Содержание

1. Краткая характеристика компании «Инмарко». 3

2.  Доминирующие  экономические характеристики отрасли. 4

3. Анализ движущих  конкурентных сил, действующих в этой отрасли. 6

4. Выявление ключевых факторов успеха в конкурентной среде. 9

5. Анализ основных конкурентов  на рынке. 13

6.  Вывод о реальной конкурентной позиции  и стратегия фирмы.. 15

Заключение. 17

Список литературы.. 20




















1. Краткая характеристика компании «Инмарко»

В 1992 году двум предпринимателям пришла идея организовать в Новосибирске продажу мороженого с лотков на улицах города. Идея имела успех, так как в магазинах наблюдался существенный дефицит этого замечательного продукта, и в городе не было специализированной торговли мороженым. Поначалу торговля велась мороженым, произведённым в Новосибирске. Впоследствии продажа мороженого с лотков выросла до уровня крупного российского бизнеса.

26 января 1993 года была зарегистрирована компания "Инмарко". Этот день мы считаем днем рождения "Инмарко". Летом этого года жители Новосибирска благодаря компании "Инмарко" уже могли попробовать мороженое из других сибирских регионов, а в сентябре на Сибирском рынке появилось сверхпопулярное московское эскимо. Компания "Инмарко" устанавливает в городе первые датские морозильные прилавки с неизвестными до этого времени в России прозрачным раздвижным стеклопакетом. Лишь месяц спустя компания "Марс" поставила на российский рынок подобное торговое оборудование.

В 2003 году компания "Инмарко" стала лидером на рынке мороженого в России, продав за 2002 год 27 145 т. мороженого. Дистрибьюторы компании "Инмарко" получили 4 000 современных фирменных морозильных прилавков. Осенью 2003 года компания "Инмарко" после сертификационного аудита, проведенного авторитетной международной компанией "Det Norske Veritas", получила сертификат соответствия международным стандартам качества ISO 9001:2000, что стало очередным этапом в развитии компании. Введен в эксплуатацию уникальный автоматизированный складской терминал. В расширение производства вложено 8 млн. дол., что к апрелю 2004 г. увеличит производственные мощности "Инмарко" на 18 000 тонн мороженого в год.

Компания "Инмарко" - лидер на рынке мороженого в России по объемам производства и продаж. Объемы произведенной и реализованной продукции компании "Инмарко" за 2002 год выросли на 30% по сравнению с предыдущим годом и составили 27 145 тонн, в 2003 году выросли до 30 850 тонн. Мороженое "Инмарко" производится на современном оборудовании GRAM, Tetra Pak, APV, GEA по передовым европейским технологиям. Сегодня в компании работает свыше 2700 сотрудников, которые стремятся сделать жизнь людей более яркой и счастливой.

Всё это, безусловно, подчеркивает позицию лидера, которую занимает компания "Инмарко" на рынке мороженого.

Миссия компании: Наш бизнес основан на высоких стандартах качества продукта и обслуживания клиентов, на постоянном развитии нашего профессионализма и безусловном выполнении всех наших обязательств. Мы создаем не просто мороженое, мы создаем удовольствие для вас.

2.  Доминирующие  экономические характеристики отрасли

По подсчетам Союза мороженщиков России, в прошлом году производство мороженого выросло на 2,5%. Заводы всей страны наморозили около 380 тыс. тонн мороженого.

Этот рыночный сегмент динамично развивается, растет и производство, и потребление. Если для 90-х годов было характерно буквально взрывное увеличение числа операторов, то сейчас новые производители появляются все реже. Нынче "новости с фронтов" сводятся, скорее, к сообщениям о реструктурировании: кто-то укрупняется, объединяясь в союзы и альянсы, а кто-то сходит с арены.

В экономической литературе изучена динамика основных показателей исследуемого рыночного сегмента производства и реализации мороженого, которая отражена на рисунке 1.

Рис. 1. Годовые объемы производства мороженого в России в 1990- 2002 годах.

