Содержание
Теоретическая часть. 3
Вопрос № 36: Обоснование текущих затрат по статьям: «Проценты за пользование займом», «Расходы на рекламу», «Износ санспецодежды». 3
Практическая часть. 11
Задача 97. 11
Задача 145. 12
Список литературы.. 14
Теоретическая часть
Вопрос № 36: Обоснование текущих затрат по статьям: «Проценты за пользование займом», «Расходы на рекламу», «Износ санспецодежды»
ОТВЕТ
1. Статья «Проценты за пользование займом»
Как показывает практика применения пункта 2 Положения о составе затрат, определяющего порядок и условия списания на себестоимость затрат по уплате процентов за пользование банковским кредитом, данный вопрос вызывает в ряде случаев серьезные проблемы у бухгалтерских и экономических служб предприятия[1, с. 146].
В первую очередь необходимо отметить, что возмещение затрат предприятия по уплате процентов происходит либо путем включения их в фактическую себестоимость продукции (работ, услуг), либо за счет чистой прибыли предприятия. В первом случае - это затраты, непосредственно связанные с производством продукции (работ, услуг); во втором - затраты предприятия по приобретению основных средств, нематериальных и иных внеоборотных активов.
Для учета в целях налогообложения процентов по полученным кредитам банков необходимо выполнение в совокупности нижеследующих четырех условий[3, с. 189]:
а) В себестоимость включаются проценты по кредитам, предоставленным только банками или кредитными организациями.
Затраты, связанные с оплатой банковских услуг, предоставляемых небанковской кредитной организацией, могут быть включены в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с заключенным договором, если у небанковской кредитной организации имеется лицензия на проведение этих видов операций (письма от 27.10.1998 г. №04-02-16 и от 1.09.1998 г. №04-02-05/3 Минфина РФ).
б) В себестоимость включаются проценты по полученным кредитам. Факт получения кредита означает поступление финансовых ресурсов в полное владение и распоряжение предприятия, что должно подтверждаться документально. Сам факт заключения кредитного договора или открытия ссудного счета предприятию нельзя рассматривать в качестве получения кредита. Необходимо отметить, что получение кредита может осуществляться не только путем поступления денег на расчетный счет предприятия, но и путем проплаты банком обязательств последнего. Однако в этом случае данный способ предоставления кредита должен быть предусмотрен кредитным договором или закреплен сторонами путем заключения письменного соглашения.
в) В себестоимость включаются проценты, фактически уплаченные предприятием банку.
Начисление процентов за пользование кредитом не может являться основанием для отнесения их на себестоимость. Только факт перечисления (реальной уплаты) денег банку или удержание банком процентов в установленном договором или законодательством порядке, позволяет включить эти проценты в себестоимость.
г) В себестоимость включаются проценты по кредитам, полученным для целей производственной деятельности предприятия, но не на приобретение основных фондов, нематериальных и иных внеоборотных активов или иные непроизводственные цели.
Данное условие вытекает из п. 1 Положения по составу затрат, согласно которому себестоимость представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) ресурсов, фондов и других затрат, на ее производство и реализацию.
Поэтому от целевого характера предоставляемых кредитов очень часто будет зависеть и источник погашения процентов. В связи с этим проценты по кредитам, полученным на приобретение материалов, сырья, комплектующих, топлива, товаров, на оплату энергии, на выплату заработной платы работникам, участвующим в производственном процессе, будут включены в себестоимость продукции (работ, услуг).
Необходимо отметить, что при определении цели выдачи кредита налоговым органам предписано руководствоваться содержанием кредитного договора (договора банковской ссуды) (п. 23 письма ГНС РФ от 17.06.1994 г. № ВГ-6-01-/213). Поэтому при получении предприятиями кредита в банках рекомендуется четко оговаривать цель кредитования и приводить обоснование производственного характера получаемого кредита.
2. Статья «Расходы на рекламу»
Реклама, распространяемая в любой форме, с помощью любых средств — это информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическим, юридическим лицам, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний (ст. 2 Федерального закона от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
Расходы на рекламу — это расходы организации по целенаправленному информационному воздействию на потребителя для продвижения продукции (работ, услуг) на рынках сбыта.
К расходам на рекламу относятся расходы на[6, с. 204]:
- разработку и издание рекламных изделий: иллюстрированных прейскурантов, каталогов, брошюр, альбомов, проспектов, плакатов, афиш, рекламных писем и т. п.;
- разработку и изготовление эскизов, этикеток, образцов оригинальных и фирменных пакетов, упаковки, приобретение и изготовление рекламных сувениров и т. д.;
- рекламные мероприятия через средства массовой информации (объявления в печати, передачи по радио и телевидению);
- световую и иную наружную рекламу;
- приобретение, изготовление, копирование, дублирование и демонстрацию рекламных кино-, видео-, диафильмов и т. п.;
- изготовление стендов, муляжей, рекламных щитов, указателей и др.;
- хранение и экспедирование рекламных материалов;
- оформление витрин, выставок-продаж, комнат образов;
- уценку товаров, полностью или частично потерявших свое первоначальное качество при экспонировании в витринах;
- проведение иных рекламных мероприятий, связанных с предпринимательской деятельностью.
