Содержание



Введение.. 3

1.Основы учета затрат и калькулирования.. 6

1.1 Роль затрат в себестоимости продукции (работ, услуг), их состав и классификация. 6

1.2. Состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, их классификация. 9

1.3. Нормативно-  правовая база, регулирующая состав затрат, классификацию затрат и их учет. 20

2.Учет материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) 23

2.1.Технико- экономическая характеристика организации. 23

2.2 Регистры по учету затрат. 29

2.3. Синтетический и аналитический учет материальных затрат в ЗАО «РИВАС». 34

3.Анализ материальных затрат ЗАО «РИВАС». 38

3.1. Анализ учета материальных затрат ЗАО «РИВАС». 38

3.2 Анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции  38

Заключение.. 39

Список литературы... 40





Введение

Необходимость в учете возникла в глубокой древности. Содержание, цель и задачи учета определяются основными экономическими законами.

Бухгалтерский учет является неотъемлемой частью системы управления современными предприятием или организацией. Оно имеет многовековую историю своего становления и развития. Появившись практически одновременно с письменностью, он стал одним из важнейших условий, предопределяющих эффективность хозяйствования предприятием. Данные бухгалтерского учета используются не только менеджерами предприятия для планирования, анализа и контроля финансов - хозяйственной деятельности, но и инвесторами, кредиторами, налоговыми органами, банками и т.п.

В условиях рынка кардинально изменилось отношение к бухгалтерскому учету как к средству формирования достоверной информации о деятельности экономического объекта. Кроме собственно работников бухгалтерской службы организации, с целью более эффективного ведения своей деятельности данными учета пользуются руководители организаций.

 Учет на предприятиях является составной частью, звеном единой системы народного хозяйства. 

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые  ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.

Как известно, себестоимость есть один из показателей экономической эффективности производства, а ее снижение  - основной источник роста хозрасчетного дохода.

Значение себестоимости как синтетического показателя способствует успешному выявлению и мобилизации внутрипроизводственных резервов, что крайне важно для самофинансирования. Это позволяет считать себестоимость одним из рычагов управления не только предприятием в целом, но и  внутрипроизводственными подразделениями.

По данным бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, касающимся себестоимости продукции (работ, услуг), можно судить, насколько выгоден тот или иной вид деятельности в определенных экономических условиях, эффективен ли действующий в организации производственный процесс и какие меры нужно принять для дальнейшего роста производства и развития организации.

Кроме того, информация о составе производственных затрат организации необходима для исчисления и уплаты обязательных налоговых платежей, прежде всего налога на прибыль. Исходя из полученной организацией выручки от реализации продукции (работ, услуг) и производственных на ее создание и реализацию затрат определяется прибыль от продажи продукции (работ, услуг) как один из элементов налогооблагаемой прибыли. Ошибочный расчет себестоимости продукции (работ, услуг), принимаемой в целях исчисления налога на прибыль, может привести к серьезным налоговым последствиям. Поэтому актуальным является правильное определение и классификация соответствующих затрат с целью не допустить ошибок при калькулировании себестоимости продукции (работ, услуг).

Цель данной дипломной работы является  исследование учета и анализа материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг). Себестоимость продукции представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу. 

Для достижения этой цели в работе необходимо решить следующие задачи:

1.     Рассмотреть сущность, значение и роль себестоимости в повышении рентабельности организации.

2.      Рассмотреть  нормативно- правовую базу, классификацию затрат и их учет.

3.     Выявить проблемы, возникающие на данном предприятии процессе учета материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг).

4.     Дать рекомендации по устранению выявленной проблемы.




1.Основы учета затрат и калькулирования

1.1 Роль затрат в себестоимости продукции (работ, услуг), их состав и классификация                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             


Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия, в ходе которого предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции (работ, услуг), что в конечном итоге определяет финансовый результат его работы.[1]

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных средств, трудовых ресурсов и прочих затрат на ее производство и продажу.

В себестоимость продукции включаются: затраты труда, средств и предметов труда на производство продукции, к которым относятся:

- затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг), обусловленные технологией и организацией производства; затраты на подготовку и освоение производства;

- расходы по обслуживанию производственного процесса, обеспечению нормальных условий труда и технике безопасности; расходы по управлению производством; расходы по набору рабочей силы, подготовкой и переподготовкой кадров;

- расходы, связанные со сбытом продукции: упаковкой, хранением, погрузкой, транспортировкой, расходы на рекламу, включая участие в выставках, оплатой услуг посреднических организаций и др.

  Часть расходов, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), нормируется для целей налогообложения (например, расходы на рекламу, представительские расходы). В себестоимость включают полную сумму таких расходов, но при расчете налогооблагаемой прибыли к ее фактически полученной величине прибавляют расходы, произведенные предприятием сверх норм.

В себестоимость также включаются потери от брака, потери от простоев, недостачи и потери материальных ценностей в пределах норм естественной убыли.

Не включаются в себестоимость продукции затраты и потери, относимые на счет прибылей и убытков: затраты по аннулированным заказам, затраты на содержание законсервированных производственных мощностей, судебные издержки и арбитражные сборы, штрафы и др.

Основополагающим нормативным документом, определяющим организацию учета производственных издержек, является гл. 25 Налогового кодекса РФ, дающая право определить предприятию состав и объем затрат на производство, формирующих себестоимость продукции и прямо влияющих на финансовый результат его деятельности.

