Содержание

8. Ответственность за нарушение налогового законодательства................................................. 3

8. 1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности................................................ 3

8. 2. Принципы налоговой ответственности.................................................................................. 8

8. 3. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности............. 10

8. 4. Виды налоговых правонарушений........................................................................................ 13

18.  Правовые основы валютного регулирования  в РФ............................................................. 14

28. Расчеты пластиковыми картами.............................................................................................. 18

Задача 8............................................................................................................................................. 19

Задача 18........................................................................................................................................... 19

Задача 28........................................................................................................................................... 20

Список  использованной литературы............................................................................................ 22

Нормативные правовые акты......................................................................................................... 22

Научная литература......................................................................................................................... 22

8. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

8. 1. Понятие, функции и признаки налоговой ответственности

Государство всегда было и будет заинтересовано в создании и соблюдении порядка налоговых отношений, обеспечиваю­щего его имущественные интересы, в частности пополнение доходной части бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов. Нарушение установленных правил по­ведения в налоговых отношениях вызывает применение ответ­ственности.

Предоставляя гражданам определенные права и экономиче­ские свободы, государство со своей стороны требует от субъ­ектов налогового права надлежащей реализации установлен­ных предписаний. В свою очередь налогоплательщики обяза­ны следовать правовым предписаниям, содержащимся в законодательстве о налогах и сборах. Тем самым объясняется необходимость и возможность государственного принуждения, одной из форм которого является налоговая ответственность. Следовательно, ответственность за нарушения законодательст­ва о налогах и сборах имеет социальное основание, состоящее в необходимости охраны общественных отношений в налого­вой сфере.

Наличие налогов является одним из признаков государства, и взимание обязательных платежей составляет элемент право­вого статуса суверенитета государства. Нарушения финансовой дисциплины в налоговой сфере в первую очередь затрагивают публичные интересы государства. Принудительное изъятие час­ти собственности (в денежной форме) вызывает у налогопла­тельщиков подсознательную готовность к сокрытию дохода ли­бо иным неправомерным деяниям, обеспечивающим использо­вание и распоряжение полученным имуществом в полном объеме без учета суверенного права государства на часть этого дохода. Нарушению фискальных прав государства также спо­собствуют высокие налоговые ставки и низкий уровень жизни населения. Совокупность названных факторов создает предпосылки для совершения большого числа налоговых деликтов и, как следствие, реакцию государства но защите своих имущест­венных интересов.

Правовое регулирование ответственности за нарушение по­рядка реализации налоговых отношений относится к объектам законодательства о налогах и сборах и составляет институт на­логового права. В НК РФ термины «налоговая ответственность» и «ответственность за совершение налоговых правонарушений» используются как равнозначные. Например, п. 2 ст. 101 НК РФ устанавливает, что по результатам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налого­вого органа может быть вынесено решение привлечь налогопла­тельщика к налоговой ответственности', ст. 107 предусматривает возможность привлечения организаций и физических лиц к от­ветственности за совершение налоговых правонарушений.

Учитывая систему финансового права и вхождение в нее на­логового права, необходимо подчеркнуть, что налоговая ответ­ственность — разновидность финансово-правовой1.

Понятие налоговой ответственности — одна из основных категорий налогового права; ее конструкция во многом опреде­ляет место и роль правового регулирования налоговых отноше­ний в системе права[1].

Правовая природа ответственности за нарушения законода­тельства о налогах и сборах неразрывно связана с финансово-правовой ответственностью и местом последней в системе юри­дической ответственности.

Современное состояние науки финансового права показы­вает определенные проблемы в исследовании ответственности за нарушения финансово-правовых норм. В настоящее время приступить к изучению отраслевой правовой ответственности с позиций науки финансового права затруднительно по той при­чине, что определения финансово-правовой ответственности (ответственности за нарушения финансового законодательст­ва), которое должно быть закреплено в общей части отраслево­го законодательного акта, не существует в связи с отсутствиемединого кодификационного акта, оформляющего основы пра­вового регулирования отношений в сфере публичной финансо­вой4 деятельности. Финансово-правовая ответственность фор­мируется по институциональному признаку — «снизу вверх», поскольку, например, более детальную разработку получает на­логовая ответственность и существенные перспективы развития имеет ответственность за нарушения бюджетного законодатель­ства1.

Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах характеризуется всеми признаками, свойственными фи­нансово-правовой ответственности:

— основана на государственном принуждении и представля­ет конкретную форму реализации санкций, установленных фи­нансово-правовыми нормами;

— наступает за совершение виновного противоправного дея­ния, содержащего признаки налогового правонарушения;

— субъектами ответственности за нарушения законодатель­ства о налогах и сборах могут быть организации и физические лица;

— для правонарушителя налоговая ответственность выража­ется в определенных отрицательных последствиях имуществен­ного характера;

— налоговая ответственность реализуется в процессуальной форме.

Вместе с тем налоговая ответственность имеет определен­ную специфику, обусловленную особенностями налоговой дея­тельности государства и механизмом правового регулирования налоговых отношений. Выделение налоговой ответственности в самостоятельный вид финансово-правовой ответственности обусловлено и выделением НК РФ процессуальных норм, ре­гулирующих производство по делам о налоговых правонаруше­ниях.

Поскольку нормы налогового права, как и другие нормы права, являются разновидностью социальных норм, то и налоговая ответственность имеет две формы реализации: позитив­ную (добровольную, активную) и негативную (государственно-принудительную, ретроспективную).

Для позитивной ответственности достаточно формального (нормативного) основания, поскольку она возникает не на ос­нове налогового правонарушения, а в силу добровольного вы­полнения субъектом налогового права своих обязанностей.

Налоговая деятельность государства основывается не только на установлении запретов относительно совершения каких-ли­бо действий. Одним из важнейших условий ее осуществления является добросовестное соблюдение налогоплательщиками, налоговыми агентами и иными фискально обязанными лицами предоставленных им прав и реализация возложенных обязанно­стей. В этой связи субъекты налогового права должны осозна­вать свой общественный долг уплачивать законно установлен­ные налоги и выполнять иные обязанности, связанные с суве­ренным правом государства на получение части дохода налогоплательщика. Осознание субъектами налогового права смысла и значения собственных поступков, согласование их со своими обязанностями придают налоговой ответственности по­зитивный смысл.

В целом позитивная ответственность носит добровольный характер, но вместе с тем возможна и определенная степень го­сударственного принуждения. Некоторые субъекты налогового права выполняют возложенные на них обязанности в силу осознания своего общественного долга, другие — в силу того, что не хотят быть наказанными за неправомерное поведение. Относительно позитивной налоговой ответственности принуж­дение в виде угрозы наступления негативных последствий яв­ляется только средством предупреждения нарушений законода­тельства о налогах и сборах.

По времени реализации позитивная ответственность пред­шествует негативной.

В налоговом праве позитивная ответственность основывает­ся на принципах добросовестности предпринимательской дея­тельности и социальной справедливости.

