Содержание
Введение.. 3
1. Основные международные экономические организации (МЭОР) 5
1.1 Понятие и классификация международных организаций. 5
1.2 Всемирная торговая организация (ВТО) 8
1.2.1 Цели, функции и принципы ВТО.. 8
1.2.2 Организационная структура ВТО.. 9
1.3 Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) 10
1.3.1 Цели и членство в ОПЕК.. 10
1.3.2 Организационная структура. 11
1.4 Международная торговая палата (МТП) 12
1.4.1 Цели и функции деятельности. 12
1.4.2 Организационная структура: 14
1.5 Международный торговый центр ЮНКДАТ/DNJ (МТЦ) 16
1.5.1 Цели и функции организации. 16
1.5.2 Организационная структура: 17
1.6 Другие международные экономические организации. 17
2. Проблемы и последствия вступления России в ВТО.. 18
2.1. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО.. 19
2.2 Всемирная торговая организация - благо или беда для России?. 26
Заключение.. 32
Список литературы... 35
Введение
Регулирование международной торговли на межгосударственном уровне представляет собой совместно принимаемые правительствами разных стран на основе компромиссов договоренности (правовые положения, нормы, процедуры, согласованные взаимные обязательства, рекомендации) в области экономической политики и практики, отражающие интересы стран – участниц. Регулирование нацелено на создание определенных предпосылок, способствующих дальнейшему развитию мирохозяйственных связей между заинтересованными государствами, в частности, путем достижения стабильности и предсказуемости режима доступа на рынке.
Основными направлениями многостороннего регулирования мировой торговли в современных условиях являются следующие:
- создание заинтересованными государствами договорно-правовой основы торгово-экономических отношений, включая важнейшие принципы и нормы;
- выработка договоренностей относительно применения на национальном уровне комплекса торгово-политических средств воздействия на мирохозяйственные связи, определение рамок и возможностей использования отдельных инструментов торговой политики;
- формирование и дальнейшее развитие международных институтов, содействующих достижению договоренностей и решению спорных проблем, возникающих между странами – участницами, их объединениями и группировками;
- обмен информацией и опытом организации торгово-экономических связей.
В современном мире основная часть мировых торговых отношений осуществляется под наблюдением международных экономических организаций. Тем более, что сейчас Россия всеми силами стремится войти в состав Всемирной торговой организации.
В настоящее время в России декларируется, что национальные интересы направлены на глубокую структурную перестройку промышленности, предусматривающую конверсию оборонных предприятий, на создание института частной собственности на землю в целях реорганизации сельского хозяйства, а также на реформирование армии, науки и образования. Расходы, связанные с реализацией этих капиталоемких программ в сжатые сроки, превышают внутренние ресурсы страны, что вынуждает Россию интегрироваться с мировым сообществом, обращаться к внешним источникам заимствования: международным экономическим организациям, среди которых в последнее время видное место занимают Международный валютный фонд (МВФ) и Международный банк реконструкции и развития (МБРР), являющийся ведущей организацией группы Всемирного банка (ВБ).
Интеграция России в мировую экономику подразумевает под собой постепенное присоединение страны к международным финансовым институтам. Это становится тем более очевидным при условии возросшей взаимозависимости стран мира: далее невозможно уже развиваться обособленно от всего цивилизованного общества, как это было в период «холодной войны». Так, СССР в 1985 г. начинает делать первые шаги, направленные на вступление в МВФ и МБРР. Однако все реальные препятствия и трудности, возникшие на этом пути, были преодолены уже после распада СССР и 1 июня 1992 г. Но развитие отношений России и международных организаций только на начальном этапе.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение основных международных экономических организаций и места России в них.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть понятие и классификацию международных организаций;
- Рассмотреть основные международные экономические организации;
- Рассмотреть отношения России и ВТО;
- Раскрыть стратегические аспекты присоединения России к ВТО;
- Выявить недостатки и достоинства участия России в ВТО.
1. Основные международные экономические организации (МЭОР)
1.1 Понятие и классификация международных организаций
Под международными правительственными экономическими организациями понимаются международные организации, членами которых являются государства и которые учреждены на основе соответствующих договоров (Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО), Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД) были созданы в порядке исключения на основе резолюций Генеральной Ассамблеи ООН) для выполнения определенных целей. Эти организации имеют систему постоянно действующих органов и обладают международной правосубъектностью (способностью иметь права/обязанности или приобретать их посредством своих действий, например, право на заключение договоров, право на привилегии и иммунитета и т.д.)[1].
В резолюции Экономического и Социального Совета ООН (ЭКОСОС) от 27 февраля 1950 г. содержится следующее определение международных неправительственных организаций: «Любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения, считается неправительственной организацией». Эти организации в отличие от межгосударственных (межправительственных) организаций не являются субъектами международного (публичного) права, однако осуществляют свою деятельность в национальной, региональной и международной системе отношений межгосударственного или иного характера и имеют статус юридического лица. Безусловно, их деятельность оказывает определенное влияние на политику государств и международных правительственных экономических организаций.
Для современных международных организаций характерны дальнейшие расширение их компетенции и усложнение структуры. Для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов. С учетом этих признаков можно констатировать, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.
Возможны различные классификации этих организаций. В современных условиях целесообразно выделять следующие их виды[2]:
1. Межгосударственные универсальные организации, цель и предмет деятельности которых представляют интерес для всех государств мира. Это прежде всего система ООН и специализированные учреждения ООН, являющиеся самостоятельными международными экономическими организациями. Среди них можно выделить МВФ, МБРР и его дочерние организации — Международную финансовую корпорацию (МФК) и Международную ассоциацию развития (МАР), а также ВТО и Конференцию ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД).
2. Межгосударственные организации регионального и межрегионального характера, которые создаются государствами для решения различных вопросов, в том числе экономических и финансовых. Примером организаций первого типа служит ЕБРР. Данные организации также могут создаваться на основе критериев экономического развития входящих в них государств. Типичным примером здесь является Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объединяющая промышленно развитые страны различных регионов мира (второй тип организаций).
3. Международные экономические организации, функционирующие в отдельных сегментах мирового рынка. В этом случае они чаще всего выступают в форме товарных организаций (соглашений), объединяющих широкий или узкий круг стран. Поэтому в международные экономические организации часто включают Организацию стран — экспортеров нефти (ОПЕК, 1960 г.), Международное соглашение по олову (1956 г.), Международные соглашения по какао (периодически заключаемые с начала 70-х гг.), Международные соглашения по кофе (заключаемые с начала 60-х гг.). Международное соглашение по текстильным товарам (МСТТ, 1974 г.). Между понятиями «международные организации» и «соглашения» (здесь не имеются в виду двусторонние соглашения) не всегда существует четкое различие. Некоторые фактически международные организации формально являются соглашениями, и наоборот: на базе международного соглашения создается секретариат, выполняющий на постоянной основе организационные функции, регулярно созывающий представителей стран-членов, собирающий и обобщающий статистическую и другую информацию, периодически выпускающий печатные издания.
