Содержание


2. Анализ и характеристика деятельности предприятия ООО «Крузарус». 3

2.1. Характеристика предприятия ООО «Кузарус». 3

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Крузарус». 4

2.2.1. Характеристика ассортимента выпускаемой продукции. 4

2.2.2. Маркетинговая деятельность предприятия. 6

2.2.3. Стимулирование сбыта на ООО «Крузарус». 8

2.2.4. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Крузарус». 10

Выводы по результатам анализа финансового состояния. 24

2.3. Анализ методик, используемых ООО «Крузарус» в процессе ценообразования. 25

2.3.1. Методика ценообразования, существовавшая на ООО «Крузарус» с момента учреждения предприятия. 25

2.3.2. Ныне используемая методика ценообразования на ООО «Крузарус». 28

Выводы по анализу стратегий ценообразования. 29

Список литературы.. 31

ПРИЛОЖЕНИЯ



Введение


Тематикой исследования в настоящей дипломной работе выбрана ценовая стратегия ценообразования.

Обоснуем актуальность выбранной темы.

Сейчас уже сложно найти компанию недооценивающего преимущества грамотного ценообразования; большинство компаний уже давно отошло от практики использования исключительно затратных методов и пользуется всем арсеналом стратегических методов ценообразования. Соответствующие стратегии создаются еще на стадии разработки товара и отлаживаются для всех стадий его жизненного цикла.

Так, по данным журнала «Маркетинг в России и за рубежом», одним из наиболее быстрых и экономически эффективных методов увеличения нормы прибыли является отладка механизма ценообразования.  Прошло время, когда снижение затрат, увеличение объема производства и производительности считались основными средствами увеличения прибыльности компании. Влияние ценообразования на прибыль значительно: ниже проведено сравнение влияния различных факторов на прибыль для среднестатистической компании.

Влияние цены и других факторов на прибыль

Фактор

Увеличение прибыли (в %)

Цена – увеличение на 1% Объем продаж – увеличение на 1% Переменные издержки – снижение на 1% Постоянные издержки – снижение на 1%

11,1 7,8 3,3 2,3


Tак, увеличение объема продаж на 1% (без снижения цены) приводит к увеличению прибыли на 3,3%, а увеличение цены на 1% приводит к увеличению прибыли на 11,1%. Таким образом, влияние цены на увеличение прибыли в 3–4 раза больше, чем влияние объема продаж. Справедливо и обратное утверждение – снижение цены на 1% (при неизменном объеме продаж) приводит к снижению прибыли на 11,1%.  Такой механизм увеличения прибыли представляется весьма значимым, особенно если учитывать низкую норму прибыли у большинства современных предприятий, работающих в условиях жесткой конкуренции.


1. Ценовая политики предприятия

1.1. Понятие ценовой политики предприятия



1.2. Ценовые стратегии



1.3. Методы ценообразования на предприятии









2. Анализ и характеристика деятельности предприятия ООО «Крузарус»

2.1. Характеристика предприятия ООО «Кузарус»

В качестве объекта исследования в данной работе выступает кондитерская организация Общество с ограниченной ответственность  «Кузарус», которое было основано и зарегистрировано в Новосибирской городской регистрационной палате 8 июня 1995 года (свидетельство № 15763).

Основной целью создания организации является получение прибыли, а также наиболее полное удовлетворение рынка потребителей в кондитерских товарах.

Как прописано в Уставе, ООО «Кузарус», основной вид деятельности – производство сахаристых кондитерских изделий (конфет, шоколада, ириса, восточных сладостей). Организация является универсальным кондитерским предприятием.

Уставной капитал организации составляет 20000 рублей. Общая численность работающих в организации 205 человек.


 



директор по производству

 

финансовый директор

 

директор по общим вопросам

 
                                        


 

 





Рис. 1. Организационно-производственная структура ООО «Кузарус»

Коммерческий отдел занимается вопросами реализации товаров, налаживании связей с потребителями. В функции бухгалтерии входят задачи ведения бухгалтерского учета в организации. Производственный отдел занимается вопросами производственного характера, ведением складского хозяйства. Сметно-плановый отдел занимается калькулированием себестоимости продукции.

2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия ООО «Крузарус»


2.2.1. Характеристика ассортимента выпускаемой продукции

В 2003 году на предприятии было выработано почти 86 тыс. тонн кондитерских изделий на сумму 110 млн. долларов, что соответствует доли на рынке 5,8 %


Рис. 2. Динамика объемов продаж и выручки от реализации ООО «Кузарус» в 2001- 2003 годах

Суммарный ассортимент продукции, производимой в организации очень велик. Среди них имеются уникальные и унифицированные продукты, сорта, являющиеся фирменной  маркой ООО «Кузарус» и пользующихся повышенным спросом. Кроме того, есть продукция, не пользующаяся спросом, убыточная, и продукция, требующая модификации этикета, снижения себестоимости4 вновь разработанная интересная продукция, нуждающаяся в раскрутке. Принятие окончательного решения по реструктуризации ассортимента, снятию с производства одних наименований и увеличению производства других осуществляется в организации только после проведения соответствующих  исследований.

Сейчас на счету ООО «Кузарус» более 30 наименований кондитерских изделий. Мы можем видеть продукцию ООО «Кузарус» на прилавках не только города Новосибирска, но и других городов Сибири: Томск, Омск, Красноярск, Барнаул и другие.

Особое внимание в последнее время ООО «Кузарус» сосредоточила на производстве различных подарочных наборов. В структуре производства компании производств именно праздничных наборов занимает в последнее время в среднем от 30 до 40 %. Фактическая цена подарочного набора в 600 грамм и 300 грамм составляет 47,5 рублей и 27,2 рублей. Соответственно, экономия по этим наборам составила 4, 1 рубля и 2,3 рубля, себестоимость соответственно – 39,6 рублей и 22,6 рубля.

В недорогом ценовом сегменте  были введены новые подарочные наборы к Рождеству и Новому году, которые пользовались существенным успехом.

Широта ассортимента, традиционное качество плюс привлекательная цена - вот слагаемые успеха марки ООО «Кузарус», не без оснований претендующей на статус федеральной.

Настоящим хитом сезона обещает стать сладкая конфета "Фруктовое разнообразие" с  клубникой, черемухой и прочими фруктовыми добавками внутри – это конфеты  для приверженцев здорового образа жизни. Натуральный клубничный  и черемуховый джем представляют собой идеальное сочетание вкуса и пользы.

Конфеты «Магнат» по праву завоевали место одних из самых популярных конфет-"сэндвичей", особенность которых – сочетание питательного шоколада и  хрустящего печенья.

Конфеты «Левка»  со вкусом жевательной резинки – просто находка для детей. Они уникальны еще и тем, что дарит также целый каскад экзотических вкусов (манго, киви, ананас, маракуйя).

Для удовлетворения интересов покупателей  в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении мороженого. Среди привлекательных и социально значимых  направлений – производство конфет  с различными полезными добавками  натуральных фруктов, что очень нравится  и детям, и взрослым.


