Содержание

Введение. 3

1. Теоретические основы внутрифирменного планирования. 4

1.1. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования. 4

1.2. Внутрифирменное планирование, его виды и цели.  Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование. 7

2. Разработка внутрифирменного плана на примере КП «Парус». 21

2.1. План сбыта - основополагающий раздел внутрифирменного плана. 22

2.2. Планирование потребностей в трудовых ресурсах. 25

2.3. Планирование издержек и прибыли. 29

Заключение. 36

Список использованных источников. 38

Приложение. 40

Введение

Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров народного потребления, услуг населению. В условиях «молодого рынка», предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

Процесс планирования начинается с ясного понимания того, что же нужно делать. Он начинается с общих целей, что дает возможность выбрать направление работы. Цели являются категорией долгосрочного планирования. Они получают свою конкретизацию в постановке краткосрочных задач. В данной работе будет подробно рассмотрен процесс планирования деятельности гостиничного предприятия, его сущность, стоящие перед ним задачи, доказана важность планирования для эффективного управления предприятием индустрии гостеприимства.

Цель работы – раскрытие вопроса, связанного с видами внутрифирменного планирование и его практическое  использование в КП «Парус»

Задачи:

1)                    Теоретическое исследование сути вопроса;

2)                    Изучение системы  действующего планирования на исследуемом предприятии;

3)                    Разработка предложений по совершенствованию планирования.

1. Теоретические основы внутрифирменного планирования

1.1. Содержание, цели и задачи внутрифирменного планирования, формы планирования

Содержание внутрифирменного планирования как функции управления гостиничным предприятием состоит в обоснованном определении основных направлений деятельности и дальнейшего развития с учетом материальных источников и спроса рынка. «Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития всего предприятия и каждого подразделения (службы) в отдельности на установленный период времени; определении маркетинговых задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации; выявлении материальных, трудовых и финансовых ресурсов, необходимых для решения поставленных задач».

Таким образом, назначение планирования как функции управления состоит в стремлении заблаговременно учесть по возможности все внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития предприятий гостиничного комплекса. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждой службой и всем предприятием в целом. Поэтому планирование призвано обеспечить взаимоувязку между отдельными структурными подразделениями гостиничного предприятия, включающими всю технологическую цепочку:  исследования и разработку, производство и предоставление услуг. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование потребительского спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем с целью постоянной корректировки показателей качества обслуживания и ассортимента услуг вслед за изменениями спроса на рынке.

Потребность в планировании в современных гостиничных предприятиях вытекает из большого количества конкурентных предприятий все увеличивающегося в период рыночной экономики, разнообразия возможных форм управления предприятием (независимое предприятие, цепи предприятий, франчайзинговый договор, контракт на управление), наличия многочисленных структурных подразделений в рамках предприятия, тесных межфирменных связей с поставщиками различных товаров (продукты, оборудование и проч.), фирмами-агентами, включенными в процесс обслуживания клиентов, а также из требований научно-технического прогресса - быстро учитывать и осваивать новейшие достижения науки и техники. В этом же направлении действует и такой фактор, как стремление гостиничного предприятия подчинить себе рынок, усилить свое воздействие на формирование потребительского рыночного спроса.

Развитие планирования непосредственно связано с усилением тенденции к централизации в управлении предприятием индустрии гостеприимства и призвано увязать деятельность всех подразделений (служб), подчинив ее единой стратегии развития. Внутрифирменное планирование в рамках гостиничного предприятия охватывает как текущее, так и перспективное планирование, осуществляемое в виде прогнозирования

Если перспективное планирование призвано определить общие стратегические цели и направления развития предприятия, необходимые для этого ресурсы и этапы решения поставленных задач, то разрабатываемые на его основе текущие планы ориентированы на фактическое достижение намеченных целей исходя из конкретных условий и состояния рынка на каждом данном этапе развития. Поэтому текущие планы дополняют, развивают и корректируют перспективные направления развития с учетом конкретной обстановки.

В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования:

«Формы планирования в зависимости от длительности планового периода:

-                       перспективное планирование (прогнозирование);

-                       среднесрочное планирование;

-                       текущее (бюджетное, оперативное) планирование».

Уровень и качество планирования определяются следующими важнейшими условиями: компетентностью руководства предприятием на всех уровнях управления; квалификацией обслуживающего персонала, работающего в функциональных подразделениях; наличием информационной базы и обеспеченностью компьютерной техникой.

Можно выделить некоторые характерные особенности планирования в зависимости от целей:

в американских компаниях главное - это объединение стратегий всех подразделений и распределение ресурсов;

в английских компаниях - ориентация на распределение ресурсов;

в японских компаниях - ориентация на внедрение новшеств и повышение качества решений. [1]

Планирование предполагает: обоснованный выбор целей; определение политики; разработку мер и мероприятий (образа действий); методы достижения целей; обеспечение основы для принятия последующих долгосрочных решений.

Планирование заканчивается перед началом действий по реализации плана. «Планирование - это начальный этап управления, однако оно представляет собой не единственный акт, а процесс, продолжающийся до завершения планируемого комплекса операций».

Планирование направлено на оптимальное использование возможностей предприятия, в том числе наилучшее использование всех видов ресурсов и предотвращение ошибочных действий, могущих привести к снижению эффективности деятельности предприятия, потере клиентов.

 Планирование включает в себя определение:

конечных и промежуточных целей;

задач, решение которых необходимо для достижения целей;

средств и способов их решения;

требуемых ресурсов, их источников и способа распределения.

В зависимости от направленности и характера решаемых задач различают три вида планирования: стратегическое или перспективное; среднесрочное; тактическое или текущее (бюджетное). 

«Стратегическое планирование заключается в основном в определении главных целей деятельности гостиничного предприятия и ориентировано на определение намечаемых конечных результатов с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами».

При этом разрабатываются также новые возможности предприятия, например, открытие дополнительных пунктов питания: баров, ресторанов и проч. путем переоборудования простаивающих площадей, приобретения оборудования, изменение профиля предприятия или радикальное изменение технологии. Стратегическое планирование охватывает период в 10-15 лет, имеет отдаленные последствия, влияет на функционирование всей системы управления и основывается на огромных ресурсах.

Текущее планирование заключается в определении промежуточных целей на пути достижения стратегических целей и задач. При этом детально разрабатываются средства и способы решения задач, использование ресурсов, внедрения новой технологии.[2]


1.2. Внутрифирменное планирование, его виды и цели.  Среднесрочное и текущее (бюджетное) планирование

Перспективное планирование

 Предприятию индустрии гостеприимства в современных условиях важно уделять все большее внимание развитию перспективного планирования как инструменту централизованного управления. Такое планирование, охватывающее период от 10 до 20 лет (чаще 10-12 лет) предусматривает разработку общих принципов ориентации предприятия на перспективу (концепцию развития); определяет стратегическое направление и программы развития, содержание и последовательность осуществления важнейших мероприятий, обеспечивающих достижение поставленных целей. Перспективное планирование помогает принимать решения по комплексным проблемам деятельности предприятия в международном масштабе:

определение направлений и размеров капиталовложений и источников их финансирования;

внедрение технических новшеств и прогрессивной технологии;

диверсификация производства и обновление продукции; формы осуществления заграничных инвестиций;

совершенствование организации управления по отдельным подразделениям и кадровой политике.

Так, для гостиничного предприятия очень важно выбрать сопутствующие виды деятельности, т.е. диверсифицировать основу своего бизнеса для снижения финансовых рисков ввиду того, что гостиничный бизнес весьма чувствителен к целому ряду объективных или форс-мажорных факторов: политических, экономических, инфраструктурных и проч. При самых благоприятных условиях для гостинично-ресторанного предприятия не сегодня-завтра ситуация может стать прямо противоположной, не зависящей от предпринимателя (межнациональные конфликты, изменения налоговой политики, таможенных пошлин, транспортных тарифов, уровня инфляции и т.д.).

