СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...............2
1.Предназначение и функции программы……………………….………………3
2. Структура программы исследования и основные требования к ней..............6
3.Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования……..……………………….…..…………….14
Заключение……………….……………………………...……………………….15
Список литературы…………………...………………………………………….16
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы работы в том, что программа социологического исследования - это документ, служащий руководством в течение всего исследовательского процесса. Этот документ включает в себя формулировку и обоснование научной проблемы, определение цели исследования, его объекта и предмета, логический анализ основных понятий, формулировку гипотез исследования, задачи исследования, выборку объекта исследования, рабочий план исследования, методические и вспомогательные материалы.
Формулировка и обоснование научной проблемы представляет собой первый и самый важный шаг в социологическом исследовании. В процессе формулировки проблемы нужно стремиться к тому, чтобы в ней получили наиболее точное отражение проблемная ситуация и обусловившие её социальные противоречия. Определение цели исследования предполагает такое изменение социальной ситуации в результате реализации выработанных рекомендаций и мероприятий, которое ведет к решению социальной проблемы. При этом могут быть поставлены и промежуточные цели – получение наиболее полной информации, выработка рекомендаций, участие в подготовке тех или иных решений, контроль над внедрением результатов исследования. Социальная проблема не существует сама по себе и всегда предполагает своего носителя – ту общность людей и их деятельность, с которыми она неразрывно связана. Следовательно, объектом социологического исследования выступает носитель той или иной социальной проблемы (население города, коллектив предприятия). Предмет исследования – это те процессы, отношения и свойства объекта, которые в наиболее полном виде выражают исследуемую проблему (скрывающееся в ней противоречие) и подлежат изучению (социально-психологический климат в коллективе, занятость населения города, адаптация молодых кадров на предприятии).
1. Предназначение и функции программы
Программа социологического исследования – это изложение основных принципов, теории и методологии исследования, описание его процедуры и организации. Плохо разработанная программа не позволяет достичь каких-либо значимых научных и практических результатов. Программа выполняет в социологическом исследовании три основные функции: методологическую, методическую и организационную.
Методологическая функция программы социологического исследования состоит в том, что программа позволяет: определить научную проблему, для решения которой проводится исследование; сформулировать цели и задачи исследования; зафиксировать исходное представление об изучаемом объекте; установить отношение данного исследования к ранее выполненным или параллельно выполняемым исследованиям по аналогичным проблемам.
Методическая функция программы состоит в том, что программа позволяет разработать общий логический план исследования, на основе которого осуществляется цикл исследования: теория - факты - теория. Кроме того, методическая функция показывает, как использовать методы сбора и анализа информации, позволяет разработать процедуру исследования, проводить сравнительный анализ полученных результатов аналогичных исследований.
Организационная функция обеспечивает разработку четкой системы разделения труда между членами исследовательского коллектива, облегчает контроль за ходом исследования. Методологический раздел программы начинается с формулировки проблемы исследования, определения объекта и предмета социологического познания. Выполнению этой задачи способствует анализ проблемной ситуации, которую можно определить как возникающие в процессе социально-исторического развития общества (общностей, групп и т.д.) противоречия между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных действиях и незнанием путей, средств и методов реализации этих необходимых действий.
Познавательная - получение новых знаний об изучаемых объектах. Она выражается в том, что наряду с общей социологией помогает обществу глубже понять сущность социальных процессов и явлений, раскрыть динамику, тенденции и перспективы их развития.
Практическая - выработка практических рекомендаций с целью совершенствования изучаемых явлений и процессов.
Нормативно-ценностная - выражение целей, норм, ценностей, соответствующих потребностям общества на данном этапе его развития.
Гносеологическая - конкретизация основных вопросов теории познания, применительно к данному познавательному процессу. Выражающаяся в том, что она позволяет установить и изучить признаки, характеризующие состояние изучаемых социальных объектов, в том числе признаки социальной напряженности, экстремальных ситуаций, конфликтов, а это содействует своевременному принятию необходимых управленческих решений, способствующих поддержанию социальной системы в динамичном и устойчивом состоянии.
Информационная - сбор и обработка информации, ознакомление общественности с результатами исследования, заключается в том, что она на основе познания социальных процессов и явлений предоставляет в распоряжение общества, его обучающих и управляющих структур, предпринимательских, коммерческих и иных организаций информацию об интересующих их социальных объектах, особенностях их изменения и развития в современном обществе. Эта функция позволяет прикладной социологии стать важным фактором информатизации социологического пространства, в рамках которого происходят все явления и процессы общественной жизни.
Логическая - последовательное выполнение основных этапов и отдельных исследовательских процедур. Заключается в том, что она способна выполнять технологизацию социального пространства, т.е. разрабатывать и применять в практике управления социальные технологии, методы выявления и использования скрытых резервов и потенциалов социальной системы, помогать управляющим структурам получать оптимальные социальные результаты при наименьших материальных и организационных издержках.