Добровольная форма реализации налоговой ответственности имеет следующие юридические признаки:

—  неразрывно связана с нормой налоговой ответственности;

— является юридической обязанностью, обусловленной пра­вовым   статусом   налогоплательщика   или   иного   обязанного лица;

— гарантирована государственным принуждением;

— реализуется добровольно в виде правомерного поведения;

— одобряется со стороны государства;

— осуществляется в рамках общих налоговых правоотноше­ний.

К сожалению, большинство налогоплательщиков имеют низкую правовую культуру и соблюдение законодательства о налогах и сборах не является для них типичным правилом по­ведения.

Нарушением норм налогового права обусловливают сущест­вование негативной налоговой ответственности, которую можно рассматривать в нескольких аспектах.

Во-первых, в качестве реакции государства на нарушение законодательства о налогах и сборах, выражающейся в обязан­ности виновного лица претерпевать карательные меры государ­ственно-принудительного воздействия за совершенное деяние в форме имущественных лишений.

Во-вторых, налоговая ответственность может определяться как исполнение юридической обязанности на основе государ­ственного принуждения. Согласно постановлению Конститу­ционного Суда РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П «в целях обеспе­чения выполнения публичной обязанности по уплате налогов и сборов и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его кон­ституционной обязанности по уплате налогов, т. е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и непол­ной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нару­шителей дополнительные выплаты в качестве меры ответст­венности (наказания). При этом в выборе принудительных мер   законодатель   ограничен   требованиями   справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими прин­ципами права»1.

Наличие либо отсутствие государственного принуждения oпределяет факт существования налоговой ответственности. На-   I логовая ответственность не связывается только с неблагоприят­ными последствиями для правонарушителя, которые наступают в результате совершенного им нарушения законодательства о налогах и сборах. Карательные механизмы в налоговой ответст­венности существуют параллельно с правовосстановительными, поскольку государству важно не только наказать нарушителя налогового  законодательства,   но  и   восстановить  публичные имущественные интересы, компенсировать возникший ущерб.

Налоговую ответственность следует отличать от иных мер государственного принуждения: мер безопасности, мер пресе­чения, мер защиты и т. д.

Таким образом, негативная налоговая ответственность суще­ствует в двух формах: карательной (штрафной) и правовосстановительной (компенсационной).

Налоговая ответственность является развитием, «продолже­нием» материального налогового правоотношения, которое реализуется посредством особой процессуальной формы. От­ветственность за нарушения законодательства о налогах и сбо­рах составляет часть механизма правового регулирования нало­говых отношений и проявляется в виде наложения запретов. Запрещая нарушать законодательство о налогах и сборах, госу­дарство возлагает на субъектов налогового права обязанность воздерживаться от совершения определенных действий либо, напротив, не бездействовать, а активно реализовывать возло­женные обязанности.

Следовательно, налоговая ответственность существует в рамках охранительного правового института, регулирующего общественные отношения налоговой сферы посредством уста­новления запретов. Однако налоговая ответственность не полностыо совпадает с охранительным правоотношением, возник­шим в результате налогового правонарушения. Охранительные правоотношения по своему составу и объему шире налоговой ответственности. Налоговая ответственность характеризует со­держание правоохранительных отношений прежде всего с по­зиций правового статуса правонарушителя, его обязанностей*, возникающих в результате совершенного налогового правона­рушения. Вместе с тем налоговая ответственность существует и реализуется только в рамках охранительных правоотноше­ний.

Юридическим фактом, порождающим охранительные нало­говые правоотношения, является нарушение законодательства о налогах и сборах.

Негативная налоговая ответственность имеет три основа­ния:

— формальное   (нормативное),   выражающееся   в   наличии системы норм законодательства о налогах и сборах, устанавли­вающих составы налоговых правонарушений, права и обязан­ности участников охранительного налогового правоотношения, регулирующих ответственность за нарушение норм налогового права, принципы, порядок и процессуальную форму привлече­ния к налоговой ответственности;

— фактическое, представляющее совершение субъектом на­логового права противоправного деяния, нарушающего нормы законодательства о налогах и сборах;

— процессуальное, заключающееся в вынесении уполномо­ченным органом (налоговыми органами, органами государст­венных внебюджетных фондов или таможенными органами) решения о наложении санкции за совершенное правонаруше­ние[2].

Наступление негативной налоговой ответственности воз­можно только при наличии всех перечисленных оснований и в строго определенной последовательности: норма права — нало­говое правонарушение — применение санкции.

Следовательно, к охранительным относятся все правоотно­шения, возникающие в связи с нарушением их участниками за­конодательства о налогах и сборах, а также с привлечением ви­новного к ответственности. В рамках охранительных правоотношений   реализуются   санкции,   установленные  налоговыми нормами.

Состав правоотношения налоговой ответственности пред­ставляет сложное социально-правовое явление, складывающее­ся из совокупности следующих элементов: субъекты (участни­ки), права и обязанности субъектов (участников), их действия (поведение), объект правоотношения.

В правоотношении, складывающемся относительно налого­вой ответственности, принимают участие как минимум две сто­роны: государство в лице компетентных органов, указанных в налоговом законодательстве, и правонарушитель. Между на­званными субъектами складываются охранительные налоговые правоотношения, в которых государство выступает в качестве управомоченной стороны, а правонарушитель — обязанной. Необходимо подчеркнуть, что субъектом материального право­отношения налоговой ответственности является государство в целом, а не налоговые или иные уполномоченные органы. Пра­ва и обязанности государства и правонарушителя неразрывны и составляют содержание правоотношения налоговой ответствен­ности.

Право государства применять к нарушителю налогового за­конодательства меры государственно-правового принуждения (меры ответственности) предполагает возникновение у право­нарушителя обязанности претерпевать эти меры. Применение налоговой ответственности является одновременно правом и обязанностью государства, поскольку даже в тех случаях, когда правонарушитель добровольно перестает совершать налоговое правонарушение (например, встает на учет в налоговом органе после истечения установленного срока), государство не утрачи­вает права на применение соответствующих мер налоговой от­ветственности.

Однако наделение государства правом принуждать к несе­нию налоговой ответственности не означает вседозволенности. Обе стороны охранительного правоотношения могут действо­вать только в границах законодательства о налогах и сборах, а реализация налоговой ответственности возможна исключитель­но на основе конкретных норм НК РФ, устанавливающих от­ветственность за определенные правонарушения.

Охранительные налоговые правоотношения имеют юридиче­ское и фактическое содержание. Юридическое содержание за­ключается в возможности государства совершать определенные действия в качестве управомоченного лица и необходимости определенных действий нарушителя налогового законодательст­ва. Фактическое содержание составляют сами действия участ­ников охранительного правоотношения, направленные на peaлизацию предоставленных прав и возложенных обязанностей.

Объектом правоотношения налоговой ответственности явля­ется правовой статус нарушителя законодательства о налогах и сборах. Изменения правового статуса нарушителя налогового законодательства происходят с помощью лишений и ограниче­ний имущественного характера, определенных мерой налого­вой ответственности. Различное соотношение лишений и огра­ничений характеризуют изменения статуса нарушителя законо­дательства о налогах и сборах.

