Содержание:

Вопрос №1.Cущность государственного финансового контроля и его особенности………………………………………………………….2

Список используемой литературы…..……….……………………12

Вопрос №2.Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям…………………………………………………...13

Список используемой литературы…..……….……………………25

Задача……….…………………………………………………………26

Тесты……….………………………………………………………….28



































Вопрос №1. Cущность государственного финансового контроля и его особенности.

ВВЕДЕНИЕ.

Государственный финансовый контроль является функцией управления производительными силами и производственными отношениями. Он состоит из двух этапов: описательного, связанного со сбором фактов и их первоначальной группировкой, и логико-аналитического, представляющего качественный анализ фактов и сочетающий качественные и количественные методы познания. Следовательно, финансовый контроль включает в себя, с одной стороны, факты и данные опыта, а с другой определенную систему знаний - теорию.

Факты составляют реальную основу выводов и заключений финансового контроля, но без систематизации и обобщений, логического осмысления контроль существовать не может, так как в нем не будет общественной потребности. Факты становятся составной частью научных и практических знаний лишь тогда, когда они выступают в систематизированном, обобщенном виде, являясь основанием и подтверждением законов действительности. Законы и факты в финансовом контроле получают определенную интерпретацию и служат базой для управления экономикой при условии, когда они обобщены в теории.






СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Одной из функций управления любого экономического субъекта является финансовый контроль, который подразумевает обеспечение соблюдения законодательства в процессе формирования и использования финансовых ресурсов. Особое место в системе финансового контроля занимает государственный финансовый контроль. Он имеет более узкий спектр действия и должен распространяться, во-первых, на сферу формирования доходной части бюджета; во-вторых, на сферу расходования средств государственного бюджета, т.е. необходимо обеспечивать контроль за целевым и эффективным использованием средств государственного бюджета и государственной собственности. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.). Кроме того, государство должно следить и за финансовой, кредитной и эмиссионной деятельностью государственного банка.

Говоря о сущности и месте государственного финансового контроля, нельзя не отметить тот факт, что в процессе его осуществления приходится опускаться до уровня предприятий, организаций, банков, акционерных обществ и т.п., т.е. до уровня хозяйствующих субъектов. И на этом уровне государственный финансовый контроль приобретает черты финансово-хозяйственного контроля, т.е. он распространяется не только на чисто финансовую деятельность, но в определенных случаях и на хозяйственную с тем, чтобы определить правильность исчисления налогов, эффективность производства и эффективность использования бюджетных средств.

ЗАДАЧИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности.

В соответствии с этим основными его задачами являются:

1.        организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

2.        оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

3.        финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

4.        анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

5.        контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

6.        обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

7.        оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

8.        контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

9.        улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

10.   выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

11.   контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

12.   проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

13.   контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

14.   пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионам;

15.   выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и межбюджетных отношений;

СУБЪЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации  и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет.

. Сущность финансового контроля и его развитие в рыночных условиях.

Финансовый контроль — контроль законодательных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учреждений за финансовой деятельностью всех экономических субъектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов.

Он включает:

·контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств;

·оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов.

 

Виды, формы и методы проведения финансового контроля.

Финансовый контроль можно классифицировать по следующим критериям:

1. Времени проведения;

2.Субьектам контроля;

3.Сфере финансовой деятельности;

4.Форме проведения;

5.Методам проведения.

 Виды, формы и методы проведения финансового контроля приведены на рис.1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций и имеет важное значение для предупреждения финансовых нарушений. Он предусматривает оценку обоснованности финансовых программ и прогнозов для предотвращения неэкономного и неэффективного расходования средств. Примером такого контроля на макроуровне является процесс составления и утверждения бюджетов всех уровней и финансовых планов внебюджетных фондов на основе оценки обоснованности распределения ВВП и разработки макроэкономических показателей развития экономики страны. На микроуровне — это процесс разработки финансовых планов и смет, кредитных и кассовых заявок; финансовых разделов бизнес-планов, составление прогнозных балансов, а также учредительных договоров, договоров о совместной деятельности и т. д.

Текущий (оперативный) финансовый контроль производится в момент совершения денежных сделок, финансовых операций, выдачи ссуд и субсидий и т. д. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления финансово-денежных расчетов. Большую роль в этом играют бухгалтерские службы.

