Содержание


Введение. 3

Анализ психологических моделей достижения успеха, предложенных Эриком Берном и Наполеоном Хиллом. 4

Заключение. 18

Список использованной литературы.. 19

Введение


В работе  были рассмотрены две модели достижения успеха. Одна из моделей представлена в книге Эрика  Берна  «игры, в которые играют люди», вторую модель представил Наполеон Хилл  в своей книге «Думай и богатей».

Тема исследования психологических и управленческих моделей всегда была актуальна, поскольку она позволяет проанализировать основные положения развития сильных сторон личности человека, а также выделить и понять важнейшие аспекты межличностного взаимодействия, что приводит к решению многих актуальных проблем.

Рассматривается круг вопросов о получении социальных и практических умений, обеспечивающие адаптацию в условиях современного социально-экономического общества; включение в круг современных цивилизаций и культур, при этом не теряя свою индивидуальность и личность; получении знаний о  социальной мобильности, обеспечивающие способность менять социальные и экономические роли.

Цель, которую преследовал Эрик Берн, заключается в том, чтобы научить человека анализировать характер своего общения, использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

Наполеон Хилл  предложил свою идею достижения успеха, выделил несколько групп принципов и положений, которым стоит следовать, чтобы добиться своей цели.

Цель данной работы состоит в том, чтобы проанализировать предложенные авторами модели успеха, выделить их основные положения и сравнить концепции  между собой.

Анализ психологических моделей достижения успеха, предложенных Эриком Берном и Наполеоном Хиллом.

Рассмотрим и прокомментируем основные положения теории, которую развивал знаменитый американский психоаналитик и психотерапевт Эрик Берн. Данная теория в переводе на русский язык чаще всего называется так: "Трансактный анализ". (Это немножко неуклюжий перевод. Вообще, в традиции русского перевода Transactional analysis лучше перевести как «Теория взаимодействий».) В основе этой теории лежит понятие «трансакция», то есть действие, направленное от одного человека к другому.

Э. Берн выделил в психике и в поведении четкие структурные элементы, которые, на мой взгляд, действительно являются фундаментальными для понимания человеческого поведения и человеческой психики. Его основная книга называется “Games people play", что обычно переводится как "Игры, в которые играют люди", хотя по смыслу это название лучше было бы перевести как "Игры взрослых". В самом начале этой книги автор вводит понятия сенсорного голода и сенсорной депривации (лишения), а также понятие поглаживания. Берн обратил внимание на известный из биологии факт, заключающийся в том, что животные, которые лишены материнского внимания и ласки, быстро погибают. И первый тезис, который выдвинул Берн, заключался в том, что любая форма внимания или любая форма поглаживания (в прямом или переносном смысле) лучше, чем их отсутствие.

Трансакция – это направленное воздействие одного человека на другого. И это – фундаментальное для психологии понятие. Что мы делаем во время общения? Мы обмениваемся трансакциями, то есть мы различными способами друг на друга направленно воздействуем. Итак, трансакция – это трансляция какого-то устного или невербального (телесного) сообщения от одного человека к другому, то есть направленное воздействие, или стимул. Когда взаимодействуют с животными, говорят "стимул" и "реакция", а человек – это нечто большее, поэтому здесь говорится "трансакция". (5, с. 21)

Берн проводит структуризация человеческой психики, которая далеко не случайна, это знаменитая триада образов, или ипостасей «я», которые он называет Родитель, Взрослый и Ребенок. При этом Берн настаивает на том, что это не роли, а ипостаси личности, то есть что-то гораздо более глубокое.

Что же это за ипостаси, или состояния личности? Берн дает скорее некоторые представления, нежели точные определения. Он говорит так: «Репертуар этих состояний мы попытались разбить на следующие категории. Первое – это состояние «я», сходное с образами родителей. Второе – состояние «я», автономно направленное на объективную оценку реальности. И третье состояние «я» – все еще действующее с момента его фиксации в раннем детстве."