Налоговая ответственность выполняет определенные цели, которые прямо в налоговом законодательстве не указаны, но выводятся из целей и задач самого НК РФ. Нормативным по­рядком определены основные начала законодательства о нало­гах и сборах (ст. 3 НК РФ), посредством решения которых дос­тигаются цели налоговой ответственности. Предостерегая орга­низации и физические лица от совершения противоправных деяний в налоговой сфере, налоговая ответственность пресле­дует две цели:

— охранительную, посредством которой ограждает общество от нежелательных ситуаций, связанных с нарушением имуще­ственных интересов государства;

стимулирующую,  посредством  которой  поощряет право­мерное поведение субъектов налогового права.

Цели налоговой ответственности реализуются в функциях. Функции отражают предназначение налоговой ответственно­сти, поэтому тесно связаны с применением налоговых санкций и социальными последствиями их применения. В механизме правового регулирования налоговых отношений ответствен­ность выполняет юридическую и социальную функции.

Юридическая функция проявляется в двух аспектах: право-восстановительном (компенсационном) и штрафном (каратель­ном).

Правовосстановительный характер налоговой ответственно­сти обусловлен имущественными отношениями между публич­ным и частным субъектами, объектом которых является налог. Ответственность налогоплательщика за нарушение своей обя­занности по своевременной и полной уплате налогов преследу­ет цель восстановить имущественные интересы государства, компенсировать казне причиненные убытки.

Сущность штрафного характера налоговой ответственности заключается в неблагоприятных имущественных лишениях, претерпеваемых нарушителем законодательства о налогах и сборах. Посредством реализации штрафной функции создается режим правового урона, заключающийся в применении санк­ции к субъекту налогового правонарушения.

Социальная функция налоговой ответственности выражается в профилактике налоговых правонарушений посредством побу­ждения субъектов налогового права соблюдать нормы налого­вого права. Реализуется же социальная функция путем общей и частной превенции.

Общая превенция преследует цель предотвратить соверше­ния налоговых правонарушений всеми субъектами налогового права.

Частная превенция направлена к индивидуально-опреде­ленному субъекту налогового права и заключается в том, что­бы предотвратить совершение им нового нарушения законода­тельства о налогах и сборах. Способом реализации частной превенции служит претерпевание режима правового урона и угроза увеличения санкции на 100% в случае совершения ли­цом аналогичного налогового правонарушения (п. 4 ст. 114 НК РФ).

Главное предназначение функций налоговой ответственно­сти заключается в обеспечении нормального действия механиз­ма правового регулирования налоговых отношений.

Таким образом, налоговая ответственность представляет со­бой обязанность лица, виновного в совершении налогового правона­рушения, претерпевать меры государственно-властного принуж­дения, предусмотренные санкциями НК РФ, состоящие в возложе­нии дополнительных юридических обязанностей имущественного характера и применяемые компетентными органами в установ­ленном процессуальном порядке.

На   основе   данного   определения   выделяются   следующие признаки налоговой ответственности:

а)   материальные,  характеризующие  налоговую  ответствен­ность в качестве охранительного налогового правоотношения. Материальные признаки налоговой ответственности включают два аспекта:

— установление   составов   налоговых   правонарушений   и санкций за их совершение НК РФ. Согласно ст. 2 НК РФ пра­вовой базой налоговой ответственности служит законодатель­ство о налогах и сборах, регулирующее властные отношения, возникающие в процессе привлечения к ответственности за со­вершение налогового правонарушения. Налоговая ответствен­ность соответствует принципам  налогового законодательства. Основанием применения налоговой ответственности является виновно совершенное налоговое правонарушение.  Налоговая ответственность может быть исполнена правонарушителем в добровольном порядке, поэтому она не всегда связана с пори­цанием. Привлечение к налоговой ответственности не исклю­чает   возможности   применения   иных   мер   государственного принуждения за нарушения законодательства о налогах и сбо­рах;

— определение вида и меры государственно-властного при­нуждения   через   охранительное   налоговое   правоотношение. Санкции за нарушения законодательства о налогах и сборах дифференцированы, носят имущественный характер, выража­ются в денежной форме и взыскиваются только в судебном по­рядке;

б)   процессуальные, характеризующие механизм реализации материального   охранительного   налогового   правоотношения посредством производства по делу о налоговом правонаруше­нии, осуществляемого компетентными органами согласно нор­мам НК РФ. Налоговая ответственность реализуется в особой процессуальной форме, отличающейся от порядка применения иных видов финансово-правовой ответственности, и состоит из стадий производства по делам о налоговых правонарушени­ях. Процессуальный порядок привлечения к налоговой ответ­ственности в части, составляющей предмет налогового права, реализуется налоговыми органами, органами государственных внебюджетных фондов или таможенными органами;

в) функциональные, отражающие целенаправленность суще­ствования и применения налоговой ответственности. Пели на­логовой ответственности выражаются в восстановлении нару­шенных имущественных интересов государства, а также в нака­зании виновного, предотвращении новых правонарушений в налоговой сфере.

8. 2. Принципы налоговой ответственности

Принципы налоговой ответственности отражают ее содер­жание, сущность, функции и формы реализации. Основные на­чала налоговой ответственности являются ориентиром для всех субъектов налогового права, участвующих в охранительных на­логовых правоотношениях.

Принципы налоговой ответственности указывают цели, пра­вовое положение общества, к которым должны стремиться за­конодательные и правоприменительные органы. При этом не­обходимо учитывать, что принципы налоговой ответственности не обязательно могут иметь нормативное закрепление — их ре­альное воплощение зависит от воли законодателя. Во-первых, основные начала налоговой ответственности выводятся из об­щего содержания не только налогового, но и в целом финансо­вого законодательства. Во-вторых, принципы налоговой ответ­ственности являются достижением науки финансового права, т. е. частью финансово-правовой доктрины, которая в той или иной мере отражается в налоговом законодательстве.

Принципы налоговой ответственности — это основополагаю­щие начала, исходные идеи, отражающие ее объективную сущ­ность, природу и назначение, в соответствии с которыми осуще­ствляется деятельность законодателя и правоприменителя по реализации охранительных налоговых правоотношений.

Принципы налоговой ответственности можно рассматривать в широком и узком аспектах. Широкое понимание означает со­вокупность всех правовых принципов налоговой ответственно­сти. Узкое — это понимание основных идей, непосредственно закрепленных в налоговом законодательстве. Основные начала налоговой ответственности, имеющие нормативное закрепле­ние, называются нормы-принципы.

Налоговая ответственность основывается на целостной сис­теме, включающей общесоциальные принципы, свойственные всем видам ответственности, общеправовые, принципы финан­сового права, принципы налогового права и собственно прин­ципы налоговой ответственности как правового института.

Непосредственное влияние на исходные начала налоговой ответственности оказывают общеправовые принципы юридической ответственности, к числу которых относятся: справедливость, законность, неотвратимость, индивидуализация наказания, от­ветственность за вину.

Нормы-принципы налоговой ответственности закреплены в ст. 108 НК РФ и названы общими условиями привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. К их числу относятся следующие.

