Содержание
Задание № 1__________________________________________________ 3
Задание № 2_________________________________________________ 16
Список литературы__________________________________________ 23
Задание № 1
Статья 1 Конституции РФ определила Россию как правовое государство. На примере политической и юридической практики нашего государства покажите реальность конституционного положения. Каковы особенности, признаки правового государства?
С принятием всенародным голосованием 12 декабря 1993 года новой Конституции РФ партийно-советская форма российской государственности канула в лету.
Начался процесс создания новой территориально-организационной структуры российского государства. Несомненна сложность и длительность этого процесса, при этом очевидна необходимость как обновления старых, прочно утвердившихся структур федеративного государственного устройства, так и создания новых государственно-правовых учреждений и форм, отвечающих потребностям реформирования всех сторон жизнедеятельности российского общества и построения демократического правового государства.
Если говорить о Российской Федерации как о демократическом государстве, то уместно провести некоторые параллели:
1) демократия тесно связана со свободой личности с одной стороны (ст.2 Конституции РФ),
2) другой стороны предполагает реальный народный суверенитет (ч.1 ст.3 Конституции), выражающийся в народовластии.
С юридической точки зрения «народ» отождествляется с понятием «граждане», означает политическую общность, охватывающую население данного государства.
Категория «власть» - возможность распоряжаться или управлять кем-либо или чем-либо, подчинять своей воле других. Власть - явление социальное.
Основными элементами государственной власти являются общая воля и сила, способная обеспечить подчинение ей всех членов общества.
С государственной властью тесно связан суверенитет государства.
Суверенитет государства есть свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на соответствующей территории и за ее пределами в международном общении.
Суверенитет государства определяется в верховенстве государственной власти, в ее единстве и независимости.
Верховенство государственной власти определяет общий порядок, права и обязанности государственных органов, общественных объединений, должностных лиц и граждан (ч.2 ст.4 Конституции).
Признание народа в качестве носителя суверенитета, единственного источника государственной власти, является выражением народного суверенитета, который обозначает, что народ ни с кем не делит свою власть, осуществлять ее самостоятельно и независимо от каких-либо социальных сил (ст.3 Конституции).
Согласно ч.4 ст.3 Конституции власть принадлежит многонациональному народу.
Народовластие принадлежит всей государственности власти народа, а также осуществление народом этой власти свободно в полном соответствии с его суверенной волей.
Власть принадлежит:
органам государственной власти,
органам местного самоуправления, народу из чего вытекает понятие демократия.
Представительная демократия, то есть осуществление народной власти
через выборных полномочных представителей, которые принимают решения, выражают волю тех, кого они представляют.
Непосредственная демократия есть осуществление власти через формы непосредственного волеизъявления народа или какой-либо группы населения: выборы, референдумы, всенародное и местное обсуждение вопросов государственной и общественной жизни и т.д.(ч.3 ст.3 Конституции).
Политическое многообразие- создание равных возможностей участвовать в политическом процессе всем социально-политическим и иным объединениям, деятельность которых имеет политический аспект и находится в рамках Конституции (ст.13 Конституции).
Для реализации принципа политического плюрализма необходима четкая правовая конституционная основа функционирования всех социально-политических структур, способная в полной мере гарантировать право граждан на объединения в общественные организации защитить конституционные устои общества путем запрета в судебном порядке отдельных политических организациях, угрожающих этим устоям.
Политическое многообразие(ст. 13 Конституции) складывается из:
идеологического многообразия;
свободы политических мнений и политических действий;
свободного выбора граждан состоять или не состоять в какой-либо партии;
определенного статуса партий.
Теория разделения властей основывается на различных функциях государства:
- законодательной,
- исполнительной,
- судебной.
Данные функции должны осуществляться разными органами независимо друг от друга.
Однако для обеспечения свободы недостаточно распределения власти между
различными органами. Кроме взаимного равновесия этих органов нужно, чтобы ни один из них не смог получить преобладания над другими и чтобы каждый из них был бы гарантирован от посягательств со стороны других.
В основу учения разделения властей легли представления о смешанной форме правления, то есть такой форме правления, в которой соединяются особенности всех форм.
Родоначальник данной теории древний греческий мыслитель Полибий. Он проанализировал полномочия трех властей в Римском государстве, а именно
власть консула(царская),
сенатов(аристократическая),
народа(демократическая).
Джон Локк уже различает власть на законодательную(парламент) и исполнительную(монарх), осуществление федеративной власти через кабинет министров.
Монтескье трактует данное положение так: верховенствовать право может при таком разделении властей, при котором они могли бы взаимно сдерживать друг друга, при котором рапределение государственной власти было бы осуществлено между различными политическими силами.