Последующий финансовый контроль, проводимый путем анализа и ревизии отчетной финансовой и бухгалтерской документации, предназначен для оценки результатов финансовой деятельности экономических субъектов, сопоставления финансовых планов и прогнозов с результатами оценки эффективности осуществления предложенной финансовой стратегии, сравнения финансовых издержек с прогнозируемыми и тд.

• В процессе проведения проверок на основе отчетной документации и расходных документов рассматриваются отдельные вопросы финансовой деятельности и намечаются меры для устранения выявленных нарушений.

Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для определения его финансового состояния и возможных перспектив развития.

Надзор производится контролирующими органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и предполагает соблюдение ими установ­ленных правил и нормативов. Например, осуществляется надзор со стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Росстрахнадзора — за страховыми фирмами. Несоблюдение нормативов, приводящее к риску банкротства и ущемлению интересов клиентов, влечет за собой отзыв лицензии.

Анализ финансовой деятельности как разновидность финансового контроля предполагает детальное изучение периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой деятельности, оценки финансового состояния и обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.

• Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием предприятия-клиента; неэффективное использование полученной ссуды и снижение платежеспособности может привести к ужесточению условий кредитования, требованию долгосрочного возврата ссуды.

• Ревизия наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля. Это полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Ревизии могут быть полные и частичные; комплексные и тематические; плановые и внеплановые; документальные и фактические (т.е. проверка не только документов, но и наличия денег и товарно-материальных ценностей). Ревизии проводятся органами управления в отношении подведомственных предприятий и учреждений, а также различными государственными  и негосударственными органами контроля (КРУ Минфина РФ Казначейство, Центробанк, аудиторские службы). Результата ревизии оформляются актом, на основании которого принимаются меры по устранению нарушений, возмещению материального ущерба и привлечению виновных к ответственности.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Государственный финансовый контроль раскрывает новые явления в экономической деятельности различных звеньев экономики, определяет их закономерность с целью совершенствования этой деятельности на научной основе. Целью государственного финансового контроля является обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности. Объектом финансового контроля являются денежные отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны, по поводу полной мобилизации бюджетных средств, перераспределения части национального дохода в территориальном, социальном и отраслевом разрезах и его эффективного использования с целью выполнения государством своих функций. Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы и структуры, предприятия с государственным участием, организации полностью или частично финансируемые из бюджета, организации и предприниматели в части уплаты налогов в бюджет. Таким образом, можно сделать вывод, что государственный финансовый контроль является неотъемлемой частью государственного устройства.

















Список используемой литературы.

1. Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука// под ред. Воронина Ю. – М.: ИД Финансовый контроль, 2003.

2. Финансы. Учебник/под.ред. В.М. Родионовой. – М.:Финансы и статистика,1992.

3. Филипьев Д. Ю.  Учебно-методическое пособие «Основы аудита»,  Барнаул,2007

4.Словарь аудиторских терминов, «Юнити»,Москва,2003
































Вопрос №2. Аудиторское заключение по специальным аудиторским заданиям

Введение.

Развитие рыночных отношений, сопровождающееся ее интеграцией в мировое сообщество, вызывает необходимость пересмотра существующих и разработки новых методов управления и контроля. Стабильность, конкурентные преимущества субъектов хозяйствования в условиях рынка во многом зависят от степени оперативного представления и достоверности информации, на основе которой проводится экономический анализ, формируются и реализуются управленческие решения.

Обеспечение надежности информационных ресурсов и наличие риска их искажения – это основные проблемы, с которыми постоянно сталкиваются пользователи, заинтересованные в максимальной объективности получаемой информации (инвесторы, банки, различные государственные органы). Именно для решения подобного рода проблем и был в свое время создан институт независимого аудита, который является на сегодняшний день атрибутом инфраструктуры рыночной экономики. Главной целью аудита является обеспечить контроль за достоверностью информации, отражаемой в бухгалтерской (финансовой) и налоговой отчетности.

Аудит бывает обязательный, инициативный и по специальным аудиторским заданиям. Форма аудиторского заключения по специальному аудиторскому заданию приводится в МСА 800. Для обязательного и инициативного аудита используют единую форму аудиторского заключения. Рекомендации в отношении формы и содержания аудиторского заключения приводятся в МСА 700 R и МСА 701. МСА 701 – это новый документ, содержащий рекомендации по формулировке аудиторского заключения в ситуации, когда факторы не влияют на аудиторское мнение (привлечь внимание к фактору), и когда факторы влияют на аудиторское мнение. В МСА 701 перечисляются обстоятельства, которые могут привести к выражению мнения, отличного от безоговорочно положительного. Аудитор определяет, подготовлена ли финансовая отчетность в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности или национальными.

