1. ВВЕДЕНИЕ ……………………………………………………………….. |
3 |
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НОВОСИБИРСКОГО ОБЛАСТНОГО ФОНДА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ …………………………………………………………. |
5 |
2.1 Сфера деятельности ……………………………………………………… |
5 |
2.2 Адрес и телефоны ……………………………………………………….. |
6 |
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ……………………… |
8 |
4. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКИМ ОБЛАСТНЫМ ФОНДОМ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ ………………………………………………………….. |
13 |
4.1 Организационная структура …………………………………………….. |
13 |
4.2 Штатное расписание …………………………………………………….. |
14 |
4.3 Должностные обязанности ……………………………………………… |
17 |
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ……………. |
20 |
Заключение …………………………………………………………………… |
23 |
Глоссарий …………………………………………………………………….. |
24 |
Перечень используемой литературы ………………………………………... |
26 |
1. ВВЕДЕНИЕ
Для выполнения данной работы объектом исследования, изучения и анализа в качестве социально-экономического объекта выбран Новосибирский областной фонд обязательного медицинского страхования. Выбор данного объекта не случаен. Изменения, произошедшие в последние годы во всех сферах нашего общества, не могли оставить в стороне здравоохранение.
В период развития рыночной экономики в России система финансирования здравоохранения претерпела радикальные перемены как по структуре, так и по схеме финансирования. В советское время источником финансирования здравоохранения был прежде всего бюджет, в некоторой степени - средства предприятий и лишь в малой дозе средства населения (прежде всего в стоматологии).
В настоящее время структура финансирования изменилась радикальным образом. В соответствии с реформой межбюджетных отношений каждый из бюджетов – федеральный, субъекта Федерации, муниципальный – стал финансировать только свои учреждения.
Возник и совершенно новый источник финансирования государственных обязательств в сфере здравоохранения – система обязательного медицинского страхования (ОМС), призванная не содержать медицинские учреждения, как это было в советские времена, а финансировать медицинские услуги, оказанные застрахованным гражданам в рамках территориальной программы обязательных государственных гарантий по оказанию медицинской помощи.
Система обязательного медицинского страхования, действующая на территории РФ с 1992 года, призвана обеспечить гарантированной бесплатной медицинской помощью граждан России в рамках утвержденной программы государственных гарантий.
Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования созданы Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово-кредитные учреждения.
Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Новосибирской области реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования граждан как составной части государственного социального страхования. Фонд осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Российской Федерации, законодательством Российской Федерации и Новосибирской области, а также Законом НСО от 31.05.1999 N 60-ОЗ.
Целью данной работы является исследование соответствия деятельности Новосибирского фонда обязательного медицинского страхования задачам, поставленным законодательством РФ по здравоохранению.
Для выполнения поставленной цели в работе необходимо рассмотреть структуру фонда, направления его деятельности, источники доходов и расходов, законодательные основы деятельности, структура управления фондом, его роль в системе здравоохранения Новосибирской области.
2. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА
2.1 Сфера деятельности
Новосибирский областной фонд обязательного медицинского страхования (ОФОМС) представляет собой государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, действующее на основании Устава фонда.
Основной деятельностью ОФОМС является:
· аккумулирование средств обязательного медицинского страхования;
· финансирование системы обязательного медицинского страхования на территории Новосибирской области;
· взаиморасчеты с территориальными фондами обязательного медицинского страхования других субъектов РФ по оказанным медицинским услугам вне территории страхования;
· разработка законодательно-нормативных актов по здравоохранению на территории Новосибирской области.
Для осуществления своей деятельности ОФОМС имеет два расчетных счету в ГРКЦ ГУ ЦБ по НСО:
· для расчетов в системе обязательного медицинского страхования;
· для содержания исполнительной дирекции с целью осуществления основной деятельности фонда.
Имущество Фонда является государственной собственностью и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Как любое юридическое лицо, фонд вправе осуществлять любые гражданско-правовые действия в соответствии с действующим законодательством РФ.
