3. Мероприятия по улучшению состава и структуры кадров
В качестве системы мероприятий по улучшению состава и структуры кадров на ЗАО «АВС» предлагается внедрить систему правления карьерой сотрудников. Предлагаемая система мероприятий будет состоять из направлений деятельности, к которым относятся:
- составление планов по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- принятие мер поощрения или взыскания за выполняемую работу по резерву кандидатов;
- совершенствование организации замещения кадров;
- проведение конкурсов на замещение вакантных должностей;
- повышение квалификации работников, зачисленных в резерв;
- оформление в резерв и перемещение по должности;
- организация учета по управлению деловой карьерой и резервом;
- изучение расстановки и использования специалистов, а также деловых качеств работников;
- создание резервов кадров на выдвижение;
- контроль выполнения руководителями подразделений работы по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- изучение движения кадров;
- обеспечение составления отчетности по управлению деловой карьерой и кадровым резервом;
- проработка схем замещения и индивидуальных планов развития деловой карьеры;
- контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв кадров;
- выполнение программы работы с кадровым резервом.
Предполагается, что функции по управлению карьерой сотрудников будут выполнять: дирекция, служба управления персоналом, начальники функциональных отделов аппарата управления организацией, консультационные центры.
Предполагаемый эффект от внедрения этих мероприятий следует ожидать в силу того, что как сотрудники фирмы, так и устраивающиеся на работу (соискатели, будущие сотрудники) могут четко увидеть перспективы карьерного роста, а также необходимый уровень квалификации, который нужно приобрести для карьерного роста – это не может не сказаться положительно на стимулировании труда персонала, и, следовательно, на экономических показателях, составе и структуре кадров.
Перечислим основные направления по управлению деловой карьерой персонала ЗОА «АВС» (табл. 3.1).
Таблица 3.1
Основные направления по управлению деловой карьерой персонала
ЗОА «АВС»
Наименование направления |
Генеральный директор |
Служба управления персоналом |
Директора и начальники подразделений |
1. Планирование карьеры персонала и кадрового резерва |
утверждает |
отвечает |
участвует |
2. Проведение конкурсов на замещение вакантных должностей |
утверждает |
отвечает |
информация |
3. Повышение квалификации работников, зачисленных в резерв |
утверждает |
отвечает |
участвует |
4. Оформление в резерв и перемещение по должностям |
утверждает |
отвечает |
информация |
5. Изучение деловых качеств работников |
утверждает |
отвечает |
информация |
6. Изучение движения кадров |
утверждает |
отвечает |
информация |
7. Разработка схем замещения и индивидуальных планов развития карьеры |
утверждает |
отвечает |
информация |
8. Контроль реализации планов подготовки специалистов, отобранных в резерв |
утверждает |
отвечает |
участвует |
9. Выполнение программы работы с резервом |
утверждает |
отвечает |
информация |
Условные обозначения:
«отвечает» - отвечает за выполнение данной функции, организует ее выполнение, оформляет окончательный документ;
«участвует» - участвует в выполнении данной функции;
«информация» - предоставляет исходные данные для выполнения функции;
«утверждает» - принимает решение, утверждает документ.
Итак, планированием карьеры будет заниматься служба управления персоналом. В планировании будут участвовать руководители всех отделов, начальники всех подразделений, а утверждать согласованный с ними план управления деловой карьерой – Генеральный директор.
Организацией управления карьерой работников предприятия будет заниматься служба по управлению персоналом. Помогать ей в этом, т.е. участвовать в процессе управления карьерой персонала, будут руководители всех отделов, начальники всех подразделений. Роль директора – утверждение планов, конкурсов, резервов, разнообразных программ и мероприятий.
Распределение функций по управлению карьерой персонала, представленное в таблице 3.1, будет распространяться и на региональное торговое представительство ЗОА «АВС» в Новосибирске. При этом все функции, касающиеся участия в управлении карьерой персонала, предоставления исходных данных для осуществления перечисленных в таблице мероприятий будет выполнять директор предприятия (табл. 3.2).
