Содержание


2.     Характеристика  специальной компетенции, осуществляющих  финансовую деятельность........................................................................................................ 3

12.      Понятие и значение государственного и муниципального кредита...... 9

22.  Основы  денежного обращения и расчетов. Наличные и безналичные  расчеты............................................................................................................................ 12

Задача 2............................................................................................................. 18

Задача 12........................................................................................................... 19

Задача 22........................................................................................................... 21

Список использованной литературы............................................................... 27

 

2.                 Характеристика  специальной компетенции, осуществляющих  финансовую деятельность.


К органам специальной компетенции относятся:

-         Министерство финансов РФ,

-         Федеральное казначейство,

-         Министерство по налогам и сборам,

-         Центральный банк,

-         Министерство  государственного  имущества.

Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями

Основными задачами Министерства финансов Российской Федерации являются:

1)       совершенствование бюджетной системы Российской Федерации, развитие бюджетного федерализма;

2)       разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в Российской Федерации;

3)       концентрация финансовых ресурсов на приоритетных направлениях социально-экономического развития Российской Федерации;

4)       разработка проекта федерального бюджета и обеспечение исполнения в установленном порядке федерального бюджета; составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

5)       разработка программ государственных заимствований и их реализация в установленном порядке от имени Российской Федерации; управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

6)       разработка и реализация единой политики в сфере развития финансовых рынков в Российской Федерации;

7)       участие в разработке и проведении единой политики в сфере формирования и использования государственных ресурсов драгоценных металлов и драгоценных камней;

8)       разработка единой методологии составления бюджетов всех уровней и отчетов об их исполнении;

9)       осуществление в пределах своей компетенции государственного финансового контроля;

10) обеспечение методологического руководства бухгалтерским учетом и отчетностью (кроме бухгалтерского учета и отчетности в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях), а также в соответствии с законодательством Российской Федерации аудитом в Российской Федерации (кроме аудита в банковской системе).

Министерство  Российской Федерации по налогам и сборам (МНС  России)   является   федеральным   органом  исполнительной  власти, осуществляющим  контроль  за соблюдением законодательства о налогах и  сборах,  правильностью  исчисления,  полнотой и своевременностью уплаты    налогов,    сборов   и   других   обязательных   платежей налогоплательщиками,  участвующим  в выработке налоговой политики и осуществляющим  ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты  всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме    налогов,   сборов   и   других   обязательных   платежей, обеспечивающим  межотраслевую координацию, государственный контроль и  регулирование  в области производства и оборота этилового спирта и  алкогольной  продукции,  а  также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.         Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и сборам является  юридическим  лицом,  имеет  бланк и печать с изображением Государственного    герба   Российской   Федерации   и   со   своим наименованием,   эмблему,   счета,  открываемые  в  соответствии  с законодательством Российской Федерации[1].                                                                  

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам  и  сборам осуществляет    возложенные    на   него   функции   и   полномочия непосредственно и через свои территориальные органы.              

Министерство  Российской  Федерации  по  налогам и сборам и  его  территориальные  органы  -  управления Министерства Российской Федерации  по  налогам  и сборам по субъектам Российской Федерации, межрегиональные  инспекции  Министерства  Российской  Федерации  по налогам  и  сборам,  инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и  сборам  по  районам,  районам  в  городах,  городам без районного  деления,  инспекции Министерства Российской Федерации по налогам  и  сборам межрайонного уровня (далее именуются - налоговые органы)   образуют   единую   централизованную   систему  налоговых органов.

Основными  задачами  Министерства  Российской  Федерации по налогам и сборам являются:                                         

      1) контроль  за  соблюдением   законодательства  о  налогах  и сборах,   правильностью  исчисления,  полнотой  и  своевременностью уплаты   налогов,   сборов   и   других   обязательных  платежей  в соответствующий  бюджет  и  государственные  внебюджетные  фонды  в соответствии с законодательством Российской Федерации;            

      2) участие  в  разработке и осуществлении налоговой политики с целью  обеспечения  своевременного  поступления  в  соответствующий бюджет  и  государственные  внебюджетные  фонды  налогов,  сборов и других обязательных платежей в полном объеме;                     

