Содержание
6. Стандарты ИСО серии 9000, их роль в обеспечении качества продукции и услуг 3
15. Органы и службы стандартизации. Их функции. 5
27. Государственная метрологическая служба РФ.. 7
34. Виды сертификации. Особенности проведения обязательной и добровольной сертификации. Декларация о соответствии продукции и услуг. 9
Список литературы.. 11
6. Стандарты ИСО серии 9000, их роль в обеспечении качества продукции и услуг
Известно, что стандарты ИСО серии 9000 на системы менеджмента качества (СМК) отвечают на вопрос, что необходимо сделать для создания в организации основы для постоянного улучшения деятельности и делового совершенства. Практика же внедрения этих стандартов должна дать ответ на вопрос, как этого добиться. В многочисленных публикациях, посвященных применению стандартов в нашей стране, наибольшее внимание уделяется методологическим аспектам этой проблемы и в меньшей степени ее практической стороне. Между тем именно практические аспекты внедрения стандартов ИСО новой версии заслуживают особого внимания.
Как показал анализ практики, к числу ключевых вопросов, связанных с созданием СМК, соответствующей положениям этих стандартов, относятся:
· выбор правильной стратегии внедрения стандартов;
· организация работ по созданию СМК на основе стандартов;
· реализация принципов СМК;
· документирование СМК;
· организация внутреннего аудита;
· продолжительность создания СМК.
Придерживаясь общепринятого представления о стратегии как о модели действий для достижения долговременных целей, очевидно: первое, что должно сделать высшее руководство организации после принятия решения о создании СМК в соответствии с требованиями и рекомендациями стандартов ИСО, это обозначить и довести до сведения всего персонала определяющую цель этой работы. Не секрет, что для многих отечественных руководителей такой целью становится получение сертификата, подтверждающего соответствие СМК их организации требованиям МС ИСО 9001. Вряд ли есть необходимость повторять многократно приводимое обоснование того, что подобная цель ни в коей мере не может рассматриваться как определяющая. Отметим, однако, что в постановке такой цели (среди прочих) нет ничего неприемлемого, поскольку стандарты ИСО серии 9000 были задуманы и приняты мировым сообществом, прежде всего, как универсальные критерии, посредством которых может быть оценена способность поставщиков стабильно выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей. А наиболее объективной оценкой соответствия СМК требованиям МС ИСО 9001 в этом случае выступает именно сертификат, который служит важным регулятором рыночных отношений. Но ориентированность организации на получение сертификата на СМК без постановки более значимых целей делает стратегию внедрения стандартов ИСО поверхностной (стратегией крайне ограниченного результата). Чаще всего столь неглубокая стратегия порождает формальный характер внедрения стандартов ИСО и, как следствие, разочарование в его целесообразности.
Единой для всех стратегии внедрения стандартов ИСО не существует. Каждая организация уникальна в своем роде, и выбор стратегии зависит от многих факторов, важнейшими из которых в данном случае следует считать позиции организации на рынке, состояние внешней среды и специфику сложившихся в организации менеджмента и реального бизнеса. И все же предпочтительной представляется стратегия, при которой создание СМК, соответствующей положениям МС ИСО серии 9000:2000, встраивается в процесс улучшения деятельности организации на долгосрочной основе. При этом цели организации в области качества во многом являются лишь составляющими более общих ее целей, которые не могут быть достигнуты без обеспечения необходимого уровня качества. Поэтому в практических условиях иногда крайне сложно выделить цели в области качества, что называется «в чистом виде». Сегодня в менеджменте организации нет четких границ между системой менеджмента качества и другими системами менеджмента, например, экологического, финансов, охраны труда, проектов и др[1].
15. Органы и службы стандартизации. Их функции.
Органы и службы стандартизации – организации, учреждения, объединения и их подразделения, основной деятельностью которых является осуществление работ по стандартизации или выполнение определенных функций по стандартизации.
Органы стандартизации – это органы, признанные на определенном уровне, основная функция которых состоит в руководстве работами по стандартизации.