Отличительной особенностью фонда является отсутствие прибыли. Превышение доходов над расходами формируется в нормированный страховой запас, предназначенный для финансирования системы обязательного медицинского страхования и не подлежит изъятию в бюджет..
Фонд в соответствии с законодательством РФ вправе осуществлять коммерческую деятельность в виде депозитных вкладов, доходы от которой не подлежат налогообложению и полностью направляются на финансирование системы обязательного медицинского страхования.
Основным документом финансово-хозяйственной деятельности фонда является Закон Новосибирской области «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования», который ежегодно утверждается областным Советом депутатов НСО. Исполнение бюджета фонда также принимается законом.
В рамках деятельности исполнительной дирекции фонд взаимодействует с любыми юридическими лицами, осуществляет расчеты с бюджетом и другие платежи, вмененные налоговым законодательством РФ.
В рамках деятельности по финансированию системы обязательного медицинского страхования фонд взаимодействует со страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями, имеющими соответствующие лицензии и аккредитацию, банками, территориальными фондами обязательного медицинского страхования других субъектов РФ, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
2.2 Адрес и телефоны
Юридический адрес и местонахождение ОФОМС: 630091, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 80.
Телефоны:
· приемной генерального директора: 18-49-12;
· заместителя генерального директора по экономике: 17-30-48;
· отдела кадров: 18-49-12;
· бухгалтерии; 17-33-78.
3. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ
1. Согласно штатного расписания, утвержденного генеральным директором фонда, численность работников фонда составляет 86 человек:
· генеральный директор – 1 чел.;
· зам. генерального директора – 2 чел.;
· главный бухгалтер – 1 чел.;
· зам. главного бухгалтера – 2 чел.;
· начальник отдела – 10 чел.;
· главный специалист – 25 чел.;
· ведущий специалист – 32 чел.;
· специалист 1 категории – 13 чел.
Рис. 1. Структура численности работников ОФОМС
2. Финансово-хозяйственная деятельность фонда регулируется нормативно-законодательными актами РФ и Новосибирской области:
· законом РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации;
· временным порядком финансового взаимодействия и расходования средств в системе обязательного медицинского страхования граждан;
· законом Новосибирской области «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования Новосибирской области»;
· постановлениями главы администрации Новосибирской области по здравоохранению.
Основным документом, регулирующим доходы и расходы фонда является бюджет фонда, который ежегодно принимается законом НСО о бюджете фонда. Так, в частности, на 2002 год законом НСО «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год» от 06.12.2001 г. № 199-ОЗ установлены источники доходов на 2002 год и направления расходования средств (таблица 1).
Таблица 1[1]
Бюджет фонда на 2002 год
Наименование статей бюджета фонда |
Тыс. руб. |
ДОХОДЫ |
|
1. Остаток средств на 01.01.2002 г. |
64 785,2 |
в том числе: |
|
1.1 нормированный страховой запас |
64 785,2 |
1.1 свободные средства |
0,0 |
2. Поступления, установленные законодательством РФ о |
|
налогах и сборах, всего |
1 223 645,2 |
в том числе: |
|
2.1 ЕСН в части, подлежащей зачислению в фонд |
1 171 889,2 |
2.2 ЕСН на вмененный доход в части, подлежащей зачислению в фонд |
12 823,0 |
2.3 погашение просроченной задолженности |
38 933,0 |
3. Средства, предусматриваемые в областном бюджете НСО и районных |
|
бюджетах районов, бюджетах городов, местных бюджетах на ОМС |
|
неработающего населения, всего |
1 621 766,1 |
в том числе: |
|
3.1 текущие взносы |
1 562 190,8 |
в том числе: |
|
г. Новосибирск |
757 776,0 |
г. Обь |
10 770,8 |
