Содержание


Введение_______________________________________________________ 3

Глава 1. Понятие и признаки органов государственной власти________ 4

Глава 2. Классификация органов государственной власти___________ 10

Глава 3. Система государственных органов в Российской Федерации__ 13

3.1. Законодательные органы власти___________________________ 13

3.2. Исполнительные органы власти____________________________ 14

3.3. Судебная власть__________________________________________ 22

Заключение___________________________________________________ 28

Литература___________________________________________________ 30


Введение


В середине 80-х годов XX века Россия вступила в период реформ, которые, коснулись всех сфер жизни общества. На наших глазах меняются многие принципы жизни общества, появляются новые идеологические основы функционирования, устройства, развития государства. Все прочнее в нашу жизнь входят такие понятия, как гуманизм, демократия, правовое государство, гражданское общество и многие другие. Для построения правового государства необходима хорошо организованная система органов государственной власти.

Государственная власть в правовом государстве не является абсолютной. Это обусловлено не только господством права, связанностью государственной власти правом, но и тем, как организована государственная власть, в каких формах и какими органами она осуществляется.

Существуют различные органы государственной власти благодаря которым осуществляется управление государством. Но для достижения демократического развития общества необходимо четкое разграничение органов государственной власти. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой.

В данной работе мы рассмотрим понятие и виды органов государственной власти в Российской федерации. В первой главе мы раскроем понятие и признаки органов государственной власти, затем остановимся на их классификации по различным основаниям и в третьей главе рассмотрим виды органов государственной власти в зависимости от основной формы осуществления полномочий: органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Глава 1. Понятие и признаки органов государственной власти


Государственный орган — это звено (элемент) механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властны ми полномочиями.

Под государственными органами обычно подразумевают те, которые занимаются правотворческой (законодательной) деятельностью (парламенты). Исполнительно-распорядительные структуры (правительства, министерства, ведомства и т. д.) именуются органами управления.

Вместе с тем, несмотря на относительное обособление в рамках государственного аппарата законодательной, исполнительной и судебной ветвей, ни одна из них в демократическом обществе не может обладать верховенством перед другими. Представляющие их органы наделены необходимыми властными полномочиями и образуют единую систему органов государственной власти. Последним термином мы и будем пользоваться в дальнейшем применительно ко всем структурным звеньям аппарата Российского государства.

Раскрытие понятия, признаков данного органа позволяет глубже познать механизм государства в целом.

1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, автономией, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями.

2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Они абстрагированы от семейных, гражданских и других отношений, не имеющих связи с государственной службой, являются официальными.

Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др.

К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь.

Служащие государства непосредственно материальных благ не производят, поэтому содержание их возлагается на общество. Они получают заработную плату в государственном органе согласно занимаемой должности.

3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать.

4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность.

5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения.

6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета).

7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы.

Будучи разновидностью социальной власти, государственная власть обладает всеми признаками последней. Вместе с тем она имеет немало качественных особенностей. Важнейшая особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» обычно отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости.

Основоположники марксизма характеризовали государственную (политическую) власть как «организованное насилие одного класса для подавления другого»[1]. Для классово-антагонистического общества такая характеристика в общем и целом верна. Однако любую государственную власть, тем более демократическую, вряд ли допустимо сводить к «организованному насилию». В противном случае создается представление, что государственная власть – естественный враг всему живому, всякому творчеству и созиданию. Отсюда неизбежно негативное отношение к органам власти и лицам, ее олицетворяющим. Отсюда и далеко не безобидный социальный миф о том, что всякая власть – зло, которое общество вынуждено терпеть до поры до времени. Этот миф является одним из источников разного рода проектов свертывания государственного управления, вначале умаления роли, а затем и уничтожения государства.

Между тем функционирующая на научной основе подлинно народная власть – великая созидательная сила, обладающая реальной возможностью управлять действиями и поведением людей, разрешать социальные противоречия, согласовывать индивидуальные или групповые интересы, подчинять их единой властной воле методами убеждения, стимулирования, принуждения.

Особенностью государственной власти является и то, что ее субъект и объект обычно не совпадают, властвующий и подвластные чаще всего отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами властвующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает тенденция сближения субъекта и объекта власти, ведущая к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным; как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право да и должен активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина – участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются одновременно объектом и субъектом власти.