2.2.2. Маркетинговая деятельность предприятия

Политика в области организации сбыта продукции в ООО «Кузарус» представляет собой курс действий предприятия по разработке и реализации комплекса маркетинга – распределительного микса, входящих в него мероприятий по доведению продукта до конечного потребителя. Она нацелена на эффективное взаимодействие всех субъектов маркетинговой системы по  обеспечению перемещения подготовленного для продажи конкретного товара определенного количества и качества в конкретное время  и место.

Канал сбыта в ООО «Кузарус» – это совокупность организаций или отдельных лиц, которые принимают на себя или помогают передать другому субъекту право собственности  на конкретный товар  на пути от производителя к потребителю. На рисунке 6  изображены интегрированные каналы  сбыта ООО «Кузарус».

Путь сбыта в ООО «Кузарус» - это способ, с помощью которого товары перемещаются от производителя к потребителю.  На рисунке 3 изображен путь сбыта товаров к конечному производителю в ООО «Кузарус»


Надпись: Специализированная оптовая фирмаНадпись: Оптовая фирма широкого ассортиментаНадпись: СкладыНадпись: Транспортные предприятияНадпись: Распределение продукции
 




                   





Рис. 3. Интегрированные каналы сбыта продукции в ООО «Кузарус»

 












Рис. 4. Путь сбыта продукции ООО «Кузарус»

В ООО «Кузарус»  существует комбинированная организация сбыта, которая отражена на рисунке 5. Эта структура построена комбинации региональных и функциональных основ с учетом категорий покупателей.

 













Рис. 5. Комбинированная организация сбыта в ООО «Кузарус»

2.2.3. Стимулирование сбыта на ООО «Крузарус»

Росту стимулирования сбыта в ООО «Кузарус» способствует ряд факторов.

Ежегодные расходы ООО «Кузарус» на стимулирование сбыта продукции составляют 67500 рублей.

Стимулирование сбыта в организации обладает рядом преимуществ. Оно помогает привлекать покупателей и поддерживать приверженность к шоколадной продукции. Например, покупателей привлекают новые образцы конфет. В этом случае ООО «Кузарус» может поддерживать приверженность к этому сорту конфет  при помощи бесплатной раздач подарков регулярным покупателям или купонов на свою продукцию.

Розничная торговля может поддерживать лояльность к магазину, выдавая торговые марки или магазинные купоны со скидкой  на покупку определенного объема продукции. Таким образом, можно достичь существенного стимулирования продаж

Некоторые формы стимулирования сбыта обладают ценностью для потребителей      и сохраняются ими. Они выполняют функцию напоминания. Сюда относится, например, раздача организацией календарей, маек, ручек, плакатов с фирменным наименованием ООО «Кузарус».

При помощи внутренних витрин в розничных магазинах можно увеличить  импульсивные покупки. Например, привлекательная витрина с выставленными красочными упаковками и обещаниями неимоверного наслаждения  и райского удовольствия  в магазине может вызвать существенное увеличение объемов продаж. Кроме того, хорошая витрина может привести к большим закупкам, чем это первоначально предполагал потребитель. Возбуждение потребителя создается через определенные регулярные действия, включая подарки и  и лотереи. Особенно стимулирую потребителей дорогостоящие товары или большие выплаты.

Непосредственно со сбытом в  ООО «Кузарус» связаны такие формы стимулирования, как купоны, специальные марки (предоставляющие право на получение при наборе определенных сумм тех или   иных премиальных товаров бесплатно) и подарки. Такие затраты в ООО «Кузарус» представляют собой фиксированную долю от сбыта, и организация не несет этих расходов до завершения реализации.

В стимулировании сбыта в любой организации, как и в ООО «Кузарус» существуют определенные ограничения. Так образ фирмы может ухудшиться, если она будет непрерывно стимулировать сбыт. Потребители при этом будут рассматривать скидки как симптом ухудшения качества продукции и полагать, что фирма не сможет ее продать без этого. Если часто используются купоны, скидки или другие специальные средства, то потребители могут перестать покупать по обычным ценам. Вместо этого они будут создавать запасы каждый раз, когда  применяются в организации подобные формы стимулирования. Кроме того, потребители могут рассматривать обычные цены как повышенные для продукции, которая активно продвигается.

Для стимулирования сбыта в ООО «Кузарус» разрабатывается специальный план стимулирования сбыта согласно следующей последовательности, изображенной на рисунке 6.

 











Рис. 6. Разработка плана стимулирования сбыта в ООО «Кузарус»

Основная цель плана стимулирования сбыта в ООО «Кузарус»: расширение признания марки и увеличение объемов продаж

Ответственность за стимулирование сбыта в ООО «Кузарус» лежит на управляющем рекламой, в обязанности которого входит распространение купонов, календарей и других средств рекламы среди потребителей. Организация торговых выставок, участия в ярмарках, установление торговых скидок лежит на управляющем сбытом.

Общий план стимулирования сбыта в ООО «Кузарус» включает  бюджет на предстоящий финансовый год, то есть сумму годовых затрат (стоимость купонов, календарей, плакатов, ручек, расходы на печать и почту, обработку купонов и календарей).

Так как ориентация стимулирования сбыта в ООО «Кузарус» состоит в его направленности на конечного потребителя, то организация поощряет импульсивные и крупные покупки.

 

2.2.4. Анализ финансовых результатов деятельности ООО «Крузарус»


Анализ динамики активов, обязательств и капитала предприятия

Динамика активов, обязательств и капитала предприятия является одним из основных характеристик финансового положения предприятия. Для анализа составим аналитический баланс за 2002-2003 годы, используя данные бухгалтерской отчетности (формы 1 и 2) ООО «Крузарус»), приведенных в приложении.

АКТИВ

Код

2002

2003

Изменение

 

строки


сумма,

темп


 

 

 

тыс. руб.

роста

абсол.

В % к

 

 

 

 

 

велич.

общей

 

 

 

 

 

 

сумме

1

2

3

4

5

6

7

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

7488,5

0

-100

-7488,5

394,65

в том числе

 

 

 

 

 

 

организационные расходы

112

7488,5

0

 

 

 

Основные средства

120

60648,5

70857,5

16,83

10209

-538

в том числе

 

 

 

####

0

0

здания, машины и оборудование

122

60648,5

70857,5

16,83

10209

-538

Незавершенное строительство

130

4591

2242,5

-51,2

-2348,5

123,77

Долгосрочные финансиовые вложения

140

889

922

3,712

33

-1,739

в том числе

 

 

 

####

0

0

инвестиции в дочерние общества

141

18

18

0

0

0

инвестиции в зависимые общества

142

15

15

0

0

0

инвестиции в другие организации

143

5

5

0

0

0

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

851

884

3,878

33

-1,739

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

 

 

 

ИТОГО по разделу I

190

73617

74022

0,55

405

-21,3

II. Оборотные активы




 

 

 

Запасы

210

9833

19567,5

99

9734,5

-513

в том числе

 

 

 

