Содержание

Введение. 3

1. Анализ практики учреждений социального обслуживания населения. 4

2. Служба экстренной психологической помощи по “Телефону Доверия” в Новосибирской области. 13

3. Рекомендации по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения. 18

Заключение. 24

Список литературы.. 25



Введение


  Становление и развитие социальных служб в России началось с конца 80-х  начала  90-х годов. Наибольшее распространение получили центры социального обслуживания. Они предоставляли различные услуги: адресную помощь, организацию дневного пребывания, вещевую помощь. Затем появились службы срочной социальной помощи. Территориальные центры социальной помощи семье, детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям оставшихся без попечения родителей. Динамику развития учреждений социального обслуживания  можно увидеть в Приложении №1

Результаты проведенной работы будут полезны при организации служб социальной защиты, оказывающих различные социальные услуги в Российской Федерации.

Объектом данного исследования является  система социального обслуживания.

Предметом исследования – экономическая деятельность учреждений социального обслуживания.

Целью работы является рассмотрение вопроса, связанного с организацией и существованием центров социальной помощи населению в Новосибирской области


1. Анализ практики учреждений социального обслуживания населения

Во второй главе данной дипломной работы автор анализирует практику учреждений социального  обслуживания и их экономическую деятельность. Для этого были выбраны два учреждения социального обслуживания. Это Новосибирский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр экстренной психологической помощи “Телефон доверия” Новосибирской области.

1.  Новосибирский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями открылся 15 августа 1996 года. В районе 420 детей-инвалидов, и Центр предназначен для них. Центр является муниципальным учреждением социальной защиты населения.

 В своей работе они видят 2 основные цели:

Первая: Создание таких условий, которые позволили бы каждому ребенку реализовать свои возможности, повысить уверенность в своих силах, отказаться от самоизоляции и налаживать тесные контакты с другими детьми.

Вторая: Необходимость помощи окружающим (родителям, другим членам семьи, родственникам, соседям и т. д.) принимать инвалидов такими, какие они есть, уважать их, относиться к ним доброжелательно.

К сожалению, инвалидность в нашей стране понимается как личная трагедия родителей, самого инвалида, несчастье для всей семьи. Семья практически остается один на один со своими проблемами. Для таких семей вероятность распада очень велика. И чем тяжелее ребенок болен, тем чаще мать остается одна с ним.

В жизни семей, имеющих детей-инвалидов,  выделяются типичные “критические ситуации”.

1. Ситуация появления (рождения) больного ребенка, когда у родителей возникают страхи и неуверенность в отношении воспитания и лечения ребенка, когда они начинают “скрывать” возникающие в связи с этим проблемы, ограничивают контакты ребенка с окружающими, способствуя его социальной деградации.

2. Ситуация, когда родители понимают, что ребенок к началу школьного обучения не может учиться в общеобразовательной (массовой) школе.

3. Ситуация, когда у ребенка в подростковом возрасте возникают проблемы, связанные с половым созреванием, и организацией на этой основе межперсональных контактов.

4. Ситуация, когда по мере завершения школьного обучения возникают трудности в отношении получения профессиональной подготовки и трудоустройства.

В своей деятельности Центр руководствуется Положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.[1]

Надо сказать, что Центр является юридическим лицом, может иметь самостоятельный баланс, расчетный, валютный и другие счета в банковских и иных кредитных учреждениях, в том числе внебюджетный счет для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений и граждан.         

Фактически же Центр не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Новосибирского  комитета социальной защиты населения, также у Центра нет расчетного, валютного и внебюджетного счета. Но он все же является юридическим лицом, так как у него есть бюджетный счет.

Таким образом, Центр вправе от своего имени заключать договоры, приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком на суде, арбитражном и третейском судах.

Глава Администрации Новосибирской  области  как учредитель Центра имеет исключительную компетенцию в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Отношения меду Центром и учредителем определяются договором.

Право Центра на включение  в схему централизованного государственного финансирования возникает с момента его государственной аккредитации, которая подтверждается соответствующим свидетельством.