К аудиторскому заключению прилагается финансовая (бухгалтерская) отчетность, в отношении которой выражается мнение. Федеральное правило (стандарт) аудиторской деятельности № 6 предусматривает 7 видов аудиторского заключения: с выражением безоговорочно положительного мнения; С выражением мнения с заключительной частью, привлекающей внимание; Заключение, содержащее мнение с оговоркой; заключение с отказом от выражения мнения из-за ограничения объема; заключение с оговоркой из-за разногласий по учетной политике и ненадлежащего метода учета; заключение с оговоркой из-за разногласий относительно раскрытия информации и заключение, содержащее отрицательное мнение из-за разногласий по учетной политике.

Безоговорочно положительное мнение выражается, если аудитор уверен, что финансовая отчетность дает достоверное представление о финансовом положении аудируемого лица. Все виды аудиторских заключений, кроме безоговорочно положительного относятся к модифицированному аудиторскому заключению. Автор приводит примеры формулировок в аудиторском заключении  по разным его видам.

В аудиторском заключении в сжатом виде приводится информация о действиях аудитора в ходе проверки и о выводах, к которым он пришел в результате проведенного аудита.

Российские аудиторы кроме заключения представляют еще объемный отчет по результатам аудиторской проверки (или аналитическая часть аудиторского заключения).

.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МСА 800 «АУДИТОРСКИЙ ОТЧЕТ ПО АУДИТОРСКИМ ЗАДАНИЯМ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЦЕЛЕЙ»


МСА 800 - правило (стандарт) "Отчет аудитора по специальному аудиторскому заданию" - значительное внимание уделяется проверкам, проводимым по заданию государственных органов. Хотя и сделана попытка "исправить" Временные правила, но квалифицируют такие проверки как "специальный" аудит, а не как "обязательный". Форма отчета приведена в соответствие с требованиями Временных правил (с вводной, аналитической и итоговой частями) и тем самым отличается от описанной в МСА.

Отчет аудитора по специальным аудиторским

заданиям


. МСА 800 “Отчет аудитора по специальному заданию” определяет требования и рекомендации при составлении отчетов аудитора по специальным аудиторским заданиям. Стандарт включает следующие параграфы: введение, общие требования, правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов, требования к отчетам по компонентам финансовой отчетности, отчетам о соответствии условиям договора и отчетам об обобщенной финансовой отчетности, а также приложения.

К специальным аудиторским заданиям относятся проверки:

1) финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов;

2) определенных счетов, элементов счетов или деталей финансовой отчетности (именуемых в стандарте компонентами финансовой отчетности);

3) на соответствие условиям договора;

4) обобщенной финансовой отчетности.

Данный стандарт не применяется в рамках заданий, предусматривающих оказание сопутствующих аудиту услуг:

• проведения обзора;

• проведения согласованных процедур;

• подготовки финансовой информации.

Отчет по специальному аудиторскому заданию составляется в письменной форме и должен содержать ясно выраженное мнение аудитора. В качестве базы для выражения мнения аудитор должен рассмотреть и оценить выводы, сделанные на основе аудиторских доказательств, полученных в ходе выполнения специального аудиторского задания.

Перед началом проверки по специальному аудиторскому заданию аудитор согласовывает с клиентом следующие параметры задания:

• цель использования подготавливаемой информации;

• перечень пользователей данной информации;

• точный характер задания;

• форму и содержание отчета, который будет выпущен.

Чтобы избежать использования аудиторского отчета в непредусмотренных целях, аудитор может указать в отчете, для какой цели он подготовлен, а также изложить любые ограничения относительно его распространения и использования. Прежде чем представить отчет в отношении информации, оговоренной в соглашении, аудитор должен определить, не внесло ли руководство существенные из мнения в толкование соглашения при подготовке информации. Толкования считаются существенными, когда принятие другого обоснованного толкования вызывает существенные различия в финансовой информации.

МСА 800 устанавливает структуру отчета по специальному аудиторскому заданию (кроме отчета об обобщенной финансовой отчетности, для которого предусмотрена своя форма). Общая структура отчета (по основным элементам) приведена на рис. .1. Стандарт рекомендует соблюдать единообразие формы и содержания аудиторского отчета, поскольку это способствует лучшему пониманию его пользователем. После общих положений в МСА 800 изложены требования к подготовке отчетов по каждому виду специальных аудиторских заданий.

