Содержание

1.  Марксистская философия. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина. 3

2. Смысл и цель в жизни человека. 10

3. Практическое задание. 13

Список использованной  литературы. 14

1.  Марксистская философия. Учение К. Маркса, Ф. Энгельса, Г. Плеханова, В. Ленина.


Философия марксизма есть материализм, последовательно пройденный и всесторонне примененный к исследованию и объяснению только природы, но также общества и человека. Другой важной составляющей марксистской философии является диалектика- теория развития всего сущего и метод философского мышления, В этом смысле марксистская философия — это диалектический и исторический, материализм, органично слитые и дополняющие друг друга. Теоретическое наследие Маркса и Энгельса весьма богато и многогранно. Они оставили заметный след своего творчества во  областях философского знания. Созданная ими «новая» философия изначально была ориентирована на решение задачи практи­чного изменения социального мира, в котором существует человек Выражением этой установки стало материалистическое понимание истории, разработка и применение которого позволили вскрыть длинные истоки, движущие силы и общую логику развития общества как сложного организма[1].

В хронологическом плане историю марксизма можно разделить I два периода: «ранний» (до 1848 г.), или становление, и «зрелый» (вторая половина XIX века), или развитие вглубь и вширь. Ключевым во всем марксизме является понятие коммунизма. Под ним основатели данного учения понимали длительный процесс преодоления состояния отчуждения (несвободы) человека в ходе социалистической революции и становления ассоциации свободных тружеников, будет сполна реализован гуманистический идеал. Обоснованию неизбежности коммунизма был подчинен весь теоретический потенциал марксизма.

Марксизм оказал очень большое влияние на мировую, особенно европейскую духовную и политическую культуру. Несмотря на  кризис в наше время, он все же продолжает оставаться крупным течением в общественной мысли и науке.

Марксизму как мировоззрению присуще стремление к целое и масштабности охвата действительности, что естественных образом вытекает из практических ориентации авторов этой теории.

  ПРОИСХОЖДЕНИЕ И СТАНОВЛЕНИЕ МАРКСИЗМ

Принципиально новым явлением общественной мысли столетия стал марксизм. Он возник в середине века на воле развивавшегося тогда организованного рабочего движения -европейских стран. Марксизм зарождался как теоретичен мировоззрение рабочего класса, учение о его всемирной исторической миссии (призвание, роль). Отличительной чертой этого  многослойного мировоззрения стала его обращенность к «земле злободневным проблемам общественной жизни: к эконом политике,   к   социальной   структуре   общества.   Теоретическим стержнем  марксизма явилось всестороннее  обоснование неизбежности исторической гибели капитализма как общественного строя и утверждение в будущем новой общественно-экономической формации — коммунизма.

Основатели   и   теоретики   марксистского   учения   К.М. Ф.Энгельс отмечали, что буржуазия как класс собственников сыграла в истории человечества «чрезвычайно революционную» Она не только создала новый тип общества, но и придала ему невиданную  ранее динамику. Роль этой социальной группы проявилась  и в том, что она произвела на свет пролетариат — класс наемников работников, который по природе своей призван стать «могиль­щиком» буржуазии и создать социально справедливое общество[2]

Марксизм формировался путем критического усвоения лучших традиций немецкой классической философии, которая в начале XIX  являлась вершиной в развитии философской мысли человечества, Критическая переработка этой философии Марксом и Энгельсом означала прежде всего сохранение и дальнейшее применение диалектики Г.Гегеля в качестве теории развития всего сущего и метода философского мышления. Основатели марксизма считали  своим учителем и подчеркивали революционное значение года его философии. Они отмечали, что гегелевская философия решительно отбросила представления об окончательном характере результатов человеческого мышления и практической деятельности.  Благодаря творчеству Гегеля история человечества предстала как единый поток изменений,  постоянный и неуклонный переход от низшего к высшему, более жизнеспособному и прогрессивному[3].