Новосибирский район |
28 822,0 |
УЗО администрации НСО |
764 822,0 |
3.2 погашение просроченной задолженности, всего |
59 575,3 |
в том числе: |
|
г. Новосибирск |
57 174,6 |
г. Обь |
0,0 |
Новосибирский район |
2 400,7 |
УЗО администрации НСО |
0,0 |
4. Субвенции Федерального фонда ОМС |
102 000,0 |
5. Иные поступления, не запрещенные законодательством РФ, всего |
18 736,0 |
в том числе: |
|
5.1 расчеты ТФОМС (возмещение затрат за лечение граждан, застрахо- |
|
ванных в субъектах РФ и получивших медицинскую помощь в ЛПУ |
|
НСО |
11 222,2 |
5.2 возмещение СМО затрат за лечение граждан, застрахованных в НСО |
|
и получивших медицинскую помощь в ЛПУ субъектов РФ |
7 496,8 |
5.3 санкции к страховым медицинским организациям |
17,0 |
ИТОГО ДОХОДЫ |
3 030 932,5 |
РАСХОДЫ |
|
1. Финансирование территориальной программы ОМС |
2 921 866,5 |
в том числе погашение кредиторской задолженности |
15 892,8 |
2. Финансирование страховых медицинских организаций на ведение |
|
дела по ОМС |
23 384,6 |
3. Содержание фонда |
31 550,4 |
4. Прочие расходы в соответствии с законодательством, всего |
11 718,2 |
в том числе: |
|
4.1 возмещение затрат ЛПУ за лечение граждан, застрахованных в |
|
субъектах РФ и получивших медицинскую помощь в ЛПУ НСО |
3 621,1 |
4.2 возмещение затрат ТФОМС за лечение граждан НСО, получивших |
|
медицинскую помощь в ЛПУ субъектов РФ |
8 096,5 |
4.3 налог на прибыль |
0,6 |
ИТОГО РАСХОДОВ |
2 988 519,7 |
Остаток средств на 01.01.2003 г., всего |
42 412,8 |
в том числе: |
|
нормированный страховой запас |
42 412,8 |
свободный остаток средств |
0,0 |
Рис.2. Структура доходов фонда на 2002 год
Таким образом, из рис. 2 видно, что основную долю доходов составляют платежи из бюджетов области, городов и районов НСО на неработающее население. Причем, учитывая сумму 57 174,6 тыс. руб., фигурирующую в бюджете как погашение просроченной задолженности, можно сказать, что администрация г. Новосибирска и Новосибирского района не исполняют закон об обязательном медицинском страховании в части уплаты взносов на неработающее население.
Учитывая просроченную задолженность по взносам на работающее население в сумме 38 933 тыс. руб., можно сделать вывод, что фонд в 2001 году недополучил средств на финансирование системы обязательного медицинского страхования в общей сумме: 57174,6 + 38933,0 = 96107,6 тыс. руб., что отрицательно сказалось на финансировании, в частности, медицинских учреждений, как следствие – хроническая задолженность медицинским работникам выплат по заработной плате.
4. СТРУКТУРА И ПРОЦЕСС УПРАВЛЕНИЯ НОВОСИБИРСКИМ
ОБЛАСТНЫМ ФОНДОМ ОМС
4.1 Организационная структура
Управление деятельностью Фонда осуществляется правлением и исполнительной дирекцией, возглавляемой генеральным директором.
Состав правления Фонда утверждается областным Советом депутатов. Председатель правления избирается правлением.
В состав правления входят:
а) три депутата областного Совета (по решению сессии областного Совета депутатов);
б) четыре представителя администрации области (по представлению администрации области);
в) представитель учреждения Центрального банка Российской Федерации по Новосибирской области;
г) представитель страховых медицинских организаций (по решению не менее двух организаций, обслуживающих в совокупности более половины всех жителей области, получивших страховые полисы обязательного медицинского страхования);
д) представитель профессиональной медицинской ассоциации (по решению ассоциаций, объединяющих в совокупности более половины профессиональных медицинских работников, работающих в области);
е) два представителя страхователей (по решению организации, уполномоченной на подписание трехстороннего соглашения от имени работодателей);
ж) два представителя профессиональных союзов (по решению организации, уполномоченной на подписание трехстороннего соглашения от имени профессиональных союзов);
з) генеральный директор Фонда.
