СОДЕРЖАНИЕ

Практическое задание 1…………………….....................................................................................3

Практическое задание 2. Действие международных договоров по вопросам налогообложения……………………………………………………………………………………3

Практическое задание 3. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе……………………………………………………………………………………………….4

Практическое задание 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации………………...5

Практическое задание 5. Налог на добавленную стоимость. Постановка на учет……………..7

Практическое задание 6. Освобождение от обязанности уплачивать НДС…………………….7

Практическое задание 7. Освобождение от НДС стоимости услуг……………………………..7

Практическое задание 8. Объект налогообложения НДС………………………………………..8

Практическое задание 9. Место реализации работ (услуг)…………………………………........9

Практическое задание 10. Операции, освобождаемые от НДС……………………………….....9

Практическое задание 11. Определение налоговой базы по НДС……………………………..12

Практическое задание 12. Ставки НДС………………………………………………………….13

Практическое задание 13. Налоговые вычеты…………………………………….…………….14

Практическое Задание 14. Налоговая декларация по НДС. Счет – фактуры…….....................15

Практическое Задание 15. Налог на добычу полезных ископаемых. О введении главы 26 Налогового кодекса РФ в действие……….....................................................................................17

Практическое Задание 16. Налоговые ставки. Налоговая база…………………………………18

Список использованной литературы………………………………………………………….21

Практическое задание 1.

Таблица «сроки в отраслях права»

Норма права

Исчисление срока

Начало течения срока

годами

кварталами

месяцами

неделями

днями

Ст. 192 ГК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

К сроку, исчисляемому кварталами года, применяются правила для сроков, исчисляемых месяцами. При этом квартал считается равным трем месяцам, а отсчет кварталов ведется с начала года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока.

Срок, определенный в полмесяца, рассматривается как срок, исчисляемый днями, и считается равным пятнадцати дням.

Течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

Ст. 14 ТК РФ

Сроки, исчисляемые годами, месяцами, неделями, истекают в соответствующее число последнего года, месяца или недели срока.

В срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни.

Течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение трудовых прав и обязанностей, начинается с календарной даты,

Ст. 4.6, 27.5 КоАП РФ

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания.

Срок административного задержания не должен превышать три часа.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, посягающем на установленный режим Государственной границы Российской Федерации и порядок пребывания на территории Российской Федерации, об административном правонарушении, совершенном во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств административного правонарушения может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, влекущем в качестве одной из мер административного наказания административный арест, может быть подвергнуто административному задержанию на срок не более 48 часов.

Ст. 6.1 НК РФ

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в последний день недели.

В случаях, когда последний день срока падает на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты.

Практическое задание 2. Действие международных договоров по вопросам налогообложения

Пример международного правового договора (соглашения) «Об избежании двойного налогообложения»

Соглашение между Правительством РФ и Швейцарской Конфедерацией от 15.11.95 «Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал».

Консультация российской организации, планирующей осуществлять предпринимательскую деятельность в этом Швейцарии в части избежания двойного налогообложения

В соответствии с положениями ст. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал прибыль резидента Швейцарии подлежит налогообложению в Российской Федерации только в том случае, если иностранный резидент осуществляет деятельность в России через постоянное представительство.

Если деятельность швейцарского банка по оказанию информационных услуг не осуществляется в России через постоянное представительство, то его доходы подлежат налогообложению в Швейцарии. В этом случае согласно ст. 312 НК РФ для освобождения от удержания налога с дохода иностранного юридического лица в Российской Федерации у источника выплаты на основании указанного Соглашения иностранная организация, имеющая право на получение дохода, должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода заверенное компетентным органом Швейцарии подтверждение, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в Швейцарии.

При выполнении данных условий в отношении выплачиваемого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты. 1

Согласно ст. 7 НК РФ, если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК РФ, применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Так, в соответствии с положениями Соглашения между Российской Федерацией и Швейцарской Конфедерацией об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 15.11.95 г. (п. 2 ст. 11) при любом виде займа, предоставленного банком, налог на проценты, выплачиваемые по займу, не должен превышать 5% от общей суммы процентов.

Практическое задание 3. Институты, понятия и термины, используемые в Налоговом кодексе

Таблица соотношения понятий гражданского и налогового права

Понятия гражданского права

(ст. ГК РФ)

Нормы налогового кодекса о применении понятий гражданского права

Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. (ч. 1 ст. 48 ГК). 2

Организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации), а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации)

Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. (ч. 2 ст. 1 ГК).

Лица (лицо) - организации и (или) физические лица.

Местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. (ч. 1 ст. 20 ГК).

Место жительства физического лица - место, где это физическое лицо постоянно или преимущественно проживает. 1

Гражданское право – это отрасль права, которая регулирует имущественные и личные неимущественные отношения.

