Содержание

1. Учреждения и органы, исполняющие наказание........................................... 3

2. Уголовно-исполнительные отношения.......................................................... 7

3. Порядок предоставления осужденным к лишению свободы выездов за пределы исправительных учреждений........................................................................... 11

4. Особенности исполнения наказания в виде штрафа и конфискации имущества  11

5. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний........................................................................................................... 14

Список литературы........................................................................................... 18

1. Учреждения и органы, исполняющие наказание

Наказание в виде штрафа исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту жительства (работы) осужденного.

Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным центром, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно- исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно- исполнительной инспекцией.

Наказание в виде конфискации имущества исполняется судом, вынесшим приговор, либо судом по месту нахождения имущества.

Наказание в виде ограничения свободы исполняется исправительным центром.

Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией - поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в ст. 77 Уголовно-исполнительного кодекса, следственным изолятором.

Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно - исполнительной системы.

В отношении военнослужащих наказания исполняются: содержание в дисциплинарной воинской части - специально предназначенными для этого дисциплинарными воинскими частями; арест - командованием гарнизонов на гауптвахтах для осужденных военнослужащих или в соответствующих отделениях гарнизонных гауптвахт; ограничение по военной службе - командованием воинских частей, в которых проходят службу указанные военнослужащие.

К осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным алкоголизмом или наркоманией, а также страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, учреждениями, исполняющими указанные виды наказаний, по решению суда применяются принудительные меры медицинского характера.

Условно осужденные находятся под контролем уголовно- исполнительных инспекций. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

Учреждения, исполняющие наказания, указанные в частях второй, четвертой, пятой, седьмой, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно - исполнительной системы.

Органы и учреждения, исполняющие наказания, являются частью правоохранительных органов и тем самым входят в систему государственного аппарата России. Эти органы и учреждения соблюдают законы и иные нормативные акты при исполнении приговоров в отношении осужденных. Контроль за соблюдением законности в деятельности по исполнению наказаний осуществляют федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, а также органы местного самоуправления всех уровней.

Судебный контроль – очень действенная форма поддержания и укрепления законности при исполнении наказаний. Суд контролирует исполнение наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (УДО) от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам, имеющим детей в возрасте до восьми лет, а также об изменении вида ИУ.

Ведомственный контроль является мощным организационно-правовым средством обеспечения и укрепления законности по исполнению наказаний. Прокурорский надзор. Он осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом «О прокуратуре РФ». Именно прокурорский надзор имеет важное значение в контроле за соблюдением законности в деятельности органов и учреждений, исполняющих наказания.

Формы реагирования прокуроров на выявление в рассматриваемой сфере нарушения законов разнообразны. К таким формам относятся:

а) протесты по противоречащим закону нормативным органам, издаваемым органами управления, исполняющими наказания;

б) принятие необходимых мер по привлечению к ответственности нарушителей закона;

в) внесение в учреждения и общественные организации представлений о выявленных прокурором нарушениях законов и причинах, способствующих этим нарушениям и т.д.

Прокурорский надзор выступает действенным средством утверждения законности в деятельности этих органов.

Общественный контроль. Общественные объединения оказывают содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, принимают участие в исправлении осужденных. Организационные формы участия общественных объединений в работе с осужденными самые различные. К ним можно отнести: наблюдательные комиссии; комиссии по делам несовершеннолетних; попечительские советы; советы общественности ВК; общественные инспектора по исправительным работам; советы воспитателей отрядов в ИК. Правовой основой их деятельности являются положения, постановления, директивные указания и другие нормативные акты, издаваемые федеральными органами власти.

При исполнении служебных обязанностей посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеют право:

а) Президент Российской Федерации, Председатель Правительства Российской Федерации, члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, а также президенты и главы правительств субъектов Российской Федерации, главы органов местного самоуправления - в пределах соответствующих территорий;

б) Генеральный прокурор Российской Федерации, прокуроры субъектов Российской Федерации, подчиненные им прокуроры, а также прокуроры, непосредственно осуществляющие надзор за исполнением наказаний на соответствующих территориях;

в) должностные лица вышестоящих органов;

г) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

д) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, - в пределах соответствующих территорий.

При проведении проверки по жалобе посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, без специального на то разрешения имеет право Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Представители средств массовой информации и иные лица имеют право посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, по специальному разрешению администрации этих учреждений и органов либо вышестоящих органов[1].

