Содержание
Введение. 3
1. Понятие логистической системы: основные категории, виды.. 4
2. Логистическая концепция коммерции. 12
3. Понятие, функции и развитие логистики в сфере товарообращения. 18
Заключение. 25
Список литературы.. 26
Введение
Логистика – наука о планировании, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
Проблемы логистики уже более 25 лет в нарастающих масштабах привлекают внимание ученых, специалистов, руководителей фирм, предприятий и корпораций развитых стран мира. Этот острый интерес проявляется в научном и практическом планах. Проникновение логистики в сферу экономики в существенной степени обязано компьютеризации управления. В действительности мы имеем дело с быстро развивающейся инфраструктурой в сфере экономики и организации производства и с новым научным направлением. Эта инфраструктура основывается на современных достижениях науки и техники. В России имеются некоторые удачные примеры логистических систем, хотя в своей повседневной практике мы не относим их к области логистики.
Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития российской экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей. Возросли возможности для улучшения их взаимодействия на основе расширения хозяйственной самостоятельности и инициативы посреднических структур и транспортных предприятий, совершенствование их договорных отношений и взаимного экономического стимулирования.
На основе логистических подходов экономические методы должны получить воплощение в практике производственных структур – у изготовителей и производственных потребителей, а также в системе коммерческо-посреднических организаций и предприятий.
Целью данной работы является рассмотрение вопроса, связанного с коммерческой логистикой.
1. Понятие логистической системы: основные категории, виды
Логистика (от греческого слова «logistike», что означает искусство вычислять, рассуждать) – это наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.
По мнению ряда западных ученых, логистика выросла в науку благодаря военному делу. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX в. Джомини, который дал такое определение логистики: «практическое искусство маневра войсками». Он утверждал, что логистика включает не только перевозки, но и широкий круг вопросов, таких, как планирование, управление и снабжение, определение места дислокации войск, а также строительство мостов, дорог и т. д. Считается, что некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона. Однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX века.
Логистика стала активно применяться в период второй мировой войны, и, прежде всего в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий. Четкое взаимодействие военной промышленности, тыловых и фронтовых снабженческих баз и транспорта позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.
Вот почему во многих западных странах логистику поставили на службу эффективности управления материальными потоками в экономике. Как и другие методы прикладной математики (исследование операций, математическая оптимизация, сетевые модели и т. д.), логистика постепенно стала переходить из военной области в сферу хозяйственной практики. Первоначально она оформилась как новый вид теории о реализации управления движением товарно-материальных ресурсов в сфере обращения, а затем и производства.
Таким образом, возникшие в странах с рыночной экономикой еще накануне и в период экономического кризиса 30-х годов идеи интеграции снабженческо-производственно-распределительных систем, в которых бы увязывались функции снабжения материалами и сырьем, производства продукции, ее хранения и распределения, трансформировались в самостоятельные направления научных исследований и форму хозяйственной практики – логистику.
В предпринимательской деятельности, экономической и научной литературе зарубежные специалисты выделяют два принципиальных направления в определении логистики. Одно из них связано с функциональным подходом к товародвижению, т. е. управлением всеми физическими операциями, которые необходимо выполнять при доставке товаров от поставщика к потребителю. Другое направление характеризуется более широким подходом: кроме управления товародвиженческими операциями, оно включает анализ рынка поставщиков и потребителей, координацию спроса и предложения на рынке товаров и услуг, а также осуществляет гармонизацию интересов участников процесса товародвижения.
В рамках отмеченного подхода к логистике имеется множество различных трактовок. Анализируя их, нетрудно заметить ряд аспектов, через призму которых рассматривается логистика. Наибольшее распространение получили улравленческие, экономические и оперативно-финансовые аспекты.
Так, профессор Г. Павеллек и сотрудники Национального совета США по управлению материальным распределением', определяя сущность логистики, акцентируют внимание на управленческом аспекте. Логистика, по их мнению, – это планирование, управление и контроль поступающего на предприятие, обрабатываемого там и покидающего это предприятие потока материальной продукции и соответствующего ему информационного потока.
