Содержание
10. Физические величины как объект измерений. Системы единиц физических величин. 3
20. Информационное обеспечение работ по стандартизации. Указатели государственных стандартов. Информационные указатели стандартов (ИУС). Построение, порядок пользования. 9
30. Международные организации по метрологии и сотрудничество РФ с ними. 11
40. Сертификация услуг общественного питания. 17
Список литературы.. 24
10. Физические величины как объект измерений. Системы единиц физических величин
Основным объектом измерения в метрологии являются физические величины.
Физическая величина (краткая форма термина – «величина») применяются для описания материальных систем и объектов (явлений, процессов и т.п.), изучаемых в любых науках (физике, химии и др.). Как известно, существуют основные и производственные величины. В качестве основных выбирают величины, которые характеризуют фундаментальные свойства материального мира. Механика базируется на трех основных величинах, теплотехника – на четырех, физика – на семи. ГОСТ 8.417 устанавливает семь основных физических величин – дина, масса, время, термодинамическая температура, количество вещества, сила света, сила электрического тока, с помощью которых создается все многообразие производных физических величин и обеспечивается описание любых свойств физических объектов и явлений.
Измеряемые величины имеют качественную и количественную характеристики.
Формализованным отражением качественного различия измеряемых величин является их размерность. Согласно международному стандарту ИСО размерность обозначается символом dim. Размерность основных величин – длины, массы и времени – обозначается соответствующими заглавными буквами:
dim l = L; dim m = M; dim t = T.
Размерность производной величины выражается через размерность основных величин с помощью степеннуго одночлена:
Dim X = Lα . Mβ . Tγ …,
Где L, V, T – размерности соответствующих основных физических величин; α, β, γ – показатели размерности (показатели степени, в которую возведены размерности основных величин).
Каждый показатель размерности может быть положительным или отрицательным, целым или дробленым, нулем. Если все показатели размерности равны нулю, то величина называется безразмерной. Она может быть относительной, определяемой как отношение одноименных величин (например, относительная диэлектрическая проницаемость), и логарифмической, определяемой как логарифм относительной величины (например, логарифм отношения мощностей или напряжений).
Количественной характеристикой измеряемой величины служит ее размер. Получение информации о размере физической или нефизической величины является содержанием любого измерения.
Простейший способ получения информации, который позволяет составить некоторое впечатление о размере измеряемой величины, заключается в сравнении его с другим по принципу «что больше (меньше)?» или «что лучше (хуже)?» При этом число сравниваемых между собой размеров может быть достаточно большим. Расположение в порядке возрастания или убывания размеры измеряемых величин образуют шкалы порядка. Операция расстановки размеров в порядке или возрастания или убывания с целью получения измерительной информации по шкале порядка называется ранжированием. Для обеспечения измерений по шкале порядка некоторые точки на ней можно зафиксировать в качестве опорных. Точкам шкалы могут быть присвоены цифры, часто называемые баллами. Знания, например, оценивают по четырехбальной реперной шкале, имеющей следующий вид: неудовлетворительно, удовлетворительно, хорошо, отлично. По реперным шкалам измеряются твердость металлов, чувствительность пленок и другие величины (интенсивность землетрясений измеряется по двенадцатибальной шкале, называемой международной сейсмической шкалой).
Недостатком реперных шкал является непосредственность интервалов между реперными точками. Например, по шкале твердости, в которой одна крайняя точка соответствует наиболее твердому минералу – алмазу, а другая наиболее мягкому – тальку, нельзя сделать заключение о соотношении эталонных материалов по твердости. Так, если твердость алмаза по шкале 10, а кварца – 7, то это не означает, что первый тверже второго в 1,4 раза. Определение твердости путем вдавливания алмазной пирамиды (метод М.М. Хрущева) показывает, что твердость алмаза – 10060, а кварца – 1120, т.е. в 9 раз больше.
Более совершенна в этом отношении шкала интервалов. Примером ее может служить шкала измерения времени, которая разбита на крупные интервалы (годы), равные периоду обращения Земли вокруг Солнца; на более мелкие (сутки), равные периоду обращения Земли вокруг своей оси. По шкале интервалов можно судить не только о том, что один размер больше другого, но и о том, на сколько больше. Однако по шкале интервалов нельзя оценить, во сколько раз один размер больше другого. Это обусловлено тем, что на шкале интервалов обусловлен только масштаб, а начало отсчета может быть выбрано произвольным.