Государственное управление деятельностью по стандартизации в России осуществляет Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии (Госстандарт России), выполняющий функции национального органа по стандартизации[2].
Госстандарт России как национальный орган Российской Федерации по стандартизации выполняет следующие функции:
· Утверждает национальные стандарты;
· Принимает программу разработки национальных стандартов;
· Организует экспертизу проектов национальных стандартов;
· Обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и уровню научно-технического прогресса;
· Осуществляет учет национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
· Создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
· Организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
· Участвует в разработке международных стандартов, обеспечивая учет интересов РФ при их принятии;
· Представляет РФ в международных организациях, осуществляющих их деятельность в области стандартизации;
· Утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам.
Службы стандартизации – специально создаваемые организации и подразделения для проведения работ по стандартизации на определенных условиях управления – государственном, отраслевом, предприятий (организаций).
Российские службы стандартизации – научно-исследовательские институты Госстандарта России и технические комитеты по стандартизации.
К научно-исследовательским институтам Госстандарта относятся: НИИ стандартизации (ВНИИстандарт) – головной институт в области Государственной системы стандартизации; ВНИИ сертификации продукции (услуг) и систем управления качеством продукции (услуг); ВНИИ по нормализации в машиностроении (ВНИИНМАШ) – головной институт в области разработки научных основ унификации и агрегатирования в машиностроении и приборостроении. Федеральный фонд стандартов и технических условий ВНИИКИ проводит в установленном порядке учет и регистрацию стандартов и ТУ, учитывает и хранит отечественную и зарубежную НД, обеспечивает по заявкам копиями стандартов и ТУ.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) создаются на базе организаций, специализирующихся по определенным видам продукции (услуг) и имеющих в данной отрасли наиболее высокий научно-технический потенциал[3].
27. Государственная метрологическая служба РФ
Обеспечение единства измерения обеспечивается следующими субъектами метрологии:
· Государственной метрологи ческой службой (ГСМ);
· Метрологическими службами федеральных органов исполнительной власти и юридических лиц (МС).
В ГСМ входят:
· Подразделения центрального аппарата Госстандарта России, осуществляющие функции планирования, управления и контроля деятельности по ОЕИ на межотраслевом уровне;
· Государственные научные метрологические центры;
· Органы ГСМ в субъектах РФ (на территории республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, округов и городов) – ЦСМ.
Государственные научные метрологические центры представлены такими институтами, как ВНИИ метрологической службы (ВНИИМС, г. Москва), ВНИИ метрологии им. Д.И. Менделеева (ВНИИМ, г. Санкт-Петербург); НПО «ВНИИ физико-технических и радиотехнических измерений» (ВНИИФТРИ, пос. Менделеево Московской обл.); Уральский НИИ метрологии (УНИИМ, г. Екатеринбург) и др. Указанные научные центры не только занимаются разработкой научно-методических основ совершенствования российской системы измерений, но и являются держателями государственных эталонов[4].
В России функционирует более 100 ЦСМ (соответственно их метрологических подразделений), которые выполняют функции региональных органов ГСМ на территории субъектов РФ, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Госстандарт осуществляет методическое руководство тремя государственными справочными: Государственной службой времени, частоты и определения параметров вращения Земли (ГСВЧ), Государственной службой стандартных образцов состава и свойств веществ и материалов (ГССО) и Государственной службой стандартных справочных данных о физических константах и свойствах веществ и материалов (ГСССД).
ГСВЧ осуществляет межрегиональную и межотраслевую координацию работ по обеспечению единства измерений времени, частоты и определения параметров вращения Земли. Об этой службе рядовой житель страны узнает 2 раза в год – при переходе на летнее и зимнее время. Потребителями измерительной информации ГСВЧ являются службы навигации и управления самолетами, судами и спутниками, Единая энергетическая система и пр.
ГССО обеспечивает создание и применение системы стандартных (эталонных) образцов состава и свойств веществ и материалов – металлов и сплавов, нефтепродуктов, медицинских препаратов, образцов почв, образцов твердости некоторых материалов, образцов газов и газовых смесей и др.