      3) осуществление   валютного   контроля   в   соответствии   с законодательством  Российской  Федерации о валютном регулировании и  валютном контроле в пределах компетенции налоговых органов;       

      4) осуществление   государственного  контроля  производства  и оборота  этилового  спирта,  изготовленного  из  всех  видов  сырья, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Федеральное казначейство – Единая централизованная система органов федерального казначейства (далее именуется - казначейство) состоит из Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации и подчиненных ему территориальных органов федерального казначейства по республикам в составе Российской Федерации, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу, городам (за исключением городов районного подчинения), районам и районам в городах. Органы казначейства являются юридическими лицами, имеют самостоятельные сметы расходов, текущие счета в учреждениях банков для выполнения хозяйственных функций, печати с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Органы казначейства несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них задач и подчиняются своему вышестоящему органу и руководителю казначейства - начальнику Главного управления федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации. Казначейство подчиняется Министру финансов Российской Федерации[2].

Банк России является юридическим лицом. Банк России имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием. Местонахождение центральных органов Банка России - город Москва.


Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Банк России выполняет следующие функции:

1)        во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает и проводит единую государственную денежно - кредитную политику;

2)        монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

3)        является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

4)        устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5)        устанавливает правила проведения банковских операций;

6)        осуществляет обслуживание счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7)        осуществляет эффективное управление золотовалютными резервами Банка России;

8)        принимает решение о государственной регистрации кредитных организаций, выдает кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостанавливает их действие и отзывает их;

9)        осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее - банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

10)   осуществляет самостоятельно или по поручению Правительства Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

11)   организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

12)   определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

13)   устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

14)   устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

15)   принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

16)   устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

17)   проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно - кредитных, валютно - финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

19) осуществляет иные функции



12.            Понятие и значение государственного и муниципального кредита.

 


Наличие бюджетного дефицита ставит перед государством задачу изыскания дополнительных финансовых ресурсов для его покрытия. Одним из способов привлечения дополнительных денежных средств в целях финансирования запланированных законом о бюджете рас­ходов выступает государственный и муниципальный кредит[3].

Государственный кредит как экономическая категория пред­ставляет собой систему денежных отношений, возникающих в свя­зи с привлечением государством на добровольных основах для ис­пользования временно свободных денежных средств граждан и хо­зяйствующих субъектов. Государственный кредит как правовая ка­тегория — это самостоятельный институт финансового права, совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общест­венные отношения, складывающиеся в процессе привлечения госу­дарством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях добровольности, возвратности, сроч­ности и возмездности в целях покрытия бюджетного дефицита и регулирования денежного обращения, а также предоставления го­сударством денежных средств в кредит зарубежным государствам и иным субъектам международного права.

Государство использует государственный кредит для обеспече­ния постоянного процесса финансирования различных потребно­стей государства. Полученные таким образом средства поступают в распоряжение органов государственной представительной и ис­полнительной власти, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы. Они направляются на покрытие бюджетного дефицита. В последующем источником погашения государственных займов и выплат процентов по ним выступают средства бюджета.

Важностью возникающих в процессе функционирования госу­дарственного кредита общественных отношений обусловлено их правовое регулирование[4]. Правовой основой государственного кре­дита в первую очередь является Конституция Российской Федера­ции, где в п. 3 ст. 104 говорится, что «законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске госу­дарственных займов, об изменении финансовых обязательств госу­дарства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, по­крываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Феде­рации». Пункт 4 ст. 75 Конституции РФ закрепляет, что государственные займы выпускаются в порядке, определяемом федеральным законом, и размещаются на добровольной основе. Помимо консти­туционных норм правовую основу государственного кредита с 1 ян­варя 2000 г. образуют соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июля 1999 г. № 162-ФЗ «О порядке перевода государственных ценных бумаг СССР и сертификатов Сберегательного банка СССР в целевые дол­говые обязательства Российской Федерации», а также иные законы и подзаконные нормативные акты.

Специфика финансовых правоотношений, складывающихся в области государственного (муниципального) кредита, заключает­ся в том, что в названных отношениях государство выступает в роли должника, заемщика, гаранта. Несмотря на это именно оно в одностороннем порядке определяет условия проведения государ­ственных займов, предоставления гарантий и т.д., что обусловлено государственно-властным характером финансово-правовых норм. Юридические и физические лица, добровольно вступившие в на­званные правоотношения, обязаны выполнять все названные ус­ловия.