Вместе с тем и в демократическом государственно-организованном обществе полного совпадения субъекта и объекта нет. Если демократическое развитие приведет к такому (полному) совпадению, то государственная власть утратит политический характер, превратится в непосредственно общественную, без органов государства и государственного управления.

Государственная власть реализуется через государственное управление – целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом, те или иные его сферы (экономическую, социальную, духовную) на основе познанных объективных законов для выполнения стоящих перед обществом задач и функций[2].

Еще одна важнейшая особенность государственной власти состоит в том, что она проявляется в деятельности государственных органов и учреждений, образующих механизм (аппарат) этой власти. Она потому и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Видимо, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. С научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать сам властвующий субъект. Например, народ через референдум и другие институты непосредственной (прямой) демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а либо элите, либо классу, либо народу. Властвующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Государственная власть может быть слабой или сильной, но лишенная организованной силы, она теряет качество государственной власти, так как становится неспособной провести волю властвующего субъекта в жизнь, обеспечить законность и правопорядок в обществе. Государственную власть не без оснований называют централизованной организацией силы. Правда, любая власть нуждается в силе авторитета: чем глубже и полнее власть выражает интересы народа, всех слоев общества, тем больше она опирается на силу авторитета, на добровольное и сознательное подчинение ей. Но пока существует государственная власть, будут у нее и Предметно-материальные источники силы – вооруженные организации людей или силовые учреждения (армия, полиция, органы государственной безопасности), а также тюрьмы и другие принудительные вещественные придатки. Организованная сила обеспечивает государственной власти принудительную способность, является ее гарантом. Но она должна направляться разумной и гуманной волей властвующего субъекта. Если государственная власть для решения внутренних проблем опирается только на предметно-материальную силу, это верное доказательство ее нестабильности и непрочности, отсутствия у нее глубоких и прочных корней в обществе. Применение всей наличной силы имеет безусловное оправдание при отражении агрессии извне или пресечении преступности.

Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы.

 

 

 

Глава 2. Классификация органов государственной власти

 

По территории действия выделяют федеральные органы власти и органы власти субъектов Федерации.

Первые реализуют свои полномочия на всей территории России, вторые — в границах соответствующего субъекта.

В зависимости от основной формы осуществления полномочий различают органы законодательной (представительной), исполнительной и судебной власти.

Основной формой деятельности законодательных (представительных) органов является издание нормативно-правовых актов (законов), исполнительных — оперативная деятельность по социальному управлению, судебных — разрешение споров, возникающих между участниками общественных отношений, защита их прав.

Условность классификации заключается в том, что, во-первых, она не полностью охватывается принципом разделения властей, в рамках которого сложно определить точное место такого государственного органа власти, как прокуратура. Во-вторых, исполнительные и судебные органы в пределах их компетенции тоже могут издавать соответствующие юридические нормы, что сближает их деятельность с нормотворческой деятельностью органов законодательных.

На уровне федерации законодательная власть представлена Федеральным Собранием; исполнительная — Правительством; судебная — Конституционным Судом. Верховным Судом и Высшим Арбитражным Судом.

В субъектах Федерации законодательные (представительные) и исполнительные органы называются по-разному (например, в Челябинской области — это Законодательное Собрание и администрация, в Московской —Правительство, и т. п.). Судебную власть в них осуществляют Конституционные суды. Верховные суды и Высшие Арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, суды автономной области и автономных округов, а также краевые, областные, городские арбитражные суды и арбитражные суды автономной области и автономных округов.

По порядку принятия решений государственные органы делятся на единоначальные (например: Президент России, глава областной администрации) и коллегиальные (Федеральное Собрание, Правительства (Советы Министров) и т. д.).

По способу формирования различают первичные органы, избираемые непосредственно населением путем выборов (например, органы законодательной власти), и производные, в формировании которых население прямого участия не принимает (суды, прокуратура и др.).

Наглядно классификацию органов государственной власти можно представить на следующей схеме[3]:



По характеру компетенции выделяют органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать достаточно широкий круг вопросов (например, парламент, правительство). Органами специальной компетенции являются министерства, ведомства, которые специализируются на деятельности в одной сфере общественной жизни, выполнении одной функции (например, Министерство юстиции, Министерство культуры и т.д.).

