Содержание
Введение. 3
1.Государство и право. 4
1.1.Догосударственный феномен – право. 4
1.2. Государство. 5
1.3.Политические отношения и политическая власть. 6
2.Политические идеалы.. 8
3. Политическое лидерство – идея о Сверхчеловеке. 9
4. Идейные источники формирования политической доктрины фашизма. 10
Заключение. 13
Список литературы.. 14
Введение
С 80-х годов минувшего века, когда возник и стремительно усиливался интерес к текстам и личной драме немецкого мыслителя, философы самых разных духовных ориентаций не один раз “открывали” для себя Ницше.
Многие культурные, общественно-политические, философские, даже религиозные движения рубежа XIX-XX веков испытали влияние, а порой представляли собой прямые отклики на пророчества и проклятия “Фридриха Безумного”. Марксисты и аналитическая школа языка, позитивисты и экзистенциалисты, психоаналитики и даже, в последнее время, постмодернисты и традиционалисты предлагали свое понимание Ницше, выделяя различные основания его мысли и акцентируя внимание на разных сторонах его многопланового учения, порой разрушающего междисциплинарные границы наук (философии и филологии, литературы, психологии, истории, и т.д.).[4,9]
В историко-философской литературе к настоящему времени сложились довольно устойчивые тематические блоки, концентрирующие внимание на определенных аспектах творчества германского мыслителя.
Целью данной работы является рассмотрение политических взглядов Ницше. Для получения результата необходимо решение таких задач как
· Определение государства и права с точки зрения Ницше.
· Понимание той роли, которую придавал Ницше индивиду и толпе в политических отношениях.
· И, конечно, необходимо показать какое влияние имела философия Ницше на формирование политической доктрины фашизма.
1.Государство и право.
1.1.Догосударственный феномен – право.
Ницше ни в коем случае не был юристом, систематизатором, классификатором. Прежде всего он был художником, писателем, реформатором немецкого языка, а уж потом мыслителем, творцом связного и непротиворечивого учения.
Между тем в современных дискуссиях о правопонимании роль и значение Ницше определяются прежде, во-первых, его критикой современного ему «законодательного права» («права юристов») как «мертвого», «сухого», формализованного, далекого от «живой жизни». Во-вторых, характеризуя право как «антипод жизни», средство «упрощения» мира и общества, Ницше по сути обращал внимание на «живую жизнь» права, на то самое «живое право» в его противопоставлении «книжному праву», которое окажется главной темой произведений юристов-социологов первой половины XX века Ницше, несомненно, «волюнтарист» по своим правовым взглядам: право есть воля («сильнейшего). При этом он – апологет «неравенства прав», но лишь потому, что «слабейшие» не «заслужили» своих прав, т.е., говоря современным языком, не обрели правосознание, соответствующее новым (по Ницше) антибуржуазным и, конечно, антихристианским ценностям.
Ницше много размышлял об архаическом (древнем) праве. Ницше – профессор античной филологии – никак не мог пройти мимо классических трудов основателей исторической школы права: восьмитомного свода фон Савиньи «Система современного римского права» и «Курса римского гражданского права». Из книги, из журнальной либо газетной статьи Ницше мог почерпнуть хрестоматийно известное положение Пухты: «Право создается впервые не государством, напротив, последнее предполагает уже правовое сознание... От заблуждения – считать государство источником права, не свободна большая часть политиков... Начало права лежит вне государства», – нашедшее отклик в трудах «базельского отшельника».
В работе «Веселая наука» мыслитель вступает с основателями исторической школы права в парадоксальную полемику: «Что выдают законы. Весьма ошибаются, когда изучают законы какого-нибудь народа так, как если бы они были выражением его характера; законы выдают не то, что есть народ, а то, что кажется ему чуждым, странным, чудовищным, чужеземным. Законы относятся к исключениям нравственной стороны нравов, и суровевшие наказания касаются того, что сообразно нравам соседнего народа».
В работе «Странник и его тень» (1879) Ницше утверждал: «Право основывается большей частью на обычае, обычай – на однажды заключенном договоре... Обычай становится, таким образом, принуждением даже в том случае, если не приносил больше той пользы, ради которой первоначально был заключен договор. Слабым это служило во все времена надежным оплотом: они склонны увековечивать однажды заключенный договор, в котором для них скрепляется дарованное им помилование».