Наиболее совершенной является шкала отношений, примером ее может служить температурная шкала Кельвина. В ней за начало отсчета принят абсолютный нуль температуры, при котором прекращается тепловое движение молекул; более низкой температуры быть не может. Второй реперной точкой служит температура таяния льда. По шкале Цельсия интервал между этими реперами равен 273,16оС. По шкале отношений можно определить не только, на сколько один размер больше или меньше другого, но и во сколько раз он больше или меньше другого.
В зависимости от того, на какие интервалы разбита шкала, один и тот же размер представляется по-разному. Например, длина перемещения некоторого тела на 1 м может быть представлена как L = 1 м = 100 см = 1000 мм. Отмеченные три варианта являются значениями измеряемой величины – оценками размера величины в виде некоторого числа принятых для нее единиц. Входящее в него отвлеченное число называется числовым значением. В приведенном примере это 1, 100, 1000.
Значение величины получают в результате ее измерения или вычисления в соответствии с основным уравнением измерения:
Q = X [Q],
Где Q – значение величины; Х – числовое значение измеряемой величины в принятой единице; [Q] – выбранная для измерения единица.
Понятие о физической величине - одно из наиболее общих в физике и метрологии. Под физической величиной понимается свойство, общее в качественном отношении для многих физических объектов (физических систем, их состояний и происходящих в них процессов), но в количественном отношении индивидуальное для каждого объекта. Так, все тела обладают массой и температурой, но для каждого из них эти параметры различны. То же самое можно сказать и о других величинах - электрическом токе, вязкости жидкостей или потоке излучения.
Для того чтобы можно было установить различия в количественном содержании свойств в каждом объекте, отображаемых физической величиной, вводится понятие размера физической величины.
Исторически первой системой единиц физических величин была принятая в 1791 г. Национальным собранием Франции метрическая система мер. Она не являлась еще системой единиц в современном понимании, а включала в себя единицы длин, площадей, объемов, вместимостей и веса, в основу которых были положены две единицы: метр и килограмм.
В 1832 г. немецкий математик К. Гаусс предложил методику построения системы единиц как совокупности основных и производных. Он построил систему единиц, в которой за основу были приняты три произвольные, независимые друг от друга единицы - длины, массы и времени. Все остальные единицы можно было определить с помощью этих трех. Такую систему единиц, связанных определенным образом с тремя основными, Гаусс назвал абсолютной системой. За основные единицы он принял миллиметр, миллиграмм и секунду.
В дальнейшем с развитием науки и техники появился ряд систем единиц физических величин, построенных по принципу, предложенному Гауссом, базирующихся на метрической системе мер, но отличающихся друг от друга основными единицами.
Рассмотрим главнейшие системы единиц физических величин.
Система СГС. Система единиц физических величин СГС, в которой основными единицами являются сантиметр как единица длины, грамм как единица массы и секунда как единица времени, была установлена в 1881 г.
Система МКГСС. Применение килограмма как единицы веса, а в последующем как единицы силы вообще, привело в конце XIX века к формированию системы единиц физических величин с тремя основными единицами: метр - единица длины, килограмм-сила - единица силы и секунда - единица времени.
Система МКСА. Основы этой системы были предложены в 1901 г. итальянским ученым Джорджи. Основными единицами системы МКСА являются метр, килограмм, секунда и ампер.