Налоговое право – регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Практическое задание 4. Система налогов и сборов в Российской Федерации

План сообщения о доходной части бюджета в части местных налогов и сборов

Бюджетное законодательство Российской Федерации состоит из Бюджетного кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов Российской Федерации о бюджетах субъектов Российской Федерации на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих бюджетные правоотношения. 2

Нормативные правовые акты, не могут противоречить Бюджетного кодекса. В случае противоречия между Бюджетным кодексом и нормативными правовыми актами, применяется Бюджетный кодекс Российской Федерации.

Президент Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения. Указы Президента Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному кодексу и иным актам.

В случае противоречия между Бюджетным кодексом, актами и нормативными правовыми актами, применяется Бюджетный кодекс.

На основании и во исполнение Бюджетного кодекса, иных актов, Правительство Российской Федерации принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения. В случае противоречия между Бюджетным кодексом и нормативными актами, применяются нормы Бюджетного кодекса.

Федеральные органы исполнительной власти принимают акты, регулирующие бюджетные правоотношения в случаях и пределах, которые предусмотрены Бюджетным кодексом, другими актами.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Формирование доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

В местные бюджеты полностью поступают доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и доходы от платных услуг, оказываемых и бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов местного самоуправления.

В местный бюджет поступают ассигнования на финансирование осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, ассигнования на финансирование реализации органами местного самоуправления федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, ассигнования на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов муниципальных образований, а также другие неналоговые доходы, поступающие в местные бюджеты в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и правовыми актами органов местного самоуправления.

Налоговые доходы местных бюджетов

К налоговым доходам местных бюджетов относятся:

- собственные налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов, определенные налоговым законодательством Российской Федерации;

- отчисления от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, передаваемые местным бюджетам Российской Федерацией и субъектом Российской Федерации в порядке, установленном статьями 52, 58 и 63 Бюджетного Кодекса;

- государственная пошлина, за исключением государственной пошлины, зачисляемой в соответствии со статьей 50 Бюджетного Кодекса в доходы федерального бюджета, - по нормативу 100 процентов по месту нахождения кредитной организации, принявшей платеж.

Неналоговые доходы местных бюджетов

Неналоговые доходы местных бюджетов учитываются и формируются в соответствии со статьями 41 - 46 Бюджетного Кодекса, в том числе за счет части прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых правовыми актами органов местного самоуправления.

Регулирование доходов местных бюджетов

Доходы местных бюджетов могут быть переданы бюджетам других уровней по ставкам (нормативам), определяемым правовыми актами органов местного самоуправления. 1

Полномочия органов местного самоуправления по формированию доходов местных бюджетов

Представительные органы местного самоуправления вводят местные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют льготы по их уплате в пределах прав, предоставленных им налоговым законодательством Российской Федерации.

Правовые акты представительных органов местного самоуправления о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации в пределах компетенции органов местного самоуправления, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения местного бюджета на очередной финансовый год.

Внесение изменений и дополнений в правовые акты представительных органов местного самоуправления о местных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в правовой акт представительного органа местного самоуправления о местном бюджете на текущий финансовый год.

Органы местного самоуправления предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в местные бюджеты в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджете.

Органы местного самоуправления определяют порядок предоставления отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей в части сумм федеральных налогов или сборов, региональных налогов или сборов, поступающих в местные бюджеты, только при отсутствии задолженности по бюджетным ссудам местного бюджета перед бюджетами других уровней бюджетной системы Российской Федерации и соблюдении предельного размера дефицита местного бюджета и размера муниципального долга, установленных Бюджетным Кодексом Российской Федерации. 1

Практическое задание 5. Налог на добавленную стоимость

Постановка на учет

Форма N 12-НДС-1: кем выдано (наименование налогового органа и его код) российской организации (полное наименование в соответствии с учредительными документами); место нахождения (адрес места нахождения в соответствии учредительными документами)

Реквизиты Свидетельства о постановке на учет  в  налоговом  органе юридического лица, образованного в соответствии с законодательством Российской Федерации, по месту нахождения на территории Российской Федерации (форма N 12-1-7); дата выдачи свидетельства (число, месяц, год).

Руководитель ИМНС (подпись, фамилия, имя, отчество).

Практическое задание 6. Освобождение от обязанности уплачивать НДС

Правовые основания для получения освобождения от уплаты НДС кооперативу есть. На основании ч. 1 ст. 145 НК РФ - организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей. 1

Следует подготовить документы:

- выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

- выписка из книги продаж;

- выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

- копия журнала полученных и выставленных счетов - фактур.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

- документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога и налога с продаж за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала один миллион рублей;

- уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

Практическое задание 7. Освобождение от НДС стоимости услуг

Освобождение от НДС стоимости услуг по сдаче в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам и организациям применяется.

Так как на основании п. 1 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации.

Но в данном пункте имеет место быть примечание, которое говорит о том, что данные положения применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (п. 1 ст. 149 НК РФ).

