Содержание

Введение. 3

Теоретическая часть. 4

1. Виды и объекты потребительских инвестиций. 4

2. Инвестиционные предпочтения домашних хозяйств. 8

3. Меры стимулирования инвестиционной активности. 13

Заключение. 25

Практическая часть. 27

Задача 1.1. 27

Задача 2.1. 29

Задача 3.1. 30

Задача 4.1. 30

Задача 5.1. 32

Список литературы.. 34

















Введение

Дальнейшее развитие народного хозяйства России невозможно без активизации инвестиционной деятельности потребителей. Определяющая роль в этом процессе в условиях переходной экономики принадлежит государственному регулированию инвестиционной потребительской  сферы.          Анализ важнейших проблем, возникающих в экономике страны, позволяет сделать вывод о том, что все они концентрируются в инвестиционной потребительской  сфере, а продолжение спада деловой активности в этой сфере только усугубляет негативные тенденции. Поэтому усиление инвестиционной активности в реальном  потребительском секторе экономики имеет принципиальное значение для обновления производственного потенциала промышленности, строительства, транспорта, сельского хозяйства и других базовых отраслей национальной экономики.

Исследование потребительского сектора экономики нашей страны сегодня является весьма актуальным. В связи с актуальностью данная тема предложена к рассмотрению в работе.

Целью работы выступает следование  потребительского сектора инвестиционной деятельности в современной России.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)    изучить объекты и виды потребительских инвестиций;

2)    рассмотреть инвестиционные предпочтения домашних хозяйств;

3)     рассмотреть основные государственные мероприятия по стимулированию инвестиционной активности населения.






Теоретическая часть

1. Виды и объекты потребительских инвестиций

Определим ключевые понятия, характеризующие инвестиционную деятельность потребителей.

 Термин "  потребительские инвестиции"  выражает вложения капитала  потребителей с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования потребителем, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

Потребительские инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается иной полезный эффект потребителя.       Как экономическая категория  потребительские инвестиции характеризуют[4, с. 48]:

 - вложение капитала потребителем  в объекты инвестиций с целью прироста первоначально авансированной стоимости;       - денежные отношения, возникающие между участниками инвестиционной деятельности в процессе реализации инвестиционных проектов.        Финансовые  потребительские инвестиции представляют собой контракты, записанные на бумаге, такие как обыкновенные акции и облигации. В примитивных экономиках основная часть  потребительских инвестиций относится к реальным, в то время как в современной экономике будущая часть инвестиций представлена финансовыми инвестициями. Высокое развитие институтов финансового  потребительского инвестирования в значительной степени способствует росту реальных  потребительских инвестиций. Как правило, эти две формы являются взаимодополняющими, а не конкурирующими".       Вложения потребителей неразрывно связаны с реализацией реальных инвестиционных потребительских  проектов.

        Инвестиционный потребительский  проект - обоснование экономической целесообразности, объемов и сроков проведения потребительских  вложений, включая необходимую документацию, разрабатываемую в соответствии с принятыми в России стандартами (нормами и правилами), а также описание практических действий по реализации потребительских  инвестиций. Приоритетный инвестиционный  потребительский проект - проект, общий объем  вложений в который соответствует требованиям законодательства России, включенный в перечень, утвержденный Правительством РФ.

Основу  потребительского инвестирования составляют вложения средств в реальный  потребительский сектор экономики. Рынок  потребительских инвестиций представляет собой сферу, где происходит купля-продажа инвестиционных потребительских  товаров по равновесным ценам.  Потребительскими инвестициями, выступающими в форме инвестиционных потребительских товаров, являются[5, с. 178]: 

1.     Движимое и недвижимое имущество.

2. Денежные средства, целевые банковские вклады, ценные бумаги и другие финансовые активы.

3. Имущественные права, вытекающие из авторского права, лицензии, патенты, ноу-хау, программные продукты для ЭВМ и др.        4. Права пользования землей и другими природными ресурсами.          Субъектами инвестиционной  потребительской деятельности, осуществляемой в форме вложений, являются потребители.

 Потребители осуществляют вложения на территории России с использованием собственных  средств. Потребителями являются физические лица. Они  обладают равными правами на[7, с. 23]:

- осуществление  потребительской инвестиционной деятельности в форме вложений;       - самостоятельное определение объемов и направлений вложений, а также заключение договоров с другими субъектами инвестиционной деятельности;      -  владение, пользование и распоряжение объектами, возведенными или приобретенными за счет вложений;       - передачу по договору или государственному контракту своих прав на проведение вложений и на их результаты юридическим и физическим лицам, государственным органам и органам местного самоуправления.       Потребители - инвесторы могут выступать в роли пользователей объектов  вложений. Субъект инвестиционной  потребительской деятельности вправе совмещать функции двух и более субъектов, если иное не установлено договором или государственным контрактом, заключаемым между ними. Субъекты  потребительской инвестиционной деятельности обязаны соблюдать требования, предъявляемые государственными органами и их должностными лицами, а также использовать средства на  вложения по целевому назначению.          Основными этапами  потребительского инвестирования являются[3, с. 100]:       1) преобразование денежных  ресурсов в  затраты, т. е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной  потребительской деятельности (собственно инвестирование);       2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости

        3) прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реализуется конечная цель потребительского инвестирования.

Таким образом, начальная и конечная цепочки замыкаются, образуя новую взаимосвязь: доход-ресурсы-конечный результат (эффект), т. е. процесс накопления повторяется.

 Процесс сравнения инвестиционных затрат и финансового результата (прибыли) происходит непрерывно: до потребительского  инвестирования, в течение его и после  потребительского инвестирования.

