Содержание

Введение. 3

1. Теоретическая часть: Концепция мониторинга и его эффективность. 4

1.1. Концепция мониторинга состояния проблемных предприятий: цели, задачи и мероприятия  4

1.2.  Проектирование эффективной системы мониторинга. 7

2. Практическая часть: Оценка эффективности мониторинга на примере Новосибирской области  10

2.1. Оценка эффективности мониторинга СМИ в Новосибирской области в ходе предвыборных компаний. 10

2.2. Основные этапы оценки и  анализа эффективности системы мониторинга в Новосибирской области. 13

Заключение. 18

Список литературы.. 20





















Введение

Незаметно подошел десятилетний юбилей радикальных рыночных реформ, когда были отпущены цены и началась приватизация госсобственности. За это время вся промышленность перешла в частные руки, а у остальных осталось то, что раньше называлось «личной собственностью граждан».

Через десять лет после начала реформ 4% стали, условно говоря, «капиталистами» — они описывают свое благосостояние как «живем в достатке, ни в чем себе не отказываем». Еще 39% — как некоторый промежуточный «средний класс» переходного периода, который свой жизненный уровень характеризует как «живем прилично, хоть приходится работать изо всех сил». Остальные, в общем, прозябают, их можно отнести к бедным трудящимся массам, к «пролетариату» по прошлой терминологии: 32% «с трудом сводят концы с концами», 18% «отказались почти от всего, все средства уходят на питание», и полтора процента «бедствуют, недоедают». Еще 5% не смогли как-то охарактеризовать свое благосостояние. То есть даже среди тех 20%, кто бедствует, настроение у них «ровное, спокойное».

Все эти показатели свидетельствуют о том, что период рыночных реформ был весьма  серьезным  и сложным этапом  в рыночной экономике страны. Многие предприятия оказались в  кризисном состоянии и стали проблемными предприятиями.

Целью работы выступает  исследование эффективности системы мониторинга проблемных предприятий.

Поставленная цель конкретизируется рядом задач:

1)       в теоретической части   показать сущность концепции мониторинга проблемных предприятий;

2)       в практической части пример оценки эффективности системы мониторинга на примере конкретного региона.












1. Теоретическая часть: Концепция мониторинга и его эффективность

1.1. Концепция мониторинга состояния проблемных предприятий: цели, задачи и мероприятия

В различных видах научной и практической деятельности человека издавна применяется метод наблюдения — способ познания, основанный на относительно длительном целенаправленном и планомерном восприятии предметов и явлений окружающей действительности. Блестящие образцы организации наблюдений за природной средой описаны еще в первом веке нашей эры в "Естественной истории" Гая Секунда Плиния (старшего). Тридцать семь томов, содержавших сведения по астрономии, физике, географии, зоологии, ботанике, сельскому хозяйству, медицине, истории, служили наиболее полной энциклопедией знаний до эпохи средневековья[1, с. 45]

Много позднее, уже в XX веке, в науке возник термин мониторинг для определения системы повторных целенаправленных наблюдений за одним или более элементами окружающей природной среды в пространстве и времени.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии экономической сферы. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных  экономических явлениях. Но изменения в состоянии экономической сферы происходят  под воздействием  процессов, связанных с деятельностью человека.

Современный термин “мониторинг”  проблемных предприятий обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния  проблемных предприятий, их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений[3, 4 и др.].

Испытывая на себе результаты разрушающего действия экономических факторов, человек издавна реализовал элементы мониторинга, накапливая опыт предсказания различных экономических кризисов, их затухания и разрастания. Такого рода знания всегда были и сейчас остаются необходимыми для того, чтобы по возможности снизить ущерб, причиняемый человеческому обществу неблагоприятными экономическими явлениями и, что особенно важно, уменьшить риск экономических  потерь.

Последствия большинства экономических явлений необходимо оценивать со всех сторон. Так, экономические кризисы, разрушающие  экономику страны  и приводящие к экономическим потерям, как, правило, приводят к таким последствиям как  инфляция, безработица, падение курса     родной валюты  и так далее. Поэтому организация мониторинга требует углублённого анализа с учётом не только экономической стороны вопроса, но и особенностей исторических традиций, уровня культуры каждого конкретного региона.