Практическое задание 8. Объект налогообложения НДС

1.

Объект налогообложения НДС

Ст. 146 НК Объектом налогообложения признаются следующие операции:

Иными словами реализацией товаров, работ или услуг признаются

1) реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав.

2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

1. передача на возмездной основе (в т. ч. обмен) права собственности на товары, результаты выполненных работ одним лицом другому лицу.

2. передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг - на безвозмездной основе (в случаях предусмотренных НК России).

2. Смысловая нагрузка содержания левой и правой части неодинакова, правая часть дополняет смысловое содержание левой части, в частности дает определение «Реализация товаров, работ или услуг», которое содержится в п. 1 ст. 39 НК РФ, а именно:

«Реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе». 1

3. Понятия Гражданского кодекса РФ облегчает понимание объекта налогообложения по НДС, дополняет его, в частности:

Ч. 1 ст. 2 ГК РФ – Гражданское законодательство регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием исходя из того, что предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. 2

Ч. 3 ст. 1 ГК РФ - Товары, услуги и финансовые средства свободно перемещаются на всей территории Российской Федерации.

Практическое задание 9. Место реализации работ (услуг)

Данные хозяйственные операции (работы, услуги) объектом налогообложения по НДС не являются, т.к. в соответствии с п. 2 ст. 170 НК РФ.

Руководствуясь п. 2 ст. 171 НК РФ не подлежат налоговым вычетам суммы НДС, уплаченные поставщиком при выполнении этих работ (услуг) п. 2 ст. 171 НК РФ. 1

Руководствуясь подпунктом 3 пункта 2 ст. 170 НК России соответствующие суммы НДС относятся на себестоимость работ (услуг), т.к. на основании подпункта 3 пункта 2 ст. 170 НК РФ суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров (работ, услуг). Если моей организацией получены суммы аванса из Китая в счет предстоящего выполнения работ (услуг), в Китае, то эти суммы полежат обложению НДС, в соответствии пп.1 п. 1 ст. 162 НК РФ.

Моя организация может получить налоговые вычеты, т.к. на основании п. 8. ст. 171 НК РФ Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг).

Практическое задание 10. Операции, освобождаемые от НДС

1. Хозяйственные операции, не подлежащие налогообложению НДС (ст. 149 НК).

Пункт 1

Ст. 149

Пункт 2

Ст. 149

Пункт 3

Ст. 149

Пункт 4, 5, 6, 7

Ст. 149

1. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) предоставление арендодателем в аренду на территории Российской Федерации помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в Российской Федерации. 1

Положения абзаца первого настоящего пункта применяются в случаях, если законодательством соответствующего иностранного государства установлен аналогичный порядок в отношении граждан Российской Федерации и российских организаций, аккредитованных в этом иностранном государстве, либо если такая норма предусмотрена международным договором (соглашением) Российской Федерации. Перечень иностранных государств, в отношении граждан и (или) организаций которых применяются нормы настоящего пункта, определяется федеральным органом исполнительной власти, регулирующим отношения Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями, совместно с Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

2. Не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерации:

1) следующих медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации:

важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники;

протезно-ортопедических изделий, сырья и материалов для их изготовления и полуфабрикатов к ним;

технических средств, включая автомототранспорт, материалы, которые могут быть использованы исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов;

очков (за исключением солнцезащитных), линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных);

2) медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями и (или) учреждениями, в том числе врачами, занимающимися частной медицинской практикой, за исключением косметических, ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг.

3) услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, предоставляемых государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты лицам, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения;

4) услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;

5) продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям.

6) услуг по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями;

7) услуг по перевозке пассажиров:

городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного).

8) ритуальных услуг, работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также реализация похоронных принадлежностей (по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации);

9) почтовых марок (за исключением коллекционных марок), маркированных открыток и маркированных конвертов, лотерейных билетов лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа;

3. Не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории Российской Федерации следующие операции:

1) реализация (передача для собственных нужд) предметов религиозного назначения и религиозной литературы (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации по представлению религиозных организаций (объединений)), производимых и реализуемых религиозными организациями (объединениями), организациями, находящимися в собственности религиозных организаций (объединений), и хозяйственными обществами, уставный (складочный) капитал которых состоит полностью из вклада религиозных организаций (объединений), в рамках религиозной деятельности, за исключением подакцизных товаров и минерального сырья, а также организация и проведение указанными организациями религиозных обрядов, церемоний, молитвенных собраний или других культовых действий;

2) реализация (в том числе передача, выполнение, оказание для собственных нужд) товаров (за исключением подакцизных, минерального сырья и полезных ископаемых, а также других товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов), работ, услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), производимых и реализуемых:

общественными организациями инвалидов (в том числе созданными как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов;

организациями, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных в абзаце втором настоящего подпункта общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов;

учреждениями, единственными собственниками имущества которых являются указанные в абзаце втором настоящего подпункта общественные организации инвалидов, созданными для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных социальных целей, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям;

лечебно-производственными (трудовыми) мастерскими при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения;

3) осуществление банками банковских операций (за исключением инкассации), в том числе:

привлечение денежных средств организаций и физических лиц во вклады.

