Содержание


Введение. 3

1. Сущность левериджа. 5

1.1 Леверидж как характеристика экономического потенциала предприятия. 5

1.2 Оценка уровня и значимости операционного (производственного) левериджа. 7

1.3 Оценка уровня и значимости финансового левериджа. 9

1.4 Формы, причины и способы вычисления эффекта операционного рычага. Его оценка. 11

2. Практическая часть. 19

2.1 Влияние операционного левериджа на рентабельность продаж.. 19

2.1 Управление финансовой прочностью организации. 21

Заключение. 26

Список использованных источников. 29



                                                                           

Введение

Организация финансовых потоков и управление ими зависят от многих факторов; в их числе: тип бизнеса, размеры предприятия, его организационная структура управления и др. Совершенно очевидно, что роль и принципы организации финансовых потоков, объемы мобилизуемых при этом ресурсов, степень защищенности интересов кредиторов резко различаются в коммерческой и благотворительной организациях, в финансовой и строительной компаниях, в крупном универмаге и небольшом киоске. Действующим законодательством России предусмотрено создание различных типов хозяйствующих субъектов, организационно-правовая форма которых накладывает определенный отпечаток и на принципы управления финансами в том или ином случае.

Данная работа ориентирована на потребности и особенности функционирования коммерческих организаций, причем крупных. Это обусловлено следующими причинами: во-первых, именно эти предприятия составляют основу экономики любой страны, формируют ее национальное богатство; во-вторых, этим компаниям характерен наиболее широкий спектр функций и методов управления финансами (инвестиционная политика, дивидентная политика, необходимость работы на финансовых рынках и т.п.), для них могут быть разработаны некоторые унифицированные подходы к аналитическому обоснованию и принятию решений финансового характера.

Одна из важнейших характеристик финансового состояния предприятия – стабильность его деятельности с позиции долгосрочной перспективы. Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано прежде всего с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов.

В приложении к финансовому ресурсу особенности рынка выражаются в предоставлении капитала его владельцами заемщикам. Оказывается, что эта процедура обоюдовыгодна; более того, с позиции заемщика обоснованное привлечение капитала нередко экономически более выгодно по сравнению с дополнительной мобилизацией источников собственных средств.

Вместе с тем желание получить какую-то выгоду всегда сопровождается необходимостью нести некоторые обязательства, в том числе связанные с принятием на себя определенного риска. За полученные во временное, хотя и долгосрочное, пользование денежных средств нужно делать обязательные регулярные платежи, кроме того, привлеченные средства необходимо вернуть.

Поэтому возникает проблема оценки способности предприятия отвечать по своим долгосрочным финансовым обязательствам – в этом суть оценки финансовой устойчивости предприятия, в основе которой лежит расчет ряда показателей, характеризующих структуру капитала (долгосрочных источников) и возможности поддерживать данную структуру.

Деятельность хозяйствующего субъекта может быть охарактеризована с различных сторон, однако в наиболее общем случае ее можно представить как совокупность чередующихся притоков и оттоков денежных средств. Часть денежных потоков относится к характеристике деятельности предприятия с позиции краткосрочной перспективы, другая часть характеризует эту деятельность в долгосрочном аспекте. Последнее связано прежде всего с общей финансовой структурой предприятия, степенью его зависимости от кредиторов и инвесторов, что является особенно актуальным в условиях рыночной экономики. Одной из основных характеристик финансовой устойчивости предприятия считается уровень финансового левериджа.

Цель данной работы – исследовать леверидж и его роль в финансовом управлении компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

-         определить сущность левериджа;

-         рассмотреть виды левериджа;

-         на практическом примере рассмотреть влияние операционного левириджа на рентабельность продаж.


1. Сущность левериджа

1.1 Леверидж как характеристика экономического потенциала предприятия


Создание и функционирование любой коммерческой организации упрощенно представляет собой процесс инвестирования финансовых ресурсов на долгосрочной основе с целью извлечения прибыли. Текущая деятельность сопряжена с риском, в частности производственным и финансовым, которые следует принимать во внимание в зависимости от того, с какой позиции характеризуется компания. Эта характеристика может быть выполнена либо с позиции активов, которыми владеет и распоряжается организация, либо с позиции источников средств. В первом случае возникает понятие производственного риска, во втором – финансового риска.

Производственный (или бизнес) риск – это риск, в большей степени обусловленный отраслевыми особенностями бизнеса, то есть, структурой активов, в которые организация решила вложить свой капитал. Достаточно очевидно, что производство основных продуктов питания, без которых не может прожить человек и спрос на которые сравнительно предсказуем, - это гораздо менее рисковый бизнес по сравнению с пошивом ультрамодной обуви, хотя, возможно, и не такой прибыльной. Производственный риск определяется многими факторами: региональные особенности, конъюнктура рынка, национальные традиции, инфраструктура и т.п.

Риск, обусловленный структурой источников, называют финансовым.[1] В этом случае речь уже не идет о том, куда вложены денежные средства, а о том, из каких источников получены средства и каково соотношение этих источников.

Оценка изменений в структуре капитала может быть разной с позиций инвесторов и предприятия. Для банков и прочих кредиторов более надежная ситуация, если доля собственного капитала у клиентов более высокая. Это исключает финансовый риск. Предприятия же заинтересованы в привлечении заемных средств по двум причинам:[2]

1) проценты по обслуживанию заемного капитала рассматриваются как расходы и не включаются в налогооблагаемую прибыль;

2) расходы на выплату процентов обычно ниже прибыли, полученной от использования заемных средств в обороте предприятия, в результате чего повышается рентабельность собственного капитала.