Центр, как и любая другая организация, может, иметь филиалы, отделения, структурные подразделения, которые могут  иметь самостоятельный баланс и собственные счета в банковских и других кредитных учреждениях. На самом деле филиалы  только в планах, но Центр имеет в своей структуре различные подразделения социального обслуживания, в том числе отделение диагностики и разработки программ социальной реабилитации, психологической помощи на дому, отделение дневного пребывания, отделение социальной помощи на дому, отделение медико-социальной реабилитации, а также другие, создаваемые с учетом необходимости и имеющихся возможностей. 

Данные отделения также как и сам центр не имеют самостоятельного баланса и собственного счета в банковских учреждениях. Все структурные подразделения в своей деятельности починяются директору Центра.

Центр имеет право  оказывать платные услуги, российским и иностранным физическим и юридическим лицам в пределах своих уставных задач.

А также, по согласованию с учредителем, создавать филиалы, производственные и иные подразделения, временные творческие коллективы, совместные предприятия, вступать в договорные отношения с иностранными физическими и юридическими лицами и контрагентами в добровольные объединения;

-                     привлекать на договорной основе к учебной, консультативной и иной деятельности, вытекающей из уставных задач центра, научных и практических работников, как России, так и зарубежных;

-                     самостоятельно распоряжаться своим имуществом, приобретать продукцию производственно-технического назначения, автотранспорт, лечебно-профилактическое оборудование, ТСО, информацию и ее носителей у российских и зарубежных юридических лиц, а также представлять заявки по централизованно распределяемым видам продукции;

-                     пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами;

-                     арендовать или приобретать помещение для проведения уставной деятельности;

-                     получать от российских и иностранных физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, относящиеся к основным фондам;

-                     осуществлять в установленном порядке внешнеэкономическую деятельность, а также иные виды деятельности не противоречащие законодательству Российской Федерации.

Фактически же Центр не оказывает платные услуги, не пользуется краткосрочными и долгосрочными кредитами и, к сожалению, не осуществляет внешнеэкономическую деятельность.

Непосредственное руководство Центром осуществляет директор.

Директор без доверенности действует от имени Центра, представляет его во всех учреждениях, предприятиях,  организациях, как в РФ, так и за рубежом, в соответствии с законодательством РФ и Положением о Центре, распоряжаясь в установленном порядке имуществом Центра, выдает доверенности, заключает договора, в том числе трудовые контракты, открывает в банках расчетные и другие счета, пользуется правом распоряжаться средствами.

Также директору Центра разрешено:

  -  утверждать штатное расписание  и устанавливать должностные оклады, ставки без соблюдения средних окладов.

 - устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах единого фонда оплаты труда.

  -   устанавливать работникам доплаты за совмещение профессий, расширение сфер обслуживания или увеличение объема выполняемых работ, а также за выполнение наряду с основной работой обязанностей временно отсутствующего работника без ограничения размеров этих доплат и перечней совмещаемых профессий (должностей ) за счет и в пределах единого фонда оплаты труда

 - применять в хозяйственной деятельности подразделений бригадный, семейный, арендный подряд, коллективную, договорную и другие формы организации и оплаты труда.

 - определять порядок и размеры премирования работников, исходя из эффективности и качества их труда за счет и в пределах единого фонда оплаты труда.

В Центре директором утверждается положение о премировании, положение о надбавках и доплатах и положение об использовании фондов социального и культурного развития.

Директор Центра, исходя из производственной необходимости, может в пределах установленного планового фонда заработной платы вводить в штат Центра и его структурных подразделений должности, не предусмотренные прилагаемыми нормативами.

Педагогический и медицинский работник данного Центра имеет право на:

-                     социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ, и дополнительные льготы, представляемые медицинским и педагогическим работникам в регионе;

-                     аттестоваться   на   добровольной   основе   на   соответствующую квалификационную категорию;

-                     на сокращенную рабочую неделю, на удлиненный оплачиваемый отпуск

-                     на получение пенсии по выслуге лет в порядке, установленном законодательством РФ.

Педагогические и медицинские работники данного Центра всеми вышеперечисленными правами пользуются.