Позднее Ницше развил и закрепил эту мысль. По его мнению, право возникло «из договорного отношения между заимодавцем и должником», право явилось, как Афина из головы Зевса, из «гражданско-правового отношения должника к своему заимодавцу», из «основополагающих форм купли, продажи, обмена и торговли», внутриобщинных установлений защиты «сильными» «слабых» и т.д. Ницше считал право догосударственным феноменом, т.е., по его мнению, право возникло раньше государства. Право-справедливость на этой первой ступени предстает доброй волей людей, приблизительно равномощных поладить друг с другом, “сговориться”». [1,241]
1.2. Государство.
Следует отметить, что государство, по Ницше, ни в коем случае не является артефактом договора. Его возникновение сводится только к «актам насилия», формирование ранних государств «доводилось до конца путем сплошных насильственных актов, – что сообразно этому древнейшее “государство” представало и функционировало в виде страшной тирании, некоего раздавливающего и беспощадного машинного устройства, покуда наконец сырье, состоящее из народа и полуживотных, оказывалось не только размятым и тягучим, но и сформованным. Я употребил слово “государство”; нетрудно понять, кто подразумевался под этим – какая-то стая белокурых хищников, раса покорителей и господ, которая обладая военной организованностью и организаторской способностью, без малейших колебаний налагала свои страшные лапы на, должно быть, чудовищно превосходящее ее по численности, но все еще бродяжное население». Столь четко и недвусмысленно о происхождении государства Ницше высказался в первый и последний раз.
В «Посмертных афоризмах» мыслитель вступил в прямую полемику с Руссо: «Надобно покончить с той фантазией, которая видит начало государства в “договоре”. Кто может приказывать, кто “господин” от природы, у кого повелительные поступки и наружность, – зачем ему договоры?».
Итак, зарождение права Ницше связывал с договором, а становление его – с насилием, произволом - государством.
1.3.Политические отношения и политическая власть.
Право (не только как общественный феномен, но и как совокупность фиксированных текстов), по Ницше, кроме правителей, законодателей и юристов, не было воспринято, продумано, «восчувствовано» и понято человеческим «стадом». Со странным восторгом далее Ницше фиксирует жестокость «старых уложений о наказаниях», направленную на то, чтобы «выдрессировать» народы (в частности, немецкий).
Справедливы суждения: «Право, по Ницше, – нечто вторичное, производное от воли к власти, ее рефлекс. На основе признания неравенства среди людей, понимания права как привилегии избранных, а также отрицания возможности установления справедливости среди неравных Ницше приходит к выводу о необходимости создания в рамках аристократического кастового государства двух систем права: права господ и права рабов». Представляется, что Ницше в своем учении о праве различал «право сильнейшего» и «право слабейшего».
Самой гармоничной и счастливой постэллинской эпохой, по Ницше, были Средние века, когда каждый человек в соответствии с сословным правом знал свое место на иерархической лестнице и был счастлив, находясь в гармоническом равновесии со своим предназначением и судьбой. Эту мысль (Средневековье – не «темные», а «светлые» в истории человечества века) продолжил и развил историк, культуролог и философ А.Я.Гуревич в своей неоднократно переиздававшейся работе «Категории средневековой культуры».
Трагедия Нового времени, по Ницше, заключается в том, что «слабейшие», «распропагандированные» «сильнейшими», перешедшими в противоположный стан, стали отвергать сословное (кастовое) право, заменив его буржуазным уравнительным правом (с «равными» для всех «правами). Все это спровоцировало в душах «слабейших» рождение такого сложного явления, как плебейский ресентимент: «… жажда и импульс мести, ненависть, злоба, зависть, враждебность, коварство». Все это после «взрыва», по Ницше, грозит человечеству неисчислимыми трагическими социальными катаклизмами, ибо ведет к отсутствию законов. Философ восклицает: «Закона нет: каждая власть в каждый данный момент развивается до последних своих пределов».
О «новом» праве Ницше высказался так: «Полезно брать “право”… в определенном узком буржуазном смысле, в роде правила: “Поступай по праву и никого не бойся”: т.е. исполняй свой долг согласно определенной грубой схеме, в рамках которой живет известная общественная группа». [4,195-196]
Можно сказать, что Ницше относился к праву с некоторым предубеждением, с опасением, что право «слабейших» представляет собой смертельно опасный социальный инструмент. Мыслитель, правда, один раз отождествил философов с законодателями: «Подлинные философы суть повелители и законодатели; они говорят: «так должно быть!.. Их “познавание” есть созидание, их созидание есть законодательство, их воля к истине есть воля к власти».