К потребительским инвестициям относят  инвестиции  граждан (покупка бытовой техники, автомобилей, недвижимости и т. п.). Потребительские инвестиции могут осуществляться также в нематериальные и финансовые активы.       Темпы роста потребительских  инвестиций зависят от ряда факторов. Прежде всего, объем потребительских  инвестиций зависит от распределения получаемого дохода на потребление и накопление (сбережение). В условиях низких среднедушевых доходов населения основная их доля (70-80%) расходуется на потребление. Рост доходов граждан вызывает повышение доли, направляемой на сбережения, которые являются источником инвестиционных ресурсов. Следовательно, рост доли сбережений в общем доходе вызывает увеличение объема потребительских  инвестиций, и наоборот. Однако это условие соблюдается при обеспечении доверия граждан к государству, которое должно гарантировать их инвестиционную активность.

Существенное влияние на объем  потребительских инвестиций оказывает ставка ссудного процента, так как в процессе потребительского инвестирования можно использовать не только собственные, но и заемные средства. Если норма ожидаемой чистой прибыли оказывается выше средней ставки ссудного процента, то такие вложения выгодны для потребителя. Поэтому рост средней процентной ставки вызывает снижение объема  потребительских инвестиций. В данном случае государство проводит рестрикционную политику с целью снижения денежной массы, находящейся в обращении за счет ограничения кредитной эмиссии денег. При понижении средней процентной ставки за кредит государство стимулирует  потребительскую инвестиционную активность посредством роста предложения инвестиционных  потребительских товаров и увеличения спроса на них.

 На объем потребительских  инвестиций также влияет предполагаемый темп инфляции. Чем выше этот показатель, тем в большей степени будет обесцениваться будущая стоимость потребительских вложений и меньше стимулов к увеличению объема потребительских  инвестиций.

Потребительские инвестиции в объекты осуществляют в различных формах. Для учета, анализа и планирования их классифицируют по отдельным признакам.       Во-первых, по объектам вложения денежных средств выделяют реальные и финансовые потребительские инвестиции.

 Реальные потребительские  инвестиции - авансирование денежных средств в материальные  вещи.

 Финансовые потребительские  инвестиции выражают вложение денежных средств потребителя  в финансовые активы, включающие все виды платежных и финансовых обязательств. Они представляют собой вложение средств в различные финансовые инструменты, среди которых наибольшее значение имеют ценные бумаги: долевые (акции) и долговые (облигации). В отличие от реальных инвестиций (в материальные активы) финансовые инвестиции часто называют портфельными, так как в данном случае приоритетной целью потребителя- инвестора является формирование оптимального набора финансовых активов (портфеля инвестиций) и управление им в процессе проведения операций с ценными бумагами. Различают финансовые потребительские  инвестиции в государственные ценные бумаги, денежные средства от реализации которых поступают на покрытие бюджетного дефицита, и портфельные инвестиции в эмиссионные ценные бумаги (акции и облигации акционерных обществ). В последнем случае денежные средства при сделках купли-продажи уже обращающихся на фондовом рынке акций поступают их прежнему владельцу, а при покупке акций новой эмиссии - непосредственно предприятию-эмитенту, которое может направить их на развитие производства.

2. Инвестиционные предпочтения домашних хозяйств

Одни люди делают сбережения, помещая деньги под проценты в банк. Другие люди совершают покупки, пользуясь для этого кредитом. Одни фирмы нуждаются в деньгах для осуществления выгодных проектов, и им требуются кредиты. У других - есть деньги, но нет возможности их немедленно с толком потратить, и они предпочитают дать их в долг под проценты.

Предоставление и получение денег в долг - это сделки, совершаемые на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность хозяйствующим субъектам - домашним хозяйствам и фирмам - распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. 

Для упрощения анализа предпочтений домашних хозяйств  мы предполагаем, что временной горизонт потребителя ограничен двумя периодами - настоящим и будущим. Доходы потребителя в этих периодах заданы и равны m0 и m1 соответственно. Расходы на потребление составляют c0 в настоящем периоде и c1 - в будущем. Решение о расходах в каждом из периодов потребитель принимает в настоящем периоде[1, 5 и р.].

Будем считать, что рынок является совершенным и потребитель может давать и брать деньги под один и тот же процент r. В этом случае его возможные расходы в обоих периодах определяются бюджетным ограничением.

В точке потребительского оптимума выполняется равенство:

MRS1,0 = 1 + r

где MRS1,0 - предельная норма замещения предстоящего потребления текущим, отображаемая абсолютной величиной углового коэффициента касательной к кривой безразличия.

Можно отметить особенность поведения домашних хозяйств на рынке заемных средств. На товарном рынке они выступают на стороне спроса, на рынках факторов - на стороне предложения. А на рынке заемных средств одни домашние хозяйства являются заемщиками, т. е. выступают на стороне спроса, другие - кредиторами, т. е. выступают на стороне предложения. Более того, одно и то же домашнее хозяйство, как мы видим, при малых значениях процентной ставки может предъявлять спрос на заемные средства, а при больших - выходить на рынок с предложением. При некотором промежуточном значении процентной ставки домашнее хозяйство вообще не выходит на рынок заемных средств.

Домашние хозяйства при низкой процентной ставке склонны предъявлять спрос на кредиты, а при высокой - могут выйти на рынок с предложением.

Попробуем разобраться, почему это так.

Будем считать, что горизонт планирования домашнего хозяйства  ограничен двумя периодами, настоящим и будущим. Кроме того, будем считать, что фирма может брать и давать любую денежную сумму взаймы под один и тот же процент.

Рассмотрим самую простую ситуацию. Допустим, что домашнее хозяйство  может осуществить один-единственный проект. Оно может в настоящем периоде приобрести комплект оборудования, затратив 10 млн р., что сулило бы в будущем периоде доход в 12 млн р. При этом домашнее хозяйство  располагает собственными средствами в количестве 6 млн р.

Если бы рынка заемных средств не существовало, у домашнего хозяйства  не было бы выбора: оно должно было бы отказаться от проекта из-за нехватки денег. Существование рынка ставит домашнее хозяйство  перед выбором: принять проект, взяв кредит в размере недостающих 4 млн р., или отказаться от проекта, а "лишние" 6 млн р. дать в долг под проценты.