4. Международные экономические организации, представленные полуформальными объединениями типа «семерки» (США, Япония, Канада, ФРГ, Франция, Великобритания и Италия). От состояния экономики этих лидеров мирового хозяйства во многом зависит экономическая «погода» на всей планете. Поэтому в ходе ежегодных конференций (с 1974 г.) они наряду с другими вопросами рассматривают наиболее актуальные проблемы мировой экономики и вырабатывают общую линию поведения. Эти решения часто определяют политику МВФ, МБРР и других международных экономических организаций. Как известно, Россия приняла участие в 24-м саммите (Бирмингем, май 1998 г.) как член «большой восьмерки».
К этому виду организаций также следует отнести Парижский клуб стран-кредиторов (действующий на межгосударственном уровне) и Лондонский клуб (действующий на межбанковском уровне).
5. Различные торгово-экономические, валютно-финансовые и кредитные, отраслевые или специализированные экономические и научно-технические организации.
В целом, в настоящее время количество международных организаций превысило 7000 (около 900 организаций имеют консультативный статус в ООН и ее специализированных учреждениях и прямо или косвенно воздействуют на процесс принятия решений, касающихся предмета их деятельности).
Далее рассмотрим деятельность некоторых международных организаций.
1.2 Всемирная торговая организация (ВТО)
1.2.1 Цели, функции и принципы ВТО
Созданная в 1995 году Всемирная торговая организация (соглашение было подписано в Марракеше в 1994 г.) сменила ГАТТ, которое было преобразовано в соответствии с итогами Уругвайского раунда и включает все принятые под патронажем ГАТТ соглашения и договоренности. Всемирная торговая организация является единственной правовой и институциональной основой всемирной торговой системы.
Целью ВТО является либерализация международной торговли и придание ей устойчивой основы, обеспечивая таким образом экономический рост и развитие и повышение благосостояния людей. Это достигается частично на основе выработки и установления правил и соглашений, касающихся торговли между странами – членами и частично путем переговоров, направленных на дальнейшую либерализацию торговли товарами и услугами[3].
Функции:
- Административная работа, связанная с многосторонними соглашениями, которые в целом и составляют ВТО, и их имплементацией.
- Наблюдение за состоянием мировой торговли и предоставление консультаций по вопросам управления в области международной торговли.
- Выполнение роли форума для многосторонних торговых переговоров.
- Обеспечение механизмов примирения для урегулирования торговых споров.
- Наблюдение за торговой политикой государств.
- Сотрудничество с другими международными учреждениями, влияющими на определение глобальной торговой политики.
Принципы:
- Торговля без дискриминации (принцип наибольшего благоприятствования).
- Предсказуемый и расширяющийся доступ к рынкам.
- Содействие справедливой конкуренции.
- Защита посредством таможенных пошлин.
- Поощрение развития и экономических реформ.
На 1 января 2003 г. во ВТО входило 144 страны-участницы.
1.2.2 Организационная структура ВТО
Организационная структура ВТО определена в ст. IV Соглашения о создании ВТО. Высшим органом ВТО является Конференция на уровне министров, которая собирается раз в два года. За выполнение текущей работы ВТО отвечает Генеральный совет, состоящий из представителей членов ВТО. Генеральный совет делегирует функции трем советам: Совету по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность, Совету по торговле товарами и Совету по торговле услугами.
Совет по торговле товарами осуществляет контроль за действиями многосторонних соглашений по торговле товарами, содержащихся в Приложении 1А Соглашения о создании ВТО. Он руководит деятельностью 14 комитетов, которые занимаются контролем за соблюдением принципов ВТО и соглашений ГАТТ – 1994 по важнейшим направлениям деятельности ВТО в сфере торговли товарами.
В 1996 г. был создан Комитет по региональным торговым соглашениям, который наблюдает за соглашениями о зонах свободной торговли и таможенными союзами, относящимися к ВТО, обеспечивая форум для проведения переговоров и дискуссий во взаимоотношениях между региональными соглашениями и многосторонней торговой системой.
Совет по торговым аспектам прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС) осуществляет контроль за соблюдением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1С к Соглашению о создании ВТО. Он занимается также вопросами, связанными с избежанием конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соответствующего соглашения, содержащегося в Приложении 1В, а также оказывает помощь группам переговоров по таким вопросам, как базовые телекоммуникации, передвижение физических лиц, услуги по морским перевозкам. Он имеет в своем составе Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочую группу по профессиональным услугам.
Генеральному совету подчинены 4 комитета: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с платежным балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам. Кроме того, в его ведении находятся 2 специальных органа: по проведению периодических обзоров торговой политики и рассмотрению спорных вопросов.
1.3 Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК)
1.3.1 Цели и членство в ОПЕК
ОПЕК была создана на Багдадской конференции в 1960 году. Ее устав, утвержденный в Каракасе в 1961 году, был полностью пересмотрен в 1965 году, и позже в него неоднократно вносились поправки.
Цели:
- Координация и унификация нефтяной политики государств – членов.
- Определение наиболее эффективных индивидуальных и коллективных средств защиты их интересов.
- Изыскание способов и средств обеспечения стабильности цен на мировых рынках нефти с целью недопущения их ненужных и наносящих ущерб колебаний.
- Постоянное уделение должного внимания интересам стран – производителей нефти и необходимости обеспечения: устойчивых доходов стран – производителей нефти; эффективного, рентабельного и регулярного снабжения стран – потребителей; справедливых доходов от инвестиций в нефтяную промышленность; охраны окружающей среды в интересах нынешних и будущих поколений.
В составе ОПЕК – 12 стран – членов. Членами – учредителями ОПЕК являются 6 стран: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия и Саудовская Аравия. Впоследствии в число членов были приняты еще 6 стран: Алжир, Габон, Индонезия, Катар, Нигерия, ОАЭ.
Членство:
Статья 7 Устава ОПЕК гласит: «Полноправными членами могут быть только члены-основатели и те страны, чьи заявки на прием были одобрены Конференцией. Любая другая страна, в значительных мерах экспортирующая сырую нефть и имеющая интересы, в своей основе схожие с интересами стран-членов, может стать полноправным членом при условии, что ее принятие будет одобрено большинством в ¾ голосов, включая голоса всех членов-учредителей.