В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшение положения предприятия, возможность быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.

Наиболее обобщающим показателем, с точки зрения финансового риска, является коэффициент финансового левериджа.

Термин «леверидж» представляет собой варваризм, т.е. прямое заимствование американского термина «leverage», уже достаточно широко используемый в отечественной специальной литературе. К слову сказать, в Великобритании для той же цели применяется термин «gearing». В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага) с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы.[3] В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей, в частности нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), прибыли бизнеса, рентабельности собственного капитала, доходы акций.

В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, описывается с помощью показателя «леверидж».

Таким образом, леверидж – это показатель, характеризующий в общем случае зависимость между потенциальными условно-постоянными затратами и некоторой прибылью. В зависимости от того, о каких условно-постоянных затратах – материальных или финансовых – идет речь, выделяют соответственно два вида левериджа – операционный (или производственный) и финансовый.

Существуют различные их определения, в частности, одно из наиболее доступных в интерпретации определений таково: операционный (финансовый) леверидж – это доля материальных (финансовых) условно-постоянных затрат в общих затратах. Чем выше доля таких затрат, тем в большей степени варьирует соответствующий показатель прибыли или, что равносильно, тем выше риск (соответственно операционный или финансовый), олицетворяемый с данным бизнесом.

Следует отметить, что финансовый леверидж является фактором изменения чистой прибыли, тогда как операционный леверидж влияет на изменение прибыли как прибыли до вычета процентов и налогов, так и чистой прибыли.

Завершая краткое описание категории «леверидж» уместно отметить следующее обстоятельство. Оба вида левериджа – операционный и финансовый – являются не текущими, а долгосрочными характеристиками предприятия, поэтому управленческие решения, влекущие значимые изменения значений левериджа, относятся к решениям стратегического характера.


1.2 Оценка уровня и значимости операционного (производственного) левериджа

Финансовая устойчивость предприятия во многом зависит от того, насколько оптимально сочетаются отдельные виды активов баланса, в частности основной и оборотный капитал, а соответственно, постоянные и переменные издержки предприятия. Инвестирование капитала в основные производственные фонды обусловливает рост постоянных и относительное сокращение переменных затрат. Взаимосвязь между объемом производства, постоянными и переменными затратами выражается коэффициентом операционного левериджа, от уровня которого зависит прибыль предприятия и его финансовая устойчивость.

Коэффициент производственного (операционного) левериджа (Ко.л.) определяется отношением постоянных издержек к общей сумме операционных издержек предприятия:[4]

                               Постоянные затраты отчетного периода

Ко.л. =                                                                                                                 (1.1)

              Общая сумма операционных затрат в отчетном периоде

Предприятие, имеющее более высокий уровень операционного левериджа, при прочих равных условиях способно в большей степени ускорять темпы прироста операционной прибыли по отношению к темпам прироста объема продаж Рисунок 1).


Рисунок 1. График безубыточности, приближенный к реальным процессам


Сущность, значимость и эффект операционного левериджа можно выразить следующими тезисами:

а) высока доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о высоком уровне операционного риска (синонимы: производственный или бизнес-риск);

б) повышение уровня технической оснащенности сопровождается ростом операционного левериджа и, соответственно, операционного риска;

в) суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты определяются сделанным ранее выбором именно этой материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат;

г) для бизнеса с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат может привести к существенному изменению операционной прибыли.

Отсюда следует вывод: уровень операционного левериджа необходимо уметь оценивать и управлять им.

Известны три основных меры операционного левериджа:

·        доля материальных условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат, или, что равносильно, соотношение условно-постоянных и переменных затрат;

·        отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах;

·        отношение чистой прибыли к материальным условно-постоянным производственным затратам.

Каждый из приведенных показателей имеет свои достоинства и недостатки с позиции интерпретируемости, пространственно-временной сопоставимости и аналитичности. В частности, с позиции аналитичности весьма полезен расчет второго показателя. По сути, он представляет собой коэффициент эластичности, так как показывает, на сколько процентов изменится операционная прибыль при изменении объемов производства.

Следует подчеркнуть, что в данном случае важны не собственно значения операционного левериджа, сколько вывод о зависимости темповых показателей.

1.3 Оценка уровня и значимости финансового левериджа

Финансовый леверидж возникает в том случае, если бизнес привлекает заемный капитал. Причина такого шага очевидна – бизнес имеет хорошие (по мнению его собственников и финансовых менеджеров) возможности для реализации некоторого проекта, но не обладает в достаточном размере собственными источниками финансирования. Прибыль как наиболее доступный из источников собственных средств ограничена, заемный капитал – в принципе, нет. Кроме того, прибыль – это не денежные средства в буквальном понимании, это источник, а собственно средства, олицетворяемые с нею, распылены по различным активам. Поэтому прибыль не может быть использована непосредственно для операций финансирования, в частности оплаты приобретения активов. Другое дело заемный капитал; при его мобилизации возникают «живые» деньги, причем единовременно или в достаточно сжатые сроки и в крупной сумме.

