Содержание

 

Введение. 3

1. Сущность финансовой санации. 4

2. Несостоятельность (банкротство) как основание для проведения санации. 6

3. Виды санации. 9

4. Финансовая санация по решению арбитражного суда. 12

5. Санация путем реорганизации (реструктуризации) 15

Заключение. 20

Список литературы.. 21

Введение

Санация – система мер (субсидии, льготные кредиты, льготное налогообложение, полная или частичная национализация и др.), проводимых банками страны для предотвращения банкротства или повышения конкурентоспособности предприятий[1].

Мероприятия по оздоровлению финансовой системы России могут дать положительные результаты только при условии санации финансов базового звена экономики - предприятий.

Процедура санации по делам о банкротстве пока еще не получила распространения и применяется достаточно редко. Так, за 2002 год всеми арбитражными судами было вынесено только 28 постановлений об утверждении условий санации.

Основное содержание реструктуризации состоит в полной или частичной смене собственника уставного фонда этого юридического лица. Министерством экономики России утверждены методические рекомендации по проведению реструктуризации (реорганизации) государственных предприятий. 

Цель – рассмотреть санацию как экономическую категорию, необходимость ее проведения.

Задачи работы – рассмотреть сущность санации; рассмотреть банкротство (несостоятельность) как основание для проведения санации;

 

1. Сущность финансовой санации



В последнее время в стране наблюдается стабильная тенденция к увеличению количества финансово-несостоятельных предприятий (в 1993 году убыточным было каждое двенадцатое предприятие; в 1994г. - каждое девятое; в 1995г. - каждое пятое; в 1996г. - 30%, а в 1997г. - 45% всех субъектов хозяйствования работали с убытками). Как следствие, наибольшее количество исковых заявлений в арбитражные суды поступает в связи с банкротствами предприятий. Так, в 1996 году суды приняли к рассмотрению 9500 таких заявлений, из них было реально рассмотрено - 3600 дел и только 1700 предприятий было признано банкротами. В то же время, банкротство предприятия и его ликвидация означает не только убытки для его акционеров, кредиторов, производственных партнеров, потребителей продукции, но и уменьшение размеров налоговых поступлений в бюджет, а также увеличение безработицы, что в свою очередь может служить одним из факторов макроэкономической нестабильности. Существенным является то, что среди предприятий, дела о банкротстве которых находятся на рассмотрении, значительный удельный вес таких, которые временно оказались в затруднительном положении и при условии проведения их финансовой санации могут рассчитаться с долгами и продолжить свою финансово хозяйственную деятельность. Однако, вследствие несовершенного законодательства, отсутствия необходимого технико-методического обеспечения процессов санации, дефицита квалифицированного в этих вопросах финансового менеджмента и других субъективных и объективных причин, многие из потенциально жизнеспособных предприятий, в том числе тех, которые относятся к приоритетным отраслям народного хозяйства России, становятся потенциальными банкротами.

В чем же состоит сущность финансовой санации предприятии?

Термин «санация» происходит от латинского «хапаге» и переводится как оздоровление.

Финансово-кредитный словарь трактует это понятие, как систему мероприятий, проводимых для предотвращения банкротств промышленных, торговых, банковских монополий. Тут же определено, что санация осуществляется путем:

·        слияния находящихся на грани банкротств предприятий с более мощной компанией;

·        выпуска новых ценных бумаг (акций или облигаций) для мобилизации денежного капитала;

·        увеличения банковских кредитов и предоставления правительственных субсидий;

·        уменьшения размера процентов по облигациях, выпущенным предприятием, и отсрочки их погашения;

·        полной или частичной покупки государством акций предприятия, находящегося на грани банкротства.

2. Несостоятельность (банкротство) как основание для проведения санации

В гражданском обороте часто возникают ситуации, в которых отдельные участники оказываются не в состоянии исполнить свои обязательства, и особенно обязательства денежного характера.