Многие специалисты исследуемой области, в том числе французские, отдают предпочтение экономической стороне логистики и трактуют ее как «...совокупность различных видов деятельности с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время и в установленном месте, в котором существует конкретная потребность в данной продукции».
Некоторые определения логистики отражают как управленческий, так и экономический аспекты. Наиболее типична в этом отношении характеристика логистики, данная профессором Пфолем (ФРГ), который увязывает воедино процессы планирования и контроля движения материальных ценностей с сокращением затрат на их перемещение и информационное обеспечение.
В ряде определений логистики подчеркивается ее оперативно– финансовый аспект. В них трактовка логистики исходит из времени расчета партнеров по сделке и деятельности, связанной с движением и хранением сырья, полуфабрикатов и готовых изделий в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщику до момента получения денег за доставку конечной продукции потребителю.
Разумеется, в отмеченных выше трактовках логистики справедливо выделяются те или иные ее стороны, однако упускается из виду важнейший, по нашему мнению, аспект логистики – возможность влиять на стратегию корпорации и на создание новых конкурентных преимуществ для фирмы на рынке, т. е. на ее конечные цели. Этот аспект, по существу, находит отражение во втором подходе к определению логистики.[1]
Первыми практический потенциал логистики предугадали американские специалисты Пол Конверс и Питер Дракер. Они определили ее потенциальные возможности как «последний рубеж экономии затрат» и «неопознанный материк экономики». Впоследствии их точку зрения разделили многие теоретики логистики. Такие американские исследователи, как М. Портер. Д. Сток и некоторые другие, полагают, что логистика вышла за границы ее традиционного узкого определения и имеет большое значение в стратегическом управлении и планировании фирмы.
Приверженцами расширительного толкования логистики являются и французские специалисты Э. Мате и Д. Тиксье, которые подразумевают под ней «способы и методы координации отношений фирмы с партнерами, средство координации предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения ... способ организации деятельности предприятия, позволяющий объединить усилия различных единиц, производящих товары и услуги, с целью оптимизации финансовых, материальных и трудовых ресурсов, используемых фирмой для реализации своих экономических целей». Э. Мате и Д. Тиксье считают, что «...логистика находится в самом сердце осуществляемого компанией в различных областях выбора, в центре предпринимаемых действий; несомненно, она представляет собой важный фактор разработки общей политики фирмы».
К сторонникам расширительной трактовки логистики относятся также английские ученые Д. Бенсон и Дж. Уайтхэд. По их мнению, логистика охватывает исследование и прогнозирование рынка, планирование производства, закупку сырья, материалов и оборудования, включает контроль за запасами и ряд последовательных товародвиженческих операций, изучение обслуживания покупателей.
Из приведенных определений логистики иностранными специалистами следует, что она представляет собой более широкую категорию, чем маркетинг, многие из основных функций которого перешли к логистике. Одним из подтверждений этого может служить создание на ряде фирм логистических структур, поглотивших ранее функционировавшие подразделения маркетинга. Более того, такие английские исследователи, как М. Кристофер и Г. Уилс, считают, что логистика эффективна не только на уровне фирм, но и на отраслевом уровне. Ей, полагают они, должны принадлежать решения по общеэкономическому процессу отрасли, включая вопросы размещения предприятий и складов.
В современных условиях западные специалисты выделяют несколько видов логистики:
- логистика, связанная с обеспечением производства материалами (закупочная логистика)
- производственная логистика
- сбытовая (маркетинговая, или распределительная, логистика)
- транспортная логистика (которая, в сущности, является составной частью каждого из трех видов логистики).
Неотъемлемой частью всех видов логистики является также обязательное наличие логистического информационного потока, включающего в себя сбор данных о товарном потоке, их передачу, обработку и систематизацию с последующей выдачей готовой информации. Эту подсистему логистики часто называют компьютерной логистикой.