Таблица 3.2
План мероприятий по управлению карьерой персонала РТП №4
Область |
Мероприятия |
Объект |
Время финансового года |
В области развития служебной деятельности |
1. Планирование карьеры |
Весь персонал |
1-30 марта |
2. Проведение конкурса |
Экономисты, товароведы |
10-20 апреля |
|
3. Повышение квалификации, обучение |
Экономист, товаровед, грузчик |
3 мая – 20 июня |
|
4. Перемещение |
Экономист на должность старшего экономиста, товаровед на должность заведующего, грузчик на должность водителя автопогрузчика |
20 июня – 1 июля |
|
В области экономического состояния |
1. Повышение заработной платы 2. Увеличение льгот |
Старший экономист, заведующий складом, водитель автопогрузчика |
С 1 июля |
В области моральной мотивации |
1. Творческие командировки |
Менеджер по браку |
|
|
2. Вручение грамот, помещение фотографий в Интернете, газете |
Весь персонал |
С 1 марта |
В результате внедрения системы управления карьерой персонала предприятия будет получен определенный социально-экономический эффект.
Социальная эффективность проектов проявляется в возможности достижения позитивных, а также избежания отрицательных с социальной точки зрения изменений в организации.
Экономическая и социальная эффективность имеют принципиальную взаимосвязь: с одной стороны, социальную эффективность в виде стимулов для персонала можно обеспечить только тогда, когда существование организации является надежным, и она получает прибыль, позволяющую предоставить эти стимулы; с другой стороны, экономической эффективности можно добиться только в том случае, если сотрудники предоставят в распоряжение организации свою рабочую силу, что они обычно бывают готовы сделать только при наличии определенного уровня социальной эффективности.
В следующей таблице представлена характеристика основных социально-экономических результатов, которые будут получены после внедрения системы управления карьерой персонала организации.
Таблица 3.3
Характеристика социально-экономических результатов внедрения системы управления карьерой персонала организации
Область формирования |
Социальный результат |
Показатели социальной эффективности |
Экономический результат |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Развитие персонала |
Повышение содержательности труда |
Увеличение удельного веса работников, владеющих смежными профессиями |
Рост производительности труда |
Обеспечение согласованности целей работников и администрации при управлении карьерой |
Снижение уровня текучести |
||
2. Мотивация поведения персонала |
Обеспечение связи между результативностью труда и вознаграждением |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение системой вознаграждения |
Рост производительности труда |
Обеспечение возможностей личного развития работников |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение трудом |
||
Формирование чувства причастности |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение условиями для самовыражения |
||
3. Социальное развитие |
Повышение разнообразия удовлетворенных потребностей персонала |
Повышение удельного веса работников, выражающих удовлетворение социально-психологическим климатом |
Рост производительности труда |
Формирование благоприятного социально-психологического климата |
|||
Обеспечение механизма обратной связи с потребителями и обществом |
|
||
Улучшение условий домашнего быта |
|
Как видим, улучшение социальных показателей основным экономическим эффектом для организации в целом имеет рост производительности труда.
Предположим, что в результате внедрения системы управления карьерой персонала предприятия рост производительности труда составит 120%. На основании этого прогноза можно определить и ряд других показателей (табл.3.4).
Таблица 3.4
Показатель |
До реализации проекта |
После реализации проекта |
1. Выручка продаж, тыс. руб. |
10500 |
12600 |
2. Чистая прибыль, тыс. руб. |
115 |
138 |
3. Рентабельность, % |
32 |
38.4 |
4. Норма прибыльности |
19 |
22.8 |
5. Численность работающих |
17 |
20 |
6. Доля рынка |
22 |
26.4 |
Таким образом, предполагаемый рост социальных и экономических показателей от внедрения системы управления карьерой персонала предприятия (территориального подразделения) показывает, что он является эффективным как в экономическом, так и социальном плане.