Правильная организация учета затрат на производство продукции обеспечивает действительный контроль за эффективным использованием предприятием находящегося в его распоряжении основных производственных средств, производственных запасов и других ресурсов.

Основными задачами бухгалтерского учета затрат на производство являются:

- учет объема, ассортимента и качества произведенной продукции;

- своевременное, полное и достоверное отражение фактических затрат на производство и сбыт продукции;

-  исчисление (калькулирование) фактической себестоимости продукции;

контроль за экономным использованием сырья, материальных и трудовых ресурсов;

- выявление резервов снижения себестоимости продукции;

-предоставление управленческим структурам предприятия информации, необходимой для управления производственными процессами и принятия решений.

В соответствии с задачами и в целях выполнения управленческих и контрольных функций учет затрат на производство осуществляется в нескольких разрезах.

По месту их возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру производства (основное, вспомогательное).

Основное производство то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.

Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а лишь обслуживают его.

Калькурирование определяется как система экономических расчетов себестоимости единицы отдельных видов продукции (работ, услуг). В процессе калькулирования соизмеряются затраты на производство с количеством выпущенной продукции и определяются себестоимость единицы продукции.

Основная задача калькулирования состоит в определении издержек, которые приходятся на единицу продукции (работ, услуг), предназначенных для реализации, а также  для внутреннего потребления.

Конечным результатом калькулирования является составление калькуляций.

Объектом калькулирования являются издержки, связанные с производством конкретного продукта.

В условиях перехода к рыночной системе хозяйствования себестоимость продукции является одним из основных качественных показателей деятельности хозяйствующих субъектов и их структурных подразделений. От уровня себестоимости зависят финансовые результаты (прибыль, или убыток), темпы расширения производства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Снижение себестоимости является важнейшим фактором развития хозяйствующего субъекта, основой соизмерения доходов и расходов.


1.2. Состав материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции, работ, услуг, их классификация


Классифицируются затраты  по месту возникновения (производствам, цехам, участкам) и по характеру  производства (основное, вспомогательное).

Основное производство то, в котором осуществляется непосредственно процесс производства продукции, выполняются работы, оказываются услуги, предназначенные для реализации.

Под вспомогательными производствами понимают производства, которые не связаны непосредственно с производством основной продукции, а лишь обслуживают его.

По видам расходов затраты группируют:

- по элементам затрат;

- по статьям затрат (калькуляции).

Затраты предприятия на производство продукции складываются из следующих элементов:

- материальные затраты (за вычетом стоимости возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- начисления ЕСН и страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;

- амортизация основных средств;

-прочие затраты (телефонные, командировочные и др.)

Группировка  затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

В группировке затрат по статьям прямые затраты подразделяются, как правило, по элементам, а косвенные образуют комплексные статьи, различающиеся по функциональной роли в производственный процесс.

Для исчисления себестоимости отдельных видов продукции группируются и учитываются по статьям калькуляции. На промышленных предприятиях установлена типовая номенклатура калькуляционных статей затрат, которую можно представить в следующем виде:

1.     сырье и материалы;

2.     возвратные отходы (вычитаются);

3.     покупные изделия, полуфабрикаты, услуги производственного характера сторонних предприятий;

4.     топливо и энергия на технологические цели;

5.     основная и дополнительная заработная плата производственных рабочих;

6.     отчисления на социальные нужды;

7.     расходы на подготовку и освоение производства;

8.     общепроизводственные расходы;

9.     общехозяйственные расходы;

10.                        потери от брака;

11.                       прочие производственные расходы;

12.                       расходы на продажу;

13.                       полная себестоимость.

Затраты по первым статьям образуют производственную себестоимость. Для определения полной себестоимости продукции к производственной себестоимости прибавляют расходы на продажу продукции. По данным статьям производится калькулирования себестоимости  продукции и составляются калькуляции. Поэтому данные статьи называются калькуляционными.

По способу включения  в себестоимость затраты подразделяются на прямые и накладные (косвенные).

Прямые затраты – это те, которые на основании первичных документов можно прямо и непосредственно отнести на затраты определенного вида продукции (материалы, заработная плата рабочих, потери от брака и др.).

Накладные  косвенные расходы одновременно  относятся ко всем видам работ, услуг, продукции (освещение, отопление, работа оборудования и т.д.). их включают в затраты при определении общей суммы по окончании месяца путем распределения.

В зависимости от объема производства различают переменные и условно-постоянные затраты.

Переменные  - это такие затраты, которые находятся в прямой пропорциональной зависимости от объема производства. К ним относят затраты на материалы и оплату труда.

Условно – постоянными считаются затраты, величина которых не находится в прямой зависимости от объема производства. К ним относятся расходы на освещение, отопление помещений, заработную плату производственного персонала, амортизационные отчисления.

В зависимости от периодичности возникновения расходы  делятся на текущие и единовременные.  К текущим относятся расходы, имеющие частую периодичность осуществления, например, расход сырья и материалов.  К единовременным (однократным) относят расходы на подготовку и освоение выпуска новых видов продукции, расходы, связанные с пуском новых производств, и др. Четкое разделение затрат производства на текущие и единовременные имеет большое значение для правильного ежемесячного начисления себестоимости продукции.

   По участию в процессе производства классифицируют затраты на производственные и расходы на продажу.

Расходы организации в зависимости от характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:

- расходы по обычным видам деятельности;

- операционные расходы;

- внереализационные расходы.