Важной составляющей марксистской философии стала, таким  образом, материалистическая диалектика. Она есть, по  мнению В.И.Ленина, «душа марксизма», его научный метод. Освобожденная от «шелухи» и мистики гегельянщины, она стала а марксизме основным орудием мышления и оружием в революционно практической деятельности. Марксистская диалектика по  своему критична и ни перед чем не «преклоняется». Все общественные порядки в истории рассматриваются ею всего лишь как   преходящие ступени движения человеческого рода ко все  более совершенному и разумному состоянию[4].

В истории марксизма можно выделить две крупные ступени. Первая (до 1848 г.) — это становление марксизма как теоретической системы, формирование его исходных принципов и базовых. Иногда этот период называют еще «ранним» марксизмом, философичным и романтично окрашенным. Второй период (1848  г.) —  это развертывание данной  теории  вширь  и высь, или «поздний» марксизм. В это время в большей мере развивались  экономическая и социально-философская части теории.

Важное место в становлении философии марксизма принадлежит небольшой работе К.Маркса «Тезисы о Фейербахе» ( Здесь было показано принципиальное отличие новой философии  от  всего  предшествующего  философского   матери («созерцательный материализм»). По Марксу, основной недостаток прежнего (в том числе и фейербаховского) материализма в том, что человек рассматривался в нем всего лишь как объект воздействия со стороны окружающей среды, существо страдающее и пассивное.

Маркс охарактеризовал человека как существо деятельное и социальное. Наиболее фундаментальным произведением «раннего» марксизма стала «Немецкая идеология», совместно выполненная Марксом и Энгельсом в 1845 — 1846 гг. Основным в ее содержании является материалистического понимания общественной жизни и истории общества («исторический материализм»). В этой работе были сформулированы такие важные в марксистской теории понятия, как  «способ  производства»,  «базис»  и  «надстройка»,  «общественное  сознание», «идеология». Здесь авторы уже называют свое учение коммунизмом, или «практическим материализмом». В «Немецкой идеологии» был последовательно обоснован тезис о том, что способ производства материальной жизни является непосредственным экономическим основанием (базисом) всего общественного организма. По убеждению авторов «немецкой идеологии», грядущий коммунизм должен положить конец этой вопиющей несправедливости. Он устранит прежний характер деятельности   людей  и   изменит  все  общественное  сознание (религию, мораль, искусство). В ходе социальной революции будет преодолен отчужденный характер труда, и на место ограниченных людей придут люди всесторонне развитые, богатые в духовном отношении. Сам же коммунизм, с точки зрения Маркса и   Энгельса будет представлять собой не некое законченное состояние общества, а действительное движение, которое уничтожает и преодолевает отчужденное, социально несправедливое состояние общества[5].

Значительным шагом в становлении марксизма явилась » К.Маркса «Нищета философии» (1847 г.). «Манифест Коммунистической партии» (1848 г.) стал программным произведением марксизма, классическим изложением его теоретических основ и завершением процесса становления нового мировоззрения. По оценке В.И.Ленина, в этой работе содержится «последовательный  материализм, охватывающий и область социальной жизни, диалектика, как наиболее все нее и глубокое учение о развитии, теория классовой борьбы и  всемирно-исторической   революционной   роли   пролетариата, творца    нового,    коммунистического    общества».    Основное  в «Манифесите» — теория классовой борьбы как выражение социаль­но антагонизма в обществе.

Пытаясь дать объективную картину происходившего, Маркс и в своем  произведении  отмечали прогрессивную и даже революционную роль буржуазии в истории человечества. Этот  класс создал промышленный способ производства и гигантскиe производительные силы, способствовал преодолению феодальной замкнутости государств, положил начало становлению на этой | основе всемирной (единой) истории.

«Манифест Коммунистической партии» явился итогом процесса формирования марксизма как целостного теоретического мировоззрения.

РАЗВИТИЕ МАРКСИСТСКОЙ ФИЛОСОФИИ ВО   I ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА, МАРКСИЗМ В РОССИИ

Во второй половине XIX века происходило уточнение и углубление фундаментальных идей и принципов марксистской философии. Она все более «приземлялась», обращаясь к насущным общественной практики. На этом историческом этапе марксизм стал идейной основой массового рабочего движения в странах Европы. В это время вышли в свет труды, ставшие класс произведениями марксизма.

