Содержание


Введение. 3

1.Теоретические основы концепции СНС в межотраслевых связях. 4

1.1. Основополагающие концепции и постулаты СНС.. 4

1.2. Назначение и состав межотраслевых СНС экономики. 13

2. Связь между СНС и бухгалтерским учетом. 17

2.1. Немного истории и общие принципы и аспекты.. 17

2.2. Обзор различий в трактовке наиболее важных статей в бухгалтерском учете и СНС. 22

Заключение. 31

Список использованной литературы.. 32

Введение

 

В национальное счетоводство связано со многими отраслями науки в практики, прежде всего - с макроэкономической статистикой.

СНС завершает систему показателей макроэкономической статистки, обеспечивая их взаимосвязь, увязку (балансировку) с производителями материальных и финансовых ресурсов и их использования. В СНС отражаются все основные макроэкономические процессы, связанные с производством продукции и услуг, с формированием, распределением, перераспределением и использованием доходов, конечным потреблением и накоплением национального богатства страны, т. е. отражаются весь воспроизводственный цикл и осе результаты экономической деятельности как по созданию материальных благ, так и по оказанию услуг, а также внешнеторговые связи страны и их результаты. В СНС отражаются и все м фаты живого и овеществленного труда по их воспроизводству.

Цель данной курсовой работы заключается в изучении межотраслевых связей в СНС.

Задачи данной курсовой работы.

1. изучение теоретических основ концепций СНС в межотраслевых связях.

2. изучение связи между СНС и бухгалтерским учетом.


1.Теоретические основы концепции СНС в межотраслевых связях.

 

 

1.1. Основополагающие концепции и постулаты СНС


Для того чтобы СНС адекватно описывала экономические процес­сы, она должна опираться на некоторые научно обоснованные кон­цепции политэкономического характера. Одна из таких концепций определяет содержание и границы экономического производства.

Следует отметить, что концепция экономического производства является одной из центральных в экономической науке. Она опреде­ляет отрасли деятельности, в которых создается стоимость, нацио­нальный доход. Эта концепция имеет исторический характер. Она менялась вместе с развитием общества и производительных сил. На­помним, например, что физиократы, возглавляемые Франсуа Кэнэ, полагали, что экономическое производство охватывает только сельс­кое хозяйство и добывающую промышленность, поскольку в этих от­раслях экономики происходит отчуждение от природы материальной субстанции. По мнению физиократов, во всех других отраслях эконо­мики происходит лишь изменение формы продуктов, произведенных в сельском хозяйстве и добывающей промышленности. Теория физиок­ратов появилась на свет, когда сельское хозяйство было ведущей отраслью экономики. Несостоятельность данной теории стала оче­видна в период развития капитализма, когда быстрыми темпами нача­ла развиваться обрабатывающая промышленность. В этот период Адам Смит сформулировал концепцию материального производства, в соот­ветствии с которой сфера экономического производства включает все отрасли, производящие товары (материальные блага). По мнению Смита, деятельность по оказанию услуг имеет непроизводительный характер и не должна быть включена в экономическое производство. [6.c.16]

Теория А.Смита была воспринята К.Марксом, а еще позднее при­нята на вооружение советскими политэкономами как истина в пос­ледней инстанции, а также официальной советской статистикой. Она была, в частности, положена в основу методологии составления ба­ланса народного хозяйства, разрабатывавшегося в СССР и других социалистических странах для целей, аналогичных целям СНС, т. е. для описания и анализа макроэкономики. Исключение услуг из сфе­ры экономического производства в советской статистике отражало также относительно низкий уровень экономического развития, недо­развитую сферу услуг и приоритеты в экономической политике (раз­витие материального производства провозглашалось главной целый экономического развития).

Между тем еще выдающийся английский экономист В. Петти говорил около 300 лет назад, что по мере экономического развития услуги будут занимать все больший удельный вес. Эта «закономер­ность» Петти получила подтверждение и имеет универсальный харак­тер. Современная теория экономического производства принимает во внимание закономерность В.Петти и включает в определение сферы экономического производства все виды деятельности по производству товаров и услуг, включая, так называемые нематериальные услуги, являющиеся результатом деятельности «непроизводственной сферы» как она определялась в советской статистике (общее управление, просвещение, здравоохранение, наука, культура, искусство, финансы, жилищно-коммунальное хозяйство). Эта концепция экономического производства положена в основу методологии СНС за одним исклю­чением. Исключение касается деятельности домашних хозяек по при­готовлению пищи, поддержанию жилища в чистоте, воспитанию де­тей и т.д. С одной стороны, оно обосновывается трудностями в получении достоверной информации о размерах такой деятельности; кроме того, остаются не совсем ясными подходы для оценки результа­тов этой деятельности. С другой стороны, авторы новой СНС ООН 1993 г. признают, что, в принципе, деятельность домашних хозяек должна быть включена в сферу экономического производства. Тем самым решается так называемый парадокс «женитьбы на собственной прислуге», состоящий в том, что исключение деятельности домашних хозяек из сферы экономического производства уменьшает националь­ный доход. Действительно, если ту или иную домашнюю работу вы­полняет наемная прислуга, то оплата ее услуг включается % нацио­нальный доход, однако те же услуги, выполняемые прислугой, став­шей женой нанимателя, не оплачиваются и не включаются в нацио­нальный доход. В свое время советские критики буржуазной методо­логии исчисления национального дохода ссылались на парадокс «же­нитьбы на собственной прислуге» для того, чтобы доказать ее несо­стоятельность. На самом деле эти парадоксы возникают только в ре­зультате ограничений практического характера, связанных с труднос­тями в получении необходимой информации. Для возникновения па­радокса, однако, нет причин с точки зрения теории экономического производства, используемой в СНС.

Важно отметить, что в новой СНС ООН 1993 г. экономическое производство охватывает также теневую экономику, т. е. производст­во обычных товаров и услуг, осуществляемое подпольным образом с целью сокрытия доходов от налогообложения, и производство юриди­чески незаконных товаров и услуг (наркотики, проституция и т.п.). На практике, однако, многие страны, по-видимому, не готовы вклю­чать в свои расчеты национального дохода оценки юридически запре­щенных товаров и услуг.