Правила составления отчетов о финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с основами бухгалтерского учета, отличными от международных стандартов финансовой отчетности или национальных стандартов. Основы бухгалтерского учета, отличные от международных стандартов финансовой отчетности или соответствующих национальных стандартов, называются другими основами бухгалтерского учета. К ним, например, относят:

• основы для подготовки деклараций о доходах;

• кассовый метод учета поступлений и платежей;

• положения о финансовой отчетности, принятые государственным органом регулирования.

Основой бухгалтерского учета не является совокупность условий, разработанных для удовлетворения индивидуальных предпочтений. Отчет о финансовой отчетности, подготовленной по другим основам бухгалтерского учета, должен соответствовать следующим требованиям:

1) содержать указание на применяемые основы бухгалтерского учета или ссылку на пояснения к финансовой отчетности, содержащие такую информацию;

2) во мнении должно быть указано, подготовлена ли финансовая отчетность во всех существенных аспектах в соответствии с указанными основами бухгалтерского учета;

3) если финансовая отчетность не имеет соответствующего названия, отражающего ее подготовку в соответствии с другими основами, или основы неадекватно указаны, аудитор должен дать соответствующий модифицированный отчет.

Правила к отчетам по компонентам финансовой отчетности.

Аудитор может выразить мнение по поводу одного или нескольких компонентов финансовой отчетности, например по дебиторской задолженности, товарно-материальным запасам, начислению премий работникам, резервам и т.д. Такое задание может выполняться как самостоятельное или как часть аудиторской проверки финансовой отчетности субъекта. Однако по окончании такой проверки аудиторское заключение по финансовой отчетности в целом не выдается. Аудитор должен выразить мнение только о соответствии во всех существенных аспектах проверенного компонента определенным основам бухгалтерского учета. Многие статьи финансовой отчетности взаимосвязаны, например денежные средства и дебиторская задолженность. В связи с этим при подготовке аудиторского отчета о компоненте финансовой отчетности аудитор не всегда способен изолировано анализировать предмет аудита, и ему необходимо также проверить другую финансовую информацию. При подготовке отчета по компонентам финансовой отчетности должны соблюдаться следующие требования:

• определять те статьи финансовой отчетности, которые взаимосвязаны и могут оказать существенное влияние на проверяемый компонент финансовой отчетности;

• принимать во внимание концепцию существенности в отношении компонента финансовой отчетности, о котором готовится отчет. Так, сальдо отдельного счета по сравнению с финансовой отчетностью в целом дает меньшую базу для определения существенности, следовательно, проверка счета при исследовании компонента будет более масштабна, чем при аудите финансовой отчетности в целом; рекомендовать клиенту не прилагать к финансовой отчетности отчет по ее компоненту, чтобы у пользователей финансовой отчетности не создалось впечатление, будто отчет по компоненту относится к финансовой отчетности в целом; делать в отчете ссылку на основы бухгалтерского учета, в соответствии с которыми этот компонент представлен. Во мнении должно быть указано, подготовлен ли компонент во всех существенных аспектах в соответствии с данными основами;


Рис. 1. Структура отчета по специальному аудиторскому заданию (кроме отчета об обобщенной финансовой отчетности)

• в случае отрицательного мнения или отказа от выражения мнения по поводу финансовой отчетности в целом аудитору следует готовить отчет по компонентам финансовой отчетности только в том случае, если эти компоненты не настолько обширны, чтобы составлять большую часть финансовой отчетности. В противном случае мнение относительно всей финансовой отчетности утрачивает свою значимость.

Требования к отчетам о соответствии условиям договора. От аудитора может потребоваться составить заключение об исполнении субъектом отдельных аспектов определенных договоров (например, договоров о выпуске облигаций или кредитных договоров). Данные договоры обычно требуют от субъекта соответствия определенным условиям, таким как выплата процентов, обеспечение определенных финансовых коэффициентов, ограничения на выплату дивидендов и использование доходов от продажи имущества.

При подготовке отчета о соответствии условиям договора должны соблюдаться следующие требования:

• такие задания следует выполнять только в том случае, когда аспекты соответствия в целом имеют отношение к финансовым вопросам и вопросам бухгалтерского учета, не выходящим за рамки профессиональной компетенции аудитора;

• если в задании затрагиваются особые вопросы, находящиеся вне компетенции аудитора, он должен рассмотреть необходимость использования работы эксперта;

• в отчете необходимо указать, выполнил ли субъект, по мнению аудитора, конкретные условия договора.

Требования к отчетам об обобщенной финансовой отчетности.