Как видно из рисунка 1, к началу 90- х годов рынок производства мороженого во времена существования плановой системы хозяйствования был развит достаточно хорошо. В связи с переходом на рыночные рельсы, экономика страны попала в  серьезный кризис, большинство предприятий не смогли существовать в новых условиях. Поэтому к середине 90 – х годов наблюдается тенденция падения объемов продаж. Однако ситуация в отрасли после 1997 ода меняется в лучшую сторону в связи с рядом положительных тенденций в политической и экономической жизни страны.

В настоящее время российский рынок мороженого растет, хоть и медленными темпами. По оценкам  экспертов, за прошлый год потребление мороженного выросло почти на 10 % [7,8 и др.]

Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с  более крупными производителями. Тем не менее, производство мороженого как отрасль промышленности является высокорентабельным.

Следует отметить еще одну особенность внешней среды рассматриваемого сегмента рынка. Это крайне неравномерное размещение его по территории Российской Федерации, что отражено на рисунке 2.


Рис. 2. Производство мороженого по регионам Российской Федерации в 2002 году

Как видно из рисунка 2, в Центральном районе сосредоточено около 23% производства мороженного в России, а в Северном районе всего лишь 2 %. Наиболее крупные мощности по производству мороженого сосредоточены в Центральном районе, а Западная Сибирь занимает 6 место среди всех остальных регионов.

3. Анализ движущих  конкурентных сил, действующих в этой отрасли

Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.

Изменение курса рубля в августе 1998 года серьезно повлияло на рынок мороженого. Прекратились поставки сырья в кредит, что привело к остановке некоторых заводов и переходу на одну смену работы. производителя оказались в жестокой зависимости от поставщиков сырья (шоколада, молока и прочих ингредиентов). Если сырье подорожало в 3-4 раза, то цены на мороженое по данным прошлого года выросли примерно в 2- 2,5 раза. Больше превышать цены было невозможно из- за ограниченной покупательской способности населения России. Результатом стали существенные финансовые потери предприятий.

Другой действующей силой в отрасли  производства мороженого является наличие барьеров  для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль пищевой промышленности в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности. Для крупных предприятий, желающих войти на российский рынок мороженого барьер заключается в отсутствии каналов дистрибьюции и недоверие местных жителей к новой продукции. Преодолеть этот барьер позволяет приобретение крупными фирмами акций крупных  предприятий отрасли (особенно это касается зарубежных инвесторов). Например, у одной только компании «Nestle», которая в последнее время занимается и производством мороженого помимо своей кондитерской деятельности, есть три крупнейших представительства в Самаре, Перми и Барнауле. В этой компании хорошо налажены маркетинговые исследования, прекрасные складские помещения, нормальные отношения с  таможенными органами и множество других преимуществ, однако если не приостановить скупку отечественных предприятий отрасли производства мороженого западными фирмами, есть угроза их полной потери.

Следует подчеркнуть, что рост производства мороженого в последние два- три года в том числе  был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций, в частности, своим коротким циклом  и высокими доходами. На рисунке 3  отображена структура общих иностранных инвестиций в целом в пищевую отрасль в 2003 году по данным Госкомстата.



Рис. 3. Структура иностранных инвестиций в  пищевую отрасль в России в 2003 году, млн. $

         Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в  промышленности мороженого имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны.

         Ряд крупных предприятий отрасли производства мороженого целиком изменил форму собственности, их пакет акций находится у отечественных и зарубежных представителей и инвесторов. Многие предприятия отрасли объединяются друг с другом в концерны. В такие концерны объединяются несколько фабрик, каждая из которых имеет свою историю, узнаваемое название, сложившийся круг потребителей, но переживает сейчас нелучшие времена. Объединение таких фабрик в концерны позволяет в целом снизить себестоимость  продукции местных фабрик при  производстве мороженого, соответственно,  отпускные цены на готовую продукцию, а также создает условия для повышения качества производимой продукции. Примером может служить объединение АО «Шоколадная фабрика «Россия» и АО «Кондитер», которые занимаются не только изготовлением кондитерских изделий, но и  производством мороженого. Результатом стало единое акционерное общество, получившее название «Кондитерское объединение «Россия» под руководство  фирмы «Nestle».

