Содержание

Введение. 3

1. Эволюция деятельности Европейского суда по правам человека. 5

2. Основные положения, определяющие деятельность Европейского суда по правам человека. 8

Заключение. 12

Список литературы.. 13

Введение

На протяжении почти пяти десятилетий существовала сис­тема двух органов — Европейская Комиссия по правам челове­ка и Европейский Суд по правам человека.

Как Комиссия, так и Суд состояли из такого количества членов, которое раяно числу государств — участников Совета Европы. Не могло быть двух членов, являющихся гражданами одного и того же государства. Члены Комиссии избирались Ко­митетом Министров Совета Европы, члены Суда — Парламент­ской Ассамблеей. Те и другие должны были обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъ­являемым при назначении на высокие судебные должности, или иметь признанный авторитет в вопросах внутреннего или меж­дународного права (быть правоведами с признанным авторите­том).

Европейская комиссия была правомочна получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, изло­женных в настоящей Конвенции, при условии, что Сторона, на которую подана жалоба, признала компетенцию Комиссии по­лучать такие петиции.

Согласно ст. 26 Конвенции Комиссия могла принимать дело к рассмотрению только после того, как все внутренние средства защшы были исчерпаны в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего решения.

В случае принятия петиции Комиссия проводила совмест­но с представителями сторон изучение петиции и расследова­ние и, если не достигнуто дружественное урегулирование, на­правляла доклад Комитету Министров со своими предложения­ми. Комитет Министров был компетентен устанавливать для нарушившей Конвенцию Стороны срок принятия удовлетвори­тельных мер. Государства обязались рассматривать любое ре­шение Комитета Министров как обязательное. В определенных случаях Комиссия передавала дело в Европейский Суд по пра­вам человека.[1]

Цель работы рассмотреть основы деятельности Европейского суда по правам человека.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.                             рассмотреть формирование, срок деятельности и компетенцию Европейского суда по правам человека;

2.                             выяснить какие решения может принимать суд и какова их обязательность;

3.                             каков порядок подачи жалобы и предъявляемые к ней требования.



 1. Эволюция деятельности Европейского суда по правам человека

Правовой основой организации и деятельности Европей­ского Суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. вместе с Протоколом № 11 к этой Конвенции, реорганизующим создан­ный ею контрольный механизм, от 11 мая 1994 г. Конвенция вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 г.    

 Европейский Суд по правам человека, претерпел заметную эволюцию. Вначале по Конвенции в Суд могли передать дело Высокие Договариваю­щиеся Стороны и Европейская Комиссия по правам человека. При этом любая Сторона могла в любое время заявить, что она признает обязательную юрисдикцию Суда в отношении вопро­сов, относящихся к толкованию и применению настоящей Кон­венции.

При установлении противоречия оспариваемого решения, принятого судебными или иными властями одной из Сторон, обязательствам по Конвенции могла быть предусмотрена спра­ведливая компенсация потерпевшей Стороне.

Решение Суда рассматривается как окончательное. Как ска­зано в ст. 53 Конвенции, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются Сторонами. Решение Суда направляется Комите­ту Министров, который осуществляет надзор за его выполне­нием. Согласно Протоколу № 9 Конвенции от 6 ноября 1990 г. право передавать дело в Суд получили, наряду с государствами и Комиссией, также лица, неправительственные организации или группы лиц, подавшие петицию на основании ст. 25 Кон­венции. Существенная реорганизация контрольного механизма произведена в соответствии с Протоколом № 11 к Конвенции от 11 мая 1994 г. Двойственная система защиты прав в Совете Ев­ропы (Комиссия — Суд) заменена унифицированным институ­том постоянно действующего Европейского Суда по правам че­ловека как единого органа. Такой Суд начинает действовать с 1 ноября 1998 г. Комиссия, передав дела Суду, в течение года завершит рассмотрение ранее принятых жалоб.

Организационные и процедурные правила сохранены, за исключением того, что отныне в Суде образованы комитеты, палаты и Большая палата. Решение по делам выносят палаты и Большая палата.

Статья 33 Межгосударственные дела: любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной.[2]

Согласно ст. 34 Индивидуальные жалобы:  суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.[3]

Суд может принимать дело к рассмотрению только после того как все внутренние средства защиты были исчерпаны в соот­ветствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего реше­ния.

Предусмотрена стадия дружественного урегулирования, при недостижении которого проводятся слушания в одной из палат Суда или в Большой палате, решения (постановления) которых являются окончательными.

В соответствии со ст. 46 Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами.  Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением.



Суд наделен еще одним полномочием —может по просьбе Комитета министров выносить консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Такие заключения не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию или объему прав или свобод, определенных в разделе I Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы затронуть при рассмотрении какого-либо обращения, предусмотренного Конвенцией.

Решение Комитета министров запросить консультативное заключение Суда принимается большинством голосов представителей, имеющих право заседать в Комитете.

Вопрос о том, относится ли направленный Комитетом министров запрос о вынесении консультативного заключения к компетенции Суда, как она определена в статье 47, решает Суд.