"Высказывание: «В вас сейчас говорит Родитель» означает, что вы сейчас рассуждаете так же, как обычно рассуждал один из ваших родителей или тот, кто его заменял." Можно добавить, что обычно, когда Берн говорит, что в вас сейчас говорит Родитель, это означает, что вы сейчас догматичны, вы следуете сложившимся стереотипам, вы не хотите подвергать ничего сомнениям, у вас уже есть заранее выверенные оценки, под которые вы подгоняете реальность.

"Слова «это ваш Взрослый» означают, что вы только что самостоятельно и объективно оценили ситуацию и теперь в непредвзятой манере излагаете ход ваших размышлений, формулируете ваши проблемы и выводы, к которым вы пришли.

Выражение «это ваш Ребенок» означает, что вы реагируете так же и с такой же целью, как это делал маленький ребенок." К ипостаси Ребенка Берн относит такие состояния, как радость творчества, очарование, непринужденность и внутренне ничем не ограниченное, свободное поведение. (5, с. 34)

В целом понятно, что это наблюдение, то есть деление человеческого поведения на три описанные ипостаси личности, безусловно, не случайно. Каждый из нас хорошо знает и про себя, и про других, что все три эти состояния реальны и действительно сильно отличаются друг от друга. Каждый из нас когда-то чувствует себя непринужденно и может играть и радоваться, как ребенок, хотя у многих это состояние бывает редко. Когда-то мы способны быть догматичными, исходить из жестких представлений, действительно унаследованных от собственных родителей или выработанных самостоятельно, но имеющих тот же статус. Иногда мы ориентируемся на существующую реальность и ведем себя как взрослые люди, у которых есть цели, которых мы добиваемся, и мы стремимся сделать это оптимальным образом.

Итак, трансакция по Берну: у первого партнера есть три возможные ипостаси личности (Родитель, Взрослый, Ребенок), и у второго партнера тоже есть три аналогичные ипостаси, и воздействие первого партнера на второго идет от одной из ипостасей первого партнера к одной из ипостасей второго.

Подавляющая часть взаимонепонимания и конфликтов между людьми начинается именно с этого – когда человек обращается к нам так, то есть в таком стиле, который мы по ситуации совершенно не принимаем. Тогда, конечно, возникают естественные вопросы – во-первых, как отличить ипостаси личности самого человека, то есть, как определить, в какой ипостаси он в данный момент находится, и как понять, к какой ипостаси своего партнера он сознательно или подсознательно апеллирует (обращается).

Простая трансакция, то есть определенная реплика или другое воздействие, которое идет от одного человека к другому, всегда исходит из одной ипостаси личности и направлено к совершенно определенной (может быть, другой) ипостаси личности другого человека. Тот отвечает реакцией, то есть дает трансакцию, которая тоже идет из определенной ипостаси его личности и направлено тоже к определенной ипостаси личности его партнера.            

Каждый из двух партнеров представлен тремя  ипостасями своей личности: это Родитель, Взрослый и Ребенок. Если имеет место трансакция, которая идет от Взрослого первого партнера ко Взрослому второго, и ответная трансакция, в которой второй партнер отвечает репликой своего Ребенка, адресуя ее к Взрослому первого партнера, то в результате получится, что такой обмен репликами (трансакциями) совершенно некомплементарен, и фактически обрывает общение.

Ответную трансакцию Берн называет дополнительной; ответную трансакцию, не являющуюся дополнительной, Он называет перекрестной. (5, с. 36) Например, трансакции от Взрослого к Ребенку дополнительной будет трансакция от Ребенка ко Взрослому. Дополнительная трансакция не обязательно является комплементарной (адекватной), но, по крайней мере, перекрестная трансакция точно будет некомплементарной. Любые перекрестные трансакции нам прерывают общение.