Переходя от созерцания экономических  явлений  через механизмы приспособления к осознанному и усиливающемуся воздействию на них, человек постепенно усложнял методику наблюдения за экономическими  процессами и вольно или невольно вовлекался в погоню за самим собой. Ещё древние философы считали, что в мире всё связано со всем, что неосторожное вмешательство в процесс даже, казалось бы, второстепенной важности может привести к необратимым изменениям в мире. Наблюдая за экономическими явлениями, мы долгое время оценивали их с обывательских позиций, не задумываясь о целесообразности ценности наших наблюдений, о том, что мы имеем дело с самой сложной самоорганизующейся и самоструктурирующей системой, о том, что человек является всего лишь частицей этой  экономической системы. И если во времена Ньютона человечество любовалось целостностью этого мира, то теперь одним из стратегических помыслов человечества является нарушение этой целостности, неизбежно вытекающее из коммерческого отношения ко всем процессам. Обратные отрицательные связи экономических явлений всё активнее сопротивляются  натиску человека, всё чётче проявляется несоответствие целей экономической среды и человека. И вот мы оказываемся свидетелями приближения к кризисной черте, за которой род Homo sapiens не сможет существовать.

Родившиеся ещё в начале нашего века идеи техносферы, ноосферы, техномира, антропосферы и т. д. и т. п. на родине В. И. Вернадского были восприняты с большим опозданием. Весь цивилизованный мир сейчас с нетерпением ждёт практического воплощения этих идей в нашей стране, своими размерами и мощью энергетического потенциала способной повернуть вспять все прогрессивные начинания за её пределами. И в этом смысле системы мониторинга являются лекарством от безумия, тем механизмом, который поможет предотвратить сползание человечества к экономической  катастрофе.

Спутником человеческой экономической  активности являются всё возрастающие по своей мощности экономические кризисы. Они – один из элементов эволюции экономики. Нарастание числа и мощности экономических кризисов  демонстрирует беспомощность человека перед лицом приближающейся экономической катастрофы. Отодвинуть её может только быстрое широкомасштабное внедрение систем мониторинга. Такие системы успешно внедряются в Северной Америке, Западной Европе и Японии[8, с. 155].

Другими словами, ответ на вопрос о необходимости мониторинга проблемных предприятий можно считать решённым положительно. Но жизнь требует большего.

Система  мониторинга проблемных предприятий   должна  решать следующие задачи- накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

- о состоянии проблемных предприятий;

- о причинах наблюдаемых и вероятных изменений состояния проблемных предприятий (то есть, об источниках и факторах воздействия);

- о допустимости изменений и нагрузок на проблемные предприятия в целом;

- о существующих резервах проблемных предприятий.

Таким образом,  целью системы экономического мониторинга является  наблюдение за состоянием проблемных предприятий и наблюдения за источниками и факторами  воздействия на них.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями мониторинг проблемных предприятий  включает три основных направления деятельности и мероприятия[2, 7 и др.]:

- наблюдения за факторами воздействия и состоянием проблемных предприятий;

- оценку фактического состояния проблемных предприятий;

- прогноз состояния проблемных предприятий и оценку прогнозируемого состояния.

Система мониторинга проблемных предприятий реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

- импактном;

- региональном

- фоновом

Основные мероприятия в рамках мониторинга проблемных предприятий  включают:

- координацию разработки и выполнения программ наблюдений за состоянием проблемных предприятий;

- регламентацию и контроль сбора и обработки достоверных и сопоставимых данных;

- хранение информации, ведение специальных банков данных и их гармонизацию (согласование, телекоммуникационную связь) с международными  системами;

- деятельность по оценке и прогнозу состояния проблемных предприятий;

- доступность интегрированной экономической  информации широкому кругу потребителей.





1.2.  Проектирование эффективной системы мониторинга

Рассмотрим  вопросы проектирование систем мониторинга как основа их эффективного функционирования.

В публикациях последних лет отмечается большое значение стадии проектирования (или планирования) для эффективной работы системы мониторинга. Подчеркивается, что предложенные в них схемы или структуры проектирования сравнительно легко применимы для простых, локальных систем мониторинга, вместе с тем проектирование национальных систем мониторинга сталкивается с большими трудностями, связанными с их сложностью и противоречивостью.