Субъект может подготовить финансовую отчетность, обобщающую его проверенную аудитором годовую финансовую отчетность. Это производится с целью информирования групп пользователей, заинтересованных только в базовой информации о финансовом положении субъекта и результатах его деятельности.

МСА 800 устанавливает следующие требования к подготовке отчета об обобщенной финансовой отчетности:

• если аудитор не выразил мнения о финансовой отчетности, на основании которой составлена обобщенная финансовая отчетность, он не должен давать заключения об обобщенной финансовой отчетности;

• в отчете приводится четкое указание на обобщенный характер информации и предупреждение, что для лучшего понимания финансового положения субъекта и результатов его деятельности обобщенную финансовую отчетность следует читать вместе с последней по времени его проверенной финансовой отчетностью, включающей все необходимые раскрываемые сведения в соответствии с основами финансовой отчетности;

• отчет должен содержать указание на проверенную аудитором финансовую отчетность, на основе которой составлена обобщенная финансовая отчетность;

• аудитором не используются формулировки “достоверная и объективная” или “представлены объективно во всех существенных аспектах” при выражении мнения по поводу обобщенной финансовой отчетности. Это объясняется тем, что обобщенная отчетность не содержит всей информации годовой финансовой отчетности, требуемой в соответствии с основами бухгалтерского учета.

Форма отчета об обобщенной финансовой отчетности отличается от форм отчетов по другим специальным аудиторским заданиям и должна включать следующие базовые элементы:

• название;

• адресат;

• описание проверенной аудитором финансовой отчетности, послужившей основанием для составления обобщенной финансовой отчетности;

• ссылку на дату аудиторского заключения по несокращенной финансовой отчетности и тип аудиторского мнения, выраженного в нем;

• мнение о соответствии информации в обобщенной отчетности и информации в проверенной аудитором несокращенной отчетности. Если заключение по несокращенной отчетности модифицировано, но аудитор удовлетворен обобщенной отчетностью, то в отчете указывается, что хотя обобщенная финансовая отчетность не противоречит несокращенной, она подготовлена на основании финансовой отчетности, в отношении которой выпущено модифицированное аудиторское заключение;

• указание или ссылку на примечание к обобщенной финансовой отчетности, где говорится о том, что для лучшего понимания финансового положения субъекта и результатов его деятельности, а также объема проведенной аудиторской проверки обобщенную финансовую отчетность следует читать вместе с последней по времени проверенной финансовой отчетностью субъекта и аудиторским заключением по ней;

• дату отчета;

• адрес аудитора;

• подпись аудитора.













Заключение.

При составлении аудиторского заключения по специальным заданиям стандарты рекомендуют аудиторам использовать МСА 800 «Аудиторский отчет по аудиторским заданиям для специальных целей». Цель МСА 800 — установление стандартов и предоставление руководства в связи со следующими аудиторскими заданиями для специальных целей: составление финансовой отчетности, которая готовится на принципах отчетности, отличных от МСФО и национальных стандартов; определение счета, элементов счета или статей финансовой отчетности по компонентам; проверки контрактов на соответствие; обобщение финансовой отчетности. Аудитор должен определить четкую цель, сроки, характер и объем для выполнения аудиторского задания по специальным целям. Отчет по аудиторскому заданию для специальных целей, кроме общих разделов, должен включать основные элементы, которые приводятся в МСА 700. К принципам составления финансовой отчетности, отличным от МСФО и национальных стандартов, относятся те, которые используются: при подготовке декларации о налоге на доход; при ведении учета кассовым методом; при ведении учета на основе положений, принятых государственными органами. В отчете обязательно должен содержаться абзац, в котором должно быть выражено соответствующее мнение. При составлении отчета по компонентам финансовой отчетности должны быть учтены взаимосвязанные статьи, оказывающие сильное влияние на финансовую отчетность. В отчете о соответствии условиям контракта (соглашение о займе, облигационный договор и т.д.) должны содержаться сведения, предполагающие выполнение условий таких договоров, выплату процентов, своевременный возврат долга, ограничение на выплату дивидендов и т.д. В отчете должно быть указано, выполняет ли субъект все необходимые конкретные условия данного соглашения (контракта). При составлении отчета по обобщенной финансовой отчетности аудитор должен предварительно выразить свое мнение о финансовой отчетности, на основании которой составлена обобщенная финансовая отчетность. Поскольку обобщенная финансовая отчетность менее подробна и детальна, она должна сопровождаться четким указанием на ее обобщающий характер и рекомендации обратиться к более подробному источнику. Поскольку обобщающая финансовая отчетность не содержит всей информации, которая требуется в соответствии с основными принципами финансовой отчетности, то не должны использоваться такие формулировки, как «достоверный и справедливый» или «представлено справедливо во всех существенных аспектах».




