Не включается в экономическое производство простой факт вла­дения активами, даже если это иногда приносит доход. Например, прирост стоимости активов в результате инфляции не рассматривает­ся как результат производства и не входит в национальный доход. Наконец, не включается в экономическое производство результат ес­тественного роста растений и животных, происходящий без участия человека.

Таким образом, сфера экономического производства на практике содержит следующие виды деятельности:

производство товаров как для реализации, так и для собственного потребления и накопления;

производство нефинансовых услуг с целью реализации;

деятельность финансовых учреждений (банков, страховых компа­ний и т.д.);

деятельность органов государственного управления, предоставля­ющих нерыночные услуги обществу в целом (коллективные услуги) и отдельным домашним хозяйствам или группам домашних хозяйств (индивидуальные услуги);

деятельность некоммерческих организаций, обслуживающих до­машние хозяйства (партийные, профсоюзные, общественные органи­зации);

деятельность оплачиваемой домашней прислуги (наемные повара, садовники, шоферы, няни и др.);

жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир для собственного потребления.

Следует отметить, что жилищные услуги, оказываемые владель­цами квартир и домов, в которых они проживают, для собственного потребления, включаются в сферу экономического производства для того, чтобы исключить возможное влияние изменений в доле аренду­емого жилья на размеры национального дохода. Жилищные услуги, оказываемые владельцами домов и квартир самим себе, условно оце­ниваются с помощью ставок квартирной платы за аналогичные дома и квартиры. При таком подходе изменения в доле арендуемого жилья не влияют на общие размеры национального дохода.

Другая концепция политэкономического характера, лежащая в основе СНС — теория факторов производства, согласно которой стои­мость создается не только трудом, но и другими факторами производ­ства (земля и капитал). В свое время В.Петти сказал, что труд — это отец богатства, а земля - его мать. Позднее он подключил к этой формуле также капитал. Оценка национального дохода по факторной стоимости, т. е. по величине оплаты услуг факторов производства, широко использовалась и все еще используется в практике многих стран (США, Англия, ФРГ и др.). Однако новая СНС ООН 1993 г. не предусматривает оценку макроэкономических показателей по фактор­ной стоимости, а рекомендует применять для этой цели рыночные цены, которые отличаются от факторной стоимости на сальдо налогов на производство и субсидии. Вместе с тем СНС ООН 1993 г. включа­ет в свою структуру данные, которые могут быть использованы для исчисления национального дохода по факторной стоимости, если это будет сочтено целесообразным.

Вообще СНС ООН 1993 г. избегает в явной форме ссылок на факторы производства. Возможно, это связано с тем, что в специ­альной литературе продолжается дискуссия о том, что следует по­нимать в современных условиях под факторами производства. Неко­торые авторы предлагают, например, рассматривать в качестве осо­бого фактора производства деятельность органов государственного управления или предпринимательскую деятельность. Другие, одна­ко, склонны придерживаться традиционной трактовки. Так или ина­че в новой СНС ООН 1993 г. вместо факторных доходов используют сходную категорию «первичных доходов». Первичные доходы — это доходы, получаемые участниками экономического процесса в поряд­ке первичного распределения созданной стоимости. Получателями первичных доходов являются не только предприятия, корпорации и домашние хозяйства, прямо участвующие в производстве, но и орга­ны государственного управления (в форме налогов на производство и импорт). Такая интерпретация первичных доходов по существу равнозначна признанию органов государственного управления в ка­честве отдельного фактора производства. Однако формально кон­цепция первичных доходов отличается от концепции факторов про­изводства. [6.c.17]

Кроме концепций политэкономического характера, СНС основана на ряде постулатов, определяющих подходы к обработке и упорядоче­нию данных с целью выявления наиболее важных результатов и пропорций экономического развития. Наиболее важные из этих постулатов следующие.

1. В СНС проводится важное различие между потоками и запаса­ми. Потоки это показатели, характеризующие величины тех или иных процессов за период времени, например, производство, покупки това­ров, выплаты заработной платы и т.д. Запасы - показатели, характе­ризующие наличие ресурсов по состоянию на ту или иную дату, на­пример, наличие основных фондов на начало года, состояние денеж­ной наличности на начало месяца и т.д. Показатели запасов и пото­ков связаны между собой следующим образом. Величина запаса на конец периода равна величине запаса на начало периода плюс поток, характеризующий поступления данного ресурса в запасы минус изъ­ятия данного ресурса из запасов.

2. Другое существенное различие, проводимое в СНС - это раз­личие между потоками товаров и услуг, с одной стороны, и потоком доходов - с другой. Иными словами, необходимо различать движение товаров и услуг от движения доходов и регистрировать их в отдель­ных таблицах и счетах.

3. Следующий постулат СНС требует проведения различия между конечной и промежуточной продукцией. Конечная продукция - это продукция, используемая на конечное потребление, инвестиции или экспорт. Промежуточная - это продукция, используемая для целей производственного потребления; промежуточная продукция - это сто­имость израсходованных в производстве предметов труда: сырья, ма­териалов, топлива, энергии, а также производственных услуг. Прове­дение этого различия важно потому, что стоимость конечных продук­тов включает стоимость промежуточных товаров и товаров, израсхо­дованных на их производство. Например, стоимость автомобиля вклю­чает стоимость стали, из которой сделаны многие ее части и детали, стоимость израсходованной энергии, краски и других материалов. Про­ведение различия между конечной и промежуточной продукцией не­обходимо для точного определения результатов экономической дея­тельности без повторного счета. Ясно, что физические характеристи­ки продукта не всегда достаточны для отнесения товара к промежу­точной или конечной продукции, например, мука, приобретенная хле­бозаводом - это промежуточная продукция, однако та же мука, куп­ленная домашней хозяйкой для собственного потребления — конеч­ная продукция. Таким образом, классифицировать все продукты на две указанные группы можно лишь на основе данных о фактическом использовании товаров.

4. Еще один важный постулат СНС требует проведения различия между доходами, полученными от производства товаров и услуг, и доходами, полученными от перераспределения. Проведение данного различия важно для того, чтобы избежать повторного счета при ис­числении национального дохода.