Статус ассоциированного члена не может быть предоставлен ни одной стране, которая не имеет интересов и целей, схожих в своей основе с интересами государств – членов».
1.3.2 Организационная структура
Конференция, состоящая из делегаций (до 2-х делегатов, советники, наблюдатели), представляющих государства – члены, обычно возглавляется министрами нефти, добывающей промышленности или энергетики. Она является высшим органом ОПЕК. На проводимых дважды в год заседаниях, обычно в штаб-квартире в Вене, Конференция определяет основные направления политики ОПЕК, пути и средства их практического осуществления и принимает решения по докладам и рекомендациям, представляемым Советом управляющих, а также по бюджету. Конференция избирает своего президента (остается на этом посту до следующего заседания), подтверждает назначение членов Совета управляющих. В своей работе Конференция опирается на ряд комитетов, среди которых Комитет министерского мониторинга, созданный для того, чтобы отслеживать ситуацию на рынках и представлять рекомендации о тех или иных мерах, а также специальные комитеты.
Совет управляющих проводит не менее 2-х сессий в год, на которых должны быть представлены все государства – члены. Совет несет ответственность за управление деятельностью ОПЕК и за воплощение в жизнь решений и резолюций Конференции, принимает решения по докладам, представляемым генеральным секретарем, представляет доклады и рекомендации на рассмотрение Конференции и подготавливает годовой бюджет.
Секретариат осуществляет свои функции под руководством Совета управляющих. Генеральный секретарь является высшим должностным лицом Организации, полномочным представителем ОПЕК и главой Секретариата. Он организует и руководит работой Организации. Экономическая комиссия ОПЕК занимается вопросами содействия стабильности на международных нефтяных рынках при справедливых уровнях цен, с тем, чтобы нефть могла сохранить свое значение в качестве первостепенного глобального энергоисточника в соответствии с задачами ОПЕК, ведет тщательное наблюдение за изменениями на рынках энергии и информирует Конференцию об этих изменениях.
1.4 Международная торговая палата (МТП)
1.4.1 Цели и функции деятельности
Международная торговая палата была основана как неправительственная организация в 1919 году. Это – действующая во всемирном масштабе организация частного предпринимательства, объединяющая компании и другие объединения из развивающихся и развитых стран.
Цели[4]:
- Содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и свободных рынков, свободного движения капиталов.
- Принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли.
- Защита системы частного предпринимательства.
- Стимулирование регулирования предпринимательства самими предпринимателями.
Функции:
- Привлекать внимание правительств к проблемам бизнеса.
- Представлять рекомендации правительству страны, где проходит встреча «Группы 7».
- Представлять точки зрения, существующие в промышленно развитых и развивающихся странах, в Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждениях.
- Обеспечивать гармонизацию торговой практики.
- Подготавливать принимаемые добровольно кодексы поведения в сфере бизнеса.
- Рассматривать вопросы, затрагивающие предпринимательство, банковское дело, окружающую среду, финансовую систему, страхование, морской и воздушный транспорт, налогообложение, международные инвестиции, интеллектуальную собственность, маркетинг и торговую политику.
- Комментировать законодательные предложения и другие изменения, затрагивающие сферу деятельности МТП, и доводить до сведения мировой общественности свои взгляды.
- Бороться с экономической преступностью.
Членство может быть приобретено двумя путями:
- принадлежность к национальному комитету или национальной группе МТП;
- прямое членство в странах, не имеющих национального комитета или группы.
Членами могут стать следующие экономические организации:
- корпорации, компании, фирмы и другие юридические лица, а также частные лица, связанные с международным бизнесом;
- национальные и местные организации, представляющие предпринимательские и профессиональные интересы своих членов, если главные цели таких организаций не являются политическими.
1.4.2 Организационная структура:
Совет, являющийся высшим руководящим органом, собирается, как правило, дважды в год. Члены Совета назначаются национальными комитетами и группировками.
Исполнительный совет, в состав которого входят от 15 до 21 члена, несет ответственность за проведение в жизнь политики МТП. Он проводит не менее трех сессий в год, дважды совместно с Советом. Генеральный секретарь является секретарем Исполнительного совета.
Финансовый комитет консультирует Исполнительный совет по финансовым вопросам, подготавливает бюджет, контролирует бюджетные расходы и доходы, представляет очередные доклады Исполнительному совету.
Международная штаб-квартира, возглавляемая генеральным секретарем, координирует всю деятельность МТП.
Политика МТП и практические рекомендации разрабатываются специализированными рабочими органами (комиссии, рабочие группы). Комиссии занимаются основными вопросами политики МТП (международная торговая политика, финансирование, международный арбитраж, страхование, налогообложение, многонациональные предприятия и международные инвестиции, окружающая среда, энергетика и т.д.). Рабочие группы создаются на временной основе для разработки и осуществления конкретных проектов, о чем представляют доклады соответствующему постоянному органу[5].
Международный арбитражный суд, включая Международную организацию по урегулированию споров в морских перевозках и Международный центр экспертизы, является ведущим органом по разрешению международных торговых споров посредством арбитража.
Международное бюро торговых палат (МБТП) является всемирным форумом торговых палат. Оно обеспечивает проведение международных встреч для обсуждения возникающих проблем, обмена опытом и знаниями между руководящими работниками палат развитых и развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой.
Всемирный промышленный совет по вопросам окружающей среды выступает в качестве защитника интересов деловых кругов, связанных с экологическими вопросами, и поддерживает тесные связи с правительствами и международными организациями.
Службы МТП по борьбе с экономической преступностью: 1) Международное морское бюро занимается предотвращением и борьбой с мошенничеством в международном морском транспорте; 2) Бюро МТП по борьбе с подделками занимается предотвращением подделок товаров с торговыми марками, а также патентов, авторских прав и промышленных образцов и моделей; 3) Бюро по борьбе с экономической преступностью занимается коммерческими преступлениями в области банковского дела, инвестиций, страхования и т.д.; 4) Центр морского сотрудничества содействует развитию международного морского сотрудничества на всех уровнях и во всех аспектах морской индустрии, за исключением судостроительства.
Конгресс является высшим органом МТП.
Конференции проводятся в периоды между конгрессами в целях обсуждения конкретных тем, имеющих важное значение для международного сообщества деловых кругов. Национальные комитеты и группы выражают основные экономические интересы своих стран.