По характеру выполняемых ими задач различают четыре основные группы государственных органов: законодательные, исполнительно-распорядительные, судебные и контрольные.

По длительности действия различаются постоянные, создание которых предусмотрено конституциями государств и которые функционируют на постоянной основе, и временные, формирование которых связано с решением неотложных задач, вызвано чрезвычайными обстоятельствами, например военным положением, которое вводится на определенный срок, а следовательно, действие создаваемых временных органов также ограничено.

По положению в иерархической структуре аппарата государства (или по объему властных полномочий) органы государства подразделяются на высшие и местные. Полномочия высших органов государства распространяются на всю территорию данного государства, а местные органы действуют в пределах административно-территориальных единиц.


Глава 3. Система государственных органов в Российской Федерации


3.1. Законодательные органы власти


Законодательные (представительные) органы государственной власти в Российской Федерации в соответствии с провозглашенным Конституцией принципом разделения властей самостоятельны. Они образуются на федеральном уровне, в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах — субъектах федерации.

Несмотря на конституционную обособленность законодательной и исполнительной власти современная система представительных органов в России окончательно не установилась. Она противоречива и характеризуется двумя основными тенденциями: корпоративной и парламентской.

Парламентская организация законодательных (представительных) органов государственной власти Федерации и ее субъектов стала развиваться после прекращения в сентябре 1993 г. функций Съезда народных депутатов и Верховного Совета РФ, полномочий народных депутатов[4]. Акт Президента — противоречил действовавшей в то время Конституции. Это подтвердил Конституционный Суд РФ решением от 28 сентября 1993 г. [5] Впоследствии Президент приостановил деятельность Конституционного Суда, а также прекратил осуществление полномочий Советов народных депутатов всех уровней, кроме республиканских[6]. Советы в краях, областях, автономной области, автономных округах и городах республиканского значения заменялись представительными органами (собраниями, думами и т. д.) в составе 15—50 депутатов, исполняющих свои обязанности на постоянной основе. Срок полномочий представительных органов устанавливался в два года, а сами полномочия ограничивались: их исполнительные и распорядительные функции передавались соответствующей администрации; бюджеты утверждались по согласованию с руководителем администрации; в случае самороспуска или неработоспособности советов из-за отсутствия необходимого кворума их функции поручались администрации.

Конституция России, принятая в декабре 1993 г., наделила законодательные (представительные) органы исключительным правом принятия законов, утверждения бюджета, предоставила возможность контролировать деятельность правительства и Других исполнительных органов, ратифицировать международные договоры и т. д. Начался нелегкий процесс повышения роли представительных органов, расширения их компетенции, углубления принципа разделения властей, укрепления законодательной власти.

Выборы (формирование) законодательных органов государственной власти Федерации и ее субъектов осуществляются на разных принципах.

Федеральные формируются на основе Конституции и федеральных законов. Органы законодательной власти субъектов Федерации избираются в соответствии с региональным законодательством. Во втором случае выборы, как правило, проводятся по одномандатной мажоритарной системе. Может использоваться и смешанная система выборов. Однако в настоящее время она допускается лишь на экспериментальной основе с согласия Центральной избирательной комиссии. Указанное ограничение не распространяется на проведение выборов в законодательные (представительные) органы государственной власти республик.


3.2. Исполнительные органы власти


Органы государственного управления именуются в законах органами исполнительной власти.

Согласно Конституции эту власть Российской Федерации осуществляет Правительство России[7], с участием министерств и иных федеральных органов (комитетов, агентств, департаментов, служб, управлений) [8].

Правительство России

Правительство России состоит из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатели правительств республик в составе России входят в федеральное правительство по должности.

Председатель Правительства назначается Президентом с согласия Государственной Думы. Предложение о кандидатуре Председателя вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.

Дума рассматривает представленную Президентом кандидатуру Председателя Правительства в течение недели. Если она трижды не согласится с предложенной кандидатурой. Президент может распустить Думу, определить время проведения новых выборов и самостоятельно назначить Председателя Правительства.

Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Он же предлагает главе государства кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. В соответствии со ст. 113 Конституции Председатель определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу, руководствуясь принципами федерализма, разделения властей, гласности.

Компетенция Правительства

В пределах своей компетенции Правительство организует исполнение норм Конституции, конституционных и федеральных законов, других актов Федерального Собрания, указов Президента. Контролирует исполнение этих актов, принимает меры к устранению допущенных нарушений.

