Содержание
1. Ограничения для служащих. 3
1.2. Ограничения установленные для служащих в Новосибирской области. 6
Тема 5. 9
5.1. По каким причинам человек, проживающий на территории РФ не может поступить на государственную службу. 9
5.3. В чем вы видите различие конкурса – документов и конкурса испытания. 11
Тема 9 13
9.2. Дайте определение денежного содержания государственного (муниципального) служащего. Чем отличается денежное содержание от заработной платы. 13
Тема 10. 13
10.2. Для каких целей рассчитывается стаж государственной (муниципальной) службы. 13
Список использованной литературы. 15
1. Ограничения для служащих.
Правовой основой государственной службы выступает значительная совокупность федеральных законов, иных нормативно-правовых актов, касающихся этой проблематики.
Государственному служащему запрещено заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме деятельности, предусмотренной замещаемой должностью в государственном органе. Это значит, что нельзя занимать другую оплачиваемую должность в государственных органах, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и общественных объединениях. Предусмотрено лишь одно исключение: государственному служащему разрешено заниматься педагогической, научной и иной творческой деятельностью, поскольку она не ограничивает свободу его действий по занимаемой должности государственной службы. Однако получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего не разрешается, хотя бы такие публикации и выступления имели педагогический, научный или творческий характер.
Исходя из принципа разделения властей государственному служащему, замещающему должность категории «Б» или «В», не разрешается быть депутатом федерального законодательного (представительного) органа, законодательных (представительных) органов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.
Ему лично или через доверенных лиц запрещено заниматься предпринимательской деятельностью, имеющей своей целью получение прибыли, скажем, осуществляемой без привлечения наемного труда.
Государственному служащему не разрешается состоять членом органа управления коммерческой организации любой формы собственности и организационно-правовой формы (хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы и т.д.).
Но есть одно исключение - это случаи, когда Федеральным законом или законами субъектов Федерации государственному служащему поручено участвовать в управлении коммерческой организацией.
Государственному служащему запрещается быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он работает либо который непосредственно подчинен или непосредственно подконтролен ему.
Ему запрещается использовать в неслужебных целях средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, другое государственное имущество и служебную информацию.
Государственному служащему запрещено получать от физических и юридических лиц вознаграждения в связи с исполнением должностных полномочий, в том числе и после выхода на пенсию.
Этим преследуется цель устранить его зависимость от кого бы то ни было, особенно если он незаконно получает вознаграждение в любой форме. В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации» названы подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей. Противоправными будут и такие действия третьих лиц, когда ими предоставляется государственному служащему квартира, дача, оказывается помощь в учебе, предоставляются ссуды с заниженным процентом. Нарушением этого запрета будет также получение им подарка и косвенным путем, например подарки членам семьи, родственникам, через подчиненных и т.д.
Государственный служащий неразрывно связан с государством, представляет его. Отсюда вытекают специфические требования: он не вправе принимать без разрешения Президента награды, почетные и специальные звания иностранных государств, международных и иностранных организаций. Он не вправе принимать участие в забастовках.
Учитывая существующую в стране многопартийность, государственному служащему запрещается использовать свое служебное положение в интересах тех или иных политических партий, других общественных объединений, религиозных организаций для пропаганды отношения к ним, - он должен быть нейтральным. Поэтому в государственных органах не могут образовываться структуры политических и конфессиональных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Государственный служащий обязан передавать в доверительное управление под гарантию государства на время прохождения государственной службы находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) в уставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленном Федеральным законом.
Гражданин при поступлении на государственную службу, а также государственный служащий в соответствии с Федеральным законом ежегодно обязан представлять в налоговую службу сведения о своих доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, являющихся объектами налогообложения. Эти сведения составляют служебную тайну.
Лица, претендующие на выполнение государственных функций, добровольно принимают на себя установленные Законом ограничения, что отражается в письменном обязательстве. Они же предоставляют в налоговую инспекцию по месту жительства сведения о доходах, о личном и общем, совместном с супругой или супругом, имуществе, о вкладах в банках и ценных бумагах, в том числе за пределами России, с указанием банков, номеров банковских счетов и т.д.
1.2. Ограничения установленные для служащих в Новосибирской области.
В Новосибирской области действует Закон Новосибирской области « О муниципальной службе в Новосибирской области», который является правовой основой деятельности муниципальных служащих.
В законе дается определение муниципальной службы, муниципальный служащий, содержится законодательство, регламентирующее деятельность муниципальных служащих, закон детально регламентирует права, обязанности, ответственность муниципального служащего.
Муниципальная служба – это профессиональная деятельность, которая осуществляется на постоянной основе, на муниципальной должности не являющейся выборной.