Логистика является системой, содержащей функциональные области. Между областями логистики существуют связь и взаимозависимость. Например, если в основном производстве используется технология, не требующая наличия существенных промежуточных запасов материалов и сырья, то в соответствии с логистикой поставки предусматривается осуществлять в строго определенное время через короткие интервалы. Для выполнения нерегулярных заказов в минимальные сроки, когда для основного производства характерно пространственное сосредоточение оборудования, создание резервов производственных мощностей (так называемых систем «островов производства»), в области закупок используются соответствующие способы, позволяющие приобрести разнообразные материальные ресурсы, с тем, чтобы выполнить индивидуальные заказы. В логистиеской цепи, т. е. цепи, по которой проходят товарный и информационный потоки от поставщика до потребителя, выделяются следующие главные звенья (рис.1):
поставка материалов, сырья и полуфабрикатов
хранение продукции и сырья
производство товаров
распределение (включая отправку товаров со склада готовой продукции)
потребление готовой продукции
Границы логистической системы
Поток финансовых средств
Материальный поток
Рисунок 1. Выделение границ логистической системы на основе цикла обращения средств производства
Каждое звено логистической цепи включает свои элементы, что в совокупности образует материальную основу логистики. К материальным элементам логистики относятся: транспортные средства и обустройства, складское хозяйство, средства связи и управления. Логистическая система, естественно, охватывает и кадры, т. е. тех работников, которые выполняют все последовательные операции.
Возможность планирования различных операций и проведения анализа уровней элементов логистической системы предопределила ее разделение на макро- и микрологистику. Макрологистика решает вопросы, связанные с анализом рынка поставщиков и потребителей, выработкой общей концепции распределения, размещением складов на полигоне обслуживания, выбором вида транспорта и транспортных средств, организацией транспортного процесса, рациональных направлений материальных потоков, пунктов поставки сырья, материалов и полуфабрикатов, с выбором транзитной или складской схемы доставки товаров.
Микрологистика решает локальные вопросы в рамках отдельных звеньев и элементов логистики. Примером может служить внутрипроизводственная логистика, когда в пределах предприятия планируются различные логистические операции, такие, как транспортно-складские, погрузочно-разгрузочные и др. Микрологистика обеспечивает операции по планированию, подготовке, реализации и контролю над процессами перемещения товаров внутри промышленных предприятий.
Усложнение производства и обострение конкуренции в 80 – 90-х гг нашего столетия потребовали более точной увязки логистики со стратегическими целями фирм, а также активизации роли логистики в повышении гибкости фирм, их способности быстро реагировать на рыночные сигналы. В связи с этим главной задачей логистики стала разработка тщательно взвешенного и обоснованного предложения, которое способствовало бы достижению наибольшей эффективности работы фирмы, повышению ее рыночной доли и получению преимуществ перед конкурентами. Ибо, как показала практика, недоучет тесной связи концепции логистики с активной рыночной стратегией часто приводил и приводит к тому, что сама по себе закупка сырья, полуфабрикатов и комплектующих становится стимулом для начала выпуска той или иной продукции без наличия должного спроса на нее. В современной рыночной ситуации такой подход к выпуску продукции чреват коммерческим провалом. Разумеется, ориентация на минимизацию издержек остается в силе, как об этом уже отмечалось выше, но лишь при условии нахождения оптимального уровня сочетания издержек и рентабельности основного и оборотного капитала, задействованного в рамках рыночной стратегии.
Одна из основных задач логистики заключается также в создании интегрированной эффективной системы регулирования и контроля материальных и информационных потоков, обеспечивающей высокое качество поставки продукции. С этой задачей самым тесным образом сопряжено решение таких проблем, как: соответствие друг другу материальных и информационных потоков; контроль за материальным потоком и передача данных о нем в единый центр; определение стратегии и технологии физического перемещения товаров; разработка способов управления операциями движения товаров; установление норм стандартизации полуфабрикатов и упаковки; определение объема производства, транспортировки и складирования; расхождение между намеченными целями и возможностями закупки и производства.