2.Политические идеалы
Являясь важнейшим системообразующим фактором, политические идеалы играют огромную роль в формировании политического сознания, определении ценностных и мировоззренческих установок личности и общества в целом. Политические идеалы наряду с политическими взглядами, настроениями, чувствами, мнениями фиксируются в политическом сознании субъекта политики и, являясь неотъемлемой частью этого сознания, выражаются в политической культуре субъекта. Политические идеалы рассматриваются как отражение тенденций общественного развития, как активная сила, организующая людей, объединяющая их на решение исторически назревших задач. Политические идеалы — это не просто образ желаемого или должного общественного устройства, вынесенный за пределы существующей реальности, с которыми она должна сообразовываться, а сама действительность, рассматриваемая в ее динамике с учетом перспектив ее развития.
Политические идеалы целесообразно рассматривать сквозь призму представления о государстве как идеальной форме организации власти.
Особой точки зрения в отношении политического идеала придерживался Ф. Ницше. Рассуждая об идеале общественного устройства, он писал: «При лучшем общественном строе тяжелый труд и жизненная нужда должны будут выпадать на долю тех, кто менее всего страдает от этого, т.е. на долю самых тупых людей, и эта пропорция должна будет прогрессивно распространяться на всех, вплоть до того, кто сильнее всего ощущает высшие и самые утонченные роды страдания и потому продолжает страдать даже при величайшем облегчении жизни»).
3. Политическое лидерство – идея о Сверхчеловеке.
Лидерство есть везде, где есть власть и организация. Само слово "лидер" в переводе с английского означает "ведущий", "руководящий". В этом, сохраняющемся и сегодня значении оно уже издавна знакомо всем народам.
Особое значение проблеме лидерства придается в политологии. Лидерство – один из механизмов интеграции групповой деятельности, когда индивид берет на себя функции осуществления координации и направления действий всей группы, которая, в свою очередь, принимает на себя обязанности подчиняться указаниям и требованиям данного индивида.
Концепцию лидерства, оказавшую заметное влияние на последующую политическую мысль и практику, разработал Ницше. Он пытался обосновать необходимость формирования высшего биологического типа - человека-лидера, сверхчеловека. "Цель человечества, - писал Ницше, - лежит в его высших представителях Человечество должно неустанно работать, чтобы рождать великих людей - в этом, и ни в чем ином, состоит его задача".
Сверхчеловек не ограничен нормами существующей морали, стоит по ту сторону добра и зла. Он может быть жестоким к обычным людям и снисходительным, сдержанным, нежным, дружелюбным в отношениях с равными себе, со сверхчеловеками. Его отличают высокие жизненные силы и воля к власти. Это сильная, волевая, развитая и красивая личность, возвышающаяся над человеком так же, как тот превосходит обезьяну. В представлениях Ницше о сверхчеловеке отразилась дарвинистская идея об эволюции биологических видов. [3,430]
4. Идейные источники формирования политической доктрины фашизма.
Фашизм появился на политической арене когда капиталистический мир переживал острый кризис. Впервые в истории человечества была не только продемонстрирована несостоятельность капиталистической системы, но и показан реальный выход из острейших социальных и политических противоречий на путях коренного, революционного преобразования устаревших общественных структур.
В обстановке острого кризиса капитализма фашизм был призван сделать то, с чем не смогли справиться традиционные буржуазные партии: по возможности приспособить старую систему власти к новой экономической и социальной реальности. Фашизм явился одним из вариантов пути в направлении развития от монополистического к государственно - монополистическому капитализму. От традиционных диктатур он отличается тем, что находит большую поддержку в массах.
Впервые фашизм появился в Италии в 1919 году, где фашисты во главе с Муссолини в 1922 году захватили власть. В 1919 году была организована фашистская партия в Германии, названная национал - социалистической. В 1933 году эта партия во главе с Гитлером захватил власть и установила в Германии режим террористической диктатуры.
Большую роль в формировании фашизма сыграл Ф. Ницше. Он довел представление о «естественном отборе» в борьбе «всех против всех» до возведенного в идеал и воспеваемого им образа более высокого и сильного сверхчеловека, не скованного в своем стремлении к власти никакой рабской моралью. Этот сверхчеловек, чуждый всякому состраданию, проникнется сознанием своего права на порабощение тех, кто слабее; из таких сверхчеловеков сформируется раса господ. Сверхчеловек стоит выше всего и именно в нем состоит весь смысл истории. Также он замечает, что только война делает юношу мужчиной, а народ — расой.
