Содержание

Введение. 3

1. Идея информационного общества и Internet 4

2. Сетевая экономика. 7

Заключение. 10

Список литературы.. 11

Введение

Стремительное развитие глобальной компьютерной сети Интернет и освоение людьми ее возможностей оказывают влияние на самые разные области жизни и деятельности человека. Это приводит, в том числе, к возникновению новых видов общественных отношений и организационных структур. Интегральным образом данных социально-экономических инноваций является, так называемое, "онлайновое сообщество", представляющее собой группу лиц, которые, находясь в состоянии взаимозависимости друг от друга, координируют и согласовывают свою совместную деятельность при помощи Internet-технологий. Принципиальная особенность онлайновых сообществ заключается в том, что использование Internet-технологий в процессе совместной деятельности людей позволяет в большей степени, чем ранее, осуществлять ее регулирование на основе прямых информационных обменов и взаимодействий между всеми членами сообщества.

Исследователи отмечают, что одним из наиболее фундаментальных факторов влияния Internet'а на социально-экономическую активность являются качественные изменения в условиях для обмена информацией между людьми, а, следовательно, и в возможностях для их информационных взаимодействий в виртуальной среде сети Internet. Общая идейная проработка этих вопросов в новейшей истории была начата в 70-е годы западными футурологами Дж. Гэлбрейтом, Э. Тофлером, П. Дракером и другими. В России близкие исследования проводятся А.И. Ракитовым, Р.И. Цвылевым, в ряде лабораторий ЦЭМИ РАН и других организациях. Общей особенностью этих исследований является анализ возможных социально-экономических последствий от "информационной революции". В настоящее время многое из того, что было предсказано в 70-80-е годы, обретает реальные черты. Есть все основания предположить, что пока еще не очень четкие, но взаимосвязанные образы Информационное Общество --> Сетевая Экономика --> Сетевая Организация указывают на начало процесса очередного изменения доминирующей формы социально-экономической организации общества. Эти грядущие изменения вполне сравнимы с предыдущими, в результате которых были построены рыночные и индустриальные цивилизации Сознательное извлечение преимуществ из этого, а также устранение возможных негативных последствий требует разработки общей концепции и информационной картины мира функционирования глобальных социально-экономических систем.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей Internet в построении информационного общества и развития «сетевой экономики»

В связи с этим выделим следующие задачи:

1.     Рассмотрение идеи информационного общества:

2.     Рассмотрение особенностей «сетевой экономики»

1. Идея информационного общества и Internet



Принято думать, что развитие сети Internet - это решающий шаг на пути к информационному обществу. Социологическое сообщество постепенно привыкает к этой мысли и приучает к ней всех остальных. Однако, если разобраться в теоретическом смысле расхожего понятия "информационное общество" и проанализировать то, что действительно происходит в обществе и в Internet'е, то можно прийти к парадоксальному выводу: о смысле фразы нельзя судить по содержащимся в ней словам. Internet удаляет нас от того информационного общества, о котором писали Д. Белл, А. Турен, Э. Тоффлер и др[1].

Обобщая все написанное социологами и футурологами в 60-90-е годы XX в. по поводу информационного общества, можно следующим образом представить базовые черты этого типа социальной организации.

1 Определяющим фактором общественной жизни в целом является теоретическое знание. Оно вытесняет труд (ручной и механизированный) в его роли фактора стоимости товаров и услуг. Экономические и социальные функции капитала переходят к информации. Как следствие, ядром социальной организации, главным социальным институтом становится университет как центр производства, переработки и накопления знания. Промышленная корпорация теряет главенствующую роль.  

2 Уровень знаний, а не собственность, становится определяющим фактором социальной дифференциации. Деление на "имущих" и "неимущих" приобретает принципиально новый характер: привилегированный слой образуют информированные, неинформированные - это "новые бедные". Как следствие, очаг социальных конфликтов перемещается из экономической сферы в сферу культуры. Результатом борьбы и разрешения конфликтов является развитие новых и упадок старых социальных институтов.  

3 Инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру", когда социальные процессы становятся программируемыми.   Такого рода информационное общество нигде не состоялось. Университет не заменил промышленную корпорацию в качестве базового института "нового общества", скорее академическое знание инкорпорировано в процесс капиталистического производства. Общество сейчас мало походит на целостную программируемую систему институтов. Оно по признанию того же Турена больше похоже на мозаичное поле дебатов и конфликтов по поводу социального использования символических благ. Теоретические прогнозы оказались несостоятельны потому, что их авторы оказались в плену двух стереотипов: 1) информация - это всегда знание, 2) общество - это всегда система институтов.   