Желательно выбрать такие виды дополнительной деятельности, которые были бы приоритетными на длительный период, имели бы налоговые льготы на государственном или местном уровне.

Пример. В связи с резким падением доходов от гостиничного бизнеса в одной крупной фирме была разработана и реализована программа диверсификации. Она включала в себя планирование и разработку бизнес-программ организации малых мобильных производств с приоритетными видами деятельности (производство продуктов питания: мясных продуктов и полуфабрикатов, пива, минеральной воды и других безалкогольных напитков, кондитерских изделий и проч.). Для этого были построены комплексы мясоперерабатывающего и пивоваренного производства и организованы новые точки реализации продукции: бары, рестораны, магазины. Производство данной продукции мало зависит от вышеперечисленных факторов риска. Тем самым были решены одновременно четыре основные задачи:

-                       сохранены объемы доходов фирмы на прежнем уровне за счет дополнительной деятельности;

-                       значительно снижены факторы риска за счет внедрения программы диверсификации;

-                       созданные производства входят в перечень приоритетных и льготируются по налогу на прибыль в рамках малых предприятий (100%-ная льгота на первые два года деятельности, 50%-ная и 25%-ная в последующие третий и четвертый годы);

-                       обеспечены своей более дешевой, качественной и экологически чистой продукцией рестораны, кафе, бары и т.д., что положительно повлияло на фактор конкурентоспособности основной (гостиничной) деятельности.

Поскольку оценка перспектив в условиях стихийного развития гостиничного рынка крайне неопределенна, перспективное планирование не может ориентировать гостиничную фирму на достижение количественных показателей и поэтому обычно ограничивается разработкой лишь важнейших качественных характеристик, конкретизируемых в программах или прогнозах. Через них осуществляется координация перспективных направлений развития всех подразделений предприятия с учетом их потребностей и ресурсов.

В системе перспективного планирования в зависимости от методологии и целей обычно различают долгосрочное планирование и стратегическое планирование.

В системе долгосрочного планирования используется метод экстраполяции, т. е. использование результатов показателей прошлого периода и на основе постановки оптимистических целей распространение несколько завышенных показателей на будущий период. Здесь делается расчет на то, что будущее будет лучше прошлого.

Долгосрочное планирование,  включает среднесрочное и  краткосрочное планирование, широко применяется в мировой практике. Долгосрочный план обычно охватывает трехлетний или пятилетний периоды.  Он скорее носит описательный характер и определяет общую стратегию компании,  поскольку трудно предугадать все возможные расчеты на такой длительный срок. Долгосрочный план вырабатывается руководством компании и содержит главные стратегически цели предприятия на перспективу.

Основные области долгосрочного планирования:

     - организационная структура

     - производственные мощности

     - капитальные вложения

     - потребности в финансовых средствах

     - исследования и разработки

     - доля рынка и так далее.

     Стратегическое планирование ставит целью дать комплексное научное обоснование проблем, с которыми может столкнуться предприятие в предстоящем периоде, и на этой основе разработать показатели развития предприятия на плановый период. Такой метод наиболее применим для индустрии гостеприимства.

Функции стратегического планирования:

     1. Стратегический план задает направления для  деятельности организации и  позволяет ей лучше понимать структуру маркетинговых исследований,  процессы изучения потребителей,  планирования продукции, ее продвижения и сбыта, а также планирования цен.

     2. Стратегический план обеспечивает каждому подразделению в организации четкие  цели,  которые увязываются с общими задачами компании.

     3. Стратегический  план стимулирует координацию усилий различных функциональных направлений.

     4. Стратегический  план  заставляет  организацию  оценивать свои сильные и слабые стороны с точки зрения  конкурентов,  возможности и угрозы в окружающей среде.

     5. Этот план определяет альтернативные действия или  комбинации действия, которые может предпринять организация.

     6. Стратегический план создает основу для распределения ресурсов.

     7. Стратегический план  демонстрирует  важность  применения Стратегическое планирование все теснее увязывается с маркетингом. Каждая пятая фирма с объемом продаж менее 100 млн.  долларов и практически все компании с продажами в 2 млрд.  долларов имеют официальные отделы планирования процедур оценки деятельности.

В основу при разработке плана кладется:

-                       анализ перспектив развития гостиничного предприятия, задачей которого является выяснение тенденции и факторов, влияющих на развитие соответствующих тенденций;

-                       анализ позиций в конкурентной борьбе, задача которого состоит в определении того, насколько конкурентоспособны услуги, предоставляемые  предприятием и что предприятие (гостиница, ресторан) может сделать для повышения результатов работы в конкретных направлениях, если будет следовать оптимальным стратегиям во всех видах деятельности;

-                       выбор стратегии на основе анализа перспектив предприятия в различных виды деятельности и определение приоритетов по конкретным видам деятельности с точки зрения ее эффективности и обеспеченности ресурсами;

-                       анализ направлений диверсификации видов деятельности, поиск новых более эффективных видов деятельности и определение ожидаемых результатов.

При выборе стратегии необходимо иметь в виду, что новые стратегии как в традиционных отраслях, так и в новых сферах бизнеса должны соответствовать накопленному потенциалу предприятия.

В системе долгосрочного планирования (рис. 1) цели претворяются в программы действий, бюджеты (годовой план), планы прибылей, разрабатываемые для каждого из главных подразделений предприятия. Затем программы и бюджеты выполняются этими подразделениями и определяются отклонения фактических показателей от запланированных.


Рис. 1 Схема долгосрочного планирования

Как видно из схемы (Приложение 1), перспективы и цели связаны между собой для выработки стратегии. Текущие программы (бюджеты) ориентируют оперативные подразделения предприятия в их повседневной работе, направленной на обеспечение текущей рентабельности; стратегические программы и бюджеты закладывают основы будущей рентабельности, что требует создания специальной системы исполнения, построенной на управлении проектами.

Системы долгосрочного планирования применяются в 70-80% крупнейших японских корпораций, где планирование организуется следующим образом:

-                       выбираются 5-10 ключевых стратегий и вокруг них формируется политика долгосрочного развития;

-                       одновременно принимаются среднесрочные планы для объединения стратегий в одно целое и увязки с распределением ресурсов;

-                       высшее руководство определяет цели каждому подразделению, а последнее разрабатывает количественные планы достижения этих целей методом "снизу вверх".

Стратегический план выражен стратегией корпорации. В нем содержатся решения относительно сфер деятельности и выбора новых направлений. В нем могут перечисляться основные проекты и задаваться их приоритеты. Разрабатывается он на уровне высшего звена управления. Обычно стратегический план не содержит количественных показателей.[3]

Среднесрочное и бюджетное планирование

Среднесрочные планы чаще всего охватывают пятилетний срок, как наиболее удобный для обновления производственного аппарата и ассортимента продукции и услуг. В них формулируются основные задачи на установленный период, например, производственная стратегия предприятия в целом и каждого подразделения (реконструкция здания, освоение новой продукции и расширение ассортимента); стратегия продажи услуг (привлечение новых клиентов, т.е. выход на новые рынки, совершенствование обслуживания и другие мероприятия, содействующие увеличению продаж); финансовая стратегия (объемы и направления капиталовложений, источники финансирования, структура портфеля ценных бумаг); кадровая политика (состав и структура штатов, их подготовка и использование); определение объема и структуры необходимых ресурсов и форм материально-технического снабжения. Среднесрочные планы предусматривают разработку в определенной последовательности мероприятий, направленных на достижение целей, намеченных долгосрочной программой развития.