В годы Советской власти этот принцип был отвергнут как чуждый, в лучшем случае, по Марксу, он рассматривается как обыкновенный раздел труда, примененные к государственному механизму в виде упрощения контроля.
Создание государства нового типа предполагало уничтожение буржуазного парламентаризма и строительство новых социальных органов народного представительства, одним из важнейших принципов которых является уничтожение разделения властей. Такими органами стали Советы, все остальные подотчетны им.
Разделение властей один из основных принципов конституционной России(ст.10 Конституции).
Согласно Конституции, разделение властей - не только рассредоточение, распределение и демонополизация власти, но и действительное реальное взаимное уравновешивание, при котором ни одна их трех ветвей власти не сможет ущемить или подчинить себе другую. Для обеспечения принципа разделения властей не только в верхних эшелонах власти, но и во всей ее иерархии Конституция РФ в ст.11 предусматривает соединение принципа разделения властей с принципом разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и ее субъектами. Данное предположение предусматривает систему сдержек и противовесов, направленных на то, чтобы свести к минимуму возможные ошибки в управлении, односторонние подходы к решаемым вопросам.
Государственно-территориальное устройство РФ основывается на принципе федерализма. В России федерация исторически служила, прежде всего, в качестве формы организации национальных отношений. Федерация должна обеспечить самоопределение этносов(народа), составляющих многонациональный народ РФ, их равноправие с суверенитетом российского народа в целом.
Самоопределение - есть верховенство и независимость в решении вопросов своей внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, их свободное волеизъявление в избрании своей формы государственности.
Равноправие есть право народов во всех вопросах государственного строительства, развитие культуры, национального языка и т.д.
Российский федерализм исторически выразился в создании различных форм государственности народов РФ, а именно республик, автономных областей, автономных округов, а также в преобразовании одних форм государственности в другие.
РФ имеет три вида субъектов:
государства в составе РФ(ранее автономные республики);
государственно-территориальные образования - край, область и города федерального значения;
национально-государственные образования - автономная область и автономные округа.
СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
|||||
21 республика |
6 краев |
49 областей |
2 города федерального значения |
1 автономная область |
10 автономных округов |
Автономия - самостоятельное осуществление государственной власти находящимися в ее составе национально-государственными образованиями в пределах компетенции, устанавливаемой федеральными органами государственной власти при участии соответствующей автономной единицы.
Российская автономия построена по национальному признаку, создается с учетом национального состава населения, проживающего на ее территории.
В зависимости от количества населения, уровня и перспектив развития экономики создаются различные формы :
автономная область
автономный округ.
Ранее существовало две формы автономии:
государственная (более значительный объем прав, наличие конституции, высших органов власти, законодательства, гражданства)
административная(всех этих признаков не имеет).
Ныне осталась только одна - административная автономия.
Федерализм есть форма демократизации управления государства, так как децентрализация государственной власти и распределение ее по регионам является важной гарантией демократизации (ст.5 Конституции).
Российский федерализм не только форма разрешения национального вопроса в многонациональной республике, но и форма демократизации управления государством.
Характеристика правового государства заключается в том, что оно самоограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения, таким образом, важнейший принцип правового государства - верховенство права.
Верховенство права есть верховенство Конституции и закона, оно заключается в том, чтобы главные ключевые основополагающие общественные отношения во всех сферах жизни регулируются законами, в силу чего воплощаются правовые начала.
Верховенство закона есть утверждение такого его положения, когда выраженные в нем начала и устои общества оставались бы непоколебимыми, а все субъекты общественной жизни без всякого исключения подчинялись бы нормам(ч.2 ст.15 Конституции).
Являясь непосредственным членом мирового сообщества, РФ признает входящие в ее правовую систему общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры(ч.4ст.15Конституции).
Правовое государство - конституционное государство, следовательно Конституция - центр правовой системы, на ее базе строится механизм законности в правовом государстве(ч.1 ст.15 Конституции).
В нашей стране при характере взаимоотношений государства с гражданами было принято в большей мере подчеркивать ответственность граждан перед государством, рассматривать права и свободы граждан, как своеобразный дар государства, за который они должны быть благодарны ему.
Но в правовом государстве юридическая ответственность не может носить односторонний характер, следовательно, государство, его органы, должностные лица, учреждения должны служить всему обществу, а не какой-то его части, должны быть ответственны перед человеком и гражданином, рассматривать его как высшую ценность.