####

0

0

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

4801

6887,5

43,46

2086,5

-110

затраты в незавершенном производстве

213

4653

6851,5

47,25

2198,5

-115,9

расходы будущих периодов

216

127

5828,5

4489

5701,5

-300,5

прочие запасы и затраты

217

252

0

-100

-252

13,281

НДС по приобретенным ценностям

220

260

897,5

245,2

637,5

-33,6

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются

230

542

304,5

-43,8

-237,5

12,516

более, чем через 12 месяцев после отчетной даты)

 

 

 

 

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

покупатели и заказчики

231

322

304,5

 

 

 

прочие дебиторы

235

220

0

 

 

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в

240

17833,5

19097,5

7,088

1264

-66,61

 течение 12 месяцев после отчетной даты)

 

 

 

 

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

 

покупатели и заказчики

241

11492

11239

 

 

 

авансы выданные

245

962,5

7294

 

 

 

прочие дебиторы

246

5379

564,5

 

 

 

Краткосрочные финансовые вложения

450

0

50

0

50

-2,635

в том числе

 

 

 

####

 

0

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

0

50

####

 

0

Денежные средства

260

32997

19246

-41,7

-13751

724,69

в том числе

 

 

 

 

 

 

касса

261

99

39,5

 

 

 

расчетные счета

262

1367,5

1200

 

 

 

валютные счета

263

65,5

223,5

 

 

 

прочие денежные средства

264

31465

17783

 

 

 

Прочие оборотные активы

270

 

 

 

 

 

ИТОГО по разделу II

290

61466

59163

-3,7

-2303

121,3

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

135083

133185

-1,4

-1898

100

ПАССИВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

4

 

 

 

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

150

150

0

0

0

Добавочный капитал

420

1438

1438

0

0

0

Резервный капитал

430

30

30

0

0

0

в том числе

 

 

 

####

0

0

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

22,5

22,5

0

0

0

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

7,5

7,5

0

0

0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 

3368

39887,5

1084

36519,5

-1925

в том числе

 

 

 

 

0

0

нераспределенная прибыль прошлых лет

460

21609,5

30453,5

 

8844

-466,1

непокрытый убыток прошлых лет

465

-18242

-14257,5

 

3984

-210

нераспределенная прибыль отчетного года

470

0

23691,5

 

23691,5

-1249

непокрытый убыток отчетного года

475

 

 

 

0

0

ИТОГО по разделу III

490

4986

41506

732

36520

-1925

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

44293

0

-100

-44293

2334,3

в том числе

 

 

 

 

 

 

кредиты банков, подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев

511

 

 

 

 

 

после отчетной даты

 

 

 

 

 

 

займы, подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев

512

 

 

 

 

 

после отчетной даты

 

 

 

 

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

 

 

 

ИТОГО по разделу IV

590

44293

0

-100

-44293

2334

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

610

1570,5

17362

1006

15791,5

-832,2

в том числе

 

 

 

####

0

0

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев

611

1500

17291,5

1053

15791,5

-832,2

после отчетной даты

 

 

 

####

0

0

займы, подлежащие погашению более в течение 12 месяцев

612

70,5

70,5

0

0

0

после отчетной даты

 

 

 

####

0

0

Кредиторская задолженность

620

84233

74317,5

-11,8

-9915,5

522,56

в том числе

 

 

 

 

 

 

поставщики и подрядчики

621

67955,5

40855,5

 

 

 

векселя к уплате

622

 

 

 

 

 

задолженность перед дочерними зависимыми обществами

623

 

 

 

 

 

задолженность перед персоналом организации

624

552,5

972,5

 

 

 

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

625

258,5

255

 

 

 

задолженность перед бюджетом

626

4508,5

6725,5

 

 

 

авансы полученные

627

8402

23400

 

 

 

прочие кредиторы

628

2556

2109

 

 

 

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

 

 

 

 

 

Доходы будущих периодов

640

 

 

 

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

 

 

 

 

 

Прочие крткосрочные обязательства

660

 

 

 

 

 

ИТОГО по разделу V

690

85804

91680

6,848

5876

-309,7

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

135083

133185

-1,4

-1898

100


Алгоритм расчетов:

а) изменение за период в абсолютных значениях определяется как разность между показателями на конец периода и начало (графа 4 – графа 3);

б) темп роста определяется как частное от деления абсолютной величины и на начало периода, умноженное на 100 (графа 6 / графу 3 * 100);

в) изменение за период в % к общей сумме находится как изменение за период в абсолютных величинах, деленное на изменение валюты баланса, умноженное на 100 (графа 6 / -1897,5 * 100).

В результате анализа можно сделать некоторые выводы:

·        уменьшилась валюта баланса на 1898 тыс. руб. Это связано по-видимому с переоценкой нематериальных активов, значение которых на конец периода отсутствует;

·        темп роста оборотных активов составил 121,34%, при этом можно отметить положительную тенденцию к снижению дебиторской задолженности, платежи по которой ожидаются более, чем через 12 месяцев после отчетной даты;

·        произошло резкое снижение денежных средств, на 724,69% по отношению к валюте баланса, темп роста составил – 41,7%. Данная ситуация показывает об остром дефиците оборотных средств.

·        темп роста прибыли составил 1084%, показатель просто невероятный, требуется факторный анализ, чтобы выявить причину такого роста;

·        на конец периода отсутствуют долгосрочные обязательства, в то же время доля краткосрочных займов и кредитов возросла на 832,2%;

·        снизилась кредиторская задолженность на –11,8%

В целом по источникам средств можно отметить рост собственных средств на 732,4%. То есть, можно сказать, что предприятие на конец отчетного периода развивается за счет собственных источников.


Анализ показателей структуры активов и источников предприятия


Структуру активов и источников предприятия будем определять как частное от деления показателя на валюту баланса, умноженному на 100.

АКТИВ

Код

2002

2003

 

строки


 

 

 

сумма,

%

сумма,

%

 

 

тыс. руб.

 

тыс. руб.

 

1

2

3

4

5

6

I. Внеоборотные активы

 

 

 

 

 

Нематериальные активы

110

7488,5

5,5

0

 

в том числе

 

 

 

 

 

организационные расходы

112

7488,5

 

0

 

Основные средства

120

60648,5

44,9

70857,5

53,2

в том числе

 

 

0,0

 

 

здания, машины и оборудование

122

60648,5

44,9

70857,5

 

Незавершенное строительство

130

4591

3,4

2242,5

1,7

Долгосрочные финансиовые вложения

140

889

0,7

922

0,7

в том числе

 

 

0,0

 

0,0

инвестиции в дочерние общества

141

18

0,0

18

0,0

инвестиции в зависимые общества

142

15

0,0

15

0,0

инвестиции в другие организации

143

5

0,0

5

0,0

прочие долгосрочные финансовые вложения

145

851

0,6

884

0,7

Прочие внеоборотные активы

150

 

 

 

 

ИТОГО по разделу I

190

73617

54,5

74022

55,6

II. Оборотные активы





 

Запасы

210

9833

7,3

19567,5

14,7

в том числе

 

 

0,0

 