1.5 Международный торговый центр ЮНКДАТ/DNJ (МТЦ)
1.5.1 Цели и функции организации
Создан в 1964 году по решению стран – членов Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ) с целью оказания содействия развития торговли путем предоставления внешнеторговой информации и консультационных услуг в области международной коммерческой деятельности, а также предоставления технических услуг по осуществлению конкретных проектов. С 1968 года ЮНКТАД присоединился к ГАТТ в качестве участника МТЦ. Правовой статус МТЦ был определен Генеральной Ассамблеей в 1974 г. как рабочего вспомогательного органа ГАТТ и ООН, действующего через ЮНКТАД. В 1995 его название изменилось на МТЦ ЮНКТАД/ВТО в связи с образованием ВТО в качестве преемника ГАТТ[6].
В соответствии со своим статусом МТЦ не имеет собственного членства. Фактически его членами являются государства – члены ВТО и ЮНКТАД.
Цели:
- содействие созданию в развивающихся странах инфрастуктуры для стимулирования торговли;
- выявление и оказание помощи в освоении экспортных рынков;
- создание специализированных национальных служб содействия торговле;
- стимулирование развития торговли на многосторонней основе;
- подготовка кадров; совершенствование техники импортных операций.
Функции:
- содействие повышению качества продукции и развитию маркетинговой деятельности;
- оказание услуг по технике осуществления торговых операций;
- предоставление информации о международной торговле;
- оказание содействия в подготовке кадров;
- предоставление помощи в осуществлении импортных и обеспечивающих операций;
- определение потребностей и разработка программ содействия развитию торговли.
Во всех направлениях МТЦ особое внимание уделяет наименее развитым развивающимся странам.
1.5.2 Организационная структура:
Основополагающие руководящие принципы для деятельности МТЦ определяет Генеральный Совет ВТО и Совет по торговле и развитию ЮНКТАД. Межправительственный контроль за работой МТЦ осуществляет Объединенная консультативная группа – ОКГ по делам МТЦ, в состав которой входят представители всех государств – членов ЮНКТАД и ВТО. В компетенцию ОКГ входит проведение ежегодных сессий для рассмотрения деятельности МТЦ и выработки рекомендаций для руководящих органов ЮНКТАД и ВТО. В период между сессиями ОКГ оперативная деятельность МТЦ осуществляется Секретариатом. Он отвечает за общее руководство деятельностью МТЦ. МТЦ не имеет региональных или государственных представительств.
Финансирование деятельности МТЦ осуществляется за счет равных взносов ЮНКТАД и ВТО в регулярный бюджет.
МТЦ координирует свою деятельность с рядом международных организаций, в особенности с теми, которые входят в систему ООН.
1.6 Другие международные экономические организации
Помимо вышеуказанных международных экономических организаций существует еще значительная часть – Организация арабских стран – экспортеров нефти (ОАПЕК); Межправительственный совет стран – экспортеров меди (СИПЕК); Международная ассоциация бокситодобывающих стран (МАБС); Ассоциация стран – производителей ртути; Ассоциация стран – продуцентов серебра; Ассоциация стран – экспортеров железной руды (АПЕФ); Организация стран – экспортеров вольфрама (ОТЕК); Ассоциация стран – производителей олова (АСПО); Организация восточнокарибских государств (ОВКГ); Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА); Андская группа; Южный общий рынок (МЕРКОСУР); Центральноамериканский общий рынок (ЦАОР); Центральноамериканский банк экономической интеграции (ЦАБЭИ) и т.д.
2. Проблемы и последствия вступления России в ВТО
Предшественником ВТО было Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), инициаторами создания которого стали американцы в конце Второй мировой войны. Тогда существовали Международный валютный фонд, Мировой банк, но не было организации, регулирующей сферу международной торговли. Два года формировалась ее идеология, определялись задачи. В 1947 году заинтересованные страны, а их было 23, не только одобрили предложенный устав, но и заключили Генеральное соглашение, вступившее в силу с 1 января 1948 года. ВТО была учреждена в 1995 году, став преемником ГАТТ, со штаб-квартирой в Женеве[7].
Сегодня в ВТО входит 140 стран мира, в т. ч. ряд государств СНГ (Грузия, Киргизия, Молдова). Почти 30 стран ведут переговоры об условиях присоединения к ВТО. В их числе - Россия, Китай, Украина и другие.
Годовой бюджет ВТО составляет 127 млн швейцарских франков (примерно $80 млн). Он формируется за счет взносов и используется для обеспечения работы секретариата, насчитывающего 500 сотрудников.
На долю членов ВТО приходится более 90 % мировой торговли товарами и услугами.
Высший руководящий орган ВТО - Конференция министров. Она проводится один раз в два года, как правило, на уровне министров торговли или иностранных дел. Текущим управлением деятельности ВТО занимается Генеральный совет. Он проводит не только обзоры торговой политики, но и разбирает торговые споры между членами ВТО. В составе ВТО есть десятки специализированных комитетов, рабочих и экспертных групп, занимающихся вопросами реализации отдельных элементов многосторонних соглашений.
Уникальность ВТО состоит в том, что это впечатляющий переговорный механизм, в котором участвуют эксперты из разных областей экономики и права, и переговоры касаются миллиардных сумм[8]. В результате устанавливаются правила международной торговли, экспорта и импорта товаров и услуг.
2.1. Стратегические аспекты присоединения России к ВТО
Защита национальных интересов в процессе присоединения России к ВТО предполагает решение двух взаимосвязанных задач - обеспечение оптимальных сроков вступления в ВТО, а также выработку приемлемой исходной позиции нашей страны перед присоединением к ВТО. При этом важно отметить, что затягивание процесса присоединения к ВТО отнюдь не обязательно приводит к укреплению исходной позиции России. Пример переговорного процесса Китая и ВТО свидетельствует о том, что затягивание сроков вступления может привести к росту объема требований по отношению к кандидату на вступление в организацию. С точки зрения выработки благоприятных условия для присоединения к ВТО следует отметить, что на первых этапах переговорного процесса в СТО Россия неоднократно повышала импортные пошлины в целях укрепления своей исходной позиции. Действительно, чем выше изначальный уровень импортных тарифов, тем больше объем уступок, который она может получить от контрагентов в обмен на снижение пошлин. При этом основным фактором, который принуждал российскую сторону повышать пошлины, явилось то, что на таможенный тариф можно повысить лишь до вступления в ВТО, после чего это сделать уже практически невозможно. Что также крайне важно, на первых этапах внешнеторговой либерализации степень защиты внутреннего рынка оказалась крайне низкой, что объективно требовало разработки средств таможенно-тарифной защиты российских производителей и временного повышения импортного тарифа. В ходе переговоров процесса представители ВТО высказались против повышения таможенных барьеров Россией, угрожая затягиванием переговоров в случае дальнейшего повышения импортных тарифов в период переговорного процесса. В результате эпизодическое повышение импортного тарифа со стороны России, как, например, в 1995г. приводило к затягиванию переговоров. В дальнейшем позиция России изменилась - в 2000г. была начата внешнеторговая реформа, которая сопровождалась рационализацией структуры импортного тарифа и его снижением с 13 до 11%[9]. Снижение таможенных барьеров во многом диктовалось потребностями экономического развития в послекризисный период, но отчасти такого рода шаг со стороны России был также направлен на ускорение переговорного процесса со странами ВТО. В феврале 2002г. правительство решило пойти еще дальше и пересмотреть ограничения по доступу на рынок финансовых услуг, а также импортные пошлины на продукцию черной металлургии, автопрома, авиапромышленности и фармацевтику. При всей целесообразности дальнейшей внешнеторговой либерализации в России, стратегические соображения требуют учета специфики переговорного процесса с ВТО.