5. Наконец, еще один постулат СНС требует проведения различия между текущими и единовременными затратами. Это требование озна­чает, что текущие и единовременные (капитальные) затраты должны регистрироваться в разных счетах и таблицах, и что неправомерно механическое суммирование указанных затрат.

Одной из важных категорий СНС является понятие об экономи­ческой операции, о котором было сказано выше. Экономическая операция — это добровольное взаимодействие между двумя хозяй­ствующими субъектами в связи с производством и использованием продукции, распределением и перераспределением доходов, приобре­тением финансовых активов, принятием финансовых обязательств. Наиболее типичные примеры экономических операций: купля и про­дажа товаров, выплата заработной платы, предоставление кредита, выплаты и получение пособий и пенсий. В результате экономической операции одни хозяйствующие субъекты передают другим товары и услуги, активы, право собственности. Экономические операции оце­ниваются по определенным правилам, установленным в СНС. В СНС рекомендована следующая система цен для оценки различных опера­ций и их результатов. В принципе использование товаров и услуг на цели потребления (производственного и конечного), а также накопле­ния должно оцениваться в рыночных ценах конечного потребителя, включающих налог на добавленную стоимость (НДС) и другие налоги на продукты, торговые и транспортные наценки. Таким образом, цен­тральный показатель СНС — валовой внутренний продукт оценивает­ся в ценах конечного покупателя. Валовой выпуск" продукции оцени­вается в ценах производителя, которые меньше цен конечного поку­пателя на величину торгово-транспортных наценок и НДС, или в так называемых основных ценах, которые меньше цен производителя на величину НДС, но зато включают субсидии на производство. Схема, приведенная ниже, иллюстрирует взаимосвязи между тремя упомя­нутыми видами цен.

А - Цена конечного покупателя;

Б - НДС;

В — Торгово-транспортные наценки; Г - Цена производителя (А-Б-В);

Д - Другие налоги на продукты (акцизы, налоги на продажи и пр.);

Е - Субсидии на продукты;

Ж - Основные цены (Г-Д+Е);

3 - Прочие налоги на производство;

И — Прочие субсидии на производство;

К — Факторная стоимость (Ж-3+И).

Как было отмечено, факторная стоимость в явном виде не приме­няется в новой СНС ООН 1993 г., однако в случае необходимости система позволяет исчислить национальный доход по факторной сто­имости.

Из схемы видно, что в СНС проводится различие между налогами на продукты (НДС, акцизы, налог на продажу и т.д.) и прочими нало­гами на производство. Взятые вместе, они образуют налоги на произ­водство и импорт. Налоги на продукты более или менее пропорцио­нальны стоимости или объему произведенной или реализованной про­дукции. Прочие налоги на производство более или менее пропорцио­нальны факторам производства, например, налог на землю, здания, основные фонды, фонд заработной платы. Субсидии которые, в извес­тном смысле можно представить как негативные налоги, также под­разделяются в СНС на две группы, симметричные двум упомянутым группам налогов на производство. Это субсидии на продукты, пропор­циональные объемам произведенных или распределенных продуктов, и прочие субсидии на производство, пропорциональные тем или иным факторам производства, использование которых субсидируется. При­мер прочих субсидий на производство - выплаты из государственного бюджета предприятиям, которые нанимают те или иные группы насе­ления, например, инвалидов, молодежь и т.д.

Таким образом, различие между налогами на продукты и прочи­ми налогами на производство, с одной стороны, и субсидиями на продукты и прочими субсидиями на производство, с другой - важ­ный принцип СНС. Понимание его важно для уяснения правил оцен­ки показателей.

В заключение отметим, что хотя в СНС допускается оценка вало­вого выпуска либо в ценах производителей, либо в основных ценах, предпочтение отдается основным ценам, так как они более точно по­казывают ресурсы, которыми располагают предприятия, реализуя свою продукцию (включают субсидии на продукты). Оценка продукции в основных ценах дает более точное представление об отраслевой струк­туре экономики. [6.c.18]


1.2. Назначение и состав межотраслевых СНС экономики


Современная СНС - это счета и показатели не только для эконо­мики страны в целом, но и для ее отдельных отраслей, регионов и секторов.

По концепции СНС сектор экономики представляет собой со­вокупность институционных единиц, т. е. хозяйственных единиц (хозяйствующих субъектов), которые могут от своего имени вла­деть активами, принимать обязательства, осуществлять экономи­ческую деятельность и операции с другими единицами. Инсти­туционные единицы группируют в секторы на основе их принци­пиальных функций, которые определяют их экономическое пове­дение.

По принятой в статистике Российской Федерации концепции построения национального счетоводства институционные единицы объединяются в следующие наиболее укрупненные структуры -секторы и подсекторы экономики.

Секторы и подсекторы СНС

1. Национальная экономика.

1. Сектор "Нефинансовые предприятия".

1.1. Государственные нефинансовые предприятия.

1.2. Частные нефинансовые предприятия.

1.3. Иностранные нефинансовые предприятия.

2. Сектор "Финансовые учреждения".

2.1. Центральный банк.

2.2. Прочие депозитные учреждения.

2.2.1. Депозитные денежные учреждения.

2.2.2. Прочие.

2.3. Прочие финансовые посредники, кроме страховых корпораций и пенсионных фондов.

2.4. Финансовые вспомогательные учреждения.

2.5. Страховые корпорации и пенсионные фонды.

Примечание. Каждый из подсекторов от 2.2. до 2.5 должен быть разбит на подсекторы с выделением: государственных финансовых учреждений; частных национальных финансовых учреждений; финансовых учреждений под иностранным контролем. [2.c.25]

3. Сектор государственных учреждений.

Предлагаются два альтернативных метода разбивки на подсекторы:

3.1. Центральные государственные учреждения.

3.2. Региональные государственные учреждения.

3.3. Местные государственные учреждения.

3.4. Фонды социального обеспечения или

4. Сектор некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хо­зяйства.

5. Сектор домашних хозяйств.

5.1. Наниматели.

5.2 Работающие на себя.

5.3. Наемные работники,

5.4. Получатели доходов от собственности или трансфертов. "Остальной мир" (счет внешних операций).