По экономическому содержанию затраты можно разделить на две группы:

-         затраты на производство и реализацию продукции;

-         затраты на расширение производства и развитие непроизводственной сферы.

Первая группа затрат представляет собой себестоимость продукции, вторая – инвестиции в основные средства и объекты социально- культурного назначения.

Затраты на производство и реализацию продукции являются текущими, так как все они переносятся на стоимость готовой продукции за один производственный цикл.

В отраслевых инструкциях по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции могут вноситься изменения в типовую номенклатуру статей и затрат с учетом особенностей техники, технологии и организации производства в соответствующей отрасли удельного веса в себестоимости продукции отдельных видов затрат.

Основные классификационные признаки группировки затрат представлены в таблице 1.

                                                                                   









 Таблица 1.

Классификационные признаки группировки затрат


Признаки классификации

Подразделения затрат

                      1

                           2

По отношению к производственному, технологическому процессу

Основные и накладные

По отношению к объему производства

Переменные и постоянные

По единству состава

Одноэлементные (простые) и комплексные

По способу отнесения на себестоимость отдельных видов продукции

Прямые и косвенные

По участию в производственном процессе обращения

Производственные и внепроизводственные (коммерческие)


По целесообразности расходования

Производительные и непроизводительные

По возможности планирования (нормирования)

Планируемые (нормативные) и непланируемые

По периодичности возникновения

Текущие и единовременные


Группировка затрат по экономическим элементам показывает, что именно израсходовано на производство продукции, каково соотношение отдельных элементов затрат в общей сумме расходов.

Затраты на производство продукции в бухгалтерском учете отражаются поэтапно.

Этап 1. На этом наиболее ответственном этапе, предопределяющим достоверность учета  себестоимости продукции, определяют первичные затраты. На основе данных первичных документов по расходу материалов, начислению и распределению оплаты труда, денежным расходам, расчетам по начислению износа    проводят группировку по цехам, видам изделий и статьям расходов и составляют бухгалтерские записи по отражению затрат.

Этап 2. После учета на счетах первичных документов начинается их распределение. Обычно сначала распределяют затраты вспомогательных цехов. На основе данных о предоставленных услугах затраты вспомогательных производств   распределяют между цехами основного производства и другими подразделениями ( службами ) организации.

Этап 3.Расходы на обслуживание производства и управление им распределяют по видам продукции (работ, услуг), изготовленной (выполненной, оказанных) в цехах основного производства.

Этап 4. На этом, заключительном  этапе определяют себестоимость выпуска готовой продукции. 

Под незавершенным производством понимается продукция (работы, услуги) частичной готовности, т.е. не прошедшая всех операций обработки (изготовления), предусмотренных технологическим процессом. Даже полностью законченная продукция, не прошедшая испытаний, относится к незавершенному производству.

В незавершенное производство включают:

- законченную изготовлением, но не полностью укомплектованную или не принятую заказчиком продукцию;

- незаконченные или не принятые заказчиком работы и услуги товарного характера;

- остатки невыполненных заказов во вспомогательных производствах и полуфабрикатов собственного производства на общезаводских складах ;

- материалы и полуфабрикаты, находящиеся в производстве, при условии, что они уже подверглись обработке  (раскрою, изменению и т.д.)

-детали, узлы и другие сборочные соединения.

В незавершенное производство нельзя включать не начатые обработкой материалы и покупные полуфабрикаты независимо от места их нахождения, детали, узлы и изделия, окончательно забракованные к аннулированным заказам.

Точное определение остатков незавершенного производства и его правильная оценка имеют существенное значение не только для обеспечения их сохранности, но и для достоверности калькулирования себестоимости выпускаемой продукции.

Так как на предприятии процесс производства подразделяется на ряд переделов, фаз, переходов, по которым движутся заготовки, детали, узлы, и др. эти промежуточные продукты до превращения их в готовую продукцию называются полуфабрикатами. В большинстве случаев в бухгалтерском учете производственных затрат количественное движение полуфабрикатов не отражается. Поэтому внимание должно быть уделено оперативному учету полуфабрикатов, который ведет производственно- диспетчерская служба

В зависимости от характера полуфабрикатов проводят подсчет, взвешивание, замер и др. По результатам подсчета составляют инвентаризационную опись.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы являются в основном постоянными (накладными) расходами и образуются в связи с организацией, обслуживанием производства и управлением им. Если переменные (основные) расходы в сумме меняются пропорционально изменению объема производимой продукции, но чаще всего представляют собой почти постоянную величину в расчете на единицу производимой продукции, то постоянные (накладные) расходы в сумме при изменении деловой активности не меняются.

Общепроизводственные и общехозяйственные расходы значительно различаются. Общехозяйственные расходы невозможно соотнести с производством какой- либо группы продукции, общепроизводственные же расходы, связанные с обслуживанием именно производственных подразделений, могут быть соотнесены с продукцией (работами, услугами), изготавливаемой (выполняемыми, оказанными) этими подразделениями.

Общехозяйственные расходы – расходы, не имеющие непосредственного   отношения к производственному процессу и связанные лишь с его организацией и управлением предприятием в целом.