Осуществляет меры по обороне страны, государственной безопасности, реализации внешней политики России, обеспечивает законность, права и свободы граждан, охрану собственности и общественного порядка, борьбу с преступностью.

Обладает правом законодательной инициативы в Государственной Думе, в пределах своей компетенции издает нормативно-правовые и иные акты. По предметам совместного ведения оно согласовывает принимаемые решения с правительствами республик, администрациями других субъектов Федерации, рассматривает и учитывает их предложения.

Правительство издает постановления и распоряжения. Постановлениями оформляются решения, имеющие нормативный характер. Решения по оперативным и другим текущим вопросам оформляются в виде распоряжений.

Акты российского Правительства обязательны к исполнению на всей территории Федерации. Они не могут противоречить Конституции, законам, указам Президента.

Председатель определяет основные направления деятельности Правительства, организует его работу, руководит заседаниями, распределяет обязанности между заместителями, представляет Правительство в международных отношениях, осуществляет другие полномочия, предоставленные Конституцией и законами. Оно временно исполняет обязанности Президента в случае отсутствия последнего или невозможности исполнения им полномочий по иным причинам.

Срок полномочий Правительства определяется периодом полномочий Президента. Перед вновь избранным Президентом Правительство в соответствии с Конституцией России[9] должно сложить свои полномочия.

Существуют случаи, когда Правительство прекращает свою деятельность раньше положенного срока. Например, при отставке, решение о которой принимается Президентом по собственной инициативе либо по инициативе самого Правительства. В последнем случае Президент вправе отклонить заявление.

Основанием для отставки может быть недоверие Правительству, выраженное Государственной Думой. Президент вправе согласиться или не согласиться с выраженным недоверием. При повторном выражении недоверия в течение трех месяцев Президент либо объявляет об отставке Правительства, либо распускает Думу.

Вопрос о недоверии перед Государственной Думой вправе поставить Председатель Правительства. Если в доверии отказывают, то в течение семи дней после отказа Президент принимает решение об отставке или о роспуске Думы.

После отставки или сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования в новом составе.

Федеральные органы исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции

К федеральным органам исполнительной власти отраслевой, межотраслевой и специальной компетенции относятся министерства и иные государственные органы

Федеральные министерства являются центральными органами отраслевого управления в областях хозяйственного, социально-культурного и административно-политического строительства. В отдельных случаях министерства могут выполнять некоторые функции межотраслевого управления. Отраслевыми являются, например, министерства топлива и энергетики, образования, культуры. Межотраслевыми — министерство экономики, финансов, по делам национальностей и региональной политике.

К иным федеральным органам исполнительной власти относятся государственные комитеты, комитеты, а также структуры, которые называют “ведомствами”. Это федеральные службы, агентства, федеральные агентства, департаменты, федеральные надзоры, управления, главные управления.

Государственные комитеты и комитеты — это органы межотраслевого управления. Например, Государственный комитет по вопросам архитектуры и строительства. Государственный комитет по стандартизации, метрологии и сертификации. Некоторые комитеты осуществляют отраслевое управление, например. Комитет РФ по кинематографии. Другие выполняют как отраслевые, так и межотраслевые функции, например. Комитет РФ по машиностроению осуществляет государственное регулирование в машиностроительной промышленности и межотраслевую координацию в области машиностроения.

Ведомства, как правило, — органы отраслевого управления. Таковы, например, государственная налоговая служба. Российское космическое агентство, служба лесного хозяйства.

Деятельность некоторых ведомств имеет межотраслевую направленность. Особое место среди них занимают надзоры: Федеральный горный и промышленный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности.

Органом специальной компетенции является Центральный банк Российской Федерации, осуществляющий государственное управление банковской деятельностью и регулирующий отношения в сфере денежного обращения, безналичных расчетов, валютного регулирования. Центральный банк осуществляет кассовое исполнение бюджетов всех уровней,

Руководители федеральных органов исполнительной власти имеют статус министров, однако называются по-разному. Министерства возглавляют министры, государственные комитеты и комитеты — председатели, федеральные службы — директора. Положения о федеральных органах исполнительной власти утверждаются Президентом или по его поручению — Правительством.

