Содержание

7. Объективные методы определения показателей качества. Их достоинства и недостатки. 3

20. Порядок разработки стандартов. 3

27. Виды единиц физических величин: системные основные, дополнительные, производные, дольные, кратные, национальные, внесистемные. 8

41. Виды сертификации. 12

Список литературы.. 18




7. Объективные методы определения показателей качества. Их достоинства и недостатки

К объективным методам определения показателей качества относят измерительный, расчетный, регистрационный, опытной эксплуатации методы.

Измерительный и регистрационный методы основываются на непосредственном измерении показателей качества или на обнаружении и подсчете (регистрации) числа различных событий, объектов, явлений с помощью всевозможных технических измерительных средств и контрольных приборов. В повышении качества определяемых этими методами значений показателей большую роль играет метрологическое обеспечение.

Расчетный метод предполагает использование вычислений на основе известных теоретических и эмпирических зависимостей и данных, получаемых другими методами. Примерами применения этого метода может быть расчет производительности труда, показателей патентной чистоты, статистических показателей и других аналогичных показателей.

Метод опытной эксплуатации предполагает получение фактических данных с помощью технических источников информации в лаборатории, испытательных станциях, ОТК и т.п[1].

20. Порядок разработки стандартов

Работа технического комитета начинается со сбора заявок на разработку стандарта. Заявителями могут быть государственные органы и организации, общественные объединения, научно-технические общества, предприятия, фирмы, предпринимателя, которые направляют заявки в ТК согласно закрепленным за ними объектам стандартизации.

В заявке обязательно должна быть обоснована необходимость разработки нормативного документа, не исключено также приложение к ней уже разработанного заявителем проекта стандарта.

На основании заявок Госстандарт РФ (Госстрой РФ) формирует годовой план государственной стандартизации России.

Дальнейшая работа проводится на основе договоров на ! работку стандарта между заявителем и соответствую ТК и включает следующие Этапы: составление технического задания (организацией-разработчиком или Л разработку проекта стандарта, представление окончательного варианта проекта в Госстандарт РФ (Госстрой РФ) для принятия, обновление стандарта, пересмотр и отмену стандарта.

Рассмотрим содержание этапов разработки государственного стандарта.

В техническом задании определяют: сроки выполнения каждой стадии, включаемой в содержание работы в целом; содержание и структуру будущего стандарта, и перечень требований к объекту стандартизации; список заинтересованных потенциальных потребителей этого стандарта (государственные органы, предприятия, фирмы и т.п.). Отобранным для списка организациям проект стандарта в дальнейшем, возможно, будет разослан на отзыв либо при необходимости на согласование; могут быть выделены особые или дополнительные предложения заказчика нормативного документа и другие сведения, имеющие отношение к процедуре разработки, содержанию стандарта и др.

Разработке проекта стандарта предшествует организационная работа, которую должен проделать ТК. Это связано с четким размещением заданий в подкомитеты и рабочие группы сообразно объектам стандартизации. Кроме того, на этой стадии ТК стремится более определенно обозначить организации, от которых целесообразно получить отзыв на проект стандарта. для этого краткая информация о разрабатываемых нормативных документах публикуется в специализированном издании Госстандарта РФ (или Госстроя РФ), чтобы заинтересованные стороны могли заявить о своих намерениях.

Разработка проекта проходит две стадии. Вначале создается первая редакция. Основные требования к первой редакции касаются соответствия проекта законодательству России, международным правилам и нормам, а также национальным стандартам зарубежных стран при условии прогрессивности этих документов и более высокого научно-технического уровня. Важный момент на этой стадии — определение патентной чистоты объекта стандартизации, для чего необходимы соответствующие исследования и надлежащее информационное обеспечение.

Проект в первой редакции, составленный подкомитетом и рабочей группой, члены ТК должны рассмотреть либо на специальном заседании, либо путем переписки, чтобы удостовериться в его соответствии условиям договора на разработку стандарта, требованиям российского законодательства и положениям Государственной системы стандартизации. После этого проект рассылается на отзыв заказчикам стандарта и выявленным ранее заинтересованным организациям.