Зависимость между сроками присоединения к ВТО и переговорной позицией страны далеко неоднозначна, с одной стороны, затягивание переговоров может привести к ослаблению переговорной позиции, но, с другой стороны, “революционные” темпы принятия на себя обязательств по отношению к ВТО также чреваты потерями для национальных интересов России.
Прецедент стратегии, предусматривавшей крайне сжатые сроки присоединения к ВТО, есть: это Китай, который вел переговоры о вступлении с этой организацией еще с 1983г. В 1984г. Китай стал участником действующего в рамках ГАТТ Международного соглашения по торговле текстилем на правах развивающейся страны. В июле 1986г. КНР подала заявку на восстановление своего статуса договаривающейся стороны в ГАТТ. В мае 1987г. была образована рабочая группа ГАТТ по рассмотрению китайской заявки. Начались сложные и длительные переговоры. За восемь лет до преобразования ГАТТ в ВТО (1987-1994) состоялось 19 заседаний рабочей группы ГАТТ по Китаю. “Камнем преткновения” в обсуждавшихся условиях вступления Китая в ВТО является не столько доступ на его рынок, сколько проблемы прозрачности экономического режима страны. Формирования ее правовой, административной и институциональной системы, механизмов выполнения принимаемых обязательств. Уже тот факт, что вопрос о присоединении Китая к ВТО стал одним из основных в его отношениях с развитыми странами Запада, говорит о признании последними значимости стремительного роста экономического потенциала КНР, об уходе на второй план противоречий политико-идеологического характера. Прагматизм в отношении к Пекину сочетался с расчетами развитых стран влиять на эволюцию экономической и политической системы КНР посредством выдвижения требований по осуществлению рыночных преобразований. При этом необходимо подчеркнуть, что Китай, делая уступки Западу и реформируя внешнеэкономическую систему, сохранял высокообщественную экономику с централизованным регулированием, а западный бизнес, наращивая свое присутствие на китайском рынке, достаточно умело к этому приспосабливался. Китай цепко торговался на переговорах с ВТО. Парадоксально, но именно в результате чрезмерного рвения со стороны Китая, эта страна не успела стать членом ГАТТ еще до образования ВТО, что несомненно давало бы определенные преимущества. Все дело в том, что с самого начала Пекин делал очень существенные уступки странам-членам ГАТТ. Это касалось как соглашений по тарифным, так и по нетарифным барьерам. Когда же представители китайской стороны решили отказаться от уже сделанных уступок, ответом со стороны ГАТТ/ВТО стало ужесточение режима принятия Китая в организацию. В результате даже снижение импортных тарифов по 5000 товарным позициям, которое одновременно снижало ставку средневзвешенного импортного тарифа с 36 до 23%, оказывалось недостаточным. В области так называемых “новых сфер” компетенции ВТО Китай повторил ту же ошибку, заключив соглашение с США о защите прав на интеллектуальную собственность, после чего количество нарушений в этой области с его стороны увеличилось в несколько раз, а США и Китай оказались на пороге торговой войны. Последнее резко затрудняло достижение соглашения между двумя странами в рамках переговорного процесса по принятию Китая в ВТО. В дальнейшем позиция Китая изменилась - согласно заявлениям представителей этой страны, “основополагающие интересы не будут обменены на допуск в ВТО”. Во многом такого рода позиция была также продиктована тем, что, по оценкам китайских специалистов, “принятие на себя всех прав и обязанностей члена ВТО в полном объеме принесет Китаю значительные трудности. По крайней мере в первые 5-10 лет экономические потери... превысят дополнительные валютные и прочие поступления”. Вплоть до конца 90-х годов средний уровень таможенного тарифа КНР превышал уровень таможенного обложения развивающихся стран (155%) и был значительно больше показателя развитых стран (4,9%). При этом следует напомнить, что итогом Уругвайского раунда переговоров в рамках ГАТТ (1986-1994гг.) явилось соглашение о снижении среднего уровня таможенных пошлин до 3,5% для развитых стран и 10% для развивающихся стран (последний показатель согласно обязательствам китайской стороны будет достигнут лишь к 2005г.). Противоречит нормам ВТО и Китайская преференциальная налоговая политика в открытых экономических районах страны, помимо этого, надо признать, что ставки таможенного тарифа КНР, превышающие 25%, до последнего времени охватывали до трети общего тарифного списка, а тарифные ставки менее 5% составляют менее 10% общего их списка. Количественные ограничения, действующие в Китае, распространялись в 2000г. примерно на 20% китайского импорта. Китаю, при его куда более конкурентоспособной экономике, удалось при вступлении в ВТО по большинству вопросов фактически добиться получения статуса развивающейся страны. Отвергнув обязательства по выполнению соглашений в рамках ВТО в полном объеме с момента присоединения КНР, сумела оговорить предоставление переходного периода, в ряде областей, предусмотренного нормами этой организации для развивающихся стран. Китай не стал торопиться с присоединением к Соглашениям ВТО о правительственных закупках и по торговле гражданской авиатехникой, а также с обязательствами выходящими за рамки переговоров о вступлении в ВТО в сфере приватизации, инвестиционного режима, связывание экспортных тарифов и др. Во второй половине десятилетия акцепт в Китайской переговорной политике делался на долговременном достижении компромиссных развязок, которые свели бы к минимуму возможные потери в ходе первоначального этапа после вступления, при сохранении жесткости по нескольким принципиальным вопросам[10]. Продолжительность переговоров китайскую сторону не пугала, поскольку в Пекине были твердо убеждены, что Запад в не меньшей степени заинтересован в полноправном членстве Китая в ВТО, а излишняя поспешность в решении вопроса лишь приведет к неоправданному экономическому ущербу. Такая убежденность китайской стороны основывалась на растущей вовлеченности деловых кругов развитых стран в экономическое взаимодействие с КНР, при котором им становилось все более невыгодно держать Китай за рамками ВТО.