Включая фонды социального обеспечения, действующие на каждом уровне управления.

СНС ООН 1993 г. рекомендует строить для каждого институци­онного сектора полный стандартный набор счетов, как и для эконо­мики в целом Построению секторальных счетов в новой СНС ООН уделена особо важная роль, потому что эти счета позволяют пока­зать не только роль каждого сектора в производстве и потреблении, но и все пере распределительные процессы. Это необходимо в ус­ловиях рыночной экономики для* отслеживания перераспределения финансовых средств. Построение только консолидированных счетов для экономики в целом не дает; такой возможности. К тому же по­казатели секторальных счетов позволяют проследить весь процесс движения стоимости от производства товаров и услуг до накопле­ния активов в каждом секторе, увязать эти данные между собой и тем самым поднять качество расчетов.

Счета для секторов и подсекторов фиксируют всю деятель­ность (первичную или вторичную) всех охваченных институцион­ных единиц.

Вообще методология определения показателей счетов СНС одинакова для всех секторов экономики, схема представления счетов стандартна для всех институционных секторов. Это обсто­ятельство предопределило концепцию построения раздела секто­ральных счетов СНС в этом учебнике. Так, в первом подразделе система национальных счетов сектора "Нефинансовые предприя­тия" дано по возможности полное описание методологии расчета показателей всех счетов. Представлена также схема всех счетов данного сектора. Таким образом, методика составления счетов для сектора "Нефинансовые предприятия" является как бы эталоном для всех остальных секторов экономики (кроме сектора "Осталь­ной мир"). В дальнейшем по остальным секторам представлены только специфические особенности в содержании показателей и методике их расчета по каждому сектору. [4.c.19]

Следует отметить, что существует определенная схожесть в методологических принципах построения счетов и способах денеж­ной оценки показателей, с одной стороны, между счетами сектора "Нефинансовые предприятия" и счетами сектора "Финансовые уч­реждения", а с другой - между счетами сектора "Государственные учреждения" и счетами сектора "Некоммерческие (общественные) организации, обслуживающие домашние хозяйства".

По принятой концепции построения национальных счетов Рос­сии счет товаров и услуг и счет "остальной мир" не составляются в разрезе секторов экономики (последний условно считается как самостоятельный сектор экономики).

Общие же принципы составления секторальных счетов, их со­держание и назначение в основном соответствуют консолидирован­ным счетам экономики, поэтому во избежание дублирования в дан­ной главе акцентировано внимание на особенностях содержания секторальных счетов и методике расчета некоторых показателей. [4.c.20]

2. Связь между СНС и бухгалтерским учетом

2.1. Немного истории и общие принципы и аспекты

В настоящей пункте рассматривается ряд вопросов, относящихся к взаимосвязи между бухгалтерским учетом и Системой национальных счетов. В самой общей форме можно сказать, что между этими двумя системами учета существует много общего в отношении целей, мето­дов учета, оценки отдельных статей доходов и расходов и т.д. Эта об­щность состоит прежде всего в том, что в конечном счете целями обе­их систем учета является обеспечение информации для принятия ре­шений, связанных с управлением экономикой и повышением ее эффек­тивности. Однако в одном случае речь идет об управлении и принятии решений на микроуровне (предприятие) или, в крайнем случае, на сред­нем уровне (отрасль), а в другом — информация предназначена для принятия решений на макроуровне (экономика в целом).

В процессе своего развития бухгалтерский учет и СНС оказывали друг на друга взаимное влияние. Достаточно сказать, что СНС, кото­рая появилась намного позднее бухгалтерского учета, восприняла его многие общие принципы, например, принцип двойной записи каждой операции, четкое разграничение между активами и пассивами. Весь­ма показательно в этом плане, что один из основоположников СНС голландский экономист Ван Клифф, которого считают изобретателем термина «национальное счетоводство», в своей работе по проблемам СНС, написанной в конце 30-х годов, обосновывал возможность при­менения принципов бухгалтерского учета для описания экономики в целом. Тем не менее между СНС и бухгалтерским учетом существует значительное число различий, которые будут подробно рассмотрены ниже. [6.c.139]

Вопрос о взаимосвязи между двумя системами учета имеет два аспекта: теоретический и практический. Теоретический аспект свя­зан с уяснением взаимосвязи между этими двумя видами учета в принципе, с определением возможных направлений совершенствова­ния и гармонизации СНС и бухгалтерского учета. Практический ас­пект подразумевает использование данных бухгалтерского учета для разработки национальных счетов в настоящее время и ближайшей перспективе и выясняет, какие коррективы необходимо внести в дан­ные бухгалтерского учета для того, чтобы они отвечали требованиям СНС.

Вопрос о взаимосвязях между СНС и бухгалтерским учетом об­суждается специалистами в области национального счетоводства прак­тически со времени возникновения СНС. Однако в России и других странах СНГ он встал на повестку дня лишь 2-3 года назад в связи с постановкой задачи перехода от баланса народного хозяйства к сис­теме национальных счетов, с принятием государственной программы перехода в статистике и учете на международные стандарты. Надо сказать, что в недалеком прошлом при составлении баланса народно­го хозяйства в СССР данные бухгалтерского учета использовались достаточно широко. В распоряжении статистических органов были сводные бухгалтерские отчеты министерств и ведомств, колхозов и совхозов, и специалисты, занимающиеся разработкой баланса народно­го хозяйства, черпали из них многие важные блоки информации. Кро­ме того, статистические формы отчетности, которые содержали ос­новной массив данных, используемых для составления баланса на­родного хозяйства, во многом опирались на данные бухгалтерского учета. Если величины отдельных показателей БНХ не подтвержда­лись полностью данными бухгалтерского учета, то применялись про­цедуры увязки, которые объясняли эти расхождения. Во многих слу­чаях расхождения были связаны с неполным кругом предприятий и организаций, представляющих отчетность,, и, следовательно, с необ­ходимостью определенных досчетов в таблицах БНХ, однако некото­рые расхождения вызывались различиями в методологии. Например, понятие «потребление основных фондов», принятое в БНХ, включало так называемую «недоамортизированную стоимость», представляющую остаточную стоимость основных фондов, выбывших раньше времени от ветхости и износа. Недоамортизированная стоимость исчислялась по данным бухгалтерского учета, но тем не менее ее расчет порождал расхождение сходных показателей БНХ и бухгалтерского учета (та­ких как доходы предприятий, прибыль и т.д.).