Как мы определяем тот факт, что человек, который к нам обращается, находится в Родительской ипостаси? Обычно этот человек находится как бы над ситуацией, у него есть определенные взгляды на нее, которые от него никак не зависят, они сформированы уже давно и он, что называется, на этом стоит. Он в каком-то смысле догматичен. Если это Взрослый, то человек находится в стадии оперативного реагирования на конкретную ситуацию внешнего мира, которую можно воспринимать по-разному, и ни один из этих способов он априори не отрицает, считая, что сейчас можно ею управлять, находясь частично внутри нее, а частично и вне. Ипостась Ребенка означает, что человек воспринимает ситуацию как игру, когда он никакой ответственности на себя не берет, чувствует себя непринужденно и ничем не ограничен. При этом он полностью находится внутри ситуации, но этого не осознает, и ему кажется, что иначе и быть не может.

Как определить, к какой именно ипостаси его мы обращаемся? Обращение к Родительской ипостаси не имеет в виду никаких конкретных действий, это нужно ясно понимать. Если мы обращаемся к Родителю, то мы говорим что-то лишь к сведению человека, мы апеллируем к его этике. Мы подразумеваем, что он должен воспринять то, что мы ему говорим, соотнести это со своими устоявшимися представлениями и как-то отреагировать – однако как именно он будет реагировать и когда он будет реагировать, мы не регулируем никак.

Обращение к Взрослому это воздействие, которое, по нашей мысли, имеет в виду прямую реакцию, хотя, возможно, несколько отсроченную и в какой-то степени оставляемую на усмотрение партнера. Понятно, что отсрочка дает ему возможность выбора какой-то реакции как самосознающего, имеющего определенную свободу и возможности человека.

Апеллируя к ипостаси Ребенка, мы имеем в виду, что воздействие происходит непосредственно, и рассчитываем на непосредственный, сиюминутный и обычно вполне предсказуемый для нас результат.

При обращении к ипостаси Родителя характерно косвенное упоминание логики жизни, самой последовательности событий, некоторого объективного закона существования, к которому апеллирует человек. Здесь употребляются абстрактные понятия, идет ссылка на правила, человеку напоминают, что есть незыблемые законы, которым следует подчиняться. Можно заметить, существует любопытная закономерность: обращение к разным ипостасям личности напрямую связано с демонстрируемым уровнем уважения к человеку: Ребенка мы не уважаем совсем (хотя можем очень любить), к Взрослому относимся уважительно, к Родителю – с максимальным почтением.

Именно в этой разнице и заключается то самое, что отличает нежно-интимные и абсолютно невыносимые человеческие отношения. И люди, которые эти тонкости хорошо чувствуют, которые умеют на уровне интонации ловить ипостаси личности и модальности высших архетипов – вот они-то и являются мастерами межличностного общения, тонкой манипуляции и управления. А пока эта интуиция не выработана, неизбежно возникают перекрестные трансакции, которые же ведут к тому, что человек вылетает из тонкого общения и грубит, сам, может быть, того не желая.

 Следующее важное понятие, которое вводит Берн, это скрытая, или двойная трансакция. Двойная трансакция это такое взаимодействие, которое на социальном уровне идет одним образом, а на психологическом – другим. (5, с. 40)

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда во внутреннем пространстве человека (может быть, даже и не осознаваемым для него образом) идет одна трансакция, а на социальном – совсем другая. При этом ощущается (хотя часто и не полностью осознается) некоторая ловушка, некоторый подвох. И обычно у человека, использующего такого рода двойные трансакции, есть скрытые мотивы для такого поведения. И если мы в таком случае игнорируем социальный или психологический момент, то мы не понимаем сути того, что происходит. Есть люди, настроенные на психологический план, которые социальный аспект вообще почти не воспринимают, и настроены на внутреннюю, психологическую трансакцию, и есть люди, которые настроены на внешние, социальные факторы, и почти не обращают внимание на психологические "тонкости". Однако для того, чтобы полностью понимать психику и то, что в ней происходит, нужно видеть и то, и другое.