Нельзя не заметить то, в какой степени схожи позиции России и Китая в переговорном процессе с ВТО. Экономика обеих сторон переживает переходный период и фактически делится на две части - рыночную, в основном экспортоориентированную, и отсталую, в основном государственную, существующую преимущественно за счет дотаций от государства. У наших стран фактически одинаковы “проблемные сферы во внешнеторговой системе”, впрочем, как и “проблемные контрагенты” в процессе вступления в ВТО. Все это в свою очередь диктует необходимость учета опыта Китая в переговорном процессе. В то же время следует отметить, что существуют факторы, вынуждающие Россию ускорить процесс вступления в ВТО. Одним из них является создание Россией совместно с рядом стран СНГ таможенного союза, причем страны, входящие в данную интеграционную группировку, уже подали соответствующие заявки на вступление в ВТО. Более того, в 1998г. в ВТО была принята Киргизия - один из членов таможенного союза. Принятие в ВТО стран таможенного союза раньше России может привести предъявлению требований по отношению к нашей стране принять условия, близкие к тем, на которых был принято в ВТО ее партнер по союзу. Кроме того, с принятием стран таможенного союза в ВТО и параллельным снижением импортных пошлин в этих странах до более низкого уровня, чем в России или в целом по таможенному союзу, эффективная ставка импортного тарифа России снижается, что отражает более низкий уровень защиты отечественного рынка. Говоря о проблемах с СНГ, Таможенным союзом, можно принять за основу китайский подход к взаимодействию с мировым хозяйством, не повторяя путь Киргизии, осознать, что крупной экономике естественно проводить в целом более протекционистский курс, а внутренним отсталым районам хозяйства - поэтапно и селективно входить в интенсивный контакт с внешним миром, привлекая инвесторов прежде всего устойчивым ростом и емкостью рынка. Как важный переговорный ресурс можно использовать обязательства России перед государствами СНГ и Таможенного союза.
Следующим важнейшим факторов, побуждающим Россию к ускорению процесса присоединения к ВТО, является продолжающийся процесс либерализации торговли в рамках ВТО, что неуклонно увеличивает объем условий и требований по отношению к кандидатам на вступление в организацию Таким образом, издержки, связанные с оторванностью России от процесса глобализации в рамках ВТО, со временем возрастают, что делает присоединение России к ВТО все более сложным (см. таблица 1.).
Таблица 1. Программа внешнеторговой либерализации, принятая
на министерской конференции в Дохе, Катар[11]
NN п/п |
Сфера переговоров |
Принимаемые меры |
Время проведения |
Важность для России |
1 2 3
4 |
Конкурентная политика Иностранные инвестиции Прозрачность размещения госзаказов Меры по облегчению внешней торговли |
Решение о проведении переговоров должно быть принято на министерской конференции 2003 г. |
В случае начала переговоров в 2003г., они должны завершиться до 1 января 2005г. |
2 2 3
4 |
5 6
7 8
9
10 11
12
13 14 |
Антидемпинговые процедуры Региональные интеграционные группировки Охрана окружающей среды Субсидии и компенсационные пошлины Процедура урегулирования торговых споров ТРИПС Доступ на рынки несельскохозяйственных товаров Вопросы выполнения обязательств по либерализации внешней торговли Сельское хозяйство Услуги |
Начало новых переговоров
Продолжение текущих переговоров |
Завершить переговоры к 2 января 2005г.
Завершить переговоры к августу 2003г.
Завершить переговоры к началу министерской конференции 2003г.
Завершить переговоры к 1 января 2005г.
|
1 3 3 2 3
2 3
3
1 1 |
* 5 - маловажная проблема, 1 - проблема первостепенной важности.
Действие всех этих противоречивых факторов по отношению к темпам вступления России в ВТО не должно привести к перепадам в переговорной стратегии России, в противном случае процесс может значительно затянуться или быстро завершиться на условиях, очень невыгодных для нашей страны. Задачи России в ходе переговорного процесса должны быть четко отделены от долгосрочных задач по либерализации экономики и укреплению ее рыночного потенциала.
2.2 Всемирная торговая организация - благо или беда для России?
В последнее время стала активно обсуждаться проблема вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В дискуссиях принимают участие государственные деятели, бизнесмены, ученые. Всех интересует вопрос: зачем нам это нужно?
Существуют полярные точки зрения. Сторонники членства в ВТО утверждают, что без такого присоединения Россия не сможет продолжать экономические реформы и на равных участвовать в международной торговле. Их оппоненты считают, что вступление России в ВТО нанесет ущерб целым отраслям промышленности и лишит российское правительство возможности принимать нужные экономические решения.
Сегодня идет глобализация мировой экономики, в которой ВТО играет не последнюю роль. Прежде всего, ВТО обеспечивает либерализацию в мировой торговле, что позволяет ее членам максимально использовать свои конкурентные преимущества. В свою очередь, либерализация торговли быстро приводит к росту занятости. Открытие рынков всегда заставляет отечественные предприятия принимать меры по модернизации производства и увеличению конкурентоспособности.
Правила ВТО универсальны и обязательны для всех. Они не могут применяться до опубликования, и изменения вносятся с согласия всех членов. Тем самым ВТО не только устанавливает единые правила игры, но и выравнивает шансы каждого. Соглашения и договоренности, действующие в рамках ВТО, являются результатом переговоров между членами организации. Они принимаются на основе консенсуса и ратифицируются парламентами стран. Членство в ВТО не отличается от участия в других международных организациях. В том случае, когда член ВТО уклоняется от выполнения своих обязательств, ВТО может использовать механизм принуждения.
Советский Союз тоже принимал участие в создании Международного валютного фонда и Мирового банка. В 1946 году нам было предложено вступить в ГАТТ, но по резолюции Сталина это предложение отклонили. СССР позднее учредил СЭВ, ставший своего рода заменителем ГАТТ в торговле между странами соцлагеря.