Законность, означающая недопустимость привлечения к от­ветственности за налоговое правонарушение иначе, как по ос­нованиям и в порядке, которые предусмотрены НК РФ. Принцип законности в налоговом праве представляет собой преломление и детализацию его общеправового значения, ос­нованного на международных нормах и положениях Конститу­ции РФ. Законность привлечения к ответственности установ­лена Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 г. (п. 1 ст. 14), а также Конвенцией Совета Евро­пы «О защите прав человека и основных свобод» 1950 г. (п. 1 ст. 7).

Основным элементом принципа законности является поло­жение, согласно которому деяние признается налоговым право­нарушением только в случае объявления его таковым налого­вым законодательством до момента совершения. Названное по­ложение означает следующее.

Во-первых, согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонару­шением считается только такое деяние, признаки которого пре­дусмотрены НК РФ. Закрепление признаков налогового право­нарушения только таким образом исключает применение зако­нодательства о налогах и сборах по аналогии, т. е. применение похожего налогового закона относительно ситуаций, прямо им не предусмотренных.

Во-вторых, это означает верховенство НК РФ, который яв­ляется единственным источником, устанавливающим налоговую ответственность. Следовательно, какое-либо деяние может быть признано нарушением налогового законодательства со всеми вытекающими неблагоприятными последствиями только Федеральным Собранием и только в форме федерального зако­на. Данный аспект принципа законности закреплен подп. 6 п. 2 ст. 1 НК РФ, согласно которому ответственность за соверше­ние налоговых правонарушений устанавливается НК РФ.

В-третьих, противоправность и наказуемость деяния опреде­ляется налоговым законом, действовавшим во время соверше­ния этого деяния. Акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие или отягчающие ответственность за налого­вые правонарушения, обратной силы не имеют[3].

В состав принципа законности привлечения к налоговой от­ветственности также входит и п. 3 ст. 108 НК РФ, устанавли­вающий, что предусмотренная НК ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации. Вместе с тем данное положение играет самостоятельную роль и может рассматриваться в составе принципа соотношения налоговой и других видов ответственности.

Однократность привлечения к налоговой ответственности. Принцип однократности означает, что никто не может быть привлечен повторно к ответственности за одно и то же налого­вое правонарушение. Мера ответственности, установленная за­конодателем, является исчерпывающей и в достаточной степе­ни отражает функции налоговой ответственности. Привлечение к ответственности одного и того же субъекта за то же самое деяние означало бы превышение меры налоговой ответствен­ности, установленной НК РФ[4].

8.3. Соотношение налоговой ответственности с другими видами ответственности.

Ответственность за нарушения законода­тельства о налогах и сборах не существует изолированно только в рамках налогового права — в зависимости от тяжести совер­шенного деяния или субъектного состава возможно примене­ние норм иных отраслей права в целях охраны имущественных интересов государства. Учитывая названные обстоятельства, п. 3 и 4 ст. 108 НК РФ определяют соотношение налоговой ответственности с ответственностью, предусмотренной уголов­ным и административным законодательством.

Привлечение организации к ответственности за налоговое правонарушение не освобождает ее должностных лиц — при наличии соответствующих оснований — от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной закона­ми Российской Федерации.

Разграничение налоговой санкции и налоговой обязанности. Со­гласно п. 5 ст. 108 НК РФ уплата налоговой санкции не осво­бождает от исполнения налоговой обязанности, поскольку они представляют собой два самостоятельных элемента правового статуса налогоплательщика и налогового агента.

Следовательно, уплата налоговой санкции не поглощает со­бой уплату налога и пени. Взыскание с налогоплательщика или налогового агента в качестве мер налоговой ответственно­сти не прекращает их обязанностей по перечислению в бюд­жетную систему причитающихся налогов и соответствующих пеней.

Презумпция невиновности. Данный принцип является налогово-правовой конкретизацией ч. 1 ст. 49 Конституции РФ и означает, что лицо считается невиновным в совершении нало­гового деликта, пока его виновность не будет доказана в преду­смотренном федеральным законом порядке и установлена всту­пившим в законную силу решением суда. Для российского на­логового права презумпция невиновности является новым принципом, в то время как другие отрасли права давно и ак­тивно ее применяют (например, уголовной процесс)[5].

Факт содеянного конкретным лицом может быть констати­рован только судом. Вынесенное налоговым органом решение о привлечении к налоговой ответственности не является неоп­ровержимым доказательством, однако не ограничивает привле­каемое лицо в праве добровольно уплатить сумму штрафа. Вме­сте с тем добровольное исполнение лицом решения налогового органа о применении санкции не означает, что лицо признано виновным, поскольку его вина не была предметом судебного разбирательства.

Принцип презумпции невиновности является исходным и определяющим для процессуальных отношений привлечения к ответственности.  Вне налогового процесса презумпция невиновности существовать не может. Эта презумпция и налоговый процесс тесно взаимосвязаны, и механизм их взаимодействия представляет соотношение материальных и процессуальных норм.

Установленный в результате процессуальной деятельности факт признания субъекта виновным служит одним из обяза­тельных условий для государственного принуждения правона­рушителя. Суд признает налогоплательщика или иного фискально обязанного лица правонарушителем в силу совершения им налогового правонарушения. Правонарушитель становится виновным именно с момента содеянного, а не в момент огла­шения судебного решения. В налоговых охранительных право­отношениях вопрос о виновности решается уже на стадии рас­смотрения дела налоговым органом, поскольку на этой стадии устанавливаются элементы и признаки состава конкретного на­логового правонарушения, в том числе и вина определенного субъекта. Вместе с тем добровольная уплата налоговой санкции по решению налогового органа не порождает правовых послед­ствий, наступающих только при государственном осуждении в форме решения суда.

Гарантией применения мер государственного принуждения в строгом соответствии с законом выступает положение п. 6 ст. 108 НК РФ, согласно которому лицо, привлекаемое к ответ­ственности, не обязано доказывать свою невиновность. Обя­занность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его со­вершении, возлагается на налоговые органы. При этом налого­вые органы законодательно ограничены в перечне и способах собирания доказательств, которые могут опровергнуть презумп­цию невиновности. К таким документам относятся акт налого­вой проверки, показания свидетелей, результаты осмотра, вы­емки и экспертизы, заключения специалиста.

Отсутствие у лица, привлекаемого к налоговой ответствен­ности, обязанности по доказыванию собственной невиновно­сти, не означает лишение его права на защиту. Презумпция не­виновности выступает одной из гарантий защиты нарушенных прав и в этом аспекте означает невозможность со стороны ка­ких-либо властных органов принуждать лицо к даче объясне­ний. Более того, наличие в налоговом процессе презумпции невиновности обязывает налоговые органы в ходе судебного раз­бирательства доказывать не только достоверность собственных выводов, но и необоснованность возражений привлекаемого лица.

Однако презумпция невиновности в части отсутствия у при­влекаемого обязанности доказывать свою непричастность к на­логовому правонарушению имеет некоторые пределы. Так, на основании ст. 23 НК РФ налогоплательщик обязан предостав­лять налоговым органам необходимые финансово-хозяйствен­ные документы, которые впоследствии могут послужить осно­ванием для привлечения его к ответственности.

