Содержание

Вопрос № 13. Собственность и ее виды, закрепленные законодательно, определяющие различные формы торговли. 3

Вопрос № 35. Опыт организации, построения и размещения предприятия и торговых фирм за рубежом. 6

Вопрос №45. Классификация рынка потребительских товаров. 13

Задача № 63. 16

Список литературы.. 18

Вопрос № 13. Собственность и ее виды, закрепленные законодательно, определяющие различные формы торговли

Собственность – основа, становой хребет любого общественного строя и общества. Она возникла на заре развития человечества, выражаясь в начале в индивидуальном присвоении древними людьми своей добычи, а потом и в коллективном присвоении.

Собственность, согласно Гражданскому законодательству РФ, – это отношение между людьми, группами людей по поводу присвоения вещей, через эти вещи.

С теоретической точки зрения, нет существенной разницы и тем более непреодолимой пропасти между государственной и частной формами собственности. Собственность на имущество (средства производства) - поверхностная характеристика более глубоких слоев общественной организации экономической деятельности - и марксистская, и современная американская неоклассическая - утверждает, что право собственности (то есть право присвоения продуктов природы и продуктов их трансформации в процессе производства) распределено по всем общественным отношениям, а не сосредоточено только и исключительно в имущественном праве.

Юридическое определение собственности содержит указание на исключительность и абсолютность прав собственника в отношении своего имущества. Из этого отнюдь не следует, что, когда речь идет о собственности на средства производства, права частного (или государственного) собственника, в самом деле, неограниченны. При всей абсолютности своих прав собственник не может ими пользоваться за пределами, которые ограничены законами и даже административными распоряжениями понятие прав собственности оно включает в себя все общественные отношения, а не только экономические и социальные. Право собственности, - неотъемлемая часть гражданского законодательства любого развитого государства.[1]

Виды собственности:

Индивидуальная собственность.

Эта форма концентрирует в одном субъекте все перечисленные признаки: труд, управление, распоряжение доходом и имуществом. В современной экономике сюда могут быть причислены те, кого принято называть некорпорированными собственниками. К этой форме могут быть отнесены: крестьяне, ведущие свое обособленное хозяйство; отдельные торговцы (включая "челноков"); частнопрактикующие врачи, адвокаты и все те, в ком сосредоточены труд, управление, распоряжение доходом и имуществом.

Частная собственность.

 Частная собственность близка по содержанию с индивидуальной в том смысле, что основные правомочия сконцентрированы в одном физическом лице или юридическом лице. Но частная собственность, как особая форма, отличается от индивидуальной тем, что признаки (правомочия) здесь могут разделяться и персонифицироваться в разных субъектах. Трудятся одни, а распоряжаются доходом и имуществом другие. Положение последних определяется экономической властью, а положение первых — экономической зависимостью. В промежуточном положении находится управляющий (менеджер), поскольку, как отмечалось выше, управляющие участвуют в выполнении функций по распоряжению. Если частное лицо, будучи собственником условий производства, не применяет труд наемных работников, то такую собственность следует определить как индивидуальную (или частно-трудовую).

Кооперативная собственность.

 В основе этой формы лежит объединение индивидуальных собственников. Но это не арифметическая сумма индивидуальных собственников, а их функционирующее единство. Каждый в кооперативе участвует своим трудом и имуществом, имеет равные права в управлении и распределении дохода. Кооперативная собственность может быть долевой, где определены доли каждого участника в имуществе кооператива, или без долевой, т. е. без выделения и персонификации долей имущества каждого участника.

В небольших по размерам кооперативах не создаются особые органы управления. В крупных кооперативах создаются специальные органы управления и выделяются специальные люди для управления делами кооператива. В этом случае количественный рост порождает качественные особенности, поскольку участники кооператива делегируют особым органам и модулям одно из важнейших прав собственности — управление и даже частично функции распоряжения.

Государственная собственность.

 От предыдущих форм она отличается тем, что абсолютные права собственности находятся не у отдельных частных лиц и их объединений, а у государственного института публичной, политической и экономической власти. Государство является верховным распорядителем имущества (условиями производства). Управляют производством назначенные государством руководители (менеджеры). Особенность собственности государственных предприятий состоит в том, что их имущество не делится на доли и не персонифицируется в отдельных участниках экономического процесса, и в том смысле она унитарна.

Собственность на основные факторы (средства) производства получает здесь высшую форму анонимности, поскольку субъектом распоряжения имуществом предприятий выступают федеральные государственные органы.