Только в 1979 году Политбюро ЦК КПСС приняло решение о сближении с ГАТТ и о получении СССР статуса наблюдателя. Однако такой статус был предоставлен Советскому Союзу только в конце 80-х годов после преодоления жесткого сопротивления со стороны США и ведущих западных стран. Уже в 1993 году Россия обратилась с просьбой о присоединении к ГАТТ. С 1995 года ведется переговорный процесс, основное содержание которого составляло до 1998 года изучение российского внешнеторгового режима.
Вступление России в ВТО является приоритетом нашей внешнеэкономической политики. Это связано с возрастание роли импорта в российской внешнеторговой деятельности и соответствующим изменение изменением импортных тарифов (см. таблица 2.). Россия представила свои первоначальные тарифные предложения по максимально допустимым с момента присоединения к ВТО значениям ставок ввозных таможенных пошлин, первоначальные предложения в области сельского хозяйства: обязательства РФ по уровню внутренней поддержки производства и субсидированию экспорта сельхозпродукции и продовольствия - и первоначальные предложения по торговле услугами. С этого момента начались двусторонние тарифные переговоры. На начало 2004 года Россия вела такие переговоры с 47 странами - членами ВТО.
Таблица 2. Средневзвешенное значение импортных тарифов в России, %
январь 2004 г[12].
Продукция |
Ставка тарифа |
||
|
Эффективная* |
Начальная предельная |
Конечная предельная |
Сельскохозяйственная |
14,70 |
34,71 |
25,11 |
Промышленная, всего |
10,92 |
39,18 |
12,82 |
в том числе: Пищевая продукция и сельскохозяйственное сырье (за исключением текстиля) |
14,77 |
34,88 |
25,16 |
Минералы, включая топливо и энергоносители |
5,43 |
11,06 |
5,43 |
Химикаты и каучук |
8,48 |
10,22 |
6,09 |
Древесина, целлюлоз и бумажная продукция |
8,73 |
14,62 |
7,85 |
Текстиль, одежда и обувь |
11,69 |
18,31 |
12,37 |
Драгоценные камни и металлы, а также товары их содержащие |
20,00 |
25,00 |
20,00 |
Металл и металлопродукция |
11,35 |
19,29 |
11,70 |
Машинное и транспортное оборудование |
9,48 |
14,83 |
8,75 |
Гипс, стекло и керамика |
15,51 |
20,18 |
14,39 |
Дубильные вещества, меха и изделия из меха |
14,94 |
21,13 |
13,25 |
Прочая (часы, музыкальные инструменты и т.д.) *январь 2004г. |
18,04 |
20,20 |
16,43 |
Координация процесса присоединения возложена на комиссию правительства РФ по вопросам ВТО и на региональные конференции и круглые столы ВТО в России (рис. 1.). Есть попытки ускорить переговоры, но они не означают, что мы готовы вступить в ВТО на любых условиях. Позиция такова: условия по всем параметрам должны основываться на реальном положении в российской экономике и обеспечивать необходимую защиту национальных производителей при сохранении адекватной конкурентной среды. К тому же нет конкретного срока для ведения переговоров. В целом для малых и средних стран он составляет 5,5 лет, а для крупных намного больше. Россия планировала завершить переговоры уже к концу 2002 года. Такой график оптимален для нас, так как окажет минимальное влияние на темпы реформ и будет способствовать их рациональному ускорению. Если реформы отойдут от принципов ВТО, то их придется возвращать в это русло.
Рис.1. Региональные конференции и круглые столы ВТО в России.[13]
На самом деле полный расчет экономических последствий присоединения объективно невозможен, потому что имеющиеся формулы ориентированы на теории сравнительных конкурентных преимуществ, которые сами по себе достаточно спорны или общи. Тот факт, что ни одна из более 130 стран не вышла из ВТО, а не участвующие стремятся вступить в нее, говорит о многом[14].
Очевидные аргументы за:
- Сегодня условия доступа российских товаров и услуг на основные рынки сбыта постоянно ухудшаются. Против России применяется более 90 мер дискриминационного характера, прямой ущерб от которых оценивается в $3-4 млрд. После присоединения дискриминация должна быть устранена. Россия сможет вести переговоры по улучшению условий доступа на рынки и получит возможность принудительного исполнения решений при судебной системе разрешения споров ВТО.
- Россия изолирована от участия в разработке новых правил международной торговли. В результате могут быть приняты решения, ставящие под угрозу стратегические интересы страны. Вступив в ВТО, Россия может принимать полноправное участие во всех вопросах с учетом своих целей.
- Расширение ЕС за счет государств Восточной Европы и Прибалтики существенно ухудшит условия доступа на рынки этих стран. Россия не имеет правовых возможностей для защиты своих интересов. ВТО предоставляет возможность получения компенсаций за ущерб, нанесенный в случае расширения таможенного союза ЕС.
- Законодательство России противоречиво и непоследовательно. Это препятствует нормальному развитию экономической деятельности. Участие в ВТО предполагает стабильность и транспарентность законодательства, основанного на многосторонних нормах. Этим основательно повышается привлекательность государства для иностранных инвестиций.
- Серьезной проблемой для правительства и законодателей стало лоббирование интересов отдельными группами и компаниями. Участие в ВТО сократит возможности лоббирования, так как Россия будет связана жесткими обязательствами, в том числе по недискриминации.
После плюсов взвесим все минусы:
- Россия лишится возможности защиты товаропроизводителей, потому что тариф будет связан, а субсидии ограничены. Это вопрос переговоров, но скорее всего удастся добиться среднего уровня "связывания" в 12 %. В критических случаях Россия может выйти из "связывания" тарифа. Что касается субсидий, то запреты налагаются на экспортные субсидии в промышленность, а они нам не предоставляются. Отдельный вопрос - аграрный сектор. Главной задачей является согласование разумного уровня его субсидирования для России.
- Россия потеряет возможность принимать те законы, которые она хочет, то есть проводить суверенную экономическую политику. На самом деле Россия давно не суверенна. С одной стороны, суверенитет ограничивает более 4000 международных договоров, в которых она участвует. С другой стороны, решение ряда важных задач нереально без использования накопленного опыта остальных стран.
- Россия будет вынуждена открыть так называемые "ключевые рынки услуг", в том числе финансовых, а это нанесет ущерб ее национальным интересам. Тоже вопрос переговоров. Пока ни один партнер не требует полной либерализации доступа на них. В критической ситуации Россия может выйти из этих обязательств по конкретному рынку услуг.
- Участие в ВТО приведет к росту расходов федерального бюджета и потребует серьезных изменений в работе правительства. Они не превышают $1-2 млн. в год (членские взносы, расходы на содержание аппарата). Речь идет о решении достаточно непростой задачи - подготовке квалифицированных государственных служащих.