4. В случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

5. Налогоплательщик, осуществляющий операции по реализации товаров (работ, услуг), предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения, представив соответствующее заявление в налоговый орган по месту своей регистрации в качестве налогоплательщика в срок не позднее 1-го числа налогового периода, с которого налогоплательщик намерен отказаться от освобождения или приостановить его использование.

Такой отказ или приостановление возможен только в отношении всех осуществляемых налогоплательщиком операций, предусмотренных одним или несколькими подпунктами пункта 3 настоящей статьи. Не допускается, чтобы подобные операции освобождались или не освобождались от налогообложения в зависимости от того, кто является покупателем (приобретателем) соответствующих товаров (работ, услуг).

Не допускается отказ или приостановление от освобождения от налогообложения операций на срок менее одного года.

6. Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Примеры положений статьи 149 НК носящие отсылочный характер

П. 12 ч. 3 ст. 149 НК передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) безвозмездно в рамках благотворительной деятельности в соответствии с Федеральным законом «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», за исключением подакцизных товаров.

П. 19 ч. 2 ст. 149 НК товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации». 1

В целях применения статьи 149 НK РФ. В Письме МНС России от 29.10.2002 г. № 03-1-09/2791/19-АK-913 сообщается, что не подлежит налогообложению реализация важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, перечисленной под кодовыми обозначениями, включенными в Перечень важнейшей и жизненно необходимой медицинской техники, реализация которой на территории Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость (утв. Постановлением Правительства РФ от 17.01.2002 г. № 19), при наличии регистрационных удостоверений, выданных Минздравом России в установленном порядке (вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения). 2

Товары, перечисленные под кодом 940000 «Медицинская техника» Общероссийского классификатора продукции ОK 005-93 и не включенные в указанный Перечень, подлежат налогообложению по ставке 18 % вне зависимости от наличия регистрационных удостоверений Минздрава России в качестве изделий медицинского назначения. K изделиям медицинского назначения, реализация которых облагается налогом по ставке 10%, относятся импортные изделия медицинского назначения по перечню, предусмотренному для аналогичных отечественных изделий, при наличии регистрационного удостоверения, выданного Минздравом России.

Практическое задание 11. Определение налоговой базы по НДС

Налоговая база

Ст. 146 НК. При передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемых объектом налогообложения.

Глава 21 НК Налоговая база определяется налогоплательщиком.

Ст. 153 НК. При определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.

Порядок определения налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)

Налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК.

Особенности определения налоговой базы при договорах финансирования под уступку денежного требования или уступки требования (цессии)

При уступке требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (не освобождаются от налогообложения в соответствии со статьей 149 НК), или переходе указанного требования к другому лицу на основании закона, налоговая база по операциям реализации указанных товаров (работ, услуг) определяется в порядке, предусмотренном статьей 154 НК.

Особенности определения налоговой базы налогоплательщиками, получающими доход на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров

На операции по реализации услуг, оказываемых на основе договоров поручения, договоров комиссии или агентских договоров и связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК, не распространяется освобождение от налогообложения, за исключением посреднических услуг по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 НК. 1

Особенности определения налоговой базы и особенности уплаты налога при осуществлении транспортных перевозок и реализации услуг международной связи

При осуществлении перевозок (за исключением пригородных перевозок в соответствии с абзацем третьим подпункта 7 пункта 2 статьи 149 НК).

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации

При ввозе товаров (за исключением товаров, указанных в пунктах 3 и 5 настоящей статьи, и с учетом статей 150-152 НК).

Особенности определения налоговой базы налоговыми агентами

Налоговая база, указанная в пункте 1 ст. 161 НК, определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у указанных в пункте 1 ст. 161 НК иностранных лиц.

Особенности определения налоговой базы с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)

Налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 НК, увеличивается.

Практическое задание 12. Ставки НДС

Ставка НДС, %

Нулевая ставка означает, что отпущенные товары (работы, услуги) условно освобождены от налога.

Ставка НДС, %

10 %

Ставка НДС, %

20 %

Ставка НДС % применяется:

1) товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств - участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 НК; 1

2) работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 ст. 165 НК.

Положение данного подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товаров.