2. Уголовно-исполнительные отношения

Нормы уголовно-исполнительного права, определяя порядок и условия исполнения (отбывания) всех видов уголовного наказания, регулируют в соответствии с данной отраслью законодательства общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе их исполнения, придавая им тем самым правовой характер.

Иными словами, уголовно-исполнительные отношения – это урегулированные нормами уголовно-исполнительного права общественные отношения, возникающие между государством в лице соответствующих органов и осужденными по поводу исполнения и отбывания наказания.

Система уголовно-исполнительных отношений. Нормы уголовно-исполнительного права по своему содержанию бывают материальными и процессуальными. Следовательно, регулируемые ими общественные отношения становятся соответственно уголовно-исполнительными, материальными и процессуальными отношениями. Материально-правовые, уголовно-исполнительные правоотношения в свою очередь по способу организации правом общественных отношений подразделяются на регулятивные и охранительные правоотношения. Причем при более углубленном подходе к проблеме можно различать общерегулятивные и конкретные регулятивные, общеохранительные и конкретные охранительные уголовно-исполнительные правоотношения.

Для удобства изучения правоотношений их обычно рассматривают по элементам. Чаще всего различают следующие их основные элементы:

а) субъекты (участники правоотношений);

б) содержание правоотношений;

в) объекты правоотношений;

г) юридические факты.

Субъекты правоотношений – это стороны в них, обладатели определенных субъективных прав и обязанностей, установленных нормами права.

С одной стороны, субъектами уголовно-исполнительных правоотношений являются уполномоченные государством на совершение определенных действий органы, а в конечном итоге – представляющие их должностные лица. Согласно ст. 16 УИК РФ, приговоры судов к лишению свободы, исправительным работам, аресту и другим наказаниям исполняются на территории Российской Федерации исправительными учреждениями и органами МЮ Российской Федерации. Они выступают в качестве субъектов уголовно-исполнительных правоотношений.

С другой стороны, субъектом уголовно-исполнительных правоотношений выступает осужденный. Таким образом, субъектами материальных уголовно-исполнительных правоотношений являются исправительные учреждения, исполняющие лишение свободы и иные органы государства, исполняющие другие наказания, а также осужденные.

Содержание уголовно-исполнительных отношений образуют фактическое поведение субъектов и совокупность их прав и обязанностей. Права и обязанности принадлежат обоим субъектам. Однако если один субъект имеет какую-то обязанность, то другой субъект имеет встречное обязательное право. Право и соответствующая ему обязанность (или обязанность и соответствующее ему право) связывают субъектов правоотношений. Характер и объем принадлежащих субъектам уголовно-исполнительных правоотношений прав и обязанностей зависят от вида исполняемого наказания и раскрываются в процессе отбывания (наказания) наказания и осуществления мер исправительного воздействия.

Объект правоотношения, в том числе уголовно-исполнительных правоотношений, - это то реально существующее обстоятельство (в зависимости от характера и вида правоотношений вещь или явление), по поводу которого завязываются отношения между субъектами, реализуемые правом; обстоятельство, которое служит средством удовлетворения общественных и личных материальных и духовных интересов и потребностей субъектов. Характер явлений, выступающих в виде объектов правоотношений, весьма разнообразен. Ими могут быть и определенные блага и интересы. В качестве объектов уголовно-исполнительных правоотношений выступают различные элементы, стороны порядка и условий исполнения (отбывания) наказания. В качестве объектов конкретных правоотношений могут выступать отдельные блага, например, свидания осужденных к лишению свободы с родственниками, приобретение продуктов питания и предметов первой необходимости по установленным нормам и т.д.

Для возникновения правоотношений только наличия норм права недостаточно, нужен «толчок», чтобы они возникли, в качестве которого выступают юридические факты.

Это те конкретные жизненные обстоятельства, с которыми нормы права связывают определенные юридические последствия – возникновение, изменение или прекращение правоотношений. Господствующим в юридической литературе мнением является признание юридическими фактами действий и событий.

Юридическими фактами, обусловливающими возникновение уголовно-исполнительных правоотношений, являются действия. Исходными для возникновения уголовно-исполнительных правоотношений юридическим фактом является сложное действие (действие со сложным фактическим составом): вынесение обвинительного приговора, его вступление в законную силу и обращение приговора к исполнению. Юридическими фактами, обусловливающими возникновение конкретных уголовно-исполнительных правоотношений, бывают отдельные действия: предоставление свиданий, наложение дисциплинарного взыскания и др.