Неплатежеспособность может быть вызвана отсутствием или нехваткой наличных средств, которыми мог бы распорядиться должник на момент наступления срока платежа, но такие средства у должника появятся, когда он, будучи кредитором в других правоотношениях, получит удовлетворение своих требований. Хотя в данный конкретный момент времени должник является неплатежеспособным, но при составлении баланса его имущества на этот момент обнаруживается превышение актива над пассивом.

Такое состояние имущества неплатежеспособного должника называют практической неплатежеспособностью, и проблема ее разрешения часто бывает вопросом времени, а для принудительного исполнения должником своих обязательств оказывается достаточным применения норм гражданского права, регулирующих вопросы ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств.

Совсем иначе складывается положение, когда в имуществе должника имеет место превышение пассива над активом и должник при обычном ведении дела не может погасить все свои обязательства, срок платежа по которым уже наступил. Должник впал в состояние неплатежеспособности, которая по своему характеру абсолютна[2].  

     Под несостоятельностью понимается удостоверенная судом абсолютная неплатежеспособность должника. Очень часто в качестве синонима термина «несостоятельность» употребляется слово итальянского происхождения «банкротство».

Однако необходимо отметить, что термин «банкротство» имеет и узкое, строго специальное значение, описывающее частный случай несостоятельности, когда неплатежеспособный должник совершает уголовно-наказуемые

Деяния, наносящие ущерб кредиторам.

Иными словами, банкротство-это уголовно-правовая сторона несостоятельности. В настоящее время в большинстве стран нормы, регулирующие уголовно-правовые вопросы, исключены из законов несостоятельности, инкорпорированы в уголовные кодексы и применяются только по отношению к физическим лицам.

Для описания отношений, возникающих при несостоятельности с уголовно-правовым элементом, применяется выражение «злостное банкротство».

Отношения, возникающие в результате и в связи с абсолютной неплатежеспособностью должников, регулируются целым комплексом норм материального и процессуального характера, образующих специфический институт гражданского и торгового права - несостоятельность.

Первые законы, регулировавшие вопросы несостоятельности, относятся к середине 21 века. Законодатель того времени видел свою задачу в превентивном воздействии на торговый оборот, устанавливая жесткие нормы уголовного характера.

Однако, как показывает практика, даже самые жесткие санкции, налагаемые на несостоятельных должников, не могли предотвратить новых банкротств, более того, должники, опасаясь уголовного наказания, продолжали коммерческую деятельность и все более ухудшали положение своих кредиторов.

Постепенно увеличивалось количество норм гражданско-правового характера, законодательство становилось все более «цивильным», существенно менялись цели законодательства о несостоятельности.

Уже в первой половине 20 века основной целью законодательства было прежде всего обращение имущества банкротов наличные деньги для распределения их между кредиторами, а затем освобождение добросовестного должника от бремени задолженности и предоставление ему возможности начать все сначала без обязательств и долгов, возникших из-за коммерческой неудачи.

     В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм, направленных на сохранение предприятия должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.

На пути к достижению этих главных целей современное законодательство, используя в разных странах различные юридико-технические приемы, решает ряд практически важных вопросов:                                                

1)охрана интересов кредиторов от недобросовестных действий должника;

2)охрана интересов одних от недобросовестных действий других кредиторов;                               

3)охрана интересов должника от недобросовестных действий его кредиторов.

Несостоятельность является одним из немногих институтов  гражданского права, в регулировании которого законодательные органы всех стран сыграли решающую роль и в настоящее время проявляют чрезвычайную активность.

 Институт несостоятельности начал развиваться в средние века прежде всего как институт торгового права. Субъектами законодательства являлись физические лица, занимающиеся торговлей. Когда на смену индивидуальным предпринимателям пришли их объединения - торговые товарищества, специальное законодательство начинает распространять свое действие и на юридических лиц торгового права, прежде всего на акционерные общества.

В настоящее время законодательство предусматривает целый комплекс норм, направленных на сохранение предприятия - должника путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа.