Как экономическая категория государственный кредит находится на стыке двух видов денежных отношений — финансов и кредита, и, как следствие, несет в себе основные черты и финансов, и кре­дита. В качестве звена финансовой системы с помощью государст­венного кредита государство формирует и использует централизо­ванные денежные фонды государства[5].

Как один из видов кредита государственный кредит имеет ряд специфических черт, к которым можно отнести добровольный ха­рактер этих отношений; возвратный и платный характер; в отличие от банковского кредита, где в качестве обеспечения выступают ма­териальные ценности, при заимствовании средств государством обеспечением кредита служит все имущество, находящееся в его собственности; привлекаемые в результате государственного креди­та средства имеют специфический целевой характер — они направ­ляются на погашение бюджетного дефицита (в то же время на уровне субъекта Российской Федерации или муниципального обра­зования привлекаемые таким образом средства могут иметь четко выраженную целевую направленность); государственный кредит носит срочный характер, в Бюджетном кодексе оговорено, что го­сударственные и муниципальные долговые обязательства не могут превышать соответственно 30 и 10 лет.[6]

Государственный кредит как финансовая категория выполняет три функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция обеспечивает формирование центра­лизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности, возвратности; В нашей стране поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. При непроизводи­тельном использовании мобилизованных в результате государствен­ных займов капиталов, например финансировании за их счет воен­ных или социальных расходов, единственным источником их пога­шения становятся налоги либо новые займы.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется в том, что государство, вступая в кредитные отношения, прямо или опосредованно воздействует на состояние денежного обращения, процесс производства, занятость населения, уровень процентных ставок, в конечном счете — на финансовую политику.

Специфика контрольной функции в государственном кредите проявляется в том что с ее помощью контролируется целевое ис­пользование средств, сроки их возврата и своевременность уплаты процентов.

 

22.  Основы  денежного обращения и расчетов. Наличные и безналичные  расчеты.


Под правовым регулированием  денежного обращения страны понимают совокупность правовых норм, инструментов и методов, их представляющих, обеспечивающих  эффективное, безопасное функционирование  денежного обращения государства,  адекватное потребностям  хозяйствующих субъектов  национальной экономики[7].

Главными  задачами  правового  регулирования  денежного обращения  в России  являются:

-                      обеспечение четкого разделения  правовых полномочий  и ответственности в сфере  денежного обращения между  Президентом РФ, законодательной и исполнительной властями;

-                      поддержание необходимого  темпа роста денежной массы в обращении  и правильного  соотношения  между наличным и безналичным денежным  обращением с целью стабильного и эффективного функционирования  экономики страны;

-                      обеспечение  законодательной и исполнительной  власти  правовыми  нормами и инструментами, позволяющими  оперативно регулировать  и контролировать  денежное обращение в стране[8].

Распределение полномочий  в сфере регулирования денежного  обращения закреплено в Конституции РФ. Так, в ст. 71 п. «ж» отмечено, что  такие вопросы , как «установление  правовых  основ единого  рынка;  финансовое, валютное, кредитное,  таможенное регулирование,  денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки», находятся в ведении Российской Федерации, и самостоятельное решение  данных вопросов  субъектами  рассматривается как  нарушение государственной целостности.  В  соответствии со ст. 106 Конституции РФ за Советом Федерации и Государственной Думой  закреплены их исключительные полномочия  «по вопросам  финансового,  валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии».

Важная роль в организации  денежного обращения  в России отведена  Конституцией  РФ Президенту РФ, который  в соответствии с п. «г» ст. 83 «  представляет   Государственной  Думе   кандидатуру   для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации;  ставит   перед   Государственной   Думой   вопрос   об освобождении  от   должности   Председателя   Центрального   банка Российской Федерации», что  позволяет ему через персоналии проводить  определенную политику  в денежной сфере. При этом во избежание злоупотреблений со стороны Президента РФ в кадровом вопросе  Государственная Дума назначает  на должность и освобождает от должности Председателя Центрального Банка РФ (п. «в» ст. 103 Конституции РФ).

Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ (п. «б» ст. 114) как исполнительный орган власти «обеспечивает  проведение  в  Российской  Федерации  единой финансовой, кредитной и денежной политики». Особая роль в осуществлении денежной политики  государства возлагается  в соответствии со ст. 75 Конституции РФ на Центральный  банк РФ. Данной статьей на Центральный банк  РФ возложены исключительное право денежной эмиссии, а так же основная функция  по организации денежного обращения  России, которую он должен осуществлять  независимо от других органов  государственной власти, - защита  и обеспечение  устойчивости российского рубля.

Конкретизация целей , задач, полномочий и ответственности Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения  России дана  в федеральных закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Данные законы  определяют роль и место Центрального банка РФ в организации и регулировании  национального денежного  обращения.

На Центральный  банк РФ  возложена  функция оперативного  регулирования  денежным обращением в  РФ.  Согласно ст. 861 ГК РФ  Расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением  ими предпринимательской  деятельности,   могут  производиться   наличными деньгами    без  ограничения  суммы  или  в  безналичном порядке.                                                              Расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с  участием граждан,   связанные   с   осуществлением   ими   предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут  производиться также  наличными деньгами,  если иное  не установлено законом.    Безналичные расчеты  производятся через банки,  иные кредитные организации (далее - банки), в которых открыты соответствующие счета, если иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой  формой  расчетов.                                                           

Банк России, выполняя  установленные ГК РФ  строгие  разграничения между  наличными и безналичными  денежным  обращением , придает особо  важное  значение нормативному регулированию наличного  денежного обращения. Основными документами  , принятыми  ЦБ РФ, регулирующими данную  сферу являются:

-                 Положение «О правилах организации наличного денежного обращения  на территории РФ»

-                 Инструкция   по эмиссионно-кассовой  работе в учреждениях  Банке России

-                 Положение «О порядке  ведения кассовых операций на территории РФ.

   Центральным по  своей значимости является Положение  №14-П, которое  обязательно для выполнения  территориальными  учреждениями Банка России, расчетно-кассовыми центрами, кредитными организациями и их филиалами, включая учреждения Сберегательного банка РФ, а так же  организациями, предприятиями и учреждениями на территории России.  В данный нормативный  документ  заложены  черты базовых  метода  регулирования  наличного денежного  обращения в РФ:

-                 прогнозирование,

-                 лимитирование,

-                 системное банковское контролирование,

-                  ответственность за невыполнение лимитов.

В соответствии с Положением №14-П организациям,  предприятиям , учреждениям независимо от  организационно-правовой формы предписано хранить  свободные денежные  средства в учреждениях  банков  на соответствующих счетах на договорных условиях-. Наличные денежные средства , поступающие в кассы предприятий, подлежат сдаче в учреждения банков для последующего  зачисления  на счета этих предприятий.

Порядок и сроки сдачи  наличных денег устанавливаются  обслуживающими учреждениями банков каждому предприятию по  согласованию с их руководителями  исходя из необходимости  ускорения   оборачиваемости денег и своевременного поступления  их в кассы  в дни работы учреждений банков.

Положением №14 определено, что в кассах предприятий могут храниться  наличные деньги в пределах лимитов , устанавливаемых  обслуживающими их  учреждениями банков по согласованию с руководителями  этих предприятий. Лимит остатка  наличных денег в кассе устанавливается  учреждениями банков  ежегодно независимо  от организационно-правовой формы  и сферы деятельности, имеющим кассу и осуществляющим  налично-денежные расчеты. Для этого предприятие  представляет в учреждение банка, осуществляющее  его расчетно-кассовое обслуживание, «Расчет на установление  предприятию лимита остатка кассы и оформление  разрешения  на расходование   наличных денег из выручки, поступающей в его кассу».

Предприятия  обязаны  сдавать  в учреждения банков  все  наличные  деньги  сверх установленных лимитов  остатков наличных денег в  кассе. Они могут хранить  в своих кассах  наличные деньги сверх установленных лимитов  только для выдачи  на заработную плату,  выплаты социального характера  и стипендии и , как правило  не свыше трех рабочих дней.