Реклама на территории РФ распространяется на русском языке и по усмотрению рекламодателей дополнительно на государственных языках республик и родных языках народов РФ. Это положение не распространяется на радиовещание, телевизионное вещание и печатные издания, осуществляемые исключительно на государственных языках республик, родных языках народов РФ и иностранных языках, а также на зарегистрированные товарные знаки (знаки обслуживания).
К средствам распространения информации относятся: печать (газеты, журналы, каталоги, прейскуранты, справочники, отправления прямой печатной рекламы и другой печатной продукции); эфирное, спутниковое и кабельное телевидение; радиовещание; световые газеты (бегущая строка, световая фиксированная строка); иллюстративно-изобразительные средства (щиты, вывески, афиши, плакаты, календари и т. п); аудио- и видеозапись и другие[5,с. 122].
Основным нормативным документом, регламентирующим отношения торгового предприятия, возникающие в процессе размещения рекламы, является Федеральный закон от 18 июля 1995 г. № 108-ФЗ «О рекламе».
Организации, осуществляющие расходы на рекламу, включают их в состав себестоимости на основании п. 2 «у» Положения о составе затрат. При этом на себестоимость относятся только те расходы, которые имеют документальное подтверждение в пределах сумм, указанных в соответствующих документах.
Документально не подтвержденные расходы подлежат списанию за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после налогообложения. Документами, подтверждающими рекламные расходы, являются[3,с. 89]:
- договор на оказание рекламных услуг;
- акт сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг);
- счета-фактуры исполнителя рекламных услуг.
В случае размещения наружной рекламы необходима также оформленная в установленном порядке разрешительная документация на право размещения средства наружной рекламы. Подтверждением расходов при размещении рекламы в периодической печати может служить полный экземпляр издания, в котором размещена реклама, а при размещении рекламы в электронных средствах массовой информации — эфирная справка.
Расходы на торговую рекламу, включенные в состав издержек обращения и производства, при налогообложении принимаются в пределах утвержденных в установленном порядке нормативов. В настоящее время предельные нормы на рекламу установлены Приказом Минфина РФ от 15 марта 2000 г. № 26Н «Нормы и нормативы на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующие размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, и порядок их применения» (зарегистрировано в Минюсте РФ от 11 апреля 2000 г. № 2192). Данные нормативы вступили в действие с 1 апреля 2000 г. (п. 3 Приказа Минфина РФ от 15 марта 2000 г. № 26Н).
Таблица 1
Определение размеров расходов на рекламу
Объем выручки от продажи продукции (работ, услуг), включая НДС |
Предельные размеры расходов на рекламу, принимаемые при налогообложении прибыли |
1 |
2 |
До 30 млн рублей включительно |
5 процентов от объема |
Свыше 30 млн рублей |
1,5 млн рублей + 2,5% с объема, превышающего 30 млн рублей |
Свыше 300 млн рублей |
8,25 млн рублей + 1% с суммы, превышающей 300 млн рублей |
Организации, осуществляющие торговую деятельность, при расчете предельных размеров расходов на рекламу используют показатель валовой прибыли.
Основными видами расходов на рекламу в работе торговых предприятий являются:
- расходы по оформлению витрин,
- плата за пользованием рекламным местом,
- плата за аренду рекламного щита,
- приобретение или создание рекламной продукции.
В бухгалтерском учете эти виды рекламных расходов отражаются следующим образом:
Учет выбытия товаров в рекламных целях:
Выбытие товаров в рекламных целях должно в обязательном порядке оформляться документально. Специальной унифицированной формы для оформления списания товаров не установлено, поэтому такое списание может быть оформлено актом произвольной формы, содержащим все обязательные реквизиты, предусмотренные требованиями статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Выбытие товаров в рекламных целях рассмотрим на примере предприятия розничной торговли, учитывающего товары по продажным ценам:
Д44 К41 — списана на издержки обращения стоимость товара, использованного в рекламных целях
Д80 К68, субсчет «Расчеты по налогу на рекламу» — начислен налог на рекламу (5%)
Возможен также вариант, при котором товары, использованные для оформления витрины, предварительно учитываются на счете 10 «Материалы». В этом случае их передача с товарного склада на склад материалов документально оформляется накладной на внутреннее перемещение товаров.
3. Статья «Износ санспецодежды»
На статью "Износ посуды, приборов, санспецодежды, столового белья, других малоценных и быстроизнашивающихся предметов и расходов по их содержанию" относят[5, с. 199]:
- износ находящихся в эксплуатации малоценных и быстроизнашивающихся предметов (кроме тары - оборудования), санитарной и специальной одежды, обуви, столового белья, кухонной посуды, столовой посуды и приборов;
- потери от боя посуды, поломки и повреждения приборов в пределах утвержденных норм;
- малоценные предметы стоимостью в пределах одной двадцатой установленного лимита, списываемые по мере отпуска их в эксплуатацию.