Правление и исполнительная дирекция решают вопросы, связанные с управлением и распоряжением средствами Фонда, а также осуществляют контроль за использованием средств Фонда.
Структура управления фондом представлена на рис. 2
4.2 Штатное расписание
Штатное расписание фонда утверждается генеральным директором. Состав структурных подразделений согласовывается с администрацией НСО, количество работников определяется по методике, в основе которой лежит расчет численности работников фонда от общей численности населения НСО. Структура заработной платы определяется условиями оплаты труда государственных служащих и регулируется соответствующими нормативно-законодательными актами по оплате труда государственных служащих.
При расчете фонда оплаты труда учитываются следующие показатели:
· основной оклад;
· надбавка за напряженность труда в размере до 50% от основного оклада;
· ежемесячная премия в размере до 50% от суммы основного оклада и надбавки за напряженность труда;
· квартальная премия в размере суммы основного оклада и надбавки за напряженность труда;
· выслуга лет в размере до 40% от суммы основного оклада и надбавки за напряженность труда;
· материальная помощь для проведения оздоровительных мероприятий в период отпуска в двойном размере суммы основного оклада и надбавки за напряженность труда;
· премия ко дню медицинского работника в размере суммы основного оклада и надбавки за напряженность труда;
· поясной коэффициент, действующий на территории НСО.
Фрагмент штатного расписания отдела ценообразования и прогнозирования приведен в таблице 2.
Таблица 2.
Штатное расписание на 2002 год
Отдела ценообразования и прогнозирования
руб.
№№ п/п |
Должность |
Кол чел. |
Основ. оклад |
Надбавки, премии |
Пояс. к-т.,25% |
ФОТ годовой |
|||||
напряж. |
мес. прем. |
Кв.прем. |
мат. пом. |
высл. лет |
пр.мед. работ. |
||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
1 |
Начальник отдела |
1 |
25 440 |
12 720 |
19 080 |
38 160 |
6 360 |
1 272 |
3 180 |
26553 |
132 765 |
2 |
Гл. специалист |
2 |
45 600 |
13 680 |
29 640 |
59 280 |
9 880 |
1 976 |
4 940 |
41249 |
206 245 |
3 |
Ведущий специалист |
2 |
33 600 |
10 080 |
21 840 |
43 680 |
7 280 |
1 456 |
3 640 |
30394 |
151 970 |
4 |
Специалист 1 кат. |
1 |
14 400 |
4 320 |
9 360 |
18 720 |
3 120 |
624 |
1 560 |
13026 |
65 130 |
Итого |
6 |
119 040 |
40 800 |
79 920 |
159 840 |
26 640 |
5 328 |
13 320 |
111 222 |
556 110 |
Годовой фонд оплаты труда отдела ценообразования и прогнозирования, таким образом, составляет 556 100 руб.
Категории должностей во всех структурных отделениях также как и структура оплаты труда идентичны рассмотренному отделу, различается лишь количественный состав. Общий ФОТ по фонду на 2002 год, таким образом, составил 25 240,3 тыс. руб.:
Основной оклад |
5 402,9 |
Надбавка за напряженность |
1 851,8 |
Премия месячная |
3 627,3 |
Премия квартальная |
7 254,7 |
Материальная помощь |
1 209,1 |
Выслуга лет |
241,8 |
Премия ко дню медицинского работника |
604,6 |
Поясной коэффициент |
5 048,1 |
Структура фонда оплаты труда приведена на рис. 3.
Рис. 2. Структура фонда оплаты труда по штатному расписанию 2002 г.
4.3 Должностные обязанности
Структуру управления фондом можно определить как линейную, так как вышестоящее звено концентрирует все функции управления, а объект управления выполняет управляющие команды только своего субъекта управления.