Текущее планирование осуществляется путем детальной разработки (обычно на один год) оперативных планов для компании в целом и ее отдельных подразделений, в частности, программ маркетинга, планов по научным исследованиям, планов по производству, материально-техническому снабжению. Основными звеньями текущего плана производства являются календарные планы (месячные, квартальные, полугодовые), которые представляют собой детальную конкретизацию целей и задач, поставленных перспективным и среднесрочным планами. Календарные планы составляются на основе сведений о наличии предварительных заказов (брони), обеспеченности их, т.е. наличия свободных номеров - для отеля. В календарных планах предусматриваются расходы на реконструкцию имеющихся мощностей, замену оборудования, сооружение новых предприятий, обучение обслуживающего персонала.

Реализация оперативных планов осуществляется через систему бюджетов, или финансовых планов, которые составляются обычно на год или на более короткий срок по каждому отдельному подразделению- центру прибыли (ресторан, бар, прачечная, мини-шоп и др.), а затем консолидируются в единый бюджет, или финансовый план предприятия.

Благодаря финансовому прогнозированию и финансовому планированию директор предприятия способен определить будущие финансовые потребности компании и определить цели, достижение которых поможет сохранить намечаемые уровни прибыльности. Если прогноз указывает на недостаток финансовых средств, директор имеет возможность сказать, когда и сколько денег потребуется компании. Это необходимо для того, чтобы определить ту финансово-кредитную политику, которая должна проводиться для успешного решения поставленных перед компанией задач.

Разработка подробного бюджета дает возможность компании сравнить фактические результаты своей деятельности с запланированными. Такое сравнение проводится из месяца в месяц, и в обязанность финансового директора входит выявление и устранение любых серьезных отклонений от прогнозируемого уровня.

Процесс разработки бюджета гостиницы начинается с создания бюджетной комиссии. Комиссия, как правило, возглавляется Генеральным директором и включает руководителей всех основных департаментов.

Разработка бюджета требует изучения внешних и внутренних экономических условий работы организации, частью которых являются возможные изменения инфляционной политики страны в ближайшем будущем.[4]

Необходимо предусмотреть любые изменения в стоимости товаров и услуг, предоставляемых гостиницей, в том числе, таких как питание, напитки, коммунальные услуги и поставки. Рынок должен быть изучен с точки зрения изменений спроса, вызванных ростом конкуренции со стороны вновь открываемых предприятий.

Функциональные подразделения разделяются на две категории: доходные и расходные. Подразделения представляют свои финансовые отчеты за прошедшие периоды. Эта информация используется как основа для подготовки бюджета на предстоящий период.

Эти прогнозы передаются в другие отделы (отдел питания и напитков, внутренняя телефонная станция, подарочный киоск, гараж и т.п.) для планирования их собственных бюджетов.

В подготовку расходного бюджета включаются также участки гостиницы, которые непосредственно дохода не приносят. Планируются расходы на содержание администрации в целом, отдела маркетинга, коммерческого отдела. Далее, определяются расходы на содержание здания, оплату электроэнергии, а также расходы на содержание других подразделений, если они не связаны с подразделениями, дающими доход.

По завершении всех прогнозов создается общий бюджет гостиницы. Бюджетная комиссия рассматривает проект, вносит коррективы и утверждает бюджет предприятия.

Начинается второй этап - контролирующий, который, с точки зрения управления финансами, не менее важен, чем первый. По наступлении времени, покрываемого соответствующим бюджетом, руководство гостиницы использует его как эталон для сравнения фактического положения с прогнозируемым.

Годовой бюджет составляется из двенадцати месячных бюджетов. Это позволяет в конце каждого месяца определять характер и степень выполнения годового бюджета. Может возникнуть потребность внесения корректив в связи с расхождениями бюджета с фактическим состоянием дел.

Основные фонды - это такие активы, срок жизни которых превышает один год. Из-за того, что эти активы имеют длительный срок эксплуатации, решение об их приобретении или продаже может иметь важные долгосрочные последствия, сказывающиеся на финансовом успехе компании. Наука об управлении финансами предлагает несколько квалифицированных путей, используя которые можно без особого риска увеличивать основные фонды.

Планирование бюджета капитальных вложений - это процесс, через который неизбежно должно пройти предприятие, если предполагается осуществление инвестирования или реинвестирования в основные фонды. Изменяющаяся во времени цена денег - это только часть проблемы, связанной с оценкой и выбором направлений инвестирования.

Для того чтобы гостиница или ресторан могли успешно существовать в условиях обостряющейся конкуренции, руководитель предприятия должен быть значительно более осведомленным в вопросах финансов, чем раньше.

Расширение строительства новых гостиниц и ресторанов в различных районах страны создало весьма напряженную конкуренцию. Стоимость трудовых ресурсов, продовольствия, напитков, запасных частей к оборудованию и сервисных услуг постоянно повышается. Во многих районах страны квалифицированные работники становятся настоящим дефицитом.

Все эти и многие другие факторы оказывают свое влияние таким образом, что функции финансового управления: планирование, контроль и анализ финансовых усилий компании получают все больше внимания со стороны ее руководства.[5]

Тактическое планирование

«Тактическое планирование предполагает составление среднесрочных (обычно пятилетних) планов, в которых конкретизируются стратегическая концепция, методы и формы ее реализации. Такой концепцией для предприятий гостиничного комплекса является стратегия обслуживания».

Для планирования стратегии обслуживания, руководству предприятия или организации следует, прежде всего, понять, что представляет собой та рыночная среда, в которой приходится работать и какое место в этой среде занимает предприятие или организация. Хорошо разработанная стратегия должна давать ответы также на следующие вопросы:

-                       какие нужды потребителей мы обслуживаем?

-                       обладаем ли мы достаточными знаниями и опытом, чтобы обслуживать лучше, чем кто-либо еще?

-                       как мы должны обслуживать, чтобы иметь доход, позволяющий нам длительное время быть конкурентоспособными и получать достаточную прибыль на вложенный капитал?

Как можно заметить, соответствующая стратегия обслуживания затрагивает три главных компонента любого предпринимательства в сфере обслуживания:

1.Потребности клиентов;

2.Способность компании удовлетворить эти потребности;

3.Долгосрочная прибыльность компании. 

Индустрия гостеприимства обслуживает огромное количество разнообразных рынков. Например, индустрия общественного питания может быть легко сегментирована по различным рынкам, подразделяемым в зависимости от конкретных нужд потребителей на такие, как: быстрое обслуживание, французский сервис, семейное обслуживание, доставка на дом, продажа на вынос, обслуживание в кафетерии, тематическое обслуживание класса люкс и т.п.

«Гостиничная индустрия также может быть сегментирована: полный пансион для бизнес-туристов, обслуживание экономического класса, обслуживание в апартаментах, высший экономический класс обслуживания, курортное обслуживание, обслуживание в центре города и на его окраинах, вдоль автомагистралей и т.п. Каждый из этих сегментов отвечает желаниям и потребностям различных категорий потребителей».

Организации индустрии гостеприимства должны создать свои стратегии обслуживания для того, чтобы соответствовать специфическим потребностям рынка, в котором они выбрали для себя определенный сегмент.

Необходимо рассмотреть один из наиболее важных вопросов, который руководство должно задать себе прежде, чем оно приступит к разработке стратегии обслуживания: “Как определить, какие из видов обслуживания, предполагаемого в качестве направлений работы фирмы, будут иметь преимущество в глазах потребителя, по сравнению с ее конкурентами?”

Критические. Эти элементы обычно формируют наименьшую нейтральную зону, поскольку они являются сущностью индустрии гостеприимства. Это главные факторы, которые оказывают непосредственное воздействие на поведение потребителя. Они должны быть удовлетворены в первую очередь, поскольку основаны на минимуме стандартов, приемлемых для потребителей. Если компании хотят выжить в бурном море конкуренции, они должны сделать все, чтобы предложить именно эти элементы обслуживания. Примеры здесь весьма просты: чистота в гостиничных номерах, чистота общественных помещений, безопасность, здоровая пища и т.п. Критическими эти элементы называются потому, что они вызывают либо положительную, либо отрицательную реакцию в зависимости от того, достигнуты эти минимальные стандарты или нет. Критические же они еще и потому, что компании, предоставляющей обслуживание, может быть прощено игнорирование этих стандартов лишь в критических ситуациях.