Изменение существующих правоотношений обусловливают также действия: перевод в помещение камерного типа, предоставление улучшенных условий содержания и др.

Прекращаются уголовно-исполнительные правоотношения в силу таких юридических фактов, как действия и события. Действием может быть решение суда об условно-досрочном освобождении, а событием – истечение срока назначенного приговором суда наказания.

Не все отношения, возникающие по поводу исполнения наказания, являются уголовно-исполнительными правоотношениями и даже правоотношениями вообще. Так, фактические отношения между осужденными и самодеятельными организациями осужденных в исправительных учреждениях не являются правовыми, когда решению последних не придается юридическая сила правовым актом соответствующего должностного лица. Отношения, которые возникают между осужденными, администрацией исправительных учреждений и наблюдательными комиссиями, носят сложный правовой характер. Если они возникают по поводу изменения условий содержания осужденных, то они, как правило, носят процессуальный уголовно-исполнительный характер. Наблюдательная же комиссия, непосредственно вступающая в отношения с администрацией исправительного учреждения, выступает в качестве субъекта административно-правовых отношений. Отношения, которые возникают между осужденными, администрацией исправительного учреждения, наблюдательной комиссией, прокурором и судом по поводу досрочного освобождения, также носят сложный характер. В них можно выделить отношения между осужденными и администрацией по поводу представления к досрочному освобождению – уголовно-исполнительные отношения. Отношения между иными субъектами регулируются нормами уголовно-процессуального права и являются уголовно-процессуальными отношениями.

Итак, уголовно-исполнительные отношения – это предусмотренные нормами уголовно-исполнительного права отношения между исправительными учреждениями и иными органами государства, исполняющими наказания, с одной стороны и осужденными, отбывающими наказание, с другой стороны, возникающие при возможном наличии других участников в процессе и по поводу исполнения (отбывания) наказания[2].

3. Порядок предоставления осужденным к лишению свободы выездов за пределы исправительных учреждений

Порядок предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоятельствами определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка при исправительно-трудовых колониях, разрешается краткосрочный выезд за пределы мест лишения свободы на время отпуска для устройства детей у родственников, опекунов или в детских домах продолжительностью не менее пятнадцати суток, не считая времени нахождения в пути. Осужденным, переведенным на улучшенные условия содержания в исправительно-трудовых колониях общего и усиленного режима, по решению начальника исправительно-трудового учреждения могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы один раз в год на время отпуска. Осужденным, переведенным на улучшенные условия содержания в исправительно-трудовых колониях строгого режима, по отбытии ими не менее двух третей срока наказания по решению начальника исправительно-трудового учреждения, согласованному с прокурором, с учетом личности и поведения осужденного могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы мест лишения свободы один раз в год на время отпуска[3].

4. Особенности исполнения наказания в виде штрафа и конфискации имущества

Штраф является денежным взысканием, назначенным в пределах, предусмотренных УК. Штраф может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания. В качестве дополнительного наказания штраф возможен только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями особенной частью УК РФ. Осужденный к штрафу обязан уплатить штраф в течение 30 дней со дня вступления приговора в законную силу. Если осужденный не имеет возможности единовременно уплатить штраф, суд по ходатайству осужденного и заключению судебного пристава-исполнителя может отсрочить или рассрочить уплату штрафа на срок до одного года. Штраф устанавливается в размере от двадцати пяти до одной тысячи минимальный размеров труда или в размере заработной платы. Или иного дохода осужденного за период от двух недель до одного года. Размер штрафа определяется судом с учетом тяжести совершенного преступления и имущественного положения осужденного.

Несовершеннолетнему штраф может быть назначен только при наличии у него самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. УК РФ[4] установлены более низкие пределы штрафа для несовершеннолетних: от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы, или иного дохода несовершенного осужденного за период от двух недель до шести месяцев. Возможность или невозможность единовременной уплаты штрафа должна подтверждаться соответствующими документами (справки о заработной плате и иных доходов, справки о семейном положении, иждивенцах и т.д.). На основании представленных документов, обследования фактического имущественного положения осужденного и с учетом его ходатайства судебный пристав-исполнитель составляет заключение, предъявляемое в суд, постановивший приговор. Для отсрочки или рассрочки уплаты штрафа по общему правилу необходимы как ходатайства самого осужденного, так и заключение судебного пристава-исполнителя. Отсрочка уплаты штрафа означает перенесение конкретного момента уплаты всей его суммы на более позднее время (но не далее указанного судом срока). Рассрочка – разрешение выплаты штрафа по частям. Эти части не обязательно должны быть равными. В случае неуплаты осужденными штрафа взыскания производятся судебным приставом-исполнителем в принудительном порядке, в том числе путем обращения взыскания на имущество осужденного.