К общехозяйственным расходам относят:

1) Расходы  на управление организацией:

- заработная плата аппарата управления;

- командировочные расходы;

- представительские расходы;

- содержание военизированной, пожарной и сторожевой охраны;

- единый социальный налог и страховые взносы в ПФ;

2) Прочие расходы:

- почтово- телефонные, телеграфные, типографические;

- расходы на содержание оргтехники;

- расходы на приобретение канцелярских принадлежностей, бланков учета, периодических изданий, переплетные работы;

- оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

- расходы на содержание и ремонт зданий офиса (отопление, освещение);

- амортизация основных средств общехозяйственного назначения;

- расходы по подготовке кадров;

- проведение опытов и испытаний.

Учет общехозяйственных расходов ведут на собирательно- распределительном счете 26 «Общехозяйственные расходы».

Аналитический учет общехозяйственных расходов ведут в ведомости №15 по статьям затрат и заполняют на основании первичных документов и разработочных таблиц.   

Представительские расходы - это затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций, по проведению деловых встреч с партнерами по бизнесу.

К представительским расходам относят затраты по:

- проведению официального приема представителей;

- транспортному обеспечению участников, посещение ими культурно- зрелищных мероприятий;

-буфетному обслуживанию во время переговоров.

Указанные расходы включаются в себестоимость продукции (работ, услуг) в пределах утвержденных советом (правлением)смет на отчетный год. Общая сумма расходов по смете  и фактические расходы, относимые на себестоимость продукции (работ, услуг), не должны превышать предельных размеров, исчисляемых по нормативам.

Согласно гл. 25 НК РФ,  начиная с 2002г. норма для исчисления представительских расходов должна составлять 4% от расходов на оплату труда за отчетный период.

Включение представительских расходов в себестоимость продукции (работ, услуг) разрешается только при наличии оправдательных документов, в которых должны быть указаны дата и место, программа проведения деловой встречи, приглашенные лица, величина расходов.

При производстве продукции имеет место брак. Браком в производстве считаются продукция, полуфабрикаты, узлы, детали, не соответствующие по качеству установленным стандартам и техническим условиям, не подлежащие использованию по прямому назначению или используемые лишь после дополнительных затрат на устранение выявленных дефектов. Указания на то, что считать браком, даны в отраслевых рекомендациях по планированию, учету и калькулированию себестоимости.       

Сырье и материалы отпускаются в производство в строгом соответствии с действующими нормами расхода по массе, площади или счету и оформляются лимитно-заборными картами, требованиями, накладными. Под расходом сырья и материалов в производстве понимают их непосредственное потребление в процессе производства.

В материальные затраты, учитываемые при налогообложении прибыли включаются следующие затраты:

- на приобретение сырья и материалов, используемых в производстве товаров;

- обеспечение технического процесса;

- упаковку и иную подготовку произведенных или реализуемых товаров (включая предпродажную подготовку);

- другие производственные нужды (проведение испытаний, контроля, содержание, эксплуатацию основных средств и иные подобные цели);

-приобретение запасных частей и расходных материалов, используемых для ремонта оборудования, спецодежды и другого имущества;

- приобретение комплектующих изделий и полуфабрикатов;

- приобретение топлива, воды, энергии всех видов, расходуемых на технологические цели;

- оплату услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих работ структурными подразделениями.

Стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения. Сюда включаются комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно- материальных ценностей.

Сумма материальных расходов уменьшается на стоимость возвратных отходов. Не относятся к возвратным отходам остатки товарно- материальных ценностей, которые в соответствии с технологическим процессом передаются в другие подразделения в качестве полноценного сырья (материалов) для производства других видов товаров, а так же попутная продукция, получаемая в результате осуществления технологического товара.

При определении размера материальных затрат при списании сырья и материалов, используемых при производстве товаров, в соответствии с принятой организацией учетной политикой для целей налогообложения применяется один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

- метод оценки по себестоимости единицы запасов;

- метод оценки по средней стоимости;

- метод оценки по себестоимости первых во времени приобретения

(ФИФО);

- метод оценки по себестоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Имущество, обязательства и хозяйственные операции для отражения в бухгалтерском учете и отчетности подлежат оценке. Оценка включает стоимостное определение состава средств, расчет себестоимости единицы работ, обобщение данных о затратах в течение установленного периода времени и т.д. Оценка осуществляется в денежном выражении путем суммирования фактически произведенных расходов.[2]

Калькуляция служит основой для подсчета и определения себестоимости единицы работ (продукции), а также  для определения средних издержек производства.

1.3. Нормативно-  правовая база, регулирующая состав затрат, классификацию затрат и их учет


Характеристика расходов, их классификация и оценка, признание в учете и отражение в отчетности определяются Положениями по бухгалтерскому учету ПБУ 10/99 «Расходы организации», которые были утверждены приказом Министерства финансов Российской Федерации 6 мая 1999г. № 33н, действуют с изменениями от 30 декабря 1999г. и 30марта 2001г.

Расходы организации представляют собой уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов, то есть денежных средств, иного имущества или возникновения  обязательств, без соответствующего увеличения активов организации.

Расходы по обычным видам деятельности подразделяются на производственную себестоимость (производственные расходы), расходы от продажи, управленческие расходы, то есть являются сложно структурированными.

Не признаются расходами организации затраты денежных средств и других активов  на приобретение и создание основных средств, нематериальных активов и других внеоборотных активов, включая вклады в капиталы других организаций, приобретение акций и других ценных бумаг, не предполагаемых для перепродажи в текущих операциях.

