Содержание

Вопрос № 1. Основы бюджетного планирования и прогнозирования. (определения и общая характеристика. 3

Задание № 2. 6

Задание № 3. 8

Задание № 4. 9

Список использованной литературы.. 15

Вопрос № 1. Основы бюджетного планирования и прогнозирования. (определения и общая характеристика.

Ответ:

Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. [1] В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.

Существующая практика бюджетного прогнозирования в увязке со сводным финансовым балансом не охватывает полный круг связей в экономике[2]. При этом не учитываются внутренние взаимодействия всех секторов экономики и финансовые взаимоотношения с внешним миром. Результатом становится одностороннее отображение экономического процесса, снижается возможность регулирования и управления текущей экономической ситуацией и прежде всего движением государственных финансовых потоков, эффективность бюджетного планирования. Учитывая изложенное, актуальной является разработка комплексного подхода к движению финансовых средств в экономике.

Целью прогнозирования государственных финансовых потоков является выявление условий формирования и оптимального движения финансовых потоков и на этой основе разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающих достижение стабильного экономического роста. Внедрение вышеуказанного подхода позволит обеспечить оптимальное достижение целевых установок экономического развития. Инструментарий, используемый при реализации данного подхода, позволит получать четкое представление о том, к каким последствиям в реальном секторе экономики приводят изменения динамики и структуры бюджетных, денежно-кредитных показателей под влиянием действующих и разрабатываемых законодательных решений. Основное содержание прогноза сводится к определению общего объема финансовых ресурсов в стране; рассмотрению возможных и целесообразных каналов их мобилизации и использования; нахождению допустимой и рациональной степени централизации финансовых ресурсов в бюджете (налогового бремени); разработке на этой основе рекомендаций по повышению сбалансированности, регулированию и рационализации государственных финансовых потоков.

Реализация комплексного потокового подхода предполагает учет движения финансовых ресурсов всех секторов экономики. На первом этапе проводится анализ процессов формирования и фактического использования финансовых ресурсов, динамики макроэкономических показателей, осуществляется количественная формализация механизма их взаимодействия в базисном периоде. На ее основе находятся наиболее вероятные в рассматриваемом периоде объем и структура финансовых ресурсов и затрат с учетом состояния экономики и предполагаемых особенностей ее функционирования в будущем.

Прогнозирование строится на основе сопоставления доходов (ресурсов) с расходами (использованием ресурсов) первоначально по отдельным макроэкономическим субъектам и экономике в целом.

Второй этап выявляет несбалансированность государственных финансовых потоков, дает ее количественную оценку и указывает на необходимость корректировки экономической политики. На данном этапе определяется эффективность государственных финансовых потоков как в отдельных секторах, так и в экономике в целом.

Конечным этапом прогнозирования является взаимоувязка финансовых и нефинансовых показателей.

В прогнозе должны найти отражение количественная оценка параметров бюджетной, денежно-кредитной политики, позволяющих достичь поставленных целевых установок.

Таким образом, итогом практического применения результатов прогноза является разработка корректирующих мероприятий по обеспечению равенства ресурсов и расходов в тесной увязке с развитием экономики.




Задание № 2

Разграничение основных доходных источников в налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы В РФ.

Ответ:

Общая схема разграничения основных налоговых полномочий и

доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году[3]


Налог


Статус

Зачисление

(% от общего объема поступлений)

Федеральный бюджет

Региональные бюджеты

местные

бюджеты

Таможенные пошлины

Ф

100

-

-

НДС

Ф

100

-

-

Налог на добычу полезных ископаемых:

Углеводородного сырья

Общераспространенных полезных ископаемых

прочих полезных ископаемых добываемых на континентальном шельфе

Ф



80

-


40



20*

100*


60*



-

-


-

Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию)

Ф

100

-

-

Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия

Ф

50

50

-

Прочие акцизы

Ф

-

100

-

Налог на доходы физических лиц

Ф

-

50

50**

Налог на наследование

Ф

-

100

-

Налог на прибыль предприятий

Ф

31

61*

8

Транспортный налог

Р

-

100

-

Налог с продаж

Экологические платежи (налоги)

Р

Р

-

-

40

50

60**

50

Налог на игорный бизнес

Р

-

80

20

Налог на недвижимость (имущество, землю)