Нейтральные. Эти элементы, наоборот, создают максимальную нейтральную зону и не оказывают воздействия на опыт. Сюда можно отнести цвет униформы обслуживающего персонала, палитру красок, в которых выполнен интерьер здания, расположение автомобильной стоянки и т.п. Коль скоро эти элементы имеют довольно слабое влияние на степень удовлетворения потребителей, на них не стоит затрачивать значительных управленческих усилий.

Приносящие удовлетворение. Эти элементы могут вызвать благодарную реакцию, если ожидания предвосхищены, но никакая реакция не последует, если ожидания удовлетворены или, наоборот, не удовлетворены. Примером может служить обслуживание в гостиницах в ночное время, бесплатные напитки, предоставляемые гостям во время банкетов от имени директора, цветы, преподносимые администрацией дамам в ресторанах и т.п.

Очевидно, что подобные “пустячки” позволяют предприятию быть заметным на общем фоне обслуживающих организаций. Кто будет возражать против бесплатного угощения, бесплатного цветка или бесплатного шоколада, найденного вечером на подушке в спальне? Никто. Точно так же очень немногие будут жаловаться, что они не удовлетворены уровнем обслуживания, поскольку за это специально не доплачивали. Эти элементы не доставляют неприятностей, если потребитель их не получает, и, наоборот, приносят удовлетворение, если клиент вдруг обнаруживает их.

Приносящие разочарование. Эти элементы, если они не выполнены правильно, в большинстве случаев вызывают отрицательную реакцию. В то же время, никакой реакции не последует, если все делается правильно. Здесь и неудачно выбранная или организованная стоянка для машин, заставляющая гостей далеко идти, отказ от принятия оплаты по наиболее распространенным кредитным карточкам, недружелюбие персонала, грязные пепельницы, переполненные туалеты и т.п. Все это примеры элементов, приносящих разочарование.

Следует иметь в виду, что выполнение этих элементов обязательно, и в то же время, повышение качества в этих элементах обслуживания вряд ли может привести к повышению уровня удовлетворенности.

Мы исследовали вопрос, почему необходима убедительная, стройная стратегия обслуживания. В условиях развитого рынка и высокого уровня банкротств успеха добиваются лишь те компании, которые способны спланировать и проводить по крайней мере на самом низком организационном уровне долговременные стратегии обслуживания. Давно прошла та пора, когда предприятия и организации индустрии гостеприимства управлялись любителями. Сейчас рынок уже не тот, и выживают на нем лишь профессионалы. Планирование стратегии обслуживания - это и есть тот инструмент, который необходим для выживания.

Оперативное планирование предполагает разработку краткосрочных планов-бюджетов (сроком до одного года), в которых содержится детальная разработка рычагов и инструментов воздействия на процесс предоставления услуг. Показатели технических и оперативных планов являются основой для разработки стратегического плана на высшем уровне управления.

Текущее планирование в рамках функциональных подразделений стало повседневной работой на всех предприятиях индустрии гостеприимства. Оно позволяет точнее определить направление инновационной деятельности, ориентированной на оптимизацию процесса предоставления услуг и внедрение новой конкурентоспособной продукции.

Во многих предприятиях планирование ведется методом "от затрат к выпуску": сначала устанавливается, какими ресурсами может располагать предприятие, а потом, опираясь на эти данные, определяется стратегия "продукт (услуга) - рынок".

У каждой компании имеются свои специфические особенности планирования: по видам планов, их структуре и показателям, горизонту и срокам разрабатываемых планов и др. Планирование в гостиничных предприятиях нацелено не только на экономию материальных ресурсов и снижение издержек, но, главным образом, на создание широкого ассортимента продукции, услуг, учитывающего различные потребности клиентов.[6]

 

2. Разработка внутрифирменного плана на примере КП «Парус»

Основным объектом исследований стала  гостиница «Парус», которая является  частью  коллективного  предприятия курортных «Парус». Гостиница «Парус» - это гостиница  2-го разряда. Как и в любой гостинице данного разряда, в гостинице «Парус» есть водопровод, канализация, отопление, телефонная связь, душ и ванные общего пользования, ресторан. Номерной фонд (30 номеров) гостиницы представлен на  50% номерами первой и на 50% второй категорий и пока  10 недавно оборудованных номера высшей категории. К 1-ой категории относятся номера, состоящие из одной комнаты на одного-трёх человек,  с полным санитарным узлом, телефоном, телевизором, обставленные гарнитуром или набором однотипной высококачественной мебели, с гравюрами на стенах, коврами или ковровыми покрытиями на полу.

Номера 2-ой категории состоят из одной комнаты  на одного-трёх человек, надлежащим образом меблированные. Санитарные  узлы неполные  или только умывальники, телефоны, телевизоры. К достижениям в развитии и совершенствовании гостиницы является появление номеров высшей категории. Эти номера состоят из двух комнат, в них установлены кондиционеры, имеются посудные сервизы, мини-бары. Пока их в гостинице только 10, но в будущем  в планы руководства входит  увеличение их количества, что станет поводом для присвоения гостинице боле высокого разряда.

Один из главных вопросов, который предстояло уяснить, касался структуры данного предприятия. В больших гостиницах организационная структура представляет собой сложный механизм, в котором задействовано множество людей и подчиняется этот механизм определённой иерархии. Но во главе любой иерархии стоит директор.  Так как  гостиница «Парус» сравнительно небольшое предприятие, то организационная структура её относительно проста. Директору непосредственно подчиняется зам. директора по гостинице.  Кроме того, в гостинице  есть служба приёма и размещения, куда входят 3 администратора, также поэтажный персонал, в составе которого 3 дежурных по этажу и  6 горничных. Есть на предприятии главный бухгалтер и ресторан, работники которого также подчиняются зам. директора по гостинице. Т.о. организационная структура – это скелет. Тогда как «душой» организации является организационная культура, которая устанавливает действия членов организации. В нашей гостинице работает всего лишь около 35 человек, здесь есть свои ценности, принятые верования и нормы поведения. Есть хорошая традиция празднования совместно дней рождений и других праздников. Уже  устоялись определённые формы приветствия между работниками и, конечно, с гостями. Часто на предприятии организуются совместные экскурсии, прогулки, пикники, что способствует сплочённости в коллективе, установлению контактов и улучшению взаимоотношений между работниками. Поэтому в гостинице всегда ощущается благоприятный психологический климат, и тёплая, гостеприимная обстановка, что, конечно же,  дополнительно привлекает клиентов. По мнению автора,  организационная культура является важным условием для успешного функционирования предприятия в целом, и поэтому требует постоянного укрепления и улучшения.

 В ходе   исследований автору удалось чётко  определить для себя  две основные составляющие деятельности данного предприятия, т.е.  определить миссию и цель данной гостиницы.   Миссия, которая и является основой деятельности гостиницы, -   это предоставление  иногородним гражданам временного жилья и дополнительных платных услуг. А основная цель гостиницы – повысить  качество обслуживания и расширить спектр  предоставляемых услуг. 


2.1. План сбыта - основополагающий раздел внутрифирменного плана

План стимулирования сбыта имеет свои преимущества по  сравнению с планом рекламы: мероприятия по стимулированию сбыта дают немедленный положительный эффект на месте продажи товара, побуждая потребителя  не откладывать покупки;  увеличение объема продаж, таким образом происходит быстро и поддается измерению,  что практически невозможно в случае рекламы. К сожалению,  в КП «Парус» план сбыта не составляется.