Генеральная конференция по мерам и весам (ГКМВ) в 1954г. определила шесть основных единиц физических величин для их использования в международных отношениях: метр, килограмм, секунда, ампер, градус Кельвина и свеча. XI Генеральная конференция по мерам и весам в 1960 г. утвердила Международную систему единиц, обозначаемую SI (от начальных букв французского названия Systeme International d1 Unites), на русском языке - СИ. В последующие годы Генеральная конференция приняла ряд дополнений и изменений, в результате чего в системе стало семь основных единиц, дополнительные и производные единицы физических величин, а также разработала следующие определения основных единиц:
· единица длины - метр - длина пути, которую проходит свет в вакууме за 1/299792458 долю секунды;
· единица времени - секунда - продолжительность 9192631770 периодов излучения, соответствующего переходу между двумя уровнями сверхтонкой структуры основного состояния атома цезия-133 при отсутствии возмущения со стороны внешних полей;
· единица силы электрического тока - ампер - сила неизменяющегося тока, который при прохождении по двум параллельным проводникам бесконечной длины и ничтожно малого кругового сечения, расположенным на расстоянии 1 м один от другого в вакууме, создал бы между этими проводниками силу, равную 2 * 10-7 Н на каждый метр длины;
· единица термодинамической температуры - кельвин -1/273,161 часть термодинамической температуры тройной точки воды. Допускается также применение шкалы Цельсия;
· единица количества вещества - моль - количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько атомов содержится в нуклиде углерода-12 массой 0,012 кг;
· единица силы света - кандела - сила света в заданном направлении источника, испускающего монохроматическое излучение частотой 540 * 1012 Гц, энергетическая сила которого в этом направлении составляет 1/683 Вт/cp2 [1]
20. Информационное обеспечение работ по стандартизации. Указатели государственных стандартов. Информационные указатели стандартов (ИУС). Построение, порядок пользования
Информация о документах по стандартизации. Национальные стандарты и общероссийские классификаторы, а также информация об их разработке должны быть доступны заинтересованным лицам. Официальное опубликование в установленном порядке указанных документов осуществляется национальным органом по стандартизации. Правительство РФ в соответствии со ст. 44 ФЗ в постановлении от 15.08.03 № 500 утвердило Положение о федеральном информационном фонде технических регламентов и стандартов и единой информационной системе по техническому регулированию.
Федеральный информационный фонд технических регламентов и стандартов. Этот фонд составляют технические регламенты, документы национальной системы стандартизации, международные стандарты, правила стандартизации, нормы стандартизации и рекомендации по стандартизации, национальные стандарты других стран. Указанный фонд является государственным информационным ресурсом. Порядок создания и ведения данного фонда, правила пользования им устанавливаются Правительством РФ.
В РФ в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, создается и функционирует единая информационная система, предназначенная для обеспечения заинтересованных лиц информацией о документах, входящих в состав Федерального информационного фонда технических регламентов и стандартов.
Заинтересованным лицам обеспечивается свободный доступ к создаваемым информационным ресурсам, за исключением случаев, если в интересах сохранения тайны (государственной, служебной или коммерческой) такой доступ должен быть ограничен[2].
Эффективное функционирование Федерального фонда стандартов и технических регламентов должно обеспечить:
Доступность информации для заинтересованных пользователей по признакам ее полноты и достоверности (актуальности), а также современности (оперативности) и стоимости ее предоставления;
Недискриминационный характер предоставления информации всем категориям отечественных пользователей независимо от их ведомственной принадлежности, юридического статуса или форм собственности, а также зарубежным пользователем в соответствии с обязательными условиями присоединения России к ВТО и/или другим международным соглашением;
Максимально льготный характер предоставления информации всем непосредственным участникам формирования информационных ресурсов Федерального фонда стандартов и технических регламентов.
Единичная информационная система по техническому регулированию обеспечивает:
А) формирование информационных ресурсов, свободный доступ к ним, в том числе к документам упомянутого выше федерального фонда;
Б) опубликование в электронно-цифровой форме уведомлений о разработке проектов ТР, национальных стандартов;
В) выполнение положений Соглашения по техническим барьерам[3].
30. Международные организации по метрологии и сотрудничество РФ с ними
Международные метрологические организации действуют с конца ХIX века. В 1875 г. 17 государств, в число которых входила Россия, подписали в Париже Метрическую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учреждение – Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г. Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличение национальных эталонов с международными. Руководство деятельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ), созданным одновременно с МБМВ.
В среднем один раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая общие, наиболее важные для развития метрологии и измерительной техники решения.
В 1956 г. Была учреждена Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии:
· Установление классов точности СИ;
· Обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов;
· Рекомендации по их испытанию с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя;
· Порядок проверки и калибровки СИ и др.
Метрологическими институтами Госстандарта осуществляется ведение 3 ТК и 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлена разработка 16 проектов международных документов при авторстве России.