Центр устанавливает ставки заработной платы (должностные оклады) работникам на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями и с учетом рекомендаций аттестационной комиссии, определяет виды и размеры надбавок, доплат, выплат стимулирующего характера в пределах имеющихся средств.

Сотрудникам Центра, исполнение служебных обязанностей которых связано с использованием общественного транспорта, выдаются проездные билеты. Расходы на обеспечение сотрудников проездными билетами включаются в смету расходов на содержание соответствующего отделения Центра.

Такой центр, конечно же нуждается в постоянном финансировании. Финансирование осуществляется Учредителем в соответствии с постановлением Главы Администрации Новосибирской области, Положением о реабилитационном Центре для детей и подростков с ограниченными возможностями, утвержденного постановлением Главы Администрации Новосибирской области от 28.09.95 7 № 2058.

Финансовая деятельность Центра строится в соответствии с основными положениями, которые предусматривают переход от выделения средств из бюджета по отдельным статьям расходов к финансированию по нормативам (лимит),  комплексно отражающим целевую деятельность Центра (структура и величина учитываемых нормативом затрат должны обеспечивать возмещение материальных и приравненных к ним затрат на медико-социальную реабилитацию, на образование, кадровую работу и т.д.

Источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Центра являются:

-  бюджетные ассигнования   

Бюджетные ассигнования Центра производятся согласно утвержденной учредителем годовой сметы расходов Центра. Перечисленные на расчетный счет Центра бюджетные ассигнования, в том числе неиспользованные в текущем году, изъятию не подлежат. Право распределения бюджетных финансовых средств по статьям сметы расходов принадлежит директору Центра по согласованию с учредителем.

-  уставной фонд

К уставному фонду в данном случае денежные средства не относятся. А относятся лишь основные средства, то есть имущество, помещение, оборудование и т.д.

-  средства, поступившие от родительской платы за дополнительные образовательные услуги (ИЗО, лепка, хореография, музыка, хоровые занятия, театр и т.д.)

Центр не предоставляет платные услуги. Таким образом, этот пункт на данный момент не может быть источником формирования имущества или финансовым ресурсом.

-  собственные средства, получаемые от других источников, собственные средства Учредителя

-  внебюджетные средства

К внебюджетным средствам в данном случае относятся не денежные средства а различные услуги организации учреждений. (например,  оплачивают счета или покупают оборудование и т.д.)

-  имущество, переданное Учредителю собственником или уполномоченным им органом

-  доход, получаемый от реализации продукции и услуг, а также от других видов разрешенной самостоятельной деятельности

На самом деле Центр не получает дохода от предпринимательской деятельности. Таким образом, этот пункт не может являться источником формирования имущества.

-  кредиты банков и другие кредиты.

До сих пор Центр не пользовался долгосрочными и краткосрочными кредитами. Следовательно, и этот пункт не может быть источником формирования имущества и финансовых ресурсов.

-  другие источники в соответствии с действующим законодательством

Валютные средства, полученные Центром от внешнеэкономической деятельности,   используются   им   в    порядке,   установленном законодательством РФ.  Но центр не ведет внешнеэкономическую деятельность. Таким образом, валютных средств от внешнеэкономической деятельности у Центра нет.

Администрация Новосибирской области  закрепляет за Центром на праве оперативного управления имущество согласно акту приема-передачи.

Центру также принадлежит право собственности на денежные средства, имущество и иные объекты собственности, переданные ему физическими и юридическими лицами в форме ара, пожертвования, или по завещанию; на продукты интеллектуального и творческого труда. Являющиеся результатом его деятельности   

Центра и приобретенные на эти доходы объекты собственности.

Центр самостоятельно распоряжается имеющимися внебюджетными финансовыми средствами. Устанавливает работникам ставки заработной платы (должностные оклады) на основе Единой тарифной сетки в соответствии с тарифно-квалификационными требованиями на основании решения аттестационных комиссий, определяет виды и размеры надбавок, доплат и других выплат стимулирующего характера в пределах средств, направляемых на оплату труда, а также штатное расписание по согласованию с учредителем.