На коммерческие банки Положением  № 14 кроме установленных лимитов  кассы  своими клиентам  возлагаются  и следующие обязанности:

-    обеспечения  своевременной  выдачи  клиентам наличных  денег для нужд,

-    проверка соблюдения  предприятиями  определенного Банком  России порядка  ведения  операций     и работы  с денежной наличностью,

-    проверка соблюдения  предприятиями  лимитов  расчетами наличными деньгами,

-    ежегодное  прогнозирование кассовых  оборотов наличных денег.

   Как правило, выдача наличных денег банками  своей клиентуре  производится за счет  текущих  поступлений  денежной  наличности в их операционные кассы.

    В соответствии с Положением № 14  территориальные учреждения Банка России  осуществляют контроль  за работой коммерческих  банков  по организации наличного денежного оборота, соблюдению предприятиями  порядка  ведения кассовых операций  и работы с денежной наличностью. В этих целях  территориальные учреждения  Банка России  и расчетно-кассовые центры проводят проверки  в кредитных организациях.

   В целом  существующую систему   нормативного регулирования  наличного  денежного обращения, созданную усилиями   Центрального  Банка РФ, можно охарактеризовать  как четкую  и строго регламентированную.[9] 

Задача 2.


Жительница г. Мирный  Рудакова  Е.В. приехала в гости к сыну в г. Омск. Через  несколько  дней  после  приезда она заболела. Сын вызвал  врача из местной поликлиники. Приехавший врач  попросил Рудакову  предъявить медицинский полис. Выяснив, что  полис выдан в г. Томске врач отказал  в медицинской помощи.

Дайте понятие  страхового права и страховых правоотношений.

Составьте схему отношений, регулируемых  финансовым правом в области страхования

Правомерно ли поступил врач.

Дайте  правовую оценку ситуации.

Каковы дальнейшие действия  Рудаковой.


Решение.

Страхование — система экономических отношений, включающая обра­зование за счет предприятий, организаций и населения специального фонда средств и его использования для возмещения ущерба в имуществе от стихий­ных бедствий и других неблагоприятных случайных явлений, а также для оказания гражданам (или их семьям) помощи при наступлении различных событий в их жизни (достижение определенного возраста, утрата трудоспо­собности, смерть и т.д.)       «Страхование - такой вид необходимой общественно полезной деятельности, при которой граждане и организации заранее страхуют себя  от неблагоприятных последствий в сфере их материальных и личных нематериальных благ путем внесения денежных взносов в особый фонд специализированной организации (страховщика), оказывающей страховые услуги, а эта организация при наступлении указанных последствий выплачивает за счет средств этого фонда страхователю или иному лицу обусловленную сумму»

В соответствии со ст. 1 ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ» Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования - гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.

В соответствии со ст. 5 ФЗ «О медицинском страховании граждан РФ»  Каждый гражданин, в отношении которого заключен договор медицинского страхования или который заключил такой договор самостоятельно, получает страховой медицинский полис. Страховой медицинский полис находится на руках у застрахованного. Страховой медицинский полис имеет силу на всей территории Российской Федерации, а также на территориях других государств, с которыми Российской Федерации имеет соглашения о медицинском страховании граждан.

Таким образом, врач не правомерно отказал Рудаковой в оказании медицинской помощи.


Задача 12.


 Совет директоров ЗАО «Нэфси» принял решение  о создании банка, в  котором  единственным учредителем являлось ЗАО «Нэфси». Юридическому отделу ЗАО была  поставлена  задача  по подготовке соответствующего  пакета  документов и  оформлении  решения о создании.

Дайте понятие коммерческого банка, как вида кредитной организации.

Дайте понятие  регистрации и  лицензирования кредитных организаций.

Определите перечень мероприятий, которые  должны быть  проведены в ЗАО для создания коммерческого  банка.

Перечислите требования, предъявляемые  к учредителям коммерческого  банка.

Решение.