Суть проектирования системы мониторинга  проблемных предприятий должна заключаться в создании функциональной модели их работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации. Поскольку все этапы получения информации тесно связаны между собой, недостаточное внимание к разработке какого-либо этапа неизбежно приведет к резкому снижению ценности всей получаемой информации. На основании анализа построения национальных систем были сформулированы основные требования к проектированию таких систем. Эти требования должны предусматривать следующие пять основных этапов[3, 6 и др.]:

·         определение задач систем мониторинга  проблемных предприятий и требований к информации, необходимой для их выполнения;

·         создание организационной структуры сети наблюдений и разработка принципов их проведения;

·         построение сети мониторинга проблемных предприятий;

·         разработка системы получения данных/информации и представления информации потребителям;

·         создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга.

При проектировании систем мониторинга необходимо помнить, что его результаты в значительной степени зависят от объема и качества исходной информации. Она должна включать как можно более подробные данные о пространственно-временной изменчивости показателей экономических явлений. Кроме того, необходимо опираться на все законодательные акты, учитывать финансовые возможности.

1. Определение задач систем мониторинга качества воды и требований к информации, необходимой для их выполнения. Роль первого этапа в настоящее время недооценивается, что является причиной многих отмеченных выше недостатков.

Для определения требований к информации об экономических явлениях необходима большая детализация и взаимоувязка поставленных задач. В качестве примера можно привести разработанную в Канаде программу мониторинга различных  экономических явлений . Важную роль при этом играет формулирование как можно более четкого представления о масштабах экономического явления и способах его оценки.

На основании четко сформулированных задач, а также с учетом ранее накопленных данных об экономическом явлении, должны определяться требования к информации, включая тип, форму и сроки ее представления потребителям, а также пригодность для управления явлениям. На первом этапе проектирования должны быть выбраны основные статистические методы обработки данных, так как от них в значительной степени зависит частота и сроки наблюдений, а также требования к точности получаемых значений.

2. Создание организационной структуры сети наблюдений и разработки принципов их проведения. Это основной и наиболее сложный этап, на котором с учетом поставленных задач и имеющегося опыта функционирования системы мониторинга проблемных предприятий определяются структурные основные подразделения сети наблюдений, в том числе центральное и региональные (и/или проблемные), с указанием их основных задач. Предусматриваются меры по соблюдению оптимального соотношения между видами наблюдательных сетей, включая наблюдения на стационарных пунктах, действующих длительное время по относительно неизменной программе, региональные краткосрочные обследования для выявления различных  аспектов экономического явления, а также интенсивные локальные наблюдения в областях, представляющих наибольший интерес, например, в области проблемных предприятий. На этом этапе решается вопрос о целесообразности и масштабах использования автоматизированных, дистанционных и других подсистем мониторинга проблемных предприятий. На втором этапе разрабатываются также общие принципы проведения наблюдений. Они могут представляться; в виде методических рекомендации или руководств по проведению ряда мероприятий:

- организации пространственных аспектов наблюдений;

—составлению программы наблюдений (намечается, какие показатели, в какие сроки и с какой частотой наблюдать);

— организации системы контроля правильности выполнения работ и точности полученных результатов на всех этапах.

3. Построение сети мониторинга. Данный этап предусматривает реализацию на основе предложенной организационной структуры сети разработанных ранее принципов проведения наблюдений за проблемными предприятиями с учетом специфики местных (региональных) условий. Уточняется соотношение видов наблюдательных сетей, устанавливаются места расположения пунктов в стационарной сети, выделяются области интенсивных наблюдений, намечается периодичность обследования  объектов для возможного пересмотра наблюдательной сети. Составляются конкретные программы для каждого пункта и вида наблюдений, регламентирующие перечень изучаемых показателей, частоту и сроки их наблюдения.

4. Разработка системы получения данных информации и представления информации потребителям. На этом этапе определяются особенности иерархической структуры получения и сбора информации: пункты наблюдений - региональные информационные центры - общенациональный информационный центр. Планируется разработка банков данных по проблемным предприятиям, и определяются виды и условия представления информационных услуг, выполняемых с их помощью. Дается детальная характеристика основных информационных форм, публикуемых в виде докладов, отчетов, обзоров и описывающих состояние качества воды на территории страны за определенный период времени. Предусматриваются также процедуры контроля точности и правильности получения данных на всех этапах работ.

5. Создание системы проверки полученной информации на соответствие исходным требованиям и пересмотра, при необходимости, системы мониторинга проблемных предприятий. После создания системы мониторинга и начала ее функционирования появляется необходимость проверить, отвечает ли полученная информация исходным требованиям к ней, можно ли на основе этой информации эффективно управлять? Если получаемая информация соответствует предъявляемым к ней требованиям, систему мониторинга можно оставить без изменений и считать эффективной. В случае если эти требования не выполняются, а также при появлении новых задач система мониторинга нуждается в пересмотре.