На современном этапе ускорение процесса развития более тесных международных научно-технических и торгово-экономических связей становится все более очевидным. При этом роль источника, подтверждающего достоверность информации о параметрах и характеристиках продукции, а также научных исследований, проведенных в странах мира и представляющих взаимный интерес, по праву остается за достоверностью и сопоставимостью измерений.
Важным элементом в борьбе за устранение технических барьеров в международной торговле и промышленном сотрудничестве является обеспечение единства измерений и развитие международного согласования требований к методам измерений и техническим характеристикам измерительных приборов. Все перечисленные доводы способствуют вступлению различных стран в международные метрологические организации.
В 1955 году была создана Международная Организация Законодательной Метрологии (МОЗМ), объединяющая сегодня более 80 стран мира. Среди основных целей и задач этой межправительственной организации - установление взаимного доверия к результатам измерений технических характеристик сырья, полуфабрикатов и промышленной продукции, получаемых в каждой отдельной стране-участнице МОЗМ.
В компетенцию высшего органа МОЗМ - Международной конференции законодательной метрологии - входит решение вопросов по финансированию общих направлений деятельности и утверждение Международных рекомендаций, принятых Международным Комитетом Законодательной метрологии (МКЗМ).
Международный Комитет Законодательной метрологии работает над решением следующих задач:
· представляет основную техническую программу МОЗМ;
· определяет приоритетные направления;
· рассматривает предложения стран-участниц по разработке Международных рекомендаций;
· организует и координирует деятельность технических комитетов и подкомитетов;
· осуществляет контроль деятельности технических комитетов;
· занимается рассмотрением спорных вопросов, возникающих между станами-членами (МОЗМ).
Каждая из стран-участниц МОЗМ направляет своего представителя для участия в работе комитета. Представители избирают президента и двух вице-президентов. Заседания МКЗМ проходят не реже одного раза в два года.
Технические комитеты по направленности деятельности можно разделить на три группы:
· рассматривающие общие вопросы метрологии;
· занимающиеся отдельными видами измерений;
· решающие вопросы метрологического обеспечения областей.
Международная Организация Законодательной Метрологии имеет тесные контакты с международными техническими организациями и обществами по стандартизации (ИСО) и Международной электротехнической комиссией (МЭК). МОЗМ осуществляет сотрудничество и с другой межправительственной организацией по метрологии - Международным бюро мер и весов (МБМВ).
Обмен информацией и опытом между всеми этими международными организациями, занимающимися вопросами метрологии, направлен на то, чтобы избежать дублирования в работе.
Представляет Российскую Федерацию в Международной Организации Законодательной Метрологии Госстандарт России. Россия курирует деятельность комитетов, осуществляющих разработку общих вопросов метрологии, а также конкретных видов измерений. Наша страна в МОЗМ занимает активную позицию.
Отечественные нормативно-технические документы в подавляющем большинстве согласованы с Международными рекомендациями и Международными требованиями нормативной документации, что в свою очередь позволит российским предприятиям, эксплуатирующим и производящим средства измерений, быстрее войти в международную систему сертификации МОЗМ.
Международная организация мер и весов (МОМВ), созданная в 1875 году решением Метрической конвенции (17 стран, включая Россию), в настоящее время является наиболее старейшей и представительной международной организацией.
Ее высший орган - Генеральная конвенция по мерам и весам, собирающая не реже одного раза в четыре года представителей стран-участниц. Сегодня членами Метрической конвенции являются 47 стран мира.
В 1988 году создана Общеевропейская метрологическая организация (ЕВРОМЕТ), которая занимается решением следующих вопросов:
· разработка национальных эталонов единиц измерений и их исследование;
· организация исследований в области разработки первичных эталонов;
· развитие поверочных служб на высшем метрологическом уровне.
Следует отметить несколько обособленное положение в международной метрологической системе таких организаций, как ИСО, МЭК и МКО. Формально они не относятся к метрологическим, хотя и разрабатывают стандарты и дают рекомендации по метрологической терминологии и методикам выполнения измерений при испытаниях продукции, по установлению измерительных шкал.