Материальные затраты отражают стоимость приобретенных со стороны, израсходованных в производстве, для коммерческих и управленческих целей, сырья и материалов, полуфабрикатов, деталей и агрегатов для сборки,  запасных частей, инструмента, инвентаря и других материальных ценностей.

Стоимость малоценных объектов основных средств, не отнесенных к амортизируемому имуществу, также включается в материальные затраты.

К материальным затратам, как к элементу расходов, относится также стоимость:

- топлива и энергии всех видов;

- получаемой со стороны воды и расходы на канализацию;

- работ и услуг промышленного характера, включая транспортные услуги, выполнение операций по изготовлению продукции на стороне, обработку сырья и материалов, технологический контроль и другие аналогичные работы и услуги;

-потерь материальных запасов при хранении в пределах норм естественной убыли.

Сумма материальных затрат уменьшается на стоимость возвратных отходов по ценам возможного использования, утилизированных в процессе переработки материально- производственных запасов. В соответствии с нормами МСФО из материальных ресурсов, расходованных сверх установленных норм.

Расход материальных ресурсов признается в учете по мере их фактического использования.

Амортизация, группируется в качестве элемента расходов, - это сумма текущих расходов на амортизационные отчисления от стоимости основных средств, нематериальных активов, иных амортизируемых объектов.

Амортизационные расходы начисляются ежемесячно в соответствии с методами и нормами, установленными и утвержденными в учетной политике предприятия на данный отчетный год. 

К прочим затратам относят расходы организации по обычным видам деятельности, в основном к ним относятся перечисления различным сторонним организациям:

- расходы по имущественному и личному страхованию, кроме отчислений на социальное страхование;

- расходы на услуги сторонних организаций непромышленного характера, например, оплата аудиторских и конституционных услуг;

- расходы на обучение и повышение квалификации;

- расходы на рекламу, проведение выставок, презентации, расходы на изучение рынка;

-расходы на командировки и перемещения персонала.

Фактические суммы прочих затрат признаются в бухгалтерском учете по мере выплаты или отражения соответствующего обязательства, подтвержденных первичными документами.






















2.Учет материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг)

 2.1.Технико- экономическая характеристика организации

 

ЗАО «РИВАС» образовано 20.10.1997г. для осуществления коммерческой производственной деятельности с целью извлечения прибыли. Организационно правовая форма - закрытое акционерное общество. Форма собственности частная.

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе Устава общества. Высший орган управления – собрание акционеров. Структура общества представлена на рисунке 1.


 













Рисунок 1. Структура ЗАО «РИВАС»

 

ЗАО специализируется на изготовлении насосного оборудования. Сейчас ЗАО  «РИВАС» - это стабильно работающее предприятие, располагающее опытными специалистами и сложившейся системой обеспечения.

Текущее руководство финансово-производственной деятельностью общества осуществляет генеральный директор в соответствии с действующим законодательством, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений.

Коммерческий директор координирует работу отделов снабжения, маркетинга и сбыта. В функции маркетингового отдела входит анализ рыночной ситуации, разработка рекламных компаний, поиск новых поставщиков и потребителей, разработка различных инноваций в деятельности общества. Организация своевременной поставки необходимых для производства материальных ресурсов входит в функции отдела снабжения, реализация произведенной продукции – отдел сбыта.

Главный бухгалтер - организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.

 Финансово-экономический отдел состоит из бухгалтерии и экономической службы. В основные функции отдела входит учет финансово-хозяйственной деятельности организации, составление отчетов всех форм и видов, анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности, разработка перспективных планов развития и т.п.

Главный инженер отвечает за производственный процесс, в службу которого входят два цеха основного производства – сборочный и механический, и вспомогательный – ремонтно-механический.

В функции организационно-методического отдела входит методическое обеспечение производственного процесса, канцелярия и кадровая служба.

Ассортимент продукции, предлагаемый компанией, способен удовлетворить любой спрос, а широкий ценовой диапазон позволяет сделать рациональный выбор в соответствии с пожеланиями и задачами покупателей.

ЗАО «РИВАС» стремится строить отношения с покупателями, поставщиками и конкурентами на взаимовыгодных условиях, учитывая интересы и уважая достоинство партнера.

Основные показатели работы организации включают в себя оценку динамики показателей прибыли (Таблица 2.1)

Таблица 2.1

Анализ динамики показателей прибыли ЗАО «РИВАС» за 2002-2003 гг.

Наименование показателя

 

 

 

 

Абсолютные величины

тыс. руб.

Изменения

в абсол.

величина

тыс. руб.

гр.3-гр.2



в уд.

весах, %

гр.3/гр.2*100



 

2002 год

 

 

2003 год

 

 

1

2

3

4

5

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ,

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

обязательных платежей



6 100



8 876



2 776



145,5

Себестоимость проданных товаров, продукции,

4 570

7 018

2 448

153,6

Валовая прибыль

1 530

1 858

328

121,4

Коммерческие расходы

170

229

59

134,7

Управленческие расходы

420

638

218

151,9

Прибыль (убыток) от продаж

940

991

51

105,4

Прочие доходы и расходы

 

 

 

 

Проценты к получению

 

 

 

 

Проценты к уплате

45

40

-5

88,9

Доходы от участия в других организациях

 

 

 

 

Прочие операционные доходы

349

487

138

139,5

Прочие операционные расходы

331

415

84

125,4

Внереализационные доходы

154

150

-4

97,4

Внереализационные расходы

307

53

-254

17,3

Прибыль (убыток) до налогообложения

 

 

760

 

1 120

 

360

 

147,4

Отложенные налоговые активы

 

 

 

 

Отложенные налоговые обязательства

 

 

 

 

Текущий налог на прибыль

182

269

86

147,4

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

578

851

274

147,4


Анализируя полученные расчеты в таблице 2.1 можно сделать следующие выводы: выручка увеличилась в 2003 году на 145,5%, в то же время рост себестоимости составил 153,6%, то есть темп роста себестоимости превышает темп роста выручки, что отразилось соответственно на валовой прибыли, темп ее роста составил только 121,4.