Компетенция Новосибирского областного 3овета депутатов Новосибирский областной Совет депутатов[2]:
а) рассматривает бюджет Фонда на очередной финансовый год, принимает закон о бюджете Фонда и утверждает отчет об исполнении бюджета Фонда;
б) осуществляет контроль за исполнением бюджета Фонда и при необходимости принимает решение о проверке деятельности Фонда;
в) заслушивает информацию об использовании средств Фонда;
г) утверждает состав правления Фонда;
д) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Компетенция администрации Новосибирской области:
Администрация Новосибирской области:
а) представляет в областной Совет депутатов проект бюджета Фонда на очередной финансовый год и отчет об исполнении бюджета Фонда;
б) осуществляет контроль за исполнением бюджета Фонда;
в) утверждает устав Фонда;
г) назначает генерального директора фонда по согласованию с правлением Фонда;
д) осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством.
Текущее руководство фондом осуществляет генеральный директор, в полномочия которого входит:
· формирование кадрового состава фонда;
· руководство финансово-хозяйственной деятельностью фонда;
· целевое и рациональное использование средств ОМС;
· развитие системы ОМС на территории Новосибирской области;
· обеспечение соблюдения законности в деятельности фонда;
· обеспечение контроля за целевым использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими учреждениями.
Одной из ключевых фигур в фонде является главный бухгалтер, ни один из платежных документов не отправляется без ее подписи, то есть в фонде отсутствует право второй подписи. Все денежные документы подписываются только генеральным директором и главным бухгалтером, что создает определенные трудности в период их очередного отпуска.
· главный бухгалтер - осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за экономным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности фонда.
Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет затрат, исполнения смет расходов, результатов хозяйственно-финансовой деятельности, а также финансовых, расчетных и кредитных операций.
Обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов. Осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов.
· начальник отдела кадров - организует работу с персоналом, обеспечивает укомплектование фонда работниками необходимых специальностей и квалификации. Осуществляет подбор кадров, проводит собеседования с нанимающимися на работу. Организует обучение персонала, координирует работу по повышению квалификации сотрудников и развитию их деловой карьеры. Доводит информацию по кадровым вопросам и важнейшим кадровым решениям до всех работников. Осуществляет контроль за своевременной явкой сотрудников фонда на работу и уходом с работы, нахождением на рабочих местах.
К сотрудникам фонда предъявляются высокие требования в части знаний законодательства по обязательному медицинскому страхованию, в связи с чем регулярно проводится тестирование в этой области.
Повышение в категории производится по представлению начальника отдела с обязательной внеплановой аттестацией на предмет знаний законодательства по обязательному медицинскому страхованию, работы отдела и своих функций. В фонде действует метод взаимозаменяемости.
5. ФИНАНСИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ
Объем финансирования системы обязательного медицинского страхования также как и доходы, утверждается законом (см. таблицу 1). Анализируя статьи расходов бюджета можно графически представить их структуру (рис. 3), из которой видно, что основной удельный вес (98%) занимает финансирование территориальной программы ОМС:
Рис. 3. Структура расходов фонда на 2002 год
Проанализировав бюджет расходов фонда можно сказать, что в связи с задолженностью по взносам на неработающее население медицинские учреждения недополучили средств за оказанную медицинскую помощь гражданам на сумму 15 892,8 тыс. руб.
Экономическая структура расходов на выполнение территориальной программы ОМС также определяется законом о бюджете фонда (см. таблицу 4).
Таблица 4.