Муниципальный служащий – это гражданин Российской Федерации исполняющий в порядке определенном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области, обязанности по муниципальной должности муниципальной службы за денежное содержание выплачиваемое за счет средств местного бюджета.
Деятельности муниципальных служащих в Новосибирской области регулируется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации об общих принципах организации местного самоуправления, Законом Российской Федерации об основах муниципальной службы в Российской Федерации, и другими законами.
Муниципальный служащий имеет право на :
1) ознакомление с документами, определяющими его права и обязанности по занимаемой государственной должности государственной службы, критерии оценки качества работы и условия продвижения по службе, а также на организационно - технические условия, необходимые для исполнения им должностных обязанностей;
2) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей;
3) посещение в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности;
4) принятие решений и участие в их подготовке в соответствии с должностными обязанностями;
5) участие по своей инициативе в конкурсе на замещение вакантной
государственной должности муниципальной службы;
6) продвижение по службе, увеличение денежного содержания с учетом результатов и стажа его работы, уровня квалификации;
7) ознакомление со всеми материалами своего личного дела, отзывами о своей деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, приобщение к личному делу своих объяснений;
8) переподготовку (переквалификацию) и повышение квалификации за счет средств местного бюджета;
9) пенсионное обеспечение с учетом стажа муниципальной службы;
10) проведение по его требованию служебного расследования для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство;
11) объединение в профессиональные союзы (ассоциации) для защиты своих прав, социально - экономических и профессиональных интересов.
Статья 15 Закона Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» посвящена ограничениям по муниципальной службе, в частности к ним относятся:
Муниципальный служащий не вправе:
- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой деятельностью;
- быть депутатом Государственной Думы Федерального Собрания, депутатом областного, территориального совета депутатов, депутатом представительного органа местного самоуправления, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц;
- состоять членом органа управления коммерческой организации, если только ему не поручено участвовать в управлении;
- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в органах местного самоуправления, в которых он состоит на муниципальной службе либо которым он непосредственно подчинен или подконтролен ему;
- использовать в служебных целях средства материально – технического, финансового и информационного обеспечения, другое имущество и служебную информацию;
- получать гонорары за публикацию и выступления в качестве муниципального служащего;
- получать от физических и юридических лиц вознаграждения связанные с использованием им должностных обязанностей ;
- выезжать в командировки за счет юридических и физических лиц , за исключением командировок осуществляемых на взаимной основе по договоренности органа местного самоуправления с органом местного самоуправления другого муниципального образования, а так же органами государственной власти и органами местного самоуправления иностранных государств, международными и иностранными некоммерческими организациями ;
- принимать участие в забастовках;
- использовать свое служебное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений;
Муниципальный служащий не вправе образовывать в органе местного самоуправления структуры политических партий, религиозных и других общественных объединений, за исключением профессиональных союзов.
Муниципальный служащий обязан передать в доверительное управление под гарантию муниципального образования на время прохождения муниципальной службы находящееся в его собственности доли в уставном капитале коммерческих организаций в порядке установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами Новосибирской области.
Можно сказать, что Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» вобрал в себя положения Законов «Об основах муниципальной службы в РФ» и «Об основах государственной службы в РФ».
Тема 5.
5.1. По каким причинам человек, проживающий на территории РФ не может поступить на государственную службу.
Законодательством РФ устанавливаются определенные требования, которые ограничивают право граждан на поступление на государственную или муниципальную службу.
Право поступления на государственную службу имеют граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным законом для государственных служащих. Лицам, претендующим на государственную должность государственной службы, необходимо иметь:
1) для высших и главных государственных должностей — высшее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным, с дополнительным высшим профессиональным образованием по специализации;
2) для ведущих и старших государственных должностей — высшее профессиональное образование по специальности «государственное управление» либо по специальности государственных должностей или образование, считающееся равноценным;
3) для младших государственных должностей — среднее профессиональное образование по специализации государственных должностей или образование, считающееся равноценным.
Решение о признании образования равноценным принимается федеральным органом по вопросам государственной службы.
Другие требования к государственным должностям государственной службы могут устанавливаться законами. В отношении служащих органов государственной власти особые требования могут быть закреплены в актах этих органов.
5.3. В чем вы видите различие конкурса – документов и конкурса испытания.
По действующему законодательству, государственные должности государственной службы замещаются путем назначения. Его осуществляет руководитель органа, где будет работать служащий, либо руководитель вышестоящего органа. Оформляется оно приказом и контрактом, и если вопрос решается коллегиальным органом -- решением (постановлением).
Законодательством предусмотрено несколько вариантов назначения: руководителем самостоятельно, по представлению (председа-теля правительства, главы администрации, руководителя органа и т. д.), после или с последующим согласованием, с последующим утверждением, по результатам конкурса.