         Позитивным сдвигам в производстве мороженого, безусловно, способствовали принятые в последние годы федеральные законы, указы Президента,  и Постановления Правительства РФ, направленные на поддержку отечественных производителей. К числу мер государственного регулирования следует отнести регулирование таможенных пошлин на поступающее по импорту сырье и продовольствие для предприятий отрасли. Такие меры, например, принимались в отношении белого сахара, сахара- сырца, растительного масла и ряда других продовольственных товаров, которые используются в процессе производства мороженого.

         Однако, несмотря на наметившийся в последние годы рост производства мороженого в целом объемы его выпуска по сравнения с 1990 годом остаются на уровне 40- 60 %.

4. Выявление ключевых факторов успеха в конкурентной среде

Несмотря на общую тенденцию 90- х годов снижения покупательской способности а, следовательно и потребления  продуктов питания, в том числе и мороженого  (с 19 кг на душу населения в 1990 году до 8 кг в 1996 году) к 2001 году потребление мороженого увеличилось до 10,2 кг на душу населения.

Рис. 4. Потребление продуктов питания на душу населения в 1990 – 2001 годах в России, кг.

В целом по мороженому  на территории Новосибирской области по данным статистики потребление в год колеблется от 6,7 кг  у населения  с доходом до 1000 руб. в месяц и 22 кг у населения с доходом свыше 2500 рублей на человека (то есть в 3,3 раза больше).


Рис. 5. Среднедушевое потребление различных типов мороженого фирмы «Инмарко» в Новосибирской области в 2002 году, руб./мес.

На рисунке 5 видно, что наиболее потребляемый тип мороженого - мороженое «Фишка» - недорогое и доступное по стоимости практически для всех групп населения. Потребление практически всех типов мороженого максимально для наиболее обеспеченных групп населения с доходом свыше 2500 рублей.

После кризиса  в экономике середины 90- х годов компания «Инмарко» сосредоточила свои усилия именно на производстве такого недорогостоящего типа мороженого как «Фишка» и «Джемка». В структуре производства компании производств именно этих сортов мороженого занимает в последнее время в среднем от 30 до 40 %. Исходя из представленной выше диаграммы, можно увидеть, что потребление именно этих сортов мороженого в группах с доходами от 1000 до 2500 руб. практически одинаково 2,5 – 3 кг на душу населения. В связи с тем, что эта группа наиболее многочисленна, ее можно рассматривать как целевой сегмент для данного типа продукции.

В недорогом ценовом сегменте к летнему сезону введена новая марка - "Русский размах". Она заменила сразу три марки: "Щелкунчик", "Сибиряк" и Кеша". Эта марочная ротация упрощает выбор и покупку этой марки по сравнению с конкурирующими. Единый дизайн упаковки позволяет объединить в его восприятии такие виды, как брикет, стаканчик, домашнее мороженое и эскимо.

Под этой маркой теперь выпускаются и новые виды мороженого - большой брикет и трубочка, а также домашнее мороженое в пакете. Широта ассортимента, традиционное качество плюс привлекательная цена - вот слагаемые успеха марки "Русский размах", не без оснований претендующей на статус федеральной.

К лету обновилась и "Фишка" - самая "продвинутая" молодежная марка. Очень удобна новая упаковка - прозрачный пластиковый стаканчик. Жароустойчивое предложение от "Инмарко" по достоинству оценили активные потребители.

Настоящим хитом сезона обещает быть "Джемка" с йогуртом и клубникой - мороженое для приверженцев здорового образа жизни. Живые йогуртовые культуры и натуральный клубничный джем представляют собой идеальное сочетание вкуса и пользы.

Есть хорошая новость и для любителей "Магната", самой популярной марки эскимо в ассортименте "Инмарко". Они имеют возможность познакомиться с новым видом мороженого - "сэндвичем", особенность которого - сочетание питательного пломбира и шоколадного печенья.