Таковы аргументы за и против присоединения России к ВТО. Правительство гарантирует, что решение не будет принято, пока все условия не будут отвечать насущным потребностям российской экономики. Остается надеяться, что это будет именно так.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены основные международные экономические организации, а также место России в них.
При раскрытии данного вопроса были решены следующие задачи:
- Рассмотрены понятие и классификация международных организаций;
- Рассмотрены основные международные экономические организации;
- Раскрыты отношения России и ВТО;
- Проанализированы стратегические аспекты присоединения России к ВТО;
- Выявлены недостатки и достоинства участия России в ВТО.
В заключении хотелось бы подвести итоги работы.
Успешное завершение “уругвайского” раунда ГАТТ, которое ознаменовалось решением о создании Всемирной Торговой Организации, вдохнуло новую жизнь и придало силы концепции, основанной на принципах либеральной торговой системы. Важность этой концепции для России сегодня очевидна. ВТО предлагает России перспективу полной интеграции в глобальную торговую систему, укрепленные и расширенные правила, более эффективный механизм решения спорных вопросов и новые возможности для развития торговли, предоставляемые ВТО, могут явиться существенной внешней поддержкой программы реформ экономики России.
Российское правительство признало это, сделав официальную заявку на присоединение к ВТО. Сам процесс вступления в эту организацию по нашему мнению должен сыграть важную роль в поддержке экономической либерализации, а решительное начало должно убедить иностранных инвесторов в российской приверженности реформам. Усилия по вступлению в ВТО и меры, связанные с ними, как нам кажется, идут в одном направлении с экономическими реформами в России, нацеленными на построение свободного рынка, открытость и конкуренцию. Все это поднимет нашу страну на международный уровень и, по завершении процесса вступления, Россия ощутит на себе совокупность новых возможностей торговли, недоступных за пределами системы ВТО.
Вступая в ВТО, Россия стоит на пороге судьбоносного для неё решения, либо это приведет к выходу из своего глубокого экономического кризиса, либо, этот шаг может оказаться неверным, и Россия постепенно окажется в процессе усугубления этого кризиса.
В то же время общественность остается практически в неведении готовящихся перемен. Вряд ли найдется хоть один человек, кто сможет внятно сказать, что такое ВТО и зачем туда вступает Россия. Если же Россия видит себя демократической страной, государство должно обеспечить в СМИ, и, прежде всего на телевидении, адекватную предстоящему шагу внятную и доступную для понимания информацию об этом.
Специалистов по вопросам деятельности ВТО в России в настоящее время катастрофически мало, особенно среди молодежи, тогда как потребность в них большая и в перспективе будет увеличиваться, в частности, в связи с созданием в будущем национальных информационно-консультационных центров в соответствии с положениями ряда соглашений ВТО и для работы в ее Секретариате. Следовательно, необходимо как можно скорее начать комплексную работу по подготовке таких специалистов, способных со знанием дела знакомить с правилами ВТО российских предпринимателей, преподавателей и студентов, экономических и отраслевых вузов, а также зарубежных представителей с выполнением этих правил в России. Требуется введение в обязательные программы юридических и экономических вузов специальных курсов лекций и семинарских занятий по вопросам формирования, текущей деятельности и дальнейшего развития ВТО, требуется также подготовка учебной литературы, выпуск наглядных пособий и т.д.
Выше уже многократно говорилось о задачах совершенствования национального российского законодательства, применительно к регулированию внешнеэкономической деятельности в свете соответствия параметрам ВТО. Соответствующая нормотворческая деятельность должна быть ориентирована на то, чтобы еще и до формального вступления в ВТО практическая внешнеэкономическая деятельность постепенно перестраивалась бы на правила, принятые в системе ВТО.
Россия, несомненно, по всем параметрам занимает равное место среди наиболее значительных государств, желающих вступить в ВТО. Несмотря на то, что России, безусловно, удалось сдвинуться в этом отношении с “мертвой точки”, процесс ее превращения в полноправного участника международных экономических отношений со статусом мировой державы еще потребует значительных усилий. Трудности, с которыми придется столкнуться России в этом направлении очевидны, равно как и ее способность преодолеть эти трудности.
Список литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юристь, 2002.
2. Брич А., Лисоволик А. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. М.: Прогресс-Академия, 2004.
3. Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: АО «Консалтбанкир», 2000.
4. Королев И.С. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. - М.: ИМЭМО РАН, 2002.
5. Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО - М.: ИМЭМО РАН, 2002.
6. Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003.
7. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией Самофалова В.И. – Ростов-на-Дону, 2000.
8. Шреплер Х.А. Международные экономические организации / Справочник. – М.: Международные отношения, 2002.
9. Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования, 2002, N5.
10. Водянов А,, Лапенин В., Исаков Г. Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО // Власть и экономика, 2003, N7.
11. www.WTO.ru – Официальный сайт ВТО.
[1] Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 51.
[2] Герчикова И.Н. Международные экономические организации: регулирование мирохозяйственных связей и предпринимательской деятельности. – М.: АО «Консалтбанкир», 2000. – с. 39.
[3] Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник. Под редакцией Самофалова В.И. – Ростов-на-Дону, 2000. – с. 148.
[4] Шреплер Х.А. Международные экономические организации / Справочник. – М.: Международные отношения, 2002. – с. 75.
[5] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. – М.: Юристь, 2002. – с. 311.
[6] Международные экономические отношения. Учебник для ВУЗов. Под редакцией Жукова Е.Ф. – М.: Юнити, 2003. – с. 147.
[7] Брич А., Лисоволик А. Присоединение России к ВТО: проблемы и перспективы. М.: Прогресс-Академия, 2004. – с. 71.
[8] Ливенцев Н.Н., Лисоволик Я.Д. Актуальные проблемы присоединения России к ВТО - М.: ИМЭМО РАН, 2002. – с. 215.
[9] Королев И.С. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. - М.: ИМЭМО РАН, 2002. – с. 63.
[10] Королев И.С. Россия на пути в ВТО: отраслевой анализ. - М.: ИМЭМО РАН, 2002. – с. 68.
[11] Водянов А,, Лапенин В., Исаков Г. Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО // Власть и экономика, 2003, N7. – с. 37.
[12] Водянов А,, Лапенин В., Исаков Г. Внешнеторговая политика России в контексте проблемы ее вступления в ВТО // Власть и экономика, 2003, N7. – с. 41.
[13] www.WTO.ru – Официальный сайт ВТО.
[14] Веркей Ж. Вступление России в ВТО: выбор стратегии // Проблемы прогнозирования, 2002, N5. – с. 19.