В соответствии с современными задачами логистики различают два вида ее функций: оперативные и координационные.
Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения и, по существу, мало чем отличается от функций традиционного материально-технического обеспечения.
К функциям в сфере снабжения относится управление движением сырья и материалов, отдельных частей или запасов готовой продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.
В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.
Функции управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.
Рис.2. Функциональная схема логистики
К числу функций логистической координации (Рис.2) относятся: выявление и анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры (Рис. 2). Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» – имеет под собой весомое основание. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства. Таким образом, логистика занимается «состыковкой» двух сфер: предъявляемого рынком спроса и выдвигаемого компанией предложения, базирующегося на соответствующей информации.
В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, который в итоге и определяет планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.[2]
2. Логистическая концепция коммерции
Как отмечалось выше, логистика является системой, содержащей функциональные области. В рамках коммерческой деятельности предприятия или фирмы в этих функциональных областях решаются следующие основные проблемы:
Запасы (планирование материальных запасов)
Транспортировка продукции (выбор вида транспорта, составление графика обслуживание потребителей)
Складирование и складская обработка (размещение складов, управление складской переработкой, упаковка и т.д.)
Информация (обработка запасов, прогнозирование спроса)
Другие функциональные области логистики (кадры, обслуживающее производство)
Рассмотрим подробнее функциональные области коммерческой логистики.
1. Запасы играют буферную роль между транспортом, производством и реализацией. Они позволяют экономично и эффективно функционировать всей производственной системе. Запасы могут быть сосредоточены непосредственно у производителя, или их хранение может быть приближено к потребителю. Величина производственных запасов должна быть оптимальна для всей производственной системы. Запасы позволяют быстро реагировать на изменение спроса и обеспечивают равномерность работы транспорта.
2. Транспорт включает при логистическом подходе не только перевозку груза от поставщика до потребителя, с предприятия на склад, со склада на склад, но также доставку со склада потребителю. Учитываются все транспортные связи, даже если поставщик и потребитель оплачивают наемный транспорт. Основными характеристиками транспорта являются стоимость и степень надежности.
3. Складское хозяйство включает в себя складские помещения для хранения материалов, размещение складских помещений и их использование.
4. Информация. Любая логистическая система управляется при помощи информационной и контролирующей подсистемы, которая передает заказы, требования об отгрузке и транспортировке продукции, поддерживает уровень запасов.
5. Другие функциональные области: производственное планирование и контроль над материалопотоком в процессе производства.
5.1. Кадры – важный составной элемент системы логистики. Их подбору и подготовке придается большое значение.
5.2. Обслуживающее производство. Подразделения логистики, которые обслуживают процесс производства, должны не только определять его потребности, но и быть способными сглаживать колебания спроса и предложения. Некоторые авторы не рассматривают производственную единицу в системе логистики, однако, отмечают, что производственные мощности и экономическая приспосабливаемость предприятия имеют важное значение для функционирования логистической системы. Основной проблемой для нее являются определение размера и размещение предприятия.[3]
Рассмотрим, что же влияет на систему логистики и какие факторы оказывают влияние на логистическую систему.
Системы логистики различаются по своей структуре, размерам предприятия, функциям, складскому хозяйству, транспортной модели и так далее, а также и стратегии их функционирования. На систему логистики существенное влияние оказывают структурные изменения в транспорте, цены на топливо и другие материальные ресурсы, а также научно-технический прогресс. Последний приводит к изменению стоимости транспортных услуг. В результате этого переоценивается не только транспортная стратегия, но и вся система логистики. Изменяются физические, управленческие и информационные системы, необходимые для перемещения продукции.