Основной задачей плана сбыта является увеличение оборачиваемости товаров  на месте их продажи.  Его исполнение возлагается на руководителя отдела стимулирования (Если такая должность  существует), работающего  в сотрудничестве с управляющим по товару и директором по маркетингу. Этот раздел плана маркетинга, как правило, включает следующие статьи:

     а) Место товара на рынке. Кратко излагаются основные исходные данные,  относящиеся к товару,  рынку,  потребителю и конкурентной продукции.

     б) Цели на предстоящий год. Указываются выполненные в течение предыдущего года мероприятия по стимулированию товара и изучению конкурирующей продукции; анализируются результаты этой деятельности; совещаются проблемы и возможности,  которыми следует воспользоваться:

     - качественные  задачи  (улучшение  имиджа  товара в глазах торговой сети за счет ускорения его оборачиваемости);

     - количественные задачи, выраженные в цифрах;

     в) Программа действий:

     - цель: увеличение продаж;

     - средства: изучить ситуацию в магазинах, предложив скидку;

     - обоснования: сбыт товара переживает застой.

     г) Контроль за плановыми мероприятиями.

     Проверка рентабельности  запланированных  мероприятий  осуществляется путем проведения тестов до и после операций по  стимулированию продаж;  при  этом  выбирается  некоторое количествоторговых точек и анализируется продажа товара  до,  во  время  и после проведения стимулирования.

 д) Бюджет.

     Для каждой операции по стимулированию сбыта устанавливается строго определенный бюджет; затем этот бюджет включается в общий годовой бюджет.

е) План-график. Намеченные на год мероприятия представляются в графической форме.

Гостиница «Парус» была построена с целью организации на ее базе приема и обслуживания туристов  с высоким и средним уровнем дохода. Данное направление деятельности является приоритетным и определяет стратегию предприятия в целом. Другими направлениями деятельности являются: оказание дополнительных гостиничных услуг, туристические, экскурсионные, культурно-зрелищные, спортивно-игровые,  медицинские и бизнес-услуги.

Основными конкурентами являются: санаторий «Нижняя Ореанда»; пансионат «Мисхор»  и другие крупные дома отдыха, санатории и пансионаты. Коэффициент загрузки номерного фонда по официальной статистике составил в 2001 году в целом 27,7% (Приложение 2);

Анализ рассматриваемого показателя в разрезе месяцев вызывает сомнение в соответствии предлагаемых данных реальной загрузке гостиницы. Так, загрузка в летние месяцы, когда наплыв туристов значительно превысил показатели прошлых лет, должна иметь порядок 90-95%. Отчетные же показатели составляют в июле-августе по КП «Парус»  – 63-67%. Кроме изложенного, интерес представляет распределение загрузки по номерам. Как показывает анализ, номера « высшей категории» имеют загрузку с октября по май выше средней, а с июня по сентябрь на 10-20% ниже средней. Хотя, как подсказывает логика, номера высшей категории должны быть загружены на 100%.

Всех потребителей услуг  КП «Парус» можно условно разделить на три группы:

-                       приезжающие индивидуально;

-                       приезжающие группами;

Для индивидуально приезжающих туристов (около 10%) действуют тарифы - «стойки портье», т. е. максимально возможные. Средний доход по плану 2003 года составляет (без учета НДС и гостиничного сбора) около 112,5 руб. на один место/день оплаченный.

Для туристов прибывающих организованными группами (около 23-30%) цены согласовываются в каждом договоре. По плану на 2003 год средний доход от проживания этой категории должен составить около 94 руб. на один место/день оплаченный.

Средний доход номерного фонда в 2002 году составил 77,5 руб. на один место/день оплаченный, т.е. на номер в среднем (при полном проживании в двухместном номере) –155 руб. (без учета НДС и гостиничного сбора). Всё это следствие проведения определённой ценовой политики.  С  1 апреля 2002г. изменена ценовая политика в гостинице, а именно:

-на 67,5% увеличены цены за проживание в период сезона и высокого сезона;

-на 48,5% увеличены цены за проживание  в период низкого сезона.

Таким образом, средний доход номерного фонда приблизительно в 1,5 раза ниже дохода, получаемого от туристов за наличный расчет (без скидок и договорных цен).[7]

2.2. Планирование потребностей в трудовых ресурсах

Первостепенное значение для успешного функционирования каждой фирмы имеют ресурсы — трудовые, материальные и финансовые.    Одним из факторов конкурентоспособности производимой продукции является эффективное использование всех видов ресурсов.

Наиболее социально значимыми и экономически мобильными в условиях рыночной экономики являются трудовые ресурсы.

С производственно-экономической точки зрения кадровое планирование представляет собой оцениваемое с помощью чисто экономических и организационных критериев соответствие между работником и его рабочим местом на определенном участке труда.

       «Все кадровое планирование можно поделить на следующие его виды:

-  планирование потребностей в персонале,

-  привлечения (набора) персонала,

-  использование и сокращения персонала,

-  обучения персонала,

-  сохранения кадрового состава,

-  расходов на содержание персонала,

-  производительности».

Разумеется, все виды кадрового планирования тесно связаны друг с другом, взаимно дополняют и корректируют мероприятия, предусмотренные в том или ином плане.

Планирование потребности в персонале включает в себя:

Оценку наличного потенциала трудовых ресурсов;

Оценку будущих потребностей;

Разработку программ по развития персонала.

Конкретное определение потребности в персонале представляет собой расчет необходимого числа работников по их количеству, квалификации, времени, занятости и расстановке в соответствии с текущими и перспективными задачами развития предприятия. Расчет производится на основе сравнения расчетной потребности в рабочей силе и фактического состояния обеспеченности на определенную дату и представляет собой информационную основу для принятия управленческих решений в области привлечения персонала, его подготовки и переподготовки. Ос­нов­ные по­ка­за­те­ли,  ха­рак­те­ри­зую­щие  на­ли­чие пер­со­на­ла на пред­при­ятии:

1. Спи­соч­ное  чис­ло  пер­со­на­ла (все тру­дя­щие­ся пред­при­ятия, имею­щие тру­до­вую книж­ку и при­ня­тые на вре­мен­ную ра­бо­ту,  свя­зан­ную с про­цес­сом про­из­вод­ст­ва).

Рассмотрим   этот показатель  на нашем конкретном предприятии КП «Парус».  Персонал гостиницы сравнительно не высок – 34 человек, что составляет среднесписочную численность работников  на 01.01.2003 г. В этом сезоне она увеличилась всего лишь до 35 человек,  т. е. всего лишь на  102, 90 %. Это связано  тем, что гостиница постепенно переходит на круглогодичное функционирование  и руководство не вынуждено увольнять работников после сезона.  Пока в ближайшие планы  гостиницы не входит расширение  деятельности и  в этом году, скорее всего это число не изменится.

2. Явоч­ное чис­ло - чис­ло лиц,  явив­ших­ся на ра­бо­чее ме­сто. В  КП «Парус»  этот показатель  почти всегда  находится в промежутке   80-90%.   Это говорит о высоком уровне трудовой дисциплины на предприятии.

3.                     Фак­ти­че­ски ра­бо­таю­щие - ра­бо­чие,  при­сту­пив­шие к ра­бо­те, не­за­ви­си­мо от про­дол­жи­тель­но­сти ра­бо­че­го дня.

Важным показателем деятельности любого предприятия является, конечно, производительность труда.  На 01.01.02 производительность труда составляла всего лишь  57,20 тыс.  руб., в 2003 году выросла до  75,10 тыс. руб. В первую очередь это связано с тем, что на предприятии произошёл ряд изменений. Например: Проведены мероприятия по оптимизации кадрового состава работников гостиницы как с учётом создания  новых видов услуг, так и с учётом возросших требований к качеству обслуживания,  в том числе проведена замена целого ряда руководителей – менеджеров, работников низшего звена на более квалифицированных, молодых, инициативных специалистов.