2. Практическая часть: Оценка эффективности мониторинга на примере Новосибирской области

2.1. Оценка эффективности мониторинга СМИ в Новосибирской области в ходе предвыборных компаний          

В рамках данной главы проводим оценку  эффективности ведения системы мониторинга Новосибирской области на примере  мониторинга средств массовой информации в ходе избирательных компаний.

За последние годы число гражданских групп, осуществляющих мониторинг СМИ в Новосибирской области, значительно возросло - хотя до 80-х гг. о такой работе почти никто и не слышал. Ее целью является проследить, насколько СМИ - и особенно СМИ, финансируемые областным бюджетом, придерживаются указаний, утвержденных соответствующим надзорным органом, общих принципов непредвзятости или иных наборов критериев, разработанных самими группами. Практика мониторинга СМИ в Новосибирской области стала особенно заметной в ходе выборов переходного периода[5, с. 89].

При хорошей организации мониторинг СМИ в Новосибирской области  может стать весьма ценным практическим вкладом неправительственных групп в обеспечение справедливых и успешных выборов на территории области в ближайшие годы. Как минимум, опубликование результатов мониторинга соответствующими группами может существенно повлиять на качество освещения выборов в СМИ. В некоторых случаях, диалог между группами мониторинга и журналистами может продвинуться и дальше. Служба новостей новосибирского телевидения проводила еженедельные совещания для обсуждения сообщений мониторинговых групп, принятия решений о согласии/несогласии с ними и для разработки планов совершенствования работы. Улучшение сбалансированности радиопередач и телепередач - то есть устранение сильного крена в сторону правящей партии - было весьма заметным. В других случаях,  орган надзора за выборами (в данном случае Избирательная комиссия Новосибирской области) может, опираясь на результаты, полученные мониторинговыми организациями, использовать свои полномочия и попытаться сделать выборы более справедливыми. И, наконец, надзорный орган может нанять неправительственную мониторинговую организацию, которая будет его глазами и ушами.

Немного истории. Интеллектуальные корни мониторинга СМИ следует искать в развитии научных исследований СМИ, таких, как труд Глазго Медиа Груп. Научный анализ СМИ, который в основном рассматривает сложные системы СМИ развитых индустриальных обществ, большей частью сосредоточивается на том, что специалисты называют «анализом связной речи», или «анализом дискурса». Рассматриваются скрытый смысл, передаваемый за счет подбора слов, или визуальный язык телевидения и то тонкое или подсознательное воздействие, которое они могут оказывать на понимание или интерпретацию предмета.

Дискурсный анализ при оценке эффективности СМИ в нашей области, несомненно, является одной из составляющих мониторинга СМИ. Однако в большинстве случаев в центре внимания будут находиться один или два критерия, которые легче зафиксировать и затем измерить. Такие критерии обычно называют «количественный анализ» и «качественный анализ». Первый является самым простым, наименее противоречивым и зачастую оказывает самое большое воздействие. Он предполагает простой подсчет и тем самым измерение освещения выборной тематики в СМИ города Новосибирска - число и объем сообщений, посвященных различным партиям, объем в частях газетной полосы, время и число программ в рамках прямого доступа к эфиру и т.п. Объем освещения, который получает каждая партия или каждый кандидат, обычно является первым критерием, учитываемым при оценке возможной предвзятости.

Качественный анализ представляет собой, как указывает само название, подход, в основе которого лежит измерение качества информационного освещения партий и кандидатов. Этот метод в  Новосибирской области  применяется в основном к освещению в выпусках новостей, хотя его следует применять и к вопросам информирования избирателей[7, с. 14].

 В качественном анализе учитываются применяемые языковые средства и основная идея сообщения - скрытое воздействие, выявляемое с помощью дискурсного анализа, которые затем используются для классификации результатов количественных измерений. В утверждении, что партия Х получила такой-то процент времени в выпуске новостей, будет мало толку, если большая часть этого процента является предвзятой по своему содержанию. Измерение предвзятости неизбежно будет более субъективным, чем простой подсчет минут, секунд или сантиметров на газетной полосе, выделенных каждому из кандидатов. Однако существуют способы, позволяющие свести к минимуму потенциальные искажения, которые могут быть внесены наблюдателем. Один из них заключается в подсчете и соотнесении источников сообщения.

