Содержание

ЗАДАЧА 1. 3

ЗАДАЧА 2. 4

ЗАДАЧА 3. 5

ЗАДАЧА 4. 8

ЗАДАЧА 5. 9

ЗАДАЧА 6. 12

Список нормативно-правовых актов и литературы.. 13

ЗАДАЧА 1

Гражданка И. обратилась к главе крестьянского (фермерско­го) хозяйства «Осень» с заявлением о предоставлении ей более легкой рабо­ты в связи с беременностью. К заявлению она приложила медицинское зак­лючение, в котором ей рекомендовался легкий труд. Глава крестьянского (фер­мерского) хозяйства С. отказал ей, сославшись на отсутствие такой работы и предложил ей уволиться.

Правомерно пи требование И.?

Как должен поступить глава крестьянского (фермерского) хозяйства?

Разрешите спор по существу?

Решение

Согласно ст. 254 ТК РФ беременным женщинам в соответствии с медицинским заключением и по их заявлению снижаются нормы выработки, нормы обслуживания либо эти женщины переводятся на другую работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов, с сохранением среднего заработка по прежней работе.

До решения вопроса о предоставлении беременной женщине другой работы, исключающей воздействие неблагоприятных производственных факторов, она подлежит освобождению от работы с сохранением среднего заработка за все пропущенные вследствие этого рабочие дни за счет средств работодателя.

Из этого следует, что требования гражданки И. правомерны и обоснованы глава крестьянского хозяйства должен   перевести её на другую работу либо при отсутствии легкой работы освободить от работы с сохранением среднего заработка.

Не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации либо прекращения деятельности работодателем - физическим лицом) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.[1]

Поэтому глава К(Ф)Х не вправе принуждать беременную работницу уволится.


ЗАДАЧА 2

 Федоров, переехавший из города на постоянное место жи­тельство в село, обратился с заявлением в местную администрацию с просьбой о предоставлении ему бесплатно земельного участка для ведения крестьянс­кого (фермерского) хозяйства в пределах установленных норм и дополни­тельно к нему участку за плату. Администрация удовлетворила его просьбу и вынесла решение о предоставлении Федорову земельного участка по уста­новленной среднерайонной норме бесплатной передачи земли в собствен­ность граждан и 15 га земли за плату.

Оцените решение администрации.

Решение:

Статья 28 ЗК РФ Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности

1. Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 ЗК РФ, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 ЗК РФ.

2. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Статья 24 ЗК РФ. Безвозмездное срочное пользование земельными участками

1. В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, юридическим лицам, указанным в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель организаций, указанных в пункте 2 настоящей статьи, гражданам в виде служебного надела.

Таким образом, администрация района предоставила Федорову бесплатно участок земли по  установленной  норме, а также участок земли  за плату, Земельный кодекс РФ предусматривает обе эти возможности.

ЗАДАЧА 3


В результате использования стимулятора роста в сельскохозяйственном кооперативе «Зональное» был получен урожай зерновых куль­тур, используемых в мукомольном производстве, в пять раз больше обычно­го. С ведома главного агронома, председателя кооператива зерновые культу­ры были реализованы в ОАО «Сибирские мельницы», с последующей реа­лизацией продуктов переработки (мука, отруби и т.д.) населению.

Употребление приобретенных продуктов вызвало множественное число пищевых отравлений и два человека погибли.

Земли, используемые для выращивания зерновых культур были изьяты из обращения и признаны испорченными.

Дайте правовую оценку сложившейся ситуации.

Имеется ли в действиях должностных лиц кооператива состав пре­ступления?

Какова должна быть мера ответственности?

Решение:

По общему правилу ответственность за нарушение земельного законодательства может наступать лишь при наличии т.н. полного состава правонарушения, которое определяется установлением в действиях нарушителя четырех признаков (элементов) правонарушения: 1) противоправного действия (бездействия) лица или организации, привлекаемых к юридической ответственности, т.е. нарушения определенной статьи, нормы закона или иного правового акта; 2) вредного результата этого действия или бездействия, выразившегося в неблагоприятных последствиях: загрязнении окружающей природной среды, гибели флоры и фауны, других отрицательных явлениях в природе; 3) наличия причинной связи между действиями и наступившим вредом (объективного элемента состава); 4) вины нарушителя конкретных правовых норм (субъективного элемента состава). При отсутствии какого-либо из перечисленных элементов названного состава не может быть оснований для применения юридической ответственности.[2]

Действия должностных лиц я квалифицирую по ч. 3 ст. 254 УК РФ Порча земли.

1. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, -

наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.

2. Те же деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, -

наказываются ограничением свободы на срок до двух лет или лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека, -

наказываются лишением свободы на срок до пяти лет.

Преступление считается оконченным, если загрязнение, отравление или иная порча земли повлекли причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.

Под вредом здоровью понимается заболевание, повлекшее тяжкий, средней тяжести или легкий вред здоровью хотя бы одного лица, расстройство здоровья, временная или постоянная утрата трудоспособности.

Предмет преступления - земля в узком смысле слова как поверхностный почвенный слой, выполняющий экологические (взаимосвязь живой и неживой природы), экономические (как средство производства в промышленности, сельском, лесном хозяйстве, как пространственный базис), культурно-оздоровительные, рекреационные и иные функции.

 С объективной стороны преступление состоит в совершении хотя бы одного из указанных в ст. 254 УК деяний. Оно выполняется как действием, так и бездействием.

 С субъективной стороны преступления, предусмотренные ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, совершаются как умышленно, так и по неосторожности, а предусмотренные ч. 3 этой статьи - только неосторожно.

 Субъект данного преступления - лицо, по роду своей работы использующее удобрения, стимуляторы роста растений, яды, иные химические и биологические препараты и вещества (работники агрохимслужбы, обработчики полей, садов, лесов), а также работники складов, лица, обязанные соблюдать правила безопасности при обращении с ними и их применении. Ответственность за данное преступление установлена законом с 16 лет.[3]

ЗАДАЧА 4

Венков подал заявление в правление сельскохозяйстненного кооператива «Луч» о приеме его в члены кооператива. Рассмотрев заявление Венкова, правление кооператива отказало ему в приеме в члены но тем основаниям, что кооператив не нуждается в рабочей силе и, кроме того,  Венков был ранее судим за хулиганство.

Считая решение правление сельскохозяйственного кооператива «Луч» неправильным. Венков обратился с жалобой в суд, в котором просил отменить решение правления кооператива но тем мотивам, что оно не вправе ре­шать вопрос о приеме в члены кооператива, поскольку этот вопрос составляет исключительную компетенцию общего собрания членов кооператива.

Решите дело по существу.

Составьте проект решения.

Решение:

Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" ст. 13 «Члены кооператива» устанавливает:

 Членами производственного кооператива могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 16 лет, признающие устав производственного кооператива и принимающие личное трудовое участие в его деятельности. Работа в производственном кооперативе для его членов является основной.

Кооператив вправе внести в устав дополнительные сведения об условиях приема в члены кооператива, предусматривающие:

уровень квалификации и личные качества граждан, принимаемых в члены производственного кооператива;

обязательства пользоваться услугами потребительского кооператива в объемах, предусмотренных договорами;

удаленность хозяйства лица, принимаемого в члены кооператива.

другие требования, не противоречащие настоящему Федеральному закону и уставу кооператива и обеспечивающие достижение целей кооператива, предусмотренных его уставом.

 Управление кооперативом осуществляют общее собрание членов кооператива (собрание уполномоченных), правление кооператива и (или) председатель кооператива, наблюдательный совет кооператива, создаваемый в потребительском кооперативе в обязательном порядке, в производственном кооперативе в случае, если число членов кооператива составляет не менее 50.[4]

Статья 20  ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" указывает что к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива относится рассмотрение и принятие решений по вопросам приема и исключения членов кооператива (для производственного кооператива).

Районный суд по месту нахождения ответчика (кооператива «Луч») именем Российской Федерации вынесет решение в пользу истца (гр. Венкова) который обоснованно просил об отмене решения правления кооператива. В связи с тем что, в соответствие со ст. 20 ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации"  рассмотрение и принятие решений по вопросам приема и исключения членов производственного  кооператива относится к исключительной компетенции общего собрания членов кооператива.

ЗАДАЧА 5


Граждане Петров, Смирнов, Кольцов решили создать  крестьянское фермерское хозяйство. Они составили и подписали учредительный договор, в котором определили орпинпяциоиную и имущественную основы К(Ф)Х угвердили на общем собрании устав хозяйства. Районная администрация на основании предъявленных документом выделила им земельный участок

По истечении шести месяцев с момента вынесения решения администрацией о выделении земельного участка перечисленным гражданам, администрация отменила свое решение, и передали ранее выделенный участок другим фермерам. Мотивом послужило то что, Петров, Смирнов, Кольцов не зарегистрировали и К(Ф)Х в установленном законом порядке. На это они возразили, что у них имеется утвержденный Устав К(Ф)Х. подписанным учредительный договор и решение администрации о выделении им земельного участка. По их мнению, правовой статус К(Ф)Х возникает с момента оформления указанных документов, я не уведомительной регистрации хозяйства в органах местного самоуправления.