Некоторые федеральные органы исполнительной власти подчинены непосредственно Президенту — министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, главное управление охраны, служба внешней разведки, федеральная служба контрразведки. Федеральные органы исполнительной власти функционируют на принципах единоначалия коллегиальности. Единоначалие обеспечивает единство федеральной исполнительной власти.

Коллегиальность — возможность коллегиального обсуждения и принятия решений.

Федеральные министры издают приказы и инструкции, дают указания, государственные комитеты принимают постановления, а их председатели — приказы и инструкции. Такие же акты издают руководители других федеральных органов исполнительной власти.

Органы государственного управления (исполнительной власти) субъектов федерации

В единую систему исполнительной власти в Российской Федерации входят помимо федеральных также органы исполнительной власти субъектов Федерации, которые осуществляют кроме собственных полномочия по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, а равно полномочия, переданные федеральными органами исполнительной власти органам субъектов Федерации.

В республиках России к их числу относятся: советы министров (правительства), министерства, государственные комитеты, ведомства, а также другие органы специальной компетенции, подведомственные непосредственно республиканским правительствам.

В краях, областях и автономных образованиях исполнительную власть осуществляют администрации (правительства). В Москве и Санкт-Петербурге подобные органы состоят из главы администрации (мэра), возглавляемого им правительства и подчиненных ему других управленческих структур. К последним относят комитеты, управления, отделы, службы, а также территориальные подразделения, именуемые, например, в Москве префектурами.

В большинстве республик России правительства формируются президентами с согласия представительных (законодательных) органов власти. Там, где нет президентов, формирование правительства осуществляется непосредственно высшим законодательным органом.

Главы администраций краев, областей, городов федерального значения и автономных образований, если они не избраны населением, назначаются на должность и освобождаются от должности указами Президента по представлению Председателя Правительства России.

Полномочия основных исполнительных органов власти субъектов Федерации аналогичны полномочиям Правительства России с тем отличием, что реализуются на региональном уровне. Они разрабатывают и осуществляют программы в области управления экономикой, культурой, социальной политикой, распоряжаются и управляют имуществом, относящимся к собственности субъекта Федерации, осуществляют меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью. Правительства и администрации субъектов Федерации разрабатывают и представляют на утверждение представительному (законодательному) органу бюджет, обеспечивают его исполнение и отчитываются об этом. Они представляют интересы территорий в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в отношениях с другими субъектами Федерации, а также в соответствии с законодательством могут вступать в отношения с органами и должностными лицами зарубежных государств и подписывать необходимые документы.

Эти органы обладают правом законодательной инициативы. Законопроекты, касающиеся введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, изменения финансовых обязательств субъектов Федерации, а также проекты других актов, предусматривающих расходы за счет бюджета, могут быть внесены в представительный орган лишь при наличии заключения правительства или администрации либо непосредственно от их имени. Главы администраций в установленном порядке подписывают и обнародуют законы, принятые представительными органами. Законы до истечения срока, установленного для их подписания, могут быть возвращены главой администрации в представительный орган для повторного рассмотрения. Если при повторном рассмотрении закон принят в прежней редакции, глава администрации обязан его подписать в установленном порядке.

Исполнительные органы издают постановления и распоряжения, которые вступают в силу с момента их опубликования. Постановления и распоряжения обязательны для исполнения на всей территории соответствующего субъекта Федерации.

Правительства республик, не получившие доверия в республиканских представительных органах, должны уходить в отставку. Органы, имеющие право выражать недоверие, указываются в республиканском законодательстве. Например, согласно Конституции Республики Татарстан к ним относятся Президент и Верховный Совет[10].

Положения о выражении недоверия главе администрации могут предусматриваться в законодательных актах субъектов Федерации. Механизм выражения недоверия и возникающие при этом последствия различны и определяются с учетом исторических, национально-культурных и иных местных традиций.


3.3. Судебная власть


Суд - это орган государства, осуществляющий правосудие в форме разрешения уголовных, гражданских и административных дел в установленном законами данного государства процессуальном порядке. В современных странах деятельность судов направлена на обеспечение конституционных устоев, охрану законных прав и интересов граждан и организаций.

 В системе государственных властей судебная власть выступает главным уравновешивающим механизмом, позволяющим эффективно направлять действие законодательной и исполнительной власти в правовые рамки. Система суда включает в себя различные специфические судебные учреждения: гражданские, административные, военные и иные суды.