Экономическая структура расходов на выполнение территориальной
программы обязательного медицинского страхования на 2002 год[3]
КЭК расходов |
Наименование статей расходов |
Тыс. руб. |
110100 |
Оплата труда государственных служащих |
1 396 256,0 |
110200 |
Начисления на оплату труда |
500 147,8 |
110310 |
Медикаменты, перевязочные средства |
687 479,9 |
110320 |
Мягкий инвентарь и обмундирование |
24 416,0 |
110330 |
Продукты питания |
114 562,9 |
111020 |
Оплата текущего ремонта оборудования |
43 150,9 |
240120 |
Приобретение непроизводственного оборудования |
155 853,0 |
ИТОГО |
2 921 866,5 |
Как видно из таблицы 4 из средств обязательного медицинского страхования финансируется лишь часть расходов медицинских учреждений. Временным порядком финансового взаимодействия в системе обязательного медицинского страхования определено финансирование 5 обязательных статей:
110100 |
Оплата труда государственных служащих |
110200 |
Начисления на оплату труда |
110310 |
Медикаменты, перевязочные средства |
110320 |
Мягкий инвентарь и обмундирование |
Таким образом, фонд помимо обязательных статей расходов финансирует также приобретение непроизводственного оборудования (медицинской мебели, кроватей) и текущий ремонт оборудования и инвентаря (медицинского оборудования, вычислительной и множительной техники).
Для того, чтобы определить удельный вес статей расходов в общем объеме, построим диаграмму (рис. 5):
Рис. 5. Экономическая структура расходов фонда на 2002 год
Итак, из рис. 4 видно, что основной удельный вес (48%) в общих расходах на финансирование системы обязательного медицинского страхования составляет оплата труда медицинских работников. Поэтому, чтобы наконец ликвидировать хроническую задолженность по оплате труда медицинских работников с учетом невыполнения обязательств по уплате взносов органами исполнительной власти, необходимо в законодательном порядке определить административную (возможно уголовную) ответственность этих органов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, в данной работе рассмотрены три основных аспекта управления Новосибирским фондом обязательного медицинского страхования:
· "Кто" управляет "кем" (институциональный аспект);
· "Как" осуществляется управление и "как" оно влияет на управляемых (функциональный аспект);
· "Чем" осуществляется управление (инструментальный аспект).
Управляют фондом органы исполнительной и законодательной власти, генеральный директор.
Управление осуществляется посредством нормативно- законодательной базы. И здесь наблюдается парадокс: с одной стороны исполнительная власть издает постановления по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование, а с другой стороны – сама же и не выполняет свои обязательства. В свою очередь, генеральный директор фонда в случае невыполнения обязательств исполнительной властью не может подать на нее в арбитражный суд, как на плательщика страховых взносов, так как поставлен на эту должность этой же властью.
Выход в этой ситуации может быть только один: вывести территориальные фонды ОМС из подчинения территориальным органам власти, и ввести в подчинение единому органу Федеральному фонду обязательного медицинского страхования. Только в этом случае, закон об обязательном медицинском страховании будет исполняться в полной мере.
Анализируя бюджет Новосибирского областного фонда ОМС можно заметить отсутствие временно свободных средств, которые согласно закону могут использоваться следующим образом:
Временно свободные финансовые средства Фонда используются для размещения в банковских депозитах. Доходы, полученные от размещения временно свободных финансовых средств, отражаются в составе доходов Фонда по основной деятельности и могут быть направлены на пополнение фондов Территориального фонда:
а) выравнивание условий деятельности медицинских учреждений, осуществляющих программу обязательного медицинского страхования;
б) экономическое стимулирование эффективно и качественно работающих медицинских учреждений;
в) организацию мероприятий по снижению риска заболеваний.
Кроме того, фонд вправе осуществлять кредитную деятельность, основными требованиями которой являются следующие:
а) в качестве кредитных ресурсов могут использоваться только временно свободные финансовые средства Фонда;
б) размер средств, используемых в качестве кредитных ресурсов и банковских депозитов, в сумме не должен превышать 50% нормированного страхового запаса;
в) получателями кредита могут выступать страховые медицинские организации и медицинские учреждения, осуществляющие обязательное медицинское страхование;
г) кредиты могут выдаваться на срок не более 6 месяцев на возмездной основе.
Таким образом, Новосибирский областной фонд ОМС вследствие неисполнения обязательств органами исполнительной власти осуществляет свою деятельность не в полном объеме, так как не имеет в наличии временно свободных финансовых средств.