Список используемой литературы.

1. Баринов Д. Аудиторское заключение: изменения в международных

стандартах// Бухгалтерское приложение. 2006. № 3.

2.Данилевский Ю.А., Шапигузов С.М., Ремизов Н.А., Старовойтова Е.В. Аудит: Учебное пособие. – М., 2005.

3.Дивинский Б.Д. Правовое регулирование аудиторской деятельности: Учебное пособие, 13. Жарылгасова Б. Т., Суглобов А.Е. Международные стандарты аудита: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2006.  – М., 2004.

4.Международные стандарты аудита и Кодекс этики профессиональных бухгалтеров (2001) – М., 2002.

5.Правила (стандарты) аудиторской деятельности / Составитель и автор введения Н.А. Ремизов. – М., 2006.

6.Ремизов Н.А. Из истории российского аудита // Финансовые и бухгалтерские консультации. – 2000. – №9 (58).

7. Сквирская Е.Л. Новое в международных стандартах аудита: документирование аудита// Финансовые и бухгалтерские консультации. 2006. № 3.

8.Ситнов А.А. Международные стандарты аудита: Учебно-практическое пособие. – М., 2004.

9.Шешукова Т.Г., Городилов М.А. Аудит: Теория и практика применения международных стандартов: Учебное пособие. – М., 2003.



Первый вариант

Задача.

На стадии планирования аудиторской проверки аудиторами был определен единый уровень существенности в сумме 1200 тыс. руб.

Задание.

Единый показатель уровня существенности распределите между статьями баланса (составляющими свыше 1% от итога баланса) организации пропорционально его структуре, используя данные таблицы:

Тыс. руб.

Актив баланса

Сумма


Пассив баланса

Сумма

Основные средства

10421


Уставный капитал

6700

Финансовые вложения

740


Резервный капитал

335

Запасы

1115


Нераспределенная прибыль

1205

Дебиторская задолженность

6450


Кредиты и займы

1286

Денежные средства

540


Кредиторская задолженность

9740

ИТОГО

19266


ИТОГО

19266

Решение.

Таблица 1.

Актив баланса

Сумма тыс.руб.

Доля статьи в валюте баланса,%


Уровень существенности,тыс.руб.



Основные средства

10421

54,1

324,6

Финансовые вложения

740

3,8

22,8

Запасы

1115

5,8

34,8

Дебиторская задолженность

6450

33,5

201

Денежные средства

540

2,8

16,8

ИТОГО

19266

100

600

Пассив баланса




Уставный капитал

6700

34,8

208,8

Резервный капитал

335

1,7

10,2

Нераспределенная прибыль

1205

6,2

37,2

Кредиты и займы

1286

6,7

40,2

Кредиторская задолженность

9740

50,6

303,6

ИТОГО

19266

100

600

1.     Доля статьи в валюте баланса в % рассчитывается, оборот по счету “Основные средства” делится на общий оборот и умножается на 100%,т.е 10421тыс.руб/19266тыс.руб.*100%=54,1% и так далее по всем статьям) и суммарная доля оборотов по отобранным статьям в общем обороте (54,1%+3,8%+5,8%+33,5% +2,8%=100%- в таблице актив баланса и 34,8%+1,7%+6,2%+6,7%+50,6%=100% -в таблице пассив баланса). Результаты расчета приведены в таблице.1.

2.     Условно предположим, что если аудитор может пропустить ошибку на 1200 тыс. руб., то эта сумма может быть равномерно распределена между активом и пассивом (т.е и по активу и по пассиву допустимая ошибка равна 600 тыс. руб.). Для определения уровня существенности по каждой статье единый уровень существенности следует разделить на суммарную долю оборотов и умножить на долю счета в суммарном обороте (1200/2/100%*54,1%=324,6 тыс. руб. и так далее по каждой статье баланса), результаты расчета приведены в таблице 1. После этого полученный уровень существенности распределяется между значимыми статьями актива и пассива в соответствии с их удельным весом в общем итоге.

Второе задание

Первый вариант

№ вопроса

Буква ответа

1.

В

2.

A

3.

A

4.

A

5.

В

6.

А

7.

А

8.

В

9.

D

10.

E

11.

А

12.

А

13.

В

14.

А

15.

В