0,0

сырье, материалы и другие аналогичные ценности

211

4801

3,6

6887,5

5,2

затраты в незавершенном производстве

213

4653

3,4

6851,5

5,1

расходы будущих периодов

216

127

0,1

5828,5

4,4

прочие запасы и затраты

217

252

0,2

0

0,0

НДС по приобретенным ценностям

220

260

0,2

897,5

0,7

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются

230

542

0,4

304,5

0,2

более, чем через 12 месяцев после отчетной даты)

 

 

 

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

покупатели и заказчики

231

322

 

304,5

 

прочие дебиторы

235

220

 

0

 

Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в

240

17833,5

13,2

19097,5

14,3

 течение 12 месяцев после отчетной даты)

 

 

 

 

 

в том числе

 

 

 

 

 

покупатели и заказчики

241

11492

 

11239

 

авансы выданные

245

962,5

 

7294

 

прочие дебиторы

246

5379

 

564,5

 

Краткосрочные финансовые вложения

450

0

 

50

0,0

в том числе

 

 

 

 

0,0

прочие краткосрочные финансовые вложения

253

0

 

50

0,0

Денежные средства

260

32997

24,4

19246

14,5

в том числе

 

 

 

 

 

касса

261

99

 

39,5

 

расчетные счета

262

1367,5

 

1200

 

валютные счета

263

65,5

 

223,5

 

прочие денежные средства

264

31465

 

17783

 

Прочие оборотные активы

270

 

 

 

 

ИТОГО по разделу II

290

61466

45,5

59163

44,4

БАЛАНС (сумма строк 190+290)

300

135083

100,0

133185

100,0

ПАССИВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

2

3

 

4

 

III. Капитал и резервы

 

 

 

 

 

Уставный капитал

410

150

0,1

150

0,1

Добавочный капитал

420

1438

1,1

1438

1,1

Резервный капитал

430

30

0,0

30

0,0

в том числе

 

 

0,0

 

0,0

резервы, образованные в соответствии с законодательством

431

22,5

0,0

22,5

0,0

резервы, образованные в соответствии с учредительными документами

432

7,5

0,0

7,5

0,0

Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)

 

3368

2,5

39887,5

29,9

в том числе

 

 

0,0

 

0,0

нераспределенная прибыль прошлых лет

460

21609,5

16,0

30453,5

22,9

непокрытый убыток прошлых лет

465

-18242

-13,5

-14257,5

-10,7

нераспределенная прибыль отчетного года

470

0

0,0

23691,5

17,8

непокрытый убыток отчетного года

475

 

0,0

 

0,0

ИТОГО по разделу III

490

4986

3,7

41506

31,2

IV. Долгосрочные обязательства

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

510

44293

32,8

0

0,0

в том числе

 

 

 

 

 

кредиты банков, подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев

511

 

 

 

 

после отчетной даты

 

 

 

 

 

займы, подлежащие погашению более, чем через 12 месяцев

512

 

 

 

 

после отчетной даты

 

 

 

 

 

Прочие долгосрочные обязательства

520

 

 

 

 

ИТОГО по разделу IV

590

44293

32,8

0

0,0

V. Краткосрочные обязательства

 

 

 

 

 

Займы и кредиты

610

1570,5

1,2

17362

13,0

в том числе

 

 

0,0

 

0,0

кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев

611

1500

1,1

17291,5

13,0

после отчетной даты

 

 

0,0

 

0,0

займы, подлежащие погашению более в течение 12 месяцев

612

70,5

0,1

70,5

0,1

после отчетной даты

 

 

0,0

 

0,0

Кредиторская задолженность

620

84233

62,4

74317,5

55,8

в том числе

 

 

 

 

 

поставщики и подрядчики

621

67955,5

 

40855,5

 

векселя к уплате

622

 

 

 

 

задолженность перед дочерними зависимыми обществами

623

 

 

 

 

задолженность перед персоналом организации

624

552,5

 

972,5

 

задолженность перед государственными внебюджетными фондами

625

258,5

 

255

 

задолженность перед бюджетом

626

4508,5

 

6725,5

 

авансы полученные

627

8402

 

23400

 

прочие кредиторы

628

2556

 

2109

 

Задолженность участникам (учредителям) по выплате доходов

630

 

 

 

 

Доходы будущих периодов

640

 

 

 

 

Резервы предстоящих расходов

650

 

 

 

 

Прочие крткосрочные обязательства

660

 

 

 

 

ИТОГО по разделу V

690

85804

63,5

91680

68,8

БАЛАНС (сумма строк 490+590+690)

700

135083

100,0

133185

100,0


Анализируя показатели структуры активов и источников предприятия можно отметить:

·        рост доли внеоборотных активов в общей структуре активов, и соответственно – снижение доли оборотных активов. Это может означать дефицит оборотных средств, в частности денежных.

·        доля собственных средств возросла на 27,5% (32,2-3,7), это, несомненно положительная тенденция.

·        доля краткосрочных обязательств возросла на 5,3% (68,8-63,5). Произошло это за счет роста краткосрочных займов и кредитов (13,0%). Учитывая, что рост доли собственных средств практически в 2 раза превышает рост краткосрочных займов и кредитов, можно сказать, что предприятие стремится развиваться в основном за счет собственного капитала.

Расчет величины чистых активов

Величина   чистых активов  организации характеризует наличие активов, не обремененных обязательствами.                          

Чистые активы рассчитываются  как   разность  между   активами организации (стр. 190  + стр. 290  - стр. 220  - стр. 244  - стр. 252 формы № 1 бухгалтерской отчетности) и пассивами организации (стр. 460  + стр. 590 + стр. 690 -  стр. 640 - стр. 650 формы №  1 бухгалтерской  отчетности).                                                         

Показатель

Алгоритм расчета

Значение на начало периода

Значение на конец периода

Величина

чистых активов

(190  + стр. 290  - стр. 220  - стр. 244  - стр. 252) – (стр. 460  + стр. 590 + стр. 690 -  стр. 640 - стр. 650)

73617,0+61465,5-

-0-0) – (21609,5+

+44293+85803,5-

-0-0)=135082,5 –

-151706 = -16623,5

74022,0+59163,0-

-0-0)-(30453,5+

+0+91679,5-0-0)=133185 –

-122133 = 11052



Из результатов расчета видно, что на начало периода предприятие не имело чистых активов, не обремененных обязательствами.

На конец года чистые активы составили 11052 тыс. руб. Это позволяет сделать вывод о том, что предприятие сможет погасить обязательства, к примеру кредит банка в пределах этой суммы. Таким образом, нельзя сказать, что предприятие на конец периода приобрело финансовую устойчивость, хотя, как будет видно в следующем разделе, предприятие способно рассчитаться по своим текущим обязательствам.