Признание, соблюдение и защита прав и свобод, чести и достоинства человека - главная обязанность государственной власти, а граждане, в свою очередь, несут ответственность перед государством и обеспечивают защиту его интересов. (ч.3 ст.15 Конституции).
Важная черта правового государства, связанного с взаимоотношениями граждан, это наличие юридических процедур, рассчитанных на любые ситуации, с которыми может столкнуться гражданин. У гражданина в каждом случае должен быть набор юридических средств и форм, при помощи которых он может быть защитить свои права и законные интересы. Их отсутствие физически лишает гражданина реально воспользоваться теми правами, которые предоставлены им законом.
Говоря об ответственности перед гражданином, надо подчеркнуть, что для правового государства важна ответственность граждан перед государством для укрепления законности.
Будучи суверенным государством, РФ самостоятельно устанавливает форму правления, представляющую собой организацию высших органов власти, порядок их образования.
В ст.1 Конституции установлена республиканская форма правления.
Определяющим признаком этой формы правления является выборность и сменяемость этой главы государства. Этим республиканская форма правления отличается от монархии, которая характеризуется наследственным статусом главы государства.
Форма правления РФ сочетает черты парламентской и президенсткой республики.
Социальное государство есть государство, главной задачей которого является
достижение такого общественного прогресса, который основывается на закрепленных правом условиях, обеспечивает всеобщую солидарность и взаимную ответственность.
Эти условия находят отражение в социальной политике государства.
Социальная политика есть часть общей политики государства, которая регулирует отношения между социальными группами, между обществом в целом и его членами, связанные с изменениями в социальной структуре общества, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей.
Говоря о демократическом российском государстве, нельзя не отметить положения, касаюшиеся положения религии и ее место в данном государстве.
Конституция РФ провозгласила государство светстким, определило, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ст.14 Конституции РФ).
Светское государство - государство, в котором его религия, догматы и каноны, а также религиозные объединения, действующие в нем не оказывают никакого влияния на государственное устройство, на деятельность государственных органов, их должностных лиц, на сферу государственного образования и другие сферы деятельности государства.
Светский характер государства обеспечивается, как правило, отделением церкви, религиозных объединений о государства и светским характером государственного образования, то есть отделением церкви от школы.
Такая форма взаимоотношений государства и церкви с той или иной степенью последовательности установлена во многих странах(не только в России).
Основной гарантией реальности содержащегося в ч.1 ст.14 Конституции этого положения является закрепленное также в нормах ч.2 ст.14 отделение религиозных объединений от государства.
Отделение религиозных объединений от государства несовместимо с каким-либо их участием в государственной деятельности.
Неотделимо от государства и решение экономических вопросов.
Ядром экономических основ являются регулируемые отношения собственности.
Конституционные нормы служат базой правового регулирования данных отношений, осуществляются посредством норм различной отраслевой принадлежности.
Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику, она выражается в том, что его главной задачей является юридическое закрепление форм собственности, признаваемых государством.
Таким образом, конституционные нормы призваны решить вопрос о том, какие формы собственности государства признаются и гарантируются.
Все формы собственности, согласно Конституции, признаются и защищаются равным образом. Конституция РФ исходит из того, что для экономической системы характерна собственность в ее различных формах, а именно: частная, государственная, муниципальная и иные формы.
В ст.9 Конституции устанавливается, что земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частных, государственных, муниципальных и иных формах собственности, при этом указывается, что земля, другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ, как основа жизни и деятельности народа, проживающего на соответствующей территории.
В Российской Федерации единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности.
Все это направлено на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков в РФ, на борьбу с экономическим сепаратизмом.
Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:
1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни.
Высшей формой выражения и защиты прав и свобод людей в системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве право. Это и означает верховенство права в обществе, во всех его сферах.
Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном законе) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов правового государства. поэтому правовое государство это и конституционное государство.
Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц.
2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.
В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: экономической, политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права, чем больше они гарантированы, тем свободнее личность. Если же естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неуверенно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Например, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, справедливо заметил бывший министр юстиции в администрации президента Джонсона, значит жить в несчастливой стране."
Правовое государство провозглашает и конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.
3. Взаимная ответственность государства и личности.
Самоограничение государства правом, закрепляющим свободу личности, не является односторонней привилегией личности. Последняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограничения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и личности это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следовательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаимной ответственности государства и личности.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связанного правом вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государственный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.
Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.
Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и будет вносить новые элементы в теорию и практику строительства правового государства.
Задание № 2
Дайте сравнительную характеристику юридической ответственности и иных мер государственного принуждения
В отечественной науке нет единства в трактовке юридической ответственности. Каждый автор пытается определить ее по-своему, подчеркивая те ее стороны, которые он считает главными, определяющими.