Консультативные заключения Суда должны быть мотивированными.

Если консультативное заключение в целом или частично не выражает единогласного мнения судей, то любой судья вправе представить свое особое мнение.

 Консультативное заключение Суда направляется Комитету министров.[4]

2. Основные положения, определяющие деятельность Европейского суда по правам человека

Так же как и национальное право, международное право невозможно изучить без анализа правовых норм, поэтому обратимся к тексту Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.


Раздел II

Европейский Суд по правам человека

Статья 19 «Учреждение Суда» В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский Суд по правам человека, далее именуемый "Суд". Он работает на постоянной основе.

Статья 20 «Число судей» Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 21 «Предъявляемые к судьям требования»

1. Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

2. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

3. На протяжении всего срока пребывания в должности судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Все вопросы, возникающие в связи с применением положений настоящего пункта, решаются Судом.

Статья 22 «Выборы судей»

1. Судья от каждой из Высоких Договаривающихся Сторон избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых этой Высокой Договаривающейся Стороной.

2. Аналогичная процедура действует при довыборах состава Суда в случае присоединения новых Высоких Договаривающихся Сторон, а также при заполнении открывающихся вакансий.

Статья 23 «Срок полномочий»

1. Судьи избираются сроком на шесть лет. Они могут быть переизбраны. Однако срок полномочий половины судей первого состава истекает через три года с момента избрания.

2. Судьи, чей срок полномочий истекает через первые три года, определяются Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после их избрания.

3. В целях обеспечения, насколько это возможно, обновляемости состава Суда наполовину каждые три года Парламентская ассамблея может до проведения любых последующих выборов принять решение о том, что срок или сроки полномочий одного или нескольких избираемых судей будут иными, нежели шесть лет, но в любом случае не более девяти и не менее трех лет.

4. В случаях, когда речь идет о более чем одном сроке полномочий и Парламентская ассамблея применяет положения предыдущего пункта, определение сроков полномочий производится Генеральным секретарем Совета Европы путем жребия сразу после выборов.

5. Судья, избранный для замещения другого судьи, срок полномочий которого еще не истек, занимает этот пост на срок, оставшийся от срока полномочий его предшественника.

6. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

7. Судьи занимают свои посты вплоть до замены. Вместе с тем и после замены они продолжают рассматривать уже поступившие к ним дела.

Статья 24  «Отстранение от должности»

Судья может быть освобожден от должности только в случае, если прочие судьи большинством в две трети голосов принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Статья 27 «Комитеты, Палаты и Большая Палата»

1. Для рассмотрения переданных ему дел Суд образует комитеты в составе трех судей, Палаты в составе семи судей и Большую Палату в составе семнадцати судей. Палаты Суда на определенный срок образуют комитеты.

2. Судья, избранный от государства, являющегося стороной в деле, является ex officio членом Палаты и Большой Палаты; в случае отсутствия такого судьи или если он не может участвовать в заседании, данное государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

3. В состав Большой Палаты входят также Председатель Суда, заместители Председателя Суда, Председатели Палат и другие члены Суда, назначенные в соответствии с Регламентом Суда. В тех случаях, когда дело передается в Большую Палату в соответствии с положениями статьи 43, в ее заседаниях не должен участвовать ни один из судей Палаты, вынесшей постановление, за исключением Председателя этой Палаты и судьи от соответствующего государства, являющегося стороной в деле.

Статья 32 «Компетенция Суда»

1. В ведении Суда находятся все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в случаях, предусмотренных положениями статей 33, 34 и 47.

2. В случае спора относительно компетенции Суда по конкретному делу вопрос решает сам Суд.

В соответствии с условиями приемлемости установленных ст. 35 Конвенции  суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

 Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:

а) является анонимной; или

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

 Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если сочтет ее несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или злоупотреблением правом подачи жалобы.

 Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.



Заключение

В Федеральном законе "О ратификации Конвенции о за­щите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. содержатся два заявления:

 1) о признании Рос­сийской Федерации компетенции Европейской комиссии по пра­вам человека получать заявления (жалобы) от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Россий­ской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и Прото­колах к ней;

2) о признании Российской Федерацией юрис­дикции Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения этих договорных актов (в обоих случаях оговаривается: когда предполагаемое нарушение имело место после вступления этих договорных ак­тов в действие в отношении Российской Федерации).[5]

Список литературы

1.     Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

2.     Международные акты о правах человека. Сборник документов /составители В.А. Карпашкин, Е.А. Лукашева. М.; 1998г.

3.     Международное право. Издательство «Норма-Инфра» М.; 1999г

4.     Международно-правовая защита прав и свобод человека: Сборник документов, М.; 1990

5.     Топорнин Б.Н. Европейское право М.; 1998г.





[1] Международные акты о правах человека. Сборник документов /составители В.А. Карпашкин, Е.А. Лукашева. М.; 1998г. Стр. 17


[2] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ст.33

[3] Там же ст. 34


[4] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) ст. ст. 47 - 49


[5] Международное право. Издательство «Норма-Инфра» М.; 1999г стр. 217