Вторая стадия разработки заключается в анализе полученных отзывов, составлении окончательной редакции проекта нормативного документа и подготовке его к принятию. Окончательная редакция должна быть рассмотрена членами ТК, органами государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований стандарта, научно-исследовательскими институтами Госстандарта (Госстроя). Если с окончательной редакцией проекта согласны не менее двух третей членов ТК, то документ считается одобренным и рекомендуется для принятия. Проект стандарта должен быть направлен в Госстандарт РФ (Госстрой РФ), а также и заказчику нормативного документа.

Принятие стандарта осуществляет Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Процедура принятия включает обязательный анализ содержания проекта на соответствие законодательству России, метрологическим правилам и нормам, терминологическим стандартам, а также ГОСТ Р 1.5-91 “ГСС. Общие требования к построению, изложению, оформлению 14 содержанию стандартов”. Стандарт принимается консенсусом, после чего устанавливается дата ею введения в действие. Срок действия стандарта, как правило, не определяется.

Далее принятый стандарт подлежит регистрации, информация о нем публикуется в ежемесячном Информационном указателе.

Все перечисленные выше функции выполняет Госстандарт РФ (Госстрой РФ) в установленном им порядке.

Стандарт не должен быть тормозом для развития экономики в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Но поскольку срок действия ею не устанавливается, необходима постоянная работа всех членов ТК и заинтересованных сторон, направленная на своевременное обновление нормативного документа. Согласно ГСС РФ обновление стандарта проводится с целью поддержания его соответствия потребностям населения, экономики и обороноспособности страны. Результатом анализа действующего стандарта может быть внесение изменений в его содержание, либо пересмотр, либо отмена нормативного документа.

С целью получения информации для актуализации стандартов технические комитеты ведут постоянную работу по под держанию обратной связи с предприятиями и организациями, принимающими стандарты, а также анализируют предложения, поступающие от членов ТК по внесению изменения в действующие нормативные документы. При необходимости обновления  стандарта ТК разрабатывает проект изменения, проект пересмотренного стандарта или предложения по отмене действующего нормативного документа и вносит предложение в Госстандарт РФ (Госстрой РФ). Изменение, вносимое в стандарт на продукцию, обычно касается более прогрессивных требований к ней. Но они не должны нарушать взаимозаменяемость и совместимость продукции, производимой по обновленному стандарту, и выпускаемой по действующему.

Пересмотр государственного стандарта по существу является разработкой нового взамен действующего. Необходимость пересмотра возникает в том случае, если вносимые изменения связаны со значительной корректировкой основных показателей качества продукции и затрагивают ее совместимость и взаимозаменяемость.

Отмена стандарта может осуществляться как с заменой его новым, так и без замены. Причиной, как правило, служит прекращение выпуска продукции (оказания услуг), которая производилась по данному нормативному документу, либо принятие нового стандарта.

Принятие окончательных решений о внесении изменений, пересмотре и отмене государственных стандартов, а также соответствующая публикация в Информационном указателе стандартов находятся в ведении Госстандарта РФ (Госстроя РФ).

Решение о внесении изменений, пересмотре или отмене стандарта отрасли принимает орган государственного управления, утвердивший данный нормативный документ. Отмена стандарта отрасли обычно связана либо со снятием продукции с производства, либо с введением в действие государственного стандарта на тот же объект ста с такими же или более высоки ми требованиями и нормами.

Обновление или отмена стандарта предприятия осуществляется по решению руководства самою субъекта хозяйственной деятельности, принявшего этот стандарт.

Стандарты научно-технических обществ, общественных объединений пересматривают с целью внесения в них новых результатов научных исследований или производственных достижений, связанных с внедрением изобретений и научных открытий. Отмена этой категории нормативных документов связана с моральным устареванием объекта стандартизации.

Все субъекты хозяйственной деятельности, которым предоставлено право разработки, обновления и отмены стандартов, обязаны информировать о проделанной работе и ее результатах Госстандарт РФ.

27. Виды единиц физических величин: системные основные, дополнительные, производные, дольные, кратные, национальные, внесистемные.

Объектом измерений являются физические величины, которые принято делить на основные и производные.