Муниципальная собственность

Наряду с государственной муниципальная собственность является разновидностью публичной собственности. Верховным распорядителем имущества муниципальных предприятий являются органы местной власти (городские, районные и др.). Управление муниципальными предприятиями осуществляется либо непосредственно муниципальными органами, либо через назначенных руководителей (или менеджеров). Созданный доход может распределяться муниципальными органами, руководителями самостоятельно или с участием трудовых коллективов.[2]



Вопрос № 35. Опыт организации, построения и размещения предприятия и торговых фирм за рубежом

Наименование фирмы, торговая марка, основная сфера деятельности. Наименование фирмы - «Форд моторз». Торговая марка фирмы «Форд моторз» - «Ford». Под этой товарной маркой (брендом) сбывается вся основная продукция фирмы. Основная сфера деятельности фирмы - автомобилестроение.

Характеристика товара, производимого фирмой: наименование - автомобили; модификации - «Ford fokus» «Ford mondeo» и др.; аналоги на рынке - автомобили фирм: Мазда, Тойота, Фольксваген, Хонда.

Время основание фирмы, Основные этапы развития и диверсификации, правовой статус фирмы, организационная структура фирмы, ключевые факторы рыночного успеха (неудач), конкурентоспособность, дочерние филиалы и предприятия. В 1903 году Генри Форд основал компанию «Форд мотор», которая впоследствии стала одной из крупнейших в мире автомобильных компаний. В 1909 году было выпущено уже 265 автомобильных фирм, выпустивших 126593 автомобиля. Это больше, чем их к тому времени изготовили во всех европейских странах.

В 1903 году Форд создал гоночный автомобиль. Гонщик Ольдфильд выиграл на нем трехмильные гонки. В том же году Форд организовал акционерное общество по производству автомобилей. Было выпущено 1700 машин модели «А». Автомобиль имел мощность мотора 8 л. с. и мог развивать максимальную скорость 50 км/ч. Мало? По нашим временам совсем небольшая скорость. Но уже в 1906 году была выпущена модель «К» (скорость на гонках 160 км/ч).

Вначале «Форд Мотор» обновлял модели автомобилей часто. Однако в 1908 появилась модель «Т». Это первый автомобиль, собранный на конвейере по принципу конвейера по обработке туш на бойнях «Свифт энд компани» в Чикаго. Модель «Т» выпускалась, ради экономии, только чёрного цвета и оставалась до 1927 года единственной выпускавшейся Фордом. В 1924 году половина всех автомобилей в мире была марки «Форд – Т». Она почти без изменений выпускалась в течение 20 лет. Было выпущено около 15 миллионов «Жестянки Лиззи» – так прозвали американцы новый автомобиль. Он напоминал маленький чёрный ящик на колёсах. Что и говорить, неказистое было сооружение, открытое всем ветрам. Но мотор, мотор работал на совесть.

И это обеспечило автомобилю успех. Это и сравнительно низкая стоимость: производство ведь стало массовым. С 850 долларов до 290 долларов. Фордовские автомобили стали появляться в Европе. Во Францию, которая в то время была ведущей автомобильной державой, они попали в 1907 году. Но своего производства в этой стране Форд не создал, зато построил крупные заводы Дагенхеме (Англия)  и в Кельне (Германия). Производство неуклонно расширялось. В конце 1912 года на заводе в Дагенхеме – это пригород Лондона – было выпущено всего 3000 автомобилей. А примерно через 50 лет – 670000.

Фордовский автомобиль дешевел. Но к 20 – м годам он устарел. На Американском рынке его стали теснить «Шевроле», «Плимуты», и другие модели машин.

Тогда Форд остановил свои заводы, уволил большую часть рабочих и начал переналаживать производство.

В 1928 году появилась новая модель – «Форд - А». Эта машина интересна тем, что стала прототипом автомобиля ГАЗ – А, который выпускал Горьковский автомобильный завод.

По тем временам «Форд – А» считался лучшим легковым автомобилем в мире. Производство грузовиков Форд начал в 1917 году. Через 10 лет на конвейер стал грузовой полуторатонный автомобиль «Форд – АА», на базе которого впоследствии была создана знаменитая полуторка – грузовой автомобиль ГАЗ – АА.