Предпочтение домашнего хозяйства  зависит от ставки процента. Допустим, что ставка за период составляет 10% (т. е. r = 0.1). Взяв кредит и осуществив проект, домашнее хозяйство  получит 12 млн р. дохода и должно будет вернуть взятую в долг сумму с процентами 4(1 + 0.1) = 4.4 млн р.

Чистый доход составит 12- 4.4 = 7.6 млн р. Отказавшись от проекта и дав деньги в долг, домашнее хозяйство  в будущем периоде получит 6(1 + 0.1) = 6.6 млн р. Осуществить проект выгоднее, и домашнее хозяйство  предъявит спрос в размере 4 млн р.

Пусть теперь r = 0.3. В этом случае, осуществив проект, домашнее хозяйство  получит чистый доход 12 - 4·1.3 = 6.8 млн р., а отказавшись, получит 6·1.3 = 7.8 млн р. Выгоднее отказаться, и домашнее хозяйство  предложит взаймы 6 млн р.

Рассмотрим задачу выбора в более общем виде. Пусть проект требует в настоящем периоде затрат K и принесет в будущем доход R; количество собственных денег в распоряжении домашнего хозяйства обозначим M.

Чистый доход домашнего хозяйства в случае осуществления проекта равен R - (K - M)(1 + r), а в случае отказа от проекта он составит M(1+r). Проект следует принять, если выполняется неравенство

R - (K - M)(1 + r) > M(1 + r);

в противном случае его следует отклонить.

Упростим условие принятия проекта:

R - K(1 + r) > 0.

Заметим, что в полученное выражение не входит величина M: решение осуществлять или не осуществлять проект не зависит от того, какой суммой располагает домашнее хозяйство. В рассмотренном выше числовом примере домашнему хозяйству  не хватало собственных денег для осуществления проекта, т. е. имело место неравенство M < K. Если M > K, то домашнее хозяйство  может осуществить проект и еще дать взаймы сумму M - K, вернув себе в будущем периоде (M - K)(1 + r). Так как (M - K) = - (K - M), весь приведенный вывод остается в силе.

Выполним еще одно преобразование условия принятия проекта:

R - K > Kr,

Полученный результат имеет простой и ясный смысл: проект следует осуществить, если вложение в него денег дает большую отдачу, чем предоставление денег в долг.

Возвращаясь к числовому примеру, найдем, что для рассмотренного в нем проекта i = (12 - 10) / 10 = 0.2. Это значит, что при r < 0.2 домашнее хозяйство  захочет осуществить проект и возьмет в кредит 4 млн р., а r > 0.2 при - откажется от проекта и предоставит заем на 6 млн р.

Полученное  простое условие предпочтения домашнего хозяйства  позволяет анализировать более сложные случаи. Допустим,  домашнее хозяйство  может осуществить четыре различных проекта, характеристики которых приведены в табл. 1. Каждый проект может быть осуществлен независимо от остальных. Собственные средства  домашнего хозяйства  составляют 10 млн р.

Для любого значения r мы теперь легко можем выяснить, какие проекты будут приняты, а какие - отклонены. Скажем, при r = 0.3 будут приняты проекты I и II, имеющие большую доходность. Для их осуществления потребуется 2 + 5 = 7 млн р.; остальные 3 млн р. могут быть предоставлены в долг.

Таблица 1

Данные четырех проектов при оценке предпочтений домашнего хозяйства

Проект

Вложения, млн руб.

Доход, млн руб.

Доходность

I

2

4

1.0

II

5

7

0.4

III

5

6

0.2

IV

10

11

0.1

В табл. 2 приведен расчет функции спроса-предложения.

Таблица 2

Расчет функции спроса-предложения

Процентная ставка

Принятые проекты

Вложения, млн руб.

Спрос, млн руб.

Предложение, млн руб.

Менее 0.1

I, II, III, IV

22

12

-

0.1 - 0.2

I, II, III

12

2

-

0.2 - 0.4

I, II

7

-

3

0.4 - 1.0

I

2

-

8

Свыше 1.0

-

0

-

10

Итак, домашнее хозяйство  в зависимости от процентной ставки может выступать на рынке заемных средств и со стороны спроса, и со стороны предложения. Есть и отличия. Некоторые домашние хозяйства ни при каком значении r не предъявят спрос; некоторые фирмы ни при каком значении r не выйдут на рынок с предложением денег. Это те хозяйства, которые вовсе не имеют денежных средств для осуществления проектов.

3. Меры стимулирования инвестиционной активности

Меры по стимулированию инвестиционной активности должны предусматривать формирование специальных механизмов, препятствующих притоку капитала из производственной сферы в спекулятивную в результате охарактеризованной выше дезинтеграции экономики. Для этого они должны, с одной стороны, удерживать кругооборот капитала в производственной сфере и, с другой стороны, выравнивать норму доходности и привлекательность операций в спекулятивной и производственной сферах. Реализация этих задач может быть обеспечена созданием специальных инструментов регулирования денежного обращения и применением необходимых мер экономической политики. Введение особой подсистемы денежного обращения через инвестиционные счета в целях удержания капитала в производственной сфере и организации притока капиталовложений в развитие производства предусматривает создание особого режима движения амортизационных средств предприятий и средств, освобождаемых от налогообложения в связи с их инвестиционной направленностью, через систему инвестиционных счетов с ограничением использования накапливаемых на них средств исключительно целями капитального строительства, закупок оборудования, оплатой НИОКР. Организация такого контура денежного обращения создает условия для осуществления следующих мер стимулирования инвестиционной активности в производственной сфере[5, с. 48]:

- создание специальных институтов развития, обеспечивающих финансирование инвестиционных проектов развития производства на льготных условиях, и предоставление государственных гарантий под производственные инвестиции;

- освобождение от налогообложения прибыли предприятий, используемой на инвестиционные цели и НИОКР и зачисляемой на инвестиционные счета, применение схем ускоренной амортизации;

- ограничение эмиссии ценных бумаг только целями привлечения средств на производственные капиталовложения с их накоплением на инвестиционных счетах.