 Будучи независимым от других властей, суд опирается только на закон и только ему подчиняется. При осуществлении правосудия он руководствуется такими демократическими принципами, как равенство всех перед законом и судом, участие присяжных заседателей, право обвиняемого на защиту, гласность судопроизводства.

Суд среди других органов государственной власти занимает особое место. Только суд своим решением может положить конец спору истца и ответчика, только суд может признать человека виновным в совершении преступления. Суд реализует права граждан на обжалование действий должностных лиц, рассматривает материалы о некоторых видах административный правонарушений. Никакой другой орган власти не правомочен выполнять эти задачи.

 В новой Конституции РФ, принятой на всенародном референдуме 12 декабря 1993г., в рамках принципа разделения властей идея отделения судебной власти от законодательной и исполнительной нашла свое выражение в четком выделении самостоятельной главы 7 "Судебная власть", наряду с главами 4 "Президент Российской Федерации", 5 "Федеральное Собрание", 6 "Правительство Российской Федерации".

 Разделение властей означает, что каждая власть имеет монополию на свои функции и не может выполнять функции других властей.


В судебную систему России входят все судебные органы:

 - Конституционный Суд РФ;

 - Верховный Суд РФ и суды общей юрисдикции, в отношении которых он осуществляет в предусмотренных законом процессуальных формах судебный надзор и дает обязательные для исполнения разъяснения по вопросам судебной практики;

 - Высший Арбитражный Суд РФ и все арбитражные суды, в отношении которых он наделен полномочиями судебного надзора и дачи разъяснений по вопросам разрешения экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами.

 Совокупность указанных судебных органов РФ связана единством задач по отправлению правосудия и процессуальной формой функционирования.

 В настоящее время в соответствии с Конституцией и законодательством о судоустройстве все суды обладают некоторыми организационными и функциональными связями, что дает основание рассматривать каждое из звеньев судебной системы в качестве ее элементов.

Конституционный суд РФ

 Конституционный суд РФ - специализированный орган правовой охраны Конституции. Его деятельность в данной области имеет контрольный характер. Это определяется прежде всего тем, что он наделен правом отмены актов, не соответствующих Конституции РФ.

 В СССР долгие годы функционировала система, в которой основная роль в конституционном контроле отводилась постоянно действующему высшему коллегиальному органу государственной власти: на уровне Союза ССР - Президиуму Верховного Совета СССР, на уровне республик - Президиумам Верховных Советов республик. Данная система на практике показала свою несостоятельность.

 В мае 1990 г. в СССР начал действовать Комитет конституционного надзора СССР. По более новаторском, перспективному пути пошла Россия. В 1991 г. в ней создается Конституционный Суд. Основные вопросы его организации и деятельности были урегулированы в Законе РСФСР[11]. Принятая в декабре 1993г. новая Конституция России внесла существенные изменения в статус Конституционного Суда, его компетенцию и т. д. Она более подробно, по сравнению с прежней, закрепила организацию и деятельность данного органа. Летом 1994г. был принят, в замен старому Закону "О Конституционном Суде РСФСР", новый Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации", подробно и всесторонне урегулировавший его организацию и деятельность. Четко определен статус Конституционного Суда как составной части судебной власти, как специализированного органа конституционного контроля. Статья 1 нового Закона гласит: "Конституционный Суд Российской Федерации - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства"[12].

Основными принципами деятельности Конституционного Суда является независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправность сторон.

Конституция России наделяет Конституционный Суд правом разрешать в данной области споры о компетенции между федеральными органами всех видов государственной власти; между органами всех видов государственной власти РФ и органами всех видов государственной власти субъектов РФ и между высшими государственными органами субъектов Федерации. Споры о компетенции органов могут касаться вопросов превышения компетенции или невыполнения компетенции тем или иным органом, выполнения органом полномочий другого органа и т. д.

Верховный суд РФ

Придание Верховному Суду РФ статуса высшего судебного органа не имеет абсолютного характера, оно ограничено сферой осуществления его компетенции: дела, подсудные судам "общей юрисдикции". Следовательно, по делам о проверке конституционности законов и иных нормативных актов, а также по делам об экономических спорах Верховный Суд не является высшим судебным органом, поскольку эти дела рассматривают соответственно Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и арбитражные суды субъектов РФ.

