Тема 1. Объект, предмет и основные задачи учебной дисциплины

“Социология управления”

1.1. Как определяет объект и предмет административно-государственного управления И. Василенко?

Объектом административно-государственного управления является государственно-административная деятельность. На втором совещании экспертов ООН было дано определение государственно-административной деятельности как “процесса достижения национальных целей и задач через государственные организации”. В свете этого определения предметом теории административно-государственного управления является научное обоснование процесса достижения оптимального государственного управления путем организации[1].

1.2. Что такое синергетика?

Синергетика рассматривает вопросы самоорганизации сложных систем. Самоорганизация возникает из неупорядоченного движения элементов, частиц системы, в то время как четкий порядок является препятствием на пути к самоорганизации. Таким образом, синергетика — это теория эволюции и самоорганизации сложных систем.

1.3. Понятие “аттрактор” близко к понятию “цель”. Т.к. “аттрактор” (attractor (англ.) — привлекающий) представляет собой определенное состояние системы, которая “привлекает” множество процессов самоорганизации, то эти аттракторы являются целями, к которым стремится система.

1.4. “Фракталиями” называют такие объекты, которые обладают свойствами самоподобия, т.е. малый элемент структуры такого объекта похож на более крупный элемент или даже структуру в целом.

1.5. Без чего, по мнению синергетиков, нет развития?

Любая устойчивость, равновесие и стабильность приводят к застою в системе, ее “загниванию” и даже разрушению. Для того, чтобы любая система более-менее развивалась, необходимы раздражающие факторы, “возмущающие” систему и толкающие ее к изменению своего состояния. Таким образом, система не может развиваться, если нет неустойчивости.


Тема 2. Население как источник власти в Российской Федерации

2.1. Дополните следующую мысль Г. Спенсера:

“Процессы роста и развития могут быть остановлены и расстроены, но не могут быть улучшены искусственным путем”. Социальная эволюция, по мнению Г. Спенсера — процесс противоречивый, но в основном плавный и в значительной мере автоматический, не допускающий сознательного ускорения и вмешательства извне[2].

2.2. Еще Аристотель указывал, что благо везде и всюду зависит от соблюдения двух условий:

1.     Корректное определение конечной цели любого вида деятельности.

2.     Нахождение соответствующих средств, ведущих к достижению поставленной цели.

2.3. Субъектом социального управления является не только (и не сколько) аппарат властных структур, но и все население государства, поскольку в узком значении социальное управление — это средство реализации государственной социальной политики, а в широком — осознанное систематическое воздействие на общество.

2.4. Разновидности среды управления

·          инертная — отсутствие какой-либо реакции объекта на действия субъекта управления.

·          оптимальная — существует активная реакция объекта на воздействия субъекта управления. Объект управления выполняет только те действия, которые соответствую его внутреннему состоянию и отвергает иные.

·          агрессивная — объект управления воспринимает “в штыки” любые действия субъекта управления.

2.5. Управление в агрессивной среде возможно в трех вариантах:

·          насаждение чуждой цели объекту управления (подразумевается, что насильственное, но в исключительно редких случаях это насаждение может быть и “мягким” — путем манипулирования, увещеваний, т.е. без применения грубой силы);

·          отказ от чуждой цели (в таком случае необходима разработка такой цели, которая бы удовлетворяла объект управления);

·          передача управления другой управляющей системе (в случае, когда оба первых варианта не оправдали себя. Другая управляющая система имеет шанс предложить свой конструктивный путь управления в такой среде).


Тема 3. Субъект социального управления.

Типы господства и подчинения.

3.1. Что лежит в основе традиционного типа господства и подчинения?

Как правило, в основе традиционного типа господства и подчинения (и это видно из его названия) лежит стремление следовать раз и навсегда установленным правилам, обычаям и традициям. Таким образом, в основе такого типа господства и подчинения лежит привычка.

3.2. Что лежит в основе харизматического типа господства и подчинения?

В противовес традиционному, харизматический тип господства и подчинения базируется на бесконечной вере окружающих в уникальные способности своего харизматического государя.

3.3. Перечислите устойчивые признаки государства:

Государство обладает монопольными правами. Это такие права, как создание законов, выпуск денег, сбор налогов и т.д. Также у государства есть определенные обязанности. Оно обязано обеспечивать безопасность своих граждан, охранять свои границы и т.д. У государства также имеется управленческий аппарат. Органы управления должны находиться как в центре, так и на окраинах государства, чтобы максимально эффективно осуществлять управление. Наконец, у государства имеется социальная база правящих сил. Любая легитимная власть должна основываться на поддержке всего населения, либо значительной его части.

3.4.Чем определяется территория государства?

Территория государства определяется исторически сложившимися и международно признанными границами. Та территория, на которой испокон веков проживала та или иная народность, впоследствии признанная на международном уровне и закрепленная соответствующими документами, и является территорией государства.

3.5. Чьи именно интересы выражает понятие “государственный интерес”?

В правовом государстве данное понятие должно выражать интересы всего общества.


Тема 4. Субъект социального управления.

Бюрократия как социальная общность.

4.1. Рациональный бюрократ отличается от патримониального бюрократа второго типа гораздо большей “рациональной предметной специализированностью и вышколенностью… Там, где современный вышколенный специализированный чиновник приходит к власти, его власть оказывается прямо-таки несокрушимой, т.к. вся организация элементарнейшего жизнеобеспечения приспосабливается к способу ее существования”[3].