Этот контур денежного обращения создает также необходимые условия для решения задач целенаправленного управления денежной эмиссией, которая может направляться через систему инвестиционных счетов в увеличение предложения денежных ресурсов в производственной сфере. Таким образом обеспечивается балансирование дополнительного денежного и товарного предложения, достигается регулируемое ограничение инфляционного эффекта денежной эмиссии. Вместо практиковавшегося до сих пор направления денежной эмиссии на оплату процентов по облигациям государственного долга через поддержание их оборота и приобретение ввозимой для приобретения ГКО валюты у иностранных спекулянтов Центральным банком, в предлагаемой схеме восстанавливается основная функция денежной эмиссии - авансирование экономического роста. Прежде чем прирост денежной массы материализуется в увеличении спроса на потребительском рынке, инвестиционные счета опосредуют процесс расширения производства и увеличения предложения товаров и услуг через производственные инвестиции. Введение подсистемы инвестиционных счетов позволит организовать удержание капитала в производственной сфере, предотвратить его бегство в спекулятивные операции и за рубеж. Это, в свою очередь, позволит наладить целенаправленное управление предложением денежных ресурсов, направляя их прежде всего на инвестиционные цели. Вместе с организацией компетентного централизованного контроля над денежной эмиссией и развертыванием системы институтов развития (бюджет развития, инвестиционные банки и фонды) данная система является в сложившихся условиях дезинтеграции экономики необходимым элементом восстановления инвестиционной активности и перехода к устойчивому экономическому росту[6, с. 88].

Разумеется, идея инвестиционных счетов не свободна от недостатков - она существенно усложняет общую систему управления денежным обращением, требует соответствующих механизмов контроля для предотвращения скрытого перетока денег с инвестиционных счетов на потребительский и спекулятивный рынки, высокой квалификации руководителей Центрального банка. Тем не менее, все эти трудности преодолимы. В частности, для снижения привлекательности мошеннических операций могут быть введены специальные легальные процедуры и механизмы обмена средств на инвестиционных счетах на наличные деньги по рыночно регулируемому курсу. При всех недостатках данного инструмента, его внедрение оправдано в условиях сложившейся структуры денежного обращения принципиальной невозможностью нейтрализации процессов дезинтеграции экономики и стихийного оттока капитала из производственной сферы в спекулятивные операции и за рубеж. Для вывода экономики из ловушек долгового кризиса, кризиса платежей и кризиса недопроизводства не обойтись без специальных инструментов регулирования денежных потоков и управления эмиссией. Политика регулирования финансовых рынков должна предусматривать меры по снижению доходности спекулятивных операций, не связанных с производственными инвестициями.

Прежде всего, необходимо отменить меры по повышению привлекательности операций в сфере обращения: предоставление услуг Центрального банка по хранению свободных средств коммерческих банков на его депозитных счетах, механизмы опосредования бюджетных расходов кредитами коммерческих банков, установление сверхвысоких ставок доходности государственных обязательств. Последние в ходе реструктуризации внутреннего долга должны быть снижены до уровня, не превышающего среднюю норму прибыли в производственной сфере с введением необходимых мер, препятствующих массовому перетоку капитала из пирамиды государственных обязательств в спекулятивные операции и за рубеж, и, напротив, стимулирующих его возвращение в производственную сферу.

В целях предотвращения финансовых махинаций и ограничения спекулятивных операций, дестабилизирующих финансовый рынок, необходимо ограничить выпуск и размещение ценных бумаг исключительно целями привлечения инвестиций в развитие производства под конкретные инвестиционные проекты. Это ограничение должно действовать не только по отношению к эмиссии частных ценных бумаг, но и по отношению к выпуску государственных обязательств как федеральным правительством, так и субъектами Федерации. Активизация государственной поддержки инвестиций на основе расширения государственной инвестиционной программы и размещения госзаказов на закупки капиталоемкого оборудования коллективного пользования отечественного производства с последующей передачей его в лизинг эксплуатирующим компаниям (самолетов, судов, сельхозмашин и т.п.), а также предоставления государственных гарантий под частные производственные инвестиции, предусматривающие закупку отечественной техники. Государственная поддержка импорта иностранных товаров, включая предоставление государственных гарантий под связанные иностранные кредиты, а также импорт для государственных нужд, должна быть сведена к минимуму. В целом политика государственных инвестиций и закупок должна соответствовать приоритетам промышленной и структурной политики и быть ориентирована на стимулирование развития производств современного технологического уклада, инициирование и поддержку прогрессивных структурных сдвигов в экономике.

Восстановление сбережений граждан при соответствующих методах организации решения этой проблемы может стать мощным механизмом оживления производства и экономического роста, связывающим в единый воспроизводственный контур решение задач восстановления доходов населения, активизации спроса, загрузки простаивающих производственных мощностей предприятий, восстановления их оборотных средств, роста производства, а также трансформации восстанавливаемых сбережений в инвестиции. Путем решения проблемы восстановления сбережений граждан можно возобновить разорванные ныне связи между доходами населения, с одной стороны, и производством потребительских благ и капитальными вложениями, с другой стороны, а также обеспечить оборотным капиталом реальный сектор экономики через расширение потребительского спроса. Для этого предлагается следующая технология решения данной проблемы.