Каков порядок создания К(Ф)Х? Какие документы при этом требуется? Разрешите спор по существу.

Решение:

В соответствие с ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" граждане, изъявившие желание создать фермерское хозяйство, заключают между собой соглашение.

 Соглашение о создании фермерского хозяйства (далее - соглашение) должно содержать сведения:

1) о членах фермерского хозяйства;

2) о признании главой фермерского хозяйства одного из членов этого хозяйства, полномочиях главы фермерского хозяйства в соответствии со статьей 17 настоящего Федерального закона и порядке управления фермерским хозяйством;

3) о правах и об обязанностях членов фермерского хозяйства;

4) о порядке формирования имущества фермерского хозяйства, порядке владения, пользования, распоряжения этим имуществом;

5) о порядке принятия в члены фермерского хозяйства и порядке выхода из членов фермерского хозяйства;

6) о порядке распределения полученных от деятельности фермерского хозяйства плодов, продукции и доходов.

К соглашению прилагаются копии документов, подтверждающих родство граждан, изъявивших желание создать фермерское хозяйство.

Соглашение подписывается всеми членами фермерского хозяйства.

По усмотрению членов фермерского хозяйства в соглашение могут включаться иные не противоречащие гражданскому законодательству условия.

Изменения, касающиеся состава фермерского хозяйства, должны быть внесены в соглашение, заключаемое членами фермерского хозяйства.[5]

Статья 5  ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" гласит: фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Из всего вышесказанного следует, что правовой статус К(Ф)Х возникает с момента его государственной регистрации. Поэтому районная администрация преждевременно выделила землю.

ЗАДАЧА 6

 Гражданка Семенова получила в наследство по завещанию земельный участок, используемый для посадки картофеля. Через месяц она решила продать землю гражданину Габречилзе. За помощью они обратились в Юридическую консультацию, где им посоветовали оформить сделку у нотариуса и сообщить об этом в земельный комитет, так как только после этого   сделка будет считаться совершенной.

Нотариус  Коваль отказал в регистрации сделки, сославшись на то, что глава 17 ГК РФ ещё не введена в действие и по этому купля-продажа земель, в том  числе и сельскохозяйственного  назначения, в России не осуществляется.

Прав ли нотариус, адвокат?

Решение:

Глава 17 ГК РФ вступает в силу одновременно с Земельным кодексом. Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ

Таким образом, ст. 260 ГК РФ устанавливает общие положения о праве собственности на землю.

Лица, имеющие в собственности земельный участок, вправе продавать его, дарить, отдавать в залог или сдавать в аренду и распоряжаться им иным образом (статья 209 ГК РФ) постольку, поскольку соответствующие земли на основании закона не исключены из оборота или не ограничены в обороте.

 На основании закона и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Следовательно глава 17 ГК РФ уже действует на ряду с Земельным кодексом РФ поэтому указанная причина не является основанием для отказа в регистрации сделки.

        

Список нормативно-правовых актов и литературы

1.      Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ

2.      ФЗ РФ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2001 года М137-ФЗ

3.      Гражданский кодекс РФ от 21.10.94 отдельное издание М.; 2002.-

4.     Трудовой кодекс РФ от 21.12.01 отдельное издание Новосибирск 2003.

5.     Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»

6.     Закон РСФСР «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 22.11.93г №348-1.

7.      Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Министерстве сельского хозяйства РФ» от 29.11.2000г. №901.

8.      Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральнойслужбе земельного кадастра России» от 11 01.2001г. №22.  

9.     Постановление Правительства РФ "О порядке осуществления прав собственников

10.                       Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. - (рук. авт. коллектива М.В. Бархатов) М.: Юрайт-Издат, 2002.

11.                       Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. Лебедева М.; 2000.





[1] Трудовой Кодекс РФ ст. 81

[2] Комментарий к земельному законодательству Российской Федерации. - М.: Юрайт-Издат, 2002.) (рук. авт. коллектива М.В. Бархатов) стр. 165


[3] Постатейный комментарий к Уголовному кодексу РФ / под ред. Лебедева М.; 2003

[4] ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" ст.19

[5] Федеральный закон от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" ст. 4