Основные величины не зависимы друг от друга, но они могут служить основой для установления связей с другими физическими величинами, которые называют производными от них. Вспомним уже упомянутую формулу Эйнштейна, в которую входит основная единица — масса, а энергия — это производная единица, зависимость между которой и другими единицами определяет данная формула. Основным величинам соответствуют основные единицы измерений, а производным производные единицы измерений.

Совокупность основных и производных единиц называется системой единиц физических величин.

Первой системой единиц считается метрическая система, где, как уже отмечено выше, за основную единицу длины был принят метр, за единицу веса — вес 1 см химически чистой воды при температуре около +4°С — грамм (позже — кило грамм). В 1799 г. были изготовлены первые прототипы (эталоны) метра и килограмма. Кроме этих двух единиц метрическая система в своем первоначальном варианте включала еще и единицы площади (ар — площадь квадрата со стороной 0 м), объема (стер, равный объему куба е ребром 10 м), вместимости (литр, равный объему куба с ребром 0,1 м).

Таким образом, в метрической системе еще не было четкого подразделения единиц величин на основные и производные.

Понятие системы единиц как совокупности основных и производных впервые предложено немецким ученым К.Ф. Гауссом в 1832 г. В качестве основных в этой системе были приняты: единица длины — мкг единица массы — м единица времени — секунда. Эту системы единиц назвали абсолютной.

В 1881 г. была принята система единиц физических величин СГС, основными единицами которой были: сантиметр — единица длины, грамм — единица массы, секунда единица времени. Производными единицами системы считались единица силы — килограмм-сила и единица работы — эрг. Неудобство системы СГС состояло в трудностях пересчета многих единиц в другие системы для определения их соотношения.

В начале ХХ в. итальянский ученый Джорджи предложил еще одну систему единиц, получившую название МКСА (в русской транскрипции) и довольно широко распространившуюся в мире. Основные единицы этой системы: метр, килограмм, секунда, ампер (единица силы тока), а производные: единица силы — ньютон, единица энергии — джоуль, единица мощности - ватт.

Наиболее широко распространена во всем мире Международная система единиц СИ. Рассмотрим ее сущность.

Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ) в 1954 г. определила шесть основных единиц физических вели чин для их использования в международных отношениях: метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина и свеча. ХI Генеральная конференция по мерам и весам в 1960 г. утвердила Международную систему единиц, обозначаемую 8i (от начальных букв французского названия Sisteme International на русском языке СИ. В последующие годы Генеральная конференция приняла ряд дополнений и изменений, в результате чего в системе стало семь основных единиц, дополнительные и производные единицы физических величин (ем. приложение 21), а также разработала следующие определения основных единиц:

- единица длины — метр — длина пути, которую проходит свет в вакууме за 1/299792458 долю секунды;

- единица массы — килограмм масса, равная массе международного прототипа килограмма;

- единица времени — секунда — продолжительность 9192631770 периодов излучения, соответствующего пере ходу между двумя уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия-133 при отсутствии возмущения со стороны внешних полей;

• единица силы электрического тока — ям — сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным проводникам бесконечной длины и ничтожно малого кругового сечения, расположенным на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, создал бы между этими проводниками силу, равную 2*10-7 на каждый метр длины;

- единица термодинамической температуры — кельвин — 1/273,161 часть термодинамической температуры тройной точки воды, допускается также применение шкалы Цельсия;

- единица количества вещества — ноль — количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в нуклиде углерода 12 массой 0,0 12 кг;

• единиц силы света — кандела — сила света в заданном на правлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540 1012 Гц, энергетическая сила которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/ср

Приведенные определения довольно сложны и требуют достаточного уровня знаний, прежде всего в физике. Но они дают представление не о природном, естественном происхождении принятых единиц, а толкование их усложнялось по мере развития науки и благодаря новым высоким достижениям теоретической и практической физики, механики, математики и других фундаментальных областей знаний. Это дало возможность, с одной стороны, представить основные единицы как достоверные и точные, а с другой — как объяснимые и как бы понятные для всех стран мира, что является главным условием для того, чтобы система единиц стала международной[2].