Отсутствие или неполная разработанность программы отличает спекулятивные и недобросовестные исследования. Поэтому при проведении экспертизы качества социологического исследования особое внимание уделяется проверке научной состоятельности его программы. Невнимание к построению корректной и полной в научном плане программы существенно сказывается на качестве проводимого исследования, значительно сужает познавательные возможности социолога, а также снижает актуальность и социальную.
Анализ проблемной ситуации должен начинаться с выявления противоречий, характеризующих данную ситуацию (например, между потребностью человека в трудоустройстве и возможностями современного рынка труда). При формулировке указанных противоречий большое значение имеют знания, научный опыт социолога и некоторая информация о предмете анализа (например, исследования других социологов по данной теме), позволяющая описать изучаемую ситуацию. Результатом анализа проблемной ситуации должна являться формулировка темы исследовательского проекта, которая обязательно содержит в себе указания на предмет анализа.
2. Структура программы исследования и основные требования к ней
Структура программы:
Методологический раздел:
- формулировка проблемы,
- определение цели и задач исследования,
- определение объекта и предмета исследования,
- интерпретация основных понятий,
- предварительный системный анализ объекта исследования,
- выдвижение гипотез.
Методический раздел:
- стратегический план исследования,
- построение выборки,
- разработка основных процедур сбора и анализа исходных данных.
Разработка программы начинается с обоснования и формулировки проблемы. В основе любой социальной проблемы лежит какое-то реальное жизненное противоречие. Надо его обнаружить и четко сформулировать. [4, с. 152]
Перед началом исследования полезно задаться вопросом, а не известен ли уже ответ на вопрос, решение проблемы? Если в результате исследования получится «изобретение велосипеда», то вряд ли стоит его проводить. Формулировка проблемы в значительной степени определяет вид исследования. Формулировка проблемы задает цель, задачи, а также объект и предмет исследования, т.е. целый ряд последующих элементов программы. Все элементы программы достаточно жестко связаны между собой и образуют единое целое. Забвение этого правила приводит к неудачам, а то и к провалу исследования. Следующий шаг – определение цели и задач исследования.
Цель – это общая направленность исследования, то, что должно быть достигнуто в результате работы. Цель может быть как теоретической, так и практической (в зависимости от этого и само исследование будет теоретическим или эмпирическим). Задачи конкретизируют цель, определяют средства ее достижения. Это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задачи исследования могут быть основными и не основными.
Они формируют вопросы, на которые должен быть получен ответ, и благодаря этому будет реализована цель исследования. Затем определяются объект и предмет исследования.
Объект исследования – подлежащее исследованию явление или процесс. Объект исследования характеризуется количественно, структурно, а также с точки зрения его пространственной и временной ограниченности. Предмет исследования – те свойства, стороны объекта, которые подлежат изучению. Это могут быть какие-то виды или характеристики деятельности, потребности, интересы, мотивы, ценностные ориентации и т.п.
Гипотеза – научное предположение, призванное объяснить какие-либо факты или явления, но пока не подтвержденные, не проверенные. Гипотезы должны быть сформулированы лаконично и однозначно, не должны содержать утверждений противоречащих уже доказанным фактам. Основные требования к гипотезам – ясность, непротиворечивость и проверяемость. Значение гипотез состоит в том, что они ориентируют и направляют исследование. Лучше выдвинуть плохие гипотезы, чем не выдвигать никаких, тогда исследование будет разворачиваться хаотично и бессистемно.
Каждая гипотеза должна быть проведена соответствующим блоком вопросов в анкете. Гипотезы наиболее тесно связаны с двумя элементами программы – с задачами и с системным описанием объекта. По существу они представляют собой предположительные ответы на поставленные в задачах вопросы, причем, формулируя эти предварительные ответы, мы обращаемся к объяснительной схеме объекта. Различают гипотезы рабочие и научные, первичные (выдвигаемые до полевого исследования) и вторичные (выдвигаемые после его проведения). Могут быть гипотезы-основания и гипотезы-следствия, описательные (предположение о фактах, относящихся к проблеме), объяснительные (предположения о причинно-следственных связях объекта) и прогностические (предположения о возможном варианте развития событий, о перспективах изменения гипотезы). Выдвижение гипотез – заключительный элемент методологического раздела программы.
Программа задает направление исследования, не позволяет ему «рассыпаться». Она должна быть четкой и продуманной, логически последовательной и достаточно гибкой, с тем, чтобы вовремя вносить в нее необходимые коррективы.