Вместе с тем привлечение заемного капитала для усиления экономического потенциала бизнеса не является какой-то легкой процедурой: требуется надлежащее обоснование, да и собственно процесс мобилизации средств может сопровождаться ограничениями правового и экономического характера.

Дело, в частности, в том, что подавляющая часть источников средств платная, причем стоимость источника – это сумма средств, которую нужно уплатить за возможность использования некоторого объема ресурсов, выраженная в процентах к этому объему, зависит от общей финансовой структуры, т.е. структуры источников средств.

Привлечение заемных средств меняет структуру источников, повышает финансовую зависимость бизнеса, увеличивает ассоциируемый с нею финансовый риск. Именно этим объясняется существенность такой характеристики, как финансовый леверидж.

Сущность, значимость и эффект финансового левериджа можно выразить следующими тезисами:

а) высокая доля заемного капитала в общей сумме источников финансирования характеризуется как высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска;

б) финансовый леверидж свидетельствует о наличии и степени финансовой зависимости бизнеса от кредиторов;

в) привлечение долгосрочных кредитов и займов сопровождается ростом финансового левериджа и соответственно финансового риска;

г) суть финансового риска заключается в том, что регулярные платежи (например, проценты) являются обязательными, поэтому в случае недостаточности источника, а в качестве такового выступает прибыль до вычета процентов и налогов, может возникнуть необходимость ликвидации части активов;

д) для бизнеса с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов в силу известных ограничений на ее использование (прежде всего удовлетворяются требования кредиторов, т.е. сторонних поставщиков финансовых ресурсов, и лишь затем – собственников бизнеса) может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Теоретически финансовый леверидж может быть равен нулю – это означает, что бизнес финансирует свою деятельность лишь за счет собственных средств, т.е. капитала, предоставленного собственниками, и генерируемой прибыли; такой бизнес нередко называют финансово независимым. В том случае, если имеет место привлечение заемного капитала (облигационный заем, долгосрочный кредит), бизнес рассматривается как финансово зависимый.

Известны две основные меры финансового левериджа:

·        соотношение заемного и собственного капитала;

·        отношение темпа изменения чистой прибыли к темпу изменения валовой прибыли.

Первый показатель весьма нагляден, легко рассчитывается и интерпретируется, второй применяется для количественной оценки последствий при развитии финансово-хозяйственной ситуации (объем производства, сбыт продукции, вынужденное или целевое изменение ценовой политики и т.п.) в условиях выбранной структуры капитала, т.е. выбранного уровня финансового левериджа (ситуация аналогична рассмотренной выше ситуации с операционным левериджем).

1.4 Формы, причины и способы вычисления эффекта операционного рычага. Его оценка.


Соотношение темпов прироста операционной прибыли и темпов прироста объема продаж принято называть эффектом операционного левериджа (Эо.л.), который исчисляется отношением темпов прироста операционной прибыли ΔП% (до выплаты процентов и налогов) к темпам прироста выручки (ΔВ%) или физического объема продаж (ΔVРП%):[5]     

                                                             ΔП%

Эо.л. =                       (1.2)

                                                             ΔВ% 


Эффект операционного левериджа показывает степень чувствительности прибыли к изменению объема продаж. При его высоком значении даже незначительный спад или увеличение объема продаж приводит к существенному изменению прибыли.

Эффект операционного рычага проявляется при любом изменении объема деятельности бизнеса (например выручки от реализации продукции) и вызывает более сильное варьирование прибыли и НРЭИ. Причина такой зависимости заключается в том, что при изменении объема деятельности бизнеса динамика и структура постоянных и переменных издержек влияют на формирование финансовых результатов с различной интенсивностью вследствие закономерного поведения этих групп расходов. Следствием является разная скорость изменения выручки от реализации продукции и прибыли, а также НРЭИ. При этом установлена закономерность: чем больше сумма и доля постоянных издержек, тем мощнее действие производственного рычага. На этой закономерности основывается важная (особо актуальная для России) прикладная функция оперативного левериджа, который позволяет решать задачу максимизации суммы и темпов увеличения прибыли в результате изменения постоянных и переменных расходов.

Американские авторы по финансовому менеджменту используют термин «операционная зависимость», которая означает преобладание в полных издержках бизнеса (себестоимости продукции) постоянных затрат. Считается, что бизнес с такими характеристиками имеет высокую степень операционной зависимости. Как следствие, относительно небольшое изменение в объеме продаж при прочих равных условиях приводит к более сильным изменениям оперативной прибыли (НРЭИ).

Таким образом, эффект производственного рычага и высокая оперативная зависимость – это тождественные понятия.

Эффект финансового левериджа заключается в следующем: бизнес привлекает и рационально использующий, а не «проедающий» заемные ресурсы, имеет возможность дополнительно увеличить чистую прибыль, рентабельность собственного капитала и дивидендные возможности. Эти виды экономического эффекта финансового левериджа имеют место, когда рентабельность активов бизнеса или инвестиций в его развитие превышает ссудный процент.

Совокупное воздействие на уровень прибыли за счет собственного капитала и заемного финансирования называется финансовым «рычагом».[6] Необходимость оценки финансового рычага возникает при решении о привлечении заемных средств в оборот предприятия. Такое привлечение целесообразно, когда экономическая рентабельность выше ссудного процента. Разность между стоимостью заемного и размещенного капитала позволяет увеличить рентабельность собственного капитала. В этом проявляется эффект финансового рычага. [7]

В оперативном финансовом анализе практически используют 2 модели эффекта финансового рычага. В Европе этот эффект вычисляют в виде дополнительного увеличения рентабельности собственного капитала, полученной в результате привлечения заемных средств.

