ВОПРОС № 15: Роль оптовой торговли в сфере обращения, функции и задачи

ОТВЕТ:

Оптовая торговля играет существенную роль в системе экономических связей между районами страны, отраслями производства, изготовителями товаров и розничной торговлей. Напр., закупая у колхозов и совхозов лён и реализуя его предприятиям текстильной промышленности, оптовая торговля становится связующим звеном между сельским хозяйством и промышленностью. Дальнейшее движение выработанной ткани, в частности поставки её швейникам, также обслуживается оптовой торговлей. Тем самым  она соединяет текстильную и швейную отрасли. Наконец, продавая розничной торговле готовую одежду, предприятия оптовой торговли поддерживают связь между лёгкой промышленностью и торговлей.

 Осуществляя хозяйственные связи с промышленностью и сельским хозяйством, оптовая торговля выступает в качестве заказчика товаров народного потребления, в её функции входят закупка и завоз товаров от предприятий-изготовителей. Следует отметить, что она призвана активно вовлекать в товарооборот местные товарные ресурсы и проводить децентрализованные закупки товаров из различных источников. Организуя завоз товаров, торговля контролирует, соблюдает ли промышленность договорные обязательства по поставкам товаров соответствующего ассортимента и качества, строго в обусловленные сроки. На складах оптовых предприятий закупленные товары разбраковываются, уцениваются в случае их несоответствия запросам покупателей, снижения потребительских качеств.

 Оптовая торговля может и должна активно влиять на объём и ассортимент производимой продукции, требовать замены выпуска товаров, не пользующихся спросом, на товары, потребности в которых удовлетворяются не полностью, добиваться улучшения качества и расширения ассортимента изделий. Оптовая торговля имеет право прекращать приёмку и возвращать промышленности товары низкого качества, что заставляет промышленные предприятия улучшать их потребительские свойства.

    Чтобы целенаправленно воздействовать на изменение торговой конъюнктуры, оптовая торговля должна обладать данными о состоянии и перспективных изменениях ситуаций на отраслевых и региональных рынках, исследовать и прогнозировать спрос населения, иметь представление о возможностях поставщиков.

        Роль оптовой торговли предусматривает её активное участие в обеспечении устойчивой реализации товаров потребителям. Предприятия оптовой торговли контролируют полноту ассортимента в магазинах обслуживаемой зоны, добиваясь постоянного наличия в продаже товаров, имеющихся на складах, участвуют совместно с промышленностью в рекламных мероприятиях, организуют перепродажу излишне закупленных магазинами товаров в другие районы, где на них имеется спрос.

   На макроуровне оптовая торговля выполняет различные рыночные функции[1, с. 145]:

интегрирующую – по обеспечению взаимосвязи между партнёрами-производителями, продавцами и покупателями – по нахождению оптимальных каналов сбыта продукции;

оценочную – по определению уровня общественно необходимых затрат труда через ценообразование;

организующую и регулирующую – по обеспечению рационального построения и гармоничного функционирования экономической системы с помощью импульсов, стимулирующих структурные изменения.

   Макроэкономические функции оптовой торговли трансформируются на микроуровне в разнообразные подфункции или функции оптовых торговых предприятий, среди них можно назвать следующие:

~ функция экономической интеграции территорий и преодоление пространственного разрыва;

~ функция преобразования производственного ассортимента в торговый ассортимент товаров;

~ функция формирования запасов для страхования от изменений спроса на товары;

~  функция сглаживания цен;

~  функция хранения;

~ функция доработки, доведения товаров до требуемого качества, фасовки и упаковки;

~  функция кредитования своих клиентов, особенно мелких розничных предприятий;

~ функция  маркетинговых исследований рынка и рекламы.

   Развитие рыночных отношений способствует возникновению новых элементов в деятельности оптовых предприятий, напр., предоставление разнообразных услуг по управлению и консалтингу своим клиентам.

Функции оптовой торговли можно подразделить также на два вида:

-традиционные – главным образом организационно-технические (организация оптовой купли-продажи, складирование и хранение запасов, преобразование ассортимента товаров, их транспортировка);

-новые, возникающие под влиянием развития рынка.

Организация оптовой купли-продажи является  одной из важнейших функций оптовой торговли с тех пор, как в процессе общественного разделения труда она обособилась  в самостоятельную подотрасль торговли. При контакте с производителями продукции оптовые посредники выступают в роли представителей спроса, а предлагая товар покупателям, они действуют от лица производителей.

 Оптовые предприятия организуют завоз товаров в различные районы страны, благодаря чему совершенствуется территориальное разделение труда. Осуществление транспортной функции проявляется при доставке товаров со складов предприятия в розничную сеть или внерыночным потребителям своего региона.

Оптовой торговле принадлежит важная роль в развитии сферы обращения потребительских товаров.

Преобразуя производственный ассортимент в торговый, определяя структуру и направление товарных потоков, выступая на рынке в качестве посредника между промышленностью и розничным торговым звеном, оптовые предприятия и организации способствуют гармонизации единого потребительского рынка страны[5, с. 44].

Оптовая торговля в условиях рыночного хозяйствования является объективной реальностью и необходимостью.

Ее основными функциями должны стать[4, с. 145]:

1. Собственно торгово - посредническая деятельность, включающая закупку товаров у производителей или иных владельцев для последующей перепродажи оптовым покупателям всех форм собственности.

2. Производственно - сбытовая деятельность:

- преобразование производственного ассортимента потребительских товаров в торговый;

- концентрация товарной массы, формирование товарных запасов;

- хранение, доработка, фасовка, упаковка товаров;

- оказание транспортно - экспедиционных услуг.