Как правило, концептуальные вопросы взаимоотношений между бухгалтерским учетом и балансом народного хозяйства не обсужда­лись и предполагалось, что в балансе народного хозяйства должны [6.c.140]

отражаться фактические экономические операции, которые первона­чально зарегистрированы в бухгалтерском учете. Другими словами, существовало понимание и неписаное правило примата бухгалтерско­го учета. Следует отметить, что работники ЦСУ СССР (позднее Гос­комитета СССР по статистике), занимавшиеся составлением баланса народного хозяйства, предпринимали шаги по приспособлению бух­галтерского учета к потребностям разработки баланса народного хо­зяйства. Однако это касалось, главным образом, деталей, введения в бухгалтерский учет некоторых дополнительных статей, облегчающих составление тех или иных таблиц баланса народного хозяйства. Осо­бые усилия предпринимались, в частности, для обеспечения расчетов по составлению баланса денежных доходов и расходов населения, данные которого широко использовались для планирования и регули­рования денежного обращения, товарооборота, уровня жизни и т.д. Все эти усилия тем не менее не были подчинены какой-то ясно осоз­нанной и четко сформулированной концепции и носили фрагментар­ный характер.

Возвращаясь к истории возникновения СНС, следует отметить, что вопрос о взаимосвязи между бухгалтерским учетом и националь­ным счетоводством стал обсуждаться особенно активно, когда была осознана целесообразность разработки счетов для отдельных секто­ров экономики, которые должны были дополнить традиционные счета о валовом внутреннем продукте и национальном доходе, составляе­мые для экономики в целом. Это произошло после Второй мировой войны, завершение которой, по общему мнению, стимулировало даль­нейшее развитие национального счетоводства. Идея разработки сек­торальных счетов содержалась уже в докладе Р. Стоуна, подготов­ленном им в 1947 году для ООН по проблемам развития националь­ного счетоводства. В этом докладе впервые сформулирован важный принцип составления СНС, который коротко звучит так: «хозяйству­ющий субъект — экономическая операция». СНС представляет такую систему информации, в которой в компактной и хорошо обозримой форме систематизируются сведения об ограниченном числе относи­тельно однородных групп хозяйствующих субъектов (секторов) и не­котором ограниченном числе относительно, однородных групп эконо­мических операций между ними. Регистрация этих операций в счетах для секторов экономики позволяет, с одной стороны, исследовать эко­номику каждого сектора и взаимосвязи между ними, а с другой -исчислить обобщающие макроэкономические показатели. Такая трактовка характера СНС требовала ответа на вопрос об источниках информации, о возможностях использования данных бух­галтерского учета. Однако концепция Р. Стоуна не могла быть реали­зована в 50-х годах, потому что страны не были к ней готовы. В результате первый международный стандарт ООН в области нацио­нальных счетов 1952 г. содержал рекомендации по составлению огра­ниченного числа счетов для экономики в целом, которые позволяли получить наиболее важные макроэкономические показатели: валовой внутренний продукт, национальный доход, сбережения, инвестиции и др. На практике в это время страны составляли эти счета на основе обработки информации, получаемой из самых разных и не всегда со­гласованных источников. Статистики в области национальных счетов в шутку называли эту практику «режь ножницами и клей». К идее разработки секторальных счетов вернулись в конце 60-х годов при подготовке второго международного стандарта ООН по националь­ным счетам (1968 г.).

Взаимосвязь между СНС 1968 г. и бухгалтерским учетом. Рекомендации СНС ООН 1968 г. по составлению секторальных счетов позволили вернуться к принципу «хозяйствующий субъект — экономическая операция». Однако к этому времени различные школы и направления экономической мысли стали предъявлять к СНС свои требования, которые нередко взаимоисключали друг друга. Например, монетаристы ожидали, что СНС должна отражать ис­ключительно денежные операции на рынке; специалисты в области изучения экономического роста требовали от СНС более широкого охвата экономических операций, включая бартер, производство для собственного потребления и т.д.; экономисты, занимающиеся изу­чением уровня жизни и благосостояния, считали, что СНС должна включать счета с оценками всех видов деятельности домашних хо­зяйств, и в частности, условные оценки деятельности домашних хозяйств по приготовлению пищи, поддержанию жилищ в чистоте, воспитанию детей и пр. Наконец, специалисты в области защиты окружающей среды требовали введения счетов, которые позволи­ли бы оценить влияние изменений в окружающей среде на масшта­бы производства и темпы экономического роста и оценить «эколо­гически чистый ВВП».

Следует отметить, что с конца 60-х годов начался процесс интег­рации в СНС смежных систем экономической статистики, в ходе ко­торого многие из перечисленных выше требований стали постепенно реализовываться. С этой целью авторам СНС пришлось вводить в систему значительное число условных оценок и методов учета. Это означало все больший отход от принципа «хозяйствующий субъект — экономическая операция» и отдаление СНС от бухгалтерского учета. [6.c.142]

2.2. Обзор различий в трактовке наиболее важных статей в бухгалтерском учете и СНС.


Обращаясь к более конкретным вопросам связи между СНС 1993 г. и бухгалтерским учетом, заметим, что некоторые специалисты в об­ласти национальных счетов два—три года назад (когда вопрос о внед­рении СНС был только поставлен как задача) полагали, что при усло­вии некоторой модификации бухгалтерского учета национальные сче­та могли бы составляться путем простого агрегирования данных бух­галтерского учета. Сегодня ясно, что это невозможно ввиду специфи­ки бухгалтерского учета, его особых целей, характера использования данных и особенностей в методологии.