В жизни многих людей есть периодически повторяющиеся последовательности двойных трансакций, образующие устойчивые повторяющиеся сюжеты, в которых расходятся социальный и психологический смыслы происходящего; и при этом происходит какое-то, как Берн это называет, жульничество, то есть человек говорит и делает одно, а чувствует и думает себе, в своем внутреннем мире, совсем другое. И такие сюжетно организованные последовательности двойных трансакций, устойчиво существующие и регулярно повторяющиеся, с весьма определенными психологическими и социальными последствиями, Берн называет играми. И он прославился в первую очередь тем, что составил целый тезаурус (словарь) таких игр. В этом тезаурусе фигурирует около двух десятков типичных игр, по поводу которых он пишет, что конечно, внешнее оформление игры в разных частях света, в разных странах и культурах будет совершенно разным, но сами эти игры носят универсальный характер. И тут с ним трудно не согласиться. И он предлагает свой специальный трансактный  анализ этих игр. (5, с. 117)

В трансактном анализе отслеживаются основные роли и взаимодействия действующих лиц на социальном и психологическом уровне с помощью трансактных парадигм. Кроме того, Берн утверждает, что у каждой игры есть шесть видов выигрышей, за этими выигрышами таится некоторая универсальная схема, которая в какой-то степени повторяется у других психологов.

Почему следует так подробно изучить тему трансактного анализа? Дело в том, что в нем содержатся понятия психологии, мимо которых не пройдешь и ничем их не заменишь. И ипостаси личности профессиональный психолог обязательно должен отслеживать, так же, как и различия между содержанием социального и психологического уровней, обращая внимание на детали и подробности.


В каждой главе книги Наполеона Хилла рассказывается о том, как успешнее делать деньги, то есть секрете, который помог разбогатеть сотням людей. Долгие годы автор был занят анализом их карьеры. Идеи этой книги обострят восприимчивость и дадут власть, которой невозможно сопротивляться. Осознание ее может прийти при чтении первой или какой-нибудь другой главы. Оно возникнет как конкретная идея либо станет основой плана или намерения, которые вернут к прошлым потерям и неудачам, оживят в памяти уроки, - и человек сможет возместить все, что потерял.

Следует помнить, что эта книга основана на фактах, а не на вымысле и цель ее исходит из величайшей универсальной истины, посредством которой всякий подготовленный может быть посвященным, научившись, что и как нужно делать. Вы получите необходимые стимулы, чтобы взяться за дело.

Рассмотрим основные принципы и требования, при выполнении которых человек, по мнению автора, достигнет успеха.

Всё, что желаемо и представимо – достижимо.  Неважно, как вы сегодня одеты и сколько у вас денег. Успеха добивается только тот, кто к нему стремится. Чем дольше вы идёте к успеху, тем он становится ближе. Слишком многие бросают дело за шаг до победы. Запомните: этот шаг сделают другие! Целеустремлённость - пробный камень любого достижения, большого или малого. Измените представления о своём предназначении - и вы достигните того, что сегодня кажется вам неосуществимым. Внушите вашу веру и настойчивость другим и вы добьётесь невозможного. Для разума нет никаких препятствий, кроме тех, которые мы признаем. Когда желание собирает все силы для победы, вам не нужны пути к отступлению: победа обеспечена.

Тренировка подсознания

Для тренировки подсознания нужно выполнять следующие действия:

Уединитесь в спокойном месте (лучше всего в кровати перед сном), закройте глаза и повторяйте вслух написанное вами заявление о целях и намерениях. Повторяйте эту программу вечером и утром, пока не увидите воочию то количество денег, которое хотите накопить. Поместите листок с вашим письменным заявлением на видном месте так, чтобы он бросался в глаза, когда будете выполнять упражнения. Помните, именно самовнушение помогает вам управлять своим подсознанием. Не забывайте, что подсознание подчиняется лишь приказам, отдаваемым "с душой". Вера - самое сильное и продуктивное из всех чувств. Поэтому учитывайте и рекомендации, предлагаемые в главе "вера".

