Содержание

Введение. 3

1. Мировоззрение, роль и функции в человеческой деятельности. Уровни мировоззрения. Соотношение мировоззрения и картин мира. 5

2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Основные философские вопросы. 10

3. Функции философии. Структура философского знания. 14

Заключение. 18

Список литературы.. 19

Введение

Цель данной работы – рассмотрение философии в жизни человека и общества. Для реализации данной цели в работе поставлены следующие задачи: изучение понятия мировоззрения, изучение философии как теоретического ядра мировоззрения, изучение функций философии.

Говоря о философии нельзя не упомянуть о ее социальных функциях. К ним относятся методологическая, критическая, конструктивная, идеологическая, интеллектуальная и ряд других. Но основная функция философии – мировоззренческая. Именно о ней и пойдет речь в этой работе.

Философия - это такой способ мыслить, который имеет порой радикальные последствия для самой жизни. Всякое философское суждение не только является своеобразным частным выводом определенного способа понимать этот мир, но несет на себе печать того строя жизни, который отличает мыслящую индивидуальность. К примеру, актерское амплуа вызывает у нас ожидание соответствующего поведения актера в обычной жизни, однако, это ожидание зачастую сменяется разочарованием. Так и мысль, выраженная философом, вызывает у аудитории или, как говорил поэт, у дальнего собеседника - ожидание соответствия мысли и повседневной жизни. Это ожидание не случайно. Как мы увидим далее, философию изначально отличало от других человеческих "практик" именно соответствие слова и поступка. Философ не может не чувствовать, не может игнорировать ожидание подобного соответствия, именно потому, что оно задано традицией. Тем самым, для философствующего внешнее ожидание "правильной" жизни, сообразной высказываемым суждениям, не является основополагающим мотивом философствования. Философ мыслит и быть может, живет определенным образом вовсе не потому, что к тому его обязывает общественное мнение. Для мысли, как и для всякого события, требуются более весомые основания, и традиция дает их философствующему. Традиция помогает философствующему преодолеть нелепый алгоритм повседневности, поступая в соответствии с которым мы, как правило, оставаясь вполне состоятельными духовно, все же ценим мнение окружающих о себе гораздо более своего.


1. Мировоззрение, роль и функции в человеческой деятельности. Уровни мировоззрения. Соотношение мировоззрения и Картин мира.

Философия и мировоззрение органично связаны друг с другом.  Философия - это общая теория мира и человека в нем,  - так кратко можно ответить на вопрос,  что она представляет  собой. Однако существует одно очень важное понятие, необходимое для понимания сути философии. Это мировоззрение. Дело в том, что философия и мировоззрение органично связаны друг с другом. Они играют особую роль в духовной и  практической

деятельности человека. Мировоззрение - картина  мира  и  отношение человека к ней.

 Мировоззрение ("взгляд на мир")  есть  невероятно  сложный пласт духовного  мира  человека.  Оно не исчерпывается лишь знаниями и сведениями о внешнем мире.  Мировоззрение -  это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его  действительности  и к самому себе,  а также вытекающие из этих взглядов жизненные позиции людей, их убеждения и идеалы, принципы познания и практической  деятельности,  ценностные ориентации и устремления. Очевидно, что  мировоззрение  не сводится лишь к знаниям и

представлениям человека о внешнем мире и о самом  себе. Это не только картина мира,  но и отношение к миру, заинтересованное или безразличное, доброе или злое и т.д. Мировоззрение не может сформироваться само по себе, вне духовно-практической деятельности человека,  развития науки и  техники, культуры общества.  Без  мировоззрения  человек еще не есть

человек и действовать он будет  методом  "проб  и  ошибок", т.е. неосознанное,  вслепую. Следовательно, мировоззрение - это не только совокупный результат, итог, но и  условие для практической деятельности  человека,  изменения им внешнего мира и самого себя. Без  мировоззрения  человек  не  сможет стать личностью, т.е. социальным существом.

Что касается субъекта (носителя) мировоззрения,  то им является всякий  мыслящий индивид,  отдельный человек.  Оно у него всегда неповторимо,  так как у любого человека имеются собственный опыт  и  знания о внешнем мире.  Мировоззрением обладают и большие социальные группы людей (классы,  слои и др.) В  таком  случае оно включает в себя типичные для этих групп взгляды, оценки и идеалы. Изучая художественную литературу, можно говорить,  например,  о мировоззрении русской интеллигенции XIX столетия.  Социологи  интересуются  мировоззрением современной молодежи.  Имеет место и мировоззрение исторически конкретного общества, т.е. устоявшиеся и наиболее распространенные в нем идеи, взгляды на мир, духовные ценности. Это,  например, мировоззрение античного общества, мировоззрение эпохи Возрождения и т.д.