Заработная плата (должностной оклад) работнику Центра выплачивается за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных контрактом  и должностной инструкцией. Выполнение работниками других работ и обязанностей оплачивается по дополнительному соглашению, кроме случаев, специально предусмотренных законодательством РФ.

Центр вправе выступать в качестве арендатора и арендодателя имущества. Сдача в аренду объектов собственности, закрепленных за Центром Учредителем, допускается только с согласия Учредителя и на условиях определенных договором между собственником и Центром или собственником и Учредителем.

Развитие материально технической базы Центра осуществляется в пределах бюджетных и собственных средств

Учредители выделяют средства не ниже определенных нормативов, действующих на данной территории.

Центр может вести предпринимательскую деятельность:                  

-                      реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центра;

-                      осуществление торговли покупными товарами и оборудованием,       

-                      оказание посреднических услуг, долевое участие в деятельности                                                                                                                                          

других учреждений предприятии организаций);                                              

-                      приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.

Как уже говорилось раньше, Центр фактически не ведет предпринимательскую деятельность. Таким образом, Центр:

-                      не реализует и не сдает в аренду основные фонды и имущество Центра;

-                      не осуществляет торговлю покупными товарами и оборудованием,

 -        не оказывает посреднических услуг

-                      не приобретает акции, облигации и другие ценные бумаги и не получает доходов по ним.

 Центр оказывает населению, предприятиям, учреждениям, организациям платные медицинские  и  образовательные  услуги  (обучение  по дополнительным образовательным программам) в др. услуги.

Платные медицинские и образовательные услуги предоставляются по заявлениям граждан или письму-заявке предприятия (учреждения, организации) на основании согласованного и утвержденного Учредителем прейскуранта услуг.

Но практически Центр не предоставляет платные медицинские и образовательные услуги ни населению, ни предприятиям, так как в центр в основном обращаются те кто не может заплатить за те или иные услуги. Поэтому Центр предоставляет услуги бесплатно и только населению Новосибирской области.

 Центр отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами и принадлежащей ему собственностью. При недостаточности у Центра средств субсидиарную ответственность по его обязательствам несет Учредитель в порядке, установленном законом.

Используя имеющиеся международные связи, Центр имеет право заключать юридические акты от своего имени с иностранными представителями как в Российской Федерации, так и заграницей.

Для расчетов с иностранными представителями Центр в установленном порядке может открывать валютные счета.

Центр может совместно с иностранными фирмами создавать на территории района совместные предприятия в порядке, установленном Российской Федерации. На данный момент совместных предприятий нет.

А при ликвидации Центра денежные средства и иные объекты собственности, за вычетом платежей по покрытию обязательств, направляются на цели социальной защиты детей и подростков с ограниченными возможностями в соответствии с уставом Центра.

  Благодаря Министерству труда и социального развития Центр неплохо  оснащен.  Много  внимания  уделяет  Центру  и Администрация  района. В столь трудное в экономическом отношении для всей страны время нашлись деньги в местном бюджете и для ремонта здания, и на оснащение Центра, и на зарплату сотрудникам.

Центр активно сотрудничает со службами района. С Центром занятости по профессиональной ориентации подростков, с Комитетом по физкультуре и спорту по летнему отдыху спортсменов, проведению сборов. Налаживается связь с учебным центром по обучению и созданию рабочих мест для подростков-инвалидов.[2]

2. Служба экстренной психологической помощи по “Телефону Доверия” в Новосибирской области  

Служба была создана 01.11.1996 года как одно из подразделений центра “Семья” при Администрации Новосибирской области.

Одним  из  важнейших вопросов  организации деятельности “Телефона Доверия” является вопрос отбора кадров. Первые месяцы были направлены на подбор и обучение специалистов. Первоначально была написана образовательная программа для обучения телефонных консультантов, где основными задачами являлись:

- ознакомление с содержанием деятельности Службы ЭПП

- приобретение умения ориентироваться в кризисной ситуации абонента

- овладение навыками общения и выслушивания абонента

- приобретение знаний по часто встречаемым проблемам.