Составным элементом принципа презумпции невиновности является закрепленная ст. 3 НК РФ презумпция правоты нало­гоплательщика. Эта презумпция означает, что неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственно­сти, толкуются в пользу этого лица. Какие-либо обстоятельства совершения налогового деликта считаются неустранимыми со­мнениями в тех случаях, когда собранные доказательства не по­зволяют сделать однозначный категоричный вывод о виновно­сти лица и при этом допускаемые НК РФ средства и способы собирания доказательств исчерпаны.

В налоговом праве принцип презумпции невиновности реа­лизуется посредством установления искового порядка взыска­ния налоговых санкций в случае, если налогоплательщик или иное фискально обязанное лицо отказалось добровольно упла­тить сумму штрафа.

Согласно п. 4 ст. 5 НК РФ принцип презумпции невиновно­сти имеет обратную силу, поскольку улучшает положение нало­гоплательщиков и, таким образом, распространяется на налого­вые правонарушения, совершенные до вступления НК РФ в действие (до 1 января 1999 г.), но по каким-либо причинам рассматриваемые налоговыми органами или судом после на­званной даты.

Необходимо учитывать, что презумпция невиновности рас­пространяется только на привлечение лица к ответственности за налоговое правонарушение. К процедуре доначисления на­лога (налоговой недоимке) данный принцип не применяется.

Наличие в НК РФ специальной статьи, закрепляющей принципы налоговой ответственности, способствует правильному пониманию современной финансовой политики государ­ства и правильной ориентации субъектов налоговых отношений в сфере налогово-правового регулирования.

Законодательное установление принципов налоговой ответ­ственности обеспечивает правильное практическое применение законодательства о налогах и сборах, способствует стабильно­сти финансовой политики государства, соблюдению прав и имущественных интересов всех субъектов налоговых отноше­ний. Нормы-принципы оказывают значительное воздействие и на правотворческий процесс, поскольку при реформировании налоговых отношений законодатель должен руководствоваться не только имущественными интересами государственной каз­ны, но и интересами налогоплательщиков, а также иными со­циально-правовыми идеями, отраженными в принципах нало­говой ответственности.

Принципами налоговой ответственности часто руководству­ется Конституционный Суд РФ.

В механизме правового регулирования налоговых отноше­ний принципы налоговой ответственности выполняют регуля­тивную, превентивную и охранительные функции.

Все принципы налоговой ответственности взаимосвязаны и взаимозависимы: несоблюдение одного принципа неизбежно влечет нарушение другого и, как следствие, искажает сущность ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налоговая система не может функционировать без института ответственности. В соответствии с Законом об основах налоговой системы исполнение обязанностей налогоплательщика обеспечивается мерами административной и уголовной ответственности, а также финансовыми санкциями.

Традиционно в теории права выделяют административную, уголовную, дисциплинарную, гражданскую и материальную ответственность. Однако в последнее время ряд авторов поставили вопрос о существовании специального вида ответственности – финансовой. В научной литературе высказываются различные точки зрения о правовой природе финансовой ответственности. Одни авторы полагают, что недопустимо само применение термина "финансовая ответственность". Другие считают, что финансовая ответственность по предмету и методу регулирования является разновидностью административной ответственности, поскольку стороны находятся в неравном положении, однако она обладает присущими только ей специфическими признаками.

Проанализировав имеющиеся по данному вопросу мнения, И. Хаменушко пришел к выводу, что о понятии "финансовая ответственность" можно говорить только с достаточной степенью условности, выделение же ее в качестве самостоятельного вида юридической ответственности в настоящий момент ничем не обосновано.

Однако очевидно, что на сегодняшний день сложилась ситуация, которая позволяет сделать вывод, что в российской правовой системе сформировалось достаточно четко выраженное правовое явление – ответственность за налоговые правонарушения. Поэтому вполне обоснованно обозначение ответственности за налоговые правонарушения применительно к п.1 ст.13, ст.15 Закона об основах налоговой системы и ст.22 Закона о подоходном налоге как налоговой ответственности.

В то же время необходимо учитывать, что по своей правовой природе налоговая ответственность сходна с административной ответственностью, что и разъяснил в п.3 Обзора практики разрешения арбитражными судами споров, касающихся общих условий применения ответственности за нарушения налогового законодательства, Высший Арбитражный Суд РФ (письмо от 31.05.94 № С1-7/ОП-370)[6].

Учитывая приведенный выше анализ, можно дать определение налоговой ответственности. Налоговая ответственность – это применение финансовых санкций за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами к налогоплательщикам и лицам, содействующим уплате налога.

Закон об основах налоговой системы использует собирательное понятие налогов. Поэтому налоговая ответственность, которая предусмотрена в ст.13 указанного Закона, может применяться по отношению как к собственно налогам, так и к сборам, пошлинам и другим обязательным платежам, включенным в налоговую систему России, если иное не предусмотрено законом. Например, Таможенным кодексом РФ установлена специальная ответственность в отношении таможенных платежей. В то же время, поскольку взносы в социальные внебюджетные фонды не предусмотрены в Законе об основах налоговой системы, по отношению к ним не может применяться ответственность, предусмотренная в ст. 13 Закона.

8.4. Виды налоговых правонарушений.

1. Нарушение налогового законодательства проявляется в нарушении различных правовых норм и тем или иным образом связано с правильным исчислением, полным и своевременным внесением налогов в бюджет и внебюджетные фонды. Таким образом, основной вид нарушений в налоговой сфере составляют нарушения, совершаемые налогоплательщиками по незаконному уклонению от уплаты налогов. В зависимости от субъекта ответственности действующее законодательство устанавливает три самостоятельных вида налоговой ответственности:

а) ответственность налогоплательщиков за нарушения порядка исчисления и уплаты налогов (ст. 13 Закона об основах налоговой системы);

б) ответственность сборщиков налогов за нарушение порядка удержания и перечисления в бюджет подоходного налога с физических лиц (ст. 22 Закона о подоходном налоге);

в) ответственность банков и иных кредитных организаций за неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков (ст. 15 Закона об основах налоговой системы).

2. Из анализа п. 1 ст. 13 Закона об основах налоговой системы и иных законодательных актов о налогообложении можно сделать вывод о том, что в настоящее время налоговая ответственность налогоплательщиков и лиц, содействующих уплате налога, наступает при совершении ими одного из десяти составов правонарушений, имеющих самостоятельный характер. Данные составы можно классифицировать в зависимости от объекта, на который направлены противоправные деяния, следующим образом:

сокрытие или занижение объектов налогообложения

1) сокрытие дохода (прибыли);

2) занижение дохода (прибыли);

3) сокрытие иного объекта налогообложения;

нарушение установленного порядка учета объектов налогообложения

4) неучет иного объекта налогообложения;

5) отсутствие учета объектов налогообложения, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

6) ведение учета объекта налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшее за собой сокрытие или занижение дохода за проверяемый период;

нарушение порядка представления документов в налоговый орган

7) непредставление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

8) несвоевременное представление в налоговый орган документов, необходимых для исчисления и уплаты налога;

нарушение порядка уплаты налога

9) задержка уплаты налога, в том числе неисполнение (несвоевременное исполнение) платежных поручений налогоплательщиков;

10) несвоевременное удержание, удержание не полностью или не перечисление в бюджет суммы налогов сборщиком налогов.