Сбережения граждан в Сбербанке России, которые должны быть восстановлены в соответствии с покупательной способностью вкладов на середину 1991 г., ограничиваются в своем использовании тремя направлениями: 1) приобретением товаров длительного пользования отечественного производства, 2) осуществлением инвестиций в жилищное строительство или в производство, 3) оплатой определенной части жилищно-коммунальных услуг. Первое направление решает задачу стимулирования спроса, второе - задачу подъема инвестиционной активности, третье позволяет смягчить социальные ограничения проведения жилищно-коммунальной реформы. По каждому из направлений вводится регистрация заявок и процедура их размещения среди товаропроизводителей на конкурсных условиях с распределением во времени в целях контроля за соответствием совокупного объема размещаемых в каждом году заявок запланированным ограничениям по увеличению потребительского спроса, исходя из имеющихся производственных мощностей и заданных темпов инфляции. Одновременно вводятся ограничения по размещению увеличившихся за счет восстановленных сбережений кредитных ресурсов Сбербанка[2, 5 и др.].

Направления их использования ограничиваются инвестициями в производственную сферу в соответствии с приоритетами структурной политики, подкрепленными государственными гарантиями. Для этого они фиксируются на инвестиционных счетах с запретом их продажи и ограничениями на межбанковское кредитование только предоставлением кредитов уполномоченным инвестиционным банкам и институтам развития под проекты, соответствующие приоритетам государственной структурной политики. Учитывая, что привлечение восстанавливаемых сбережений производилось Сбербанком СССР под 3% годовых, целесообразно ограничить процент по восстановленным вкладам этой же величиной в реальном выражении. Это позволит обеспечить приемлемую для производственных инвестиций цену предложения образуемых в результате осуществления данной программы кредитных ресурсов и восстановить кругооборот расширенного воспроизводства: "сбережения населения - инвестиции - расширение производства - рост заработной платы - прирост сбережений".

Такой способ восстановления сбережений граждан решает ключевую для ремонетизации производственной сферы проблему распределения эмитируемых денежных средств самым эффективным способом - через предпочтения населения, исключая административный произвол и связанные с ним возможные злоупотребления. Он позволяет одновременно обеспечить увеличение конечного спроса, повышение загрузки производственных мощностей предприятий, рост производительности труда и занятости, и, следовательно, ведет к сокращению издержек производства и росту его эффективности; смягчению кризиса платежей и частичному восстановлению оборотных средств предприятий. Достигается также снижение процентных ставок по инвестиционным кредитам и оживление общей инвестиционной активности. Создаются возможности для структурной перестройки экономики: направление инвестиционных ресурсов в соответствии с установленными приоритетами научно-технической политики в развитие современного и новейшего технологических укладов.

Предложенная программа восстановления сбережений граждан может стать важнейшим рычагом перехода к экономическому росту и подъему благосостояния населения, обеспечив одновременно консолидацию общества и поддержание социальной стабильности.

Меры по обеспечению микроэкономических условий роста. Произошедшая в результате массовой приватизации формальная смена отношений собственности пока не подкреплена реальными механизмами экономической ответственности, которые обеспечивали бы стремление хозяйствующих субъектов к повышению экономической эффективности и долгосрочному развитию предприятий. Для решения этой проблемы необходима система мер по упорядочению отношений собственности:

а) введение жесткой системы ответственности за эффективное управление и распоряжение государственным имуществом;

б) твердая правовая и судебная защита законно приобретенной собственности;

в) введение государственного контроля за оборотом земли через сеть земельных банков;

г) политическое и юридическое оформление завершения этапа массовой приватизации государственных предприятий, предусматривающее инвентаризацию результатов приватизации с отменой в судебном порядке незаконных и ущербных для экономики страны актов, угрожающих интересам национальной безопасности, а также сделок по приобретению государственного имущества, обязательства по которым не выполняются, с окончательным закреплением прав собственности в отношении остальных предприятий;

д) ужесточение норм ответственности за эффективное управление имуществом корпораций перед их акционерами, трудовыми коллективами, государством. Внедрение передовых технологий менеджмента, предусматривающих активизацию человеческого фактора, оптимизацию использования производственных ресурсов, повышение качества продукции, стимулирование инновационной активности, максимальное использование конкурентных преимуществ в стратегии развития предприятий;

е) декриминализация хозяйственной деятельности, усиление государственной защиты прав собственности, ответственности за соблюдение договорной дисциплины и контрактных обязательств, повышение эффективности системы судебного разрешения хозяйственных споров;

ж) создание условий для эффективной организации промышленного производства, интеграции финансового капитала и промышленных предприятий, в том числе путем устранения ограничений на взаимное участие в собственности финансовых и производственных структур, слияния и объединения производственных предприятий, научно-исследовательских и финансовых организаций; стимулирования создания финансово-промышленных групп, способных к самостоятельному выживанию в условиях внутренней нестабильности и жесткой международной конкуренции; приватизации остающихся в государственной собственности акций предприятий для формирования эффективной и конкурентоспособной структуры организации промышленности. Должен быть пересмотрен подход к экономической политике на микроуровне.

Современный технологический уклад характеризуется сложной кооперацией производства в масштабах мирового рынка. Формирующие его научно-производственные циклы поддерживаются крупными корпорациями, существующими в симбиозе с малыми и средними инновационными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, лабораториями и университетами, в совокупности обеспечивающими непрерывные процессы освоения новых технологий, подготовки кадров, изготовления сложных изделий, создания новых потребительских качеств. Воспроизводство современного технологического уклада характеризуется широким использованием инструментов стимулирования нововведений, развитой системой поддержки инвестиционной активности, гибкими формами организации технологического процесса с активным вовлечением сотрудников фирм в управление производством, сочетанием функций частного и общественного секторов в сфере образования и подготовки кадров, здравоохранении, развитии транспортной и информационной инфраструктуры, финансировании научных исследований. Без объединения разрозненных и нежизнеспособных сегодня предприятий отечественной наукоемкой промышленности в целостные воспроизводственные комплексы при одновременном развертывании адекватной государственной системы поддержки инновационной активности и стимулирования НТП они обречены либо на поглощение заинтересованными зарубежными корпорациями, либо на дальнейшую деградацию.