Анализ абсолютных и относительных показателей ликвидности предприятия


 

Алгоритм

2002

2003

 

Алгоритм

2002

2003

Платежный излишек

АКТИВ

расчета



ПАССИВ

расчета



(недостаток)

 

 



 

 



2002

2003

1

 

2

3

4

 

5

6

7=2-5

8=3-6

Наиболее

 

 

 

Наиболее

стр. 620

84 233,0

74 317,5

-84 233,0

-74 317,5

ликвидные

стр.260+

32 997,0

19 246,0

срочные обя-

 

 

 

 

 

активы

стр.270

 

 

зательства

 

 

 

 

 

Быстро

 

 

 

Краткосрочные

стр.610+

 

 

 

 

реализуе-

стр. 240+

17 833,5

19 147,5

пассивы

стр.660

1 570,5

17 362,0

16 263,0

1 785,5

мые активы

стр.250

 

 

 

 

 

 

 

 

Медленно-

стр.210+

 

 

Долгосрочные

стр.590+

 

 

 

 

реализуемые

стр.220+

10 635,0

20 769,5

пассивы

стр.640+

44 293,0

0,0

-33 658,0

20 769,5

активы

стр.230

 

 

 

стр.630

 

 

 

 

Трудно-

 

 

 

Постоянные

 

 

 

 

 

реализуе-

стр. 190

73 617,0

74 022,0

пассивы

стр.490

4 986,0

41 505,5

68 631,0

32 516,5

мые активы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БАЛАНС

 

135 082,5

133 185,0

 

 

135 082,5

133 185,0

0,0

0,0


Анализ ликвидности баланса позволяет оценить кредитоспособность предприятия, то есть его способность рассчитываться по своим обязательствам. Ликвидность определяется покрытием обязательств предприятия его активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств.

По степени ликвидности активы делятся на:

-                    наиболее ликвидные активы (сумма денежных средств и краткосрочных финансовых вложений предприятия), НЛА;

-                    быстро реализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения менее года и прочих активов), БРА;

-                    медленно реализуемые активы (сумма дебиторской задолженности со сроком погашения более года, запасов, за исключением расходов будущих периодов, НДС по приобретенным ценностям и долгосрочные финансовые вложения), МРА;

-                    труднореализуемые активы (внеоборотные активы за вычетом долгосрочных финансовых вложений), ТРА;

По срочности обязательств пассивы подразделяются на:

-                    наиболее срочные обязательства (Сумма кредиторской задолженности и прочих краткосрочных пассивов), НСО;

-                    краткосрочные пассивы (краткосрочные займы и кредиты), КПС;

-                    долгосрочные пассивы (итог раздела IV пассива баланса), ДПС;

-                    постоянные пассивы (сумма капитала и резервов, доходов будущих периодов, резервов предстоящих расходов и платежей, скорректированная на величину расходов будущих периодов), ПСП.

Для соблюдения абсолютной ликвидности баланса должны соблюдаться следующие неравенства:

НЛА ≥ НСО         (1)

БРА ≥ КСП          (2)

МРА ≥ ДСП         (3)

ТРА ≤ ПСП          (4)

Неравенства (1) и (2) характеризуют текущую ликвидность, неравенства (3) и (4) – перспективную.

На основе полученных данных следует вывод о низкой ликвидности данного предприятия. Неравенство (1) не соблюдено (платежный недостаток на начало периода – 51236 тыс. руб., на конец периода – 55071,5 тыс. руб.), что свидетельствует о неспособности предприятия рассчитаться по наиболее срочным обязательствам.

Несмотря на то, что неравенство (2) соблюдается (есть платежный излишек как на начало 16263 тыс. руб., так и на конец периода 1785,5 тыс. руб.), текущая платежеспособность предприятия неудовлетворительна.

Не соблюдение неравенств (3) и (4) на начало периода свидетельствует о не достаточности перспективной ликвидности предприятия. Несмотря на то, что на конец периода неравенство (3) соблюдается, ликвидность остается низкой, т.к. в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заместить более ликвидные, а перспективная ликвидность – текущую.


Расчет относительных показателей ликвидности ООО «Крузарус»


Показатель

Алгоритм расчета

Значение на

Значение на

 

 

начало периода

конец периода

1

2

3

4

Коэффициент

             стр.210 + стр.250

 

стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр.660

0,1

0,2

абсолютной



ликвидности



Коэффициент

             стр.260 + стр. 250

 

              стр.620 + стр. 610

0,4

0,2

быстрой



ликвидности



Коэффициент

стр.290 – стр.244 – стр. 252

 

стр.610 + стр.620 + стр.630 + стр.660

0,7

0,6

текущей

 

 

ликвидности

 

 


При рекомендуемом значении Коэффициента абсолютной ликвидности от 0,2 до 0,5 минимального порога он достиг на конец периода (0,2).

При рекомендуемом значении Коэффициента быстрой ликвидности от 1 и выше данный коэффициент предприятия остается очень низким как на начало периода, так и на конец.

Рекомендуемое значение Коэффициента текущей ликвидности от 1 до 2. Как видно из расчета данный коэффициент крайне низкий.

Таким образом, можно сделать вывод о низкой ликвидности предприятия. В случае его банкротства понадобится определенное время для реализации всех активов.

Расчет показателей эффективности хозяйственной деятельности ООО «Крузарус»

Показатель

Алгоритм расчета

За отчетный

За период,

 

(по данным отчета о

период

предшествующий

 

прибылях и убытках)

 

отчетному

1

2

3

4

Прибыль(убыток) от продаж

стр.011-стр.021

39 983,5

41 272,5

Чистая прибыль (убыток)

стр.190

23 598,0

23 034,5

Коэффициент рентабель-

Прибыль / Выручка от

0,4

0,4

ности продаж

продаж

 

 

Коэффициент обшей

Прибыль / Выручка

0,3

0,3

рентабельности

(стр.029/стр.010)

 

 

Коэффициент рентабель-

Прибыль / Итог раздела

0,6

4,6

ности собственного капитала

III баланса

 

 

Коэффициент рентабель-

стр.190/(стр.011+0,13)

0,2

0,2

ности производства


 

 

Коэффициент рентабель-

Прибыль/Чистые

2,1

-1,4

ности чистых активов

активы

 

 


Коэффициент рентабельности продаж, общей рентабельности и производства остается неизменным, откуда можно сделать вывод об устойчивом спросе на продукцию предприятия. Снижение рентабельности капитала с 4,6 до 0,6 свидетельствует о снижении эффективности использования имущества организации. Увеличение рентабельности чистых активов с – 1,4 до 2,1 свидетельствует об увеличении чистых активов, не обремененных обязательствами.