С момента принятия судом ходатайства к производству до судебного объявления должника несостоятельным могут быть приведены в действие различные средства правовой защиты интересов кредиторов, по существу направленные на охрану имущества. Весь этот комплекс включает нормы гражданского, административного и уголовно-правового характера.

Законодательство о реорганизации/банкротстве дает предпринимателям, честно заявляющим о своем банкротстве, возможность реорганизовать свое производство и вновь обрести финансовую стабильность.

Наличие правовых основ для реорганизации предприятия стимулирует предпринимательскую деятельность, позволяя инвестировать производство, и смягчая наиболее болезненные результаты неудачи в ведении бизнеса.

Наличие справедливой нормативной базы для проведения процесса о реорганизации/банкротстве, или экономической реорганизации, позволяет коммерческому предприятию вновь прийти к финансовому благополучию, обновить производство.

Реорганизация предприятия должна быть проведена, а банкротство объявлена только в соответствии с законодательством, предназначенным для того, чтобы освобождая должника от его финансовых обстоятельств, обеспечить при этом защиту интересов и прав кредиторов[3].

3. Виды санации

Различают досудебную и судебную санации.

Досудебная санация – процедура, когда собственником предприятия, кредитором и заинтересованным в деятельности предприятия инвестором оказывается финансовая помощь предприятию-должнику. Ходатайство о проведении санации должно быть подано в арбитражный суд.

Арбитражный суд удовлетворяет ходатайство о санации, если есть реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия.

Внешнее управление (судебная санация) – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему.     Внешнее управление имуществом должника состоит в назначении арбитражным судом специального управляющего, если есть основания полагать, что причиной тяжелого финансового положения должника является неудовлетворительное управление организацией и имеется реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия-должника, с целью продолжения его деятельности путем осуществления организационных и экономических мероприятий.

Внешнее управление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Внешнее управление вводится на срок не более 12 месяцев, который может быть продлен не более чем на 6 месяцев.

С момента введения внешнего управления:

1) руководитель предприятия-должника отстраняется от должности, а управление делами возлагается на внешнего управляющего;

2) прекращаются полномочия органов управления должника и собственника имущества должника – унитарного предприятия; полномочия руководителя должника и иных органов управления должника переходят к внешнему управляющему, за исключением полномочий, переходящих в соответствии с федеральным законом к другим лицам (органам). Органы управления должника в течение трех дней с момента назначения внешнего управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей внешнему управляющему;

3) снимаются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

4) аресты имущества должника и иные ограничения должника по распоряжению принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

5) вводится мараторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и обязательным платежам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом о несостоятельности (банкротстве).

Мораторий означает, что в период внешнего управления штрафы и пени не увеличиваются. По окончании этого периода кредиторы могут требовать выплаты неустоек, штрафов, пеней, накопившихся к моменту введения внешнего управления. Мораторий распространяется на «старые» долги предприятия, срок которых наступил до введения вешнего управления. При этом не допускаются безакцептные списания средств со счета должника, а исполнение ряда имущественных взысканий приостанавливается. Мораторий не затрагивает интересы только отдельных лиц – зарплата, алименты и компенсация за вред жизни и здоровью должны быть выплачены в первую очередь.

Если цель внешнего управления достигнута и платежеспособность восстановлена, то арбитражный суд на основании отчета внешнего управляющего может прекратить процедуру банкротства; в противном случае – либо продлить внешнее управление, либо начать конкурсное производство.

Применение реорганизационных процедур заключается в сохранении предприятия-должника, в обеспечении вывода предприятия из неплатежеспособного стояния[4].

4. Финансовая санация по решению арбитражного суда


Наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника является основанием для проведения санации.

