанным и утвержденным Госкомстатом России, а также государственных региональных статистических наблюдений, обеспечение  сбора. обработки, хранения и защиты статистической информации.

Начальник отдела несет  персональную ответственность за выполнение возложенных на  отдел задач и осуществление им своих функций, за организацию труда и соблюдение правил техники безопасности и противопожарной безопасности работниками отдела.

В соответствии с правилами  организации текущей статистической работы в отделе  основными формами документов являются первичные статистические  документы

Организация и ведение статистического  учета осуществляется через систему учетных  статистических регистров, журналов и ведомостей в соответствии с инструкциями к ним.

В рамках  прохождения преддипломной практики более подробно были исследованы вопросы статистики образования в Новосибирской области.

В частности, в процессе прохождения практики особое внимание было уделено участию в Федеральной программе совершенствования статистики образования в Новосибирской области по следующим основным направлениям и разработкам: модель потребностей государственных органов управления образованием  в Новосибирской области и других субъектов рынка образовательных услуг, модель презентации органам управления Новосибирской области  различного уровня результатов государственного статистического наблюдения, необходимых для принятия решений в области образования, организационная схема процесса обеспечения статистической информацией в Новосибирской области.

Другим направлением деятельности  в процессе прохождения практики в отделе статистики социальной сферы и услуг была разработка статистического инструментария для оценки финансово-экономической деятельности учреждений профессионального образования.

Разработана программа статистического наблюдения и предложены статистические показатели, адекватно отражающие финансово-экономическую деятельность учреждений профессионального образования в рыночной экономике, описывающие затраты.

В рамках прохождения преддипломной практики было принято участие в  разработке и реализации ряда проектов: оптимизация ведомственной организационно-функциональной схемы сбора данных статистики образования в системе Министерства образования, организация обучения работников органов управления образованием муниципального уровня работе с информационной системой сбора и обработки статистики образования «Мониторинг образования Новосибирской области», организация на регулярной основе федерального статистического наблюдения по оценке численности детей и подростков в возрасте 7-15 лет, не обучающихся в образовательных учреждениях Новосибирской области, создание информационной системы хранения и обработки данных статистики общего и начального профессионального образования на основе СУБД третьего поколения в Новосибирской области.

Следует отметить, что сегодняшняя статистика образования в Новосибирской области характеризует, главным образом, количественные аспекты образования и образовательной деятельности и слабо ориентирована на оценку образовательной деятельности, на её эффективность и результативность. Концепция развития статистики образования  на 2005 год должна обеспечить переход от традиционной статистики образования к статистике, соответствующей требованиям процесса модернизации отрасли образования. Статистика образования должна выступать как важнейший элемент комплексной системы мониторинга образования в Новосибирской области. Она должна:

-            отражать состояния всех основных элементов современной  системы образования по всем уровням образования в Новосибирской области;

-            предоставлять достоверные данные о состоянии  системы образования в Новосибирской области;

-            обеспечить открытую информационно-аналитическую поддержку модернизации системы образования в Новосибирской области;

-            соответствовать общим международным требованиям, предъявляемым к современной статистике.