Компания росла, богатела. К 1939 году корпорация «Форд» произвела уже 27 млн. автомобилей, во многом за счёт поглощения других, мелких фирм. А вскоре выпуск легковых автомобилей в стране был запрещён: началась вторая мировая война. На освободившихся производственных площадях Форд начал делать самолёты, 8685 бомбардировщиков изготовила компания за годы войны. Лишь в 1946 году снова стали выпускать легковые автомобили, причём старых, довоенных марок. То же самое делали и другие американские автомобильные компании. К слову, в нашей стране было не так. Советские конструкторы уже в годы войны работали над чертежами новых моделей. И, когда смолк военный гром, у нас сразу без передышки стали делать новые автомобили. Горьковский автозавод – легковой автомобиль ГАЗ – 20 «Победа» и грузовик ГАЗ – 51, Московский автозавод машины ЗИЛ – 150 и ЗИЛ – 110, Ярославский – автомобиль ЯАЗ – 200.

Фирмой «Форд» был создан полный цикл производства, включая изготовление, стали и стекла. Фордовский концерн построил автомобильные и сборочные заводы во многих странах мира: в Англии, Канаде, ФРГ, Бразилии и других. В Австралии, например, работают пять сборочных и один автомобильный завод «Форд».

Что же помогло Генри Форду добиться таких успехов? Внедрение в производство сборочного конвейера. Конвейер (от английского перевозить) транспортёр, машина непрерывного действия для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов. Форд в своём производстве использовал конвейер для сборки мелких частей автомобиля и даже корпусов. Эффективность использования конвейера в технологическом процессе любого производства зависит от того, насколько тип и параметры выбранного конвейера соответствуют свойствам груза и условиям, в которых протекает технологический процесс. К таким условиям относятся: производительность, длина транспортирования, форма трассы и направление перемещения  (горизонтальное, наклонное, вертикальное, комбинированное; условия загрузки и разгрузки конвейера; размеры груза, его форма, удельная плотность, кусковатость, влажность, температура и прочее). Так же имеет значение ритм и интенсивность подачи, и различные местные факторы.

Высокая производительность, простота конструкции и сравнительно невысокая стоимость, возможность выполнения на конвейере различных технологических операций, невысокая трудоёмкость работ, обеспечение безопасности труда, улучшение его условий – все это обусловило широкое применение конвейера. Его применяли во всех областях хозяйства: в чёрной и цветной металлургии, горной, химической, пищевой и других отраслях промышленности. Так же, как мы уже убедились из выше сказанного, в машиностроении. В промышленном производстве конвейеры являются неотъемлемой составной частью технологического процесса. Конвейеры позволяют устанавливать и регулировать темп производства, обеспечивают его ритмичность, являясь основным средством комплексной механизации транспортных и погрузочно–разгрузочных процессов и поточных технологических операций; конвейеры вместе с тем освобождают рабочих от тяжелых и трудоёмких транспортных и погрузочно–разгрузочных работ, делают их труд более производительным. Широкая конвейеризация составляет одну из характерных черт развитого промышленного производства.

Сборка изделий с непрерывным или периодическим их движением, осуществляемым принудительно на конвейере, называется конвейерной сборкой. Она осуществляется в поточном производстве и имеет целью снижение трудоёмкости процесса сборки, облегчение условий труда и обеспечение ритмичного производства. Конвейерная сборка требует строгого расчленения сборочного процесса на отдельные элементы. Каждая операция выполняется одним рабочим или автоматически. В последнем случаи в функции рабочего входят только контроль и управление сборочным автоматом. Наиболее широко конвейерная сборка распространена в крупно серийном и массовом производстве.

Вернёмся к теме «Генри Форд» и его бизнесу и основанному им концерну. В начале 80–х гг. компания «Форд» попала в тяжелое финансовое положение, спасли её западноевропейские филиалы, которые в то время преуспевали. В условиях острой конкурентной борьбы инженерам компании пришлось серьезно заняться обновлением выпускаемых моделей и разработкой принципиально новых конструкций автомобильных узлов.

Генри Форд создал автомобильную державу (в чём ему, несомненно, помогло изобретение конвейера). С его именем связан термин «фордизм».

Фордизм, система организации массово – поточного производства, возникшая в США в первой четверти 20 –ого века. Названа по имени американского инженера и промышленника Генри Форда, который впервые ввёл её на своих автомобильных заводах.