Арбитражный суд может вынести постановление о проведении санации, если после опубликования в средствах массовой информации объявления о возбуждении дела о банкротстве предприятия поступили предложения от желающих лиц (как правило, инвесторов, в том числе иностранных) удовлетворить требования кредиторов к должнику и выполнить его обязательства перед бюджетом и целевыми фондами. Взамен, указанные лица имеют право предлагать в свою пользу условия санации или реструктуризации должника. Граждане и юридические лица, которые желают приобрести процессуальный статус санаторов, должны подать заявление в арбитражный суд с письменным обязательством о переводе на них долга лица, против которого возбуждено дело о банкротстве. В этом же заявлении должны быть изложены предложенные условия санации должника. Арбитражный суд оставляет заявление без рассмотрения, если лицо, которое желает принять участие в санации должника, не определило в заявлении условия санации (форму реструктуризации, сроки и последовательность выполнения долговых обязательств). Для санатора побудительным мотивом участия в финансовом оздоровлении предприятия-должника может быть эффект синергизма, связанный с новыми возможностями внутренней кооперации, диверсификации продукции или рынков сбыта своей продукции, сохранения надежного поставщика сырья и материалов и т.п.

Арбитражный суд в своем специальном постановлении утверждает условия санации предприятия-должника, как-то:

1)    соглашение между должником и санатором о переводе долга;

2)    условия и порядок реорганизации (приватизации) юридического лица должника;

3)    механизм выплаты санатором долга кредиторам (сроки, последовательность, формы и др.).

Относительного первого пункта следует отметить, что перевод долга возможен только по согласию кредиторов. Решение собрания кредиторов относительно перевода долга считается принятым, если за него проголосовали кредиторы, имущественные требования которых составляют не менее двух третьих общей суммы претензий. Согласие кредиторов фиксируется в протоколах собрания или комитета кредиторов.

Второй обязательной предпосылкой перевода предприятия на режим санации является согласование условий реорганизации предприятия - если такая планируется. Суть реструктуризации состоит, в полной или частичной смене собственника его уставного фонда в пользу санатора. В свою очередь, смена собственника обуславливает, как правило, изменение организационно-правовой формы этого юридического лица. Выбор новых организационных форм предприятия зависит от цели санации, собственника уставного фонда, объема задолженности и др.

В законодательстве не определены критерии конкурсного отбора санаторов государственных предприятий, что создает простор для свободного принятия решений по этому вопросу. В частности, арбитражные суды допускают участие двух и более санаторов, которые действуют на основании соглашения между собой и принимают на себя обязательства должника в определенных долях и предлагают согласованные условия реструктуризации. Так, арбитражный суд утвердил условия санации АО «Городищенский сахарорафинадный завод», согласно которым:

·        Ассоциация «Интсрагро», и торговый дом «Разгуляй» принимают на себя задолженность санируемого предприятия и обязуются погасить ее в течение 10 дней после утверждения постановления об условиях проведения санации.

·        Региональное отделение Фонда государственного имущества по области передает санаторам пакет акций в 366788 штук (что составляет 21,7% уставного фонда «Городищенского сахарорафинадного завода»), который распределяется между санаторами поровну в количестве по 183394 штук.

Эти условия были предложены в совместном заявлении санаторов. Арбитражный суд должен утверждать и результаты конкурсного отбора санаторов, и согласование условий реструктуризации юридического лица должника негосударственной формы собственности. В этих случаях отбор санаторов и согласование с ними условий реструктуризации осуществляет собственник имущества.

Третьим элементом санации является согласование условий выплаты долга между санатором и кредиторами. Эти условия включают срок выплаты, ее последовательность, форму оплаты и др.

Санация утверждается арбитражным судом только в случае согласования условий относительно всех трех ее составных элементов. В случае несоблюдения любого из них, участник соглашения, права или интересы которого пострадали такого нарушения, имеет право на защиту своего гражданского права. Защита нарушенного права, возникшего из санационного соглашения, осуществляется вне пределов производства по делу о банкротстве путем подачи соответствующего иска[5].

5. Санация путем реорганизации (реструктуризации)


Целью проведения реструктуризации предприятия является создание полноценных субъектов хозяйственной деятельности, способных эффективно функционировать в условиях рыночной экономики, производить конкурентоспособную продукцию, соответствующую условиям товарных рынков. Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, преобразование) производится по решению собственника его имущества или уполномоченного собственником органа, а также по решению суда или арбитражного суда.