Таблица 1. Элементы логистической системы и факторы, которые необходимо учитывать при ее разработке
Некоторые элементы логистической системы |
Факторы, необходимые при разработке логистической системы |
1. Число и размещение производственных единиц (фирм, предприятий) |
Размещение и количество производственных единиц необходимо осуществлять с учетом поставщиков продукции, транспортных расходов и количества выпускаемой продукции |
2. Количество и размещение складов |
Склад может располагаться непосредственно на предприятии, или может быть складской центр по накоплению и обработке грузов и промежуточный склад |
3. Транспортная модель |
Она должна определять оптимальную транспортную модель (для каждого варианта) |
4. Связь |
Для эффективной работы все подразделения, входящие в логистическую систему, должны быть связаны информационной, контрольной и транспортной сетью |
5. Информационная связь |
Должна быть четко налажена информационная связь. В этих целях, как правило, используются компьютеры |
Важным является разработка модели логистической системы. При разработке модели учитываются: число и размещение производственных единиц (предприятий, фирм и т.п.), количество и размещение складов, транспортные модели, связь и информационная система (Табл.1).
Логистическая система находит все более широкое применение в практической деятельности различных предприятий. Она рассматривается в высших эшелонах управления корпорациями как эффективный мотивированный подход к управлению материалопотоком в целях снижения издержек производства. Логистическая система ложится в основу экономической стратегии фирм, когда логистика используется как орудие в конкурентной борьбе и рассматривается как управленческая логика для реализации планирования, размещения и контроля над финансовыми и людскими ресурсами. Такой подход обеспечивает тесную координацию логистического обеспечения рынка и производственной стратегии. Если этого удается достигнуть, то результатом являются: необходимый ассортимент запасов в нужном месте в подходящее время; координация внешнего и внутреннего транспорта, гарантирующая своевременную доставку в соответствии с экономическими требованиями; рациональное размещение складского хозяйства и применение упаковки, соответствующей требованиям транспорта и позволяющей минимизировать расходы сырья, снизить запасы в производстве и готовой продукции; и, наконец, синхронизация заказов и транспорта.
Принцип, или концепция, коммерческой системы, связан с управлением материалами и распределением. Американские ученые считают, что логистика – это скорее структура планирования, чем функция предпринимательства. Другими словами, задача управления в области коммерческой логистики имеет дело не столько с управлением материальным потоком, сколько с обеспечением механизма разработки задач и стратегий, в рамках которых может осуществляться повседневная деятельность по управлению распределением.
Одна из особенностей принципа коммерческой логистики состоит в том, что она уделяет особое внимание не только интеграции видов деятельности, которые традиционно относились к различным функциям предпринимательства, но и объединяет их. Например, во многих компаниях ответственность за запасы и их транспортировку может входить соответственно в функции производство и распределения. Если эти функции разделены, то принятие решений в области запасов без учета возможностей транспорта может привести к увеличению общих затрат по продвижению материалопотока. В логистической системе они должны быть взаимосвязаны.
Логистика является жизненно важным компонентом экономики, и в 80-е годы она получила свое бурное распространение на Западе и США. Например, в США затраты на логистику в национальном масштабе оцениваются в размере 15 – 23% валового национального продукта. И одна из основных причин, по мнению американских экономистов, – процесс дорегулиравания экономики.
Коммерческая логистика – это область деятельности, которая приобретает все большее практическое значение. Поэтому государственный и частный секторы проявляют растущий интерес к сфере коммерческой логистики.
В логистических решениях принимают участие:
а) продуценты (создающие, производящие продукты), поставщики;
б) транспортные агентства;
в) правительство;
г) потребители.
Потребность в логистике возникает в частном и государственном секторах.
В частном секторе потребитель формирует спрос на продукцию изготовителя. Изготовитель выступает в качестве поставщика. Он договаривается с транспортными агентствами о перемещении сырьевых материалов на предприятие, а готовой продукции – с предприятий на рынки. Таким образом, спрос на транспортные перевозки – это производный спрос. Правительство обеспечивает значительную долю транспортной инфраструктуры, управляет и руководит услугами.
Ключевые проблемы и решения логистики в государственном и частном секторах изложены в таблице 2.