В США эффект финансового рычага измеряют в двух формах:

·        в акционерных обществах – в виде изменения величины чистой прибыли на каждую обыкновенную акцию, связанную с одно процентным колебанием НРЭИ;

·        в бизнесе иной формы – в виде динамики процентного роста  чистой прибыли при изменении НРЭИ и прибыли на один процент.

Необходимо отметить, что при расчете эффекта финансового рычага следует учитывать все заемные средства.

В качестве иллюстрации расчета эффекта финансового рычага предлагается рассмотреть ниже приведенный пример.

Сумма активов бизнеса отчетного периода составила - 300,0 тыс. руб.

Нетто-результат эксплуатации инвестиций -99,0 тыс. руб.

Средний ссудный процент – 28% годовых.

Необходимо ответить – есть ли эффект финансового рычага в данном бизнесе.

Для того, чтобы ответить на вопрос, есть ли эффект финансового рычага данного бизнеса, необходимо рассчитать уровень экономической рентабельности активов и сопоставить его с величиной ссудного процента.

Экономическая Рентабельность активов = (99,0 / 300,0) * 100% = 33%

Полученный результат экономической рентабельности активов показывает, что каждый рубль эксплуатируемых активов заработал в отчетном периоде 33 копейки НРЭИ. В то же время 33% > 28%, т.е. экономическая рентабельность активов больше ссудного процента.

Следствием таких соотношений и является наличие положительного и потому выгодного для бизнеса эффекта финансового рычага. В случае, когда экономическая рентабельность активов меньше ссудного процента, происходит снижение рентабельности собственного капитала, причем тем быстрее, чем выше доля заемных средств в общем капитале. Если при этом своевременно не выявить и не принять действенных мер по устранению такой негативной динамики, бизнес неизбежно столкнется с дефицитом собственных средств для выплаты долгов за полученные кредиты, а в запущенной ситуации – с реальной угрозой неплатежеспособности и банкротства.

Общий или производственно-финансовый леверидж является следствием операционного и финансового рычагов. Он отражает результат взаимной связи выручки от продажи товаров и услуг с производственными, бытовыми, управленческими и финансовыми издержками, а также чистой прибылью. Поэтому уровень эффекта совокупного рычага можно, в частности, определить как произведение силы влияния операционного и финансового левериджа.

Экономическое содержание эффекта общего рычага можно охарактеризовать следующим образом:

1. Как изменится величина чистой прибыли при 1% динамике объема продаж.

2. На сколько процентов меняется расчетный дивиденд, т.е. сумма чистой прибыли на обыкновенную акцию при колебании объема продаж на 1%.

Оценивать расчетный эффект производственного левериджа целесообразно с учетом следующих критериев.

1. Изменение выручки от продажи продукции и услуг меняет силу воздействия плеча левериджа, откуда следует, что его уровень необходимо регулярно пересчитывать.

2. Увеличение размера и доли постоянных издержек усиливает операционную зависимость. Возможность получить больший финансовый результат сопровождается повышением уровня производственного риска. Под ним понимается риск не получения НРЭИ или прибыли, что негативно отразится на рентабельности.

Объективно в бизнесе действует жесткий механизм – при высоком уровне постоянных издержек даже небольшое уменьшение объема продаж приводит к резкому сокращению НРЭИ и прибыли. Предприятия с большой долей механизации и автоматизации производственного процесса имеют высокий уровень постоянных издержек и, как следствие, повышенный риск. При уменьшении выручки от продажи продукции на таких предприятиях сложно сократить постоянные расходы, оперативно изменить профиль деятельности и т.п. Отсюда следует вывод – повышение технического уровня с целью уменьшения переменных затрат одновременно приводит к увеличению постоянных издержек, силы влияния производственного рычага и риска. При этом рекомендуется только предварительное обоснование эффективности, так как прогноз возможных результатов и уровень принятых управленческих решений позволит избежать негативные последствия для бизнеса.

По разработкам, принятым на Западе, уровень производственного левериджа в пределах 10% характеризует достаточно высокий производственный риск, «золотой» серединой считается уровень 5%-6%.

В случае, когда бизнес функционирует выше порога рентабельности, с возрастанием суммы запаса финансовой прочности ослабевает сила влияния производственного рычага. Следовательно, каждый процент увеличения объема продаж продукции приносит уменьшающийся процент прироста НРЭИ или прибыли. Причина заключается в уменьшении доли постоянных затрат в себестоимости продукции.

Период любого бизнеса по объективным причинам переходит в другой `релевантный диапазон, где, как правило, скачкообразно возрастают постоянные расходы, что предопределяет необходимость расчета, достижения и преодоления нового порога рентабельности.

На небольшом удалении объема продаж от точки безубыточности    сила влияния производственного рычага будет максимальной,  а по мере роста запаса финансовой прочности она (сила) начнет убывать. Все это имеет цикличный вид. Исполнение этой закономерности позволяет грамотно вырабатывать и своевременно корректировать управленческие и коммерческие решения.

При ограниченных возможностях наращивания объема продаж остается необходимость уменьшения силы влияния производственного рычага путем сокращения постоянных издержек.