В соответствии со ст. 2.1., 2.2 Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 23 июля 1998 г. N 75-И. Учредителями кредитной организации могут быть лица, участие которых в кредитной организации не запрещено действующим законодательством. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его регистрации. Юридическое лицо - учредитель должно иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собственных средств для внесения в уставный капитал кредитной организации, действовать в течение трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта Российской Федерации и местным бюджетом за последние три года. При определении достаточности собственных средств учредителя, приобретающего более 20% долей (акций) кредитной организации, не учитываются доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении с другим учредителем кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале), а также доли (акции) в части, находящейся в перекрестном владении учредителя и кредитной организации (взаимное участие в уставном капитале). Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой в течение последних шести месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций. Достаточность средств учредителя, являющегося кредитной организацией, определяется исходя из показателя собственных средств (капитала). Заключение, содержащее оценку финансового положения кредитной организации - учредителя, представляет территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации.

Учредители  ЗАО должны для государственной регистрации кредитной организации и выдачи лицензии на осуществление банковских операций не позднее чем через месяц после подписания учредительного договора и (или) утверждения устава общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью либо после подписания договора о создании и утверждения устава акционерного общества представляют в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации . подготовит  весь паке документов необходимых для государственной регистрации и выдачи лицензии.


Задача 22.


ЗАО «Капитал» имеет  намерение заключить  с французской  парфюмерной  компанией  экспортную сделку.

Раскройте  механизм осуществления экспортной сделки, установленный Банком России.

Какова система расчетов  при осуществлении экспорта – импорта.

Что такое паспорт сделки.

Раскройте правила оформление паспорта следки.


Решение.

В соответствии с ФЗ о т 8 декабря 2003 года N 164-ФЗ Об основах государственного регулирования внешнеторговой  деятельности паспорт сделки это  документ, необходимый для контроля за внешней торговлей товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, осуществляемой на основании внешнеторговых бартерных сделок;