Взыскания штрафа не может быть обращено на имущество, указанное в Перечне имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда. Конфискация имущества состоит в принудительном безвозмездном изъятии в собственность государства всего или части имущества, являющегося собственностью осужденного. Конфискация имущества может применяться только в качестве дополнительного наказания за тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные из корыстных побуждений, и лишь в случаях, прямо предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ. Суд, вынесший приговор о конфискации имущества. После вступления его в законную силу направляет исполнительный лист, копию описи имущества, и копию приговора для исполнения судебному приставу-исполнителю, о чем извещает соответствующий финансовый орган. При отсутствии в деле описи имущества осужденного направляется справка о том, что опись не производилась. Исполнение наказания в виде конфискации имущества производится судебным приставом-исполнителем по месту нахождения имущества.

Если конфискуется часть имущества, то в приговоре должно быть указано, какая именно часть конфискуется, или должны быть перечислены конфискуемые предметы.

Если имущество осужденного находится в разных местах, возможно одновременное направление нескольких исполнительных документов. Если суду неизвестно местонахождение конфискуемого имущества, исполнительные документы направляются судебному приставу-исполнителю по месту жительства осужденного[5].

5. Прокурорский надзор за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний

При проверке состояния законности в исправительных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращается на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности и режима содержания, необоснованного водворения в карцер, ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, создание условий лечебно-профилактической и санитарной помощи, материально-бытового обеспечения осужденных.

Анализ показывает, что в течение 2003 года работа учреждений и следственных изоляторов строилась в соответствии с действующим законодательством и внутриведомственными приказами. Оперативная обстановка в учреждениях и следственных изоляторах удовлетворительная.

С начала 2003 года численность лиц, содержащихся в местах лишения свободы, сократилась с 7151 до 6141 или на 1010 человек. На настоящий момент произошло и снижение лиц, содержащихся в СИЗО, с 780 до 771. В основном это связано с произошедшими изменениями в уголовно и уголовно-процессуальном законодательстве. Вместе с тем имеется перелимит лиц, содержащихся на строгом режиме. Так в ЯК-7/1 при норме 900 человек фактически содержится 991 человек, соответственно в ЯК-7/4 при норме 1550 содержится 1592, ЯК-7/7 при норме 1070 содержится 1220. Последние изменения в законодательстве от 08.12.2003 года позволяют снизить количество осужденных с данным режимом содержания.

Меры, принимаемые по профилактике преступлений за последние два года, позволили не допустить в учреждениях убийств, причинения тяжкого вреда здоровью, массовых беспорядков, побегов из-под охраны.

Анализ статистических данных о дисциплинарной практике свидетельствует, что количество лиц, совершивших нарушения установленного порядка отбывания наказания снизился с 5519 (прошлый год) до 4840 - истекшем, в том числе, совершивших злостные нарушения, с 351 до 207 случаев.

В целом по УИН снизилось количество таких нарушений как:

·         употребление спиртных напитков с 78 до 51;

·         угроза, неповиновение представителям администрации ИК или их оскорбление с 104 до 38;

·         мелкое хулиганство с 18 до 8;

·         передача запрещенных предметов с 111 до 71;

·         нарушений согласно ч.2 ст. 116 УИК РФ с 28 до 25[6].

Применяемые меры взысканий к нарушителям установленного порядка отбывания наказаний показывают, что основными остаются такие меры, как водворение в ШИЗО и перевод в ПКТ.

Так, за истекший год, в ШИЗО водворено 2872 человека (2002 г. - 3316), ПКТ - 299 человек (2002 г. - 317), ЕПКТ - 19 человек (2002 г. - 22), объявлено выговоров- 1650 (2002 г. - 1864)[7].

Тыловое обеспечение подразделений УИН улучшилось. Фактическое финансирование на продукты питания с учетом централизованных поставок составило 100 %. Срывов продовольственного обеспечения не допущено. На складах учреждений создан двухмесячный запас продовольствия. Спецконтингент обеспечен постельными принадлежностями и вещевым довольствием на 100 %. Принимаются меры к обеспечению осужденных одеждой, установленного образца.