Чтобы понять, что такое информация и почему она играет такую огромную роль в современную эпоху, нужно четко различать сообщение (или послание), интерпретацию (или восприятие) и коммуникацию. Сообщение (message) – это "вещь", т. е. передаваемый продукт интеллектуальной деятельности человека; интерпретация - это "мысль", т. е. приобретаемое знание; коммуникация - это лишь операция передачи, трансляции. Но в современном нам обществе, именно эта операция трансляции - определяющее, доминирующее звено в триаде сообщение - коммуникация - интерпретация. Сегодня ничуть не больше интеллектуальной продукции или знания, чем в Античности или Средневековье, но неизмеримо больше коммуникаций. И за словом "информация" кроется именно коммуникация, а не знание. Глядя на современных политиков, биржевых брокеров, журналистов и их аудиторию, нетрудно заметить: более информированный человек - это не тот, кто больше знает, а тот, кто участвует в большем числе коммуникаций. Огромная техническая, экономическая, политическая, культурная роль информации объясняется именно тем, что она не содержательна ("знание") и не предметна ("продукт"). Информация операциональна. Информация служит обоснованием/оправданием действий. Поэтому она столь необходима современному человеку, ценна для него, воздействует на него. Поэтому в современном обществе информация - это идол. В традиционном обществе, построенном на религиозном оправдании деятельности, и даже в обществе модернизирующемся, построенном на идеологических оправданиях, информация никак не могла претендовать на ту роль, что играет теперь. Только как коммуникация, а не как знание или предмет, информация способна вызывать новые операции. Люди действуют, используя информацию, а коммуникационные потоки не только не поглощаются как ресурс деятельности, подобно сырьевым или энергетическим ресурсам, а напротив умножаются и ускоряются. Это происходит потому, что информация не столько ресурс, сколько стимул (мотив) деятельности.  

Итак, информация - это коммуникация, побуждающая к действию. Если мы так определим информацию, то становится понятным, почему главным феноменом нашей эпохи стал Internet, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В  Internet'e не создается никакого знания, но зато он многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций.  

Обозначив информацию как коммуникацию,  тем не менее, не можем заявить, что Internet - это решающий шаг на пути к некоему информационному обществу. Internet - это medium, т. е. одновременно средство и среда виртуализации общества, превращения системы социальных институтов в своего рода виртуальную реальность. В любого рода виртуальной реальности человек имеет дело не с реальным объектом, а с его образом - симуляцией.

Если экономический, политический, научный или иной успех больше зависит от образов, чем от реальных поступков и вещей, если образ более действенен, чем реальность, то можно сделать вывод, что виртуализируются социальные институты - рынок, корпорация, государство, политические партии, университет, научная школа и т.д. Социальный институт - это совокупность норм, регулирующих взаимодействие людей в какой-либо сфере жизнедеятельности и превращающих это взаимодействие в систему социальных ролей. До сих пор институты существовали автономно от индивидов, представляли собой "социальную реальность": объективно есть система норм, с которыми необходимо считаться, статус индивида однозначно привязан к той или иной социальной роли - предпринимателя, работника, партийного лидера, избирателя, преподавателя, студента. Теперь же, когда следование нормам и исполнение ролей может быть виртуальным, социальные институты, теряя свою власть над индивидом, становятся образом, включаемым в игру образов.

Представление о виртуализации общества позволяет понять, почему так бурно развивается Internet: Сеть позволяет избавить коммуникации от сервиса-надзора социальных институтов и расширяет практику неинституционализированных взаимодействий.

Internet - это средство и среда существования без/вне общества, если общество трактовать в традиционном для социальной теории ключе как систему институтов. Общество как система, т. е. как нормативная структура не функционирует в процессе коммуникаций, осуществляемых через Internet. Справедливости ради следует сказать, что с институциональной структурой Internet связан сложным образом. Можно отметить четыре момента[2].

1) Internet как техническое средство реализует коммуникативные функции социальных институтов. Именно функционирование государственных и научных учреждений США обеспечивала Сеть на протяжении примерно двух десятилетий.

2) Глобальным и историческим социокультурным феноменом Internet стал только тогда, когда через Сеть хлынули потоки неинституционализированных, неподконтрольных обществу коммуникаций.

3) Неинституциональность коммуникаций, осуществляемых в Internet, служит причиной постоянных конфликтов, в основе которых - уход пользователей - хакеров, киберпанков и т. п., - из-под сервиса-надзора социальныхинститутов.

4) В Internet'e традиционные социальные институты не могут функционировать в виде нормативных структур, но они существуют в Сети как образы, которые можно транслировать и которыми можно манипулировать.