Таблица 2. Ключевые проблемы логистики и их решения в государственном и частном секторах.
|
Частный сектор |
Государственный сектор |
Поставщик – обслуживающее агентство |
Управление запасами, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, планирование производства, размещение предприятия |
Укомплектованность штата, ценообразование, перевозки собственным или нанимаемым транспортом, предлагаемые услуги, размещение предприятий |
Транспортное агентство |
Маршрутизация перевозок, уровень обслуживания, тип парка |
То же |
Правительство |
Ценообразование (налогообложение), инфраструктура и ее обслуживание |
Уровень субсидирования, обслуживание инфраструктуры, степень и природа регулирования и обеспечение обслуживания |
Коммерческая логистика рассматривается в двух аспектах: управленческом и технологическом. Организация управления снабжением, продвижение материального потока и обеспечение сбыта относится к организационному управлению; совершенствование технологий транспортных перевозок складского хозяйства, информационного обеспечения, планирования и контроля, а также оптимизация затрат на эффективное функционирование каждой из этих служб – к технологическому направлению.[4]
3. Понятие, функции и развитие логистики в сфере товарообращения
В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как междисциплинарное научное направление, непосредственно связанное с поиском новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
Чаще всего в зарубежной литературе понятие логистики трактуется как процесс управления движением и хранением сырья, частей, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с момента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потребителю (принцип уплаты –получения денег).
Главная цель логистики определяется как нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затратах и в нужном состоянии.
Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить следующие функции: формирование хозяйственных связей; определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, последовательности и звенности передвижения продукции через места складирования; координацию оперативного управления поставками и перевозками; формирование и регулирование запасов продукции; развитие, размещение и организацию складского хозяйства; выполнение операций, непосредственно предшествующих и завершающих перевозку продукции.
Указанным функциям присущи следующие особенности.
Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопотока в процессе товарообращения.
Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе: снабженческо-сбытовые и транспортные службы предприятий, объединений, хозяйственных ассоциаций, концернов и межрегиональные и региональные коммерческо-посреднические и торговые организации и предприятия. Причем координирующую роль в организации товародвижения могут осуществлять государственные структуры, управляющие транспортом, торговлей, материальными и энергетическими ресурсами.
В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций является минимум удельных совокупных затрат на перемещение продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит значительный удельный вес в их общей сумме.
Актуальность развития функций логистического управления товародвижением многократно возросла в условиях перехода к рыночным отношениям. Это вызвано рядом причин и, прежде всего, динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей, в том числе производственной инфраструктуры. На современном этапе возросли возможности для радикального улучшения взаимодействия предприятий с коммерческо-посредническими структурами в сфере обращения средств производства и транспортными организациями на основе расширения хозяйственной свободы и инициативы.
Возникли новые условия для развития системы их взаимодействия в связи с формированием многообразных новых организационных структур: хозяйственных ассоциаций, консорциумов, союзов, в том числе межотраслевого характера. В составе этих формирований, например, региональных ассоциаций, коммерческо-посреднические и транспортные предприятия могут решать большинство оперативных вопросов, постоянно возникающих в процессе планирования, организации и осуществления перевозок. Причем принятие необходимых для этого мер не требует уже согласования с ведомственными органами управления. Однако с развитием прямых хозяйственных связей повышается роль регулирования материалопотоков на уровне государственного управления.
Значение логистических функций возросло в связи с развитием оптовой торговли средствами производства и появлением разветвленной сети посреднических организаций, когда стало особенно актуальным обслуживание потребителей в комплексе, с предоставлением им услуг производственного, транспортно-экспедиционного, информационного характера. Эффективное выполнение посредническими организациями своих функций по обслуживанию потребителей, в том числе транспортно-экспедиционного характера, требует более тесного взаимодействия их с транспортными предприятиями. И те и другие заинтересованы теперь в повышении качества оказываемых услуг, в обеспечении потребителей продукцией по их заказам не только в необходимом ассортименте, но и в требуемые сроки и в доставке ее экономичными видами транспорта.