Ницше «выводил» право из неравенства прав. Люди, по его мнению, никогда не были и не будут равны. Строго структурированное (кастовое) общество – идеал прошлого и будущего человечества. Разрушение этого «прекрасного и яростного мира» мыслитель считал неискупимым и непоправимым грехом исторического христианства, приведшим к губительному смешению, упадку, «декадансу». Величайшим достижением человеческой законотворческой деятельности он провозглашает кодекс «Законов Ману»: «…знатные сословия, философы и воины… держат в руках массы, повсюду благородные ценности, чувство совершенства, утверждение жизни, торжествующее чувство благосостояния по отношению к себе и к жизни, солнечный свет разлит по всей книге»…
Далее в том же трактате философ высказывается совершенно определенно: «В каждом здоровом обществе выступают, обусловливая друг друга, три физиологически разно притягательных типа… Природа… отделяет одних – по преимуществу сильных духом, других – по преимуществу сильных мускулами и третьих, не выдающихся ни тем, ни другим – посредственных: последние, как большинство, первые как элита. Высшая каста – я называю ее кастой немногих – имеет, будучи совершенной, также и преимущества немногих: это – значит быть земными представителями счастья, красоты, доброты… Духовно одаренные, как самые сильные, находят свое счастье… в жестокости к себе и другим, в исканиях; их удовольствие – это самопринуждение; аскетизм делается у них природой, потребностью, инстинктом… Познание для них форма подвижничества… Они господствуют не потому, что хотят, но потому, что они существуют… Вторые – это стражи права, опекуны порядка и безопасности, это благородные воины… Порядок каст, иерархия, только и формулирует высший закон самой жизни; разделение трех типов необходимо для поддержания общества, для того, чтобы сделать возможным высшие и наивысшие типы, – неравенство прав есть только условие к тому, чтобы существовали права. – Право есть привилегия. Преимущество каждого в особенностях его бытия».[1,237-240]
Один из учеников Ницше замечал, что социализм — это логический антипод либерализма, причем центр либералистского общества — индивидуум, поэтому социализм есть отрицание индивидуума, его поглощение обществом. Социализм — это дисциплина, твердый государственный порядок, иерархия. Также немаловажное значение имел Меллер ван ден Брук, который говорил: «Националист не должен смиряться с тем, что имеются миллионы немцев, которых марксизм отвратил от идеи нации. Он должен бороться против такого положения».
Идеи Ницше легли в основу фашистских идей Жозефа Гобино и Жоржа Лапужа. Гобино эгалитарной идее демократии противопоставлял неравенство людей и утверждал, что существуют разные по своей ценности расы. Все бедствия проистекают от равенства, которое равнозначно вырождению. Он первым предпринял попытку изобразить всю мировую историю как историю борьбы благородных рас против неполноценных. Ж. Лапуж замечал, что люди делятся на большеголовых и короткоголовых.
Человеком, который еще раньше Гобино объединил ключевые положения расизма, оказался Х. Чемберлен, он был противником официальной христианской религии. Эти взгляды легли впоследствии в основу фашистского движения «немецких христиан». Также он отнес белой расе общее качество носителей всей культуры, делая отсюда вывод, что немцы призваны господствовать на всем земном шаре.
Заключение
Итак, познакомившись с политическими взглядами Ф. Ницше, прежде всего возникает вопрос об ответственности: не является ли трагический период европейской истории продуктом философской критики?
В ХХ веке Ницше и Маркс были объявлены основоположниками идеологий двух самых могущественных в европейской истории политических режимов, война которых привела к чудовищным жертвам. Кажется, что именно они должны предстать перед судом международной комиссии, расследующей преступления против человечности.
Но можно ли обвинять философию за то, что она делает то, что должна делать - а именно раскрывать ложь и опровергать заблуждения. И все-таки это не снимает с нее вины. Взлелеянный мыслителями универсализм поддерживался обществом, которое захотело построить свою жизнь исключительно на рациональных основаниях, отринуть все архаичное, иррациональное, неэкономное. Ведь в чувствах так много темного, а разум дает свет. И вообще дело можно изобразить так, что мыслители, как и поэты, выражают лишь то, предчувствие чего уже есть у всех.
И поэтому речь должна идти о коллективной вине и коллективной ответственности.
Список литературы
1. Большой толковый словарь русского языка. Гл. ред. С.А.Кузнецов. – СПб:Норинт, 2000 – 1536с.
2. Данто А. Ницше как филосов. – М.: Идея Пресс, 2001. – 280с.
3. Мельник В.А. Политология: учебник. – Мн.: Высш. Шк., 2002. – 523с.
4. Фридрих Ницше и философия в России: сборник статей. – СПб.: Русский Христианский гуманитарный институт, 199. – 312с.
5. Юнгер Ф.Г. Ницше. – М.: Праксис, 2001. – 252с.