Большое внимание Маркс и Энгельс уделяли обоснованию, взглядов на социальную революцию, которую представляли в виде своеобразного скачка в общественной жизни. Революция  рассматривалась ими как проявление драматической развязки развития когда острые социальные противоречия доходят до открытой борьбы, до конфликта, в котором они и находят свое разрешение.   

В 50-е — 60-е годы осуществляется экономическое обо., марксистской теории и дальнейшее углубление на этой основе материалистического понимания исторического процесса. »та К.Маркса «Капитал» стала основным теоретическим произведением классического марксизма. Основное в ней — это анализ материального производства как базиса любого общества, «ключа» вскрытия всех тайн и логики человеческой истории, Категория «материальное производство» была наполнена в «Капитале». Маркс подчеркивает, что способ производства материальной жизни «обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще», отмечалось,  что  совокупность  производственных  отношений «составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на ром возвышается юридическая и политическая надстройка и рому соответствуют определенные формы общественного сознания». Не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, — общественное бытие определяет его характер и содержание.

Понятие способа производства является основным в «Капитале». К.Маркс детально проанализировал его структуру, функции  отдельных элементов (орудия труда, техника, наука)[6].

Особую роль в материальном производстве играют живые люди, т.е. личностный компонент способа производства, их знания и навыки, формы деятельности, интересы, психология. Человек является  главной производительной силой в любом обществе. Его миссия состоит в том, чтобы «воскрешать» средства производства (орудия и предметы труда) из «мертвого», застывшего состоянии и приводить их в «живое» и деятельное состояние. Человек — носитель интеллектуального начала в материальном производств    обладатель мыслительных способностей[7].

«Капитал» стал самым крупным теоретическим произведением классического марксизма. В нем было фундаментальное  учение об общественно-экономической формации и способе материального производства как ее основе.

Большой вклад в формирование и развитие марксистской внес Ф.Энгельс. Вместе с Марксом они опубликовали крупнейшие теоретические работы  («Святое  семейство»,  «Немецкая  идеология»,  «Манифест Коммунистической  партии»).  Энгельс  был  самостоятельным и оригинальным ученым, которого отличала высокая эрудиция в вопросах истории и естествознания, социальной философии военного дела, языкознания. В «Диалектике природы» Энгельсом была также предпринята , попытка дать классификацию форм движения материи и естественных наук. По Энгельсу, объектом естествознания являются формы движения материи в их взаимной связи и последовательном разви­ли от низших к высшим.

Другая   крупная   философская   работа  Ф.Энгельса  — Дюринг» (1878 г.) является своеобразной «энциклопедией» марксизма и представляет собой как бы итог развития этой теории 70-е гг. XIX века. Здесь были собраны воедино и изложены в марксистской трактовке философские, естественнонаучные и исторические  проблемы.   В  работе  имеются  три  раздела:   «Филе «Политическая экономия» и «Социализм».

Что касается России, то проникновение сюда марксистских идей началось в 70-е годы прошлого столетия, но зарождение марксистской   мысли   здесь   было   связано   в   первую   очередь   с   именем Г. Плеханова (1856—1918 гг.). Им был создан ряд крупных работ по теории марксизма: «К вопросу о развитии монистического взгляда на  историю», «Очерки по истории марксизма», «Наши разногласия» и другие. Плеханов был мыслителем энциклопедического ума, убежденным социалистом. Он внес значительный вклад в осмысление теоретических проблем философии и истории, научного социализма, эстетики, атеизма.