Медицинское обслуживание осужденных не всегда отвечает предъявляемым требованиям. Так, финансирование на медицинские нужды сократилось с 1547 тыс. руб. в 2002 году до 1461 тыс. руб. в истекшем.

В учреждениях области содержится 1149 граждан больных туберкулезом (2002 г. - 1080), то есть произошел рост на 16,6 %. Из-за недостаточного финансирования, отсутствия возможности применять при лечении современные дорогостоящие медикаменты, увеличивается число лекарственно-устойчивых форм туберкулеза и проявляется рецидив этой болезни. В истекшем году таких случаев выявлено - 53 (в 2002 г. - 48)[8].

Продолжается рост числа ВИЧ - инфицированных осужденных, число которых на 1 января 2004 года составляет 209 человек (на 1 января 2002 г. -198). На учете у психиатра состоит - 1889 человек, у нарколога - 1364 человека.

Следует отметить, что материально-бытовое, санитарно-эпидемиологическое содержание осужденных еще не отвечает предъявляемым требованиям. Состояние финансирования влечет большую текучесть кадров в системе УИС, отрицательно сказывается на качестве подготовки и способности их работы.

Состояние охранной системы также не отвечает предъявляемым требованиям, в большинстве своем устарела как морально, так и физически, нуждается в замене или реконструкции.

В целях устранения нарушений закона, защиты прав осужденных, проверки в следственных изоляторах проводятся ежемесячно, в том числе, с участием прокурора области или его заместителей. Штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа также проверяются ежемесячно.

Как показывают проверки, на состояние законности в местах лишения свободы негативно сказывается, с одной стороны недофинансирование учреждений, с другой - серьезные недостатки в деятельности администраций учреждений, не соблюдающих должным образом требований закона при исполнении наказаний.

Оперативная обстановка в учреждениях удовлетворительная, находится под контролем, спецконтингент управляем. В исправительных учреждениях не допущено массовых беспорядков, побегов из под охраны, убийств, причинения тяжкого вреда здоровью.

При проверках состояния законности в исправительных колониях, следственных изоляторах особое внимание обращалось на факты унижения человеческого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, выявлению, пресечению и предупреждению нарушений законности и режима содержания, прав и законных интересов лиц, находящихся в местах лишения свободы.

В целях обеспечения законности и обоснованности, а также соблюдения сроков содержания граждан под стражей следственные изоляторы проверяются не реже одного раза в месяц. Всего в отчетном периоде проведено 46 проверок СИЗО, из них с участием прокурора области - 4, первого заместителя прокурора области - 6. По результатам проверок внесено 4 представления. Проведено 132 проверки в исправительных колониях, из них 11 комплексных, внесено 22 представления, по ним привлечено к дисциплинарной ответственности 39 должностных лиц, из которых 3 уволено.

Прокуратурой проводится работа по надзору за своевременностью и обоснованностью исполнения администрациями исправительных учреждений и СИЗО применения к осужденным изменений в уголовно-правовом законодательстве от 08.12.2003 года[9].

Список литературы

1.     Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. М.: Новый Юрист, 2004.

2.     Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: Новый Юрист, 2002.

3.     Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 года.

4.     Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997.

5.     Уголовно-исполнительное право / Под ред. Б.И. Матюшкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003.

6.     Яковлев К. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России // Законность. № 3. 2004.


[1] Уголовно-исполнительное право / Под ред. Б.И. Матюшкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. С. 55-56.

[2] Уголовно-исполнительное право / Под ред. Б.И. Матюшкова. М.: ЮНИТИ-ДАНА 2003. С. 97-99.

[3] Уголовно-исполнительное право: Учебник / Под ред. А.И. Зубкова. М.: ИНФРА-М – НОРМА, 1997. С. 110.

[4] См.: ч. 2 ст. 88 Уголовного кодекса Российской Федерации.

[5] см. ст. 63 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.

[6] Яковлев К. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России // Законность. № 3. 2004. С. 50.

[7] Там же.

[8] Яковлев К. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России // Законность. № 3. 2004. С. 50.

[9] Яковлев К. Прокурорский надзор за соблюдением законов в исправительных учреждениях и следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Минюста России // Законность. № 3. 2004. С. 50.