В свое время в рамках сотрудничества стран-членов бывшего Совета Экономической Взаимопомощи был накоплен большой положительный опыт, создан значительный научно-технический потенциал, расширена и укреплена интеграция в метрологической деятельности. Поиск новых форм и методов многостороннего сотрудничества в области метрологии был реализован в подписанном в 1991 году в Варшаве Меморандуме о создании Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Эта международная организация открыта для вступления метрологических учреждений стран других регионов на правах ассоциированных членов.
Среди целей КООМЕТ назовем главные:
- помощь эффективному решению задач единообразия мер, единства и необходимой точности измерений;
· помощь в устранении препятствий технического характера и содействие развитию сотрудничества в области народного хозяйства;
· помощь в работе по сближению и координации деятельности метрологических служб европейских стран.
Россия представлена в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы Госстандартом РФ. Ведение Национального Секретариата России в КООМЕТ осуществляет ВНИИ метрологической службы.
Организационная структура КООМЕТ во много сходна со структурой международных метрологических организаций стран Западной Европы.
В заключении отметим, что большое место в деятельности КООМЕТ занимает взаимодействие с международными метрологическими организациями, а также другими организациями, имеющими отношение к метрологии. Осуществление этого взаимодействия является важнейшей задачей этой международной организации.
В настоящее время в КООМЕТ представлены метрологические учреждения и организации Болгарии, Германии, Республики Куба, Польши, России, Румынии, Чехии, Словакии. В стадии решения - вопрос о вступлении Венгрии, Монголии и Югославии[4].
Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организации России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ.
Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физической величины, действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции[5].
40. Сертификация услуг общественного питания
Основными общероссийскими организационно-методическими документами по сертификации услуг являются: «Правила сертификации работ и услуг» (утв. Постановлением Госстандарта России от 05.08.97 № 17) и «Общероссийский классификатор услуг населению» (ОК 002-93).
Сертификация услуг общественного питания предусматривает шесть этапов:
1) подача заявки на сертификацию;
2) рассмотрение и принятие решения по заявке;
3) оценка соответствия работ и услуг установленным требованиям;
4) принятие решения о возможности выдачи сертификата;
5) инспекционный контроль сертифицированных работ и услуг.
Обязательная сертификация услуг общественного питания осуществляется на соответствие требованиям безопасности для жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, установленным в законодательных актах, государственных стандартах России, санитарных нормах и правилах, строительных нормах и правилах, Правилах производства и реализации продукции и услуг общественного питания, утвержденных Постановлением № 332 Правительства Российской Федерации от 13.04.93 и других документах, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливают обязательные требования к услугам.
При сертификации услуг общественного питания должны проверяться характеристики (показатели) услуг, условий обслуживания и использоваться методы, позволяющие: полно и достоверно подтвердить соответствие услуг требованиям, направленным на обеспечение безопасности для жизни и здоровья граждан, окружающей среды, установленным в нормативных документах для этой услуги, а также другим требованиям, которые в соответствии с законодательными актами должны подтверждаться при обязательной сертификации; - провести идентификацию услуг, в т.ч. испытаний кулинарной продукции, проверить принадлежность к классификационной группировке, соответствие техническим документам.
Органы по сертификации услуг проводят сертификацию услуг общественного питания в соответствии с областью аккредитации. Работа проводится экспертами Органа по сертификации или привлеченными экспертами из других организаций, аттестованными на право проведения работ по сертификации услуг общественного питания.
Сертификация услуг предприятий общественного питания иностранных фирм осуществляется по тем же правилам и процедурам, что и отечественных предприятий.
Порядок проведения сертификации услуг. Для проведения сертификации услуг общественного питания заявитель - юридическое лицо направляет заявку в орган по сертификации.
При наличии у предприятия общественного питания филиалов, сертификации подлежат услуги, оказываемые каждым филиалом. Заявитель дополнительно к заявке заполняет анкету - вопросник, перечень вопросов которой может уточняться по согласованию с заявителем. Срок рассмотрения заявки и принятие решения о проведении (непроведении) сертификации не должен превышать одного месяца после ее получения Органом по сертификации.
Орган по сертификации регистрирует заявку и рассматривает ее с целью определения возможности проведения сертификации услуги. Причиной отказа в рассмотрении заявки является наличие официальной информации от органов Госкомсанэпиднадзора России о несоответствии предприятия санитарным правилам и нормам.