3) работ (услуг), непосредственно связанных с перевозкой (транспортировкой) через таможенную территорию Российской Федерации товаров, помещенных под таможенный режим транзита через указанную территорию;

4) услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации,

5) работ (услуг), выполняемых (оказываемых) непосредственно в космическом пространстве, 6) драгоценных металлов налогоплательщиками, осуществляющими их добычу или производство из лома и отходов,

7) товаров (работ, услуг) для официального пользования иностранными дипломатическими и приравненными к ним представительствами или для личного пользования дипломатического

По ставке 10 % облагаются:

1) следующих продовольственных товаров:

скота и птицы в живом весе;

мяса и мясопродуктов (за исключением деликатесных: вырезки, телятины, языков, колбасных изделий - сырокопченых в/с, сырокопченых полусухих в/с, сыровяленых, фаршированных в/с; копченостей из свинины, баранины, говядины, телятины, мяса птицы - балыка, карбонада, шейки, окорока, пастромы, филея; свинины и говядины запеченных; консервов - ветчины, бекона, карбонада и языка заливного);

молока и молокопродуктов (включая мороженое, произведенное на их основе, за исключением мороженого, выработанного на плодово-ягодной основе, фруктового и пищевого льда);

яйца и яйцепродуктов;

масла растительного;

маргарина;

сахара, включая сахар-сырец;

соли;

зерна, комбикормов, кормовых смесей, зерновых отходов;

маслосемян и продуктов их переработки (шротов(а), жмыхов);

хлеба и хлебобулочных изделий (включая сдобные, сухарные и бараночные изделия);

крупы;

муки;

макаронных изделий;

рыбы живой (за исключением ценных пород: белорыбицы, лосося балтийского и дальневосточного, осетровых (белуги, бестера, осетра, севрюги, стерляди), семги, форели (за исключением морской), нельмы, кеты, чавычи, кижуча, муксуна, омуля, сига сибирского и амурского, чира);

море- и рыбопродуктов.

Все остальные товары (работы, услуги), которые не облагаются по ставке 0 и 10 %.

Налогообложение производится по налоговой ставке 20 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1, 2 и 4 статьи 164 НК.

Практическое задание 13. Налоговые вычеты

Таблица налоговых вычетов и условий, при наличии которых принимается НДС к вычету

Суммы налога, подлежащие вычету

Условия, при наличии которых принимается НДС к вычету

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза и переработки.

1) товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 НК;

2) товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные в соответствии со статьей 173 НК покупателями – налоговыми агентами.

Право на указанные налоговые вычеты имеют покупатели – налоговые агенты, состоящие на учете в налоговых органах и исполняющие обязанности налогоплательщика.

Вычету подлежат суммы налога, предъявленные продавцами налогоплательщику – иностранному лицу, не состоявшему на учете в налоговых органах Российской Федерации, при приобретении указанным налогоплательщиком товаров (работ, услуг) или уплаченные им при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации для его производственных целей или для осуществления им иной деятельности.

Указанные суммы налога подлежат вычету или возврату налогоплательщику – иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов этого налогоплательщика, и только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары (работы, услуги) использованы при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), реализованных удержавшему налог налоговому агенту.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров, в случае возврата этих товаров (в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них. Вычетам подлежат также суммы налога, уплаченные при выполнении работ (оказании услуг), в случае отказа от этих работ (услуг).

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные продавцами и уплаченные ими в бюджет с сумм авансовых или иных платежей в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), реализуемых на территории Российской Федерации, в случае расторжения соответствующего договора и возврата соответствующих сумм авансовых платежей.

Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками – застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств, суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно – монтажных работ, и суммы налога.

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 НКК при выполнении строительно – монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в расходы, принимаемые к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходам по проезду к месту служебной командировки и обратно, включая расходы на пользование в поездах постельными принадлежностями, а также расходам на наем жилого помещения) и представительским расходам.

Производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов

Вычетам подлежат суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг). 1

Производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов.

Документы, которые следует предоставить в налоговый орган для подтверждения экспорта и применения нулевой ставки налога

1) контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара (припасов) за пределы таможенной территории Российской Федерации. Если контракты содержат сведения, составляющие государственную тайну, вместо копий полного текста контракта представляется выписка из него, содержащая информацию, необходимую для проведения налогового контроля (в частности, информацию об условиях поставки, о сроках, цене, виде продукции);

2) выписка банка (копия выписки), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица - покупателя указанного товара (припасов) на счет налогоплательщика в российском банке.

3) грузовая таможенная декларация (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации (пограничный таможенный орган).

4) копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации. Налогоплательщик может представлять любой из перечисленных документов с учетом следующих особенностей (ст. 165 НК). 1

Практическое задание 14. Налоговая декларация по НДС. Счет – фактуры

Счет – фактуры

Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном настоящей главой. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 статьи 169 НК, не могут являться основанием для принятия предъявленных покупателю продавцом сумм налога к вычету или возмещению. Невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 169 НК, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.

Налогоплательщик обязан составить счет-фактуру, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, если иное не предусмотрено пунктом 4 статьи 169 НК:

1) при совершении операций, признаваемых объектом налогообложения в соответствии с настоящей главой, в том числе не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со статьей 149 НК;

2) в иных случаях, определенных в установленном порядке.