Центральной фигурой в русском марксизме является В.И.Ленин Ульянов) (1870 —1924 гг.). В советской литературе утверждалось, ленинизм — это марксизм эпохи империализма («поздний», монополистический   капитализм),   когда  сложились   объективные   и объективные предпосылки и условия для его трансформации в социальное («социалистическое») общество. Ленинизм выразил дух подготовки и осуществления первых пролетарских реве Европе, пафос радикального отрицания капитализма в   острых социально-классовых конфликтов. Ленин подчеркивал, что  российское общество в силу особенностей своего социально - экономического  и политического развития  марксизм  буквально  выстрадало и поэтому быстро его восприняло.

Творчество  В.И.Ленина в  теоретическом  отношении многогранно и богато. Он внес крупный вклад в уточнение всех составных частей марксизма — философии, политэкономии и научного социализма. Ленин теоретически осмыслил  новые экономические, социально-политические и  иные явления и процессы в обществе конца XIX и начала XX веков. Из всех ленинских произведений наиболее философскими  являются «Материализм и эмпириокритицизм» (1908 г.) и «Философские тетради» (1915 г.). В первой из них автор подверг философскому осмыслению новейшие результаты современного естествознания. Ленин развил в этой работе философское учение о  формах ее существования, марксистскую теорию познания, которую критиковал некоторые течения философского идеализма, сформулировал принцип партийности философии.

Ленин подчеркивал мысль о том, что философия всегда носит партийный характер. Она обслуживает интересы борющихся в обществе классов, и это в полной мере относится также и к марксизму. [8]

Марксизм оказал огромное воздействие на развитие и судьбу российского  общества в советский период его истории


2. Смысл и цель в жизни человека.

Представляется, что человек не заключает в себе ника­кой тайны. Каждый из нас уверенно выделяет человека из остального мира. Его отличие от всех других существ счита­ется совершенно очевидным. Но, как говорил испанский философ X. Ортега-и-Гассет, философия оправдана тем, что выходит за пределы очевидности. Выходит она за такие пределы и в исследовании человека. И в этом своем мнении испанский мыслитель не одинок. Еще И. Кант, в свое вре­мя, пришел к выводу, что в философии существует всего три вопроса, па которые она призвана ответить: что я могу знать? на что я могу надеяться? что я должен делать? И покрываются, как он писал незадолго до смерти в своей «Логике», одним вопросом: что такое человек?[9]

Загадка человека действительно существует. В книге французского писателя Веркора «Люди или животные?» сюжет построен на своего рода мысленном эксперименте. Согласно сюжету, экспедиция, состоящая из нескольких ев­ропейцев, отправляется в Анды и в недоступном месте обна­руживает некое дикое племя или стадо то ли людей, то ли животных. Волею случая оказывается, что один из них убит. Возникает вопрос: кого убили? Если человека, долж­на иметь место уголовная ответственность за убийство. Если убито животное, такой ответственности нет. Но как опреде­лить относятся представители этого племени к людям или к животным? Сделать это кажется не трудным, нужно ука­зать критерии, отличающие человека от животного. Начи­нается обсуждение. Называются разные критерии: нравст­венность, религиозность, речь, сознание и др[10].

Человек, писал Ф. М. Достоевский, есть тайна, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Для Достоевского очевидно не только то, что человек есть тайна, но и то, что соответствовать своему понятию человек может, только занимаясь этой тайной, причем занимаясь, как пи­шет он в другом месте, всю жизнь.

Проблема, таким образом, должна быть сформулирова­на примерно так, как сформулирована она была почти два с половиной века назад И. Кантом: что такое человек! В данном случае, однако, мало сформулировать проблему надо еще сформулировать ряд условий ее решений и, в пер­вую очередь, условиться, что следует понимать под тайной. В философской литературе слово «тайна» употребляется в нескольких смыслах. Наиболее часто этим словом обозначается то, что еще не познано, но принципиально вполне по­знаваемо. Можно ли в этом смысле говорить о тайне чело­века? Можно, но только отчасти, ибо уж очень необычен сам предмет, а это по-иному ставит и вопрос о его познании. Человек, на это обращал внимание Тейяр де Шарден, са­мый таинственный и сбивающий с толку объект. В рамках религиозной парадигмы тайна человека рассматривается в несколько ином значении занавешенности, мистической скрытости, ибо, утверждает И. Кант, нам принципиально не дана для познания основа этого феномена сам акт божественного творения человека. Бог ничего нам не открыл и ниче­го открыт!) не может, ибо мы, разумеется, этого не поняли бы,— читаем мы в его трактате «Религия в пределах только разума»[11].