Данная ситуация еще раз подтверждает вывод о необходимости управления территориальными фондами ОМС единым органом: Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
ГЛОССАРИЙ
1. Бюджет – имеющая официальную силу, признанная или принятая роспись, таблица доходов и расходов экономического субъекта за год.
2. Застрахованный гражданин - гражданин, имеющий на руках действительный страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования.
3. КЭК – код экономической бюджетной классификации.
4. Медицинское учреждение - лечебно - профилактическое учреждение, научно - исследовательский институт, другое учреждение, оказывающее лечебно - профилактическую помощь (медицинские услуги), а также лица, осуществляющие медицинскую деятельность, как индивидуально, так и коллективно, имеющие лицензию на оказание медицинской помощи в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, аккредитованные в установленном порядке на территории области.
5. НСО – Новосибирская область
6. ОМС - обязательное медицинское страхование.
7. Страховая медицинская организация - юридическое лицо с любой, предусмотренной законодательством Российской Федерации формой собственности, обладающее необходимым для осуществления медицинского страхования уставным капиталом, имеющее лицензию и аккредитованное на территории области. Страховая медицинская организация осуществляет обязательное медицинское страхование на некоммерческой основе.
8. Страховой медицинский полис обязательного медицинского страхования граждан - документ установленного образца, подтверждающий факт заключения договора обязательного медицинского страхования в отношении гражданина и право застрахованного на получение медицинской помощи в объеме и на условиях, предусмотренных территориальной программой обязательного медицинского страхования.
9. Территориальный фонд обязательного медицинского страхования - самостоятельной государственное некоммерческое финансово - кредитное учреждение, образуемое для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование (страховых взносов), обеспечения финансовой стабильности, всеобщности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение на территории области.
10.Территориальная программа обязательного медицинского страхования - документ, определяющий виды, перечень и условия оказания лечебно - профилактической помощи (медицинских услуг) застрахованным гражданам за счет средств обязательного медицинского страхования.
11.УЗО – управление здравоохранением.
Перечень использованной литературы
1. Закон НСО «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования НСО» от 31. 05. 99 №60-ОЗ (в ред. от 28.03.2001 № 151-ОЗ, от 10.07.2001 №168-ОЗ, от 18.11.2002 №65-ОЗ)
2. Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ» от 28.06.1991 N 1499-1 (в ред. от 29.05.2002 №57-ФЗ)
3. Закон НСО «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год» от 06.12.2001 г. № 199-ОЗ (в ред. от 02.12.2002 №80-ОЗ
4. Постановление главы администрации НСО «Об утверждении правил обязательного медицинского страхования граждан на территории НСО» от 13. 10. 98 №623
5. Бабич А. М., Павлова Л. Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для вузов. – М.: Юнити, 2002. - 687.
6. Комплексное планирование и финансовое нормирование в системе оказания медицинской помощи населению субъекта РФ в рамках Территориальной программы ОМС. Учебно-методическое пособие/ Под ред. Таранова А.М., Кравченко Н.А. М.: ФФОМС, 2000 г., 340 с.
7. Медицинский вестник, 1996, № 2, с. 4
8. Менеджмент и маркетинг в здравоохранении. Ч.1 Менеджмент в здравоохранении. Кемерово: СибформС, 1996.
9. Родионова В.Н. Менеджмент в здравоохранении в новых экономических условиях //Экономика и управление здравоохранением /под ред. Ю.П. Лисицына. - М., 1993, с.43-83//.
10. Шейман И.М. Реформа управления и финансирования здравоохранения. М.: Издатцентр, 1998. – 336 с.
[1] Закон НСО «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год» от 06.12.2001 г. № 199-ОЗ (в ред. от 02.12.2002 №80-ОЗ
[2] Закон НСО «О территориальном фонде обязательного медицинского страхования НСО» от 31.05.1999 №60-ОЗ (в ред. от 28.03.2001 №151-ОЗ)
[3] Закон НСО «О бюджете областного фонда обязательного медицинского страхования на 2002 год» от 06.12.2001 г. № 199-ОЗ (в ред. от 02.12.2002 №80-ОЗ