Дети любопытны, все необычное привлекает их внимание и вызывает интерес. Эту потребность - в игре и необычных ощущениях удовлетворяет новый "Левка". К летнему сезону в компании разработано эксклюзивное для российского рынка предложение - эскимо со вкусом жевательной резинки. Это мороженное уникально еще и тем, что дарит также целый каскад экзотических вкусов (манго, киви, ананас, маракуйя). Кстати, и любимый герой детворы также преобразился, став более стильным и современным. Теперь на каждой упаковке можно найти веселые детские головоломки, игры и загадки, превращающие мороженое из лакомства в увлекательную игру.

Летом растет спрос на фруктовые льды, и не случайно - они прекрасно утоляют жажду и дарят ощущение прохлады. Новый вкус - зеленого яблока - появился и у "Дольки" - торговой марки, адресованной детям и тинэйджерам. Новая марка "Сочная долька" - это мороженое во фруктовой глазури с натуральным соком. Эта марка представлена вкусами экзотик и лимон.

Для удовлетворения интересов покупателей  в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении мороженого. Среди привлекательных и социально значимых  направлений – производство мороженого  с различными полезными добавками  натуральных фруктов, что очень нравится  и детям, и взрослым.

Товарная политика организации занимает очень важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия. Осуществление товарной политики  в компании «Инмарко» представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок   потребителей. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и  обеспечить эффективный сбыт. 

Выявление вышеописанных ключевых факторов успеха таких как свойства товаров, повышенное внимание  к которым со стороны фирмы повышает вероятность ее успеха на рынке, можно с помощью такого метода как анкетирование.

После опроса достаточного для получения репрезентативных данных по исследуемой проблеме количества респондентов получают следующие ранжированные результаты: вкус; цена; красота этикета; вид фасовки.

Таким образом, выявление ключевых факторов успеха  является очень важным этапом анализа внешней среды организации.

5. Анализ основных конкурентов  на рынке

         Всего в отрасли производства мороженного  работает 248  предприятий различной производственной  мощности и форм собственности. Однако на  рынке мороженного в основном можно видеть только трех «китов»: «Бабаевское», «Российское мороженое» , «Nestle». Так же  в  числе потенциальных конкурентов  можно назвать: АО «Народное предприятие «Мороз», АО «Ясная поляна», АО «Мороженая фабрика имени Н.К. Крупской». Концерн «А.В.К.», выпускающий продукцию более 240 наименований, владеет  фабриками «Март» и «Пчела», которые специализируются на производстве глазури для мороженого и пищевой упаковки. Российской рынок мороженого можно охарактеризовать  как рынок монополистической конкуренции.

В таблице 1 представлены основные характеристики конкурентов.

Таблица 1

Экономические характеристики основных конкурентов

Название предприятия

Производственная мощность, тыс. т

Рост производства, %

Оборот, млн. руб.

Количество наименований продукции

2001 год

2002 год

2003 год

2002 год

2003 год

«Nestle»

20,2

23,2

24

6

162,3

180,1

250

«Бабаевское»

-

82,5

73,3

-10,9

-

-

200

«Красный октябрь»

-

6,144

6,374

9,6

99,4

141,9

121

«Новосибирская»

-

-

62,8

-

1227

1490

-

«А.В.К.»

-

16

18

-

-

-

150

«Мороженая фабрика имени Н.К. Крупской»

-

-

-

-

203,3

244

-

«Рот Фронт»

-

47,7

60,7

28

-

60,0

240

 Примечание: данные пропущены в связи с недостатком информации

Для выявления оценок потребителей основных конкурентов было проведен анкетирование. В результате после обработки были получены средние значения по всем конкурентам в таблице 2.



Таблица 2

Результаты анкетирования для выявления оценок потребления мороженого

Свойства

 
Фирма

«Nestle»

«Бабаевское»

«Красный октябрь»

«Новосибирская»

«А.В.К.»

Цена

Вкус

Упаковка

Вид фасовки

7,1

6,8

6,5

3,2

7,4

6,7

5,8

3,5

5,0

4,8

4,1

1,7

3,8

3,1

4,3

2,1

5,0

4,9

4,5

2,0


Таблица 3

Результирующая таблица


Фирма

Свойства

Вес

«Nestle»

«Бабаевское»

«Красный октябрь»

«Новосибирская»

«А.В.К.»