Необходимо отметить, что если налоговым законодательством не установлен какой-либо состав правонарушения (в письмах Государственной налоговой инспекции Российской Федерации часто используется термин «занижение налога»), то налоговые органы не вправе применять санкции. Характеристики каждого из составов налоговых правонарушений даны в гл. 2 «Законодательство о налоговой ответственности: практика применения».

Субъектами налогового правонарушения выступают, как правило, налогоплательщики. Однако понятия налогоплательщика и субъекта ответственности не тождественны, так как в законодательстве могут быть установлены случаи, когда налоговое правонарушение может быть совершено иным лицом (например, не удержание налога сборщиком налогов).

В качестве субъектов налоговой ответственности в налоговом законодательстве названы:

а) налогоплательщики (юридические и физические лица);

б) сборщики налогов (юридические лица и граждане-предприниматели);

в) банки и иные кредитные организации, ответственные за перечисление налогов в бюджет или внебюджетные фонды.

18.  Правовые основы валютного регулирования  в РФ.

Под валютным регулированием понимается деятельность уполно­моченных государственных органов по регламентированию порядка со­вершения валютных операций. Ранее отмечалось, что в условиях пе­рехода к рыночным отношениям в нашей стране коренным обра­зом  изменилась  политика  государства  во  внешнеэкономической сфере, изменился тип валютного режима, была отменена государст­венная валютная монополия.

В настоящее время целью валютного регулирования является поддержание стабильного курса национальной валюты по отноше­нию к курсам валют других государств. Валютное регулирование включает в себя следующие направления: определение политики ва­лютного курса и официальных валютных интервенций; проведение валютного контроля; управление официальными валютными резервами; участие в международных валютно-кредитных организациях[7].

Реализация валютного регулирования подразумевает примене­ние целого комплекса различных мер, осуществляемых государст­вом по регламентации валютных операций резидентов и нерезиден­тов, осуществляемых ими платежей, инвестиций, порядка ввоза, вывоза за пределы страны валютных ценностей и валюты Россий­ской Федерации и т.п.

Полномочия Банка России как органа валютного регулирования

В соответствии с законодательством органом государственного валютного регулирования является Центральный банк Российской Федерации (Банк России) и Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле»), уполно­моченный:

— определять сферу и порядок обращения в Российской Феде­рации иностранной валюты;

—издавать нормативные акты, обязательные к исполнению на территории России резидентами и нерезидентами;

— проводить все виды валютных операций;

— устанавливать правила проведения резидентами и нерезиден­тами операций с иностранной валютой и валютой РФ, ценными бумагами в иностранной валюте и в валюте РФ, а также правила проведения   нерезидентами   в   Российской   Федерации   операций с валютой  Российской Федерации и ценными бумагами в валюте

Российской Федерации;

— устанавливать порядок обязательного перевода, ввоза и пере­сылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, а также случаи и условия открытия резидентами счетов в иностранной ва­люте в банках за пределами РФ;

— устанавливать   общие   правила   выдачи   лицензий   банкам и иным кредитным организациям на осуществление валютных опе­раций и выдавать такие лицензии;

— устанавливать единые формы учета, отчетности, документа­ции и статистики валютных операций, в том числе уполномочен­ными банками, а также порядок и сроки их представления;

— готовить и публиковать статистику валютных операций Рос­сийской Федерации по принятым международным стандартам;

— выполнять иные функции[8].

В соответствии со ст. 4 Закона о валютном регулировании и ва­лютном контроле резиденты имеют право покупать и продавать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке РФ. Возни­кающие при этом отношения регулируются, в первую очередь, нор­мами гражданского права. Поскольку объектом данных отношений является иностранная валюта как разновидность валютных ценно­стей, использование которых возможно лишь в пределах, установ­ленных валютным законодательством, данные отношения регулиру­ются и нормами финансового права.

Валютное законодательство предусматривает обязательное со­вершение операций по купле-продаже иностранной валюты только через уполномоченные банки. Сделки, заключенные вопреки на­званному правилу, являются недействительными. Все полученное по этим недействительным сделкам в соответствии с п. 1 ст. 14 того же Закона взыскивается в доход государства. Поскольку бесспорное списание указанных сумм не предусмотрено, они подлежат взыска­нию в исковом порядке: через арбитражный суд, если ответчиком является юридическое лицо или гражданин-предприниматель. Уполномоченные банки имеют право покупать и продавать ино­странную валюту от своего имени по поручению предприятий и кредитных организаций (за комиссионное вознаграждение), от своего имени и за свой счет.

По поручению клиентуры уполномоченные банки могут прода­вать средства в иностранной валюте другому предприятию на меж­банковском валютном рынке (непосредственно уполномоченному банку или через валютную биржу) или Банку России.

Право уполномоченного банка вести открытую валютную позицию (позицию валютного риска) означает право совершать сделки купли-продажи безналичной иностранной валюты за валюту Рос­сийской Федерации.

Размер открытой валютной позиции уполномоченного банка определяется как разница между суммой иностранной валюты, приобретенной банком за свой счет (т.е. не по поручению клиента) в течение одного отчетного года, и суммой валюты, проданной им также за свой счет за тот же период времени. Для операций упол­номоченного банка по купле-продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке РФ за рубли устанавливается лимит валютной позиции.

Резиденты имеют право покупать иностранную валюту за рубли через уполномоченные банки на внутреннем валютном рынке для целей осуществления ими текущих валютных операций, а также платежей в погашение основного долга по кредитам, полученным в иностранной валюте. Покупка валюты для осуществления плате­жей, связанных с движением капитала, возможна только с разреше­ния Центрального банка РФ.

Иностранная валюта, приобретенная юридическими лицами—ре­зидентами, зачисляется в полном объеме на их текущие валютные счета в уполномоченных банках.

Граждане-резиденты вправе приобретать иностранную валюту в уполномоченных банках за счет своих личных средств. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, в том числе на­ходящиеся на счетах и во вкладах в уполномоченных банках, могут быть ими беспрепятственно проданы уполномоченному банку за рубли.

Продажа иностранной валюты может осуществляться юридиче­скими лицами — резидентами добровольно и в порядке обязатель­ной продажи части валютной выручки.

В соответствии с законодательством предприятия независимо от форм собственности, включая предприятия с участием иностран­ных инвестиций, осуществляют обязательную продажу 50% валют­ной выручки от экспорта товаров (работ, услуг, результатов интел­лектуальной деятельности) на внутреннем валютном рынке Россий­ской Федерации через уполномоченные банки не позднее чем через семь календарных дней после поступления указанной выручки в соответствии с порядком, устанавливаемым Центральным банком Российской Федерации.

В настоящее время единый курс рубля устанавливается Цен­тральным банком РФ на основе результатов операций по куп­ле-продаже иностранной валюты на Московской межбанковской валютной бирже.

Предприятия обязаны продавать на внутреннем валютном рын­ке России 50% своей валютной выручки, образовавшейся от всех платежей в иностранной валюте, полученных ими от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами Российской Феде рации, за исключением случаев, специально установленных законо­дательством.