Расчет показатели деловой активности

Показатель

Алгоритм расчета

Значения

 

 

2002

2003

1

2

3

4

Оборачиваемость

Выручка/ср.размер

2,5

2,6

оборотных фондов

оборотных фондов



Период оборота

365/оборачиваемость

148,8

138,1

текущих активов

текущих активов



Оборачиваемость

Выручка/

6,1

6,6

Запасов и затрат

Средний размер запасов



Период оборота

365/оборачиваемость

59,5

55,3

Запасов и затрат

запасов и затрат



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

6,1

6,6

дебиторской задолженности

дебиторской задолженности



Оборачиваемость

Выручка / ср.размер

1,8

1,9

кредитоской задолженности

кредиторской задолженности

 

 


За рассматриваемый период 2002-2003 гг. группа показателей деловой активности в основном не плохую тенденцию:

·        длительность оборота текущих активов сократилась до 138,1 дня, то есть оборот по сравнению с предыдущим периодом снизился на 107 дней или на 3,5 месяца;

·        оборачиваемость запасов и затрат снизилась 0,5 (6,6-6,1);

·        период оборота запасов и затрат снизился на 4,2 дня (59,5-55,3);

·        оборачиваемость дебиторской задолженности увеличилась на 0,5 (6,6-6,1);

·        оборачиваемость кредиторской задолженности увеличилась на 0,1 (1,9-1,8)


Расчет абсолютных показателей финансовой устойчивости ООО «Крузарус»


Показатели

Алгоритм

2002

2003

Изменение

Показатели

Алгоритм

2002

2003

Изменение

наличия

расчета




обеспечен-

расчета




источников

 



(гр.4-гр.3)

ности запа-

 



(гр.9-гр.8)

формирова-

 

 

 

 

сов и затрат

 

 

 

 

ния запасов

 

 

 

 

источниками

 

 

 

 

и затрат

 

 

 

 

их формиро-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

вания

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Собственные

(стр.490+

-67883

-32821

35062

Излишек (+)

Собств.

-77716

-52388,5

-130104,5

оборотные

стр.640+

 

 

 

недостаток(-)

оборотные

 

 

 

средства

стр.650)  -

 

 

 

собственных

средства -

 

 

 

 

(стр.190+

 

 

 

оборотных

стр. 210

 

 

 

 

стр.230)

 

 

 

средств

 

 

 

 

Собственные

(стр.490+

-24880

-32821

-7941

Излишек (+)

Собств. И

-34713

-52388,5

-87101,5

и долгосроч-

стр.640+

 

 

 

недостаток(-)

долгоср.

 

 

 

ные заемные

стр.650)  -

 

 

 

собственных

заемные

 

 

 

источники

(стр.190+

 

 

 

и долгосроч.

средства -

 

 

 

формирова-

стр.230)+

 

 

 

заемных

стр. 210

 

 

 

ния запасов

стр.590

 

 

 

источников

 

 

 

 

Общая вели-

(стр.490+

-23309,5

-15459

7850,5

Излишек (+)

Общая ве-

-33142,5

-35026,5

-68169

чина "нор-

стр.640+

 

 

 

недостаток(-)

личина

 

 

 

мальных"

стр.650)  -

 

 

 

общей вели-

"нормаль-

 

 

 

источников

(стр.190+

 

 

 

чины "нор-

ных источ-

 

 

 

формирова-

стр.230)+

 

 

 

мальных"

ников" -

 

 

 

ния запасов

стр.590+

 

 

 

источников

стр. 210

 

 

 

 

стр.610

 

 

 

 

 

 

 

 


Наличие собственных оборотных средств определяется как разница величины реального собственного капитала и суммы величин внеоборотных активов и долгосрочной дебиторской задолженности.

Наличие собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов получается из предыдущего показателя увеличением на сумму долгосрочных пассивов.

Общая величина «нормальных» источников формирования запасов равна сумме долгосрочных источников (предыдущий показатель) и краткосрочных заемных средств.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств равен разнице величины собственных оборотных средств и величины запасов.

Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов равен разнице величины долгосрочных источников формирования запасов и величины запасов.

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины «нормальных» источников формирования запасов равен разнице величины основных источников формирования запасов и величины запасов.

Вычисление трех показателей обеспеченности запасов источниками их формирования позволяет классифицировать финансовые ситуации по степени их устойчивости.

Выделяют четыре типа финансовых ситуаций:

1) абсолютная устойчивость финансового состояния, которая задается системой условий:

1а. излишек (+) собственных оборотных средств или равенство величин собственных оборотных средств и запасов;

2) нормальная устойчивость финансового состояния, гарантирующая его платежеспособность:

2а. недостаток (-) собственных оборотных средств;

2б. излишек (+) собственных и долгосрочных  заемных источников формирования запасов или их равенство;

3) неустойчивое финансовое состояние, сопряженное с нарушением платежеспособности, при котором тем не менее, имеется возможность восстановления равновесия за счет пополнения реального собственного капитала и увеличения собственных оборотных средств, а также за счет дополнительного привлечения долгосрочных кредитов и займов;

3а. недостаток (-) собственных оборотных средств;

3б. недостаток (-) собственных и долгосрочных  заемных источников формирования запасов.

3в. излишек (+) общей величины «нормальных» источников формирования запасов или их равенство.

4) кризисное финансовое состояние, при котором предприятие находится на грани, поскольку в данной ситуации денежные средства, краткосрочные финансовые вложения (за вычетом стоимости собственных акций, выкупленных у акционеров), дебиторская задолженность организации (за вычетом задолженности учредителей (участников) по взносам в суставный капитал) и прочие оборотные активы не покрывают даже его кредиторской задолженности (включая резервы предстоящих расходов) и прочие краткосрочные пассивы:

4а. недостаток (-) собственных оборотных средств;

4б. недостаток (-) долгосрочных источников формирования запасов;

4в. недостаток (-) общей величины основных источников формирования запасов.

Из расчета видно, что предприятия «Скиф» находится в кризисном состоянии, т.к. отвечает всем условиям 4).

Поскольку положительным фактором финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным фактором – величина запасов, то основными способами выхода из неустойчивого и кризисного финансовых состояний будут пополнение источников формирования запасов и оптимизация их структуры.


Расчет относительных показателей финансовой устойчивости ООО «Крузарус»


Показатель

Алгоритм расчета

2002

2003

1

2

3

4

Коэффициент обеспеченности

Собственные оборотные

-6,9

-1,7

собственными средствами

средства  / запасы

 

 

Коэффициент обеспеченности

Собственные оборотные

-1,1

-0,6

запасов собственными оборотными

средства / Оборотные

 

 

средствами (доля собственных

активы

 

 

оборотных средств в покрытии запасов)

 

 

 

Коэффициент покрытия запасов

стр.290-244-252

0,7

0,6

(коэффициент текущей ликвидности)

стр.610+620+630+660

 

 

Коэффициент автономии

Собственные оборотные

2,9

2,1

 

средства / Общая величи-

 

 

 

на основных источников

 

 

 

формирования запасов

 

 

Коэффициент соотношения заемных

Заемные средства /

9,2

0,4

и собственных средств

собственные средства

 

 

Коэффициент концентрации заемного

стр.590+620+610+630+660

26,1

2,2

капитала

стр.490+640+650

 

 

Индекс постоянного актива


Внеоборотные активы


Собственный капитал



Коэффициент долгосрочного привле-

стр. 590

1,0

0,0

чения заемных средств

стр.590+стр.610

 

 


                                                                                (К1к+6/12)*(К1к-К1н)

Коэффициент восстановления =

Ликвидности                             Нормативное значение коэффициента текущей


где К1к – коэффициент текущей ликвидности на конец отчетного периода; К1н - коэффициент текущей ликвидности на начало отчетного периода; 6 – период восстановления платежеспособности в месяцах; 12 – отчетный период в месяцах.

Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности от 1 до 2.

                                                               (0,6 + 6/12)*(0,6 – 0,7)

Коэффициент восстановления =                                                   = -0,66

                                                                                   1


                                                                (К1к+3/12)*(К1к-К1н)    

Коэффициент утраты =

платежеспособности       Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности


где 3 – период утраты платежеспособности в месяцах

                                       

                                            (0,6 + 3/12)*(0,6 – 0,7)

Коэффициент утраты =                                               = - 0,0,85

платежеспособности                           1


Анализ структуры и динамики доходов и расходов предприятия


Наименование показателя

2002

2003

2003 к 2002

 



темп

абс. сумма

в% к общей

изм.доли

 



роста

изменения

сумме изм.

отд.видов

 

сумма

%

сумма

%

 

 

 

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ДОХОДЫ

 

 

 

 

 

Выручка (нетто) от продажи товаров

 

 

 

 

 

 

 

 

услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных

 

 

 

 

 

 

 

 

обязательных платежей

122 680,5

93,9

132 110,5

100,0

6,1

9 430,0

632,5

626,4

в том числе от продажи

 

 

 

 

 

 

 

 

реализация готовой продукции

102 564,0

83,6

109 795,0

83,1

-0,5

7 231,0

76,7

77,2

реализация услуг арендаторам

19 146,5

15,6

21 264,0

16,1

0,5

2 117,5

22,5

22,0

реализация услуг вспомогательных производств

970,0

0,8

1 051,5

0,8

0,0

81,5

0,9

0,9

Прочие операционные доходы

458,0

0,4

16,0

0,0

-0,3

-442,0

-29,6

-29,3

Прочие внереализационные доходы

7 497,0

5,7

0,0

0,0

-5,7

-7 497,0

-502,8

-497,1

ИТОГО ДОХОДОВ

130 635,5

100,0

132 126,5

100,0

0,0

1 491,0

100,0

100,0

РАСХОДЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

Себестоимость проданных товаров

81 076,5

80,8

92 549,0

91,6

10,8

11 472,5

1530,7

1519,9

в том числе проданных

 

 

 

 

 

 

 

 

себестоимость готовой продукции

61 291,5

75,6

69 811,5

75,4

-0,2

8 520,0

74,3

74,4

себестоимость услуг арендаторам

19 469,0

24,0

22 304,5

24,1

0,1

2 835,5

24,7

24,6

себестоимость услуг вспомогательных производств

316,0

0,4

433,0

0,5

0,1

117,0

1,0

0,9

Коммерческие расходы

5 592,0

5,6

6 352,0

6,3

0,7

760,0

101,4

100,7

Управленческие расходы

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочие операционные расходы

3 613,0

3,6

2 175,5

2,2

-1,4

-1 437,5

-191,8

-190,3

Прочие внереализационные расходы

10 045,5

10,0

 

 

 

 

 

 

ИТОГО РАСХОДОВ

100 327,0

100,0

101 076,5

100,0

0,0

749,5

100,0

100,0


Анализируя динамику доходов и расходов в отчетном периоде можно отметить следующее:

·                   увеличилась выручка, в основном это произошло за счет увеличения доходов от реализации продукции (77,2%) и реализации услуг арендодателям (22,0%);

·                   операционные и внереализационные доходы имеют динамику к снижению;

·                   изменение себестоимости готовой продукции в общей доле расходов занимает 74,4%, что на 2,8% ниже изменений выручки от реализации продукции. Это означает, что рост объема выручки связан не только с увеличением выпуска продукции, но и увеличением ее стоимости;

·                   себестоимость услуг арендаторам превышает доход от сдачи в аренду на 2,6 (24,6-22,0), поэтому необходимо пересмотреть условия договора с арендаторами и поднять плату за аренду.

Выводы по результатам анализа финансового состояния

По результатам проведенного анализа финансовой деятельности ООО «Крузарус» можно сделать следующие выводы:

1.                Структура баланса неудовлетворительная

2.                Предприятие испытывает недостаток собственных оборотных средств

3.                Предприятие зависимо от заемных источников

Предприятие не платежноспособно и находится в неустойчивом финансовом состоянии


2.3. Анализ методик, используемых ООО «Крузарус» в процессе ценообразования

 

2.3.1. Методика ценообразования, существовавшая на ООО «Крузарус» с момента учреждения предприятия

В начале своей коммерческой деятельности ООО «Крузарус» представляло на рынке новые товары, что в плане ценообразования означало выставление начальной цены на товар.

При разработке ценовой стратегии руководством ООО «Крузарус» во внимание принимались некоторые общеэкономические критерии, определяющие  отклонения уровня цен вверх или вниз от потребительской стоимости товара.  Критерии эти разделяются на внутренние (зависящие от деятельности предприятий и организаций) и внешние (не зависящие от деятельности предприятий и организаций).

К внутренним критериям можно отнести:

-            рекламу (чем удачнее, оригинальнее, тем цена товаров производителя выше);

-            специфику производимой продукции (чем выше степень ее обработки,  чем уникальнее качество, тем цена выше);

-            особенности производственного процесса (продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость, товары производства имеют относительно низкие издержки и не столь высокую цену);

-            рыночную стратегию и тактику производителя (ориентация на один или несколько рыночных сегментов);

-            специфику жизненного цикла продукции;

-            мобильность производственного процесса;

-            длительность продвижения товара по цепочке от производителя до потребителя;

-            организацию сервиса при продаже и в последующем периоде;

-            объем рынка;

-            имидж производителя, как на внутреннем, так и на внешнем рынке.

При разработке ценовой стратегии руководство ООО «Кузарус» учитывало также следующие факторы внешней среды:

1.                политическая стабильность страны-производителя и государств, где происходит  сбыт продукции фирмы;

2.                отсутствие на свободном рынке каких то необходимых ресурсов (трудовых, материальных, финансовых);

3.                характер регулирования экономики государством;

4.                уровень и динамика инфляции;

5.                объем  и отличительные черты существующего и перспективного покупательского спроса;

6.                наличие и уровень конкуренции между производителями однородной продукции.

Разрабатывая ценовую стратегию, предприятие ООО «Крузарус» преследовало следующие цели:

– получить в полной мере  запланированную прибыль;

– увеличить объем продаж;

– завоевать более солидную долю рынка;

– попытаться добиться более высокой прибыли от реализации конкретного товара;

– ослабить конкурентов;

–сформировать определенный имидж  товара.

Итак, основой расчета цены продукции ООО «Крузарус» являлась себестоимость. Себестоимость – это затраты на производство и реализацию товара, продукции в денежной форме. При расчете себестоимости для целей ценообразования руководство ООО «Крузарус» внимание на классификацию затрат, включаемых в себестоимость, в зависимости от  различных классификаторов различают:

1.Группировка затрат по однородным экономическим элементам – смета затрат, и по статьям расходов – калькуляция.

2.Смета затрат дает ответ на вопрос, что израсходовано предприятием. Калькуляция – где и на какие цели  затрачены материальные, трудовые и денежные ресурсы.