М

-

-

100

Налоги на совокупный доход

М

-

-

100

Налог на рекламу

М

-

-

100


Обозначения:

Ф - федеральный бюджет;

Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);

M - местный бюджет (муниципальных образований);

* - с возможным выделением части отчислений для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;

** - с возможным выделением в составе данной доли минимально гарантированной и выравнивающей частей.


Задание № 3

Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ

Ответ:

Фонд софинансирования социальных расходов[4]

Цель

Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере

Принцип распределения

Формула на основе

Нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ)

Тип финансовой помощи

Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль)

Условия предоставления

Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ

Порядок перечисления (использования)

Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью

Задание № 4

В соответствии с Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 г. и данными таблиц 1-6 рассчитать первую и вторую части трансферта для региона.

Ответ:

В соответствии с номером зачетной книжки мы определяем субъект Российской Федерации для которого будет рассчитывать трансферт: № 65 – Томская область.


Следую методике вначале необходимо определить удельные валовые налоговые ресурсы, по формуле:

ВНР=6 788,3 руб *ИНП

ИНП – индекс налогового потенциала Томской области мы пока не знаем, для его расчета воспользуемся следующей формулой:


ИНП=V98-99*Котр

Для расчета суммарной величины добавленной стоимости отраслей экономики в расчете на душу неселения (V98-99)по Томской области произведем следующие вычисления, предварительно выписав необходимые для этого данные:



Числен на 01.01.1999 тыс.чел

Числен на 01.01.2000 тыс.чел

Показатели за 1998 год тыс. руб

Показатели за 1999 год тыс. руб

Добав стоим всего

В том числе

Добав стоим всего

В том числе

Сельск хоз-во

Страх

Сельск хоз-во

Страх

Томская обл

953,2

948,7

19363147

1530302

31575

27882211

2630642

11719

РФ

143828,1

143115

2248466545

137293255

11924800

3821565345

325429379

25747900


Коэффициент корректировки на территориальный состав:

1998г. - 0,825

1999г. - 0,825


Далее рассчитываем добавленную стоимость скорректированную на территориальный состав:


В 1998г. = (19363147-1530302-31575)* 0,825/1000=14686,04775     при этом в


РФ=2064972


В 1999г. =(27882211-2630642-11719)* 0,825/1000=20822,87625 при этом в


РФ=3410712


Затем рассчитываем объем добавленной стоимости на душу населения руб. на чел:


В 1998г. =14686,04775*1000/953,2=15407,10003   при этом в


РФ=14357,2


В 1999г. =20822,87625*1000/948,7=21948,85237 при этом в


РФ=23832


И в заключении величину добавленной стоимости в расчете на душу населения к:


1998г. = 15407,10003/14357,2=1,07


1999г.= 21948,85237/23832=0,92


Соответственно V98-99 = 1,07-0,92=0,15


Далее находим второе неизвестное – Котр – поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики Томской области, для этого рассчитываем долю в налогах и налоговую нагрузку для Томской области:


Тпром=9405/25240*100=37,3

Т стр=1921/25240*100=7,6


Ттранс=2502/25240*100=9,9


Тторг=3675/25240*100=14,6


Тжкх= 1063/25240*100=4,2


Тпр=6674/25240*100=26,4


Дпром=37,3/39,7*100=94


Дстр=7,6/7,4*100=102,7


Дтранс=9,9/9,8*100=89,8


Дторг=14,6/16,9*100=86,4


Джкх=4,2/4,9*100=49


Дпр=26,4/21,3*100=124


Также для нахождения Котр нам необходимо знать значения показателя Кпром, для этого далее выделим из таблиц необходимые нам для расчетов данные:


Структура промышленности в 1999 году

всего

электроэнергетика

Топливная промышленность

Черная и цветная металл

Химическая и нефтехим пром

Машиностроение и металлообработка

Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность

Доля

100

10,5

25

28,5

4,8

9,9

2,6


Структура промышленности в 1999 году

Пром-ть строит. Материалов

Легкая пром-ть

Пищевая, без рыбной пром-ть

Рыбная пром-ть

Микробиологическая пром-ть

Медицинская пром-ть

Прочие отрасли

3

0,3

6,9

0,2

0

3,2

5,1


Ктопл

К хим

К лдц

Клегк

1,144

1,098

0,836

0,784

 