Необходима целенаправленная государственная политика выращивания национальных лидеров - крупных вертикально интегрированных корпораций, связанных кооперацией с финансовыми, научными, образовательными, консультационными организациями, обладающих достаточной устойчивостью и разнообразием возможностей для успешной конкуренции на мировом рынке. Актуализация имеющихся конкурентных преимуществ требует формирования новой институциональной среды и разнообразных форм кооперации науки, образования, производства и финансов, освоение современных подходов к управлению персоналом, использование гибких структур организации управления производством, позволяющих обеспечить резкое повышение качества и производительности труда при удовлетворении потребностей работников в самореализации.

Переход к активной политике развития, включающей научно-техническую, промышленную, внешнеторговую, инвестиционную, образовательную составляющие - необходимое условие устойчивого экономического роста в сложившихся макроэкономических условиях.

Эта политика должна включать в себя определение приоритетов долгосрочного технико-экономического развития, обеспечение их реализации за счет использования государственных гарантий, осуществления инвестиционных и научно-технических программ, конверсии оборонной промышленности, активизации научно-промышленного и интеллектуального потенциала, подъема конкурентоспособности отечественных предприятий, целенаправленной внешнеторговой политики, реформирования предприятий и становления национальных лидеров, способных к самостоятельному развитию в условиях жесткой международной конкуренции. Специальные меры по обеспечению структурной перестройки экономики на основе распространения технологий современного технологического уклада и создания условий для опережающего его развития должны составить стержень государственной научно-технической, промышленной и структурной политики.

Эффективность мер структурной перестройки экономики решающим образом зависит от правильности выбираемых приоритетов. С научно-технической точки зрения, выбираемые приоритеты должны соответствовать перспективным направлениям формирования современного технологического уклада и создания заделов становления следующего. С экономической точки зрения, государственная поддержка приоритетных направлений должна характеризоваться двумя важнейшими признаками: обладать значительным внешним эффектом, улучшая общую экономическую среду и условия развития деловой активности; инициировать рост деловой активности в широком комплексе отраслей, сопряженных с приоритетными отраслями производства. Иными словами, она должна создавать расширяющийся импульс роста спроса и деловой активности. С производственной точки зрения, государственное стимулирование должно приводить к такому росту конкурентоспособности соответствующих производств, при котором они, начиная с определенного момента, выходят на самостоятельную траекторию расширенного воспроизводства в масштабах мирового рынка, выполняя роль "локомотивов роста" для всей экономики. С социальной точки зрения, реализация приоритетных направлений структурной перестройки экономики должна сопровождаться расширением занятости, повышением реальной зарплаты и квалификации работающего населения, общим ростом народного благосостояния.

В целом содержательные цели и приоритеты государственной структурной политики должны соответствовать как сравнительным преимуществам российской экономики, так и объективным направлениям глобального технико-экономического развития на основе распространения современного и новейшего технологических укладов. Необходимо предусмотреть концентрацию различных форм государственной поддержки в перспективных направлениях экономического роста. При их осуществлении могут использоваться разнообразные инструменты государственной экономической политики: целевые инвестиционные и инновационные программы, закупки передовой техники для непроизводственного потребления государственных ведомств или с передачей ее в лизинг на коммерческой основе, льготные кредиты, государственные гарантии, субсидии на проведение НИОКР и т. д.

Необходимым атрибутом государства развития, как свидетельствует и наш собственный, и зарубежный опыт, является система индикативного планирования и долгосрочных государственных программ модернизации экономики, ориентированных на создание благоприятных условий роста и подъема конкурентоспособности национальной экономики в перспективных направлениях глобального научно-технического прогресса. Государство формирует институты развития, поддерживающие инвестиции в новые технологии, стимулирующие инновационную активность, содействующие прогрессивным технологическим сдвигам, объединению финансовых, трудовых, информационных ресурсов в перспективных для экономического роста направлениях.

Активная роль государственного регулирования не умаляет значения рыночной самоорганизации в обеспечении структурной перестройки экономики и перехода к устойчивому росту. Государственная структурная политика не подменяет предпринимательскую инициативу, а создает условия для последующего роста частной инвестиционной активности и экономического подъема на основе широкого освоения новых перспективных технологий на началах рыночной самоорганизации и конкуренции. Государство помогает формированию конкурентоспособных хозяйственных организаций, которые могут способных работать на внутреннем и мировом рынке в условиях жесткой конкурентной борьбы и концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обновления производства. Инструменты прямого государственного воздействия должны ориентироваться на поддержку широкой частной инициативы по освоению производств современного и новейшего технологических укладов, стимулируя в соответствующих направлениях инвестиционную активность и предпринимательскую инициативу.

Результаты расчетов по моделям охарактеризованных выше механизмов подъема инвестиционной активности и экономического роста показывают, что осуществление предложенных мер позволит выйти российской экономике из депрессии на новую траекторию устойчивого экономического роста, обеспечив в среднесрочной перспективе необходимые целевые ориентиры. Выше были охарактеризованы экономические элементы стратегии успешного развития России в будущем столетии. Между тем, современный экономический рост едва ли возможен без поддержания высоких стандартов общественной и личной нравственности, соответствующих качеств духовной культуры общества.

Новый технологический уклад основывается на интеллектуализации всех факторов производства, сопровождается коренным изменением общественного труда, который становится по преимуществу творческим и коллективным, сочетающим созидательную творческую свободу личности с развитыми формами кооперации, большими и гибкими организационными структурами, интенсивным международным информационным обменом. Ценности массового потребления, индивидуального богатства, индивидуализма заменяются ценностями гармонии человеческих отношений, глобальной безопасности, защиты природы, интеллектуального творчества. В новом образе жизни происходит синтез технологии и культуры - культурные и нравственные особенности тех или иных народов становятся важными факторами международной конкуренции. Выиграют те социально-экономические системы, которые обеспечат сочетание рационализма и духа свободы с традиционными ценностями высокой культуры, духовности и социальной ответственности.