Знания проложат дорогу к богатству – если вы только знаете, какую дорогу выбрать. Знания – это только потенциальная сила. Вы должны организовать ваши знания таким образом, чтобы получился чёткий план действий, направленный к конкретной цели. Не пренебрегайте образованием, полученным в результате личного опыта или общения с другими умными людьми. Используйте пять источников знаний (см. ниже). Если вы можете продавать товар, продайте свои услуги или идеи за приличную цену. Простой план сделал прекрасную рекламу тысячам умеющих дисциплинировать себя молодых людей. План под копирку способен сэкономить вам десять лет жизни. (1, с. 56)

Источники знаний:  1. Ваш собственный жизненный опыт и образование. 2. Знание и опыт, полученные в кооперации с другими умными людьми. 3. Колледжи и университеты.  4. Публичные библиотеки (книги, периодика, в которых сконцентрированы знания, накопленные цивилизацией).  5. Специальные учебные курсы (вечерние школы и обучение на дому в особенности).

Любому инструменту нужны умелые руки

Работайте - тогда синтетическое и творческое воображение будут помогать вам, как правая и левая рука. Отсутствие воображения – причина  многих неудач, его наличие обеспечит успех. Деньги ждут вас в неограниченном количестве, если вы точно знаете, сколько и на что вам их надо. И конечно, если вам помогает воображение. Богатство ждёт вас. Путь к нему начинается с простой идеи. Даже не план, а новая комбинация может принести тысячи и миллионы.

Успех в оправдании не нуждается. У неудачи  нет никаких оправданий

Четыре динамичных принципа помогут в формировании команды интеллектуалов, группы, которую называют "мозговой центр". Она несказанно расширит ваши финансовые возможности. Выбирайте людей, вдохновляющих вас на дело, делящих с вами интеллектуальную работу, отражающих и умножающих вашу собственную веру. Применяйте на практике одиннадцать принципов компетентного руководства; помните о десяти причинах, приводящих лидеров к поражению; о шести областях деятельности, нуждающихся в руководителях нового типа, а также о пяти способах получить желаемую работу в любой сфере деятельности. Напишите запрос или заявление в соответствии с прилагаемым планом - и двери откроются перед вами! Работодатели сами пригласят вас и предложат высокооплачиваемую работу!

Принципы формирования «мозгового центра»

1.     Возьмите в союзники столько людей, сколько вам нужно для создания и осуществления вашего плана (или планов) - используйте принцип "мозгового центра".

2.     До создания мозгового центра определите, какие выгоды получит каждый член вашей группы от участия в этом союзе и что вы ему можете предложить. Никто не будет работать с вами бесконечно без компенсации за свой труд. Вознаграждение не всегда измеряется деньгами.

3.     Встречайтесь не реже 2 раз в неделю, пока не составите приемлемый план.

4.     Сохраняйте гармонию в ваших отношениях с членами интеллектуальной группы. Иначе неудача наступит в любой момент.

Держите в уме следующие вещи:

1.     Вы занимаетесь делом огромной для вас важности. Для того, чтобы быть уверенным в успехе, вы должны иметь безошибочный план действий.

2.     Вы должны привлечь на вашу сторону и ваших целях опыт, образование, природные способности и воображение других людей.

Познай себя! Узнай свои слабости и уничтожь!

1.     Плохая наследственность - это очень легко устранить в мозговом центре.

2.     Отсутствие ясных целей в жизни - это основная слабость.

3.     Отсутствие честолюбия, желания возвыситься над посредственностью. Не возлагайте надежд на безразличных к себе людей и равнодушных к вознаграждению.

4.     Пробелы в образовании. Образование подразумевает не столько знания, сколько умение приложить их к чему-либо. Образованный человек достигает благ без насилия. Образование достигается самообразованием и самовоспитанием.

5.     Отсутствие силы воли. Научитесь контролировать себя и свои отрицательные качества.

6.     Болезни и недуги. Причины болезни можно и нужно контролировать, это:  плохое питание; неумение управлять сознанием, привычка думать о плохом;

чрезмерное или полное отсутствие секса; недостаток движения; мало свежего воздуха.

7.     Влияние среды, особенно в детском возрасте.

8.     Откладывание дел в долгий ящик. Никогда не ждите! Действуйте немедленно, используя лучшие средства.