В целях обеспечения сохранности переданных в эксплуатацию указанных предметов осуществляется контроль за их движением:
- стоимость материалов (мыла, моющих средств, иголок, ниток, пуговиц, тканей и т.п.), израсходованных на стирку и починку санспецодежды, столового белья;
- плата прачечным за стирку санспецодежды и санпринадлежностей, а также ремонтным мастерским за починку столового белья, санитарной одежды, санитарной обуви;
- расходы на ремонт малоценных и быстроизнашивающихся предметов и хозяйственного инвентаря.
Порядок погашения стоимости малоценных и быстроизнашивающихся предметов и включения их в издержки обращения и производства определен Положением о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации.
Не относят на эту статью:
- заработную плату лиц, не входящих в списочный состав, привлеченных для выполнения разовых работ: стирки, починки спецодежды, санитарной обуви, столового белья и т.п., которые отражаются на статье 2 "Расходы на оплату труда";
- износ малоценных и быстроизнашивающихся предметов, приобретенных за счет средств специальных фондов или целевого назначения;
- износ тары - оборудования, который отражается на статье "Расходы на тару".
Практическая часть
Задача 97
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Составьте производственную программу столовой АО «Сигма» на год (307 рабочих дней) и определите объем продаж в предстоящем году, исходя из следующих данных: обеды из четырех блюд(первые, вторые, сладкие, холодные) покупают 150 потребителей; ужин из вторых блюд – 120, в том числе 70 % потребителей берут вторые и холодные, остальные- вторые и сладкие блюда. При расчете учтите, что 85 % потребителей берут только полпорции первого блюда.
РЕШЕНИЕ
1) При условии, что 85 % потребителей берут только полпорции первого блюда, определим общее количество подаваемых первых блюд ежедневно:
(150*0,85)/2+(150*0,15) = 86 ( бл.)
Общее количество подаваемых первых блюд в год:
86*307 = 26402 (бл.)
2) Вторые блюда подаются в день на обед и ужин.
- количество подаваемых ежедневно вторых блюд на обед – 150 штук;
- количество подаваемых ежедневно вторых блюд на ужин- 120 штук.
- общее количество подаваемых ежедневно вторых блюд:
120+150= 270 (бл.)
- общее количество вторых блюд за год:
270*307 = 82890 (бл.)
3) – количество сладких блюд подаваемых на обед ежедневно- 150 штук
- количество подаваемых сладких блюд на ужин ежедневно:
120*0,3 = 36 (бл.)
- общее ежедневное количество подаваемых садких блюд:
150+36 = 186 (бл.)
- годовое количество подаваемых сладких блюд:
186*307 = 57102 (бл.)
4) – количество холодных блюд подаваемых ежедневно на обед: 150 штук
- количество холодных блюд подаваемых ежедневно на ужин:
120*0,7 = 84 (бл.)
- общее ежедневное количество подаваемых холодных блюд:
150+84 = 234 ( бл.)
- годовое количество подаваемых холодных блюд:
234*307 = 71838 (бл.)
Результаты расчетов представим в таблице 2.
Таблица 2
Производственная программа столовой АО «Сигма» по выпуску блюд на предстоящий период
Блюда |
Средняя цена одного блюда, руб. |
Количество блюд, шт. |
Сумма, тыс. руб. |
Первые |
6,7 |
26402 |
176,89 |
Вторые |
12,4 |
82890 |
1027,84 |
Сладкие |
5,2 |
57102 |
296,93 |
Холодные |
7,1 |
71838 |
510,05 |
ИТОГО |
- |
238232 |
2011,71 |
Задача 145
УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ
Проведите обоснование размера торговой надбавки, которая должна применяться на предприятии, используя следующие данные:
1) Объем продаж (ОП)- 4,5 млн. руб.
2) Рентабельность (Р)- 4,2 %
3) Сумма условно- постоянных расходов (УПР) – 94,9 тыс. руб., уровень условно- переменных расходов (УИ пер)- 7,11 %
РЕШЕНИЕ
1) Определим значение прибыли:
Р = Пр / ОП *100 %, (1)
Где Пр – прибыль от продаж, млн. руб.
Пр = Р *ОП /100 %, (2)
Пр = 4,2*4,5/100 = 0,189 (млн. руб.)
2) Товарооборот торговли определяется по формуле:
ОП = (УПР +Пр)/ (УД – УИ пер), (3)
Где УД – уровень доходов, %
УД = ((УПР+Пр)/ОП) + УИ пер, (4)
УД = (94,9+189)/4500+0,0711 = 0,134 или 13,4 %
3) Перерасчет торговой надбавки в вровень доходов от реализации:
УД = (ТН *100 %)/(100 %+ТН)= ТН / (1+ТН), (5)
УД = 0,134, тогда
ТН / (1+ТН) =0,134
ТН = 0,134*(1+ТН),
ТН = 0,134+0,134ТН,
ТН – 0,134ТН = 0,134,
0,866 ТН = 0,134,
ТН = 0,155 или 15,5 %.
ОТВЕТ
Обоснованный размер торговой надбавки равен 15,5 %.
Список литературы
1) Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.
2) Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.
3) Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.
4) Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.
5) Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.
6) Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статискика, 1999. – 354 с.
7) Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.
8) Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.