Орган по сертификации при рассмотрении заявки на сертификацию услуги выполняет следующие функции: выбирает схему сертификации услуги; определяет наименование продукции, количество и порядок отбора образцов продукции, подлежащей испытаниям; определяет аккредитованную испытательную лабораторию, которая будет проводить испытания; запрашивает у заявителя, при необходимости, дополнительные сведения, позволяющие определить стабильность производства и качества услуг, в т.ч. заключения Госсанэпидслужбы, Госторгинспекции, Госпожнадзора, данные о поставщиках сырья и материалов, ассортимент производимой продукции (согласованный с органами Санэпиднадзора) и др.
По результатам рассмотрения заявки и дополнительных материалов Орган по сертификации принимает решение по заявке. Если решение по заявке принимается отрицательное, то Орган по сертификации аргументировано сообщает заявителю о невозможности проведения сертификации услуги.
При положительном решении по заявке Орган по сертификации направляет заявителю решение.
Одновременно с положительным решением по заявке Орган по сертификации направляет заявителю проект договора (по типовой форме) на проведение сертификации услуг, включая инспекционный контроль за сертифицируемыми услугами. К договору также прилагаются календарный план работ по этапам и калькуляция работ.
После получения от заявителя подписанного договора Орган по сертификации приступает к сертификации услуг и испытаниям кулинарной продукции.
Проведение проверок и испытаний при сертификации. Сертификационные проверки и испытания проводятся для удостоверения соответствия сертифицируемых услуг обязательным требованиям нормативных документов.
Сертификационная проверка - независимая проверка (анализ), позволяющая определить соответствие деятельности заявителя по оказанию услуги требованиям нормативных документов.
Сертификационные проверки услуг общественного питания выполняются комиссией, в состав которой включаются эксперты по сертификации услуг и специалисты - консультанты (при необходимости).
Орган по сертификации может выдать дополнительно исполнителю копии сертификата, заверенные подлинной подписью и печатью органа. Копия сертификата должна быть изготовлена способом, воспроизводящим его форму и содержание (электрографическим, фотографическим).
Право применения знака соответствия предоставляется исполнителю лицензией, выдаваемой Органом по сертификации в установленном Госстандартом России порядке. В лицензии устанавливаются обязательства исполнителя обеспечивать соответствие услуг нормативным документам. Форма, размеры и технические требования к знаку соответствия при обязательной сертификации установлены в ГОСТ Р 50460-92.
Инспекционный контроль за сертифицированными услугами. Инспекционный контроль за сертифицированными услугами проводится Органом по сертификации с целью установления, что оказываемая услуга продолжает соответствовать требованиям, на которые она была сертифицирована. Порядок проведения инспекционного контроля обусловливается принятой для данной услуги схемой сертификации.
Инспекционный контроль проводится в течение всего срока действия сертификата соответствия в форме периодических и внеплановых проверок, включающих испытания - контроль качества кулинарной продукции.
Инспекционный контроль в общем случае содержит следующие виды работ: - сбор и анализ информации о сертифицированных услугах; - разработка и утверждение программы инспекционного контроля; - формирование группы для проведения инспекционной проверки; - проведение инспекционной проверки; - оформление результатов инспекционного контроля и принятие решений по результатам. Инспекционный контроль предусматривает: проверку стабильности процесса предоставления услуг в соответствии со схемой выполненной сертификации; - подтверждение того, что в процессе оказания услуги не внесены изменения, влияющие на сертифицируемые показатели. При необходимости для проведения Инспекционного контроля привлекаются представители Общества потребителей, Государственной торговой инспекции, Госкомсанэпиднадзора России.
Инспекционный контроль предусматривает проведение проверки услуг непосредственно на предприятии - заявителе. Оценка качества (испытаний) кулинарной продукции (отобранных проб) производится аккредитованной испытательной лабораторией.
Инспекционный контроль проводится по инициативе Органа по сертификации, за исключением случаев, когда предприятие - заявитель внес изменение в нормативную документацию или провел переоснащение. В этих случаях предприятие - заявитель заблаговременно извещает Орган по сертификации о необходимости проведения Инспекционного контроля, который должен быть проведен в обязательном порядке.
Периодичность определяется Органом по сертификации при сертификации услуги, не реже 1 раза в год.