Между СНС и бухгалтерским учетом существуют достаточно серь­езные различия в определении наиболее важных показателей. Пре­жде всего это касается концепции дохода. В бухгалтерском учете оп­ределение дохода сформулировано с учетом соображений фискально­го характера и тесно связано с текущим законодательством в области налогообложения, правительственными инструкциями, регламентиру­ющими списание затрат на себестоимость, амортизации основных фондов, взаимоотношений с бюджетом, финансовыми учреждениями и другими предприятиями. Определения доходов в СНС 1993 г. осно­ваны на концепции политэкономического характера, сформулирован­ной Хиксом в его работе «Стоимость и капитал» (Прогресс, 1993). Суть этой концепции состоит в том, что доход определяется как мак­симальная сумма денег, которую можно израсходовать на конечное потребление, и не стать при этом беднее-в конце периода. Концепция означает, что доход — это не любая сумма денежных поступлений; например, деньги, вырученные от продажи дома, не являются дохо­дом, а представляют лишь смену формы активов. Концепция Хикса требует проведения четкого различия между операциями с доходами и финансовыми инструментами, между текущими и единовременны­ми поступлениями, между доходами, появившимися от производства товаров и услуг, и доходами, появившимися в результате перераспре­деления. Наконец, следует отметить, что в соответствии с указанной концепцией не считается доходом прирост стоимости активов за счет инфляции за время нахождения их в запасах. Уже перечисленного выше достаточно, чтобы понять, что показатели доходов, исчисляе­мые в СНС на основе концепции Хикса, значительно отличаются от понимания доходов в бухгалтерском учете. [6.c.143]

Мы остановились подробно на различиях в определении дохода в СНС и бухгалтерском учете потому, что они предопределяют разли­чия в содержании и оценке многих конкретных показателей: продук­ции, затрат, прибыли, активов и т.д. Рассмотрим наиболее важные из них.

Продукция. Показатели продукции в СНС и бухгалтерском учете различаются как по содержанию, так и по методам оценки. В СНС основными показателями продукции являются валовой выпуск и добавленная стоимость. Различие между этими показателями основано на класси­фикации всех товаров и услуг на конечные и промежуточные, кото­рая не применяется в бухгалтерском учете. Основные показатели продукции в бухгалтерском учете - реализация, готовая продукция. Данные бухгалтерского учета в принципе позволяют исчислить вало­вой выпуск в понимании СНС, однако для расчета валового выпуска и особенно добавленной стоимости по данным бухгалтерского учета необходима значительная обработка первичной информации бухгал­терского учета. Главное отличие касается методов оценки. В СНС продукция оценивается в так называемых основных ценах, включаю­щих субсидии на продукты, но не налоги на продукты (НДС, акцизы и др.), либо в ценах производителей, не содержащих субсидии, но включающих налоги на продукты, кроме НДС. При определении суб­сидий в СНС в расчет принимают не только фактические платежи из бюджета, но и так называемые косвенные субсидии, которые в явной форме предприятия не получают. Например, такие косвенные субси­дии возникают в связи с предоставлением иностранных займов в на­туральной форме (зерно, топливо и др.). Величина косвенных субси­дий определяется как разность между величиной обязательств, при­нятых органами государственного управления перед иностранными кредиторами, и стоимостью, выплаченной предприятиями органам

государственного управления за предоставленные им товары, полу­ченные в кредит из-за границы. Ясно, что такого рода косвенные суб­сидии не могут содержаться в бухгалтерском учете, но вполне могут найти отражение в макроэкономических расчетах.

В бухгалтерском учете реализация продукции оценивается в це­нах производителя. [6.c.144]

Далее, в СНС валовой выпуск и добавленную стоимость рекомен­дуется оценивать в фактических ценах, существующих на момент производства товаров и услуг, а не в ценах фактической реализации. В условиях высокой инфляции между этими видами цен могут быть значительные различия. Поясним сказанное с помощью следующего условного примера. Предположим, что предприятие произвело 100 единиц продукции в период, когда цена за единицу составляла 5 руб., а реализовало 80 единиц этой продукции два месяца спустя, когда цена составила уже 8 руб. за единицу. В этом примере стоимость валового выпуска равна 500 руб., так как он согласно правилам, при­нятым в СНС, должен оцениваться в ценах на момент производства. Следует иметь в виду, что на практике валовой выпуск определяется, как правило, на основе данных о реализации и изменении запасов; последние, однако, согласно рекомендации СНС должны исчисляться как разность между стоимостью продукции, направленной в запасы, в ценах на момент добавления товаров в запасы и стоимостью продук­ции, изъятой из запасов по ценам на момент изъятия.

В нашем примере валовой выпуск, исчисленный по формуле: «ре­ализация + изменение запасов готовой, но не реализованной продук­ции», составит все те же 500 руб.:

500 = 800 (реализация) + (-300) (сокращение запасов готовой продукции).

Сокращение запасов готовой продукции (-300) представляет в данном случае разницу между стоимостью продукции, направленной в запасы (500), и стоимостью продукции, изъятой из запасов (800).

Затраты. В СНС проводится различие между двумя видами затрат: проме­жуточное потребление и первичные затраты. Промежуточное потребле­ние охватывает стоимость товаров и услуг, израсходованных на про­изводство. Первичные затраты характеризуют затраты первичных факторов производства; они включают оплату труда, налоги на произ­водство, потребление основного капитала, прибыль. Общая сумма первичных затрат и потребления основного капитала равна величине валового выпуска. В бухгалтерском учете применяются две следую­щие основные классификации затрат, которые не совпадают с упомя­нутой группировкой, принятой в СНС - по статьям и по элементам затрат.