ГСССД обеспечивает разработку достоверных данных о физических константах, о свойствах веществ и материалов, в том числе конструкционных материалов, минерального сырья, нефти, газа и др. Потребителями информации ГСССД являются организации, проектирующие изделия техники, к точности характеристик которых предъявляются особо жесткие требования. Конструкторы этой техники не могут полагаться на противоречивую информацию о показателях свойств, содержащуюся в справочной литературе[5].
34. Виды сертификации. Особенности проведения обязательной и добровольной сертификации. Декларация о соответствии продукции и услуг
Подтверждение соответствия может осуществляться в обязательной и добровольной формах.
Обязательная сертификация является формой государственного контроля за безопасностью продукции. Ее осуществление связано с определенными обязанностями, налагаемыми на предприятия, в том числе материального характера. Поэтому она может осуществляться лишь в случаях, предусмотренных законодательными актами РФ, т.е. законами и нормативными актами Правительства РФ. Отсюда второе наименование обязательной сертификации – «сертификация в законодательно регулируемой сфере»[6].
В соответствии со ст. 7 Закона РФ «О защите прав потребителей» перечни товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия Правительством РФ. На основании этих перечней разрабатывается и вводится в действие постановлением Госстандарта России «Номенклатура продукции и услуг (работ), в отношении которых законодательными актами Российской Федерации предусмотрено их обязательное подтверждение соответствия». По существу, «Номенклатура…» - это детализированный «Перечень…».
При обязательной сертификации подтверждаются только те обязательные требования, которые установлены законом, вводящим обязательную сертификацию.
При обязательной сертификации действие сертификата соответствия и знака соответствия распространяется на всей территории РФ.
Добровольная сертификация проводится в соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» по инициативе заявителей (изготовителей, продавцов, исполнителей) в целях подтверждения соответствия продукции (услуг) национальным стандартам, стандартам организаций, системам добровольной сертификации, условиям договора.
Добровольная сертификация проводится на условиях договора между заявителем и органом по сертификации. Добровольная сертификация продукции, подлежащей обязательной сертификации, не может заменить обязательную сертификацию такой продукции. Создать систему добровольной сертификации может не только юридическое лицо, но и индивидуальный предприниматель, либо два указанных субъекта.
На 1 января 2003 года в России была зарегистрирована 161 система добровольной сертификации[7].
Введение декларирования соответствия вызвано необходимостью:
· Придания большей гибкости процедурам обязательного подтверждения соответствия;
· Снижение затрат на их проведение без увеличения риска опасности реализуемой на российском рынке продукции;
· Ускорения товарооборота;
· Создания благоприятных условий развития межгосударственной торговли и вступления России в ВТО.
Утвержденный Правительством Перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, по существу содержит малоопасные виды товаров: аккумуляторы, фотообъективы, тетради, обои, сахар, хлебобулочные изделия и пр.
Зарегистрированная декларация является основанием для маркирования продукции знаком соответствия. Информация, сопровождающая товар, - это маркировка знаком соответствия и запись в сопроводительной документации о принятой и зарегистрированной декларации. Сопровождение товара копиями декларации не предусмотрено[8].
Список литературы
1. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов. М.: Издательство «ЮНИТИ», 1998.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.
3. Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: ОАО Издательство «Экономика», 2000.
4. Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Логос, 1999.
5. Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством. М.: Издательство «ЮНИТИ». С. 130.
[1] Окрепилов В.В. Управление качеством. М.: ОАО Издательство «Экономика», 2000. С. 98-99.
[2] Швандар В.А. Стандартизация и управление качеством. М.: Издательство «ЮНИТИ». С. 130.
[3] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 63-65.
[4] Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации и метрологии: Учебник для вузов. М.: Издательство «ЮНИТИ», 1998. С. 88-89.
[5] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 172-173.
[6] Сергеев А.Г., Латышев М.В. Сертификация. М.: Логос, 1999. С. 77-78.
[7] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 207-211.
[8] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 246-248.