Человек есть тайна и в том смысле, что к нему не могут быть вполне применены рожденные в недрах рационализма формулы «понять предмет—значит построить его» (Спино­за), «понять - значит выразить в понятиях» (Гегель) и дру­гие того же рода. Более реалистичны констатации, одной из которых является вывод М. М. Бахтина: «человек не может быть понятием». За ним стоит понимание того, что логико-понятийная дискуссия носит вещный характер, она способ­на до конца исчерпать в знании вещь, объект, но не субъ­ект. Главное в субъекте не то, что выражает его общность с другими субъектами, а то, что отличает его от них. Поэто­му, по словам Бахтина, это область открытий, откровений, узнаваний, сообщений, здесь важна и тайна, нельзя перено­сить на них категории вещного познания.

Есть и еще один смысл слова «тайна» применительно к человеку. Он связан с понятием индивидуального и конк­ретного. Будучи не схватываемо во всеобщих овещняющих формах познания, индивидуальное не только воспринимает­ся как тайна, но и составляет действительную тайну для этих познавательных форм. Индивидуальное никогда не совпадает с самим собой и потому неисчерпаемо в своем смысле и значении. Категория точности здесь мало приме­нима. Глубина проникновения в «несказанное ядро души», ее «свободное становление», «творческий центр» достигает­ся совсем иными средствами (Бахтин). Вещное познание здесь ничего не может гарантировать. В этом же ряду нель­зя не назвать и постоянную смену образов человека в исто­рии человеческой мысли. Последняя объясняется уникаль­ностью человека как предмета познания, непрерывными переходами от одной эпохи к другой.


3. Практическое задание

Какое из определений счастья вы считаете наиболее  точным.

А. удовольствие это счастье групповое,  счастье это удовольствие мудрецов,

Б. есть два желания, исполнение которых  могут составить  истинное счастье человека быть полезным и иметь спокойную совесть (Л. Толстой)

В. Счастье есть ощущение полноты своих  духовных и физических сил в их общественном применении. (А. Толстой)

Попробуйте сформулировать свое определение  счастья.


На мой взгляд, определение  счастья содержится  в суждениях  Л. Толстого и  А. Толстого, так как  истинное счастье человека  может быть в том случае если гармонируют физические и духовные силы, результатом которых  является полезность обществу, а так же  спокойная совесть.

На мой  взгляд, счастье это состояние постоянного  и полного  удовлетворения.



Список использованной  литературы.


1.     Большаков А., Грехнев В., Добрынина В. Основы  философских  знаний. – М., 1994.

2.     Горбачев В.Г. История философии. – М. Курсив, 1998.

3.     Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998.

4.     Карсавин  Л.П.  О личности.  Религиозно- философские сочинения. В 2 т. – М., 1992. – Т.1.

5.     Митрошенкова О. Философия. – М., 2002.

6.     Радугин А.А. Философия. – М., 1999.

7.     Спиркин А.Г. Философия. – М., 1999.

8.     Шаповалов В. Основы философии. -  М., 1998.




[1] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 202.


[2] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 205.

[3] Шаповалов В. Основы философии. -  М., 1998. – С. 198.

[4] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 208.

[5] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 209.

[6] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 211.

[7] Шаповалов В. Основы философии. -  М., 1998. – С. 198.


[8] Горбачев В.Г. Основы философии. – М. Курсив, 1998. – С. 237.

[9] Радугин А.А. Философия. – М., 1999. – С. 78.

[10] Человек: мыслители прошлого и настоящего о  жизни, смерти и бессмертии. – М., 1995 – С. 56.


[11] Человек: мыслители прошлого и настоящего о  жизни, смерти и бессмертии. – М., 1995 – С. 59.