Институциональность в Internet симулируется: коммуникациям придается образ институционализированных действий в том случае, если этого требуют привычки, стандарты восприятия партнеров по коммуникации.

Коммуникации, осуществляемые через Internet, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их не-сетевой жизни. Более того, Internet - среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Internet, их силы и время, переориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального Я со столь же виртуальными партнерами. Общение через Internet как раз и привлекательно обезличенностью, а еще более - возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. С одной стороны Internet дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. С другой стороны - утрата/отчуждение реального тела, статуса и т. д. Internet - средство трансформации и личности как индивидуальной характеристики, и личности как социокультурного и исторического феномена. Здесь следует заметить, что личность - новоевропейский социокультурный феномен. В современном смысле слова личность еще пятьсот лет назад не существовала (или лучше сказать была весьма редким явлением). Такие атрибуты личности, как стабильная самоидентификация, индивидуальный стиль исполнения социальных ролей ("творческая индивидуальность") активными пользователями Internet утрачиваются, сознательно или неосознанно ими формируется размытая или изменчивая идентичность. Виртуализируется не только общество, но и порожденная им личность.


2. Сетевая экономика


О виртуализации общества можно говорить, поскольку в деятельности людей, в их отношениях друг с другом образы замещают реальность. [6] Это замещение происходит во всех сферах жизни, но для примера возьмем экономику.

Процессы внедрения ИКТ в социально-экономическую деятельность сопровождаются появлением новых моделей бизнеса (принципы менеджмента 5-го поколения Чарльза Сэведжа, «информационное партнерство», электронный бизнес, «сетевая экономика»)[3]. С переносом традиционного бизнеса в "электронную" среду компании получают возможность использовать так называемый "сетевой эффект", который заключается в их доступе к громадному числу находящихся в онлайн потенциальных поставщиков и заказчиков. В этих условиях компании могут создавать трехстороннее "информационное партнерство" со своими поставщиками и заказчиками[4]. При налаживании прямых и оперативных контактов через Интернет эти связи могут превращаться в сотрудничество, направленное на коллективный поиск путей повышения эффективности по всей цепочке от спроса до потребления, а также совместного использования полученных выгод. Примерами реализации этих возможностей являются такие известные компании как Cisco System, General Electric, Dell, Ford, Visa и др.

В этих условиях целью большой компании должно стать ее превращение в своеобразный коммутатор электронного бизнеса (E-business), который, во-первых, дает мелким фирмам стимул для использования Интернет-технологий, а также создает им среду для более дешевого мониторинга спроса и предложения. Целью небольшой фирмы в этих условиях становится доказательство своей жизненной необходимости для потенциальных партнеров. Компании, использующие данные инновации, должны быть готовы допустить своих поставщиков и заказчиков к внутренним процессам своей работы, а также получить аналогичное понимание бизнес процессов своих партнеров. Все это создает совершенно новые стандарты открытости и прозрачности компаний.

В западной литературе отмечается, что с внедрением Интернет-технологий в процесс функционирования компаний последние получают ранее не мыслимые способы для интеграции своих операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся: а)аутсорсинг (outsourcing); б)уменьшение размеров; в)реинжениринг; г)полное изменение содержания бизнеса. Вертикальная интеграция компаний, которая была главным достижением индустриальной эпохи, в новых условиях может быть даже опасна, т.к. маловероятно, что отдельная взятая компания будет одинаково хороша во всех звеньях своего бизнес-процесса. В России также идет разработка новых моделей бизнеса на основе Internet-технологий. Можно отметить следующие направления: - разработка онлайновых методов маркетинга (Ю.А. Щеглов и др.), - использование сетевых подходов для организационного развития (С. Клягин и др.), - разработка программы совершенствования системы управления для российских предприятий, включающей, в том числе, использование новых сетевых технологий (В.В. Титов, В.Ф. Комаров и др.) и т.п.

Создаваемые рекламой образы, а не реальные вещи в «сетевой экономике» обращаются на современном рынке. Поэтому собственно экономический процесс, т. е. производство стоимости покидает конструкторские бюро и сборочные конвейеры и перемещается в офисы маркетологов и консультантов, в рекламные агентства и студии СМИ. Производится не вещь (шампунь, костюм, автомобиль), а образ (привлекательности, уверенности, стильности, уникальности, респектабельности). Не удивительно поэтому, что в последние годы доля занятых непосредственно в сфере производства снижается, а доля занятых в маркетинге, консультировании и рекламном бизнесе растет. Растет и доля затрат на изучение рынка и рекламу в бюджете товаропроизводителей. В американских компаниях, например, затраты на рекламу составляют в среднем 7% от объема продаж, тогда как расходы на исследования и разработку новой продукции - 5%.[5]

Система кредита делает платежеспособность не столько функцией обладания реальными средствами платежа, сколько функцией образа финансовой "благонадежности". Симуляцию последней практикуют и частные лица, и функционеры финансовых институтов. Владельцы кредитных карт и банки, даже выполняющие резервные требования, являются симулянтами платежеспособности, поскольку оперируют посредством по сути фиктивных, виртуальных денег - денежного агрегата M3.

Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация, виртуальные деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой.  

Таким образом, Internet никак не реализует идею информационного общества. Потоки коммуникаций, несущие образы - виртуальные тела, личности, сообщества, не встраиваются в общество и не переустраивают его, они его симулируют. Но если признать, что информация - это не знание, а коммуникация, что общество - это не система, а процесс симуляции институтов, то тогда можно согласиться: развитие сети Internet - это решающий шаг на пути к информационному обществу.

Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.     Рассмотрение идеи информационного общества:

2.     Рассмотрение особенностей «сетевой экономики»

По первому вопросу следует отметить, что инфраструктурой информационного общества является новая "интеллектуальная", а не "механическая" техника. Социальная организация и информационные технологии образуют "симбиоз". Общество вступает в "технетронную эру", когда социальные процессы становятся программируемыми. Итак, информация - это коммуникация, побуждающая к действию. Если мы так определим информацию, то становится понятным, почему главным феноменом нашей эпохи стал Internet, а не гигантские электронные банки данных или искусственный интеллект. В  Internet'e не создается никакого знания, но зато он многократно увеличивает возможности осуществления коммуникаций. Коммуникации, осуществляемые через Internet, не ориентированы на институциональные и групповые нормы, направляющие деятельность людей в их не-сетевой жизни. Более того, Internet - среда развития виртуальных сообществ, альтернативных реальному обществу. Активность индивидов, осуществляющих коммуникации через Internet, их силы и время, переориентируются с взаимодействий с реальными друзьями, родственниками, коллегами, соседями на коммуникации своего виртуального Я со столь же виртуальными партнерами. Общение через Internet как раз и привлекательно обезличенностью, а еще более - возможностью конструировать и трансформировать виртуальную личность. С одной стороны Internet дает свободу идентификации: виртуальное имя, виртуальное тело, виртуальный статус, виртуальная психика, виртуальные привычки, виртуальные достоинства и виртуальные пороки. С другой стороны - утрата/отчуждение реального тела, статуса и т. д. Internet - средство трансформации и личности как индивидуальной характеристики, и личности как социокультурного и исторического феномена.

По второму вопросу можно сказать, что с внедрением Интернет-технологий в процесс функционирования компаний последние получают ранее не мыслимые способы для интеграции своих операций с внешними организациями. При этом основными направлениями развития компаний становятся: а)аутсорсинг (outsourcing); б)уменьшение размеров; в)реинжениринг; г)полное изменение содержания бизнеса. Виртуальный продукт, виртуальное производство, виртуальная корпорация, виртуальные деньги допускают и провоцируют превращение компьютерных сетей не только в главное средство, но и в среду экономической деятельности. Виртуализация экономики вызывает коммерциализацию киберпространства, где теперь зачастую осуществляется полный цикл сделки и где функционируют виртуальные супермаркеты и виртуальные банки, оперирующие собственной виртуальной валютой.


Список литературы



1.     Экономика в новом информационном пространстве. - Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, 2000.

2.     Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. - СПб., 2002.

3.     Сетевая экономика в виртуальном пространстве. // Вестник РФФИ - "Наука и информационное общество"- № 3, 1999, с. 41-46.

4.     Экономика в новом информационном пространстве сети Интернет // Построение устойчивого Информационного Общества, материалы семинара проекта ASIS Европейской Комиссии, 1999, с. 43-56

5.     Экономика XXI века на базе Интернет-технологий. // Информационное общество - №2, 2000, с. 33-43


[1] Иванов Д. В. Виртуализация общества // Социология и социальная антропология. - СПб., 2002. – с 12.


[2] Экономика в новом информационном пространстве сети Интернет // Построение устойчивого Информационного Общества, материалы семинара проекта ASIS Европейской Комиссии, 1999, с. 43


[3] Экономика XXI века на базе Интернет-технологий. // Информационное общество - №2, 2000, с. 35


[4] Экономика в новом информационном пространстве. - Новосибирск, ИЭОПП СО РАН, 2000.

 - с 51.

[5] Сетевая экономика в виртуальном пространстве. // Вестник РФФИ - "Наука и информационное общество"- № 3, 1999, с. 41.