Наблюдает рост коммерческих (134,7%) и управленческих (151,9) расходов, что отразилось на динамике прибыли от продаж, ее рост составил всего 105,4%.

Структура формирования прибыли показывает, что прибыль организации формируется за счет трех источников: «Выручка от продажи товаров»,  «Прочие операционные доходы» и «Внереализационные доходы», причем структура доходов остается неизменной как по источникам, так и по удельному весу (Рисунок 1.1)


Рисунок 1.1. Структура формирования доходов ЗАО «РИВАС»


Для того, чтобы посмотреть насколько рентабельно работает компания рассчитаем коэффициенты рентабельности (табл. 2.2)




Таблица 2.2

Расчет коэффициентов рентабельности ЗАО «РИВАС»

за 2002-2003 гг.

Показатель

Алгоритм расчета

2002 год

2003 год

Отклонения

 

(по данным отчета о

 Тыс. руб.

Тыс. руб. 

гр.4-гр.3

 

прибылях и убытках)

 

 

 

1

2

3

4

5

Прибыль(убыток) от продаж


940

991

51

Чистая прибыль (убыток)


578

851

273

Коэффициент рентабельности

Валовая прибыль / Выручка от

0,15

0,11

-0,04

продаж

продаж




Коэффициент общей

Чистая прибыль / Выручка

0,1

0,1


рентабельности





Коэффициент рентабельности

Чистая прибыль / Итог раздела

0,26

0,35

0,09

собственного капитала

 III баланса

 

 

 



Анализ рентабельности хозяйственной деятельности ЗАО «РИВАС» выявил снижение рентабельности продаж на 0,04 пункта. Коэффициент общей рентабельности в динамике не изменился, рентабельность собственного капитала выросла на 0,09 пункта. Из рассчитанных показателей рентабельности наибольшее значение имеет рентабельность собственного капитала, а самой низкое – коэффициент общей рентабельности. В целом можно отметить, что ЗАО «РИВАС» является рентабельной организацией.


 

2.2 Регистры по учету затрат

Для учета на предприятии используется журнально - ордерная форма учета как наиболее распространенная в практике хозяйствования российских организаций.

Выписка из приказа об учетной политике ЗАО «РИВАС»  на 2002г.

1.Фактическая себестоимость поступивших материалов выявляется на счете 15 «Заготовление  и приобретение материальных ценностей». Текущий учет материалов на счете 10 «Материалы» ведется по среднепокупным ценам поставщиков. Для учета отклонений от учетных цен применяется счет 16 «Отклонение  в стоимости материальных ценностей». Отклонение фактической себестоимости материальных ценностей от их стоимости по ценам списывается пропорционально стоимости израсходованных материалов по учетным ценам.

2. Амортизация по основным средствам и нематериальным активам начисляется линейным способом. Учет амортизации ведется соответственно на счетах 02 «Амортизация основных средств» и 05 «амортизация нематериальных ценностей».

3. Малоценные и быстроизнашивающиеся предметы списываются на затраты основного производства без начисления амортизации: дебет 20 кредит 10 субсчет МБП

4. Затраты на текущий ремонт основных средств списываются ежемесячно на себестоимость продукции: дебет 20, 23, 25, 26 кредит 76

5. Общепроизводственные расходы распределяются между видами готовой продукции пропорционально заработной плате производственных рабочих, занятых непосредственно изготовлением продукции.

6.Общехозяйственные расходы организации ежемесячно списываются на себестоимость проданной продукции как условно- постоянные расходы: дебет 20 кредит 26.

7. Незавершенное производство оценивается по нормативной (плановой) себестоимости.

8. Готовая продукция приходуется по нормативной себестоимости. Отклонения от фактической себестоимости готовой продукции за отчетный месяц списываются на продажу продукции: дебет40 кредит 20. Оприходовано на складе дебет 43 кредит 40.

9. Продукция считается проданной по ее  отгрузке и предъявлении счетов покупателям.

10. Налог на прибыль уплачивается ежемесячно исходя из фактически полученной прибыли за предшествующий месяц: дебет 68 кредит 51.

11. Бухгалтерская отчетность представляется по формам, утвержденным приказом Минфина РФ от 22.07.2003  №67н

12 Организация  с 1 января 2001г. ведет бухгалтерский учет хозяйственных операций в соответствии с новым планом счетов финансово- хозяйственной деятельности организации.

           Рассмотрим учет затрат себестоимости продукции на предприятии по операциям совершенным в декабре месяце 2002г.

Журнал регистрации хозяйственных операций ЗАО «РИВАС» за декабрь 2002г.

Наименование первичного документа

Хозяйственная операция

Сумма,

руб

Корреспондирующие счета

Учетные регистры

  Дт

Кт

Дт

Кт

1

                2

          3

    4

   5

   6

  7

  8

1

Лимитно-заборные карты, требования накладные

Отп. со склада и израсход. в отч. месяце матер.по уч. ценам :

механический цех

- насос промышл.