В этой особенности нового технологического уклада кроются уникальные возможности для подъема конкурентоспособности российской экономики, эффективного раскрытия духовного потенциала России. Русский характер и российская духовность могут сыграть решающую роль в естественном вхождении России в будущую мировую цивилизацию в качестве одной из лидирующих стран. Традиционные для русских качества: коллективизм, бескорыстие, стремление помочь ближнему, "всемирная отзывчивость", жертвенность - составляют ключевые элементы новой организации общественного производства, лишенной "экономического эгоизма", основанной на принципах взаимопомощи, сотрудничества и доверия.











Заключение

         В ходе выполнения контрольной работы была достигнута ее основная цель  и решены все поставленные задачи. А именно был  исследован потребительский сектор инвестиционной деятельности сегодня в российских условиях. В заключение сделаем несколько основных выводов.

Термин "  потребительские инвестиции"  выражает вложения капитала  потребителей с целью его дальнейшего возрастания. Прирост капитала, полученный в результате инвестирования потребителем, должен быть достаточным, чтобы возместить инвестору отказ от потребления имеющихся средств в текущем периоде, вознаградить его за риск и компенсировать потери от инфляции в будущем периоде.

Потребительские инвестиции выражают все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые направляют в объекты предпринимательской деятельности, в результате которой формируется прибыль (доход) или достигается иной полезный эффект потребителя.

Основными этапами  потребительского инвестирования являются:       1) преобразование денежных  ресурсов в  затраты, т. е. процесс трансформации инвестиций в конкретные объекты инвестиционной  потребительской деятельности (собственно инвестирование);       2) превращение вложенных средств в прирост капитальной стоимости, что характеризует конечное потребление инвестиций и получение новой потребительной стоимости

        3) прирост капитальной стоимости в форме прибыли, т. е. реализуется конечная цель потребительского инвестирования.

Предоставление и получение денег в долг - это сделки, совершаемые на рынке заемных средств. Этот рынок дает возможность хозяйствующим субъектам - домашним хозяйствам и фирмам - распределять во времени свои расходы наиболее выгодным для себя образом. 

Меры по стимулированию инвестиционной активности должны предусматривать формирование специальных механизмов, препятствующих перетоку капитала из производственной сферы в спекулятивную в результате охарактеризованной выше дезинтеграции экономики. Для этого они должны, с одной стороны, удерживать кругооборот капитала в производственной сфере и, с другой стороны, выравнивать норму доходности и привлекательность операций в спекулятивной и производственной сферах. Реализация этих задач может быть обеспечена созданием специальных инструментов регулирования денежного обращения и применением необходимых мер экономической политики.





















Практическая часть

Задача 1.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Приведены данные о двух альтернативных проектах  ( тыс. руб.) в таблице 3

Таблица 3

Исходные данные задачи 1.1

Наименование проекта

Стоимость инвестиций

Генерируемые доходы




1 год

2 год

А

-1000

700

800

В

-400

350

300

1)                          Рассчитайте индекс доходности (ИД), чистый дисконтированный доход (ЧДД), если стоимость источника – 15 %;

2)                          Коков будет Ваш выбор, если решение принимается на основании: а) только критерия ИД, б) только критерия ЧДД;

3)                          В каком случае предпочтительнее использовать критерий ИД?

РЕШЕНИЕ

1)      Индекс доходности представляет собой отношение суммы приведенных эффектов к величине капиталовложений:

,                         (1)

Rt – результаты, достигнутые в t – ом году

Зt – затраты, осуществляемые в t – м году, тыс. руб.

Kt –  капитальные вложения в t – м году, тыс. руб.

Et – норма дисконта, %

2)      Чистый дисконтированный доход равен:

,                      (2)

t – продолжительность расчетного периода

ПО ПРОЕКТУ А:

Определим Зt при условии, что  стоимость источника 15 %.

З1год = 700*0,15=105 ( тыс. руб.)

З2 год = 800*0,15 = 120 ( тыс. руб.)

Таблица 4


Rt

Зt

Kt

(Rt-Зt-Kt)/(1-Е)t

1  год

700

105

1000

-476,5

2 год

800

120

1000

-442,9

ИТОГО




-919,4

 Тогда:

ИД = -919,4/ (-1000) = 0,92

ЧДД = -919,4 ( тыс. руб.)

Если решение принимать на основании ИД, то  проект можно считать неэффективным, так как ИД < 1, если решение принимать на основании ЧДД, то проект можно считать неэффективным, так как ЧДД<0.

ПО ПРОЕКТУ В:

Определим Зt при условии, что  стоимость источника 15 %.

З1год = 350*0,15=52,5 ( тыс. руб.)

З2 год = 300*0,15 = 45 ( тыс. руб.)

Таблица 5


Rt

Зt

Kt

(Rt-Зt-Kt)/(1-Е)t

1  год

350

52,5

400

-120,6

2 год

300

45

400

-200,7

ИТОГО




-321,3

 Тогда:

ИД = -321,3/- 400=0,803

ЧДД = -321,3 ( тыс. руб.)

 В целом проект можно считать неэффективным по обоим критериям, так как  ИД <1, ЧДД<0.

Критерий Ид предпочтительнее использовать если необходимо рассчитать абсолютное значение доходности проекта в целом.

Задача 2.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Рассчитайте средневзвешенную стоимость каптала (WACC) компании «Запад», если структура  ее источников токов:

Таблица 6

Структура источников компании «Запад»

Источник компании

Доля в общей сумме источников, %

Стоимость источника, %

Акционерный капитал

80

12

Долгосрочные долговые обязательства

20

6,5

Укажите  и аргументируйте:

1)    Следует ли принимать компании инвестиционные проект, у которого IRR= 12 %;

2)    Как изменится значение показателя WACC, если доля акционерного  капитала снизится до 60 %.

РЕШЕНИЕ

Значение WACC определяется по формуле:

WACC = We*De+Wd*Dd,                            (3)

Где    WACC -  средневзвешенная  стоимость капитала, тыс. руб.