В отличие  от западноевропейской модели “Телефоны   Доверия”  в России   построены на профессиональной основе. Но, согласно тарифно-квалификационным характеристикам  по должностям работников Центра ЭПП по телефону системы органов Министерства социальной защиты населения, оклад специалистов Службы никак не учитывает специфики работы на “Телефоне Доверия”, работы в напряженно-экстремальном режиме, и является символическим.

Люди обращаются на “Телефон Доверия” так как этот вид   социальной помощи имеет ряд специфических особенностей:

- во-первых, так как Служба работает круглосуточно, абонент может обратиться в любое удобное для него время;

- во-вторых, анонимность, причем взаимная, и для обращающегося, и для дежурного, т.е.  телефонные консультанты, работают под псевдонимами;

- в-третьих, не директивность, т.е. отсутствие, какого бы то ни было давления;

- четвертых, что является немаловажным фактором в наше время, помощь оказывается бесплатно.

Специфика деятельности “Телефона Доверия” связана с решением задач экстренной психологической помощи. Главным итогом беседы является снятие напряжения, которое испытывает абонент, обращаясь на “Телефон Доверия”. Это напряжение может иметь как внешнее (Результат конфликта,  утраты), так и  внутреннее происхождение   (стресс,   кризис).   Главная   задача телефонного консультанта - помочь абоненту наметить пути решения внешнего и внутреннего конфликтов.

Итак, Центр экстренной психологической помощи по телефону “Телефон Доверия” является Муниципальным учреждением. Свою деятельность строит на основе общего положения Устава. Данный Центр является юридическим лицом  и может обладать обособленным имуществом и самостоятельным балансом.

На самом деле Центр экстренной психологической помощи не имеет самостоятельного баланса, а находится на общем балансе Новосибирского Комитета социальной защиты населения, а также Центр не обладает обособленным имуществом.

Для функционирования Центра создан бюджетный счет который образуется за счет:

-                      местного бюджета;

-                      областного бюджета на социальное обслуживания населения

-                      внебюджетный счет для поступления от предприятий, частных лиц, общественных организаций;

У Центра нет внебюджетного счета

-                      доходов от педагогической деятельности.

Центр не получает доходов от педагогической деятельности

Таким образом, фактически, бюджетный счет образуется лишь за счет:

-                      местного бюджета

-                      областного бюджета на социальное обслуживание населения

Кроме бюджетного счета Центр имеет право открывать валютный счет. На самом деле валютного счета у Центра нет.

Средства Центра состоят из:

-                      бюджетных ассигнований района;

-                      средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран;

-                      доходов от учебной деятельности.

Центр не получает доходов от учебной деятельности

Имущество Центра может состоять из помещения, оборудования, инвентаря и других материальных ценностей, приобретенных, построенных, произведенных за счет Центра или безвозмездно полученных Центром от общественных объединений, организаций, предприятий и отдельных лиц.

Имущество закрепляется Учредителем за Центром на правах оперативного управления. Центр в соответствии с целями своей деятельности, заданиями Учредителя и назначением имущества осуществляет права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

В соответствии с действующим законодательством РФ Центр экстренной психологической помощи по телефону имеет право пользоваться налоговыми льготами в качестве социального учреждения системы социальной помощи населению, обращающего прибыль на уставные цели Центра.

Содержанием деятельности является: оказание заочных (по телефону) психолого-социальных услуг населению.

Центр имеет право получать от российских и иностранных юридических и физических лиц с баланса на баланс, безвозмездно, в аренду или во временное пользование оборудование, образцы новой техники и средства, необходимые для деятельности Центра.

Центр возглавляет Директор, который утверждает текущий и перспективный планы работы, составляет штатное расписание, бюджет, обладает правом принимать и увольнять сотрудников и осуществлять контроль за работой сотрудников: руководит финансово-хозяйственной деятельностью Центра, несет персональную ответственность за организацию работы Центра.

Права сотрудников Центра определяются Уставом Центра, условиями контракта и должностными обязанностями.

Оплата труда сотрудников Центра производится на основе Единой тарифной сетки по оплате труда в соответствии с тарифно-квалификационными характеристиками по должностям.