Для определения Кпром необходимо сложить коэффициенты с поправкой на структуру, так как они уже даны для Томской области считать мы их не будем, а сразу подставим в формулу:


 Кпром=S(Тотр*Дотр)=Ктопл+Кхим+Клдц+Клегк= 3,862


Следовательно:


Котр=Тпром*Дпром*Кпром+Тстр*Дстр+Ттр*Дтр+Тторг*Дторг+Тжкх*Джкх+Тпр*Дпр=

0,373*0,94*3,862+0,076*1,027+0,099*0,898+0,146*0,864+0,042*0,49+0,264*1,24=1,354+0,078+0,089+0,126+0,021+0,327=1,995

соответственно:

ИНП=(1,07-0,92)*1,995=0,299

Теперь мы можем определить значение ВНР:

ВНР=6788,3*0,299=2029,702

Из-за недостатка информации о структуре состава населения Томской области, мы не можем определить средний уровень доходов для каждой категории граждан.

Для расчета первой части ФФПР необходимо значение показателя индекса бюджетных расходов (ИБР), в соответствии с формулами данными в таблицах, для этого выпишем необходимые для его расчета данные:


Числен постоянного насел на 01.01.2001 тыс.чел = 945,3


Условно-нормативные расходы млн.руб. ЖКХ=821,5


Условно-нормативные расходы млн.руб. Начальное и среднее образование=2881,1


Условно-нормативные расходы млн.руб. Дошкольное образование=828,5


Условно-нормативные расходы млн.руб. Здравоохранение=3246,9


Условно-нормативные расходы млн.руб. Физическая культура=92,7


Условно-нормативные расходы млн.руб. Социальное обеспечение=431,2


Условно-нормативные расходы млн.руб. Культура и искусство=316,1


Условно-нормативные расходы млн.руб. Транспорт=492,4


Условно-нормативные расходы млн.руб. Правоохранительная деятельность=603,7


Условно-нормативные расходы млн.руб. Управление=633,6


Условно-нормативные расходы млн.руб. Закон «о ветеранах»= 291,1


ИБР всего условно-нормативных расходов млн.руб.= 821,5+2881,1+828,5+3246,9+92,7+431,2+316,1+492,4+603,7+633,6+291,1=10638,8


ИБР на 1 чел.руб=10638,8/945,3*1000=11254,42

ИБР по нормативным расходам (к среднему по РФ= 11254,42/8399,5=1,34


Далее определяем уровень реальной бюджетной обеспеченности (до распределения ФФПР):


УРБО=ИНП/ИБР=0,299/1,34=0,22


Затем рассчитываем средства недостающие до среднего уровня бюджетной обеспеченности:

6788*0,22*1,34*945,3=1 522 038,485

Далее рассчитывается доля недостающих средств в сумме по Российской Федерации:

1 522 038,485/235 507 558=0,0065

Следовательно первая часть трансферта, тыс.руб. (80%) будет равна:

0,8*114 476 613*0,0065=766 953

Теперь узнаем сколько составила первая часть ФФПР на 1 чел.руб.:


766 953/945,3=811,3

Максимальный уровень, до которого может быть проведено выравнивание равен 5 534,2 руб., на основе чего рассчитывается вторая часть трансферта, тыс.руб.:

(0,2*(5534,2*0,299+811,3)*945,3= 466 226,8

В итоге получаем, средства ФФПР на 2002 год – всего, тыс.руб. необходимых перечислить Томской области, для этого необходимо сложить первую и вторую часть трансферта:

766 953+466 226,8=1 233 179,8

После распределения ФФПР уровень реальной бюджетной обеспеченности поднялся до 0,892 вместо 0,22 до распределения



















Список использованной литературы


1.     Бюджетная система Российской Федерации: Уч-к / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. И перераб. – М.: Юрайт, 2000.

2.     Мир финансов – Банковское обозрение. Сергиенко А.А. http://www.mirfin.ru/mirfin/press150103.html

3.     Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc

4.     Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.

5.     Финансовая система Росси: Дадашев  А.В., Черник Д.Г. Уч. пособие. М.: ИНФРА-М.,1997.-248 с.


[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 208.

[2] Мир финансов – Банковское обозрение. Сергиенко А.А. http://www.mirfin.ru/mirfin/press150103.html


[3] Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc

[4] Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc