Содержание
1. Стандарты: определение, виды, категории, классификационные признаки 3
2. Поверка и поверочные схемы: понятие, классификация. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Поверочные клейма и свидетельства 7
3. Проработайте самостоятельно стандарт на любой вид продукции........... 11
Список литературы........................................................................................... 20
1. Стандарты: определение, виды, категории, классификационные признаки
Стандарт – документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг.
Стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.
Стандарты основываются на обобщенных результатах науки, техники и практического опыта и направлены на достижение оптимальной пользы для общества[1].
Рис. 1 Категории стандартов
Государственные стандарты обязательны к применению всеми предприятиями, организациями и учреждениями во всех отраслях народного хозяйства. Они распространяются преимущественно на объекты межотраслевого применения, нормы, параметры, требования, показатели качества продукции, термины, обозначения и др., необходимые для обеспечения единства и взаимосвязи различных областей науки и техники, производства, а также на продукцию массового и крупносерийного производства широкого и межотраслевого применения. Государственные стандарты утверждает Государственный комитет по стандартам.
Исходя из этого, можно указать на следующие объекты государственной стандартизации: общетехнические и организационно-методические правила и нормы; нормы точных изделий межотраслевого применения; требования к продукции, поставляемой для эксплуатации в различных климатических условиях, методы их контроля; межотраслевые требования и нормы техники безопасности и производственной санитарии; научно-технические термины, определения и обозначения; единицы физических величин; государственные эталоны единиц физических величин и общесоюзные поверочные схемы; методы и средства поверки средств измерений; государственные испытания средств измерений; допускаемые погрешности измерений; системы конструкторской, технологической, эксплуатационной и ремонтной документации; системы классификации и кодирования технико-экономической информации и т. д.
Отраслевые стандарты обязательны для всех предприятий и организаций данной отрасли, а также для предприятий и организаций других отраслей, применяющих (потребляющих) продукцию этой отрасли. Отраслевые стандарты организационно-методического характера обязательны только для предприятий и организаций министерства, их утвердившего.
Отраслевые стандарты устанавливают требования к продукции, не относящейся к объектам государственной стандартизации и необходимые для обеспечения взаимосвязи в производственно-технической и организационно-управленческой деятельности предприятий и организаций отрасли. Отраслевые стандарты могут ограничивать применение государственных стандартов для используемой в отрасли номенклатуры изделий, типоразмеров и т. п.
Отраслевые стандарты утверждает министерство, являющееся ведущим в производстве данного вида продукции.
Республиканские стандарты обязательны для всех предприятий и организаций республиканского и местного подчинения данной союзной республики независимо от их ведомственной подчиненности и устанавливают требования к продукции, выпускаемой этими предприятиями и организациями в том случае, когда на нее отсутствуют государственные или отраслевые стандарты.
Номенклатура продукции, на которую утверждают республиканские стандарты, должна быть согласована с Госстандартом СССР и соответствующими ведущими министерствами и ведомствами СССР по закреплённым группам продукции. Объектами республиканской стандартизации могут быть сырьё, материалы, топливо и полезные ископаемые внутриреспубликанского производства и применения; отдельные типы изделий массового или серийного производства, относящиеся к профилю республиканских министерств, товары народного потребления и др.
Стандарты предприятия обязательны только для предприятия (объединения), утвердившего данный стандарт. Стандарты предприятия могут распространяться на составные части разрабатываемых или изготавливаемых на предприятии изделий, внутренние нормы и правила в области управления и организации производства, управления качеством продукции; оснастку и инструмент, типовые технологические процессы, методики измерений и контроля. В зависимости от назначения и содержания Государственная система стандартизации устанавливает на продукцию стандарт всех категорий следующих видов:
· общих технических условий;
· общих технических требований;
· параметров и (или) размеров;
· типов, основных параметров и (или) размеров;
· конструкции и размеров;
· марок;
· правил приемки;
· методов контроля (испытаний, анализа, измерений);
· правил маркировки, упаковки, транспортирования и хранения;
· правил эксплуатации и ремонта;
· типовых технологических процессов.
Классификационные признаки стандартов рассмотрим на примере стандарта ЕСПД.
Обозначения стандартов ЕСПД строят по классификационному признаку.
Обозначение стандарта ЕСПД должно состоять из:
· цифр 19, присвоенных классу стандартов ЕСПД;
· одной цифры (после точки), обозначающей код классификационной группы стандартов, указанной в п. 3.1;
· двузначного числа, определяющего порядковый номер стандарта в группе;
· двузначного числа (после тире), указывающего год регистрации стандарта[2].
2. Поверка и поверочные схемы: понятие, классификация. Эталонная база, порядок проведения поверки средств измерений. Поверочные клейма и свидетельства
Поверкой средств измерений называют совокупность действий, выполняемых для определения погрешности средств измерений. Цель поверки - выяснить, соответствуют ли характеристики средства измерений (СИ) регламентированным значениям и пригодно ли средство измерения к применению по его прямому назначению.
Поверке подвергают средства измерений, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору.
При поверке используют эталонную базу. Поверку проводят в соответствии с обязательными требованиями, установленными нормативными документами по поверке. Поверку проводят специально обученные специалисты, аттестованные в качестве поверителей органами Государственной метрологической службы.
Результаты поверки средств измерений, признанных годными к применению, оформляют выдачей свидетельства о поверке, нанесением поверительного клейма или иными способами, установленными нормативными документами по поверке[3].
Другими официально уполномоченными органами, которым может быть предоставлено право проведения поверки, являются аккредитованные метрологические службы юридических лиц. Аккредитация на право поверки средств измерений проводится уполномоченным на то государственным органом управления.
Цель поверки - обеспечение единства измерений. Основной критерий - погрешности СИ с заданной вероятностью не должны выходить за установленные границы, установленные нормативными документами.
В 1993 г. был принят Закон РФ «Об обеспечении единства измерений». Деятельность по обеспечению единств измерений была разделена на две сферы: сфера государственного регулирования и сфера добровольной метрологической деятельности. С этого времени термин «поверка» стал применяться только в рамках сферы государственного надзора и контроля. Поверка - одно из форм государственного метрологического контроля и надзора. Она включает в себя необходимый набор требований и процедур, обеспечивающих метрологическую пригодность средств измерений.
Средства измерений, подлежащие поверке. В соответствии с методическими указаниями Госстандарта РФ МИ 2273-93 «Области использования средств измерений, подлежащих поверке», СИ, подлежащие государственному метрологическому контролю и надзору, подвергаются поверке при выпуске из производства, ремонта, ввозе по импорту и эксплуатации. Государственный метрологический контроль и надзор с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм в соответствии с ст.13 Закона РФ «Об обеспечении единства измерений» распространяются на:
· торговые операции и взаимные расчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с применением игровых автоматов и устройств;
· здравоохранение, ветеринарию, охрану окружающей среды, обеспечение безопасности труда;
· обеспечение обороны государства;
· испытания, и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям государственных стандартов РФ;
· производство продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством РФ;
· обязательную сертификацию продукции и услуг;
· государственные учетные операции; банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции; геодезические и гидрометеорологические работы; измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Российской Федерации;
· регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
Эталоны органов Государственной метрологической службы (региональных Центров стандартизации, метрологии и сертификации), а также СИ, ими не поверяемые, подвергаются поверке государственными научными метрологическими центрами (метрологическими институтами Госстандарта РФ). Кроме того, поверка может распространяться на СИ, внесенные в Госреестр в рамках добровольной сертификации в результате испытаний с целью утверждения типа, подтверждающих их метрологические характеристики.
Конкретные перечни СИ, подлежащих поверке, составляют юридические и физические лица - владельцы средств измерений. Эти предприятия перечни направляют в органы Государственной метрологической службы (региональные ЦСМ). Органы Государственной метрологической службы в процессе осуществления государственного надзора за соблюдением метрологических правил и норм контролируют правильность составления перечней СИ, подлежащих поверке.
Порядок проведения поверки. Поверка СИ производится в соответствии с нормативными документами, утверждаемыми по результатам испытаний для целей утверждения типа СИ. Если СИ по результатам поверки признано пригодным к применению, то на него или техническую документацию наносится оттиск поверительного клейма или выдается «Свидетельство о поверке». Если СИ по результатам поверки признано непригодным к применению, оттиск поверительного клейма гасится, «Свидетельство о поверке» аннулируется, владельцу СИ выдается «Извещение о непригодности» или делается соответствующая запись в технической документации.
Ответственность за ненадлежащее выполнение поверочных работ и несоблюдение требований соответствующих нормативных документов несет орган Государственной метрологической службы или юридическое лицо, метрологической службой которого выполнены поверочные работы.
Организация проведения поверки. Юридические и физические лица, выпускающие СИ из производства, ремонта, ввозящие и использующие их в целях эксплуатации, проката или продажи, обязаны представлять их на поверку согласно графикам поверки, составляемым владельцами СИ. Графики поверки направляются в орган Государственной метрологической службы, на обслуживаемой территории которого находятся владельцы средств измерений. Органы Государственной метрологической службы осуществляют поверку СИ на основании графиков. Графики могут быть скорректированы в зависимости от изменения номенклатуры и количества СИ. Порядок рассмотрения и согласования устанавливает руководитель органа Государственной метрологической службы. При согласовании проверяют полноту информации о представляемых на поверку СИ, уточняют место, сроки, объем поверки. В течение 10 дней с момента поступления графиков поверки средств измерений орган Государственной метрологической службы проводит их рассмотрение. В ответе могут быть указаны другие органы Государственной метрологической службы или юридические лица, которые могут обеспечить поверку СИ, не обеспеченных поверкой в данном органе Государственной метрологической службы[4].
3. Проработайте самостоятельно стандарт на любой вид продукции. Пригоден ли данный стандарт для целей: 1) обязательной сертификации; 2) добровольной сертификации?
Выявите общие и специфичные показатели качества, которые пригодны для целей указанных в п. 1 и п. 2.
В соответствии с п. 2 ст. 16 ФЗ разработчиком национального стандарта может быть любое лицо, а по ГОСТ Р 1.2-92 разработчиком стандарта является или рабочая группа, или предприятие.
При разработке стандарта рекомендуется ориентироваться на общие требования к его содержанию, установленными в разд. 7 ГОСТ Р 1.5-2002. Однако следует учесть, что, если принято решение оформить национальный стандарт, идентичный международному, то требования разд. 7 ГОСТ Р 1.5-2002 применить невозможно, так как этом случае сохраняется содержание используемого международного стандарта.
Причем требования национальных стандартов не должны противоречить федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также требованиям стандартов, утвержденных (принятых) ранее и действующих в Российской Федерации в качестве национальных стандартов. В разрабатываемом стандарте необходимо избегать дублирования требований действующих стандартов, заменяя их соответствующими ссылками в соответствии с подразделом 4.8 ГОСТ Р 1.5-2002. Следовательно, если требования действующих стандартов устарели и противоречат требованиям, устанавливаемым в разрабатываемом проекте стандарта, то одновременно с его разработкой целесообразно проводить работы по обновлению (пересмотру или изменению) этих стандартов в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92 или их отмену в соответствии с ГОСТ Р 1.2-92, а для межгосударственных стандартов - аналогичные работы по ГОСТ Р 1.8-2002.
При разработке национального стандарта целесообразно учесть, что для достижения таких целей стандартизации, как обеспечение научно-технического прогресса и/или повышение конкурентоспособности продукции (процессов или услуг) требования, устанавливаемые в стандарте, должны основываться на современных достижениях науки, техники, технологии и учитывать условия использования продукции, выполнения работ и оказания услуг.
Разработаем стандарт на бытовую технику.
За последнее время от представителей крупнейших мировых производителей продукции для информационных технологий (персональных ЭВМ, серверов, периферийных устройств и т.п.) и сложной электронной техники (ИТЭ) в России исходят предложения о возможном значительном упрощении обязательной процедуры подтверждения соответствия производимой ими продукции требованиям российских стандартов при экспорте на российский рынок.
Эти предложения основываются на идее самостоятельного, без участия третьей стороны, контроля соответствия производимой под их торговыми марками продукции ИТЭ обязательным требованиям российских стандартов. При этом делаются ссылки на практику контроля безопасности продукции ИТЭ, принятую в передовых, в экономическом отношении, странах мира. Необходим объективный анализ ситуации, который поможет внести ясность в вопрос выбора механизма подтверждения соответствия применительно к условиям, сложившимся с продукцией ИТЭ на отечественном рынке. Само по себе спорным является утверждение, что механизм обеспечения безопасности и качества продукции эффективно работает без участия государственных органов в рыночных операциях. Например, в таких странах с развитой рыночной экономикой, как Германия или Сингапур, под контролем государства (сертификация, испытания) находятся многие производимые и ввозимые виды электрооборудования.
Даже в странах ЕС, где согласно европейским Директивам изготовитель декларирует соответствие продукции ИТЭ требованиям безопасности и электромагнитной совместимости (ЭМС), государство в лице уполномоченных органов третьей стороны осуществляет контроль за результатами испытаний продукции и инспектирует производство изготовителя.
Возникает вопрос: а насколько реально опасна продукция ИТЭ, присутствующая в настоящее время на российском рынке?
Если не углубляться в теоретические исследования, а принять в качестве исходных данных сведения о 2%-ной итоговой отбраковке опасной продукции ИТЭ за счет обязательной сертификации, приводимые авторами предложения об упрощении процедур обязательной сертификации в качестве аргумента ее низкой эффективности, и учесть открытые данные об объемах продаж в России ведущих фирм-изготовителей ИТЭ (около 1520 млн долл.), то количество единиц опасной для жизни и имущества потребителя продукции ИТЭ, выявленной при сертификации, составит около 20 тыс. в год. Достаточно серьезная ситуация, связанная с безопасностью ИТЭ, имеет место и за рубежом[5].
Типичные дефекты мониторов
Параметры, проверяемые при испытании |
Мониторы на ЭЛТ |
Мониторы LCD (жидкокристаллические) |
Яркость изображения |
Менее 100 кд/м2 |
Не проверяется |
Неравномерность яркости рабочего поля |
Более 20% |
Более 20% |
Неравномерность яркости по контуру знака |
Более 1,5:1 |
Не соответствует |
Kонтраст мелких деталей, определяющий четкость графики и разборчивость знаков |
Менее 1,5:1 |
Не проверяется |
Превышение допустимого уровня переменного магнитного поля, создаваемого монитором в диапазоне 2-400 кГц |
Не соответствует |
То же |
Непостоянство размера знака в пределах рабочего поля |
Превышает 5% |
То же |
Нельзя не учитывать, что как доказанные так и неизвестные инциденты, произошедшие в связи с недостаточной безопасностью продукции ИТЭ, имеют место в условиях проведения обязательной сертификации. В этих условиях осуществляется не только недопущение на рынок опасной продукции и ее совершенствование (доработка) по требованиям национальных стандартов, но и ее идентификация. В том числе устанавливаются многочисленные факты производства некачественной и опасной продукции под торговыми марками фирм-изготовителей с мировым именем. Таким образом, крупные фирмы-изготовители ИТЭ со стороны сертификации имеют поддержку своего доброго имени на российском рынке. Это обстоятельство крайне важно для стран с развивающимся рынком, когда потребитель сталкивается с недобросовестным продавцом, а правила оценки соответствия, действующие в стране, в соответствии с требованиями, установленными ВТО, должны быть едины для всех импортеров и отечественных изготовителей, действующих на рынке. В настоящее время на рынке ИТЭ в России (и ПЭВМ, в частности) сложилась ситуация, когда доля импортируемых марок с мировым именем относительно мала по сравнению с общим объемом продаж ИТЭ (что связано с очень высокой стоимостью и закрытой конфигурацией). Эта продукция приобретается в большинстве случаев крупными корпоративными заказчиками. ПЭВМ, приобретаемые частными лицами и преобладающим большинством организаций, собраны отечественными фирмами-изготовителями из импортных комплектующих. Поскольку основным показателем целесообразности приобретения ПЭВМ является соотношение цены изделия и оснащенности, фирмы, подгоняемые жесткой конкуренцией в этой сфере, пытаются экономить на всех компонентах системы ради высоких показателей частоты процессора, объема памяти и т.п. В первую очередь они пытаются экономить на корпусе с блоком питания и на других элементах, определяющих как электробезопасность, так и электромагнитную совместимость всего изделия. По данным ведущих российских испытательных лабораторий, аккредитованных на испытания ИТЭ, число отрицательных результатов, полученных при первоначальных испытаниях ПЭВМ, доходит до 70% от общего количества заявок. Затем эта продукция подвергается доработке, необходимой для успешного проведения сертификации. Это обстоятельство в известной мере объясняет тот факт, что относительно немного продукции бракуется при сертификации. Однако уже упомянутый выше объем обобщенной отбраковки представляет собой весьма внушительную величину.
Мониторы поступают как самостоятельные устройства, комплектующие ПЭВМ. В Российской Федерации мониторы в подавляющем большинстве случаев поставляются как продукция зарубежных компаний, имеющих высокую репутацию в этой области. Компании специализируются на разработке мониторов и присваивают им свою торговую марку. Эти компании находятся в США, Европе, Азии. Производство мониторов с торговыми марками компаний-разработчиков ведется преимущественно в Юго-Восточной Азии, а в последнее время в Восточной Европе и Мексике. И только наиболее дорогие мониторы, обладающие высокими техническими показателями (большой размер экрана, высокое разрешение) производятся в Европе, Японии, Корее. Несмотря на то, что компании - владельцы торговых марок, дорожащие своей репутацией, осуществляют контроль производства, наличие большого числа производителей создает предпосылки для появления мониторов с ухудшенными эргономическими показателями. Качество мониторов во многом зависит от применяемых комплектующих изделий общего назначения (ЭЛТ, отклоняющие системы, ЖК панели и т.п.). Поэтому создается ситуация, при которой вследствие большого числа вариантов комплектующих изделий отдельные партии мониторов, даже с одной торговой маркой, могут иметь разные характеристики. С этой проблемой часто сталкиваются в странах-импортерах ПЭВМ. Кроме того, поскольку мониторы по своей природе являются аналоговыми устройствами, важную роль для их качества играет производственная настройка, контроль которой при большом числе производителей затруднен. В связи с этим, сертификационные испытания, проводимые в Российской Федерации, выявляют отклонения параметров мониторов от установленных требований обязательных в России стандартов. Общее число мониторов с отклонениями по эргономическим характеристикам достигает 40%. Типичные дефекты мониторов, влияющие на безопасность и здоровье пользователей ПЭВМ, приводятся в таблице. Не меньшие проблемы связаны с недобросовестными поставщиками, когда образцы продукции ИТЭ, прошедшие сертификацию, и продукция, поставляемая в дальнейшем, не имеют ничего общего между собой, что может выявляться только при проведении инспекционного контроля за сертифицированной продукцией. При подтверждении соответствия продукции посредством принятия изготовителем декларации о соответствии инспекционный контроль не предусмотрен.
Как видно из приведенных данных, в настоящее время в Россию импортируется достаточно большое количество опасной и фальсифицированной продукции ИТЭ, и сертификация является весьма эффективным препятствием для проникновения ее на рынок. Конечно, за счет обеспечения безопасности потребителя себестоимость продукции несколько возрастает. Однако бытующее утверждение о существенном удорожании продукции ИТЭ за счет сертификации вызывает серьезное сомнение. Если взять за основу ежегодный оборот в России крупных фирм-производителей, составляющий сотни миллионов долларов, и реальные цены за сертификацию (с учетом испытаний), действующие на рынке сертификационных услуг в России, то затраты на обеспечение безопасности составляют не более 1% от стоимости единицы продукции, что при усредненной стоимости оборудования ИТЭ в 1 тыс. долл. является незначительной ценой.
Следует также рассмотреть вопрос сертификации партий продукции ИТЭ.
В настоящее время ситуация на российском рынке ИТЭ характеризуется поставками относительно мелких партий импортируемой продукции ИТЭ неизвестными, а зачастую непостоянными юридическими лицами. В этих условиях сертификаты на партию, выданные поставщикам органом по сертификации по Правилам сертификации электрооборудования, отражают реальную ситуацию, действующую в настоящее время на отечественном рынке. Такие сертификаты не только являются документами подтверждения соответствия, но и дают возможность осуществлять прослеживание ИТЭ по дилерской сети, что имеет значение с точки зрения возможной юридической ответственности продавца за поставку продукции, не соответствующей установленным требованиям.