Социальные проблемы существенно, разняться по своей масштабности. Одни не выходят за рамки некоторого коллектива (групповые, локальные проблемы), другие затрагивают интересы целых регионов, больших социальных групп и общественных институтов (региональные и институциональные проблемы). Наконец, на высшем уровне социальная проблема затрагивает интересы и потребности всего общества в целом, становится социетальной. В силу субъективных причин в нашей стране долгое время не осознавалась и не выдвигалась как практическая задача необходимость глубоких перемен в экономике и общественно-политической жизни, их революционной перестройки. А между тем "на определенном этапе страна начала терять темпы движения, начали накапливаться трудности и нерешенные проблемы, появились застойные и другие чуждые социализму явления. Все это серьезно сказывалось на экономике, социальной и духовной сферах".
Основная предпосылка для выбора принципиального плана — состояние наших знаний к моменту сбора эмпирических данных и отсюда — возможность для разработки гипотез. Можно выделить четыре основных варианта стратегии исследовательского поиска.
1.Формулятивный (разведывательный) план применяется в случае, если об объекте исследования имеется самое смутное представление и социолог не в состоянии выдвинуть никаких гипотез. Цель плана — выявление проблем и формулировка гипотез.
2.Описательный (дескриптивный) вариант исследования возможен, когда знания объекта достаточно для выдвижения описательных гипотез. Цель плана — строгое описание качественно-количественных особенностей социальных структур, процессов и явлений.
3.Аналитико-экспериментальный план - наиболее сильный вариант исследовательского поиска. Его применяют лишь при условии достаточно высоких знаний в изучаемой области, что позволяет выдвинуть объяснительные предположения. Цель плана – исследование функциональных взаимосвязей и казуальных отношений. Особую разновидность аналитико-экспериментального плана образуют исследования, цель которых - поиск управленческих решений. В том и другом случае социолог пользуется логикой экспериментального анализа, но при организации практического эксперимента возникают специфические задачи, отличные от тех, которые приходится решать при работе по аналитико-экспериментальному плану в научных целях. Перечисленные варианты общего плана относятся к разовым обследованиям, в которых сбор данных осуществляется в максимально короткие сроки во избежание искажающих временных воздействий.
4. План повторно-сравнительного исследования в отличие от трех предыдущих применяется для выявления тенденций социальных процессов и предполагает сопоставление данных в значительном временном интервале. Сравнительные исследования проводятся также и в рамках одного временного интервала для того, чтобы установить общность и специфику социальных проблем в региональном, социально-культурном и других разрезах. В таблице 1 выделены существенные особенности каждого исследовательского плана, включая требования, предъявляемые к организации выборки.
Таблица 1
В подавляющем большинстве случаев социолог использует тот или иной способ выделения из большой совокупности явлений и объектов изучения некоторую их часть в надежде, что на этой выборочной совокупности могут быть выявлены свойства объекта исследования в целом.
Тип и способы выборки прямо зависят от целей исследования и его гипотез. Чем конкретнее цель и чем яснее сформулированы гипотезы, тем правильнее будет решен вопрос о выборке. Наиболее строгие требования предъявляются к выборкам дескриптивных и аналитико-экспериментальных исследований, наименее строгие — к исследованиям по разведывательному плану.
В последнем случае отбор "единиц наблюдения" на объекте подчиняется довольно простым правилам: следует выделять полярные группы по существенным для анализа критериям. Численность таких несистематических выборок строго не определяется. Все зависит от состояния получаемой информации. Наблюдение или опрос в таком исследовании продолжаются до тех пор, пока не обнаружится, что получена информация, достаточно разнообразная для формулировки гипотез.
Следовательно, состав и объем выборки заранее не фиксируются, а устанавливаются опытным путем по мере развития исследования. В сочетании трех параметров — половозрастной структуры, социально-профессионального состава, пространственной локализации — можно, как правило, быть уверенным, что выборка будет представительна для решения многих социальных проблем. Понятно, что это правило имеет исключения в зависимости от конкретных условий и особых целей исследования (например, в этнически неоднородной среде существенно иметь в виду репрезентацию по критерию национальной принадлежности). Мера подобия выборочной модели структуре генеральной совокупности оценивается ошибкой выборки, а пределы допустимой ошибки опять-таки зависят от цели исследования.
Объем выборки зависит от трех условий: (а) от меры однородности социальных объектов по наиболее существенным для исследования характеристикам; (б) от степени дробности группировок анализа, планируемых по задачам исследования; (в) от целесообразного уровня надежности выводов из предпринимаемого исследования.
Требования к программе.
