Содержание
Вопрос № 1. Основы бюджетного планирования и прогнозирования. (определения и общая характеристика. 3
Задание № 2. 6
Задание № 3. 8
Задание № 4. 9
Список использованной литературы.. 15
Вопрос № 1. Основы бюджетного планирования и прогнозирования. (определения и общая характеристика.
Ответ:
Бюджетное планирование - важнейшая составная часть финансового планирования, подчиненная требованиям финансовой политики государства. Его экономическая сущность заключается в централизованном распределении и перераспределении стоимости общественного продукта и национального дохода между звеньями финансовой системы на основе государственной социально-экономической программы развития страны в процессе становления и исполнения бюджетов и внебюджетных фондов разного уровня. Бюджетное планирование осуществляется уполномоченными законом органами государственной власти и включает в себя бюджетный процесс, его нормативно-правовую базу и организационную основу, а также вопросы теории и методологии составления бюджетов государства. [1] В качестве принципов бюджетного планирования выделяют, в частности, единство правового регулирования, непрерывность планирования годового бюджета, балансовый метод и др.
Существующая практика бюджетного прогнозирования в увязке со сводным финансовым балансом не охватывает полный круг связей в экономике[2]. При этом не учитываются внутренние взаимодействия всех секторов экономики и финансовые взаимоотношения с внешним миром. Результатом становится одностороннее отображение экономического процесса, снижается возможность регулирования и управления текущей экономической ситуацией и прежде всего движением государственных финансовых потоков, эффективность бюджетного планирования. Учитывая изложенное, актуальной является разработка комплексного подхода к движению финансовых средств в экономике.
Целью прогнозирования государственных финансовых потоков является выявление условий формирования и оптимального движения финансовых потоков и на этой основе разработка и осуществление системы мероприятий, обеспечивающих достижение стабильного экономического роста. Внедрение вышеуказанного подхода позволит обеспечить оптимальное достижение целевых установок экономического развития. Инструментарий, используемый при реализации данного подхода, позволит получать четкое представление о том, к каким последствиям в реальном секторе экономики приводят изменения динамики и структуры бюджетных, денежно-кредитных показателей под влиянием действующих и разрабатываемых законодательных решений. Основное содержание прогноза сводится к определению общего объема финансовых ресурсов в стране; рассмотрению возможных и целесообразных каналов их мобилизации и использования; нахождению допустимой и рациональной степени централизации финансовых ресурсов в бюджете (налогового бремени); разработке на этой основе рекомендаций по повышению сбалансированности, регулированию и рационализации государственных финансовых потоков.
Реализация комплексного потокового подхода предполагает учет движения финансовых ресурсов всех секторов экономики. На первом этапе проводится анализ процессов формирования и фактического использования финансовых ресурсов, динамики макроэкономических показателей, осуществляется количественная формализация механизма их взаимодействия в базисном периоде. На ее основе находятся наиболее вероятные в рассматриваемом периоде объем и структура финансовых ресурсов и затрат с учетом состояния экономики и предполагаемых особенностей ее функционирования в будущем.
Прогнозирование строится на основе сопоставления доходов (ресурсов) с расходами (использованием ресурсов) первоначально по отдельным макроэкономическим субъектам и экономике в целом.
Второй этап выявляет несбалансированность государственных финансовых потоков, дает ее количественную оценку и указывает на необходимость корректировки экономической политики. На данном этапе определяется эффективность государственных финансовых потоков как в отдельных секторах, так и в экономике в целом.
Конечным этапом прогнозирования является взаимоувязка финансовых и нефинансовых показателей.
В прогнозе должны найти отражение количественная оценка параметров бюджетной, денежно-кредитной политики, позволяющих достичь поставленных целевых установок.
Таким образом, итогом практического применения результатов прогноза является разработка корректирующих мероприятий по обеспечению равенства ресурсов и расходов в тесной увязке с развитием экономики.
Задание № 2
Разграничение основных доходных источников в налоговых полномочий между уровнями бюджетной системы В РФ.
Ответ:
Общая схема разграничения основных налоговых полномочий и
доходных источников между уровнями бюджетной системы в Российской Федерации к 2005 году[3]
Налог |
Статус |
Зачисление (% от общего объема поступлений) |
||
Федеральный бюджет |
Региональные бюджеты |
местные бюджеты |
||
Таможенные пошлины |
Ф |
100 |
- |
- |
НДС |
Ф |
100 |
- |
- |
Налог на добычу полезных ископаемых: Углеводородного сырья Общераспространенных полезных ископаемых прочих полезных ископаемых добываемых на континентальном шельфе |
Ф |
80 - 40 |
20* 100* 60* |
- - - |
Акцизы (газ, бензин, спирт, автомобили, товары, ввозимые в Российскую Федерацию) |
Ф |
100 |
- |
- |
Акцизы на спирт из пищевого сырья и ликероводочные изделия |
Ф |
50 |
50 |
- |
Прочие акцизы |
Ф |
- |
100 |
- |
Налог на доходы физических лиц |
Ф |
- |
50 |
50** |
Налог на наследование |
Ф |
- |
100 |
- |
Налог на прибыль предприятий |
Ф |
31 |
61* |
8 |
Транспортный налог |
Р |
- |
100 |
- |
Налог с продаж Экологические платежи (налоги) |
Р Р |
- - |
40 50 |
60** 50 |
Налог на игорный бизнес |
Р |
- |
80 |
20 |
Налог на недвижимость (имущество, землю) |
М |
- |
- |
100 |
Налоги на совокупный доход |
М |
- |
- |
100 |
Налог на рекламу |
М |
- |
- |
100 |
Обозначения:
Ф - федеральный бюджет;
Р - региональный бюджет (субъектов Российской Федерации);
M - местный бюджет (муниципальных образований);
* - с возможным выделением части отчислений для выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований;