Тарифные ставки (оклады) второго и последующих разрядов Единой тарифной сетки по оплате труда работников предприятий, учреждений и организаций бюджетной сферы определяются исходя из размера тарифной ставки (оклада) первого разряда, и тарифных коэффициентов, за исключением случаев, установленных законом.

Тарифные коэффициенты утверждаются Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими объединениями профсоюзов и общероссийскими объединениями работодателей.

При формировании соответствующих бюджетов на 1998 год и последующие годы, а также при определении размеров субсидий и трансфертов, предусмотреть выделение средств для финансирования расходов на заработную плату работников организаций бюджетной сферы исходя из расчетов фонда оплаты труда с вышеизложенным.

Смета не имеет доходной части, так как получаемое финансирование не представляет для учреждения дохода, а является лишь поступлением средств равным по объему и целевому направлению расходам учреждения. На основе смет финансовые органы определяют объем расходов на социально-культурные потребности, который включается в состав бюджета на текущий год.

В данной таблице вы можете увидеть примерную смету расходов для центра экстренной психологической помощи на 2003 год.

Таблица 1. Смета расходов центра экстренной психологической помощи, 2003 год

Статья



Статья 1.

36.705.684

Статья 2.

50.837.373

Статья 3.

20.899.000

Статья 4.

6.700.000

Статья 12.

77.020.000

Статья 14.

3.090.000

Итого:

1 195.252.057


Например, ст. №4 включает в себя следующие расходы:

1. Курсы повышения квалификации                                           3000000

   - Приобретение методической литературы, метод. пособий  1200000

Итого:                                                                                             4200000

2. Командировочные расходы                                                      2500000

Итого по ст.№4                                                                             6700000    

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе предприятия по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.

Средства предприятия отражаются в бухгалтерском балансе в денежном выражении в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая - из каких источников они возникли. Обе части бухгалтерского баланса равны между собой, так как в них отражается одно и то же имущество, но, с одной стороны, по составу и размещению, с другой - по источникам его образования.

Таким образом, баланс позволяет осуществлять наблюдение за состоянием хозяйственных средств и их использованием на предприятии.[3]


3. Рекомендации по усовершенствованию экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения

В соответствии со ст.24 Федерального Закона “Некоммерческих организациях” от 12 января 1886 года некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, которые не запрещены законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Также некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую деятельность лишь, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана. Такой деятельностью признаются:

-                      приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации

-                      приобретение и реализация ценных бумаг

-                      приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав

-                      участие в хозяйственных обществах и участие в товариществах на вере в качестве вкладчика.

Некоммерческая организация ведет учет доходов и расходов по предпринимательской деятельности.

Из учредительных документов Новосибирского Центра реабилитации детей с ограниченными возможностями следует, что это учреждение имеет право предоставлять платные услуги. Например,

-                      сдавать в аренду  свободное помещение;

-                      осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

-                      оказывать посреднические услуги;

-                      получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим

ценным бумагам

-                      предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

-                      предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)

Но данный Центр не пользуется своими правами, а именно:

-                      нет самостоятельного баланса

-                      нет расчетного счета, валютного счета, и внебюджетного счета, для поступления средств от государственных предприятий и организаций, общественных объединений.

-                      оказывать платные услуги российским и иностранным гражданам

-                      создавать филиалы

-                      пользоваться краткосрочными и долгосрочными кредитами

-                      сдавать в аренду  свободное помещение;

-                      получать доходы по приобретенным акциям, облигациям и другим ценным бумагам

-                      осуществлять торговлю покупными товарами и оборудованием;

-                      предоставлять платные медицинские и образовательные услуги;

-                      оказывать посреднические услуги;

-                      предоставлять платные педагогические услуги (секции, кружки и т.д.)

А в учредительных документах Центра психологической помощи населению “Телефон Доверия” написано, что «Средства Центра состоят из

-                      бюджетных ассигнований из района

-                      средств, полученных безвозмездно от государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и граждан, в том числе зарубежных стран

-                       доходов от учебной деятельности».[4]

Но в данном случае, Центр не предоставляет платные услуги в учебной сфере. Таким образом, данный пункт не соответствует истине.