В соответствии с Инструкция Центральный банк Российской Федерации  N 91-И Государственный таможенный комитет РФ N 01-11/28644 О порядке осуществления валютного контроля за обоснованностью  оплаты резидентами импортируемых товаров от 4 октября 2000 г.Строка "Паспорт импортной сделки N", а также дата подписания ПСи, указываемая под данной строкой, заполняются Банком Импортера. В строке "Паспорт импортной сделки N" указывается код ПСи, состоящий из четырех частей, разделенных наклонной чертой: - первая часть состоит из одной арабской цифры "2", означающей, что данный ПСи предназначен для валютного контроля за обоснованностью оплаты импортируемых товаров; - вторая часть состоит из восьми цифр, составляющих код по ОКПО уполномоченного банка или его филиала, осуществляющего информационный обмен между Банком Импортера и ГТК России; если Банк Импортера самостоятельно осуществляет информационный обмен с ГТК России - код по ОКПО Банка Импортера; - третья часть состоит из трех цифр, означающих порядковый номер, присвоенный Банком Импортера переоформленному ПСи (оформляемому в соответствии с требованиями раздела 3 настоящей Инструкции); - четвертая часть состоит из десяти цифр, означающих номер ПСи, присвоенный Банком Импортера. В первых двух позициях четвертой части кода ПСи может указываться: если Банком Импортера по данному ПСи является уполномоченный банк (филиал уполномоченного банка), код по ОКПО которого указан во второй части кода ПСи, - "00"; если Банком Импортера по данному ПСи является филиал уполномоченного банка (иное структурное подразделение уполномоченного банка), осуществляющий информационный обмен с ГТК России (по согласованию с последним) через головную организацию или другой филиал уполномоченного банка, код по ОКПО которого указан во второй части кода ПСи, - номер, присвоенный Банку Импортера головной организацией уполномоченного банка для целей информационного обмена с ГТК России. Во вторых двух позициях четвертой части кода ПСи указывается код структурного подразделения Банка Импортера, в котором находится Счет Импортера (счет Импортера - если Контрактом предусмотрена оплата товаров только путем передачи Импортером векселей, по которым Импортер не является плательщиком). Если Счет Импортера (счет Импортера) ведется в Банке Импортера - указывается "00". В последних шести позициях четвертой части кода ПСи указывается номер ПСи, присвоенный Банком Импортера. Под строкой "Паспорт импортной сделки N" указывается дата подписания ПСи Банком Импортера. В случае переоформления ПСи на основании изменений и / или дополнений к Контракту дата подписания первоначального ПСи переносится в переоформленный ПСи. Раздел "Реквизиты Банка Импортера" заполняется следующим образом. В строке "Код по ОКПО" указывается восьмизначный код по ОКПО Банка Импортера, присвоенный ему органами государственной статистики. В строке "Наименование" указывается полное наименование Банка Импортера, от имени которого подписан данный ПСи. В строке "Регистрационный номер" указывается регистрационный номер, присвоенный Банку Импортера и занесенный в Книгу государственной регистрации кредитных организаций. Если Счет Импортера ведется в головной организации уполномоченного банка, указываются только первые 4 (четыре) знака регистрационного номера Банка Импортера. Если Счет Импортера ведется в филиале уполномоченного банка, указываются все знаки регистрационного номера. В строке "Почтовый адрес" указывается полный почтовый адрес Банка Импортера. Раздел "Реквизиты Импортера" заполняется следующим образом: В строке "Код по ОКПО" указывается восьмизначный код Импортера, присвоенный ему органами государственной статистики. В строке "Наименование" указывается полное наименование Импортера, подписавшего ПСи. При заполнении данной строки допускается использование сокращенного названия организационно - правовой формы юридического лица. В строке "Юридический адрес" указывается полный юридический адрес Импортера. В строке "Дата государственной регистрации" указывается дата государственной регистрации Импортера (дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя; дата государственной регистрации юридического лица). В строке "Номер налогоплательщика (ИНН)" указывается номер, присвоенный Импортеру при регистрации в налоговых органах. В строке "Номер Счета" указывается номер Счета Импортера в Банке Импортера. Если расчеты по Контракту осуществляются через несколько Счетов в Банке Импортера, в данной строке указывается номер любого Счета, через который предполагается осуществлять расчеты за импортируемые по Контракту товары. При этом в разделе "Особые отметки Банка Импортера" следует указать номера остальных Счетов Импортера в Банке Импортера, через которые предполагается производить расчеты по Контракту. Если Контрактом предусмотрена оплата товаров только векселями в иностранной валюте или в валюте Российской Федерации, по которым Импортер не является плательщиком, в данной строке указывается номер любого счета Импортера в Банке Импортера. При оформлении ПСи по Контрактам, предусматривающим поставки товаров в счет государственных кредитов в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации, в графе "Номер счета" указывается номер счета в Банке Импортера, на котором учитывается задолженность по соответствующему государственному кредиту. В этом случае в разделе "Особые отметки Банка Импортера" указывается наименование и дата межправительственного соглашения, во исполнение которого заключен Контракт. Раздел "Реквизиты иностранного контрагента по Контракту" заполняется следующим образом. В строке "Наименование" указывается наименование иностранного контрагента - продавца импортируемого товара так, как он указан в Контракте, на основании которого составлен данный ПСи. В строке "Код страны / Страна" указываются цифровой код и наименование страны, в которой, исходя из реквизитов Контракта и по сведениям Импортера, иностранный контрагент по Контракту (продавец) зарегистрирован в качестве предпринимателя, в соответствии с Общероссийским классификатором стран мира ОК 025-95, введенным в действие Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 27 декабря 1995 года N 641. Раздел "Реквизиты и условия Контракта" заполняется следующим образом. В строке "Номер" указывается номер Контракта, на основании которого составлен данный ПСи. В случае переоформления ПСи в связи с внесением изменений и / или дополнений в Контракт в данной строке после номера основного Контракта через запятую указываются номер и дата дополнений к Контракту, на основании которых производится переоформление ПСи. В строке "Дата" указывается дата подписания Контракта. В строке "Сумма Контракта" указывается общая сумма сделки в соответствии с условиями Контракта в валюте, указанной в графе "Код валюты цены / Валюта цены" ПСи. Если стоимость импортируемых товаров определена в нескольких валютах, производится ее пересчет в валюту цены с использованием курсов иностранных валют к рублю Российской Федерации, установленных Банком России на дату подписания ПСи Импортером. Если условиями Контракта помимо импорта товаров, оплачиваемых иностранной валютой, валютой Российской Федерации, векселями в иностранной валюте или валюте Российской Федерации, предусматривается проведение товарообменных операций либо импорт работ (услуг, результатов интеллектуальной деятельности), в разделе "Особые отметки Банка Импортера" ПСи необходимо указать только стоимость импортируемых товаров, оплачиваемых в денежной форме или с использованием векселей. В случае невозможности определения точной суммы Контракта (при покупке товаров, цены на которые будут определяться на аукционе, бирже и т.д.) в ПСи указывается ориентировочная сумма Контракта, определяемая Импортером самостоятельно, исходя из известных ему на момент оформления ПСи сведений. При этом в разделе "Особые отметки Банка Импортера" ПСи указывается: "Сумма Контракта может быть изменена". В строке "Код валюты цены / Валюта цены" указываются цифровой код и наименование валюты, в которой определена Сумма Контракта, согласно Общероссийскому классификатору валют ОК 014-94, утвержденному Постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 года N 365, либо Классификатору валют по межправительственным соглашениям, используемых в банковской системе Российской Федерации, введенному в действие распоряжением Банка России от 28 июля 1997 года N Р-212. Если по условиям Контракта стоимость импортируемых товаров определена в нескольких валютах, в данной строке указываются цифровой код и наименование валюты, в которой, согласно Контракту, оценивается наибольшая по стоимости часть товаров. Если в соответствии с условиями Контракта оценить наибольшую по стоимости часть импортируемых товаров не представляется возможным, в данной строке указываются цифровой код и наименование любой, по выбору Импортера, валюты, в которой определена стоимость импортируемых по Контракту товаров. В строке "Последняя дата" указывается наиболее поздняя из следующих дат: дата завершения таможенного оформления на территории Российской Федерации в отношении последней партии импортируемого по Контракту товара; дата осуществления последней оплаты импортируемых по Контракту товаров. Указанная дата рассчитывается Импортером самостоятельно, исходя из условий Контракта, на основании которого оформлен данный ПСи. Ввиду того, что завершение таможенного оформления в отношении последней партии ввозимого по Контракту товара может производиться позднее завершения исполнения иностранным контрагентом (продавцом) всех своих обязательств по Контракту, в строке "Последняя дата" ПСи может быть указана дата более поздняя, чем предусмотренные Контрактом сроки исполнения сторонами своих взаимных обязательств. В строке "Срок оплаты" указывается код расчетного срока оплаты товара по Контракту