Помимо планирования потребности в персонале, на предприятии  проводится  также планирование использования кадров. Осуществляется посредством разработки плана замещения штатных должностей.

Цель – по возможности целесообразное, то есть экономичное и справедливое по отношению к человеку распределение потенциала рабочей силы между вакантными рабочими местами. Руководство гостиницы  «Парус» старается планировать использование кадров так, чтобы оптимальную степень удовлетворенности работников своими рабочими местами в том случае, если были учтены их способности, умения, требования и мотивация.

При определении места работы в процессе планирования использования кадров наряду с учетом квалификационных признаков принимаются во внимание также психические и физические нагрузки на человека на том или ином рабочем месте, их соответствие возможностям человека, принимаемого на работу. Посредством такой конкретизации планирования использования рабочей силы можно будет избежать завышения и занижения требований, профессиональных заболеваний, и др.[8]

Немаловажным аспектом является и планирование обучения персонала.

Оно призвано использовать собственные производственные ресурсы работников  без поиска новых высококвалифицированных кадров на внешнем рынке труда. Кроме того, такое планирование создает условия для мобильности и саморегуляции работника, ускоряет процесс адаптации к изменяющимся условиям производства.

Планирование обучения должно учитывать:

-  требуемое количество учеников;

-  количество существующих работников, нуждающихся в обучении или переобучении;

-  новые курсы или расходы на существующие.

Это качественная составная часть кадрового планирования. Она включает в себя все усилия предприятий по сохранению соответствующего уровня знаний у трудового коллектива или же на повышение квалификационного уровня путем дополнительной подготовки.

 Руководство гостиницы понимает, что планирование роста квалификации кадров имеет большое значение в процессе осуществления производственных мероприятий, которые касаются персонала. С одной стороны, оно позволяет использовать собственные резервы рабочей силы при одновременно более высокой степени успеха, чем это смогли бы обеспечить поиски новых кадров; с другой – дает отдельному работнику оптимальный шанс для самореализации. Так 50 % работающих на предприятии являются студентами-заочниками. Более 70% работающих  прошли обучение работе на современных ПК за счёт предприятия.  В планах руководства  создание новых обучающих программ на базе гостиницы. Например, обучение персонала службы приёма и размещения новому программному обеспечению – «Libica» - современной системе управления гостиницей.[9]

Подводя итоги, нужно в первую очередь  обратить внимание  на   показатели эффективности использования трудовых ресурсов. На  промежуток с 1.01.03  по 01.06.03 они таковы:

Трудовые   ресурсы

Ед. изм.

На

01.01.03

На

01.06.03

Темп

Изменения

Отклонение +/-

Т/О на 1 среднесписочного работника

тыс. руб.

57,17

61,74

108,00

4,58

Прибыль на 1 среднесписочного работника

тыс. руб.

0,46

0,49

106,50

0,30

Т/О на 1 руб. ФОТ

руб.

136,90

74,80

54,60

-62,10

Прибыль на 1 руб. ФОТ

руб.

1,10

0,50

45,5

0,60

Положительная динамика  даёт все основания  предположить, что  прирост средней заработной платы 1 работника составит  559,5 руб.в год.


2.3. Планирование издержек и прибыли

Финансовое планирование и планирование издержек

Пред­при­ятие, имею­щее  зна­чи­тель­ные фон­ды,  обыч­но стре­мит­ся их ин­ве­сти­ро­вать. од­на­ко нель­зя за­бы­вать, что фон­ды на­ка­ли­ва­ют­ся со стро­го  оп­ре­де­лен­ной  це­лью  и по­это­му вряд ли мо­гут быть ис­поль­зо­ва­ны для уп­ла­ты дол­гов,  вло­же­ний в то­вар­ные за­па­сы и то­му по­доб­ное. Наи­бо­лее  це­ле­со­об­раз­ным яв­ля­ет­ся вло­же­ние лиш­них фон­дов на­лич­ных средств в крат­ко­сроч­ные цен­ные  бу­ма­ги  (до  го­да). Хо­тя они  мо­гут  при­но­сить срав­ни­тель­но низ­кий до­ход,  они очень ли­к­вид­ны, име­ют ши­ро­кий диа­па­зон сро­ков по­га­ше­ния и лег­ко  пе­ре­во­дят­ся в на­лич­ные.

Су­ще­ст­вен­ную часть фи­нан­со­во­го пла­ни­ро­ва­ния со­став­ля­ет  ин­ве­сти­ци­он­ный план.

«Ин­ве­сти­ции -  за­тра­ты  де­неж­ных  средств,  на­прав­лен­ные  на вос­про­из­вод­ст­во ка­пи­та­ла (его под­дер­жа­ние и рас­ши­ре­ние).  Ин­ве­сти­ции реа­ли­зу­ют­ся пу­тем  кре­ди­то­ва­ния,  пря­мых  за­трат  де­неж­ных средств,  по­куп­ки цен­ных бу­маг». Мы не бу­дем рас­смат­ри­вать ин­ве­сти­ции, но­ся­щие ха­рак­тер транс­фер­та, то есть ве­ду­щие лишь к сме­не соб­ст­вен­ни­ка (на­при­мер по­куп­ка цен­ных бу­маг или при­об­ре­те­ние од­ной фир­мой пред­при­ятия дру­гой).

Боль­шин­ст­во рас­хо­дов,  свя­зан­ных  с  ос­нов­ны­ми  сред­ст­ва­ми, чет­ко раз­де­ля­ют­ся  на ка­те­го­рии,  от­но­ся­щие­ся ли­бо к ка­пи­таль­ным за­тра­там, ли­бо к обыч­ным про­из­вод­ст­вен­ным рас­хо­дам.

К ка­пи­таль­ным за­тра­там обыч­но от­но­сят:

- до­пол­не­ние:  но­вые ос­нов­ные сред­ст­ва, ко­то­рые уве­ли­чи­ва­ют про­из­вод­ст­вен­ные мощ­но­сти без за­ме­ны су­ще­ст­вую­ще­го обо­ру­до­ва­ния;

- об­нов­ле­ние или за­ме­на:  обо­ру­до­ва­ние,  при­об­ре­тен­ное  для за­ме­ны ана­ло­гич­ных  ос­нов­ных  средств,  при­бли­зи­тель­но  та­кой же мощ­но­сти;

- усо­вер­шен­ст­во­ва­ние или мо­дер­ни­за­ция: ка­пи­таль­ные за­тра­ты, ве­ду­щие к фак­ти­че­ской за­ме­не или из­ме­не­нию ос­нов­ных средств.

К про­из­вод­ст­вен­ным за­тра­там от­но­сят:

- со­дер­жа­ние и ре­монт;

- амор­ти­за­цию;

- стра­хо­ва­ние;

- на­ло­ги на соб­ст­вен­ность.

Та­кая клас­си­фи­ка­ция рас­хо­дов на ос­нов­ные сред­ст­ва да­ет воз­мож­ность ма­нев­ра фи­нан­со­вы­ми ре­сур­са­ми.  На­при­мер, ре­монт обо­ру­до­ва­ния или со­ору­же­ний с ис­поль­зо­ва­ни­ем бо­лее со­вер­шен­ных  ма­те­риа­лов мо­жет рас­смат­ри­вать­ся не как про­из­вод­ст­вен­ная за­тра­та,  а как ка­пи­таль­ная.  Ес­ли же к про­из­во­ди­тель­ным  за­тра­там  ком­па­ния от­но­сит рас­хо­ды,  в дей­ст­ви­тель­но­сти яв­ляю­щие­ся про­из­вод­ст­вен­ны­ми, то тем са­мым она сни­жа­ет раз­мер те­ку­щей при­бы­ли  и  од­но­вре­мен­но сум­му уп­ла­чи­вае­мых на­ло­гов.