Основой фордизма и обусловленных им новых методах организации производства стал сборочный конвейер. Каждый из рабочих, размещенный вдоль конвейера, осуществлял одну операцию, состоящую из нескольких (ото и одного) трудовых движений, для выполнения которых не требовалось практически ни какой квалификации. По свидетельству Форда, для 43% рабочих требовалась подготовка до одного дня, для 36%- от одного дня до одной недели, а для 6% - 1-2 недели, для 14%- от 1 месяца до года.

  Введение конвейерной сборки, наряду с некоторыми другими техническими новшествами привело к резкому росту производительности труда и снижению себестоимости продукции, положило начало массовому производству. Вместе с тем Фордизм привел к небывалому усилению интенсивности труда, его бессодержательности, автоматизму. Фордизм рассчитан на превращение рабочих в роботов и требует крайнего нервного и физического напряжения. Принудительный ритм труда, задаваемый конвейером, вызывал необходимость замены формы оплаты труда рабочих. Повременной Форда, как и до него, тейлоризм, стал синонимом методам эксплуатации рабочих, присущих монополистической стадии капитализма, призванных обеспечить повышение прибыли капиталистическим монополиям. Стремясь подавать недовольство рабочих, и не допустить их организованной борьбы в защиту своих прав и интересов, Форд ввел позорнейшую дисциплину на предприятиях, насаждал системы шпионажа среди расправы с рабочими активистами.

По мере развития своего предприятия, Форд начал делать сам многие из комплектующих частей, прежде поступавших от поставщиков. Обычно сборка велась одним рабочим, который самостоятельно выполнял все необходимые операции. Такой способ стоил весьма дорого, и поэтому только богатые люди в те дни могли позволить себе купить автомобиль.

Генри Форд решил снизить цены на автомобили, чтобы сделать его доступным для большинства людей. Ключом к достижению этой цели, по мнению Форда, было повышением производительности труда. Ему необходимо было найти способы: 1) ограничить количество операций, выполняемых каждым рабочим; 2) приблизить работу к тем, кто ее выполнял, а не наоборот; 3) предусмотреть наиболее рациональную последовательность операций из всех возможных вариантов. Все это он воплотил в своем изобретение - сборочной линии.

Поставка сырья для производства продукции за все  годы налажено до идеального состояния, а это бесперебойные поставки сырья, а значит и бесперебойный выпуск продукции и поставка его клиентам. За все годы существования фирмы было заключено множество контрактов на поставку сырь и до сих пор ни одна сторона не была неудовлетворенны действиями другой.

Рассматривая позиции на внутреннем (национальном) рынке, нужно отметись, что позиция эта довольно высока по сравнению с ее конкурентами в этой отрасли. Преимущества этой позиции кроются в следующем - низкие издержки производства, а это значит низкие реализовочные цены, высокий уровень качества и надежности, а так же уровень сервиса. Рассматривая  внешний (мировой) рынок, хотелось ба сказать, что на нем фирма «Ford» занимает такое же высокое положение, как и на внутреннем, это обусловлено теми же факторами, плюс - особые взаимоотношения фирмы с ее иностранными партнерами, которые оказывают немаловажный эффект.

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности. Подъёмы и спады уровней экономической активности, следующие один за другим принято называть деловым или экономическим циклом. Деловой цикл предполагает движение трёх величин: объёма занятости, объёма продукции и уровня цен. В процессе непрерывного экономического роста экономическая система проходит четыре фазы, которые называются фазами делового цикла. Это пик (процветание), сжатие (рецессия), дно (депрессия), и расширение (восстановление). Рассматривая фирму «Ford», хотелось бы сказать, что она тоже подвержена этим циклам и в настоящее время  он находится в точке - процветания, при которой в фирме наблюдается полная занятость, и производство работает на полную мощность, реальный объём производства достигает своего максимума, цены, как правило, повышаются, а рост деловой активности, достигают полной занятости ресурсов

Под   сбытовой сетью фирмы (в том числе и фирмы «Ford») по­нимается как собственная система сбытовых органов фирмы, так и не относящиеся к ней независимые агенты или предприятия, занимающиеся сбытом ее товаров. С этой точки зрения комплекс внешних взаимоотношений может рассматриваться как продолжение собственных сбытовых органов промышленной фирмы. Элементы, из которых состоят каналы сбыта, надо не только выбирать, но и управлять их отношениями с поставщиками и меж­ду собой. Персонал внешних сбытовых органов должен получать информацию и проходить подготовку; должны приниматься меры по стимулированию его деловой ак­тивности и компенсации услуг.