 Перечень дел, в отношении которых Верховный Суд выступает в качестве суда высшей инстанции, не является исчерпывающим. Помимо гражданских, уголовных и административных дел, в нем упомянуты и иные дела. Способ определения путем открытого перечня отражает ведущиеся поиски наиболее совершенных форм судебной деятельности.

 В настоящее время Верховный Суд РФ действует в составе Пленума, Президиума, Судебной коллегии по гражданским делам, Судебной коллегии по уголовным делам, и Военной коллегии. Полномочия Верховного Суда определены Законом РСФСР[13], Гражданским процессуальным и Уголовно-процессуальным кодексами РСФСР. Он рассматривает дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Последние три вида производства и есть деятельность, выполняя которую Верховный Суд, как сказано в статье 126, "осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор".

 Что касается его полномочий как суда первой инстанции, то Концепция судебной реформы, одобренная парламентом 24 октября 1991 г., предлагает максимально ограничить их либо вовсе отменить. Однако необходимо сохранить право судьи, обвиняемого в совершении преступления, настаивать на рассмотрении его дела Верховным Судом РФ по первой инстанции.

Арбитражный суд РФ

 В России, как и в других странах СНГ, судебная власть в сфере, относящейся к гражданским и административным делам, осуществляется двумя самостоятельными судебными системами: судами общей юрисдикции и арбитражными судами, возглавляемыми Высшим Арбитражным Судом РФ.

 Такой дуализм не известен большинству государств "дальнего зарубежья". Его можно объяснить существованием длительное время (свыше шестидесяти лет) в бывшем СССР и РСФСР самостоятельных, независимых от общих судов органов по разрешению хозяйственных споров - государственных и ведомственных арбитражей, входивших в систему союзных республиканских органов государственного управления.

 Организация и деятельность арбитражных судов определяются в настоящее время Конституцией РФ[14], Законом Российской Федерации[15], а также Арбитражном процессуальным кодексом[16]. Система арбитражных судов республик в составе РФ, краевых, областных, городских, арбитражных судов, арбитражных судов автономной области, арбитражных судов автономных округов.

 Статья 127 возлагает на Высший Арбитражный Суд, являющийся, согласно Закону "Об арбитражном суде", высшим экономическим судебным органом РФ, выполнение нескольких функций.

 Высший Арбитражный Суд: разрешает отнесенные к его ведению экономические споры и иные дела, действуя в качестве суда первой и второй инстанции в порядке, предусмотренном для всех арбитражных судов; осуществляет судебный надзор, т. е. проверку законности и обоснованности вступившей в законную силу решений и определений арбитражных судов; дает разъяснение по вопросу судебной практики.

 К ведению Высшего Арбитражного Суда отнесено разрешение только тех экономических споров и иных дел, которые прямо предусмотрены Законом "Об арбитражном суде", Арбитражным процессуальным кодексом (статья 23), иными законодательными актами РФ, межгосударственными соглашениями и международными договорами.

 В статье 127 говорится об иных делах, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом. Прежде всего это споры в сфере управления. Арбитражный процессуальный кодекс (статья 22) относит к ведению Высшего Арбитражного Суда лишь те споры в сфере управления, которые возникают с участием государственных и иных органов РФ.

 Статья 127 Конституции возложила на Высший Арбитражный Суд судебный надзор за деятельностью арбитражных судов, который должен осуществляться в предусмотренных федеральным законом процессуальных, а не административных формах, так как арбитражные суды независимо и не находятся в административном подчинении Высшего Арбитражного Суда. Высший Арбитражный Суд должен осуществлять судебный надзор в стогом соответствии с правилами, предусмотренными Арбитражным процессуальным кодексом. Сущность судебного надзора состоит в проверке законности и обоснованности вступивших в законную силу решений всех арбитражных судов.

Заключение


Итак, подводя некоторые итоги, можно сказать, что органы государственной власти в Российской Федерации построены в соответствии с конституцией на демократических основах. В нашем государстве осуществляется теория разделения властей, но пока прежде всего в плане общего начала, при создании структуры государственных органов и определении контуров их полномочий.

Теория разделения властей - общедемократическая концепция, завоевание передовой общественной мысли, общечеловеческая ценность, которая может служить целям демократии в государственном управлении.