Большинство авторов понимают юридическую ответственность как меру государственного принуждения либо отождествляют ее с наказанием за правонарушение.
Другая группа исследователей рассматривает юридическую ответственность в рамках существующих правовых категорий. Они трактуют ее как охранительное правоотношение, как специфическую юридическую обязанность, как реализацию санкций правовых норм и т. д.
Согласно взгляду С. С. Алексеева: юридическая ответственность - это применение к виновному лицу мер государственного принуждения за совершенное правонарушение[1]. Сюда же включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за совершенный административный проступок. При этом основанием для возникновения юридической ответственности есть совершенные правонарушения.
Юридическая ответственность неразрывно связана с государством и правом. Государство устанавливает правовые нормы, определяет и юридическую ответственность за противоправное поведение. Таким образом юридическая ответственность имеет государственно-принудительный характер. Меры государственного принуждения устанавливаются в правовых нормах и санкциях.
В последнее время сформировалась еще одно направление — анализ юридической ответственности как явления общесоциального. Результатом его стала концепция позитивной юридической ответственности. Она рассмотрена Корельским В. М.:
При характеристике данного феномена мы исходим из следующих посылок.
1. Юридическая ответственность отражает специфику любых правовых явлений — их формальную определенность и процессуальный порядок реализации.
2. Юридическая ответственность неотделима от правонарушения, выступает его следствием.
3. Юридическая ответственность связана с реализацией санкций правовых норм.
4. Юридическая ответственность сопряжена с государственно-властной деятельностью, с государственно-правовым принуждением.
Таким образом, юридическая ответственность — это применение; к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера[2].
При юридической ответственности правонарушитель «держит ответ» - претерпевает меры государственного принуждения за свою вину и поэтому несет лишения, урон, а следовательно юридическая ответственность связана с общественным осуждением правонарушителя, социальной и моральной упречностью своего поведения. Но при этом необходимо отличать юридическую ответственность от:
а) правовых восстановительных мер, используемых в гражданском праве и некоторых других отраслях, таких, как возвращение имущества собственнику, когда оно находится в неправомерном владении у других лиц (нередко эти защитные меры после именуются ответственностью).
б) превентивных и профилактических мер, установленных законом (например, реквизиция имущества в военное время или при чрезвычайном положении).
Назовем основные признаки анализируемого явления:
1) юридическая ответственность предполагает государственное принуждение;
2) это не принуждение «вообще», а «мера» такого принуждения, четко очерченный его объем (количественные показатели);
3) юридическая ответственность связана с правонарушением, следует за ним и обращена на правонарушителя;
4) ответственность влечет за собой негативные последствия (лишения) для правонарушителя: ущемление его прав (лишение свободы, родительских прав и др.), возложение на него новых дополнительных обязанностей (выплата определенной суммы, совершение каких-либо действий и т. д.);
5) характер и объем лишений установлены в санкции юридической нормы;
6) возложение лишений, применение государственно-принудительных мер осуществляется в ходе правоприменительной деятельности компетентными государственными органами в строго определенных законом порядке и формах. Вне процессуальной формы юридическая ответственность невозможна.
Трактовка юридической ответственности как применения вытекает и из содержания действующего законодательства. Так, совершение лицом действий, запрещенных уголовным законом, еще не влечет за собой юридической ответственности. Более того, до соответствующего решения (приговора) суда лицо вообще считается невиновным, а значит, и не подлежащим уголовной ответственности. В отдельных случаях лицо, совершившее правонарушение, может быть освобождено от ответственности, т. е. правоприменительный процесс не осуществляется. В других случаях нарушитель в ходе правоприменительной деятельности освобождается от наказания, т. е. от соответствующих лишений, но не от ответственности вообще.
Особенностью государственного принуждения является то, что оно осуществляется от имени государства государственными органами. Другая особенность этого принуждения — его правовой характер, в силу чего оно выступает и как правовое принуждение. Правовой характер государственного принуждения заключается в том, что оно реализуется только компетентными органами, в определенных законом формах и на законных основаниях.
Нередко государственное принуждение сводится исключительно к юридической ответственности и всякое принудительное воздействие со стороны государства трактуется как юридическая ответственность. Однако анализ действующего законодательства и практики его применения не дают оснований для такого вывода.
Юридическая ответственность не единственная мера государственного принуждения, поскольку государственная принудительность есть объективное свойство права и государственное принуждение преследует различные цели в процессе правового регулирования. Каковы же эти меры?