Международная система единиц включает в себя две дополнительные единицы для плоского и телесного углов, не обходимые для образования производных единиц, связанных с угловыми величинами. Угловые единицы не могут быть введены в число основных, вместе с тем их нельзя считать и производными, так как они не зависят от размера основных единиц.

Производные  единицы Международной системы единиц образуются на основании законов, устанавливающих связь между физическими величинами или на основании определений физических величин. Выводятся соответствующие единицы из уравнений связи между величинами (определяющих уравнений), выражающих данный физический закон или определение, если все другие величины выражены в единицах СИ. При образовании производных единиц СИ, как правило, полученная единица имеет наименование, состоящее из наименований соответствующих исходных единиц.

Размеры метрических единиц, в том числе и единиц Международной системы для многих случаев практики неудобны: ил слишком велики или очень малы. Поэтому пользуются кратными и дольными единицами, т.е. единицами, в подходящее число раз большими или меньшими единицы данной системы. Для образования наименований десятичных кратных и дольных единиц используют соответствующие приставки.

Международная система СИ считается наиболее совершенной и универсальной по сравнению с предшествовавшими ей. Кроме основных единиц, в системе СИ есть дополнительные единицы для измерения плоского и телесного углов — радиан и стерадиан соответственно, а также большое количество производных единиц пространства и времени, механических вели чин, электрических и магнитных величин, тепловых, световых и акустических величин, а также ионизирующих излучений.

После принятия Международной системы единиц ГКМВ практически все крупнейшие международные организации включили ее в свои рекомендации по метрологии и призвали все страны - члены этих организаций принять ее. В нашей стране система СИ официально была принята путем введения в 1963 г. соответствующего государственного стандарта, причем следует учесть, что в то время все государственные стандарты имели силу закона и были строго обязательны для выполнения.

На сегодняшний день система СИ действительно стала международной, но вместе с тем применяются и внесистемные единицы (см. приложение 22), например, тонна, сутки, литр, гектар и др.

Внесистемными называют те единицы физических величин, которые не входят в применяемую  в каждом конкретном случае систему единиц ни как основные, ни как производные.

Внесистемные единицы в той или иной степени всегда являются некоторой помехой к внедрению системы единиц. При проведении расчетов по теоретическим формулам необходимо все системные единицы приводить к соответствующим единицам системы[3].

41. Виды сертификации

Различают обязательную и добровольную сертификацию. В последнее время обязательная сертификация часто называется сертификацией в законодательно регулируемой области, а  добровольная – в законодательно нерегулируемой[4].

Обязательная сертификация распространяется на продукцию и услуги, связанные с обеспечением безопасности окружающей среды, жизни, здоровья и имущества. Законодательно закрепленные требования к этим товарам должны выполняться всеми производителями на внутреннем рынке и импортерами при ввозе на территорию России. Номенклатура товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации в Российской Федерации, определяется Госстандартом России в соответствии с Законом РФ «О защите прав потребителей».

Работы по обязательной сертификации осуществляются органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в установленном порядке в рамках существующих систем обязательной сертификации. Всего по состоянию на июль 1998 г. в Госстандарте было зарегистрировано 15 самостоятельных систем обязательной сертификации продукции и услуг. Головными органами этих систем являются государственные учреждения Госстандарт, Госстрой, Госгортехнадзор, Госкомсвязь и др.

Объекты обязательной сертификации:

1. Продукция:

- Товары машиностроительного комплекса;

- Товары электротехнической, электронной и приборостроительной промышленности;

- Медицинская техника;

- Товары сельскохозяйственного производства и пищевой продукции;

- Товары легкой промышленности;

- Товары сырьевых отраслей и деревообработки;

- Средства индивидуальной защиты органов дыхания;

- Тара;

- Изделия пиротехники;

- Ветеринарные биологические

препараты.

2. Услуги:

- Бытовые;

- Пассажирского транспорта;

- Связи;

- Туристские и экскурсионные;

- Торговли;

- Общественного питания;

- Прочие.