3.По признаку целесообразности затраты подразделяются на производительные и непроизводительные (различные потери).

4.В зависимости от места их возникновения затраты различают как производственные, так и внепроизводственные (реализационные).

5.В зависимости от участия в производственном процессе изготовления продукции затраты делятся на основные и накладные.

6.По способу включения в себестоимость единицы продукции затраты разделяются на прямые и косвенные.

7.По характеру связи с объемом производства затраты бывают постоянные и переменные.

Каждая из этих групп затрат несет информацию, необходимую для прогнозирования цены на конкретное изделие и проведения соответствующей ценовой политики, а так же для изыскания снижения резервов затрат в целях обеспечения конкурентоспособности товара.

Особенно важной группировкой затрат является их разделение на постоянные и переменные. Постоянные затраты остаются стабильными при изменении объема производства. К ним относятся в первую очередь накладные расходы. Постоянные затраты выступают важным резервом снижения себестоимости и увеличения прибыли, поэтому анализу их динамики уделяется особое внимание.

Рассчитав себестоимость, ориентируясь на цены конкурентов, руководство ООО «Крузарус» приступило к определению цены товара. Цена должна полностью возмещать издержки производства (себестоимость), а так же обеспечить получение определенной нормы прибыли. При этом использовалась методика ценообразования «средние издержки + прибыль», которая заключается в начислении наценки на себестоимость товара.


2.3.2. Ныне используемая методика ценообразования на ООО «Крузарус»

В 2002 году ООО «Кузарус» несколько раз производило комплексный пересмотр цен на продукцию, причем пересмотр происходил не только под влиянием растущих затрат на производство, но и при воздействии рыночной конъектуры (то есть иногда и в сторону снижения по отдельным группам и видам продукции, что было вызвано сезонными колебаниями спроса).

При разработке ценовой стратегии руководство ООО «Крузарус» следующим образом учитывает влияние внешних и внутренних факторов хозяйственной деятельности.

Политика организации в области цен и скидок направлена  на ускорение продаж и заключается в следующих основных аспектах:

1)    для ускорения оборачиваемости денежных средств предоставлялась скидка за 100%-ную предварительную оплату продукции (размер скидки в течение года составлял 2%);

2)    предоставлялись скидки покупателям, выполняющим условия договора купли-продажи в части выполнения плановых объемов и ритмичности выборки продукции (5%);

Средний суммарный размер скидок, предоставленных покупателям к базовым ценам по всем основаниям, в отчетном году уменьшен и составил 6%, а в 2002 году – 9,1%.

ООО «Кузарус» имеет ряд цен в рамках групп товарного ассортимента. В глазах покупателей это разница в качестве продукции. К примеру, цена на карамель варьируется от 32 рублей 90 копеек до 48 рублей 60 копеек. Нижняя цена назначается на карамели с наиболее дешевыми начинками (сливовая, ягодная). Верхняя цена устанавливается на дорогую начинку.

Зональный метод установления цены  предусматривает установление цены по географическому принципу. В организации этот метод применяется крайне редко из-за отсутствия дилерской сети.

Стратегия ценообразования ООО «Кузарус» заключается в следовании за лидером. Предприятие следует за волгоградской фирмой «Конфи», поскольку эта фирма выпускает те же изделия и занимает значительную долю на рынке кондитерских изделий. Также она следует за общеизвестной фирмой «Сладко» в области установления цен на шоколадные конфеты.

В организации используется метод ценообразования «издержки плюс прибыль».

Применение пакетного ценообразования в праздничные дни позволяет существенно увеличит объемы продаж, так как потребитель очень чувствителен к изменению цены на продукцию. Пакетное ценообразование позволяет снизить цену на 8%, за счет снижения торговой наценки. Правильное позиционирование наборов-подарков позволяет увеличить объемы  продаж, и тем самым, дает резерв для снижения цены.

За счет мероприятий по пакетному ценообразованию, можно не только равномерно распределить объемы реализации по всем видам продукции, но и существенно поднять спрос на всю продукцию за счет снижения цены и красочного оформления, а также широкого ассортимента в наборе. Пакетное ценообразование позволяет организации также реализовывать остающуюся продукцию и получить дополнительную прибыль от нереализованной продукции.


Выводы по анализу стратегий ценообразования


Итак, в заключение сделаем несколько основных  выводов:

1)    под ценовой политикой фирмы понимают систему представлений, концептуальных положений о том, какие принципы должны составлять основу ценовой политики и как маневрировать ценами для достижения конечного генеральных целей фирмы и решения соответствующих маркетинговых задач;

2)    в настоящее время, в условиях перехода к рыночным отношениям, ценовая политика организации играет огромную роль и значение в маркетинговой деятельности фирмы;

3)    одним из наиболее существенных элементов ценовой политики на предприятии является выбор метода определения цен. Основными методами являются: методы, ориентированные на издержки, методы, ориентированные на спрос, методы, ориентированные на конкуренцию;

4)    среди основных стратегий ценообразования на предприятии выделяют: стратегия высоких цен, стратегия низких цен, дифференцированных цен, льготных цен, дискриминационных цен, единых цен, гибких и эластичных цен, стабильных цен, стратегия ценового лидера и так далее;

5)     ООО «Кузарус» на сегодняшний день является одной из процветающих компаний отрасли кондитерской промышленности;

6)    основной товар фирмы  ООО «Кузарус»- шоколадная продукция;

7)    в ООО «Кузарус» существуют интегрированные каналы сбыта продукции от производителя к конечному потребителю;

8)    в организации разрабатывается специальный план стимулирования сбыта.

Список литературы


1)                Багиев Г.Л. Тарасевич В.М. Анк Х. Маркетинг. – м.: Экономика, 2002. – 717 с.

2)                Джоббер Дэвид. Принципы и практика маркетинга: Учеб. пособ./ Пер. с анг. – М.: Вильямс, 2000. – 688 с. : ил.

3)                Дойл П. Маркетинг, ориентированный  на стоимость/ Пер с анг. – Спб.: Питер, 2001 .- 480 с. : ил.

4)                Завьлов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках, таблицах: Учеб. пособ. – М.: Инфра- М, 2000. – 496 с.

5)                Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент. – Спб.: Питер, 2000. – 240 с.

6)                Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1993 .- 1056 с.

7)                Пунин Е.И. Маркетинг, менеджмент и ценообразование на предприятиях в условиях рыночной экономики. – М. : Международные отношения, 1993. – 345 с.

8)                Теория маркетинга/ Под ред. М. Бейкера. – Спб.: Питер, 2002. – 464 с. : ил.

9)                Уткин Э.А., Арбиев Е.Т. Практический маркетинг. – М.: Теис, 2002 .- 381 с.

10)           Уткин Э.А. Цены. Ценообразование. Ценовая политика. – М.: Экмос, 1997. – 254 с.

11)           Хруцкий В.Е. , Корнееева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособ. – 2 изд., перераб., доп. – М.: Финансы и статистика, 2002 .- 528 с.: ил.