         We – доля собственного каптала  ( акционерного капитала) в структуре  источников средств, %

         De – ставка дохода  на собственный капитал, %

         Wd – доля долгосрочной задолженности в структуре источников, %

         Dd – стоимость долгосрочных  долговых обязательств.

         Подставляя имеющиеся значения в формулу 3, получим:

WACC = 80*12+20*6,5 = 1090

         Ели доля акционерного показателя снизится до 60 %, то получим:

WACC= 60*20 +12*6,5 = 1278

         Таким образом, в результате снижения доли собственного капитала до 60 %, стоимость капитала  увеличится на  188.

         При IRR= 12 %, компании следует принимать инвестиционный проект.

Задача 3.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Рассчитайте коэффициенты дисконтирования для оценки бюджетной эффективности инвестиционных проектов при ставке рефинансирования ЦБ РФ  - 16 % и следующих темпах инфляции – 5 %, 8 %, 12 %, сделайте выводы.

РЕШЕНИЕ

         Коэффициент дисконтирования определяется:

Е(r) = Rf +B*Rf,                    (4)

Где    E(r) –  коэффициент дисконтирования, %

         Rf –  ставка рефинансирования, %

         B -  темп инфляции, %

Тогда:

При темпе инфляции 5 % : 0,16+0,16*0,05= 0,168 или 16,8 %

При темпе инфляции 8 %: 0,16+0,16*0,08 =0,173 или 17,3 %

При темпе инфляции 12 %: 0,16+0,12*0,16 = 0,179 или 17,9 %

         Таким образом, с  ростом значения темпа инфляции наблюдается  рост значения коэффициента дисконтирования.

Задача 4.1.

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Выберите наиболее эффективный инвестиционный проект по критерию ЧДД



Таблица 7

Год

Денежный поток

Проект 1

Проект 2

Проект 3

Проект 4

0

-10000

-13000

-10000

-6000

1

6000

8000

5000

5000

2

6000

8000

5000

2000

3

2000

1000

5000

2000


РЕШЕНИЕ

Пусть норма дисконта (Ен) равна 12 %

Расчет представим в таблице 8

Таблица 8

Год

Денежный поток ДП

(1-Ен)t

ЧДД

Проект 1




0

-10000

1

-10000

1

6000

0,88

6818,182

2

6000

0,7744

7747,934

3

2000

0,61952

3228,306

ИТОГО



7794,421

Проект 2




0

-13000

1

-13000

1

8000

0,88

9090,909

2

8000

0,7744

10330,58

3

1000

0,61952

1614,153

ИТОГО



8035,64

Проект 3




0

-10000

1

-10000

1

5000

0,88

5681,818

2

5000

0,7744

6456,612

3

5000

0,61952

8070,764

ИТОГО



10209,19

Проект 4




0

-6000

1

-6000

1

5000

0,88

5681,818

2

2000

0,7744

2582,645

3

2000

0,61952

3228,306

ИТОГО



5492,769

Таким образом,  по проекту 3 значение чистого дисконтированного дохода максимально, поэтому именно проект 3 можно считать наиболее эффективным.

Задача 5.1

УСЛОВИЕ ЗАДАЧИ

Фимой предусматривается в течение 3 лет создание фонда инвестирования в размере 150 тыс. рублей. Фирма имеет возможность ассигнования на эти цели  ежегодно 41,2 тыс. руб., помещая их в банк под 20 % годовых. Какая сумма потребовалась бы фирме для создания фонда  в 150 тыс. руб., если бы она поместила бы ее в банк одномоментно на 3 года под 20 % годовых?

РЕШЕНИЕ

         1)Если бы фирма  поместила  150 тыс. руб. в банк одномоментно на 3 года под 20 %годовых, то текущая современная приведенная стоимость   фонда определилась бы:

,                    (5)

где    S –  сумма , тыс. руб.

         iс –  ставка , %

         n-  число лет

Откуда,

S = Р *(1+iс),                          (6)

S = 150*(1+0,2)3 = 259,2 ( тыс. руб.)

2) Если бы  фирма в течении 3 лет инвестировала  средства в фонд в размере 41,2 тыс. руб. ежегодно под 20 % годовых, то найдем современную стоимость потока платежей:

А1 = 41,2*(1+0,2) = 49,44 ( тыс. руб.)

А2 = 41,2* (1+0,2)2 =59,33 ( тыс. руб.)

А3 = 41,2*(1+0,2)3 = 71,19 ( тыс. руб.)

Тогда, общий аннуитет равен:

49,44+59,33+71,19 = 179,96 ( тыс. руб.)

Тогда, S = 179,96*(1+0,2)3 = 310,97 ( тыс. руб.)

Таким образом,  фирме выгодней  поместить  одномоментно  в банк на 34 год сумму для создания фонда в 150 тыс. руб.



















Список литературы

1)    Валдайцев С. В. Оценка бизнеса и управление стоимостью предприятия: Учеб. пособ.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 333 с.

2)    Есипов В.Е., Маховикова Г.А., Терехова В.В.  Оценка бизнеса: Учеб. – СПб.: Питер, 2001. – 325 с.

3)    Оценка бизнеса: Учеб./ Под ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000 . – 245 с.

4)    Оценка недвижимости: Учебник/ По ред. А.Г. Грязновой, М.А. Федотовой. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 454 с.

5)    Пратт Ш. Оценка бизнеса: анализ и оценка компаний закрытого типа. – м.: Финансы и статистика, 1995. – 245 с.

6)    Федотова М.А., Уткин В.А. Оценка недвижимости и бизнеса: Учебник. – М.: Ассоциация «Тандем» Изд- во ЭКМОС, 2000. – 299 с.

7)    Фридман Дж., Ордуэй Н. Анализ и оценка приносящей доход недвижимости: Пер с англ. – М.: Инфра- М, 1998. – 356 с.