н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

в.о.

н.о.

В.о

вкус

0,4

7,1

2,84

7,4

2,96

5

2

3,8

1,52

5

2

цена

0,3

6,8

2,04

6,7

2,01

4,8

1,44

3,1

0,93

4,9

1,47

упаковка

0,2

6,5

1,3

5,8

1,16

4,1

0,82

4,3

0,86

4,5

0,9

вид фасовки

0,1

3,2

0,32

3,5

0,35

1,7

0,17

2,1

0,21

2

0,2


1

23,6

6,5

23,4

6,48

15,6

4,43

13,3

3,52

16,4

4,57


Рис. 6. Оценка различных свойств  мороженого основных конкурентов на рынке

Анализируя интегральную взвешенную оценку конкурентоспособности производимого компанией «Инмарко» мороженого можно сказать, что продукция уступает по некоторым параметрам лишь продукции компании “Nestle”.

6.  Вывод о реальной конкурентной позиции  и стратегия фирмы

Первое мороженое под маркой «Инмарко»  было произведено в конце июня- начале июля 2000 года. Сегодня эта организация   вышло на запланированные темпы выпуска новой продукции и продолжает наращивать объемы и расширять  ассортимент.  Общий оборот по оценкам экспертов в 2003 году возможно  достигнет 136 млн. рублей., доля на рынке составит 6 %. Результаты развития подтверждают довольно высокую оценку конкурентоспособности продукции.

Основная стратегия фирмы «Инмарко» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Инмарко» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.

Основными задачами компании «Инмарко» на современном этапе является организация единых органов снабжения и сбыта; улучшение качества продукции, расширении ассортимента, модернизации знакомых сортов с целью более точного удовлетворения требований потребителя и разработка новых сортов.

Посредством рекламной кампании, а также установлением холодильников и контейнеров с продукцией «Инмарко» в закусочных, кафе и магазинах, лотков, фирма пытается завлечь в число своих потребителей различные группы покупателей: детей; рабочих и служащих, студентов во время их перерыва на обед, и другие группы потенциальных покупателей.

Компания выделяет следующие направления воздействиия на своих потребиителей:

Дом, семья - т.е. регулярное семейное потребление мороженого для ежедненого потребления на десерт. Распостранение мороженого через сеть лотков, супермаркетов.

Отдых – компания полагает, что выделение этой специфической категории крайне необходимо, поскольку это потребление существенно отличается от потребления семейного.Привлечение потребителей осуществляется через сеть дорожных лотков, небольшиих продуктовых магазинов, розничных торговых точек в местах масового отдыха.

Заключение

         В заключение сделаем несколько основных выводов.

Миссия компании «ИНМАРКО»: Наш бизнес основан на высоких стандартах качества продукта и обслуживания клиентов, на постоянном развитии нашего профессионализма и безусловном выполнении всех наших обязательств. Мы создаем не просто мороженое, мы создаем удовольствие для вас.

Рыночный сегмент производства мороженного динамично развивается, растет и производство, и потребление. Если для 90-х годов было характерно буквально взрывное увеличение числа операторов, то сейчас новые производители появляются все реже. Нынче "новости с фронтов" сводятся, скорее, к сообщениям о реструктурировании: кто-то укрупняется, объединяясь в союзы и альянсы, а кто-то сходит с арены.

 В настоящее время российский рынок мороженого растет, хоть и медленными темпами. По оценкам  экспертов, за прошлый год потребление мороженного выросло почти на 10 %.

Однако, все же положение многих средних и мелких фирм – производителей в отрасли достаточно сложное. Дорожает сырье, приходится выдерживать серьезную конкуренцию с  более крупными производителями. Тем не менее, производство мороженого как отрасль промышленности является высокорентабельным.

Непростая экономическая ситуация (низкая платежеспособность населения, высокие ставки налогов и ставки платы за кредиты, высокая стоимость сырья и энергоресурсов) привела к резкому спаду производства на отечественных предприятиях и, следовательно, к уменьшению коэффициента использования производственных мощностей.