  Структура мировоззрения включает в себя, прежде  всего  знания. Они являются исходным звеном,  "клеточкой" мировоззрения. Знания бывают обыденными  ("житейскими")  и  научными. Если нет знаний, то нет и мировоззрения. Однако в  мировоззрение входят не все знания, а лишь те из них, которые нужны человеку для ориентации в мире. Убеждения означают твердую уверенность человека  в  истинности своих знаний и представлений, в правоте своей жизненной позиции.  Наличие убеждений является одним из показателей социальной зрелости человека,  сформированности его как личности. Разумеется, прочность убеждений отнюдь не означает, что  они  не могут изменяться и уточняться под воздействием новых знаний и фактов.

 Вера (рациональная или  же иррациональная) есть особое духовное состояние  человека,  психологическая  установка  на восприятие воображаемой  реальности  как  действительно существующей, уверенность в успехе дела и в  лучшем  будущем. Интеллектуальная вера  основана  на знаниях и фактах, например, уверенность в приходе весны,  а иррациональная  -  на домыслах, фантазиях и догмах.

 Мировоззрение человека невозможно предоставить без надежды как единства  знания и веры,  радостного ожидания какого-то события или результата.  Духовный мир человека  немыслим  и без любви, если понимать под этим доброе и бескорыстное отношение к внешнему миру, к другим людям, стремление человека к подлинно совершенному. Идеал - это образ желаемого будущего как цель  и программа действий для  человека,  выражение его высших целей.  Часто ради него люди отказывают себе во многом,  сознательно идут на жертвы и лишения. Однако имеются не только высокие, но и низменные, утопические,  реакционные и иные идеалы. По мнению А.М.Горького,  "природа лишила человека возможности передвигаться на четвереньках, но зато вручила ему в качестве посоха идеал как опору в жизни". В мировоззрение входят также и принципы, т.е. важнейшие руководящие идеи и  правила поведения в мире.  Большую роль в

жизни человека играют его духовные ценности,  т.е.  идеи  и понятия, с  помощью  которых  люди определяют предметы мира как положительные или отрицательные для них (добро или зло, прекрасное или безобразное и т.д.) 

 Все изложенное выше можно  представить  в  виде  простейшей формулы мировоззрения. Кратко говоря, мировоззрение = мироощущение (эмоционально-психолочиеская  сторона  мировоззрения) + миропонимание (рациональная сторона мировоззрения) + отношение человека к внешнему миру и к самому себе. Очевидно, что  мировоззрение как бы трехслойно по внутреннему содержанию.

 Мировоззрение может  быть  как  научным,  так  и ненаучным,

прогрессивным или же реакционным,  оптимистическим или пессимистическим, обретать какой-нибудь иной вид. Кроме этого, в каждой исторической эпохе обычно имеет место господствующий тип (форма) мировоззрения. Например, в древнем мире таковым являлось мифологическое,  в средние века -  религиозное, а в Новое время возникло "юридическое мировоззрение" с его идеей естественных прав человека. Мировоззрение всегда  многогранно  с точки зрение своего содержания. Поэтом в нем можно выделить ряд  аспектов.  Особую роль в  научном мировоззрении всегда играют сведения о природе, ее строении и формах проявления,  законах развития  и функционирования. Экономическая сторона мировоззрения означает представления людей об экономике общества,  роли труда и техники,  рынка,  денег.  Социально-политический аспект - это представления человека об отношениях между большими социальными группами,  о политической жизни в обществе. Имеют место также нравственный и эстетический,  правовой, исторический, экологический и иные аспекты. В целом же мировоззрение выполняет, прежде всего, функцию познания человеком окружающего мира  и ориентации в нем.  Это и есть основная роль мировоззрения, вытекающая из его сущности. 

 Мировоззрение  имеет  различные  виды,  аспекты  и  типы. Что  касается   типов  (форм)  мировоззрения,  то  они отличаются своеобразной  трактовкой  явлений  внешнего мира и самого человека. Назовем и кратко охарактеризуем эти формы. В основе мифологического мировоззрения лежит фантазия, вымысел. Г.Гегель замечал,  что миф есть  проявление  бессилия