3. Коммерческое посредничество:

- предоставление услуг по установлению хозяйственных связей между поставщиками и оптовыми покупателями;

- организация каналов сбыта и приобретения товаров посредством биржевой, ярмарочной, аукционной и комиссионной торговли.

4. Предоставление финансово - расчетных и кредитных услуг:

- коммерческое кредитование покупателей и продавцов;

- коммерческое финансирование мероприятий по насыщению рынка недостающими товарами повышенного спроса.

5. Информационное и консалтинговое обслуживание участников товарно - денежного оборота на потребительском рынке.

Используя свое положение на пересечении информационных потоков, они способны обеспечить сбор, накопление и обработку коммерческой информации. Эта информация включает следующие элементы[9, с, 35]:

- определение емкости рынка;

- характеристика рыночной ситуации;

- изучение возможности выхода на внешний рынок;

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей;

- определение потребительских характеристик, конкурентоспособности товаров разных товаропроизводителей;

- изучение мотивации покупок и закономерностей поведения покупателей на рынке;

- изучение рынка товаров и возможностей его реализации;

- разработка предложений по обновлению и усовершенствованию выпускаемой продукции с учетом требований покупателей.

Долговременными задачами государственной политики в области развития оптовой торговли должны стать:

- структурная перестройка оптовой торговли, включая распространение таких форм ее организации, которые максимально сориентированы на малое предпринимательство;

- рационализация использования сложившейся в оптовом звене материально - технической базы;

- развитие конкурентной среды и преодоление монополизма на рынке услуг оптовой торговой деятельности;

- стимулирование работы оптового звена по внедрению активных форм продвижения на рынке отечественных товаров.

Целями развития оптовой торговли должны стать[1, 2 и др.]:

- создание развитой структуры товародвижения;

- поддержание необходимой интенсивности товаропотоков;

- формирование резервных источников финансового обеспечения процесса товародвижения;

- обеспечение экономии совокупных издержек обращения.

Долговременной целью структурной политики развития оптовой торговли должно стать обеспечение рыночного разнообразия структур, осуществляющих оптовую торговую деятельность, гарантирующих наполнение потребительского рынка товарами, их беспрепятственное продвижение по каналам распределения, активизацию отечественных товаропроизводителей.

Достижение этой цели возможно на основе последовательного развития как типового, так и видового разнообразия оптовых структур на потребительском рынке.

Типовое разнообразие оптовых структур является следствием различных масштабов их деятельности. В связи с этим следует выделять оптовые предприятия общенационального (федерального) и регионального (внутрирегионального) уровней.

Оптовые предприятия республиканского уровня закупают товары непосредственно у товаропроизводителей и в оптовых предприятиях федерального уровня, доводят их до любых оптовых покупателей в зоне своей деятельности.

Их главная задача - обеспечение товарами республиканского товарного рынка.

Группу предприятий республиканского уровня будут образовывать как автономные оптовые структуры, так и сбытовые подразделения промышленных предприятий (от производителя), а также оптовые структуры крупных розничных предприятий (от розничного торговца).

Организованный рынок потребительских товаров в фазе их оптовой реализации может быть сформирован при обеспечении равноправного функционирования разнообразных оптовых структур. Основу их составляют специализированные оптовые предприятия (включая товаропроизводящие и крупные розничные), осуществляющие полный комплекс закупочно - сбытовых операций с переходом права собственности на товар к оптовому звену. Эти оптовые структуры в своей работе взаимодействуют, в основном, с крупными производителями товаров и крупными розничными предприятиями.

Задачей оптовых предприятий этого вида должно быть создание в среднем звене товародвижения необходимых условий для выхода на рынок крупных производителей и розничных торговцев потребительскими товарами.

Среди данных оптовых торговцев могут быть оптовики как специализированные на отдельных группах товаров, так и универсальные.

Второй разновидностью оптовых структур на потребительском рынке являются предприятия - агенты (дистрибьютеры), предприятия - брокеры, дилеры и т.п. В рыночной терминологии данный тип оптовых структур называют посредниками. Основным предметом их деятельности является информация о товаре. Они действуют по поручению клиента и часто за его счет.

Клиентами подобных оптовых посредников чаще всего являются средние предпринимательские структуры как со стороны производителя, так и со стороны торговли.

Завершают формирование оптовой инфраструктуры чистые организаторы оптового оборота - оптовые рынки - товарные биржи, оптовые ярмарки, аукционы, оптовые продовольственные рынки.

Основной задачей этих структур является создание условий для организации оптовой торговли. Они не являются субъектами оптовой торговой деятельности.












Список литературы

1)     Дашков Л.П. Коммерция и технология торговли. – М.: Финансы и статистика, 1999. – 125 с.

2)    Осипова Л.В., Синяева И.М. Основы коммерческой деятельности: Учеб. – 2 изд., переаб., доп. – М..: Юнити- Дана, 2000. – 623 с.

3)    Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. – м.: Инфра- М, 1999. – 456 с.

4)    Панкратов Ф.Г. , Серегина Т.К. Коммерческая деятельность.: Учеб.- М.: Маркетинг, 1998. – 328 с.

5)    Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учеб.- 6 изд., переаб., доп. – М.: Дашко и К, 2003. – 504 с.

6)    Синецкий Б.ДЩ. Организация коммерческой деятельности. – м.: Финансы и статискика, 1999. – 354 с.

7)    Торговое дело/ Под ред. Железнова В.В. – М.: Филин, 2000. – 356 с.

8)    Экономика торгового предприятия/ Под ред. Жукова А.С. .- М.: Дашков и К, 2000. – 256 с.