Игнорирование этой рекомендации может привести к большим финансовым проблемам.

При устойчивом расширении платежеспособного спроса на товары, рост объема продаж и оптимальных прогнозах на перспективу можно не экономить на постоянных издержках.

Чтобы усилить эффект производственного левериджа, заработать НРЭИ и прибыль надо увеличить их сумму и долю. Цикличность изменения силы влияния оперативного левериджа полезно использовать при планировании прибыли и авансовых взносов на прибыль. Полезнее вести контроль внутри бизнеса.

Сравнивать эффект производственного рычага у хозяйствующих субъектов допускается только при условии равенства объемов деятельности.

Эффект финансового рычага рекомендуется вычислять по следующей формуле:                       Эфр = (1-С) * (Эра – СП) * (ЗС/СС),     (1.3)

где

Эфр – эффект финансового рычага;

С – собственные средства, имеющиеся в наличии у предприятия;

Эра – экономическая рентабельность активов предприятия;

СП – средний ссудный процент;

ЗС – сумма заемных средств;

СС – сумма собственных средств предприятия.


Приведенная формула расчета эффекта финансового рычага состоит из двух частей – дифференциала и плеча финансового рычага.

Пфр = ЗС / СС,         (1.4)

где

Пфр – плечо финансового рычага.

Плечо финансового рычага показывает величину заемных средств, приходящихся на 1 рубль собственного капитала.          

 Результат названных соотношений имеет и самостоятельное значение в процедурах анализа и планирования деятельности бизнеса. Он является измерителем финансовой зависимости бизнеса.

Считается, что в России при величине этого коэффициента больше 1 бизнес утрачивает финансовую автономность, например от кредиторов.

На Западе по иному оценивается коэффициент финансовой зависимости. Например, согласно эмпирическим исследованиям банка Франции нормированное значение коэффициента финансовой зависимости находится в пределах 0,75 – 1,5, а значение в пределах 2 – 3 и выше являются тревожными симптомами для бизнеса.

В начале 90 годов прошлого века оптимальная величина эффекта финансового рычага считалась равной 50-60% под экономическую рентабельность активов. Во второй половине названного десятилетия в качестве оптимального варианта стали называть эффект финансового рычага, равный 1/3 – ½ экономической рентабельности активов. При оптимальной величине эффекта финансового рычага бизнес в состоянии осуществлять налоговые платежи и обеспечивать отдачу от собственного капитала не н6иже достигнутой экономической рентабельности активов.

Важно отметить, что сравнение уровней финансового рычага между различными структурами бизнеса допускается при условии равнозначности НРЭИ.

Расчет и оценка эффекта финансового рычага в различных странах несколько отличается от расчета, принятого в России.

К примеру в США эффект финансового рычага рассчитывается по формуле:

Эфр = ЧП% /  НРЭИ,      (1.5)

где

Эфр – эффект финансового рычага;

 ЧП% - абсолютное значение чистой прибыли;

 НРЭИ – абсолютное значение нетто-результата эксплуатации инвестиций.

В то время как в России принята к расчету следующая формула:[8]

Эфр = НРЭИ / (НРЭИ – СПсс),        (1.6)

где

НРЭИ – нетто – результат эксплуатации инвестиций,

СПсс – ссудный процент, относимый на себестоимость продукции.

Формулы расчета эффекта финансового рычага по концепции СШ не характеризуют условия заимствования денежных средств, но они выводят на расчет уровня совокупного рычага и определений величины общего риска, связанного с данным бизнесом.

Экономическое содержание эффекта финансового рычага можно рассматривать различным образом:[9]

1) Как размер увеличения чистой прибыли на одну обыкновенную акцию при одно процентном росте НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций).

2) В каком размере приносит один рубль НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций) чистой прибыли.

3) На сколько процентов изменяется (возрастает или уменьшается) чистая прибыль при изменении НРЭИ (нетто-результат эксплуатации инвестиций) на один процент.

В заключении следует отметить, производственный и финансовый леверидж обычно действуют в одном направлении. Оба, к примеру, увеличивают рентабельность собственного капитала и риск собственников обыкновенных акций, а также формируют величину общего риска. Чтобы уровень производственного левериджа был благоприятным для акционерного общества, бизнес должен иметь объем деятельности выше точки безубыточности.

Также следует иметь ввиду, для того, чтобы заем средств был выгоден для бизнеса, ссудный процент должен быть меньше экономической рентабельности. При этом, ради снижения уровня производственного риска в некоторых случаях стоит пожертвовать эффектом финансового рычага, т.е. отказаться от заема средств.

2. Практическая часть


2.1 Влияние операционного левериджа на рентабельность продаж


В нижеследующей таблице 2.1 приведены данные о двух компаниях, различающихся уровнем операционного левериджа. Требуется проанализировать влияние этого показателя на рентабельность продаж.

        

                                                                                                (тыс. руб.)

Показатель

Базовый

вариант

Снижение

Производства

На 20%

Увеличение производства

На 20%

Фирма А

Фирма В

Фирма А

Фирма В

Фирма А

Фирма В

А

1

2

3

4

5

6

Выручка от реализации


Переменные затраты


Валовая прибыль


Условно-постоянные затраты (материальные)


Операционная прибыль

(прибыль от продаж)


Операционная рентабельность, %


Уровень операционного

Левериджа (доли ед.)