** - с возможным выделением в составе данной доли минимально гарантированной и выравнивающей частей.
Задание № 3
Формы финансовой помощи из федерального бюджета субъектам РФ
Ответ:
Фонд софинансирования социальных расходов[4] |
|
Цель |
Стимулирование приоритетных расходов и поддержка реформ в социальной сфере |
Принцип распределения |
Формула на основе Нормативных расходов и их частичного возмещения (с оценкой хода реформ) |
Тип финансовой помощи |
Субсидия (долевая) на определенную функциональную статью расходов (отрасль) |
Условия предоставления |
Уровень расходов не ниже нормативного и выполнение программ реформ |
Порядок перечисления (использования) |
Финансовым органам при подтверждении проведенных расходов на соответствующую статью |
Задание № 4
В соответствии с Методикой расчетов распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ на 2002 г. и данными таблиц 1-6 рассчитать первую и вторую части трансферта для региона.
Ответ:
В соответствии с номером зачетной книжки мы определяем субъект Российской Федерации для которого будет рассчитывать трансферт: № 65 – Томская область.
Следую методике вначале необходимо определить удельные валовые налоговые ресурсы, по формуле:
ВНР=6 788,3 руб *ИНП
ИНП – индекс налогового потенциала Томской области мы пока не знаем, для его расчета воспользуемся следующей формулой:
ИНП=V98-99*Котр
Для расчета суммарной величины добавленной стоимости отраслей экономики в расчете на душу неселения (V98-99)по Томской области произведем следующие вычисления, предварительно выписав необходимые для этого данные:
|
Числен на 01.01.1999 тыс.чел |
Числен на 01.01.2000 тыс.чел |
Показатели за 1998 год тыс. руб |
Показатели за 1999 год тыс. руб |
||||
Добав стоим всего |
В том числе |
Добав стоим всего |
В том числе |
|||||
Сельск хоз-во |
Страх |
Сельск хоз-во |
Страх |
|||||
Томская обл |
953,2 |
948,7 |
19363147 |
1530302 |
31575 |
27882211 |
2630642 |
11719 |
РФ |
143828,1 |
143115 |
2248466545 |
137293255 |
11924800 |
3821565345 |
325429379 |
25747900 |
Коэффициент корректировки на территориальный состав:
1998г. - 0,825
1999г. - 0,825
Далее рассчитываем добавленную стоимость скорректированную на территориальный состав:
В 1998г. = (19363147-1530302-31575)* 0,825/1000=14686,04775 при этом в
РФ=2064972
В 1999г. =(27882211-2630642-11719)* 0,825/1000=20822,87625 при этом в
РФ=3410712
Затем рассчитываем объем добавленной стоимости на душу населения руб. на чел:
В 1998г. =14686,04775*1000/953,2=15407,10003 при этом в
РФ=14357,2
В 1999г. =20822,87625*1000/948,7=21948,85237 при этом в
РФ=23832
И в заключении величину добавленной стоимости в расчете на душу населения к:
1998г. = 15407,10003/14357,2=1,07
1999г.= 21948,85237/23832=0,92
Соответственно V98-99 = 1,07-0,92=0,15
Далее находим второе неизвестное – Котр – поправочный коэффициент на отраслевую структуру экономики Томской области, для этого рассчитываем долю в налогах и налоговую нагрузку для Томской области:
Тпром=9405/25240*100=37,3
Т стр=1921/25240*100=7,6
Ттранс=2502/25240*100=9,9
Тторг=3675/25240*100=14,6
Тжкх= 1063/25240*100=4,2
Тпр=6674/25240*100=26,4
Дпром=37,3/39,7*100=94
Дстр=7,6/7,4*100=102,7
Дтранс=9,9/9,8*100=89,8
Дторг=14,6/16,9*100=86,4
Джкх=4,2/4,9*100=49
Дпр=26,4/21,3*100=124
Также для нахождения Котр нам необходимо знать значения показателя Кпром, для этого далее выделим из таблиц необходимые нам для расчетов данные:
Структура промышленности в 1999 году |
|||||||
|
всего |
электроэнергетика |
Топливная промышленность |
Черная и цветная металл |
Химическая и нефтехим пром |
Машиностроение и металлообработка |
Лесная и целлюлозно-бумажная промышленность |
Доля |
100 |
10,5 |
25 |
28,5 |
4,8 |
9,9 |
2,6 |
Структура промышленности в 1999 году |
||||||
Пром-ть строит. Материалов |
Легкая пром-ть |
Пищевая, без рыбной пром-ть |
Рыбная пром-ть |
Микробиологическая пром-ть |
Медицинская пром-ть |
Прочие отрасли |
3 |
0,3 |
6,9 |
0,2 |
0 |
3,2 |
5,1 |
Ктопл |
К хим |
К лдц |
Клегк |
1,144 |
1,098 |
0,836 |
0,784 |
Для определения Кпром необходимо сложить коэффициенты с поправкой на структуру, так как они уже даны для Томской области считать мы их не будем, а сразу подставим в формулу:
Кпром=S(Тотр*Дотр)=Ктопл+Кхим+Клдц+Клегк= 3,862
Следовательно:
Котр=Тпром*Дпром*Кпром+Тстр*Дстр+Ттр*Дтр+Тторг*Дторг+Тжкх*Джкх+Тпр*Дпр=
0,373*0,94*3,862+0,076*1,027+0,099*0,898+0,146*0,864+0,042*0,49+0,264*1,24=1,354+0,078+0,089+0,126+0,021+0,327=1,995
соответственно:
ИНП=(1,07-0,92)*1,995=0,299
Теперь мы можем определить значение ВНР:
ВНР=6788,3*0,299=2029,702
Из-за недостатка информации о структуре состава населения Томской области, мы не можем определить средний уровень доходов для каждой категории граждан.