9.     Отсутствие настойчивости в достижении цели. Начал дело - обязательно закончи. Сделайте настойчивость своим девизом.

10.             Отрицательные качества характера. Кто будет иметь дело с неприятным человеком?

11.             Отсутствие контроля над сексуальными влечениями. Сексуальную энергию необходимо контролировать, сублимируя её в душевную и духовную, давая ей безболезненный выход.

12.             Бесконтрольная страсть к азарту.

13.             Неуверенность в принятии решений. Слабак быстро принимает решение и быстро оказывается. Большой слабак вообще не может принять решение. Убейте нерешительность и промедление.

14.             Любой признак страха.

15.             Неудачный брак. Брак не должен приносить бедность и несчастья и не должен уничтожать честолюбие.

16.             Сверхосторожность. Берегись её и неразборчивости.

17.             Неудачный выбор партнёров по бизнесу. Работодатель должен быть умным и преуспевающим.

18.             Предрассудки и предубеждения - это форма неуспеха. Преуспевающий человек свободен в мыслях и ничего не боится.

19.             Неудачный выбор профессии. В дело надо погружаться с головой, отдаваться целиком.

20.             Недостаточная концентрация усилий. Нельзя успевать везде. Сконцентрируйтесь на одной цели.

21.             Привычка к неоправданному мотовству. Будьте бережливы - откладывайте часть доходов.

22.             Отсутствие энтузиазма. Человек с энтузиазмом вхож в самые разные коллективы.

23.             Нетерпимость. Твердолобый человек редко поднимается. Нетерпимый перестаёт усваивать знания.

24.             Неспособность к сотрудничеству. Такие недостатки руководители не выносят.

25.            Обладание состоянием, которое ты не заработал собственным потом.

26.             Умышленная бесчестность. Тайное становится явным, можно потерять репутацию и свободу.

27.             Самомнение и тщеславие. От таких людей люди сторонятся.

28.             Гадание на кофейной гуще вместо обдумывания фактов. Факты необходимо взвешивать и обдумывать.

29.             Отстуствие денег. На первых порах заручитесь поддержкой или накопите денег для компенсации возможных ошибок и заработка приличной репутации в мире бизнеса.

30.             30 пункт нужно заполнить самим, если какая-то причина помешала  стать миллионером. (1, с. 77)

В основе могущества лежит могущество личности

Нерешительность – существенная причина неудач. Ваш, а не чужой мозг управляет вашим миром. Дух, делающий себя сам, настроен на волну сил, управляющих миром. Чтобы принимать эффективные решения, анализируйте, как это делали другие. Страстное желание свободы приносит свободу. Страстное желание богатства приводит к богатству. Настойчивость поможет вам развить до совершенства умение мыслить категориями денег, а ваше подсознание станет "монетной фабрикой", их печатающих.

Принципы декларации независимости: желание, решение, вера, настойчивость, "мозговой центр", организация планирования

1.     Предпочтительнее упрямство в отстаивании раз решенного, чем медлительность и метания из стороны в сторону.

2.     Мнение - самый дешёвый товар в мире.

3.     Никого не посвящайте в свои дела (за исключением членов мозговой группы).

4.     Если хотите научиться быстро принимать решение, лучше сосредоточенно молчите. Придерживайтесь правила - молчание и сдержанность.

5.     Разожгите в себе пламень желания. Не попотеешь - не разбогатеешь.

6.     Способность мыслить категориями денег нуждается в культивировании.

Принципы культивирования настойчивости:

1.     Ясность намерений. Важнейший этап - знание того, что ты хочешь.

2.     Желание. Легко быть настойчивым, если обуревает страсть.

3.     Уверенность в себе.

4.     Определённость планов. Любой план всё равно поддерживает чувство настойчивости.

5.     Тщательный анализ. Надёжность и выполнимость плана основывается на опыте или наблюдении.

6.     Сотрудничество. Симпатия, понимание и гармоничное сотрудничество помогают настойчивости.

7.     Сила воли. Привыкайте концентрировать все мысли на разработке плана.