Наименее приспособлена для целей составления счетов СНС клас­сификация расходов предприятий по статьям затрат, применяемая в бухгалтерском учете для определения себестоимости продукции и связанная с задачей определения прибыли для налогообложения. Эта классификация отражает особенности организации экономики, систе­му налогообложения, механизмы финансирования отдельных расхо­дов и т.д. Например, издержки на научно-исследовательские цели и освоение новых видов продукции могут по-разному отражаться в бух­галтерском учете затрат на производство в зависимости от метода финансирования этих расходов. Так, часть расходов на эти цели мо­жет финансироваться из специальных централизованных фондов, со­здаваемых за счет взносов предприятий. При таком методе финанси­рования в себестоимость продукции включаются взносы предприятий, но не фактические затраты. Вместе с тем в СНС расходы предпри­ятий на научно-исследовательские цели и подготовку новых видов продукции должны быть отражены в размере фактически понесенных издержек независимо от методов их финансирования. Часть из них будет отнесена к промежуточному потреблению (расходы на оплату товаров и услуг), а часть - к оплате труда. Кроме того, классифика­ция затрат по статьям расходов предусматривает так называемые ком­плексные статьи, например «общехозяйственные расходы» и др., ко­торые для целей составления СНС должны быть разложены на проме­жуточное потребление и оплату труда. [6.c.145]

Ближе к целям СНС находится группировка затрат по элементам, однако и она требует известной переработки данных для получения категории первичных затрат и промежуточного потребления. Самое главное отличие касается метода оценки затрат. В СНС затраты до­лжны оцениваться в фактических ценах, которые существуют на мо­мент производственного потребления товара, тогда как в бухгалтерс­ком учете затраты, как правило, оцениваются по ценам приобретения товаров. В условиях высокой инфляции различие между этими вида­ми оценки может быть весьма существенным.

Несколько слов следует сказать об учете потребления основных фондов и затрат на капитальный ремонт. В СНС оценка потребления основных фондов осуществляется по восстановительной стоимости, тогда как в бухгалтерском учете, как правило, по первоначальной

стоимости; исключение составляют годы, когда произведена переоценка основных фондов. Кроме того, следует иметь в виду, что на предпри­ятиях могут применяться методы так называемой «ускоренной амор­тизации», которые совершенно неприемлемы в СНС, использующей принцип равномерного списания стоимости основных фондов. Таким образом, данные о потреблении основных фондов в бухгалтерском учете могут в лучшем случае быть использованы лишь как некоторая отправная точка для расчетов потребления основного капитала в СНС. В ряде стран величина потребления основного капитала для состав­ления национальных счетов определяется с помощью метода непре­рывной инвентаризации, рассмотрение которого выходит за рамки настоящей главы.

Затраты на капитальный ремонт в СНС учитываются в составе фонда накопления. В прошлом аналогичная практика была и в бухгал­терском учете. Однако в настоящее время в бухгалтерском учете все затраты на ремонт относят к издержкам на .производство. Некоторые организации и предприятия финансируют затраты на капитальный ремонт за счет специально создаваемых фондов. В этом случае к за­тратам на производство относят не сами издержки на капитальный ремонт, а отчисления в указанные фонды. Данные отчисления можно рассматривать и как меру амортизации затрат на капитальный ре­монт, которая подлежит включению в потребление основного капита­ла.

Существуют некоторые различия в определении затрат на рабо­чую силу. В СНС к ним, кроме затрат на рабочую силу, принято относить фактические и условно исчисленные взносы на социальное страхование. Последние представляют собой выплаты на социальные нужды, производимые предприятиями своим рабочим и служащим, минуя централизованные фонды. В бухгалтерском учете такие плате­жи, как правило, не включаются в фонд заработной платы.

Прибыль. На различия в содержании показателей прибыли в СНС и бух­галтерском учете оказывают влияние упомянутые выше особенности в определении продукции и затрат в обеих системах. Однако сущес­твуют и некоторые другие особенности, вызывающие различия в со­держании показателей прибыли в обеих системах. Они касаются, глав­ным образом, отражения деятельности финансовых учреждений. В СНС продукция финансовых посредников условно оценивается в раз­мере разницы между процентами выплаченными и полученными в связи с предоставлением в кредит привлеченных средств. Исчислен­ную таким образом продукцию финансовых учреждений трудно вме­нить в затраты какого-либо конкретного предприятия или отрасли. Поэтому в СНС на практике рекомендуется условно отнести ее к промежуточному потреблению экономики в целом. Такой подход свя­зан со стремлением, с одной стороны, не искажать условными оцен­ками расчета величины добавленной стоимости отдельных отраслей, а с другой стороны, не завышать общий объем ВВП. Однако при та­ком методе общая сумма добавленной стоимости отраслей экономики не равна ВВП. Понятно, что подобный прием неприменим в бухгал­терском учете, где к затратам на производство обычно относят про­центы, уплаченные по текущим кредитам. Существует также некото­рая специфика в отражении затрат на страхование.

Активы. В этой области в последнее время наметилось известное сближе­ние методов учета в СНС и бухгалтерском учете. Так, например, в бухгалтерском учете в России в состав активов введены непроизве­денные нематериальные активы (лицензии, авторские права, патенты и др.). Основные отличия касаются методов оценки. В СНС активы оцениваются по фактическим восстановительным рыночным ценам, тогда как в бухгалтерском учете, как правило, применяют первона­чальную стоимость, и только в годы переоценок фондов активы пока­заны в восстановительных ценах. [6.c.147]

Имеются также особенности в оценке финансовых инструментов.

Инвестиции. В СНС проводится различие между следующими видами инвести­ций: валовое накопление основного капитала, прирост материальных оборотных фондов, чистое приобретение ценностей и чистое кредито­вание. Первые три статьи касаются реальных инвестиций и отража­ются в счете операций с капиталом. Четвертая статья касается фи­нансовых инвестиций, и данные о приобретении финансовых активов и принятии финансовых обязательств регистрируются в финансовом счете. В бухгалтерском учете различают схожие, но не совсем совпа­дающие с СНС категории инвестиций: капитальные вложения, при­рост материальных оборотных средств, включая изменение незавер­шенного производства, а также финансовые вложения. Однако содер­жание этих категорий инвестиций и методы оценки имеют свою спе­цифику. Например, в состав капитальных вложений в бухгалтерском учете включают расходы, не увеличивающие стоимость основных фондов; эти расходы не входят в состав накопления в СНС.

Показатели прироста материальных оборотных средств в СНС и по данным бухгалтерского учета примерно одинаковы по содержа­нию, но существенно отличаются по методам оценки. В СНС величи­на прироста материальных оборотных средств определяется таким образом, чтобы исключить прирост стоимости активов за счет инфля­ции за время нахождения товаров на складе. В бухгалтерском учете запасы товаров и материалов на складе оценивают по ценам приобре­тения. Это означает, что прирост материальных оборотных средств по данным бухгалтерского учета содержит так называемую холдинго­вую (инвентарную) прибыль, которая подлежит исключению в СНС.