Некоторые проекты мониторинга СМИ  в Новосибирской области возникли в результате инициатив, первоначально выдвинутых международными НПО, такими, как Европейский институт СМИ в Центральной и Восточной Европе и «СТАТЬЯ 19» в Африке. Иногда такие международные инициативы воплощаются в жизнь в сотрудничестве с местными группами. Эти инициативы, конечно же, всегда требуют привлечения местных сотрудников области, поскольку знание местной политики является важнейшим качеством участника программы мониторинга СМИ.

Проекты мониторинга СМИ  в Новосибирской области с участием местных групп обычно характеризуются большей активностью, стремлением улучшить качество освещения хода избирательной кампании в СМИ. Обычно это делается в форме публикации регулярных отчетов в течение всего предвыборного периода. Другие проекты не предполагают публикации полученных ими результатов до завершения выборов. Их цель состоит скорее в том, чтобы помочь сделать общее заключение о справедливости и свободном характере выборов либо отсутствии таковых.

В целом, эффективность мониторинга СМИ  в Новосибирской области трудно оценивать, поскольку он может преследовать различные цели. Некоторые факторы, определяющие эффективность мониторинга, не поддаются контролю со стороны его организаторов. Например, проект мониторинга СМИ в Новосибирской области в 1997 году  значительно повлиял на улучшение сбалансированности освещения  избирательной кампании  в государственном вещании. Однако в 1999 г.  аналогичный проект оказался малоэффективным. Различие заключалось в том, что в 1997 г. наличествовала сильная и независимая Избирательная комиссия, которая была готова к действиям по результатам мониторинга, а через пять лет такой комиссии не было. Однако это не означает, что мониторинг СМИ стал пустой тратой времени. Заключительный отчет по проекту содержал ценные свидетельства того, что администрация Новосибирской области  манипулировала СМИ.

Если мы систематически занимаемся защитой прав человека у себя в области, мы неизбежно в той или иной форме занимаемся и мониторингом. Вопрос лишь в том, чтобы сознавать, что именно мы делаем, и делать это по возможности наиболее эффективным образом, опираясь на уже давно отработанную методологию и накопленный до нас опыт. Так что смысл мониторинга в строгом смысле слова – то есть как определенным образом систематизированной и организованной деятельности – не только в его результатах: в подготовленных докладах или выполненных исследованиях. Может быть, главный его смысл – в оптимальной организации, в возможности навести порядок в собственной работе, не утонуть во множестве фактов и не упустить главное.

С другой стороны, подведение итогов мониторинга дает нам возможность систематизировать информацию, выделить приоритеты и, наконец, – найти средства и возможности изменить ситуацию (обжаловать нормативные акты, подготовить обоснованные предложения по изменению правоприменительной практике и проведению реформ в адрес органов власти). И, наконец, подготовленный обзор или доклад дает возможность показать свою работу, что значительно упростит общение с прессой.

Основные проблемы организации мониторинга, по сути, аналогичны проблемам организации систематической правозащитной работы вообще: это проблемы лучшей организации сбора информации, оценки и повышения ее достоверности и качества, экспертной оценки региональных и федеральных нормативных актов.

2.2. Основные этапы оценки и  анализа эффективности системы мониторинга в Новосибирской области

Рассмотрим  основные этапы проведения и оценки эффективности системы мониторинга в целом по Новосибирской области[1, 4 и др.]

1. Сбор информации.

Традиционные источники: практика работы общественных приемных и публикации в СМИ. Однако, как показал наш опыт, для повышения содержательности исследования и докладов важно привлекать официальные источники: статистические отчеты, обзоры, периодические отчеты о работе государственных органов, ответы на запросы. Особенно интересны оказались отчеты о работе специализированных органов (Комитета по труду и занятости, прокуратуры, комиссий по делам несовершеннолетних, службы занятости, ГУИН МЮ, миграционной службы и т.п.). При сборе информации из этих источников очень помогает участие структур, специально уполномоченных запрашивать такую информацию: комиссий по правам человека, депутатов Государственного Думы или Законодательного Собрания области) .

Однако основным источником информации остается правозащитная практика. И именно от организации работы с жалобами и представления таких сведений в докладе зависит, насколько доклад будет "жизненным" и доказательным. Цитаты из жалоб "оживляют" доклад, популяризируют его для широкого круга читателей.