Первое требование — необходимость программы. Беспрограммное исследование напоминает поиск методом проб и ошибок: расход энергии часто не оправдывает познавательный эффект. В ходе исследования обнаруживается, что понятия не "покрываются" эмпирическими данными, при отсутствии гипотез неясно, как обрабатывать материал. Попытки сформулировать эти вопросы на стадии анализа данных приводят к разочарованиям: материал был собран не полностью, выборка не
удовлетворяла задачам работы, получены ответы не на те вопросы, которые планировались вначале. В конце работы исследователи приходят к выводу, что теперь они проделали бы все это совершенно иначе. Подобный вывод нередко возникает и при работе по тщательно сформулированной программе. Но здесь сомнения и новые вопросы имеют продуктивный характер, возникают более обоснованные гипотезы, требующие специальной целенаправленной проверки по новой программе. Такая неудовлетворенность достигнутым результатом — плод творческого поиска, тогда как в первом случае она является итогом неиспользованных возможностей. [1, с. 275]
Второе требование - эксплицитность программы. Все ее положения должны быть четкими, все элементы продуманы в соответствии с логикой исследования и ясно сформулированы. Интуитивный набросок программы не может заменить строгую обоснованность всех исходных посылок и правил процедуры. Кроме того, программа является документом, единым для всего научного коллектива, коль скоро социальные исследования невозможно провести в одиночку и требуется участие многих специалистов. При отсутствии ясно выраженной программы участники исследования теряют общий язык, тратят время на увязывание и уточнение вопросов, которые не возникли бы, будь у них общая программа.
Третье требование — логическая последовательность всех элементов программы. Нельзя начать с выбора принципиального плана, не представляя Цели и задачи исследования. Бессмысленно пытаться формулировать частные гипотезы, не представляя объект в целом (хотя бы на уровне общих гипотез). Нельзя начинать отработку методов сбора данных, не имея принципиального плана исследования в целом и до того, как ключевые понятия подверглись эмпирической интерпретации.
Четвертое требование - гибкость программы. Кажется, что оно противоречит предыдущему. Но в действительности гибкость программы подчеркивает связанность всех ее звеньев в динамике развития процесса исследования, обязывает систематически обозревать все разделы программы по мере того, как обнаруживаются ошибки в каком-то отдельном звене.
3.Заполните таблицу, раскрывающую основные этапы разработки программы социологического исследования
Этап разработки программы |
Содержание |
Проблемная ситуация |
Формулировка проблемы - практичной или теоретической в сфере культуры и досуга. Проблема - противоречия между реальным состоянием изучаемого объекта или явелния и возможным состоянием, значительно отличающимся в лучшую сторону (противоречия между реальным уровнем физического развития и состоянием здоровья современной молодежи с одной стороны, и необходимостью укрепления здоровья людей как национального генофонда с другой стороны). |
Область целепологания |
Формулирование цели социологического исследования. Цель - конечный результат социального исследования, который требуется получить в итоге. |
Область разработки общей концепции |
пределение задач социологического исследования. Задача - последовательно выстроенные, лаконично и с научной точки зрения сформулированные этапы проведения социологического исследования |
Область процедурно-методического раздела программы |
Техническая обработка собранного материала, заключающаяся в подсчете показателей по различным вопросам и т.д. Анализ обработанного материала, составление таблиц, графиков и диаграмм, написание текстового отчета о полученных результатах. Формулирование практических рекомендаций, направленных на улучшение работы в сфере досуга. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социологическое исследование начинается с разработки программы, включающей теоретическое обоснование методологических подходов и методических приемов изучения конкретного социального явления или процесса. Программа включает ряд элементов, из которых выделим наиболее значимые. Это определение проблемы исследования, суть которой составляет реальное жизненное противоречие как частного, так и общего характера.
Важной составляющей является разработка гипотезы, т. е. предположения об изучаемом явлении, которое в результате исследования может быть подтверждено, либо опровергнуто. Могут быть основная и вспомогательные гипотезы. Сама по себе разработка гипотезы — сложный познавательный акт, требующий подготовки и основывающийся на предшествующем познании предмета исследования. Программа включает также характеристику понятийных и эмпирических индикаторов, выявление объекта исследования, инструментарий. Объект исследования составляет та или иная общность людей, отражающих какую-либо социальную проблему.
Вся общность, на которую распространяются исследования, носит название генеральной совокупности. Но поскольку абсолютное большинство исследований носит не сплошной характер, а выборочный, то очень важно грамотно, по определенным правилам отобрать необходимое количество людей для опроса, т. е. провести выборку. В этом случае микромоделью генеральной совокупности является выборочная совокупность, т. е. отобранное по строго заданному правилу определенное число элементов генеральной совокупности, подлежащее непосредственному исследованию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бабосов Е.М. Прикладная социология. Минск, 2000.
2. Социология. Учебник для вузов (А.И. Кравченко и В.Ф. Анурин). Питер, 2007.
3. Социология. Учебник для вузов./под ред. проф. Лавриненко В.Н. 3е изд., М., ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. Книга 1-2. - М., 1990.
5. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. 2е изд., М., КД «Университет», 2001.
6. Пузиков В.Г., Тимофеев А.Ф. Прикладная социология. Учебно-методическое пособие. Омск, НОУ «ОГУ», 2003.