Налоговая декларация

Налоговая декларация представляется не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Лица, на которых не возложена обязанность представлять налоговую декларацию, вправе представить такую декларацию в налоговый орган по месту жительства. Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, порядок представления которых определен настоящим пунктом, производится не позднее чем через 15 дней с момента подачи такой декларации. В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода.

Пример из судебной практики, где предметом спора были нарушения прав и обязанностей, связанных с нарушением оформления счет - фактуры по НДС

15 мая 2000 года гражданин С.В. Кривихин был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица. Согласно свидетельству о государственной регистрации индивидуального предпринимателя С.В. Кривихин осуществляет помимо прочих видов деятельности изготовление, ремонт и продажу являющихся подакцизными товарами ювелирных и других бытовых изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.

Согласно Закону Российской Федерации от 6 декабря 1991 года «О налоге на добавленную стоимость» (с последующими изменениями и дополнениями) индивидуальные предприниматели, в том числе производящие и реализующие подакцизные товары, налог на добавленную стоимость (НДС) не платили. Начиная же с 1 января 2001 года, в связи с введением в действие главы 21 («Налог на добавленную стоимость») части второй Налогового кодекса Российской Федерации, индивидуальные предприниматели являются плательщиками НДС (абзац третий статьи 143), а освобождение от его уплаты индивидуальным предпринимателям, реализующим подакцизные товары, не предоставляется (пункт 2 статьи 145). 2

16 апреля 2001 года С.В. Кривихин подал в налоговый орган заявление о предоставлении ему временного освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, на срок до 15 мая 2004 года на основании части первой статьи 9 Федерального закона от 14 июня 1995 года «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Однако налоговый орган, сославшись на абзац третий статьи 143 и пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, отказал ему в освобождении от уплаты данного налога.

Арбитражный суд Свердловской области жалобу С.В. Кривихина на отказ налогового органа в предоставлении освобождения от уплаты НДС удовлетворил. Федеральный арбитражный суд Уральского округа, рассматривавший дело по кассационной жалобе налогового органа, признал решение суда первой инстанции неправомерным, указав при этом, что установленная статьей 143 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность предпринимателей исчислять и уплачивать НДС не ухудшает положение и условия коммерческой деятельности субъектов малого предпринимательства как налогоплательщиков, поскольку данный налог является косвенным, включается в цену товаров (работ, услуг) и уплачивается в бюджет фактически за счет средств покупателей.

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.В. Кривихин утверждает, что абзац третий статьи 143 и пункт 2 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которых индивидуальные предприниматели независимо от времени их регистрации признаются плательщиками НДС, причем если они являются плательщиками акцизов, то ни при каких условиях не могут быть освобождены от уплаты НДС, противоречат конституционному принципу недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, и распространения его действия на длящиеся правоотношения, а также принципу справедливости и равенства налогообложения и, следовательно, не соответствуют статьям 6 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 57 Конституции Российской Федерации.

2. Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, определение экономической целесообразности введения того или иного налога, установление и изменение состава налогоплательщиков и существенных элементов налогового обязательства относится к полномочиям законодателя; разрешение таких вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно (Постановление от 30 января 2001 года по делу о проверке конституционности положений статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж»; Определение от 21 декабря 1998 года по жалобе ТОО «Агроинвест-КБМ» на нарушение конституционных прав граждан положениями статьи 4 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» и статьи 2 ГК Российской Федерации и др.).

Из этого следует, что само по себе расширение законом состава плательщиков того или иного налога - при условии, что требования о его уплате не распространяются на период, предшествовавший новому налоговому регулированию, - не может рассматриваться как придание закону, ухудшающему положение налогоплательщиков, обратной силы. 3. В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 9 Федерального закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» в случае если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. 1

Практическое задание 15. Налог на добычу полезных ископаемых

О введении главы 26 Налогового кодекса РФ в действие

1. В Письме МНС России от 01.08.2002 г. № НА-6-21/1153 «О налоге на добычу полезных ископаемых» разъясняется порядок исчисления и уплаты данного налога организациями и индивидуальными предпринимателями, признаваемыми пользователями недр в соответствии с российским законодательством.

Федеральным законом от 29.05.2002 г. № 57-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в ст. 341 («Налоговый период») и в ст. 344 («Сроки уплаты налога») главы 26 НK РФ «Налог на добычу полезных ископаемых».

В соответствии с новой редакцией ст. 341 НK РФ налоговым периодом признается не календарный квартал, а календарный месяц.

Новая редакция ст. 344 гласит, что сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащая уплате по итогу налогового периода, должна быть уплачена не в последний день месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, а не позднее 25-го числа.

Особое внимание следует обратить на необходимость персонифицированного мониторинга поступлений налога на добычу полезных ископаемых от налогоплательщиков и обеспечение уплаты авансовых платежей за 2—3 дня до установленного ст. 344 НK РФ срока, то есть не позднее последнего дня каждого месяца налогового периода.