- насос быт. Руч







170360


156790







20


20







10


10







10


10







12


12

2

Лимитно-заборные карты, требования накладные

Сборочный цех

Нас. бытовой

  Насбытовой

Рем мех цех

Насос пром.

Насос быт

Хоз. нужды:


Механич. цех

Сборочн. Цех

Рем-мех цех

Аппарат управл.

Всего



180800

154100


16290

14840



12850

12930

12020

12300

743280



20

20


23

23



25

25

25

26


10

10


10

10



10

10

10

10



10

10


10

10



10

10

10

10



12

12


12

12



12

12

12

12


3

Справка бухгалтерии, списаны и распределены отклонения в стоимости материалов, относящихся к материалам отпущенным

По механическому цеху




Нас. промышлен

Нас.бытовой

Сборочн.цех

Нас. промышлен

Нас. бытовой

Рем.-механ

Насос пром.

Насос бытовой

Хозяйственные нужды:

Механич.цеха

Сборочного цеха

Рем.-мех

Аппарата управл

Всего


 







8518

7840


9040

7705


814

742



642

647

601

615

37164







20

20


20

20


23

23



25

25

25

26








16

16


16

16


16

16



16

16

16

16










10

10


10

10


10

10



10

10

10

10










12

12


12

12


12

12



12

12

12

15


4

Требования -накладные

Переданы со склада в эксплуатацию инвентарь и хозяйственные принадлежности

механич цех

сборочный цех

рем-мех цех






6300

5400

5600

17300






25

25

25






10/9

10/9

10/9






10/1

10/1

10/1


5

 Разработочная таблица, «Расчет амотртиз. ОС»

Нач амортиз. ОС


Механич.  цех

Сборочный цех

Рем.- мех цех

Здания


Всего



23350

19600

8100

51050


25600



25

25

25



25



02

02

02



02



10

10

10



10



12

12

12



12

6

Расчет бухгалтерии, ведом №17, наряды

Начислена заработная плата

607600

20,23,25,

26

70

10

12

7

Листки нетрудоспособности

Начислены пособия по временной нетрудоспособности

14000

69/1

70

10/1


8

Расчетные ведомости, расчет ЕСН

Начислен ЕСН

227242

20,23,25,26

69

10

12

9

Счет поставщика, счет фактура №28 от 05/12/01г. от ООО «Кузбасс»

Отражена задолженность поставщику


1500

300(НДС)



26

19/4


76/5

76/5



8

8


15

7

10

Требование -наклодная

Оприходованы отходы

15000

10

20

10/1


11

Авансовые отчеты С.И. Фроловой , м.К. котовой

Списаны командировочные расходы

5000

600(НДС)

26

19/4

71

71

7

7

15

7

12

Расчет бухгалтерии

Распределены общепроизводственные расходы



23


25



10


12

13

Разработочная табл., «распред. Услуг вспом произв» 

Списана себестоимость выполненных рем работ




25



23



10



12

14

Расчет бухгалтерии

Распределены общепроизводственные расходы


209091


20


25


10


12

15

Расчет бухгалтерии

Начислен налог на пользователей автом. дорог


12500


26


68/5


8


7,15

16

Акт о браке

Выявлен окончательный произв брак



28


20



10



12

17

Требование накладная

Оприходован брак 

230

10

28

10/1


18

Ведом №5, «Потери в производстве»

Определены и списаны окончательные потери от брака


2370


20


28


10


12

19

Расчет бухгалтерии

Списаны общехозяйственные расходы


134331


90/6


26


10/1


15

20

Ведомость выпуска готовой продукции

Списана фактическая производственная себестоимость


1586775


40


20


10/1


21

Счет фактура №29 от 07.12. 01г. от ООО «Стандарт»

Списана стоимость расходов на рекламу выпускаемой продукции


10000

2000


44

19/4


76/5

76/5


8

8


15

7


На основании данных журнала хозяйственных операций заполнены регистры бухгалтерского учета,  приложение №1 – Журнал ордер №10,  приложение № 2 – Журнал приложение №3 – Журнал ордер №15.





2.3. Синтетический и аналитический учет материальных затрат в ЗАО «РИВАС».


Для учета затрат на производство учетной политикой ЗАО «РИВАС» предусмотрен следующий план счетов:

20 «Основного производство»,

23 «Вспомогательное производство»,

25 «Общепроизводственные расходы»,

26 «Общехозяйственные расходы»,

28 «Брак в производстве»,

96 «Резервы предстоящих расходов»,

97 «Расходы будущих периодов»,

Система производственных счетов позволяет сгруппировать затраты и вести их учет в следующей последовательности:

- отражаются элементы затрат за месяц на дебете производственных счетов (материалы, заработная плата, амортизация и т.д.);

-списываются расходы будущих периодов и резервируются предстоящие расходы данного месяца;

- общепроизводственные расходы списываются или распределяются работами вспомогательных производств;

-суммируются и распределяются общепроизводственные и общехозяйственные расходы основных цехов;

-определяются потери от брака и включаются в себестоимоть продукции;

-определяется себестоимость незавершенного производства основного производства и выпущенной продукции.

Особо важное значение имеют правильная организация аналитического учета и его своевременность. Данные аналитического учета – база сведений или необходимая информация для анализа, контроля, планирования, управления и руководства хозяйственной деятельностью предприятия.