Снижение (-) или увеличение (+) рентабельности

1 000


600


400


150



250



25



0,2



-

1 000


400


600


300



300



30



0,43



-

800


480


320


150



170



21,3



-



-3,7

800


320


480


300



180



22,5



-



-7,5

1 200


720


480


150



330



27,5



-



+2,5

1 200


480


720


300



420



35,0



-



+15,0


Комментарии к таблице.

Уровень операционного левериджа, рассчитанный как отношение условно-постоянных затрат к общей сумме затрат, в два раза выше в компании В по сравнению с компанией А. Это означает, что в компании В выше техническая оснащенность и соответственно ниже затраты ручного труда, что проявляется, в частности, в относительно меньших переменных затратах. Такая политика оправданна, поскольку операционная рентабельность продаж (отношение операционной прибыли к выручке от реализации) в компании В выше. Вместе с тем, компания В более рискова по сравнению с компанией А, так как показатель рентабельности варьирует в большей степени (см. последнюю строку); иными словами можно значимо выиграть (например, в случае экономического подъема и роста реализации продукции), но можно и значимо проиграть (например, в случае экономического спада, сопровождающегося снижением объемов производства и реализации).

Предположит, что в условиях предыдущего примера компания В в большей степени пользуется заемным капиталом; это означает, что она имеет более высокие постоянные финансовые затраты. Налог на прибыль равен 24%. Требуется проанализировать влияние этого показателя на рентабельность продаж.

                                                                                                                 (тыс. руб.)

Показатель

Базовый

Вариант

Снижение

Производства

На 20%

Увеличение производства

На 20%

Фирма А

Фирма В

Фирма А

Фирма В

Фирма А

Фирма В

А

1

2

3

4

5

6

Собственный капитал


Заемный капитал (10%)


Операционная прибыль

(прибыль от продаж)


Проценты к уплате

(постоянные финансовые затраты)


Налогооблагаемая прибыль


Налог


Чистая прибыль


Чистая рентабельность, %


Уровень финансового левериджа (доли ед.)


Снижение (-) или увеличение (+) рентабельности



2 000


200


250



20




230



46


184


18,4


0,1



-

1 600


600


300



60




240



48


192


19,2


0,375



-

-


-


170



20




150



30


120


15,0


-



-3,4

-


-


180



60




120



24


96


12,0


-



-7,2

-


-


330



20




310



62


248


20,7


-



+2,3


-


-


420



60




360



72


288


28,8


-



+9,6

 

Комментарии к таблице

Уровень финансового левериджа, рассчитанный как отношение заемного капитала к собственному, в компании В в четыре раза выше, чем в компании А, т.е. финансовый риск, ассоциируемый с нею, гораздо выше. Это проявляется и в вариации чистой прибыли и чистой рентабельности.


2.1 Управление финансовой прочностью организации


Отчетный период бизнеса компании «Невада» характеризуется следующими                                     показателями:

-         объем продажи товаров достиг 178,0 тыс. руб.;

-         доля переменных издержек составила 39% оборота;

-         сумма постоянных издержек составила 47,0 тыс. руб.;

-         в плановом периоде рыночная конъюнктура позволяет довестиобъем продаж до 190,0 тыс. руб.

Как изменится сумма прибыли?

Кроме того разработаны два варианта корректировки планируемых    издержек:

 1-й вариант. Снизить постоянные издержки на 1%, переменные на 3%.

  2-й вариант. Сократить обе группы текущих издержек на 2%.

Определить:

1) Наиболее рентабельный вариант плановой программы бизнеса.

2) Проанализировать изменение порога рентабельности и запаса финансовой прочности по сравнению с отчетным периодом.

Решение поставленной задачи

1. Необходимо определить сумму переменных издержек:

178 тыс. руб. * 0,39 = 69,42 тыс. руб.

2. Определяем сумму прибыли по базовому варианту:

 

Прибыль=Объем продаж – (Издержки переменные + Издержки постоянные)


Прибыль (базовая) = 178 – (69,42 + 47) = 61,58 тыс. руб.


3. В случае доведения объема продаж в плановом периоде до 190 тыс. руб.   сумма переменных издержек составит:

190 тыс. руб. * 0,39 = 74,1 тыс. руб.

Прибыль в этом случае составит следующую сумму:

Прибыль (плановая) = 190 – (74,1 + 47) = 68,9 тыс. руб.

4. Рассчитав базовую и плановую прибыль можно определить темп изменения прибыли бизнеса в случае увеличения планового объема продаж:

Темп изменения прибыли = 68,9 / 61,58 * 100% = 111,9%

Таким образом, при плановом увеличении объема продаж до 190 тыс. руб. плановая прибыль возрастает на 11,9%. Этот показатель характеризует наличие и величину положительного, а потому выгодного эффекта производственного рычага.

5. Рассчитаем плановые показатели бизнеса в условиях 1-го варианта:


Постоянные издержки = 47 * 0,99 = 46,53 тыс. руб.

Переменные издержки = 74,1 * 0,97 = 71,877 тыс. руб.

Прибыль (плановая) = 190 – (71,877 + 46,53) = 71,593 тыс. руб.


6. Рассчитаем плановые показатели бизнеса в условиях 2-го варианта:


Постоянные издержки = 47 * 0,98 = 46,06 тыс. руб.

Переменные издержки = 74,1 * 0,98 = 72,618 тыс. руб.