Межрегиональные, региональные и местные межотраслевые и отраслевые посреднические организации, используя зарубежный опыт посредников в логистической системе, могут во взаимодействии с транспортными предприятиями, агентствами и грузоотправителями оказывать последним услуги по определению эффективности отдельных видов транспорта, переключению перевозок с железнодорожного на автомобильный транспорт, применению самолетов для особо дальних и срочных перевозок, маршрутизации перевозок и др. При осуществлении грузоотправителями межгосударственных операций посреднические организации могут способствовать своевременной отгрузке продукции, обеспечению регулярного контейнерного обслуживания и широкого диапазона экспортных услуг, розыску продукции, если потребуется, страхованию, подготовке банковской и денежной документации.
Развитие и внедрение механизма логистического управления непосредственно способствует экономии финансовых и всех других видов ресурсов. Известно, что резервы экономии особенно значительны на стыках различных отраслей. Это, в первую очередь, относится к весьма фондоемким и трудоемким отраслям производственной инфраструктуры, в том числе транспорту и материально-техническому снабжению, которые к тому же взаимодействуют не только между собой, но и с обслуживаемым производством. От эффективности их функционирования и достигаемой при этом экономии ресурсов во многом зависит успех экономической реформы, развитие рыночных отношений.
Характерно, что основной причиной популярности логистики за рубежом явилось то, что благодаря ей в сфере товаропередвижения были найдены резервы, компенсирующие расходы на удовлетворение постоянно растущих запросов потребителей. Дополнительные расходы возмещаются за счет оптимального размещения складов, оптимальной величины партий поставки продукции, внедрения новых технологий в складировании и погрузочно-разгрузочных работах в процессе обслуживания потребителей.
Неослабевающий интерес к логистике за рубежом связывают также с тем, что при данном подходе обеспечивается комплексный учет всех затрат по завозу и вывозу продукции, а не только перевозочных тарифов. По экспертным оценкам, применение методов логистики позволяет снизить уровень запасов на 30-50% и сократить время движения продукции на 25-45%.
В связи с этим заслуживает внимания опыт координации закупок, сбыта и перевозок, получивший распространение во многих капиталистических фирмах. Он связан, главным образом, с концентрацией взаимосвязанных функций по складированию и транспортировке в единых службах, под единым руководством. В отличие от изолированного управления грузовыми перевозками и складским хозяйством эти фирмы осуществляют объединенное или скоординированное управление грузопотоками.
На крупных и средних промышленных и торговых предприятиях приобретают возрастающее значение структурные подразделения, реализующие логистические подходы в управлении. На практике многие компании полностью перестраивают свои организационные структуры с целью адаптации к осуществлению многопрофильных функций логистики.
В новых условиях хозяйствования в экономическом пространстве особенно важно обеспечить скоординированное управление товародвижением, использовать возможности для сочетания государственного регулирования материалопотоков с хозяйственной инициативой и заинтересованностью участников товаропередвижения. Управление материалопотоками должно приобрести комплексный характер.
Комплексное управление товаропередвижением является одним из наиболее перспективных и многогранных направлений в хозяйственной деятельности. В условиях развития рыночных отношений оно заключается в выполнении совокупности функций по обеспечению фактического передвижения товаров в процессе их обращения. Субъектами управления могут выступать взаимодействующие службы и организации: органы государственного управления, осуществляющие финансово-экономическое регулирование, методическое обеспечение и индикативное управление и коммерческие службы – носители экономических интересов и пользователи методических рекомендаций в области логистической деятельности. Объектами управления являются: процесс перевозки продукции (постольку, поскольку службы материально0технического обеспечения и сбыта определяют объемы, направления перевозки, ее сроки и виды транспорта, осуществляющего перевозку); процесс передвижения продукции через места складирования (определение последовательности и звенности этого процесса, функций его отдельных звеньев, обеспечения их координации); складские операции, связанные с перевозкой продукции.