Давайте представим, что данные учреждения занимаются предпринимательской деятельностью. Я думаю, что вскоре  эти учреждения стали бы окупаемыми, и  не пришлось и без того “бедной” казне финансировать эти центры.

Но, к сожалению, в ситуации, анализируемых учреждений (Новосибирский центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр психологической помощи населению “Телефон Доверия”), органы местного самоуправления создали данные муниципальные учреждения, и закрепили за ними имущество на праве оперативного управления и осуществляют их полное финансирование.

Таким образом, данные учреждения социального обслуживания предоставлять населению платные услуги могут только с разрешения органов местного самоуправления.

Итак, вследствие анализа данных учреждений можно порекомендовать следующее:

1.                     Пользоваться правами, которые отражены в Учредительных документах.

2. Стремится к частичной независимости от  органов местного самоуправления.

3. Новые функционально-должностные обязанности, которые возникли в некоммерческих организациях за последние годы:

-                     фандрайзер - специалист по сбору средств и привлечению ресурсов;

-                     специалист по маркетингу - сотрудник, ответственный за взаимовыгодный обмен;

-                     “имиджмейкер” - ответственный за "лицо" некоммерческой организации во внешнем мире;

-                     юрист - ответственный за правовое обеспечение работы некоммерческой организации;

-                     "интернетчик" - специалист по телекоммуникациям;

-                     менеджер офиса - ответственный за организацию труда в офисе;

-                     служба безопасности - охрана сотрудников и имущества некоммерческих организаций.

Эти новые "профессии" дополняют перечисленные ранее элементы оргуправления и, формируя расширенную область деятельности некоммерческих организаций, образуют предпосылки для устойчивого функционирования и развития организации:

-                       Формирование общественного мнения;

-                       Социальная реклама и социальный маркетинг;

-                       Правовое обеспечение;

-                       Социальное партнерство (взаимодействие некоммерческой организации с государством и бизнесом);

-                       Информационно-телекоммуникационная активность некоммерческой организации;

-                       Современная организация работы офиса.

Очевидно, что для подавляющего большинства некоммерческих организаций штат ограничивается 3-7 сотрудниками. Как правило, это руководитель (директор) учреждения, программный директор, главный бухгалтер, секретарь-референт (технический работник), специалист по ЭВМ и, редко, менеджер офиса.

Часто используются:

- "совмещение" - сотрудники некоммерческих организаций кроме своих основных исполняют и некоторые новые обязанности (как правило, руководитель учреждения берет на себя функции фандрайзера и имиджмейкера); -  привлечение оплачиваемых внешних консультантов;

- временное вовлечение внешних консультантов на добровольной основе; - использование услуг инфраструктурных и ресурсных центров поддержки учреждения.

После образования некоммерческой организации само собой подразумевается, что каждая организация, выбравшая ту или иную из законодательно закрепленных форм (фонд, некоммерческое партнерство и т.п.) автоматически получает достаточный набор признаков, чтобы быть названной “организацией”. На самом же деле, даже если некоммерческая организация официально зарегистрирована и имеет Устав и Программу, это далеко не так. Некоммерческая организация - это не просто группа людей, объединенных некой идеей и миссией и разделяющих общие ценности.

Вопросы управления, планирования, маркетинга, взаимоотношений в коллективе, связей с общественностью, взаимодействия с государством обычно считаются "вторичными" по отношению к основной деятельности некоммерческой организации. Но именно недостатки в организационном строительстве, управлении и организационном развитии некоммерческой организации часто губят множество прекрасных идей. Невнимание к оргразвитию некоммерческих организаций со стороны самих некоммерческих организаций идет вразрез с тем, что сегодня управленческие решения приходится принимать во все более сложном контексте проходящих в стране процессов, значительно изменяющих условия деятельности и предъявляющих к некоммерческим организациям требования.

Для устойчивого функционирования в современных условиях некоммерческие организации уже не могут ограничиться обеспечением таких считающиеся традиционно "оргразвивающими" сфер деятельности как

-         уточнение миссии организации,

-        стратегическое планирование,

-                      разработка проектов,

-                      подбор и расстановка сотрудников,

-                      сбор и привлечение средств,

-                      привлечение добровольцев,

-                      работа со средствами массовой информации и другие.