Прибыль (плановая) = 190 – (72,618 + 46,06) = 71,322 тыс. руб.


7. Чтобы определить наиболее рентабельный вариант плановой программы бизнеса необходимо рассчитать рентабельность по обоим вариантам, которая находится отношением прибыли к объему продаж и выраженная в процентах:


Рентабельность (1-й вариант) = 71,593 / 190 * 100% = 37,68%

Т.е. в условиях 1-го варианта каждый рубль объема продаж зарабатывает более 37 копеек. При этом значение рентабельности превышает ставку рефинансирования Центрального банка почти на 13%, что является хорошим показателем в случае наличия заемных средств.


Рентабельность (2-й вариант) = 71,322 / 190 * 100% = 37,54%

Т.е. в условиях 2-го варианта каждый рубль объема продаж также, как и в условиях 1-го варианта зарабатывает более 37 копеек. При этом значение рентабельности также превышает ставку рефинансирования Центрального банка почти на 13%.

Таким образом при обоих вариантах бизнес будет рентабельным. Но учитывая, что при первом варианте рентабельность по сравнению с вторым вариантом все же выше на 0,14 копейки, можно сказать, что 1-й вариант наиболее рентабельный, при этом желательно проанализировать еще ряд показателей.

8. Для того, чтобы определить изменение порога рентабельности, необходимо определить величину прибыли покрытия, которая определяется в составе формулы по определению порога рентабельности в стоимостном выражении:


Порог рентабельности  = ОП * Ипост. / (ОП – Иперем.), где

ОП – объем продаж;

Ипост. – издержки постоянные;

Иперем. – издержки переменные;


Прибыль покрытия = Объем продаж – Издержки переменные


Порог рентабельности (1-й вариант) = 190 * 46,53 / (190 – 71,877) = 74,843

Прибыль покрытия (1-й вариант) = 190 – 71,877 = 118,123 тыс. руб.


Порог рентабельности (2-й вариант) = 190 * 46,06 / (190 – 72,618) = 74,555

Прибыль покрытия (2-й вариант) = 190 – 72,518 = 117,382 тыс. руб.


Порог рентабельности (отчетный) = 178 * 47 / (178 – 69,42) = 77,05

Прибыль покрытия (отчетный) = 178 – 69,42 = 108,58 тыс. руб.


Из полученного расчета видно, что в условиях 1-го варианта порог рентабельности и прибыль покрытия имеют большее значение, чем в условиях 2-го варианта. В то же время увеличение порога рентабельности снижает возможности бизнеса для получения большей прибыли, поэтому прежде, чем принимать управленческие решения, необходимо проанализировать динамику запаса финансовой прочности.


9. Запас финансовой прочности (ЗФП) выражают в сумме и в процентах к объемы продаж:

Запас финансовой прочности = Объем продаж – Порог рентабельности


Уровень ЗФП = ЗФП / Объем продаж * 100%


Запас финансовой прочности (1-й вариант) = 190 - 74,843 = 115,157 тыс. руб.

Уровень ЗФП (1-й вариант) = 115,157 / 190 * 100% = 60,61%


Запас финансовой прочности (2-й вариант) = 190 - 74,555 = 115,445 тыс. руб.

Уровень ЗФП (2-й вариант) = 115,445 / 190 * 100% = 60,76%


Запас финансовой прочности (отчетный) = 178 – 77,05 = 100,95 тыс. руб.

Уровень ЗФП (отчетный) = 100,95 / 178 * 100% = 56,71%


На Западе в качестве благоприятного состояния для бизнеса рекомендуется диапазон уровня запаса финансовой прочности от 30% до 50%.[10] Это означает, что эффект финансового рычага оптимально должен быть равен одной трети – половине уровня экономической рентабельности активов. Тогда эффект финансового рычага способен как бы компенсировать налоговые изъятия и обеспечить собственным средствам достойную отдачу. Кроме того, при таком соотношении между эффектом финансового рычага и экономической рентабельностью значительно снижается акционерный риск.

В рассмотренном примере при любых вариантах бизнес находится в благоприятном диапазоне, что говорит о хорошем финансовом состоянии бизнеса и об отсутствии угрожающего производственного риска.

Чем ниже уровень запаса финансовой прочности, тем выше производственный риск. В рассмотренном примере самый высокий уровень запаса финансовой прочности 60,76%, если бизнес будет работать в условиях 2-го варианта. Но в тоже время нельзя не брать во внимание такой важный показатель как прибыль покрытия, которая оказывает существенное влияние на получение общей прибыли бизнеса.

Наибольший размер прибыли покрытия в сумме 118,123 тыс. руб. получится, если бизнес будет работать в условиях 1-го варианта, поэтому автор решения данной задачи считает, 1-й вариант наиболее оптимальный для получения большей прибыли бизнеса.

Таким образом, при помощи финансового левериджа можно управлять финансовой деятельностью предприятия с целью максимизации прибыли.










Заключение


В ходе выполнения данной работы был исследован леверидж и его роль в финансовом управлении компании, что, собственно и являлось целью работы. При этом, для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

-         определена сущность левериджа;

-         рассмотрены виды левериджа;

-         на практическом примере рассмотрено влияние операционного левериджа на рентабельность продаж.

В рыночной экономике большая и все увеличивающаяся доля собственного капитала вовсе не означает улучшение положения предприятия, возможность быстрого реагирования на изменение делового климата. Напротив, использование заемных средств свидетельствует о гибкости предприятия, его способности находить кредиты и возвращать их, т.е. о доверии к нему в деловом мире.