Обязательной   продаже   не   подлежат  следующие  поступления

в иностранной валюте от нерезидентов:

— средства, полученные в качестве взносов в уставный капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в ка­питале;

— суммы, полученные в виде привлеченных кредитов (депози­тов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предос­тавленных  кредитов  (депозитов,  вкладов),  включая  начисленные

проценты;

— поступления  в  виде  пожертвований  на  благотворительные

цели;

— валютная  выручка организаций,  осуществляющих продажу товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации на ос­новании лицензии Центрального банка Российской Федерации.

Установлен порядок обязательной продажи предприятиями час­ти экспортной выручки. В этих целях в уполномоченном банке ка­ждому предприятию открываются два счета: транзитный валютный счет для зачисления в полном объеме поступлений в иностранной валюте; текущий валютный счет для учета средств, остающихся в распоряжении предприятия после обязательной продажи экспорт­ной выручки. Сначала все валютные поступления зачисляются на транзитный валютный счет.

После этого уполномоченный банк обязан не позднее следую­щего рабочего дня известить об этом предприятие. Оно должно не­замедлительно дать поручение банку о продаже части валютной вы­ручки и о перечислении оставшейся валюты на принадлежащий ему текущий валютный счет. Приняв такое поручение, банк осуще­ствляет продажу валюты, а если ее сумма не достигает минималь­ной суммы сделки, предусмотренной правилами проведения торгов на соответствующей межбанковской бирже, покупает эту валюту в счет лимита открытой валютной позиции. В случае если предпри­ятие не представило банку поручения на продажу валюты в течение 7 дней с момента ее зачисления на транзитный счет клиента, банк как агент валютного контроля обязан продать 50% валютной вы­ручки предприятия по своей инициативе[9].

Порядок совершения банками сделок купли-продажи наличной валюты урегулирован Центральным банком РФ. Для совершения указанных операций уполномоченный банк должен открыть и заре­гистрировать обменный пункт в Банке России. Курсы обмена ва­лют устанавливаются банками самостоятельно. Обменный пункт может  совершать сделки  только  с  валютой,   котируемой   Банком России.

В соответствии с Законом о валютном регулировании и валют­ном контроле (с изменениями и дополнениями) граждане-резиден­ты имеют право иметь в собственности валютные ценности, полу­ченные или приобретенные на территории России в законном по рядке. К ним относятся валютные ценности, приобретенные на внутреннем валютном рынке страны через уполномоченные банки, путем покупки иностранной валюты за рубли; полученные в каче­стве наследства, дара с оформлением этих сделок в законодатель­ном порядке; приобретенные в целях коллекционирования единич­ные иностранные денежные знаки и монеты в порядке, установ­ленном законодательством. Кроме того, гражданин может стать собственником иностранной валюты при разделе валютного вклада супругов в уполномоченном банке или в том случае, если на содер­жание российского гражданина, работающего за границей, перево­дятся валютные средства не в полной сумме, а по его поручению часть средств зачисляется в России на валютный счет в уполномо­ченном банке.

Средства граждан в иностранной валюте подлежат свободному зачислению на валютные счета в уполномоченных банках. Средства в иностранной валюте, принадлежащие гражданам, могут быть про­даны за рубеж уполномоченному банку, переведены (вывезены) за границу с соблюдением таможенных правил при выезде владельца счета за границу. При этом гражданин должен получить в уполно­моченном банке справку, являющуюся подтверждением для тамож­ни законности вывоза валюты за границу. При этом необходимо иметь в виду, что физические лица — резиденты могут единовре­менно вывозить из Российской Федерации при соблюдении тамо­женных правил наличную иностранную валюту в размере, установ­ленном законодательством.

Валютное законодательство регламентирует также порядок от­крытия российскими гражданами валютных счетов за границей на период их пребывания за рубежом.

Граждане могут свободно хранить валютные средства в уполно­моченных банках и свободно ими распоряжаться.

Валютное законодательство регулирует порядок осуществления валютных операций нерезидентами. Так, нерезиденты имеют право:

без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;

продавать и покупать иностранную валюту за валюту Россий­ской Федерации в порядке, установленном Банком России;

беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Рос­сийской Федерации валютные ценности при соблюдении таможен­ных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации в соответствии с законодательством на­шей страны. При этом физические лица — нерезиденты могут вы­возить из Российской Федерации при соблюдении таможенных правил наличную иностранную валюту в размере, не превышающем сумму иностранной валюты, ранее ввезенной на территорию стра­ны и зачисленной на его текущий валютный счет в уполномоченном банке[10].

28. Расчеты пластиковыми картами.

Расчетные обяза­тельства опосредуют осуществление платежей за переданное имущество (выполненные работы, услуги) или по иным основаниям. Их цель — надле­жащее оформление передачи денег из рук должника в руки кредитора. Рас­четы подразделяются на безналичные (через кредитную организацию) и на­личные, когда должник вручает кредитору деньги в «натуральной» форме (банковские и казначейские билеты, монеты). Способ расчетов зависит от статуса субъекта расчетных отношений и того основания, по которому про­изводится платеж. Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществле­нием ими предпринимательской деятельности, могут производиться налич­ными деньгами без ограничения суммы или в безналичном порядке. Напро­тив, расчеты между юридическими лицами, а также расчеты граждан — час-Постановление Пленума Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 1998 г. № 13/14 (п. 21). Указанное толкование защищает банки, но едва ли обрадует их клиентов. Его можно понять буквально так: при наличии средств на расчет­ном счете клиента, но и при их отсутствии на корреспондентском счете его банка в лю­бом     банке-посреднике,     включая     расчетно-кассовый     центр     Банка     России, банк-плательщик не рассматривается в качестве просрочившего, даже если он формаль­но списал деньги с расчетного счета клиента, но не списал их со своего корреспондент­ского счета, а поместил в картотеку неоплаченных счетов Во всяком случае, клиент не должен страдать от временного отсутствия денег на корреспондентском счете банка и вправе требовать Уплаты ему процентов (неустойки) на началах ответственности последнего за риск (ст. 458 ГК РФ)

Безналичные расчеты осуществляются в соответствии с федеральными законами, издаваемыми во исполнение законов банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота. В силу ст. 80 Закона о Банке России последний устанавливает правила, формы, сро­ки и стандарты осуществления безналичных расчетов. Однако все назван­ные правила Банка России не могут противоречить правилам ГК и других федеральных законов о расчетах. Прежде всего, законодательством опреде­ляются формы безналичных расчетов. Форма расчетов — разновидность обязательства клиента и обслуживающего его банка по исполнению (полу­чению) безналичного платежа. В ГК содержится перечень наиболее важных форм расчетов (ст. 862). К их числу отнесены расчеты платежными поруче­ниями, аккредитивами, по инкассо и расчеты чеками. Однако допускаются и иные формы расчетов, предусмотренные законом, банковскими правилами и обычаями делового оборота. Исходя из принципов свободы договора и ав­тономии воли, стороны вправе избрать любую из указанных форм расчетов[11].