С фи­нан­со­вой точ­ки зре­ния це­лью ана­ли­за ка­пи­таль­ных  вло­же­ний  яв­ля­ет­ся  из­бе­жа­ние не­нуж­ных  ка­пи­таль­ных за­трат пу­тем со­от­вет­ст­вую­ще­го пла­ни­ро­ва­ния и со­став­ле­ния бюд­же­та ка­пи­таль­ных за­трат.

В КП «Парус» для капиталовложений используют такие отрасли финансирования: ассигнования из бюджета; внебюджетные деньги; деньги других предприятий и организаций; собственные средствафинансирования (амортизация, прибыль, экономия от выполнения работ хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов, фонды производственного и социального развития и т.д.); деньги финансового лизинга.

Структура отраслей финансирования капиталовложений не является постоянной. Она изменяется как в целом государстве, так и в отдельных регионах, предприятиях и зависит от многих факторов. Несмотря на различный состав ассигнований из бюджета, их доля в сумме отраслей финансирования еще очень высока. Это поясняется отсутствием у предприятий городского хозяйства собственных средств финансирования, низкой рентабельностью их деятельности (а иногда и убыточностью), а также высокой социальною значимостью жилищно-коммунальных услуг. Составим план финансирования по форме, показанной в Приложении 3.

Планирование  издержек занимает  одно из самых важных аспектов составления финансового плана. Принимая во внимание состав затрат прошлого года, следует отметить, что основными задачами  в процессе хозяйственной деятельности в 2002г. являются:

1.                     Уменьшение доли прочих расходов в общей сумме издержек.

2.                     Формирование и распределение фонда оплаты труда, исходя из конкретных результатов труда.

3.                     Формирование реального рекламного бюджета в составе расходов на сбыт.

4.                     Сокращение затрат за счет установления норм расходования материальных ценностей и установления более жесткого контроля за ним.

5.                     Пересмотр складских остатков и реализация неликвидных материальных ценностей

Расходы планировались в разрезе подразделений на основании индивидуальных планов. Кроме того, выделены дополнительно общепроизводственные расходы, расходы на маркетинг и рекламу, а также расходы на инженерное обеспечение и модернизацию. Общепроизводственные расходы в данном плане включают: транспортные расходы, услуги связи, обслуживание телекоммуникаций, консультационные услуги, банковские услуги, охрана и пр. Расходы на инженерное обеспечение и модернизацию включают: установку измерительных приборов, дооборудование котельной, установка системы охлаждения холодильных камер, реконструкцию джакузи, текущее обслуживание.

В приложении представлены итоговые планируемые расходы на 2003г. по следующим статьям:

-  материальные расходы;

-  зарплата;

-  начисления в социальные фонды;

-  коммунальные услуги;

-  услуги сторонних организаций (кроме коммунальных).

Учитывая сезонный характер производства, а   также увеличение    в    сезон  среднесписочного числа работников прогнозируемая величина затрат будет в течение года изменяться.

Особое внимание будет уделяться анализу и снижению расходов, не связанных с операционной деятельностью предприятия, такие расходы планируется уменьшить в 2 раза.

В целом, с учетом всех вышеприведенных факторов, ожидаемая величина расходов предприятия в 2003г. составит  12619,7тыс. руб.

В КП «Парус» ведение финансового, оперативного и бухгалтерского  учета обеспечивается следующими  программными продуктами:

1.                     «1С Предприятие» – Комплексная конфигурация;

2.                     «1С Предприятие» – Зарплата и кадры;

3.                     R-keeper, Storey House – оперативный учет точек ресторанного сервиса и складов.

В 2003г. планируется:

1)                    Реализовать дополнительно в «1С Предприятие» автоматический оперативный отчет о движении денежных средств.

2)                    Разработать и внедрить ежемесячное планирование расходов по подразделениям в электронной форме.

3)                    Ввести на основе утвержденных планов расходов подразделений лимиты использования товарно-материальных ценностей, а также установить ответственность руководителей подразделений за перерасход.

4)                    Реализовать с использованием «1С Предприятие» контроль за выполнением планов расходов по подразделениям.

5)                    Установить обновленную версию R-keeper, Storey House, позволяющую:

-  выделять себестоимость продуктов в разрезе каждого плательщика при безналичных расчетах;

-  оперативно производить корректировки и удаление меню, номенклатур товаров и технологических карт без блокирования работы системы с рабочего места бухгалтера.

6)                    Организовать ведение оперативных отчетов о посещаемости ресторанных точек и фитнесс-центра с отражением категорий гостей.

    Важной задачей дальнейшего совершенствования учета в 2003г. является организация оптимального обобщения расходов с целью их дальнейшего анализа.

Постепенное накопление такой информации позволит проанализировать и установить нормы расходования товарно-материальных ценностей и других накладных расходов. На основе норм, а также прогнозов загрузки гостиницы планируется обеспечить текущее и перспективное планирование затрат.

Планирование доходов и  прибыли.

Основными источниками доходов являются:

-  доходы от проживания – 10558,0 тыс. руб. – 55,2%;

-  доходы фитнесс-центра – 782,9 тыс. руб. – 4,1%;

-  доходы службы ресторанного сервиса – 7014,4 тыс. руб..- 36,7%;

-  доходы от других доп. услуг – 765,3 тыс.руб..- 4,0%;

Всего:   19120,6 тыс.руб. – 100,0%

При сохранении высокого качественного уровня предоставляемых услуг, увеличение доходов от проживания по сравнению с 2002г. возможно главным образом за счет повышении уровня загрузки гостиницы в период низкого сезона. Средний показатель загрузки номерного фонда в низкий сезон не должен быть ниже 33%.

 Так как структура номерного фонда такова, что количество номеров различной категории неодинаково, а их цена и уровень комфортности сильно дифференцированы, при планировании доходов от проживания взяты за основу ряд условий, выявленных по результатам 2002г.:

1) среднегодовые показатели структуры дохода от реализуемых номеров по категориям в 2002г.

Категория номера

2 местный 2 категории

1местный 2категории

2 местный

1категории

1 местный 1категории

Высшей

Всего

Удельный вес дохода, от данной категории


36%


9%


42 %


8%


6%


100%


Соотношение доходов от проживания  в руб. и в валюте ($) составит 87,5 % и 12,5%  соответственно.        

Плановая средняя загрузка номерного фонда на 2003г. – 37%.

Учитывая структуру дохода по категориям номеров, ожидается получение наибольшего дохода в 2003г. от продажи двухместных 2 категории и  2 местных 1-ой.

Доходы фитнесс-центра.

Отдельным источником дохода является фитнес-центр. От услуг фитнес-центра ожидается относительно стабильный доход на протяжении всего 2002г.  В период высокого сезона посещаемость фитнесс-центра будет повышаться  пропорционально загрузке гостиницы, а в низкий сезон – за счет членов «Фитнесс-клуба» и посетителей из города.

Доходы от услуг ресторанного сервиса

  В гостинице существует 1 постоянно действующая точка ресторанного сервиса. С целью увеличения доходов в высокий сезон, планируется открытие дополнительной летней площадки на пляже , а также обслуживание на открытой террасе  ресторана.