Следует подчеркнуть, что в прежней редакции к полезным ископаемым относились подземные воды, содержащие полезные ископаемые (промышленные воды) и природные лечебные ресурсы (минеральные воды), а также термальные воды. Иные подземные воды к полезным ископаемым не относились, и следовательно, их добыча налогообложению не подлежала. Теперь пользование этими подземными водными объектами в целях забора воды подлежит налогообложению в соответствии с Федеральным законом от 06.05.98 г. № 71-ФЗ «О плате за пользование водными объектами». Разъяснен порядок определения стоимости добытых уникальных драгоценных камней и уникальных самородков драгоценных металлов, не подлежащих переработке, которая определяется как произведение количества реализованных полезных ископаемых и цен их реализации (без учета НДС, уменьшенных на суммы расходов налогоплательщика по их доставке до получателя). 1

2. Следует учитывать, что в настоящее время налогообложение участников Соглашения о разделе продукции регулируется совокупностью нормативных актов, основными из которых являются: Закон «О Соглашения о разделе продукции», Закон РФ от 27.12.91 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», Закон РФ от 13.12.91 № 2030-1 «О налоге на имущество предприятий», Таможенный кодекс Российской Федерации от 18.06.93 № 5221-I, Закон РФ от 21.05.93 № 5003-I «О таможенном тарифе». Кроме того, часть вторая НК РФ содержит нормы, регулирующие порядок исчисления и уплаты отдельных налогов при выполнении Соглашения о разделе продукции, именно: 2

- налог на добычу полезных ископаемых – статья 346 НК РФ.

Статья 13 Закона «О СРП» предусматривает, что инвестор по СРП освобождается от взимания налогов и сборов, за исключением:

- платежей за пользование недрами (ренталс, роялти, при этом последние в настоящее время заменены налогом на добычу полезных ископаемых).

3. Акцизы

Приказом МНС России от 09.09.2002 г. № ВГ-3-03/481 утверждены новые Методические рекомендации по применению главы 22 «Акцизы» Налогового кодекса РФ, касающиеся исчисления и уплаты акцизов на минеральное сырье. В документе, в частности, рассматривается порядок уплаты акциза на природный газ, реализованный по договорам комиссии, поручения и агентским договорам, и разъясняется, что передача прав собственности на подакцизное минеральное сырье одним лицом другому лицу на возмездной и (или) безвозмездной основе, а также использование его при натуральной оплате признается реализацией этого сырья. Что касается природного газа, то в случае его реализации по договорам комиссии, поручения или агентским договорам перехода права собственности от комитента к комиссионеру, от доверителя к поверенному, от принципала к агенту на реализуемый природный газ не происходит. И поэтому акциз на природный газ, реализованный по вышеназванным договорам, уплачивают собственники этого газа. При этом в целях налогообложения учитывается вся выручка от реализации, включающая и вознаграждение комиссионера, поверенного или агента. Следует также обратить внимание на некоторые особенности исполнения обязанности по исчислению и уплате акциза на минеральное сырье в рамках договора простого товарищества (договора о совместной деятельности). 1

4. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, подлежащего уплате по итогу налогового периода, а также авансовые платежи по налогу поступают в доход федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, соответствующего местного бюджета (ст. 48 БК). 2 Сумма налога, исчисленная налогоплательщиком по добытым полезным ископаемым (за исключением добытых полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых), распределяется следующим образом:

- 40 процентов от суммы налога - в доход федерального бюджета;

- 60 процентов от суммы налога - в доход бюджета субъекта Российской Федерации.

Практическое задание 16. Налоговые ставки. Налоговая база

Нулевая ставка налога

Виды добытых полезных ископаемых

Ставка

(в процентах)

Полезных ископаемых в части нормативных потерь полезных ископаемых

0

Газа горючего природного из нефтяных месторождений и попутного нефтяного газа из нефтяных месторождений

0

Попутных и дренажных подземных вод, не учитываемых на государственном балансе запасов полезных ископаемых, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений

0

Полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых (за исключением случаев ухудшения качества запасов полезных ископаемых в результате выборочной отработки месторождения). Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации

0

Полезных ископаемых, остающихся во вскрышных, вмещающих (разубоживающих) породах, в отвалах или в отходах перерабатывающих производств в связи с отсутствием в Российской Федерации промышленной технологии их извлечения, а также добываемых из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств (в том числе в результате переработки нефтешламов) в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации

0

Подземных вод из контрольных или резервных скважин при проведении планового контроля за их работоспособностью, наличие и обеспечение работоспособности которых устанавливается федеральным органом исполнительной власти

0

Минеральных вод, используемых исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации (в том числе после обработки, подготовки, переработки, розлива)

0

Подземных вод, используемых исключительно в сельскохозяйственных целях, включая орошение земель сельскохозяйственного назначения.