разума перед  миром.  Первые  мифы  человечества возникли в глубокой древности и были повествованием о  происхождении и судьбах мира.  Например, в древнегреческой мифологии утверждалось, что мир возник из  Хаоса.  Затем  появились  Земли, День и Ночь,  боги,  а сам этот мир стал ареной для их деятельности и соперничества. Мифология выразила сознание эпохи "детства" человечества  и по сути своей была эмоциональнообразным мировоззрением людей того времени. Религиозное мировоззрение  своим  основным признаком имеет веру в сверхъестественную силу (бога) и поклонением ей. Оно возникло как выражение слабости человека, его подавленности внешними природными и общественными силами.  В основе религии как мировоззрения лежит догма о сотворении мира и человека богом.  Ее называют, поэтому иногда и догматическим или мистическим мировоззрением. Основой научного мировоззрения являются достоверные знания человека о внешнем мире и самом себе. Наука - это выражение

познавательной мощи и социальной силы человека. Для нее нет чудес, а есть лишь непознанные явления. Наука по сути своей является "расколдовыванием" мира,  и поэтому она всегда являлась надежной опорой и союзницей для ряда течений в философии. Зачатки науки возникли еще в античном мире.  Систематическая же  наука  сформировалась  в  XVII в.  и оказала колоссальное воздействие на ход человеческой  истории,  как умственной, так и материальной. В отличие от иных форм, наука есть, прежде всего понятийное  мировоззрение, стремящееся к глубине и точности познания мира.

 Обыденное мировоззрение  формируется  на  почве  простейших знаний и  представлений человека об окружающем мире.  В нем воплощается личный опыт людей, непосредственные условия существования и деятельности.  Обыденное, или "повседневное" мировоззрение имеет тесную связь с формами народной мудрости людей (сказания, афоризмы и т.д.), в которых аккумулируется совокупный познавательный опыт всего человечества.















2. Философия как теоретическое ядро мировоззрения. Основные философские вопросы.

Выражение "теоретическая философия" представляет совершенно пустое обозначение спекуляций, отражающих стремление выразить достижения современной науки, и в частности естествознания, "философским языком". В итоге, мы не получаем ни философии, ни науки. Примером такого рода чаще является учебная литература, в которой представлен так называемый "традиционалистский подход" к предмету и преподаванию философии.[1]                                

    В этом смысле, представляется очевидным, что любые попытки излагать философию с позиций, предполагающих существование пропасти между духом и материей, обречены на использование эклектических терминологий. Это, в свою очередь, приводит к подмене философствования наукообразными рассуждениями. Подобный подход весьма далек от философии и продиктован скорее мыслительными привычками и убеждениями авторов. Вообще, "постоянство убеждений", да и сами "убеждения", в философии - вещь крайне интересная. Прими ее во внимание, скажем И.Кант, и одним посредственным теоретиком географической науки стало бы больше. А один великий философ никогда не стал бы воплощенным

эталоном продуктивности критического сомнения, адресованного плодам собственного философствования.

    Для определения философии в качестве мировоззренческого феномена, необходимо принять дефиницию мировоззрения. Мировоззрение - это общая картина мира, в которой человек осознает мир как целое и свое место в этом мире; отсюда, основной вопрос мировоззрения - это вопрос о взаимоотношении части (человека) и целого (мира).[2]

    В свою очередь, определение философии как мировоззренческого феномена может иметь следующее содержание: философия представляет мировоззрение, выступающее в двух ипостасях: с одной стороны, в качестве информации о мире в целом и месте человека в этом мире, с другой стороны, в качестве всеобщего метода познавательной деятельности, представляющего комплекс принципов познания.[3]

Философия как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности возникла и сформировалась на стыке названных нами выше четырех форм мировоззрения,  в которых представлены те или иные сгустки духовного опыта человечества.  Она  выросла из них как из своих источников, но не утеряла органической связи с  ними.  Философия  родилась  из  потребности обобщить весь  опыт  познания мира человеком,  сформировать целостную теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносятся мировоззрение и философия?

 Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира.  Философия же ориентирована  на раскрытие наиболее  общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик,  методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы.  Своими средствами  она решает лишь  самые  общие ("мировоззренческие") вопросы.  К числу таковых относятся, прежде всего,  вопросы  о  том,  что есть мир,  что,  есть человек и  т.п.  На частные же вопросы типа "Какова скорость света?",  "Каков состав воды?" и т.п. ответы дают  соответствующие  науки (физика,  химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире.

 Во-вторых, с помощью философии мировоззрение достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и теоретичности (рациональности). С другой стороны, крупные повороты в развитии научного знания,  как правило,  приводили и  к  смене сложившихся философских  представлений  о  мире.  Так было, например, после открытий Н.  Коперника, Ч. Дарвина, А. Эйнштейна.

 В-третьих, развитое,  богатое по содержанию  мировоззрение стимулирует и  облегчает  постановку и осмысление человеком философских, т.е.  наиболее общих вопросов.  Это становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по  мере  формирования  собственного мировоззрения.