Доходы от других доп. услуг

Гостиницей предоставляется целый ряд услуг, непосредственно не связанных с проживанием и спортивно-оздоровительными мероприятиями, такие как аренда помещений и оборудования, транспортные услуги, экскурсионное обслуживание, услуги связи и др. Указанные услуги довольно многочисленны и разнообразны,  их формирование зачастую происходит по индивидуальным заказам клиентов. Такие услуги выделены в отдельную группу – другие дополнительные услуги, они могут меняться в течение года и носят не стабильный характер. Однако анализ доходов прошлых лет показывает, что в целом за год можно ожидать доход от других дополнительных услуг до 4,% общего объема выручки.[10]

Заключение

Подводя итоги, следует отметить  процесс управления заключается в планировании, организации действий по выполнению планов и контроле за конечными результатами. Чем лучше отработаны и теснее взаимосвязаны эти важнейшие функции, определяющие в совокупности существо предмета управления, тем результативнее управление. Многие  фирмы на собственном опыте убедились, что планирование является средством, позволяющим им определять характер, формы и последовательность будущих действий на протяжении продолжительного периода. Наиболее важными целями  планирования  на предприятиях гостиничного комплекса являются: обеспечение определенного уровня прибылей, объема продаж, быстрая реализация услуг, проникновение на рынок, в т.ч. и международный, усовершенствование услуг, повышение производительности труда, более полное использование номерного фонда., Поэтому,  недооценивая роль планирования, руководители  подвергают предприятия высокому риску  неэффективной деятельности в будущем.

Очень важным в успешной деятельности является  в первую очередь эффективное выполнение функции планирования, которое предполагает:

- поступление сведений об основных общеэкономических и рыночных условиях, влиянии на рынок самой фирмы и ее конкурентов, о прошлых продажах и прибылях;

- определение оптимальной товарной структуры производства в каждый данный момент времени с учетом научно-технического прогресса;

- оперативный учет наличных ресурсов и гибкое маневрирование ими;

-  установление контроля за выполнением планов и своевременной их корректировки в случае необходимости.

С наступлением этапа реформ в нашем государстве  изменились как методы планирования, так и его задачи. Они приобрели гибкость,  которая характеризуется тем, что в современных условиях стратегический план обладает возможностью меняться согласно изменению рыночных условий.

Хотя функция  планирования  на данном предприятии  осуществляется не так давно и  охватывает не все аспекты деятельности, уже сейчас можно отметить ряд положительных тенденций:

1)                    Проведены изменения организационной структуры предприятия, направленные на  повышение качества управления;

2)                    Внедрена система контроля за приёмом, бронированием клиентов гостиницы с целью предотвращения путей утечки доходов;

3)                    Расширен перечень дополнительных услуг, позволивший значительно  увеличить доходы гостиницы, особенно в зимнее время;

4)                    Приняты меры к улучшению сохранности товарно-материальных ценностей;

5)                    Проведён тщательный анализ работы  с поставщиками,  приняты  меры по оптимизации закупок по уровню цен, качеству, количеству, времени;

6)                    Проведены мероприятия по оптимизации кадрового состава работников гостиницы как с учётом создания  новых видов услуг, так и с учётом возросших требований к качеству обслуживания;

7)                    Проведена замена целого ряда руководителей – менеджеров, работников низшего звена на более квалифицированных, молодых, инициативных специалистов.

Следует отметить, что проведение вышеуказанных мероприятий позволило значительно повысить управляемость и взаимодействие между службами гостиницы, перекрыть пути утечки доходов, снизить издержки.

Результаты работы в 2002 году свидетельствуют, что можно  работать эффективно и качественно, что при условии увеличения загрузки можно обеспечивать  стабильно прибыльную работу, уплачивать налоги и решать социальные вопросы коллектива.

Всё это было бы невозможным без составления чётких планов, в том числе кадрового плана, плана издержек и плана прибыли.





Список использованных источников



1.                     Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. – М.: Финансы и статистика, 2002. – 297 с.

2.                     Бердникова  Т.Б.   Анализ   и   диагностика   финансово-хозяйственной деятельности предприятия: Учеб. пособ. - М.: ИНФРА-М, 2001.  - 215 с.

3.                     Бочаров В.В. Финансовый анализ. - СПб.: Питер, 2001. -240 с.

4.                     Верещака В.В.  Экономический анализ  финансового положения предприятия // Экономист. - 2003. - №12.- С. 12

5.                     Гиляровская   Л.Т.,   Вехорева   А.А.   Анализ   и   оценка   финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2003. - 256 с.

6.                     Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. - 528 с.

7.                     Ковалев   А.И.,   Привалов   В.П.   Анализ   хозяйственного   состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. - 216 с.

8.                     Пястолев     С. М.     Анализ     финансово-хозяйственной    деятельности предприятия. - М.: Мастерство, 2001. - 479 с.

9.                     Романовский М.Н. Финансы предприятий. -  М.: Бизнес, 2000. – 375 с.

10.                Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001. - 498 с.

11.                Савицкая    Г.В. Методика    комплексного    анализа    хозяйственной деятельности. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 288 с.

12.                Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. - 479.

13.                Финансы предприятий. Колчина Н.В. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 422 с.

14.                Финансы предприятий. Шеремят А.Д., Сайфуллин Р.С. - М.: ИНФРА, 2002. – 390 с.

15.                Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 208 с.

16.                Экономика предприятия:  Учебник для вузов/Под ред. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. - 584с.



 

Приложение

Приложение 1. Схема стратегического планирования












Приложение 2. Табл. Коэффициент загрузки номерного фонда за 2002г.

II квартал

34,3

28,7

32,2

32,6

26,0

30,0

20,0

30,4

29,7

31,5

Июль

63,1

57,7

58,9

63

63,5

56,1

25,7

72,4

64,5

60,4

Август

66,6

64,0

60,8

62,4

48,9

66,2

63,8

79,5

66,6

65,3

Сентябрь

53,3

39,7

31,7

47,7

34,6

39,1

40,3

43,2

41,6

46,5

III квартал

61,1

54,0

50,7

57,8

49,0

53,9

43,3

65,2

57,8

57,5

Октябрь

20,9

16,4

15,3

16,7

7,1

24,1

14,8

19,0

17,8

18,7

Ноябрь

4,3

7,9

6,9

11,6

9,9

10,4

6,9

5,6

4,1

6,1

Декабрь

3,1

6,0

5,7

8,8

4,7

5,8

5,3

3,9

7,7

4,5

IV квартал

9,5

10,2

9,3

12,4

7,3

13,6

9,0

9,6

9,9

9,8

Год

28,6

26,2

26,1

28,8

22,8

28,3

18,9

31,1

27,2

27,7







Приложение 3. Расчет плана финансирования капиталовложений, тыс. руб.



Показатели

тыс. руб.

1.      Объем капиталовложений на плановый год, в том числе:                           

выполненных хозяйственным способом.                                     


1370,0


95



2. Внутренние отрасли финансирования капитального

строительства, которое выполняется хозяйственным способом:

плановая прибыль; 7%

задание по снижению себестоимости, 4%                                    

5,7



2,9

3. Мобилизация внутренних ресурсов.

7,8


4. Кредиты банка.       

90


5. Ассигнования из бюджета.


-

6. Временные свободные средства         

950,1


7. Амортизационные отчисления. 

260,42


8. Прибыль        

53



[1] Финансы предприятий. Колчина Н.В. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 184


[2] Ковалев   А.И.,   Привалов   В.П.   Анализ   хозяйственного   состояния предприятия. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1999. – С. 86


[3] Экономика предприятия:  Учебник для вузов/Под ред. Н.А.Сафронова. - М.: Юристъ, 2003. – с. 274


[4] Ефимова О.В. Финансовый анализ. - М.: Бухгалтерский учет, 2002. – с. 284


[5] Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ: Учеб. пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С. 230


[6] Романовский М.Н. Финансы предприятий. -  М.: Бизнес, 2000. – С. 129


[7] Гиляровская   Л.Т.,   Вехорева   А.А.   Анализ   и   оценка   финансовой устойчивости коммерческого предприятия. - СПб.: Питер, 2003. – с. 108


[8] Пястолев     С. М.     Анализ     финансово-хозяйственной    деятельности предприятия. - М.: Мастерство, 2001. – С. 284


[9] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Экоперспектива, 2001. – с. 311


[10] Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа. - М.: ИНФРА-М, 2001. – с. 52