Для расчета первой части ФФПР необходимо значение показателя индекса бюджетных расходов (ИБР), в соответствии с формулами данными в таблицах, для этого выпишем необходимые для его расчета данные:
Числен постоянного насел на 01.01.2001 тыс.чел = 945,3
Условно-нормативные расходы млн.руб. ЖКХ=821,5
Условно-нормативные расходы млн.руб. Начальное и среднее образование=2881,1
Условно-нормативные расходы млн.руб. Дошкольное образование=828,5
Условно-нормативные расходы млн.руб. Здравоохранение=3246,9
Условно-нормативные расходы млн.руб. Физическая культура=92,7
Условно-нормативные расходы млн.руб. Социальное обеспечение=431,2
Условно-нормативные расходы млн.руб. Культура и искусство=316,1
Условно-нормативные расходы млн.руб. Транспорт=492,4
Условно-нормативные расходы млн.руб. Правоохранительная деятельность=603,7
Условно-нормативные расходы млн.руб. Управление=633,6
Условно-нормативные расходы млн.руб. Закон «о ветеранах»= 291,1
ИБР всего условно-нормативных расходов млн.руб.= 821,5+2881,1+828,5+3246,9+92,7+431,2+316,1+492,4+603,7+633,6+291,1=10638,8
ИБР на 1 чел.руб=10638,8/945,3*1000=11254,42
ИБР по нормативным расходам (к среднему по РФ= 11254,42/8399,5=1,34
Далее определяем уровень реальной бюджетной обеспеченности (до распределения ФФПР):
УРБО=ИНП/ИБР=0,299/1,34=0,22
Затем рассчитываем средства недостающие до среднего уровня бюджетной обеспеченности:
6788*0,22*1,34*945,3=1 522 038,485
Далее рассчитывается доля недостающих средств в сумме по Российской Федерации:
1 522 038,485/235 507 558=0,0065
Следовательно первая часть трансферта, тыс.руб. (80%) будет равна:
0,8*114 476 613*0,0065=766 953
Теперь узнаем сколько составила первая часть ФФПР на 1 чел.руб.:
766 953/945,3=811,3
Максимальный уровень, до которого может быть проведено выравнивание равен 5 534,2 руб., на основе чего рассчитывается вторая часть трансферта, тыс.руб.:
(0,2*(5534,2*0,299+811,3)*945,3= 466 226,8
В итоге получаем, средства ФФПР на 2002 год – всего, тыс.руб. необходимых перечислить Томской области, для этого необходимо сложить первую и вторую часть трансферта:
766 953+466 226,8=1 233 179,8
После распределения ФФПР уровень реальной бюджетной обеспеченности поднялся до 0,892 вместо 0,22 до распределения
Список использованной литературы
1. Бюджетная система Российской Федерации: Уч-к / М.В.Романовский и др.; Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской.- 2-е изд., исправл. И перераб. – М.: Юрайт, 2000.
2. Мир финансов – Банковское обозрение. Сергиенко А.А. http://www.mirfin.ru/mirfin/press150103.html
3. Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc
4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
5. Финансовая система Росси: Дадашев А.В., Черник Д.Г. Уч. пособие. М.: ИНФРА-М.,1997.-248 с.
[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / Л.А. Дробозина, Л.П. Окунева, Л.Д. Андросова и др.; Под ред. проф. Л.А. Дробозиной. - М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. - С. 208.
[2] Мир финансов – Банковское обозрение. Сергиенко А.А. http://www.mirfin.ru/mirfin/press150103.html
[3] Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc
[4] Программа развития бюджетного федерализма в РФ до 2005 г. http://www.asdg.ru/projects/fond/06prog.doc