Содержание

1. Производственная эстетика. 3

2. Использование методов эстетики при проектировании техники. 6

Задача. 13

Список литературы.. 14





















1. Производственная эстетика

Обеспечение безопасности труда предполагает эстетизацию производственной среды. Основными факторами, определяющими уровень эстетического оформления в основных металлургических цехах, являются технология, оборудование, состояние внешней среды, оформление оборудования и интерьера цехов. Большое влияние на человека, его психофизиологическое состояние оказывает окружающая его цветовая. гамма.

При выборе окраски оборудования необходимо учитывать, что наиболее благоприятно действуют на нервную систему цвета средневолновых участков спектра: зеленый, голубовато-зеленый, зеленовато-желтый и др. Оборудование, окрашенное в темные цвета, кажется тяжелым, подавляет психику человека. Поэтому металлургическое оборудование в горячих цехах целесообразно окрашивать в более легкие а прохладные цвета, как наиболее спокойные, мало утомляющие зрение. Доказано, что из основной группы цветов желтый, зеленый, а также белый оказывают наиболее стимулирующее действие на орган зрения, уменьшая цветовое и зрительное утомление человека. Красный цвет действует возбуждающе, фиолетовый создает подавленное настроение, желтый — бодрое, а синий — впечатление холода, серый — безразличное. При выборе цвета следует руководствоваться указаниями по рациональной цветовой отделке поверхностей производственных помещений и технологического оборудования промышленных предприятий.

Для помещений и оборудования следует выбирать цвета, которые должны отражать не менее 40—50 % падающего света. Нагревательные установки необходимо окра теплоустойчивыми светлыми красками холодных тонов с коэффициентом отражения 0,3—0,5.

Имеются следующие рекомендации по окраске помещений и оборудования для цехов и участков. Потолки нужно окрашивать в белый цвет или в цвета, близкие к белому (светло-кремовый, светло желтый и др.), обеспечивающие коэффициент отражения 70—85%. В такой же цвет окрашивают фермы, перекрытия, оконные переплеты и фрамуги. При окраске стен необходимо подбирать цвет, который не только имеет большой коэффициент отражения, но и не дает бликов и гармонирует с цветом оборудования. Нижнюю часть стены на уровне 2,5—З м от пола лучше окрашивать в светло-зеленый цвет, как наиболее спокойный, не дающий бликов. Углы стен и прилегающий к углам участок пола следует окрашивать белой масляной краской, чтобы сразу были заметны мусор и пыль. По этим соображениям часто в такой же цвет окрашивают внутренние углы ступе ней заводских лестниц. Потолки в помещениях заводоуправлений, в конструкторских, производственных и других отделах окрашивают в центральных и северных районах страны в белый цвет, а в южных — в светло-голубой; стены по всей высоте — в светло-зеленый, кремовый или светло-голубые цвета.

При окраске автоматических и полуавтоматических линий, от дальних автоматов и агрегатных станков следует учитывать, что цвет выступает не только как фактор среды, во и как конструктивный фактор. При рекомендации цветового оформления необходимо учитывать также особенности климата, технологическое назначение помещений, условия зрительной работы, характер освещения помещений, конкретные производственные условия.

В большинстве цехов металлургических заводов рекомендуется панели облицовывать белыми плитками, а стены выше их красить в белый цвет. Нагревательные печи следует окрашивать в светло-серый, голубоватый с белым, светло-стальной цвета.

В результате длительных исследований установлено, что половина всех несчастных случаев происходит из-за неудачной окраски; существующая цветовая окраска обходится в 20 раз дороже организации правильного освещения цехов. При правильной окраске производительность труда может повыситься примерно на 5%.

Большой интерес для металлургических заводов представляют рекомендации по проектированию прокатных станов и другого тяжелого оборудования. Потолки и верхние части конструкций целесообразно окрашивать в белый цвет или в очень светлый серый с большой отражательной способностью (75%). Для верхней части стен в помещениях, где выполняются ручные работы (в ремонтных мастерских), окраска должна быть светлых тонов: цвета слоновой кости с желтым оттенком или же бледно-зеленого с отражательной способностью 60 %. Места, предназначенные для напряженной работы, следует окрашивать в светло-серые, салатные или розовые тока.

Нижняя часть стен должна иметь пониженную до 25—30 % отражательную способность с целью лучшей уборки. Чтобы не привлекать внимания, большие поверхности или шкафы, этажерки и другие предметы не окрашивают в яркие цвета. Корпуса машин необходимо окрашивать в салатные тона, детали, двигающиеся медленно, в более светлый, то также салатный тон. Яркие цвета следует использовать только как предупредительные. Стены, служащие фоном, и вообще поля отдыха зрения должны иметь коэффициент отражения  30%[1].

Зеленый цвет обладает лучшими показателями. Следует применять голубовато-зеленый цвет, обеспечивающий компенсацию усталости при повышенных температурах особенно в прокатном производстве; этот цвет рекомендуется также в конторских и контрольных помещениях.       

Коридоры и лестницы следует окрашивать в светлые, цвета: цвет слоновой кости, песочный или желтый. Цвета помещений для отдыха должны  отличаться от используемых на производственных участках.

2. Использование методов эстетики при проектировании техники

Соотношение эстетики и техники можно рассматривать в таких аспектах: так называемая производственная эстетика; техническая эстетика и художественное конструирование, «дизайн» (англ. design — проектировать, чертить, а также план, рисунок) как вид деятельности по проектированию предметного мира; взаимоотношение техники и искусства[2]. Производственная эстетика предполагает организацию производства на началах красоты и целесообразности, т. е. создание наиболее совершенных его условий, которые способствовали бы сохранению здоровья и бодрости работников, росту производительности труда. Она включает проектирование эстетически привлекательной и практически целесообразной архитектуры промышленных сооружений и орудий труда, создание удобной и красивой рабочей одежды, оформление интерьеров производственного помещения, мест отдыха и т. д. Все это повышает эстетическую культуру трудящихся, способствует их гармоническому развитию и воспитанию коммунистического отношения к труду. В процессе художественного конструирования создаются технические изделия, обладающие эстетическим совершенством, а в некоторых случаях и художественной выразительностью. Техническая эстетика — это теория художественного конструирования, «дизайна». Она разрабатывает технологические и эксплуатационные требования к изделиям промышленности, в которых целесообразность сочетается с красотой. Техническая эстетики, используя данные многих областей знания, прежде всего эргономики — науки, изучающей трудовую деятельность с точки зрения техники, технологии, физиологии, экологии, психологии, гигиены и т. д., помогает художнику-конструктору создавать такие предметы, которые не только имеют определенное целевое назначение, но и обладают эстетической ценностью. Наконец, взаимоотношение техники и искусства проявляется, прежде всего, в том, что развитие техники делает возможным появление новых видов искусства (кино, телевидение) и оказывает влияние на самые «древние» его виды (строительная техника в архитектуре, новые материалы и новые способы их обработки в скульптуре, новые музыкальные инструменты, театральная техника и т. д.). Велика роль техники и в распространении искусства (радио, телевидение, полиграфия)[3].

Термин "дизайн" появился в нашей стране недавно. До этого проектирование вещей назвалось "художественным конструированием", а теория создания вещей “технической эстетикой". В переводе с английского "дизайн" означает рисование. Это слово породило и производные понятия: “дизайнер" художник-конструктор, "дизайн-форма” - внешняя форма предмета и др.

Российские ученые рассматривают дизайн как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. В каждом предмете заложено техническое и эстетическое начало, всегда непостоянное и исторически сменяемое. Практическая польза вещи не требует объяснения, но оказывается, что пользе может сопутствовать и некоторое эстетическое переживание.

Дизайнерская задача состоит здесь в том, чтобы комплект деталей давать возможность собирать серии красивых и удобных предметов, к тому же в наибольшем количестве вариантов. Эта задача как захватывающе интересна, так и сложна. Она требует не только плодотворных идей, но и весьма непростых организационных мероприятий[4].

Если отвлечься от чисто технических задач, то самое примечательное в деятельности дизайнеров здесь – это гуманистический аспект. Исцеление человека или помощь ему – ещё не всё. Нужно снять ощущение страха перед процедурой лечения, перед инструментами, перед всей обстановкой кабинета или больничной палаты. Так в области медицинской техники сталкиваются два типа потребителя: врач и больной.

Посуду проектируют художники-керамисты. В России насчитывается несколько десятков специальных предприятий – фарфоро-фаянсовых заводов. На каждом из них работают свои художники. На крупнейших заводах Ломоносовском, Дулевском, Конаковском – имеются давние традиции, сложившейся художественной школы. Раньше форму изделия ваяли одни (скульпторы), а роспись производили другие, которых так и называли – живописцы.

Десятки заводов выпускают радиоприёмники, телевизоры, магнитофоны, магнитолы и многие другие предметы бытовой радиоэлектроники. Нетрудно представить всё многообразие этих изделий.

Перенасыщение современной квартиры разнообразной аппаратурой, которая с каждым годом делается всё совершеннее и привлекательнее, ставит перед дизайнером задачу превращения всех отдельных единиц в некоторую систему. Для этого найдена реальная возможность: у магнитофона, телевизора, приёмника, например, есть одинаковые узлы – динамики или акустические блоки.

Предмет утилитарного назначения характеризуется внешней формой и цветом, так же как произведение скульптуры и живописи.

Рассмотрим, прежде всего, характеристики формы предмета как таковой, исключив всякое практическое и эстетическое его содержание. Самые простые - это известные нам основные геометрические формы: параллелепипед, призма, цилиндр, конус. Возможны и соединения этих геометрических тел, врезка и пересечение их в разных комбинациях. Огромное число предметов имеет еще более сложную форму с очертаниями двоякой кривизны, вхождением внешнего пространства в пределы этого предмета форма предмета может быть симметричной и асимметричной Симметрия известный термин Известно два основных вида симметрии - зеркальная и осевая.

Фигура человека - пример зеркальной симметрии. Осевая симметрия характерна равноудаленностью точек относительно оси (а не плоскости, как в первом случае).

Любой предмет обладает размерами и реальной величиной. Это абсолютно объективные параметры. Но в самой величине предмета заложена выразительность. С понятием "соотношение" тесно связаны понятия контраста и нюанса. Пример контраста - флакон с колпачком. Пример нюанса - сравнивая величины двух отрезков.

Найденная художником гармоническая форма предмета обладает рядом необходимых качеств. Она органична и целостна её части пропорциональны и ритмичны, вся она соизмерима человеку и предметному окружению. Процесс создания гармоничного произведения носит название "композиция".

Основной обобщающей категорией композиции следует считать органичность и целостность внешней формы предмета. Из завершенной композиции ничего нельзя убрать, без разрушения целого. Завершенность сводиться к тому, что весь он решен цельно и воспринимается как естественно созданный.

Иногда единство целого достигается за счет контраста (пример мотоцикл) Для того, чтобы сохранить композиционную целостность, иногда прибегают к группировке элементов, или, другими словами к объединению отдельных деталей в группы.

Т. к. человек одновременно может воспринимать только 6-7 элементов то приходиться заранее объединять их в группы (пример: землеройная машина). Важнейшим качеством композиции является соподчиненность.

Всякий предмет имеет три измерения. Поэтому объемная характеристика зависит от его основных измерений. Если ширина и высота несравненно больше глубины, то такое строение называется фронтальным. Если же его глубина того же порядка, то такое строение мы называем пространственным.

Поверхность каждого предмета отличается какими-то своими качествами, она может шероховатой или гладкой, полированной или рифлёной. Материал, из которого сделан предмет, может вызывать довольно ощутимые эмоции. Это особенно чувствуется, когда мы манипулируем предметом или просто его трогаем.

Пропорциональность - это приведение всех частей и деталей целого в определенный пропорциональный строй. Было установлено, что существует много различных математических соотношений, которые были положены в основу пропорций замечательных творений.

Золотое сечение: если взять отрезок равный 1 и разделить его в золотом сечении, то больший будет 0,618, меньший 0,382.

В дизайне пропорции складываются обычно в результате корректировки уже определившейся основы. Она обусловлена назначением предмета, технологией изготовления и. т.д. Очень близка к понятию пропорций и область ритмических отношений.

Ритм - это имеющее внутреннюю закономерность чередования некоторого числа элементов. Ритм в дизайнерских произведениях может иметь разную подоснову. На поверхности предмета в заданном ритме могут располагаться детали (тумблеры, кнопки, иллюминаторы).

Масштабность является важной характеристикой предмета. Большие организмы, так же как и малые обладают своими присущими им особенностями, на основе этого у человека и утвердились определенные представления, отражающие объективную связь между величиной предмета и его строением (кустик - дерево, человек – ребенок).

Цвет влияет на наше восприятие реального пространства: цвета теплого спектра (красный, оранжевый, зеленый), зрительно приближаются. Темные цвета делают предмет весомее. Выбор цвета может быть и обусловленным.

При помощи цвета решается и другая задача - снижение нервного напряжения.

Существует два исходных условия проектирования. Самый распространённый случай, когда аналогичное изделие уже существует и проектируемое не должно кардинально отличаться, т.е. речь идёт о каком-то усовершенствовании, модернизации предыдущей модели или о том, чтобы придать её более современный облик. Создание принципиально нового технического изделия или устройства требует выполнения определённой последовательности. Особо важную роль играет начальная стадия – мысль, эскиз, идея.

В создании сложных устройств больше всего сил иногда поглощает именно конечная стадия.

Художественное проектирование проходит в несколько стадий:

1.     Предпроектное исследование.

Например: Как действует машина или прибор. Как работают на этой машине. Какие возможны конструктивные варианты. Каковы экономические требования. Если нет возможности ответить на эти вопросы на месте, ищут существующий прототип, или аналогичные машины. На основе проведённого исследования формируется художественно-конструкторская задача.

2. Эскизное проектирование.

Эскизный проект может выполняться графически и пластически (объёмный макет). Проектирование идёт двумя путями «изнутри» и «извне» . Выполняя поэтапно эту работу сверяют внутреннее содержание с внешним обликом. Характер графики во многом будет зависеть от темы. Уместно использовать цветовые сочетания.

В случае пластического проектирования, часто используют различный материал (пластилин, бумагу, пенопласт). Иногда проектирование начинают с мелкого масштаба, причём обязательно сохраняя пропорции.

3. Художественно-конструктивное проектирование.

После принятия эскиза создаётся макет в несколько раз больше чем проект. При этом уточняются отдельные детали, определяется материал. Изготавливаются иллюминированные чертежи, выполненные в цвете с отмывки акварелью. Чистовой макет должен быть обязательно точен во всех своих деталях. Иногда на поверхность предмета наносят тонкий слой металла, эмали, порошка.

Наш кругозор и понимание дизайна развивают части теперь выставки различных промышленных изделий. На них можно видеть самое интересное, что даёт современная практика.




















Задача

Найти длину прямоугольника по методу «золотого сечения» («божественная пропорция»), если ширина прямоугольника 20 см.

Решение:

Золотое сечение: если взять отрезок равный 1 и разделить его в золотом сечении, то больший будет 0,618, меньший 0,382.


                   В                                   С




         А                                   D


Ширина прямоугольника AD равна 20 см.

Рассечем золотым сечением сумму отрезков BC и CD: получим диагональ АС. Согласно «божественной пропорции»,

BD/CD = CD/ BC = 8/5, откуда

CD = 8/5 ВС, т.е. CD = 8/5 * 20 = 32 см.








Список литературы


1. Орехов  К.Н Производственная графика. – М.: Высшая школа, 1988. – 248 с.

2. Холмянский П.А.  и др. Дизайн . – М.: Просвещение, 1985. – 164 с.

3. Философский словарь / под . ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.

4. Зиньковский М.М, Техника безопасности и производственная санитария. – М.: Металлургия, 1984. – 232 с.



[1] Зиньковский М.М, Техника безопасности и производственная санитария. – М.: Металлургия, 1984. – 232 с.



[2] Философский словарь / под . ред. И.Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1986. – 590 с.


[3] Холмянский П.А.  и др. Дизайн . – М.: Просвещение, 1985. – 164 с.

[4] Орехов  К.Н Производственная графика. – М.: Высшая школа, 1988. – 248 с.