В перспективе, если в нашей стране будут развиваться идеи демократии и правового государства, то можно предсказать изменения в структуре взаимоотношений государственных органов, ветвей власти в сторону более полной реализации теории разделения властей.

 С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга; устанавливается взаимный контроль, сбалансированность, равновесие во взаимоотношениях государственных органов, осуществляющих законодательную, исполнительную и судебную власть.

Рассматривая такую власть в качестве важнейшего, определяющего признака государства в отличие от организации ее в родовом обществе, Ф. Энгельс обращал внимание на то, что это «особая публичная власть»[17].

Для более полного и точного, современного понимания государственной власти ее характеристику, кроме сказанного выше, необходимо дополнить указанием на сочетание в ней классового и общечеловеческого начал. Будучи экономически обусловленной властью определенного класса (или народа), она вместе с тем учитывает интересы всех слоев населения, их стремление не только к классовому, национальному, религиозному противоборству, но и к согласию, компромиссу; отражает реальную социально-политическую структуру общества, тенденции его развития.

Литература


                    Конституция Российской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

                    Конституция Российской Федерации. Коментарий / Под общей ред. Б. Н. Топорнина, Ю. М. Батурина, Р. Г. Орехова. - М.: Юрид. лит., 1994.

                    Конституция Российской Федерации. Вопросы и ответы. - М.: Юрид. лит., 1994.

                    Алексеев С. С. Государство и право. - М.: Юрид. лит., 2000.

                    Арбитражные суды Российской Федерации. (Законодательные акты). - М.: АО "РАУ-Корпорация", 1998.

                    Бережнов Г. А. Политика и права человека. - Омск, 1993.

                    Бутенко А. П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. 2001. № 7.

                    Жегутов P. Т. Теория государства и права. Учебное пособие. М., 1995.

                    Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1999г.

                    Коваленко А. И. Теория государства и права. - М., 1999.

                    Комментарии к гражданскому кодексу РФ. Часть1. Садиков. О. Н. - М.: Юринформцентр 1999г.

                    Общая теория права и государства: Учеб. /Под. ред. Лазарева В. В. - М., 1994.

                    Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 2000г.

                    Румянцев О. Г. Основы конституционного строя России. - М.: Юрист, 2001.

                    Современное государство и право. Вопросы теории и истории. -Владивосток., 1992.

                    Теория государства и права. - ч. 1 / Под ред. Венгерова А. Б.. - М., 1995.

                    Теория государства и права. /Под ред. В. М. Корельского. - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1998.

                    Теория государства и права: Курс лекций. /под редакцией Н. И. Мазутова. - М.: Юрист 1997г.

                    Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.

                    Торшенко А. А. Конституционное право РФ. Учебное пособие - Екатеринбург, 1997 год.

                    Хропанюк. В. Н. Теория государства и права. - М., 1993.

                    Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М., 1994г.

                    Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1991.


[1] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.4. С.447.

[2] Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. /Под ред. В. М. Корельского и В. Д. Перевалова – М.: Изд. гр. ИНФРА, 1998. с. 130.

[3] Иванов Р.И., Костюков А.Н. Основы Российского государства и права. - Омск, 1995, с.40

[4] Указ Президента РФ № 1400 “О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации”

[5] Российская газета. 1993. 29 сентября.

[6] Указ Президента РФ от 7 октября 1993 г. “О Конституционном суде РФ”.


[7] Конституция РФ. Ст. 110

[8] Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. “О структуре федеральных органов исполнительной власти” //Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. 1994. № 3. Ст. 190.

[9] Конституция РФ. Ст.116

[10] Конституции Республики Татарстан. Ст. 111, 118.

[11] Закон РСФСР от 6 мая 1991г. "О Конституционном Суде РСФСР".

[12]  Комментарии к Конституции РФ. М. - 1999 г.

[13] Законо РСФСР от 8 июля 1981 г. "О судоустройстве РСФСР"

[14] Конституция РФ Ст. 118-125 и 127.

[15] Закон Российской Федерации от 4 июля 1991 г. "Об арбитражном суде" (действует с 1 октября 1991 г. и от 7 июля 1993 г.)

[16] принят Верховным Советом РФ 5 марта 1992 г., действует с 15 апреля 1992 г. с изменениями, внесенными Законом РФ от 7 июля 1993 г.

[17] Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21. С.170.