Методы и формы деятельности, которые должны быть свойственны комплексному управлению товародвижением, включают:
- сочетание, объединение функций формирования хозяйственных связей с функциями определения потребности в перевозках продукции;
- координацию оперативного управления поставками и перевозками продукции;
- интеграцию управления товародвижением через места складирования для комплексного использования складов, принадлежащих снабженческо-сбытовым, транспортным организациям и предприятиям различных отраслей;
- учет совокупных затрат на перемещение продукции, экономической заинтересованности как транспортных, так и коммерческо-посреднических организаций и обслуживаемых ими предприятий в повышении эффективности передвижения продукции;
- развитие специфических функций управления товародвижением в увязке с универсальными функциями управленческого процесса, рациональное распределение их между субъектами управления и концентрацию в соответствующих структурных подразделениях.
Совокупность форм, методов и средств комплексного управления движением продукции составляет логистическую инфраструктуру формируемого рынка средств производства. Она включает элементы организационного, информационного, коммуникационного обеспечения рыночной системы.
Осуществляемая в настоящее время трансформация функций и организационных структур управления производственным обеспечением в полной мере распространяется на функции и структурные формирования, обеспечивающие управление товародвижением, органически включает их модификацию в сферах государственного управления и хозяйственной деятельности. Для интенсификации коммерческих связей развития эшелонированной логистической системы обслуживания производства требуется надежное информационное обеспечение каналов связи. Необходимо совершенствование всей системы и способов накопления, обработки и использования производственной, транспортной, финансовой информации на основе компьютеризации.
Различные аспекты логистического управления уже давно исследуются в работах ИТКОРа, других институтах и на кафедрах ряда ВУЗов страны. Но эти исследования не приобрели пока еще комплексного характера, свойственного логистике как науке. Например, если анализируются состояние, перспективы и условия развития складского хозяйства в одном из регионов, то такая работа должна сочетаться с моделированием товаропередвижения и организационной структуры управления производственным обеспечением в данном регионе.
Совокупность работ по проблемам логистики могла бы составить самостоятельное направление в исследованиях нескольких институтов. Предметом их должны быть материалопотоки либо отдельных видов массоемкой продукции, либо в отдельных регионах, либо некоторые функции логистического управления.
Перспективы развития логистики как научно-практического направления в экономической жизни обусловлены также возможностями обмена опыта отечественных ученых между собой и изучением работ зарубежных специалистов, активно занятых разработкой и внедрением форм и методов современной логистики.[5]
Заключение
Интерес к проблемам развития коммерческой логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширение внутринациональных и микрохохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращении затрат в данной сфере.
Развитие коммерческой логистики определили следующие 2 фактора:
1. Усложнение системы рыночных отношений и повышения требований к качественным характеристикам процесса распределения.
2. Создание гибких производственных систем.
Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Из всего множества разнообразных систем логистические системы выделяются составом элементов, характером связей между ними, организацией и интегративными свойствами. Отличительные признаки логистической системы:
1. Наличие потокового процесса.
2. Определенная системная целостность.
Логистическая система – это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции.
Макрологистическая система – это крупная система управления материальными потоками, охватывающая предприятия и организации промышленности, торговли, транспорта, расположенных в разных регионах страны или в разных странах.
Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем.
Создание коммерческой логистической системы и построение логистических цепей – это сложная научная проблема. Эта сложность определяется ее многоплановостью и большой размерностью системы управления.
Список литературы
1. Аникин Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2002. – 286 с.
2. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособ. – М.: Маркетинг, 2002. – 324 с.
3. Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – 368 с.
4. Логистика: Учеб. пособ. / Под ред. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 327 с.
5. Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – 371 с.
6. Рынок и логистика / Под ред. М.П.Гордона. – М.: Экономика, 2003. – 243 с.
[1] Гаджинский А.М. Основы логистики: Учеб. пособ. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 27
[2] Логистика: Учеб. пособ. / Под ред. Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 2001. – С. 31
[3] Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2002. – С. 53
[4] Аникин Б.А. Логистика. - М.: ИНФРА-М, 2002. – С. 106
[5] Гордон М.П., Карнаухов С.Б. Логистика товародвижения. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2003. – С. 126