Формирование гражданского общества в России, принятие новых законов, изменения отношений между различными участниками демократических преобразований в стране выдвигают на первый план новые направления:

-  социальное партнерство и взаимодействие с государством, бизнесом и населением;

-  социальный маркетинг и формирование общественного мнения;

-  укрепление сотрудничества с другими общественными организациями;

-  развитие инфраструктуры ;

-  подготовка и обучение сотрудников и добровольцев и др.      Не будет преувеличением сказать, что успех, имидж, статус, авторитет, стабильность любой некоммерческой организации в динамике в значительной степени зависят от того, насколько состояния и процессы ее внутренней жизни адекватны меняющимся условиям во внешней среде:

1.         Оргструктура и ресурсный потенциал некоммерческой организации соответствуют масштабам и специфике ее деятельности;

2.         Внутренние затраты на планирование оргразвития некоммерческой организации адекватны потребностям в адаптации функционально - должностной оргструктуры к изменяющимся условиям деятельности;

3.         Внешняя оценка достигнутых результатов совпадает с внутренней самооценкой (процедурная обеспеченность, контроль);

4.         Приоритетность новых целей и задач, не разрушающих миссию некоммерческой организации, адекватны остроте проблем целевой группы или зоны ответственности учреждения;

5.         Взаимодействие с государством, бизнесом и другими учреждениями строится на осознанной взаимозависимости при решении социально-значимых задач.[5]


Заключение

Из сделанной работы следует вывод, что  в настоящее время создана необходимая законодательная база для экономической деятельности учреждений социального обслуживания. Такой базой являются Гражданский Кодекс, Федеральный Закон “О некоммерческих организациях”, Федеральный Закон “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”

Анализ деятельности 2-ух учреждений социального обслуживания Новосибирской области – Новосибирский Центр реабилитации детей с ограниченными возможностями и Центр экстренной психологической помощи “Телефон доверия” Новосибирской области – что их Учредительные документы позволяют экономически обеспечивать выполнение Уставных задач.

В то же время, в реальной практике эти учреждения не используют их возможности.

Для более полной реализации всех возможностей необходимо:

1.                     Открыть расчетный, валютный и внебюджетный счета.

2. Вести самостоятельный баланс.

3.  Осуществлять предпринимательскую деятельность. Такой деятельностью признаются:

– приносящее прибыль производство товаров и услуг, отвечающих целям создания некоммерческой организации

– приобретение и реализация имущественных и неимущественных прав

реализация и сдача в аренду основных фондов и имущества Центров;

– приобретение акций, облигаций и других ценных бумаг и получение доходов по ним.

4.                     Предоставлять платные медицинские и образовательные и другие услуги населению, предприятиям, учреждениям и организациям.

  В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование экономической деятельности учреждений социального обслуживания населения.



Список литературы






1.                 Андреев Л. Р. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.  – 359 с.

2.                 Логинов П. В. Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальных потребностей. – М.: Логос, 2002. – 260 с.

3.                 Ляшеко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001.  – 385 с.

4.                 Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции. – М.: Институт социальной работы, 2001. – 482 с.

5.                 Прошина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. – М.: Дело, 2000. – 275 с.

6.                 Соловьев А. Г. Теория и практика социальной работы: проблемы, прогноз технологии. – М.: РГСИ, 2002. – 340 с.


[1] Логинов П. В. Социальная роль сферы обслуживания в формировании и удовлетворении социальных потребностей. – М.: Логос, 2002. – С. 96


[2] Ляшеко А.И. Организация и управление социальной работой в России: Учебное пособие. – М.: ЮНИТИ, 2001.  – С. 164


[3] Андреев Л. Р. Социальная сфера: преобразование условий труда и быта. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2002.  – С. 118


[4] Проблемы социальной работы в России: Материалы первой национальной конференции. – М.: Институт социальной работы, 2001. – С. 296


[5] Прошина Л.И. Повышение эффективности социального обеспечения. – М.: Дело, 2000. – С. 105