Сложнее всего бывает анализ жалоб, направляемых в общественные приемные, – это кропотливая работа, требующая большого внимания. Исследователь, как правило, не может самостоятельно справиться с большим объемом информации и вынужден полагаться на помощь волонтеров. В этом случае важно тщательно проинструктировать волонтеров о критериях приемлемости и возможных "подводных камнях". Особое внимание волонтеров пришлось обращать на достоверность информации (точность ее изложения и документальное подтверждение) и на верность расставленных заявителем акцентов при изложении событий (зачастую в жалобе содержится информация о нарушениях прав, на которую пострадавший сам не обращает внимание). Очень важно было обучить волонтеров сортировать жалобы по видам нарушений.

Наиболее эффективным средством для организации такой работы становится составление базы данных. Она позволяет использовать материалы общественных приемных для самых разных целей. Если информация по жалобе заносится в компьютер, то впоследствии, используя поисковую систему, мы можем найти по ключевым словам все жалоба на тему исследования. На этот случай полезно делать в учетной информации отсылки на обжалуемые нормативные акты и решения.

Такую же базу можно создать по заявлениям и обращениям в связи с нарушением прав, которые направляются от имени самой правозащитной организации. В Нижегородском обществе прав человека, к примеру, используется специальная база данных по СМИ, куда заносятся не только все обращения в адрес прессы, но и координаты региональных изданий и телекомпаний и интересные публикации по правам человека из интернетных сайтов различных изданий. Дополнительные затраты времени с лихвой окупаются возможностью быстро найти не только полезную для исследования информацию, но и необходимые ссылки на первоисточники.

Правда, использовать материалы СМИ в Новосибирской области приходится с большой с осторожностью. Практика показала, что публикации в СМИ (прежде всего информационные, телетайпового формата) часто бывают не точными, противоречивыми, а зачастую просто ложными Такие публикации нужно проверять по другим источникам информации. Чаще всего для этого используются запросы в адрес потенциального нарушителя.

Наиболее достоверными оказываются публикации, подготовленные на основе журналистского расследования. Несмотря на эмоциональную оценку изложенного, в таких публикациях, как правило, приводится достоверная информация, полученная из нескольких различных источников. Особенно полезно использовать несколько разных публикаций по одной теме, различающихся своими оценками: подобное сопоставление, например, различных публикаций о проявлениях ксенофобии и национализма делает доклады более взвешенными, убедительными.

2. Оценка достоверности.

Сложнее всего оценивать и проверять сообщения о нарушениях прав человека в случаях с принципиально труднодоказуемыми фактами. Типичные случаи такого рода – сообщения о фактах пыток и жестокого обращения. С одной стороны, мы не можем представлять их в докладе, основываясь только на самом факте сообщения, с другой – изложение таких фактов имеет особый приоритет, т.к. это – примеры наиболее грубого нарушения прав человека.

Чтобы признать такие дела приемлемыми, необходимо прежде всего получить подтверждение от потерпевшего (а в случае с несовершеннолетним – от его родителей). При проверке таких сообщений первые шаги исследователя – получение подтверждения от потерпевшего и поиск свидетелей. Как минимум, необходимо подготовить запросы в места содержания под стражей, где могут находиться сведения о результатах осмотра потерпевшего при поступлении. Как показывает опыт, те дела, по которым нет свидетелей происходившего или доказательств нанесения ущерба, в отчете представить невозможно.

Трудно бывает оценивать достоверность сообщений из закрытых учреждений (спецбольниц, интернатов и т.п.).

Основная проблема в оценке таких сообщений – затруднение потерпевших в изложении фактов нарушений в жалобах. Во многих случаях потерпевший не может быть легализован или идентифицирован, т.к. это связано с угрозой преследования и наказания. А соблюдение анонимности значительно сужает возможности получения официальной информации. В этой связи эффективный путь исследования – проведение интервью в учреждении. Итогом такой работы становится интервьюирование широкого круга осведомленных людей: сотрудников учреждения, больных, внешних наблюдателей (родственников, жителей близлежащих домов, лиц, посещающих учреждения по долгу службы) и составление отчета по работе всего учреждения. Если в каких то случаях требуется вмешательство  – может быть составлен отдельный отчет по расследованию фактов чрезвычайных происшествий (например, истязаний, физического насилия и т.п.). В результате в докладе мы получим возможность представлять ссылку не на жалобу, а на специальный отчет.