За последнее время Госстандартом России была проделана большая работа по созданию благоприятных условий для признания результатов сертификации и испытаний, проведенных в рамках Международной системы сертификации электрооборудования (МЭКСЭ). Сейчас подавляющее большинство российских стандартов в области электроники и электротехники гармонизировано с международными. Национальный сертификационный орган электрооборудования и десять отечественных испытательных лабораторий признаны в Международной системе сертификации МЭКСЭ.
Большинство фирм-изготовителей ИТЭ с мировым именем, поставляющих свою продукцию во все регионы мира, уже испытали ее на соответствие требованиям безопасности в рамках системы МЭКСЭ, получили сертификаты СБ, которые признаются в 39 странах мира. Если обратиться к информационному источнику системы МЭКСЭ - Бюллетеню СБ № 97-2000, который содержит данные о выданных сертификатах СБ, то там широко представлены фирмы IBM, Hewlett Packard, Dell, Aser, Compaq и др. Из этого следует, что эти фирмы охотно проводят испытания и сертификацию для признания (сертификации) в других странах, и вызывает недоумение их стремление обойти эту процедуру в России.
На практике процедура сертификации для подавляющего большинства фирм-изготовителей электроники с мировым именем сводится к экспертизе протоколов испытаний на безопасность, проведенных в признанных в МЭКСЭ зарубежных испытательных лабораториях. При условии представления в орган по сертификации всех необходимых материалов и при положительных результатах экспертизы сертификат Системы ГОСТ Р выдается без проведения длительных и дорогостоящих дополнительных испытаний.
Особое место при сертификации ИТЭ занимает вопрос использования сертификата Системы ГОСТ Р на системы качества - одного из наиболее достоверных документов, подтверждающих выполнение условия стабильности производства. Что касается достаточности его для подтверждения соответствия продукции, то принципиальным является установление факта соответствия ИТЭ обязательным требованиям стандартов на продукцию путем проведения испытаний в независимых организациях, определенных действующим законодательством. Следует признать, что ведущие мировые компании по производству ИТЭ располагают совершенной системой качества, включающей в себя и систему проведения отдельных испытаний.
Поскольку при сертификации системы качества предприятия третьей стороной (независимой от потребителя и продавца) проверяется формальное соответствие предприятия требованиям 20 элементов стандарта ИСО 9000 и не проверяется соответствие требованиям конкретных стандартов на продукцию, то наличие у фирмы-изготовителя ИТЭ сертифицированной системы качества не может служить основанием для утверждения, что продукция ИТЭ этого изготовителя соответствует требованиям, установленным в российских стандартах. В заключение следует отметить, что в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг», перечень продукции, соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии, утверждается Правительством Российской Федерации. Действующий Перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. № 766 регулярно пересматривается Госстандартом России и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с учетом анализа степени потенциальной опасности продукции, а также реальной ситуации на рынке и в сфере потребления.
Система добровольной сертификации «Ростест-Качество» разработана в связи с необходимостью информирования потребителей о реальном качестве товаров, с одной стороны, и поддержки добросовестных производителей компетентным подтверждением с другой, в условиях рыночной конкуренции и часто недобросовестной рекламы.
В настоящее время добровольная сертификация качества становится все более актуальной проблемой в связи с грядущей в России реформой стандартизации и сертификации (Федеральный закон «О техническом регулировании»). Планируется постепенный переход к международным нормам, где сертификация носит преимущественно добровольный характер.
Список литературы
1. Воронин Г.П., Версан В.Г. и др. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. М.: ВНИИС, 1998.
2. Грундуке Г. Основы общего товароведения. М.: Экономика, 1996.
3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация. М.: Юрайт-Издат, 2004.
4. Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002.
5. Снегирева И.А., Николаева М.А. Товароведение и стандартизация. М.: МЭГУ, 2002.
[1] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология, сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 38.
[2] Воронин Г.П., Версан В.Г. и др. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. - М.: ВНИИС, 1998. С. 159.
[3] Снегирева И.А., Николаева М.А. Товароведение и стандартизация. М.: МЭГУ, 2002. С. 99-100.
[4] Теплов В.И., Сероштан М.В., Боряев В.Е., Панасенко В.А. Коммерческое товароведение. М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2002. С. 109.
[5] Воронин Г.П., Версан В.Г. и др. Сертификат, качество товара и безопасность покупателя. М.: ВНИИС, 1998. С. 170-171.