Безналичные расчеты осуществляются через банки (иные кредитные ор­ганизации), в которых клиентам открыты соответствующие банковские сче­та. В банковской практике расчеты принято делить на одногородние и меж­дугородние, а также на расчеты, осуществляемые в рамках одного субъекта Российской Федерации или двух и более субъектов. Сами банки, обслужива­ющие продавцов (подрядчиков, исполнителей и пр.) и покупателей (заказчи­ков, иных плательщиков) и выполняющие их поручения, состоят в непосред­ственных корреспондентских отношениях или используют услуги расчет­но-кассовых центров Банка России. В некоторых случаях безналичные рас­четы могут производиться и при отсутствии у стороны расчетного правоот­ношения счета в банке (п. 9 ч. 1 ст. 5 Закона о банках). Таким образом, обыч­но в расчетных обязательствах участвуют:

а) плательщик;

б) банк платель­щика (банк-эмитент, инкассирующий банк);

в) получатель

 г) банк получа­теля (банк-ремитент, исполняющий банк).

Одной из  разновидностей безналичного денежного обращения — это кредитные карточки банков. Они широко распространены в развитых странах и начинают достаточно активно использоваться в Российской Федерации.

Кредитные карточки технически исполняются таким образом, что при помещении их в специальные считывающие устройства обеспечивают мгновенную связь с банком, в котором находится счет владельца карточки. С помощью несложных манипуляций оператора (например, продавца-кассира магазина) со счета вла­дельца карточки списывается требуемая сумма и записывается на счет субъекта, продавшего товар, оказавшего услуги и т.п. Налич­ные деньги в обороте при этом не участвуют.

Законодательных актов о кредитных карточках и соответст­вующей системе расчетов в Российской Федерации пока нет.

Нормативной базой для расчетов с помощью кредитных кар­точек являются правила, положения и иные нормативные акты банков, выпускающих кредитные карточки, и договоры банков с предприятиями, осуществляющими торговлю, бытовое и иное об­служивание населения[12].

Есть и некоторые иные разновидности безналичного денежного обращения, носящие менее распространенный, чем описанные выше, характер. Они обычно не предусмотрены законодательст­вом, а в известных ситуациях могут и противоречить ему. В част­ности, в период массовых неплатежей начала 1990-х гг. некоторые предприятия учитывали долговые записи (расписки) в денежном выражении своих работников, данные ими предприятиям торгов­ли и иным обслуживающим население предприятиям, а затем, при поступлении средств на выплату заработной платы, производили расчеты с предприятиями-кредиторами.

Задача 8.

Решение суда общей юрисдикции автомобиль Газ- 24 признан бесхозным, и до оценки и реализации передан на ответственное хранение в OCX) «Свет». В последствии ООО «Свет» данный автомобиль утратило.

Налоговый орган предъявил в арбитражный суд иск о взыскании в бюджет стоимости утраченного ООО «Свет» имущества.

Оцените правомерность требований налогового органа с точки зрения действующего законодательства.

Каковы дальнейшие действия администрации ООО «Свет».

Решение.

В данном случае налоговый орган  не прав, ему не предоставлено право  предъявления в арбитражный суд  иска о взыскании в бюджет  стоимости  утраченного  имущества.

Администрация  в соответствии   со ст.  137 НК РФ может подать жалобу  на действия налогового  органа.

Задача 18.

Руководство коммерческого банка ЗАО «Белон»  приняло решение на подачу заявления о получении лицензии на осуществления купли-продажи иностранной валюты.

Дайте понятие валютных ценностей на территории России?

Дайте понятие экономических нормативов деятельности коммерческою банка?

Какие требования действующего законодательства должны быть выполнены руководством банка, учитывая то, за 6 месяцев до принятия вышеназванного решения территориальное управления ЦБ по Новосибирской области выносило предупреждение банку о нарушении установленных    для     того    банка    экономических    нормативов    его деятельности

Решение.

В соответствии с п. 5 ст. 1 ФЗ «О валютном регулировании и  валютном контроле» валютные ценности - иностранная валюта и внешние ценные бумаги;

Валютные  ценности – это  ценности, в отношении которых валютным законодательством  установлен особый ограниченный  режим обращения на территории страны.

В соответствии с ФЗ О центральном Банке (банке России) В случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, предоставления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения в установленный Банком России срок предписаний об устранении нарушений, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией операции создали реальную угрозу интересам кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе: 1) взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала; 2) потребовать от кредитной организации: а) осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры активов: б) замены руководителей кредитной организации; в) реорганизации кредитной организации; 3) изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев; 4) ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций, предусмотренных выданной лицензией, на срок до одного года, а также на открытие филиалов на срок до одного года; 5) назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев; 6) отозвать лицензию на осуществление банковских операций в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Задача 28.

ЗАО   «Светлое»   решило   открыть   валютный   счет   для   расчета   с иностранными поставщиками.

Дайте понятие  валютных операций.

Назовите виды валютных счетов.

Какого  вида валютный счет будет открыт.

Назовите правила  работы  с видом валютного счета, который будет открыт ЗАО «Свеилое».

Решение.

В соответствии с п. 9 ст. 1 Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» валютные операции это: а) приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; б) приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; в) приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; г) ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг; д) перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; е) перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Рублевые счета типа "Т" открываются нерезидентам для обслуживания их экспортно-импортных операций (кроме опе­раций, Связанных с осуществлением экспорта из Российской Федерации товаров, в отношении которых применяются нета­рифные меры внешнеэкономического регулирования), а так­же для целей содержания в Российской Федерации их пред­ставительств, филиалов

Список  использованной литературы.

Нормативные правовые акты

Гражданский кодекс РФ. – М., 2003.

Налоговый кодекс РФ. – М.,2004.

Федеральный закон от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ О валютном регулировании и валютном контроле

Научная литература

  1. Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2003. – 159 с.
  2. Апель А.Л. Основы финансового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.
  3. Винницкий  Д.В. Российское налоговое право. – СПБ.: Пресс, 2003. -  395 с.
  4. Гуреев В.И.  Российское налоговое право. – М.: Экономика, 1997. – 383 с.
  5. Дорофееф Б.Ю.  Валютное право России – М., 2001
  6. Петрова Г.В. Налоговое право. – М., ИНФРА – М, 1999. – 271 с.
  7. Россолов М.М. Финансвовое право. – М., 2000.

8.      Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право РФ – М., 2002

  1. Финансовое право. / Под. Ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2002. – 495 с.
  2. Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – 600с.

[1] Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 59.

[2] Финансовое право. / Под. Ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2002 – С. 198.

[3] Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 65.

[4] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999 – С. 234.

[5] Финансовое право. / Под. Ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2002 – С. 219.

[6] Апель А.А. Основы налогового права. – СПб.: Питер, 2003. – С. 68.

[7] Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право РФ – М., 2002 – С. 11.

[8] Дорофееф Б.Ю.  Валютное право России – М., 2001 – С. 18.

[9] Дорофееф Б.Ю.  Валютное право России – М., 2001 – С. 21.

[10] Тосунян Г.А., Емелин А.В. Валютное право РФ – М., 2002 – С. 15

[11] Финансовое право. / Под. Ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2002 – С. 218.

[12] Финансовое право. / Под. Ред. О.Н. Горбуновой. – М.: Юристъ, 2002 – С. 221.