Реструктуризация предприятия - это проведение организационно-экономических, правовых, технических мероприятий, направленных на изменение структуры предприятия, его управления форм собственности, организационно-правовых форм. способных привести предприятие к финансовому оздоровлению, увеличению выпуска конкурентоспособной продукции, повышению эффективности производства.

Следовательно, реструктуризация является комплексом финансово-экономических и организационно- правовых мероприятий по урегулированию проблемы долга и финансовому оздоровлению юридического лица должника, после проведения которых, как правило, происходит полное или частичное изменение собственника предприятия. Реструктуризация может выступать инструментом приватизации государственных унитарных предприятий или долей (паев, акций) государства в капитале хозяйственных обществ.

Перед проведением реструктуризации, необходимо провести анализ хозяйственного состояния предприятия, который должен базироваться на анализе основных характеристик деятельности данного юридического лица. Для этого целесообразно использовать такую информацию:

·        финансовое состояние предприятия;

·        оценку производственного потенциала, уровня прогрессивности технологических процессов;

·        кооперационные связи и сбыт продукции;

·        кадровый состав предприятия, уровень заработной платы;

·        социальную инфраструктуру предприятия;

·        наличие незавершенного строительства;

·        оценку влияния производственной деятельности предприятия на экологическую ситуацию и занятость в регионе;

·        иную информацию.

Анализ финансового состояния должен содержать оценку общей стоимости имущества, активов и пассивов баланса, их структуру, анализ нематериальных активов, анализ кредиторской и дебиторской задолженности, анализ себестоимости и рентабельности продукции. Важнейшими показателями, характеризующими уровень финансового состояния предприятия, являются коэффициенты абсолютной ликвидности и платежеспособности.

На основании результатов анализа делается вывод относительно ликвидации предприятия посредством процедуры банкротства или целесообразности его реорганизации. Если принято решение о реорганизации предприятия, необходимо составить проект мероприятий по реорганизации.

Проект реструктуризации должен содержать:

а) экономическое обоснование необходимости проведения реструктуризаци и;

б) предложения относительно форм и методов реструктуризации;

в) пути решения финансовых, социальных и других проблем, связанных с реструктуризацией;

г) затраты на проведение реструктуризации и источники их финансирования;

д) конкретные мероприятия, направленные на реализацию проекта.

Таким образом, выбор тех или иных форм и методов выхода предприятия из кризиса зависит от ожидаемых результатов их применения, необходимых для этого средств и возможностей их привлечения. Реорганизация (реструктуризация) предприятия может включать в себя следующие мероприятия:

·        замена руководства предприятием;

·        частичная или полная приватизация;

·        частичное закрытие;

·        проведение процедуры банкротства;

·        разделение больших предприятий на части;

·        отделение от предприятий непрофильных структурных подразделений;

·        освобождение предприятий от объектов социально-культурного назначения;

·        продажа (или предоставление в аренду) части основных фондов предприятий;

·        продажа лишнего оборудования, материалов и т.д.;

·        сокращение численности запятых на предприятии.

Важнейшим условием для принятия решения о выборе конкретных реорганизационных мероприятий является наличие технико-экономического обоснования целесообразности их проведения. При проведении реструктуризации предприятия путем его разукрупнения обязательным является наличие бизнес-планов новых предприятий.

Условия проведения санации государственных предприятий путем реорганизации, то есть полного или частичного изменения собственника его уставного фонда, согласовываются с органом, уполномоченным управлять государственным имуществом, и Антимонопольным комитетом России в пределах его компетенции, а условия проведения санации путем приватизации - с соответствующим органом приватизации.