 В-четвертых, философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии  феномена  человека.  Идея человека как некоего центра Вселенной пронизывала собой не только передовую  философскую мысль того времени,  но и иные формы общественного сознания.

 В-пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и

решение проблемы человека в различных  ее  аспектах.  Мировоззрение включает  в себя самые различные сведения о человеке, почерпнутые из многих источников  -  из  религии,  из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме,  отвечая, прежде всего на вопросы о  том,  что такое человек,  каково его место в мире и

для чего он живет. В развитых мировоззренческих системах философия всегда является  основным  интегрирующим  началом.  Без нее нет и не может  быть,  завершенного   мировоззрения.  Именно  поэтому принято  считать,  что   философия   является теоретической основой,  ядром мировоззрения.  Во  многом благодаря прежде всего этому факту и вытекает особая роль философии в духовной жизни человека и общества.  Основная задача философии - отвечать на мировоззренческие вопросы. Философия выполняет мировоззренческую функцию. Задача философии состоит, прежде всего в  том,  чтобы,  говоря  словами Г.Гегеля, "постичь  то,  что есть" и сформировать целостную картину мира и человека в нем.  В этом и заключается основная, или "генеральная" функция философского знания в рамках всей его истории.  Решая свой  основной  вопрос,  философия вместе с  тем  вырабатывает  важнейшие подходы и ориентации для осмысления иных мировоззренческих вопросов.


3. Функции философии. Структура философского знания.

Философия тесно связана с другими формами духовной культуры: с наукой, моралью, искусством.

Философия – область философии, изучающая  науку как специфическую сферу человеческой деятельности и как развивающуюся систему знаний. Хотя философские и, в частности, гносеологическое изучение научного знания имеет долговую историю, сам термин философии получил распространение лишь в 20 в.,  первоначально – в работах представителей логического позитивизма, которые ограничивали философское исследование науки анализом ее языка средствами формальной логики, стремясь свести научные теоретические понятия и высказывания к эмпирическим, допускающим проверку путем наблюдения или эксперимента. Наука при этом понималась как высший вид человеческой деятельности, а единственной функцией философии считалось логико-методологическое «обслуживание» специальных наук. По мере того как выявлялась односторонность такого подхода, изменялась и проблематика философии.[4]

На первый план выступает уже не столько проблема философии, как такового, сколько соотношения философии с другими формами общественного сознания, причем, если в средневековье камнем преткновения был вопрос о соотношении философии и религии, то с нового времени больше дискутируется вопрос о соотношении, во-первых, с политикой, во-вторых, с наукой.[5]

Общая характеристика функций философии: говоря обыденным языком, функции философии - это те обязанности, которые предписаны философии самим предметом философского познания. Иначе, функции философии - это обязанности философии перед человеком, если он в познании полагается на философию: как своеобразный алгоритм познания философия должна обеспечить определенный результат познавательной деятельности, к примеру, дать достоверные представления о мире и месте в нем человека.

    Более строго, мы можем определить понятие "функция" следующим

образом: это способ действия, способ проявления активности системы

философского знания. В этом смысле, Гете (1749-1832) определял понятие

"функция" как "существование, мыслимое нами в действии".

    Функции философии подразделяются на две группы: мировоззренческие и методологические. Такое деление вытекает из самого определения философии как мировоззрения.

    Мировоззренческие функции философии:

    1. Гуманистическая функция: заключается в преодолении факторов,

способствующих духовной деградации личности, которая, в свою очередь, является предпосылкой антропологической катастрофы. В ряду таких факторов отмечаются, в настоящее время, такие как рост специализации, во всех отраслях человеческой деятельности, усиление технизации общества, рост анонимного научного знания, что в совокупности складывается в такие черты мировоззрения современного человека как техницизм и сциентизм. Отмеченные черты выражают внутрикультурную тенденцию к абсолютизации роли техники и науки в контексте социальной жизни. Отстаивание гуманистического, духовного, собственно человеческого начала как в социальной жизни, в системе культуры, так и в самом человеке, и представляет собственное содержание гуманистической функции философии (А.Швейцер);

    2. Социально-аксиологическая функция: представляет систему подфункций, таких как: конструктивно-ценностная – предполагает разработку представлений о ценностях, управляющих как жизнью индивидуума, так и жизнью всего общества (социальный идеал); интерпретаторская - предполагает истолкование социальной действительности; критическая - представляет критику реальных социальных структур, общественных институтов, состояний общества, социальных действий;

    3. Культурно-воспитательная функция: предполагает не только воспитание человека в качестве субъекта культурного пространства и, как следствие, таких его качеств как самокритичность, критичность, но и формирование диалектического мышления;

    4. Отражательно-информационная функция: выражает основное назначение специализированного теоретического знания – адекватно отражать свой объект, выявлять его содержательные элементы, структурные связи, закономерности функционирования, способствовать углублению знаний, служить источником достоверной информации о мире, которая аккумулируется в философских понятиях, категориях, общих принципах, законах, образующих целостную систему.