Сложно отражать в докладе и такую практику нарушения прав, по которой отсутствуют жалобы от потерпевших. Так, по нашему личному опыту (из разговоров, публикаций) нам могут быть известны примерные обстоятельства и масштабы нарушений, но необходимых доказательств нет. В тоже время подобные нарушения могут быть вопиющими и их важно отразить в докладе для полной оценки ситуации. Например, известно, что директора ИЧП не заключают договоров с наемными работниками, ущемляются права представителей сексуальных меньшинств, администрация  взимает оплату с родственников осужденных или мигрантов принудительно обследуют на ВИЧ и т.п. Потерпевшие предпочитают не жаловаться в силу зависимости от должностного лица или для сохранения конфиденциальности личной информации.

В этих ситуациях исследователю приходиться проявлять инициативу и попытаться получить информацию из доступных источников:

- запросов в учреждения или в службы, наделенные правом проверки,

- интервьюирования потенциальных потерпевших,

- конфиденциального анкетирования.

Особенно эффективно интервьюирование. Соблюдая конфиденциальность, мы имеем возможность представить наглядный пример дискриминации или ограничения прав. Однако и здесь важно соблюдать достоверность и при отражении ситуации в докладе или отчете использовать ссылки на сведения как минимум двоих конфидентов.

С не меньшими сложностями связаны сообщения о насилии в семье, о дискриминации женщин. Однако здесь сложности связаны прежде всего с сохранением объективности оценки. При множественности и эмоциональности интерпретаций события бывает чрезвычайно затруднительно сопоставить изложенное, а также получить подтверждение потерпевшего подростка. При исследовании подобного случая чрезвычайно важно встретиться со всеми участниками события и сравнить их показания. Достоверность повышается, если удается найти независимых свидетелей. в таких делах Если мы имеем лишь противоречивые свидетельства заинтересованных участников, – от представления такого события лучше воздержаться.

3. Экспертиза.

Как правило, для опытного правозащитника уже не вызывает сложность найти в нормативных актах противоречия с нормами права прав человека. Здесь мы можем следовать логике и осознанию несправедливости. Поправить себя в выводах мы всегда можем, посмотрев диспозицию статей каких-либо основных (универсальных) документов по правам человека. Понятно, что тем больше знаний по международному праву, тем меньше возможности ошибочного заключения.

Значительно сложнее бывает привести доказательство умозаключения. Как правило, в этом случае подбираются по теме все доступные акты международного права и сопоставляются с "подозрительной" нормой. Здесь можно лишь рекомендовать – проверять, имеют ли они обязывающую силу, ратифицированы ли Россией, в особых случаях – не приняты ли они повсеместно как нормы обычного международного права (в этом случае они имеют обязывающую силу и без ратификации). После ратификации Россией Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод к числу подобных источников относится и прецедентное право Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека (так называемое страсбургское право). Доступные для исследователя средства – компьютерные нормативные базы, где можно воспользоваться для поиска ключевыми словами. Но, если эти базы не специализированы, – мы рискуем упустить множество важных международных актов и решений Европейского суда. Остается надеяться, что специализированная по правам человека база будет когда-либо нам доступна.

Иметь готовый анализ региональных нормативных актов чрезвычайно полезно и для правозащитной работы как таковой. Зачастую мы не можем обжаловать правоограничительные нормативные акты только потому, что не имеем жалоб потерпевших. Возможность быстро составить жалобу, включив уже готовый анализ решения, упростит обжалование при ожидаемом обращении потерпевшего.

Представленные рекомендации – лишь попытка отразить практический опыт мониторинга. Однако добиться эффективной работы можно лишь на деле, – создавая структуру мониторинга. Работа по сбору данных и исследованию строиться прежде всего на работе многих активистов и волонтеров. И чем больше таких людей удастся найти и вовлечь в мониторинг, чем богаче их опыт и профессионализм, – тем быстрее и качественней мы сможем получать результат. А созданная, благодаря проведению мониторинга, структура станет реальным механизмом общественного контроля в регионе.





























Заключение

            В ходе выполнения работы бала достигнута ее основная цель и решены все поставленные задачи. А именно была исследована  эффективность системы мониторинга. В заключение сделаем несколько основных выводов по работе.

В последние десятилетия общество все шире использует в своей деятельности сведения о состоянии экономической сферы. Эта информация нужна в повседневной жизни людей, при ведении хозяйства, в строительстве, при чрезвычайных обстоятельствах — для оповещения о надвигающихся опасных  экономических явлениях. Но изменения в состоянии экономической сферы происходят  под воздействием  процессов, связанных с деятельностью человека.