Действующей силой в отрасли  производства мороженого является наличие барьеров  для входа в отрасль. Барьеры входа во всю отрасль пищевой промышленности в целом существенны и носят различный характер для предприятий разной мощности.

Рост производства мороженого в последние два- три года в том числе  был обеспечен предприятиями, построенными за счет иностранных вложений и инвестиций, так как эта отрасль привлекательна по широкому спектру позиций.

Характерной особенностью отрасли является тот факт, что инвестиционные средства стали использоваться преимущественно на установку нового оборудования. На эти цели выделяется около 60 % средств. Эту тенденцию следует признать положительной, так как в  промышленности мороженого имеются свободные производственные площади. При обновлении производства, замене устаревшего оборудования затраты на строительную часть незначительны, в частности, своим коротким циклом  и высокими доходами.

Для удовлетворения интересов покупателей  в компании могут быть разработаны своеобразные дизайны при оформлении мороженого. Среди привлекательных и социально значимых  направлений – производство мороженого  с различными полезными добавками  натуральных фруктов, что очень нравится  и детям, и взрослым.

Товарная политика организации занимает очень важное место в повышении конкурентоспособности предприятия, так как именно товар, его качество, ассортиментный набор влияют на конкурентные позиции продукции и успех предприятия. Осуществление товарной политики  в компании «Инмарко» представляет собой серию конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействия на рынок   потребителей. Эти меры касаются потребительских свойств выпускаемой продукции, разработки новых ее видов, оптимизации ассортимента и преследуют, прежде всего, цель – довести качественные характеристики товара до уровня конкретных запросов покупателей выбранного сегмента рынка и  обеспечить эффективный сбыт.

Основная стратегия фирмы «Инмарко» сегодня- это стратегия прибыли. Так как организация находится на зрелой стадии жизненного цикла, когда конкуренция уже достаточно стабильна и темпы роста рынка уже слегка замедлены, то основной целью компании становится повышение ее рентабельности, а не рост (хотя рост по- прежнему продолжается, как и освоение новых сегментов). Инвестиции в организации сохраняются на уровне, необходимом для поддержания соответствующих объемов, а прибыль доведена до максимума. Повышение рентабельности в организации достигается в результате квалифицированной сегментации рынка и эффективного использования имеющихся активов. Для повышения эффективности использования ресурсов в организации определяются те капиталовложения, где расходы могут быть снижены, доходы увеличены, и потенциал синергетического эффекта предельно используется. Можно сказать, что стратегия роста прибыли в компании «Инмарко» успешно разработана, так как в итоге она приводит к увеличению положительного потока денежной наличности в организации.



















Список литературы

1)     Андреев А.А., Радичка Д.м. Стратегическое управление: Учеб. пособ. – Омск. : ЦОАУ, 1996.- 160 с.

2)     Глухов В.В. Менеджмент: Учеб.. – СПб.: Спецлит, 2000.- 300с .

3)     Ефремов В.С. Стратегия бизнеса. Концепции и методы планирования. – М.: Финпресс, 1998.- 286 с.

4)     Идрисов А.Б., Картышев С.В., Постников А.в. Стратегическое планирование и анализ эффективности инвестиций. – 2 изд. – М.: Филин, 1996.- 245 с.

5)     Менеджмент организации: современные технологии  / Под ред. В.А. Кузнецова. – Ростов на Дону: Феникс, 2002.- 480 с.

6)     Минцберг Г. Стратегический процесс: концепции, проблемы, решения. – СПб.: Питер, 2001.- 684 с.

7)     Минцберг Г и др. Школа стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегии менеджмента. – СПб.: Питер, 2000. – 331с.

8)     Попов С.А. Стратегическое управление: 17- модульная программа для менеджеров. – М.: Инфра- М, 1999.- 321 с.

9)     Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Концепции и ситуации/ Пер с анг. – М.: Инфра- М, 2000.- 412 с.

10)                      Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий / Пер с .анг. М.: ЮНИТИ, 1998. – 506 с