Практика финансового оздоровления предприятий в странах с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что наиболее оптимальной организационно-правовой формой юридического лица должника для проведения санационной реструктуризации является хозяйственное общество, и особенно акционерное общество. Организация бизнеса в форме акционерного общества дает возможность легко заменить собственника его уставного фонда путем соглашения между санатором и акционерами о передаче части акций санатору в обмен на погашение им долга общества. Данная форма реструктуризации очень перспективна с точки зрения углубляющегося процесса корпоратизации государственных предприятий в России. Продажа пакетов акций, принадлежащих государству в уставном фонде акционерного общества, возможна, например, на конкурсных аукционах под конкретные санационные обязательства инвестора. Антимонопольным законодательством России предусмотрено, что в отдельных случаях, такие виды санационных (реорганизационных) мероприятий, как слияние, поглощение, присоединение, приобретение активов, частей (акций, паев) других предприятий могут осуществляться только при условии получения согласия на их проведение Антимонопольного комитета. В этой связи, в состав рабочих групп по вопросах реорганизации могут входить также представители Антимонопольного комитета России.

Такая форма реорганизации как слияние осуществляется путем объединения предприятия, которое находится в кризисе, с другим, финансово устойчивым предприятием. В результате чего, предприятие-должник исключается из Государственного реестра и теряет свой юридический статус. Бухгалтерские балансы обеих предприятий консолидируются.

Поглощение осуществляется путем приобретения финансово-несостоятельного предприятия прсдприятием-санатором. При разукрупнении, выделенные в процессе разделения предприятия, получают статус нового юридического лица, а имущественные права и обязанности переходят к каждому из них на основе разделительного баланса. Если предприятия злоупотребляют монопольным положением на рынке, то может быть принято решение о принудительном разделении данных монопольных образований. Реорганизация предприятия, которое подлежит принудительному разделению, осуществляется монополистом по его собственному усмотрению, при условии ликвидации данного монопольного формирования на рынке.

Принудительное разделение не применяется в случае:

а) невозможности организационного или территориального отделения предприятий, структурных подразделений или структурных единиц;

б) существования тесной технологической связи предприятий, структурных подразделений (если доля внутреннего оборота в общем объеме валовой продукции предприятия составляет менее 30%).

Следует отметить, что выбор условий реорганизации юридического лица остается за должником, его администрацией - если он сам обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его банкротом. Цель указанной юридической привилегии - стимулировать руководство неплатежеспособного субъекта хозяйствования подвергнуться судебной процедуре урегулирования его долгов до того, как они стали безнадежными.

Заключение


Ходатайство о проведении санации может быть подано должником, собственником предприятия-должника, кредитором с соблюдением требований к оформлению заявления.

В тех случаях, когда лица, желающие участвовать в проведении санации, определены до вынесения арбитражным судом определения по ходатайству о проведении этой процедуры, в арбитражный суд представляются список этих лиц, сведения о них, включая сведения об их имущественном отношении с  должником, а также их письменное согласие на участие в проведении санации.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами.

В случае если в течение 36 месяцев повторно подано заявление о возбуждении производства по делу о несостоятельности (банкротстве) предприятия, арбитражный суд не вправе выносить определение о проведении санации.

Достижение цели санации дает основание арбитражному суду для вынесения определения о ее завершении.












 

Список литературы


1.     Витрянский В.В. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник Высшего Арбитражного суда РФ. 1998. № 4.

2.     Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность / Экономика и жизнь. 1994. № 49.

3.     Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999.

4.     Пугинский Б.И. Коммерческое право России. М.: Новый Юрист, 2000.

5.     Сиепанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.

6.     Советский Энциклопедический Словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1979.

7.     Шахмалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Стандарты, 1999.





[1] Советский Энциклопедический Словарь. М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1979. С. 1161.

[2] Витрянский В.В. Банкротство: ожидания и реальность / Экономика и жизнь. 1994. № 49. С.14.

[3] Сиепанов В.В. Несостоятельность (банкротство) в России, Франции, Англии, Германии. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. С. 305.


[4] Предпринимательское (хозяйственное) право: Учебник / Под ред. О.М. Олейник. М.: Юристъ, 1999. С. 279-280.


[5] Шахмалов Ф.И. Государство и экономика (власть и бизнес). М.: Стандарты, 1999. С. 105.