Прежде всего это меры защиты субъективных прав. Суть их заключается в том, что в указанных в законе случаях государство применяет принудительные меры в целях восстановления нарушенного права и защиты субъективных прав без привлечения нарушителя к ответственности.
Таковыми являются принудительное изъятие имущества из чужого незаконного владения (виндикация), принудительное взыскание алиментов на содержание детей и т. д. И хотя в данном случае принуждение направлено на правонарушителя (например, на родителя, уклоняющегося от уплаты алиментов), цели кары, наказания виновного здесь отсутствуют. Названные меры закреплены не в санкциях юридических норм, а в их диспозициях.
К мерам государственного принуждения относятся и меры пресечения. Они применяются для предупреждения, пресечения правонарушения. Поскольку в этом случае правонарушение отсутствует, нет и цели наказания виновного.
В виде общего правила меры пресечения применяются только к обвиняемому (ст. 89 УПК). Лишь в исключительных случаях меры пресечения могут быть применены и в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, на срок не более десяти дней. По истечении этого срока подозреваемому должно быть предъявлено обвинение либо мера пресечения отменяется.
Основаниями избрания мер пресечения являются указанные в законе обстоятельства (ст. 89 УПК), подтвержденные такой совокупностью доказательств, которая дает возможность обоснованно предположить, что лицо, находясь без воздействия меры пресечения, может совершить одно из указанных в законе действий.
К мерам пресечения относятся задержание, обыск, досмотр багажа и т. д. Они носят правовой характер и осуществляются в порядке и на основаниях, установленных законом. Например, гл. 19 КоАП регламентирует порядок административного задержания, досмотра вещей, изъятия вещей и документов.
Законодательство предусматривает и иные специфические меры государственного принуждения, не являющиеся ответственностью. Это, например, принудительные меры воспитательного воздействия, применяемые к несовершеннолетним (недееспособным) лицам за совершение общественно опасных деяний (ст. 90, 91 УК РФ). Они также не несут элементов кары.
Такой же спецификой обладают меры медицинского характера — принудительное лечение в условиях, обеспечивающих общественную безопасность лиц, совершивших общественно опасные деяния в состоянии невменяемости (помещение душевнобольного нарушителя в психиатрический стационар — ст. 99 УК РФ).
Специфическая мера государственного принуждения — реквизиция — в гражданском праве РФ одно из оснований прекращения права собственности. Согласно ст. 242 ГК РФ в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер, имущество в интересах общества по решению государственных органов может быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой ему стоимости имущества. Оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реквизированного имущества, может быть оспорена им в суде. Лицо, имущество которого реквизировано, вправе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, требовать по суду возврата ему сохранившегося имущества.
Все перечисленные меры носят государственно-правовой характер, осуществляются на правовой основе.
Найдите в нормативных актах и выпишите норму, отражающую общедозволительный и разрешительный типы регулирования
Например, в ст. 209 ГК РФ сказано, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Найдите в нормативных актах и выпишите:
а) коллизионную норму;
б) норму со сложной гипотезой;
в) абсолютно-определенную норму - ст. 5.5. КоАП РФ - нарушение главным редактором, редакцией средства массовой информации, организацией, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, либо иной организацией, осуществляющей выпуск или распространение средства массовой информации, порядка опубликования (обнародования) материалов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, в том числе агитационных материалов, а равно нарушение в период избирательной кампании, кампании референдума порядка опубликования (обнародования) указанных материалов в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть "Интернет") - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - от десяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от трехсот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.;
г) норму, при изложении которой использован казуистический способ.
Обоснуйте свой выбор.
Список литературы
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. М; 1993.
Гражданский Кодекс Российской Федерации. - Челябинск. ТОО "Медиумкомм". 1995.
Алексеев С. С. «Государство и право». Москва, «Юридическая литература», 1996 г.
Иванов, А. Н. Костюков, В. Н. Скобелкин. Основы Российского Государства и права. Омск: 1995г.
Карельский Теория государства и права. М.: Инфра. 1997
Общая теория права: Учебник для юридических вузов / общ. Ред. А. С. Пиголкина 2-е изд. - М.: МГТУ 1996г.
Теория права и государства. Под ред. Г. Н. Манова. Учебник для вузов. - М.: Издательство БЕК, 1996г.
Хропанюк В. Н. Теория государства и права - М.: 1996г.
[1] Алексеев С.С. «Государство и право». Москва, «Юридическая литература», 1996 г., с142
[2] Шабуров А.С. Понятие юридической ответственности - В ан: ТГП / Под ред. Корельского В.М. - М.: Инфра М-НОРМА, 1997г., с.418