8.     Привычка. Настойчивость должна стать привычкой и она преобразуется в характер. Лечите страх многократным применением смелости. (1, с.104)


Сравнивать предложенные Эриком Берном и Наполеоном Хиллом модели достижения успеха достаточно сложно. Они пропагандируют разные аспекты социально-психологической стороны жизнедеятельности человека. Э. Берн делает акцент на межличностное взаимодействие. В его книге освещаются психологические проблемы человеческих взаимоотношений в соответствии с оригинальной концепцией автора, лежащей в русле психоаналитического направления.

Несмотря на  спорность концепции Э. Берна, многие идеи и наблюдения, основанные на его богатом опыте психотерапевта, могут быть полезными для  широкого круга читателей, особенно при разрешении конфликтов, возникающих в процессе общения.

 Наполеон Хилл долгие годы  был занят анализом становления карьеры многих известных и успешных людей. Волшебная формула успеха выведена из идеи Дейла Карнеги, принесшей ему колоссальное состояние, и должна поступить на вооружение людей, не имеющих времени на долгое и кропотливое исследование того, как делаются деньги.

Если Берн открывает формулу успеха из «правильного» взаимодействия людей, то Хилл  больше делает акцент  на самоанализ и настрой на позитивное мышление.      Он утверждает, что его эта книга основана на фактах, а не на вымысле и цель ее исходит из величайшей универсальной истины, посредством которой всякий подготовленный может быть посвященным, научившись, что и как нужно делать. Тем самым в положениях данной книги человек видит некий секрет успеха, получает необходимые стимулы, чтобы взяться за дело. Для этого он должен тренировать подсознание, получать как можно больше знаний, бороться со слабостями, очень желать достижения успеха, развивать лучшие черты личности.

Бессомненно, каждая из приведенных моделей достижения успеха достойна внимания и сама по себе может  стать величайшим стимулом к развитию в себе лучших качеств или установлению безупречных межличностных отношений, при которых человек может быть в гармонии с окружающим миром и быть способным управлять другими людьми. Но и в данных моделях можно усмотреть некоторые недостатки: некий эгоцентризм в теории Хилла и, наоборот, «растворение» собственного Я в череде бесконечных игр человечества, где каждый способен потеряться среди предоставленных ему ролей.

Таким образом, по нашему мнению, применение основных положений концепций Э. Берна и Н. Хилла в комплексе позволило бы разрешить все внутренние и межличностные конфликты людей.

     


     

     

     

Заключение


В работе были рассмотрены две психологические модели достижения успеха. Они не противоречат, а дополняют друг друга. Эрик Берн предложил оригинальную концепцию, лежащую в русле психоаналитического направления. Автор  данной модели предлагает найти смысл межличностных взаимодействий, распознать мотивы собственных действий, поступков своих близких и других окружающих людей. Данная концепция в определенной степени  спорна, требует дальнейших исследований и обоснований, но безусловно, этим она привлекает внимание, интересна и разумна.

Изложение другой модели достижения успеха носит побудительный характер. Данная модель содержит множество положений и принципов, таких как «все, что желаемо и представимо – достижимо», «познай свои слабости и уничтожь их» и т.д., соответствие которым откроет путь к самосовершенствованию и достижению успеха. Она является неким стимулом к движению к собственному счастью и благополучию.

При анализе и сравнении  данных моделей достижения успеха можно сделать вывод о том, что данные модели являются самодостаточными, разумными, а главное – действенными. Но для достижения полной гармонии с собой и окружающим миром было бы полезно воспользоваться требованиями обоих моделей.

Список использованной литературы


1.     Наполеон Хилл. «Думай и богатей». – М.: «Просвещение», 1997.

2.     Фрейд 3.   «Психология бессознательного». – М.: «Наука», 1989

3.           Фромм Э. «Человеческая ситуация». – М.: «Прогресс», 1994

4.           Хеккаузен Х. «Мотивация и деятельность». – М.: «Наука», 1986

5.     Э. Берн. «Игры, в которые играют люди». – М.: «Центр общечеловеческих ценностей», 1997.