Таковы в общих чертах различия в содержании и методах оценки основных показателей СНС и бухгалтерского учета.

Следует также напомнить, что целый ряд макроэкономических показателей (ВВП, национальный доход и др.). не может и, по-видимо­му, не будет предусмотрен в бухгалтерском учете. [6.c.150]

Во всем мире существуют два основных подхода к организации бухгалтерского учета. Один подход, называемый обычно англо-сак­сонским, предполагает такую организацию бухгалтерского учета, при которой основной целью является удовлетворение исключительно внутренних потребностей управления предприятием или организацией и проведение микроэкономических расчетов. При таком подходе не представляется возможным широко использовать данные бухгалтер­ского учета для статистики. Второй подход, часто встречающийся в странах континентальной западной Европы, состоит в такой органи­зации бухгалтерского учета, которая обеспечивает более широкий спектр проблематики и возможности использования данных не толь­ко в рамках предприятия, но и за его пределами, например, статисти­ческими органами, налоговыми учреждениями и т.д. Организация бух­галтерского учета в России и других странах СНГ в большей мере соответствует второму подходу, однако это не означает, что данные бухгалтерского учета могут быть прямо использованы для составле­ния счетов СНС без какой-либо их переработки.

Каковы перспективы дальнейшего развития в этой области? Что можно и нужно сделать для дальнейшего сближения СНС и бухгал­терского учета? Каковы реальные возможности такого сближения в ближайшей перспективе? Некоторые специалисты в области нацио­нального счетоводства на Западе полагают, что возможен некоторый компромисс между применением принципа «хозяйствующий субъект - экономическая операция», предполагающего более тесную увязку бухгалтерского учета и СНС, и расширением СНС, означающим вве­дение в нее все большего числа условных оценок и методов. Такой компромисс, по мнению одного из видных американских специалис­тов в области национального счетоводства Р.Раглс, может состоять в обособлении так называемых «ключевых счетов», разрабатываемых на основе принципа «хозяйствующий субъект — экономическая опе­рация», и предполагающих более тесную увязку бухгалтерского учета и СНС, и всех других счетов, где возможны условные оценки и мето­ды, и где тесная связь с бухгалтерским учетом невозможна по приро­де вещей. Пока предложение Р. Раглс не получило сколько-нибудь серьезного отклика и не нашло отражения в международных реко­мендациях. Оно будет, по-видимому, предметом теоретических дис­куссий в течение еще длительного периода времени. С нашей точки зрения, идея Р. Раглс полезна в том смысле, что она проясняет неко­торые вещи, позволяет осмыслить взаимосвязи между бухгалтерским учетом и СНС.

На практике, однако, более реалистично думать о разумной гар­монизации двух систем учета. Подобная гармонизация должна исхо­дить из понимания того, что в ближайшей перспективе СНС и бухгал­терский учет сохранят свои специфические черты, обусловленные различиями в целях и исходных постулатах. Гармонизация СНС и бухгалтерского учета представляется возможной в отношении трак­товки и классифицирования отдельных статей доходов, расходов, ак­тивов и т.п. Кроме того, допустимо унифицировать трактовку затрат на капитальный ремонт, приняв за основу принципы СНС, как наибо­лее теоретически обоснованные. Представляется также возможной гармонизация классификации и трактовки налогов, некоторых пере­распределительных платежей и др. Совершенно очевидно, что задача гармонизации двух систем учета должна решаться на основе взаимо­действия статистических органов, ответственных за разработку СНС, и Министерства финансов. [6.c.151]

Заключение


Сближение СНС и бухгалтерского учета облегчит составление национальных счетов, однако, не изменит положения вещей в при­нципе. Другими словами, в ближайшей перспективе данные бухгал­терского учета потребуют значительной обработки для того, чтобы обеспечить соответствие концепциям, определениям и классификаци­ям СНС. Однако не следует сокрушаться по этому поводу. Главная проблема состоит не в том, что определения, принятые в СНС и бух­галтерском учете, не совпадают, а в том, что данные бухгалтерского учета должны быть достоверны, и специалисты, занимающиеся раз­работкой СНС, могли бы получать данные бухгалтерского учета до­статочно большого числа предприятий и организаций.

Сказанное не означает, что сплошная отчетность это во всех случаях наилучший способ решения указанной задачи. Для получения исходных данных, необходимых для составления СНС, все в большей мере должны ис­пользоваться выборочные обследования, экономические переписи, информация налоговых инспекций, основанная на налоговых деклара­циях, данные таможенной статистики и т.д.



Список использованной литературы


1.     Национальное счетоводство: Учебник / Под ред. Б. И. Башкатова. - 2-е издание. перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2002.

2.     Национальные счета в переходный период. - М.: Госкомстат России, 1994. – с. 63

3.     Национальные счета России. б 1993 - 2000 гг. - М.: Госкомстат России, 2000.

4.     Национальное счетоводство Г.Д. Кулагиной. – М.: Финансы и статистика, 1997. – с.448

5.     Система национальных счетов (СНС ООН 1993 года). Издание ООН: на англ. языке - 1994 г.; на русском языке - 1998 г.

6.     Система национальных счетов: инструмент макроэкономического анализа: Учеб. пособие / Под ред. Ю. Н. Иванова. - М.: Финстатинформ, 1996.

7.     Экономическая статистика: Учебник. 2-е изд.. доп. / Под ред. Иванова Ю. Н. — М.: ИНФРА-М, 2002.

8.     Макроэкономическая статистика: Учеб. пособие / Салин В. Н., Медведев В Г. к др. -М. : Дело. 2001.

9.     Методологические положения по статистике. Вып. 1 - М. : Госкомстат России; Логос, 1996.

10.                       Методологические положения по статистике. Вып. 2 - М. : Госкомстат России; Логос. 1998.

11.                       Методологические положения по статистике. Вып. 3 - М. : Госкомстат России; Логос. 2000.

12.                       Методологические положения по статистике. Вып. 4 - М. : Госкомстат России; Логос, 2003.