За рубежом, в частности в странах Европейского Сообщества, задачи сертификации в законодательно регулируемой области абсолютно такие же, как в России. Отличие заключается в порядке проведения сертификации: испытания и последующая оценка продукции проводятся на соответствие гармонизированным для стран ЕС требованиям директив (законодательных актов) по безопасности (например, 90/1Об/ЕЕС - строительная продукция, 89/ЗЗ6/ЕЕС — электромагнитная совместимость, 88/378/ЕЕС — безопасность игрушек). В этих директивах заложены минимальные требования к показателям безопасности продукции и указаны методы оценки соответствия, которые должны применяться. Сделано это для свободного перемещения потенциально опасной продукции в границах ЕС. Национальные требования по безопасности продукции отдельных стран-членов ЕС могут быть более строгими, чем в указанных директивах.

Добровольная сертификация проводится в тех случаях, когда строгое соблюдение требований существующих стандартов или другой нормативной документации на продукцию, услуги или процессы государством не предусмотрено, т.е. когда стандарты или нормы не касаются требований безопасности и носят добровольный характер для товаропроизводителя, например серия стандартов ГОСТ Р ИСО 9000 о моделях систем качества на предприятиях. Потребность в добровольной сертификации появляется, как правило, когда не соответствие стандартам или другим нормативам на объекты сертификации затрагивает экономические интересы крупных финансово-промышленных групп, отраслей индустрии и сферы услуг.

Добровольной сертификации подлежит продукция, на которую отсутствуют обязательные к выполнению требования по безопасности, В то же время ее проведение ограничивает доступ на рынок некачественных изделий за счет проверки таких показателей, как надежность, эстетичность, экономичность и др. При этом добровольная сертификация не подменяет обязательную и ее результаты не являются основанием для запрета (поставки) продукции. Она в первую очередь направлена на борьбу за клиента. Это в полной мере касается и добровольной сертификации услуг.

В последние годы широко распространена добровольная сертификация систем качества на соответствие требованиям международных стандартов серии ИСО 9000. Данные стандарты устанавливают требования к процессам управления качеством на предприятиях. Первая их редакция была принята в 1987 г., вторая — в 1994 г. Именно в соответствии с версией 1994 г. до настоящего времени системы качества предприятий подвергались сертификации. Серия ИСО 9000:1994 состоит из пяти взаимосвязанных стандартов:

- ИСО 9000 «Общее руководство качеством и стандарты по обеспечению качества»;

- ИСО 9004 «Руководящие указания по управлению качеством и элементам системы качества»;

• ИСО 9001 «Общие требования к системе качества предприятия при проектировании, разработке, производстве и обслуживании продукции» (Российский эквивалент ГОСТ Р ИСО 9001—96);

• ИСО 9002 «Общие требования к системе качества предприятия при разработке, производстве и обслуживании продукции (Российский эквивалент ГОСТ Р НСО 9002—96);

• ИСО 9003 «Общие требования к системе качества предприятия при окончательном контроле и испытаниях» (Российский эквивалент ГОСТ Р 14С0 9003—96).

Объекты добровольной сертификации:

Продукция:

- производственно технического назначения

- социально-бытового назначения

Услуги:

- Материальные;

- Нематериальные

Системы качества предприятий:

- по модели ИСО 9001;

- по модели ИСО 9002;

- по модели ИСО 9003;

Системы экологического управления по модели ИСО 14001.

Персонал в области:

- неразрушающего контроля;

- оценки материальных ценностей;

- сертификации и др[5].








Список литературы

1. Мишин В.М. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – 303 с.

2. Сергеев А.Г. , Латышев М.В. Сертификация. – М.: Логос, 2001. – с.29-32.

3. Тюрин Н.И. Введение в метрологию. – М.: Издательство стандартов, 1985. – с.39-42.

4. Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – 256 с.

5. Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – 325 с.










[1] Мишин В.М. Управление качеством. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2000. – с. 102-103.

[2] Лифиц И.М. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. – М.: Юрайт, 1999. – 325 с.



[3] Тюрин Н.И. Введение в метрологию. – М.: Издательство стандартов, 1985. – с.39-42.

[4] Басаков М.И. Сертификация продукции и услуг с основами стандартизации и метрологии. – Ростов на Дону: Издательский центр «МарТ», 2000. – с. 50.


[5] Сергеев А.Г. , Латышев М.В. Сертификация. – М.: Логос, 2001. – с.29-32.