Статьей 21 Закона об основах государственной службы предусмотрено следующее:
Назначение впервые или вновь поступающих на государственную службу осуществляется:
на государственные должности государственной службы категории «Б» -по представлению соответствующих лиц, замещающих должности категории «А», либо уполномоченных ими лиц, или государственных органов. Порядок подбора кандидатур определяется соответствующим государственным о ном или лицом, замещающим государственную должность категории «А», в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации нормативными правовыми актами субъектов РФ государственные должности государственной службы 1-й группы категории «В» — соответствующим должностным лицом. Порядок подбора кандидатур определяется нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
на государственные должности государственной службы 2, 3, 4 и 5-й групп категории «В» — по результатам конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы.
Суть конкурса — подбор кандидатов на должности в порядке делового соперничества специалистов, обеспечивающего равные условия для всех претендентов[1]. Важная особенность конкурса — самовыдвижение. Лиц, желающих участвовать в нем, не выдвигают, они сами должны подать заявление о желании участвовать в конкурсе и приложить к заявлению необходимые документы. Для проведения подготовительной работы создается конкурсная комиссия, которая вырабатывает рекомендации. Кандидатуры обсуждаются гласно, вопрос решается комиссией посредством голосования.
Конкурс может проводиться в форме конкурса документов или конкурса-испытания.
Конкурсная комиссия оценивает участников конкурса документов на основании документов об образовании, о прохождении государственной службы и о другой трудовой деятельности, а также на основании рекомендаций, результатов тестирования, других документов, представляемых по решению соответствующих органов.
Конкурс-испытание проводится государственной конкурсной комиссией. Конкурс-испытание может включать в себя прохождение испытания на соответствующей государственной должности государственной службы и завершается государственным квалификационным экзаменом.
Решение государственной конкурсной комиссии является основанием для назначения на соответствующую государственную должность государственной службы либо отказа в таком назначении. Решение носит рекомендательный характер. Руководитель вправе согласиться с ним и издать приказ о назначении на должность, но может и не согласиться с решением конкурсной комиссии.
Тема
9.2. Дайте определение денежного содержания государственного (муниципального) служащего. Чем отличается денежное содержание от заработной платы.
Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
Размер должностного оклада, размеры и порядок установления
надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Тема 10.
10.2. Для каких целей рассчитывается стаж государственной (муниципальной) службы.
Стаж (общая продолжительность) государственной службы определяется в соответствии с федеральными законами о видах государственной службы, о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей и законами субъектов Российской Федерации.
Стаж государственной службы государственного служащего, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, дополнительного оплачиваемого отпуска, назначение пенсии за выслугу лет и выплату денежного вознаграждения при выходе на пенсию, включает в себя время работы (в том числе на выборных должностях) в государственных органах, на должностях в органах местного самоуправления.
Включение в стаж государственной службы государственного служащего иных периодов трудовой деятельности осуществляется в соответствии с федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Список использованной литературы.
Нормативные правовые акты
Федеральный закон от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации « (ред. от 07.11.2000)
Федеральный закон от 8 января 1998 года N 8-ФЗ « Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» (ред. от 13.04.99)
Закон Новосибирской области «О муниципальной службе в Новосибирской области» // Сборник НПА НСО. Под ред. В. А. Арбатского , том IV . – 1999. – 576 с.
Научная литература
1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. – М., 1998.
2. Бахрах Д.Н. Административное право России. – М., 2003
3. Габричидзе Б.Н. Служебное право. – М.: Дашков и К, 2003. – 618 с.
4. Государственная служба: теория и организация / Под. ред. Е.В. Охотского. – Р/нД: Феникс, 1998. – 640 с.
5. Гришковец А. Государственный служащий и гражданское общество // Государство и право. – 2004. - №1. –С. 24 – 37
6. Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – 124 с.
7. Измайлов Д. Приоритетные направления и пути совершенствования государственной службы Российской Федерации // Известия ВУЗов. Сер. Право. – 2004. - №5. – С. 82 – 99.
8. Козлов Ю.М., Попов Л.Л. Административное право . – М., 2000
9. Манохин В.М. Служба и служащий в Российской Федерации: правовое регулирование. – М.: Юристъ, 1997. – 295 с.
10. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба. – С.: Статут, 1999. – 592 с.
11. Овсянко Д.М. Административное право. – М., 1999
12. Охотский Е. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации. // Государство и право. – 2003. - №9. – С. 17 – 26.
13. Чиканов Л.А. Государственные служащие. – М.: Юристъ, 1998. – 112 с.
[1] Демин А. Государственная служба. – М.: Зерцало – М., 2002. – С. 67.