Наиболее обобщающим показателем, с точки зрения финансового риска, является коэффициент финансового левериджа.

В буквальном понимании леверидж означает действие небольшой силы (рычага) с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению ряда результативных показателей, в частности нетто-результат эксплуатации инвестиций (НРЭИ), прибыли бизнеса, рентабельности собственного капитала, доходы акций.

В терминах финансов взаимосвязь между прибылью и стоимостной оценкой затрат активов или фондов, понесенных для получения данной прибыли, описывается с помощью показателя «леверидж».

Таким образом, леверидж – это показатель, характеризующий в общем случае зависимость между потенциальными условно-постоянными затратами и некоторой прибылью. В зависимости от того, о каких условно-постоянных затратах – материальных или финансовых – идет речь, выделяют соответственно два вида левериджа – операционный (или производственный) и финансовый.

Сущность, значимость и эффект операционного левериджа можно выразить следующими тезисами:

а) высока доля условно-постоянных производственных затрат в общей сумме затрат отчетного периода характеризуется как высокий уровень операционного левериджа и свидетельствует о высоком уровне операционного риска (синонимы: производственный или бизнес-риск);

б) повышение уровня технической оснащенности сопровождается ростом операционного левериджа и, соответственно, операционного риска;

в) суть операционного риска состоит в том, что условно-постоянные затраты определяются сделанным ранее выбором именно этой материально-технической базы как источника генерирования текущих доходов и, следовательно, должны покрываться этими доходами; если выбор был ошибочным, текущих доходов может не хватить для покрытия затрат;

г) для бизнеса с высоким уровнем операционного левериджа даже малое изменение объема производства в силу известной автономности и неизбежности условно-постоянных затрат может привести к существенному изменению операционной прибыли.

Финансовый леверидж возникает в том случае, если бизнес привлекает заемный капитал. Сущность, значимость и эффект финансового левериджа можно выразить следующими тезисами:

а) высокая доля заемного капитала в общей сумме источников финансирования характеризуется как высокий уровень финансового левериджа и свидетельствует о высоком уровне финансового риска;

б) финансовый леверидж свидетельствует о наличии и степени финансовой зависимости бизнеса от кредиторов;

в) привлечение долгосрочных кредитов и займов сопровождается ростом финансового левериджа и соответственно финансового риска;

г) суть финансового риска заключается в том, что регулярные платежи (например, проценты) являются обязательными, поэтому в случае недостаточности источника, а в качестве такового выступает прибыль до вычета процентов и налогов, может возникнуть необходимость ликвидации части активов;

д) для бизнеса с высоким уровнем финансового левериджа даже малое изменение прибыли до вычета процентов и налогов в силу известных ограничений на ее использование (прежде всего удовлетворяются требования кредиторов, т.е. сторонних поставщиков финансовых ресурсов, и лишь затем – собственников бизнеса) может привести к существенному изменению чистой прибыли.

Общий или производственно-финансовый леверидж является следствием операционного и финансового рычагов. Он отражает результат взаимной связи выручки от продажи товаров и услуг с производственными, бытовыми, управленческими и финансовыми издержками, а также чистой прибылью. Поэтому уровень эффекта совокупного рычага можно, в частности, определить как произведение силы влияния операционного и финансового левериджа.

В заключении следует отметить, производственный и финансовый леверидж обычно действуют в одном направлении. Оба, к примеру, увеличивают рентабельность собственного капитала и риск собственников обыкновенных акций, а также формируют величину общего риска. Чтобы уровень производственного левериджа был благоприятным для акционерного общества, бизнес должен иметь объем деятельности выше точки безубыточности.

Также следует иметь ввиду, для того, чтобы заем средств был выгоден для бизнеса, ссудный процент должен быть меньше экономической рентабельности. При этом, ради снижения уровня производственного риска в некоторых случаях стоит пожертвовать эффектом финансового рычага, т.е. отказаться от заема средств. Принимая управленческие решения, следует исходить из приведенных выше закономерностей









Список использованных источников

1.     Булгакова Л.Н. Операционный леверидж. Золотое правило экономики. Теория и практика // Финансовый менеджмент, №4  2001 г.

2.     Ван Хорн Дж и др. Основы финансового менеджмента. – М.: Вильямс, 2003.

3.     Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2004

4.     Ермолаева В.В. Оценка финансового левериджа, как фактор управления прибылью организации. Лекции. – Хабаровск, ХГАЭП, 2004.

5.     Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и Статистика, 2001.

6.     Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004

7.     Керимов В.Э., Батурин В.М. Финансовый леверидж как эффективный инструмент управления финансовой деятельностью предприятия // Менеджмент в России и за Рубежом, №2 2000 г.

8.      Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003

9.     Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004

10.                        Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003


[1] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 357

[2] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 233

[3] Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика, 2001. – с. 335

[4] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 236

[5] Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности. – М.: ИНФРА-М, 2004. – с. 236

[6] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2003.- с.369

[7] Гинзбург А.И. Экономический анализ. Учебное пособие. – СПб: Питер, 2004. – с. 172

[8] Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003. – с. 164

[9] Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003. - 165

[10] Финансовый менеджмент. Теория и практика / Под ред. Е.С. Стояновой. – М.: Перспектива, 2003. – с. 156