Данные аналитического учета используются при составлении внутренней отчетности, строящейся   на информации о видах, количестве, единицах измерения в цехах-изготовителях, статьях затрат, выпускаемой продукции. Аналитический учет ведут в развитие всех синтетических счетов по учету затрат на производство.

По счетам 20 «Основное производство» и 23 «Вспомогательные производства» аналитический учет организован по виду работ, виду продукции в отдельности, по статьям калькуляции и местам выполнения работ. Для этого разработаны карточки (ведомости) аналитического учета производства.

Аналитический учет в развитие синтетического счета 20 «Основное производство» должен обеспечивает  группировку информации по остаткам   незавершенного производства на начало и конец месяца, по затратам за отчетный шенного проршенного

 месяц, по суммам, списанным в виде затрат на окончательный брак, на себестоимость выпущенной продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Аналитический учет общехозяйственных расходов (счет 26) и других расходов (счет 96 «Резервы предстоящих расходов», счет 97 «Расходы будущих периодов») ведут по статьям смет расходов, по местам возникновения затрат.

Регистрация хозяйственных операций, накапливания и группировка информации о них осуществляется в регистрах бухгалтерского учета.  

Аналитический учет по счетам 20 «Основное производство»  и 23 «Вспомогательное производство» ведут в карточке учета производства.

На основе первичных документов, фиксирующих операции по отнесению затрат на производство (требований, лимитно- заборных карт, нарядов), составляются разработочные таблицы распределения расхода материалов , транспортно- заготовительных расходов, возвратных отходов, начисленной заработной платы, отчислений на заработную плату, справки- расчеты бухгалтерии и распределении общехозяйственных и общепроизводственных расходов.

Аналитический учет по счету 25 «Общехозяйственные расходы» организуется в ведомости № 12 «Затраты цеха», которая является регистром аналитического и синтетического учета. Он открывается ежемесячно по каждому цеху.  





.

 



















3.Анализ материальных затрат ЗАО «РИВАС»

3.1. Анализ учета материальных затрат ЗАО «РИВАС»

3.2 Анализ материальных затрат, включаемых в себестоимость продукции

3.3 Рекомендации по учету материальных затрат ЗАО «РИВАС»


























Заключение






























Список литературы


1. Закон РФ «О бухгалтерском учете» от 21.11.96г., № 129-ФЗ.

2.Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденное приказом Минфина  РФ №10 от 08 февраля 1996г .(ПБУ 4/96)

3..Арустамов Э.А., Пахомкин А.Н., Платонов А.П., Рыкова И.В. «Организация предпринимательства: Учебное пособие.» М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», МУПК, 2001.- 249 с.

4.БакинаС.И , Злобина Л.В, Исаева И.А, Исаев С.Г «Самоучитель по бухучету.». 5-е издание, переработанное и дополненное .-М.: Бератор, 2004.-384с

5. Безруких П.С., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П., Палий В.Ф «бухгалтерский учет».- М.: 1996г.- 575с 

6.Богаченко В.М.,  Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет». Учебное пособие .- Ростов н/Д : феникс, 2004.-576с (серия «Высшее  образование»)

7.Донцова Л.В., Никифорова Н.А. «Анализ бухгалтерской отчетности»; Москва1998г.; Издательство «Дело и Сервис». – 224с

8. Ермолович Л.Л, Сивчик Л.Г., Толкач Г.В., Щитникова И.В. «Анализ хозяйственной деятельности предприятия»./ под. Общ. Ред Ермолович Л.Л..-

9. Кондраков И.П.«Бухгалтерский учет»: Учебное пособие .-4-е издание, перераб. и доп. –М.: ИНФРА-М2002.-640с.

10. Макаренков  Н.Л. «Контроль и ревизия»ю Серия «высшее образование». Москва: экономико-финансовый институт. Ростов-на-дону: изд-во «Феникс», 2004.-416с.

12.Новодворский В.Д. ,Пономарева Л.В «Бухгалтерская отчетность организации»; Москва «Бухгалтерский учет», 2002г.

13 Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. «Бухгалтер торгового  предприятия».- СПб.: «Издательский дом Герда», 2002г., 736с

14 Савицкая Г.В. «Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности».- М.: ИНФРА-М, 2001.-288с. (Серия «Высшее образование»)

15. Савицкая Г.В. «Анализ хозяйственной деятельности». Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М,2002.-256с

16.Самохвалова Ю.Н. «Бухгалтерский учет: Краткий курс. Учебное пособие.-М.: ИНФРА-М, 2003.-144с.-(серия «высшее образование»)

17«Учет по новому Плану счетов», разъяснения и рекомендации. Типовые проводки/Под ред. И.Д.Юцковской.-2-е изд.,перераб. и доп.-М.,ИД ФБК-ПРЕСС,2002,-368с

18. Чуев И.Н., Чечевицына Л.Н. «Анализ финансово- хозяйственной деятельности» Учебное пособие.- 2004.-368с (Серия «высшее образование»)

19.Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. «Методика финансового анализа»- М, Инфра –М, 1995г.














































[1] Богаченко В.М., Кирилова Н.А., Хахонова Н.Н. «Бухгалтерский учет».  Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2004

[2] Пошерстник Н.В., Мейксин М.С. «Бухгалтер торгового предприятия», (5-е изд.) – СПб.: «Издательский дом Герда», 2002, 34с