4.2. Сформулируйте положения закона Паркинсона о бюрократии.

·          Чиновник множит подчиненных, но не соперников.

·          Чиновники работают друг на друга[4].

4.3. Что в буквальном смысле означает слово “бюрократия”?

Бюрократия —  (фр. bureau  — канцелярия + греч. сratos — власть) в буквальном смысле означает “власть канцелярии”, т.е. власть чиновников. В настоящее время под этим подразумевается не столько власть управленцев высшего звена, сколько засилье  бумажной волокиты со стороны мелких чиновников.

4.4. Каких чиновников М. Вебер не включал в понятие бюрократии:

Все чиновники в первую очередь обладают властью, имеют четко обозначенные обязанности и подчиняются жесткой единой дисциплине. По мнению Вебера, те чиновники, которые были избраны на должность, не относятся к бюрократии, поскольку бюрократический чиновник, как правило, назначается на должность.

4.5. Какие типы бюрократии выделяет Б. Курашвили?

Добросовестный (патерналистский), при котором честные чиновники, работающие на благо общества, тем не менее, подвергаются тким профессиональным деформациям, как высокомерие, снобизм и т.п. Второй тип бюрократии, по Б. Курашвили — своекорыстный. Чиновник заботится об удовлетворении собственных потребностей.


Тема 5. Командно-административная система: сущность и основные принципы

5.1. Номенклатура — перечень руководящих должностей, замещение которых производит не начальник данного ведомства, а вышестоящий орган[5].

5.2. Перечислите три основных элемента, определяющих понятие “собственность”: владение, пользование, распоряжение.

5.3. Что не относится к признакам командно-административной системы?

Основными признаками командно-административной системы являются бюрократизм, формализм, замкнутость. Соответственно, такой признак, как демократизм, не только не относится к данной системе, но и противоречит ей.

5.4. К характерным проявлениям командно-административной системы не относится политический плюрализм, поскольку при доминировании одной-единственной идеологии и наличии формально провозглашенных прав и свобод граждан (которых на самом деле не было) не было полноценных условий для развития всего многообразия мнений, в том числе и политических.

5.5. Назовите центральный признак командно-административной системы.

Центральным признаком командно-административной системы является бюрократический централизм, поскольку вся деятельность такой системы построена на жесткой вертикальной иерархии. Бюрократический централизм способствует упрощению движения команд, приказов по всем звеньям иерархической лестницы сверху вниз, поскольку используются императивные и жесткие методы воздействия на объект управления.


Тема 6. Муниципальное управление как форма общественных отношений.

6.1. Что означает понятие “сервис” в местном самоуправлении?

Сервис в местном самоуправлении есть развитие социальной инфраструктуры (здравоохранение, образование, культура, социальное обеспечение) до степени максимального и комфортного удовлетворения потребностей населения именно в этой сфере.

6.2. Население муниципального образования является субъектом и объектом управления одновременно. С одной стороны, оно при помощи выборных органов управления излагает свои мнения, свою волю, которую данные органы управления должны принимать во внимание; с другой стороны, население подчиняется вынесенным решениям органов управления (местным нормативно-правовым актам и т.д.).

6.3. Назовите основные теории местного самоуправления.

Это “общественная теория”, которая подразумевает независимость органов местного самоуправления от государства и подотчетность их населению. “Государственная теория” считает, что местное самоуправление является первым, низовым звеном системы государственного управления.

6.4. Кому подконтрольна деятельность органов местного самоуправления?

В идеале деятельность органов местного самоуправления должна быть подконтрольна  населению, поскольку оно избирает эти самые органы местного самоуправления, дает им право на ведение различного рода деятельности на благо населения.

6.5. Перечислите права, которыми должно обладать местное самоуправление для реализации возложенных на него обязанностей.

·          принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

·          владение, использование и распоряжение муниципальной собственностью;

·          местные финансы, формирование, исправление, утверждение и использование местного бюджета, установление местных налогов и сборов;

·          комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

·          содержание и использование муниципального жилищного фонда и нежилых помещений;

·          организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования и т.д[6].



Список использованной литературы

1.                             Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской Федерации — № 35. — 28 авг. 1995 г.

2.                             Паркинсон С.Н. Законы Паркинсона. — М., 1989.

3.                             Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука // Социс. — 1993. — № 8. — с. 88-95.

4.                             Восленский М.С. Номенклатура // Новый мир. — 1990. — № 6. — с. 205-230.

5.                             Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблемы бюрократии у Макса Вебера // Вопросы философии. — 1991. — № 3. — с.31-34.

6.                             Оболонский А.В. Постсоветское чиновничество: квазибюрократический правящий класс // Общественные науки и современность. — 1996. — № 5. — с. 5-15.



[1] Василенко И.А. Административно-государственное управление как наука. Часть I.//Социс. — 1993. — № 8. — с.94.

[2] Москвин С.А. Герберт Спенсер против тоталитаризма.// Социс. — 1992. — № 2. — с. 125.

[3] Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. Проблема бюрократии у Макса Вебера// Вопросы философии. — 1991. — № 3. — с.178.

[4] Паркинсон С. Законы Паркинсона. — М., 1989. — с.32.

[5] Восленский М. Номенклатура // Новый мир. — 1990. — № 6. — с.212.

[6] Ст. 2 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” // Собрание законодательства Российской  Федерации. — № 35. — 28 авг. 1995 г.