Внеплановый Инспекционный контроль проводится при получении официальных сообщений государственных органов контроля (Госкомсанэпиднадзора, Минприроды России, Госстандарта РФ, Госторгинспекции и др.), независимых организаций (обществ потребителей и др.) об отрицательных результатах проверок сертифицированных услуг, жалоб и претензий потребителей к исполнению услуги.
Результаты Инспекционного контроля оформляются актом, в котором дается оценка результатов проверки заявителя и испытаний образцов продукции и делается общее заключение о состоянии процесса оказания услуги и возможности сохранения действия выданного сертификата. Акт хранится в органе по сертификации. Копии направляются предприятию - исполнителю и в организации, принимавшие участие в инспекционном контроле. На основании акта инспекционного контроля принимается решение о сохранении действия сертификата или проведения сертификации услуг вновь.
Приостановление или аннулирование действия сертификата соответствия. Орган по сертификации может приостановить или аннулировать действие сертификата соответствия (при этом он приостанавливает или аннулирует лицензию на применение знака соответствия) по результатам Инспекционного контроля в случае не предусмотрено предоставление лицензий на применение знака соответствия несоблюдения требований нормативных документов, контролируемых при сертификации услуг; изменения нормативного документа на услуги или метод испытаний; изменения процесса оказания сертифицируемой услуги и условий обслуживания, системы обеспечения качества, методов контроля и испытаний, если указанные изменения могут вызвать несоответствие услуги и условий обслуживания требованиям, контролируемым при сертификации; представления материалов от территориальных органов санэпиднадзора о нарушениях санитарных норм и правил.
Решение о приостановлении действия сертификата соответствия и лицензии на применение знака соответствия принимается в случае, если путем корректирующих мероприятий, согласованных с Органом по сертификации, заявитель может устранить обнаруженные причины несоответствия и подтвердить без повторных проверок (испытаний) соответствие услуг нормативным документам.
Информация о приостановлении действия или отмене сертификата соответствия доводится Органом по сертификации до сведения заявителя, потребителей услуг, территориальных органов санэпиднадзора и всех заинтересованных организаций не позднее 7 дней с момента принятия решения.
Решение об отмене действия сертификата соответствия принимается в следующих случаях: - недостатки невозможно устранить за приемлемое время; корректирующие мероприятия не выполнены или не дали результата в установленный решением о приостановлении действия сертификата соответствия срок.
Отмена сертификата действует с момента исключения его из Реестра.
Повторная сертификация услуги, на которую был отменен сертификат, осуществляется по той же процедуре.
После выполнения корректирующих мероприятий Орган по сертификации направляет заинтересованным организациям уведомление о снятии приостановления действия сертификата, запрета на применение знака соответствия, об отмене приостановления действий лицензии.
Рассмотрение апелляций. При возникновении спорных вопросов о деятельности участников сертификации заинтересованная сторона может подать апелляцию в Орган по сертификации, центральный Орган системы сертификации, Госстандарт России. Указанные органы рассматривают вопросы, связанные с деятельностью органов по сертификации, испытательных лабораторий, экспертов и заявителей по вопросам сертификации, аккредитации, применение знаков соответствия, выдачи и отмены действия сертификатов и аттестатов аккредитации[6].
Список литературы
1. Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1.
2. Григорьева Л.И., Григорьев И.К. В защиту и развитие стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 12.
3. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.
4. Пугачев С.В. Стандартизация: проблемы и перспективы развития // Стандарты и качество. 2003. № 3.
5. Трейнер В.В. Национальная система сертификации: какой она должна быть // Стандарты и качество. 2003. № 8.
[1]Брянский А.Н. Метрология и сертификация // Законодательная и прикладная метрология. 1997. № 1. С. 38-39.
[2] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 78.
[3] Пугачев С.В. Стандартизация: проблемы и перспективы развития // Стандарты и качество. 2003. № 3. С. 15.
[4] Григорьева Л.И., Григорьев И.К. В защиту и развитие стандартизации // Стандарты и качество. 1997. № 12. С. 18-24.
[5] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 174-175.
[6] Трейнер В.В. Национальная система сертификации: какой она должна быть // Стандарты и качество. 2003. № 8. С. 38-47.