Современный термин “мониторинг”  проблемных предприятий обозначает наблюдение, анализ и оценку состояния  проблемных предприятий, их изменений под влиянием хозяйственной деятельности человека, а также прогнозирование этих изменений.

Спутником человеческой экономической  активности являются всё возрастающие по своей мощности экономические кризисы. Они – один из элементов эволюции экономики. Нарастание числа и мощности экономических кризисов  демонстрирует беспомощность человека перед лицом приближающейся экономической катастрофы. Отодвинуть её может только быстрое широкомасштабное внедрение систем мониторинга. Такие системы успешно внедряются в Северной Америке, Западной Европе и Японии.

Другими словами, ответ на вопрос о необходимости мониторинга проблемных предприятий можно считать решённым положительно. Но жизнь требует большего.

Целью системы экономического мониторинга является  наблюдение за состоянием проблемных предприятий и наблюдения за источниками и факторами  воздействия на них.

Суть проектирования системы мониторинга  проблемных предприятий должна заключаться в создании функциональной модели их работы или в планировании всей технологической цепочки получения информации. Поскольку все этапы получения информации тесно связаны между собой, недостаточное внимание к разработке какого-либо этапа неизбежно приведет к резкому снижению ценности всей получаемой информации. На основании анализа построения национальных систем были сформулированы основные требования к проектированию таких систем.

За последние годы число гражданских групп, осуществляющих мониторинг СМИ в Новосибирской области, значительно возросло - хотя до 80-х гг. о такой работе почти никто и не слышал. Ее целью является проследить, насколько СМИ - и особенно СМИ, финансируемые областным бюджетом, придерживаются указаний, утвержденных соответствующим надзорным органом, общих принципов непредвзятости или иных наборов критериев, разработанных самими группами. Практика мониторинга СМИ в Новосибирской области стала особенно заметной в ходе выборов переходного периода.

При хорошей организации мониторинг СМИ в Новосибирской области  может стать весьма ценным практическим вкладом неправительственных групп в обеспечение справедливых и успешных выборов на территории области в ближайшие годы. Как минимум, опубликование результатов мониторинга соответствующими группами может существенно повлиять на качество освещения выборов в СМИ.

Дискурсный анализ при оценке эффективности СМИ в нашей области, несомненно, является одной из составляющих мониторинга СМИ. Однако в большинстве случаев в центре внимания будут находиться один или два критерия, которые легче зафиксировать и затем измерить. Такие критерии обычно называют «количественный анализ» и «качественный анализ».

Качественный анализ представляет собой, как указывает само название, подход, в основе которого лежит измерение качества информационного освещения партий и кандидатов. Этот метод в  Новосибирской области  применяется в основном к освещению в выпусках новостей, хотя его следует применять и к вопросам информирования избирателей.

В целом, эффективность мониторинга СМИ  в Новосибирской области трудно оценивать, поскольку он может преследовать различные цели. Некоторые факторы, определяющие эффективность мониторинга, не поддаются контролю со стороны его организаторов. Например, проект мониторинга СМИ в Новосибирской области в 1997 году  значительно повлиял на улучшение сбалансированности освещения  избирательной кампании  в государственном вещании. Однако в 1999 г.  аналогичный проект оказался малоэффективным. Различие заключалось в том, что в 1997 г. наличествовала сильная и независимая Избирательная комиссия, которая была готова к действиям по результатам мониторинга, а через пять лет такой комиссии не было. Однако это не означает, что мониторинг СМИ стал пустой тратой времени. Заключительный отчет по проекту содержал ценные свидетельства того, что администрация Новосибирской области  манипулировала СМИ.









Список литературы

1)      Распоряжение правительства РФ от 15 августа 2003 года № 1163-р «Об утверждении программы социально- экономического развития РФ на среднесрочную перспективу (2003-2005 г.)

2)      Распоряжение ФСФО РФ от 20 декабря 2000 года № 226-р «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности»

3)      Антикризисное управление: Учеб./ Под ред. Ю.В. Короткова. – М.: Инфра- М, 2001.- 431 с.

4)      Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ: Учеб. пособ.- М.: ДИС, НГАЭиУ, 1997

5)      Ларионова И.К. Антикризисное управление: общие основы и особенности России

6)      Россия в цифрах. 2002. Краткий статистический ежегодник

7)      Уткин Э.А. Антикризисное управление: Учеб.- М.: ЭКМОС, 1997. – 400 с.

8)      Юн. Г.Б. Антикризисное управление в Российской экономике