Список использованной литературы.

Нормативные правовые акты.

Конституция РФ. – М., 1997.

Налоговый кодекс РФ. – М., 2003.

Федеральный закон от 10 июля 2002 года N 86-ФЗО Центральном банке Российской Федерации (Банке России)

Указ Президента РФ от 8 декабря 1992 г. N 1556 О федеральном казначействе

Постановление правительства от 16 октября 2000 г. «О министерстве Российской Федерации по налогам и сборам»

Научная литература.

Апель А.Л. основы финансвового права. – СПб., Питер. – 2003. – 126с.

Апель А. Основы налогового права. – СПб., 2003. – 159с.

Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. -  495с.

Грачев Е., Соколов Э. Финансвое право. – М., 1998. – 240с.

Далан Э. Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика. – СПб.,  1993. – 446с.

Деньги, кредит, банки. //Справочное пособие. Под редакцией Г.И.Кравцовой, 1994г.

Коваль Л. Налоги и налогообложение. – М., 2001. – 270с.

Петрова Г.В. Налоговое право. – М., ИНФРА – М, 1999. – 271 с.

Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – 600с.

Основы экономической теории  /под. общ. ред. Э.И.Лобковича. -  М., 1998

Россолов М.М. Финансвовое право. – М., 2000.

Нуриев  Р.М. Деньги, банки и денежно-кредитная политика. – М., 1995. – 284 с.

Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов / под ред.проф. Л.А.Дробозиной. – М.:Финансы, ЮНИТИ, 1997.

Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  536с.

Эдвин Дж.долан . Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург Оркестр, 1994.



[1] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 35.

[2] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – С. 57.

[3] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 145.

[4] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – С. 165.

[5] Горбунов О. Финансовое право. – М., Юристъ, 2002. – С. 147.

[6] Химичева Н.И. Финансовое право. – М.: Юристъ, 1999. – С. 165.

[7] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  с. 76

[8] Финансовое право./  О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева. – М., 2003. -  с. 77

[9]             Эдвин Дж.долан . Деньги, банки и денежно-кредитная политика. Санкт-Петербург: Санкт-Петербург Оркестр, 1994. – С. 86.