0

Общеустановленная налоговая ставка

Виды добытых полезных ископаемых

Ставка

(в процентах)

Калийные соли

3,8

Торф

4,0

Руды черных металлов

4,8

Апатит-нефелиновые и фосфоритовые руды

4,0

Горно-химическое неметаллическое сырье (за исключением калийных солей, апатит-нефелиновых и фосфоритовых руд)

5,5

Соль природная и чистый хлористый натрии

5,5

Радиоактивные металлы

5,5

Уголь каменный, уголь бурый и горючие сланцы

4,0

Теплоэнергетические и промышленные воды

5,5

Неметаллическое сырье, используемое в основном в строительной индустрии

5,5

Горнорудное неметаллическое сырье

6,0

Битуминозные породы

6,0

Подземные минеральные воды

7,5

Другие полезные ископаемые, не включенные в другие группировки

6,0

Кондиционный продукт пьезооптического сырья, особо чистого кварцевого сырья и камнесамоцветного сырья

6,5

Редкие металлы, как образующие собственные месторождения, так и являющиеся попутными компонентами в рудах других полезных ископаемых

8,0

Драгоценные металлы (извлечение драгоценных металлов из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождении с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы), а также драгоценные металлы, являющиеся полезными компонентами многокомпонентной комплексной руды, за исключением золота

6,5

Золото

6,0

Природные алмазы, другие драгоценные и полудрагоценные камни

8,0

Цветные металлы

8,0

Газ горючий природный из газовых, газоконденсатных и нефтегазоконденсатных месторождений, газовый конденсат из газоконденсатных месторождений

16,5

Нефть, газовый конденсат из нефтегазоконденсатных месторождении

16,5

Многокомпонентная комплексная товарная руда, а также полезные компоненты комплексной руды, за исключением драгоценных металлов 1

8,0

Особенности определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений

Порядок определения налоговой ставки при добыче нефти и газового конденсата из нефтегазоконденсатных месторождений закреплен в статье 5 Закона N 126-ФЗ. На период с 1 января 2002 года по 31 декабря 2004 года налоговая ставка составляет 340 рублей за одну тонну. При этом указанная налоговая ставка применяется с коэффициентом, характеризующим динамику мировых цен на нефть, - Кц. Налоговая ставка в 16,5 процента будет применяться к нефти и газовому конденсату из нефтегазоконденсатных месторождений с 1 января 2005 года. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть, определяется как отношение значения величины, исчисляемой как произведение значения среднего за налоговый период курса доллара США к рублю Российской Федерации и разницы между значением среднего за налоговый период уровня цен сорта нефти «Юралс» в долларах США за один баррель нефти и числа 8, к числу 252. 2

Список использованной литературы

1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2001).

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

5. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 01.02.2004).

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях (№195-ФЗ от 30.12.01 г.)

7. Закон РФ от 27.12.91 N 2118-I (ред. от 24.07.2002) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации».

8. Приказ МНС РФ от 31.10.2000 N БГ-3-12/375 «О постановке на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков налога на добавленную стоимость».

9. Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации».

10. Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г.

11. Изменения в налоговом законодательстве // «Налоговое планирование», № 4, 2002 г.

12. Обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за второе полугодие 2002 года. // «Все о налогах», № 3, 2003.

13. Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового Кодекса Российской Федерации».

14. Цибизова К. Н. «Общие вопросы налогообложения в рамках соглашений о разделе продукции» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г.


1 Васюкова Е. Минфин России Применение соглашений об избежании двойного налогообложения «Финансовая газета» № 7. 2003 г. С. 17.

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (ред. от 30.12.2001).

2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

1 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 29.12.2001).

2 Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94 N 51-ФЗ (ред. от 10.01.2003).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

2 Обзор применения действующего законодательства по налогу на добавленную стоимость за второе полугодие 2002 года. // «Все о налогах», № 3, 2003, С. 12.

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

2 Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового Кодекса Российской Федерации».

1 Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 N 37-О «По жалобе гражданина Кривихина Сергея Васильевича на нарушение его конституционных прав положениями абзаца третьего статьи 143 и пункта 2 статьи 145 Налогового Кодекса Российской Федерации».

1 Изменения в налоговом законодательстве // «Налоговое планирование», № 4, 2002 г. С. 8 – 9.

2 Цибизова К. Н. «Общие вопросы налогообложения в рамках соглашений о разделе продукции» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 85.

1 Изменения в налоговом законодательстве // «Налоговое планирование», № 4, 2002 г. С. 4.

2 Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.98 N 145-ФЗ (ред. от 08.08.2001).

1 Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 31.12.2002).

2 Приказ МНС РФ от 02.04.2002 N БГ-3-21/170 «Об утверждении методических рекомендаций по применению главы 26 «Налог на добычу полезных ископаемых» Налогового кодекса Российской Федерации».