    Методологические функции философии выражают назначение философии как общеметодологического основания науки:

    1. Эвристическая функция: предполагает содействие росту научного знания, создание предпосылок для научных открытий в контексте взаимодействия философского и формально-логического методов, что приводит к интенсивному и экстенсивному изменению философских категорий и, как следствие, к рождению нового знания, имеющего вид прогноза (гипотезы).

   Таким образом, эвристическая функция философии, предполагающая применение диалектики как общенаучного метода (диалектики как логики) исследований, оказывает значительное влияние на состояние естественнонаучной картины мира;

    2. Координирующая функция: предполагает координацию методов исследования в процессе научного поиска. До XX века, в науке отмечалось преобладание аналитического метода. Что привело к необходимости строго соблюдать соотношение: один предмет - один метод. Однако в XX веке данное соотношение было нарушено. В исследованиях одного предмета используются уже несколько методов и, напротив, в исследовании нескольких предметов - один метод.

        Необходимо отметить, что философский метод как способ успешного решения научных задач не должен применяться в отрыве от собственной методологии науки, в отрыве от общенаучных и специальных методов;

    3. Интегрирующая функция: предполагает осуществление объединяющей роли философского знания, определение и устранение дезинтегрирующих факторов, выявление недостающих звеньев научного знания. Процесс формирования отдельных научных дисциплин происходил путем ограничения предмета конкретной науки от предметов других наук.

    4. Логико-гносеологическая функция: предполагает разработку самого философского метода, его нормативных принципов; а также, логико-гносеологическое обоснование понятийных и теоретических структур научного познания, к примеру, общенаучных методов: так, философия применяется для развития системного подхода.

    Таким образом, принципы философии, будучи применены к построению научных теорий, включаются в их состав в качестве гносеологического основания. Частные науки нуждаются в логике, гносеологии и всеобщей методологии - данные потребности обеспечивает диалектика как логика. Это придает практическую значимость общеметодологической функции философии, которая не только задает ориентиры познавательной деятельности, но и оказывает влияние на результат научных исследований.

    Подводя итог рассмотрению содержания предмета философии и ее основных функций, необходимо отметить, что роль философии не ограничивается собственно сферой познания - философия является не только самым общим интегратором научного знания, но и предельно общим началом, реально объединяющим социокультурное бытие и в частности формирующим его мотивационную сферу.

Заключение



Отсюда, можно заключить, что философия - это способ преодолеть конечность человеческого существования средствами, не имеющими конечной размерности. Таким образом, в данном случае, мы рассматриваем те элементы философского целого, которые не полностью доступны познанию, то есть, являются проблемой для современного философского знания. К такого рода элементам философского пространства мы относим, в частности, такие основные измерения человеческого бытия как история, общественная жизнь, политика, выступающие в контексте нашего рассмотрения в качестве взаимосвязанных предметных секторов. Мы не включаем в этот ряд культуру,- хотя, безусловно, она является равноправной в плоскости предметных основных измерений философского познания,- поскольку культура определяется, скорее всего, природой человека, а не способами структурирования социальной жизни - что подтверждается, в частности, одной из современных интерпретаций культуры как видового бытия человека: "Культура - это самопорождение человека как вида".



















Список литературы


1.                Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ. ред. И.Т.Фролова. Ч. 2. М., 1989. – 521с.

2.                Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М.:Наука, 1970.С. 253 с.

3.                Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Наука, 1996. С. 125 с.

4.                Философский словарь/ Под. Ред. И.Т.Фролова. – М.: Политиздат, 1986. –590 с.

5.                Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат,1988. –592 с.






















 


[1] Введение в философию: Учебник для вузов. В 2 частях / Под общ. ред. И.Т.Фролова. Ч. 2. М., 1989. – 356 с.


[2] Чанышев А.Н. Эгейская предфилософия. М.: Наука, 1970. С. 44

[3] Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для вузов. М.: Наука, 1996. С. 4

[4] Философский словарь/ Под. Ред. И.Т.Фролова. – М.: политиздат, 1986. – 513 с.(590)

[5] Спиркин А.Г. Основы философии: Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат,1988. – 8 с.(592)