Факторы,  оказывающие влияние на выбор и организацию каналов сбыта, проистекают из характе­ра конкретного рынка, другие связаны с особенностями самого товара, третьи — с родом деятельности и поло­жением фирмы. Некоторые из факторов настолько свя­заны с индивидуальными особенностями поставщиков товаров промышленного назначения, что их нецелесооб­разно обсуждать. Факторы: Объем сбыта; зона действия; качество сбытового персонала; положение агента в отрасли и его деловые контакты; престиж поставщика и его товара.

Эти факторы в основном оставляют всю организационно-управленческую структуру сбытовой сети фирмы «Ford».[3]


 

Вопрос №45. Классификация рынка потребительских товаров

Рыночная система - сложное образование. Существует несколько критериев разграничения ее структурных элементов. В современной системе рынков достаточно определенно выделяются следующие рынки:

-                       рынок потребительских товаров;

-                       рынок услуг;

-                       рынок ценных бумаг;

-                       рынок труда;

-                       рынок валют и др.

Рассмотрим классификацию рынка потребительских товаров. Рынок  потребительских товаров представляет собой такой рынок, на котором  присутствуют отдельные лица и хозяйства, покупающие или приобретающие  иным способом товары и услуги для личного потребления. Классификацию  подобного рынка можно проводить по самым разным критериям, например,  по покупателям. Покупатели отличаются друг от друга по самым разным  параметрам. Разными могут быть потребности, ресурсы, географическое  положение, покупательские отношения и привычки.

По географическому принципу можно разбить рынок на географические  единицы: рынок конкретного города, района, области, края. По  демографическому принципу можно разбить рынок на основе таких  демографических переменных как пол, возраст, размер семьи, уровень  доходов и т. д. Демографические переменные - самые популярные факторы,  служащие основой для различения групп потребителей. Одна из причин  этому в том, что потребности и предпочтения, а также интенсивность  потребления товара часто связаны как раз с демографическими признаками. В основу классификации рынка потребительских товаров можно  положить также классификацию непосредственно товаров.[4]

По степени присущей им долговечности или материальной осязаемости  товары можно разделить на следующие три группы:

-                       товары длительного пользования - материальные изделия, обычно выдерживающие многократное использование. Примерами подобных  товаров могут служить холодильники, станки, одежда.

-                       товары кратковременного пользования - материальные изделия,  полностью потребляемые за один или несколько циклов использования. Примерами подобных товаров могут служить пиво, мыло, соль.

-                       услуги - объекты продажи в виде действий, выгод или  удовлетворений. Примерами подобных товаров могут служить  стрижка в парикмахерской или ремонтные работы.

На основе покупательских привычек можно выделить товары  повседневного спроса, товары предварительного выбора, товары особого  спроса и товары пассивного спроса. Следовательно, можно различать и  соответствующие потребительские рынки. 

Общая классификация продовольственных и непродовольственных  товаров выглядит следующим образом:

Общая классификация продовольственных товаров

1.                     Растительного происхождения

-                       зерномучные

-                       плодоовощные

-                       вкусовые

-                       сахар и его заменители

-                       крахмал и крахмалопродукты

-                       кондитерские товары

-                       растительные масла и

-                       маргариновая продукция

2.                     Животного происхождения

-                       пищевые животные жиры

-                       молочные

-                       мясные

-                       рыбные

-                       яйцо и яйцепродукты

Общая классификация непродовольственных товаров

1.     Текстильные и одеждно-обувные

-                       текстиль

-                       одежда

-                       обувь

2.     Галантерейные и ювелирные

-                       галантерейные

-                       ювелирные

3.     Гигиенические

-                       парфюмерные

-                       косметические

4.     Культурно-бытовые

-                       часы

-                       канцелярские

-                       транспортные средства

-                       спортивные

-                       музыкальные

-                       фото- и кинотовары

-                       аудио- и видеокассеты

-                       книги, журналы и т. п.

-                       товары для отдыха

5.     Хозяйственные

-                       мебель

-                       посуда

-                       бытовая техника (сантехнические

-                       товары)

-                       бытовые химические товары

-                       стройматериалы

-                       сельскохозяйственные товары

6.     Нефтепродукты и смазочные материалы

-                       нефть

-                       нефтепродукты

-                       смазочные материалы

-                       цветы

-                       зоотовары

-                       предметы ухода за ними и корма

Соответственно, выделяют:

-                       рынок молочных продуктов;

-                       рынок мясной;

-                       рынок рыбный;

-                       рынок текстильных товаров;

-                       рынок обуви и т. д.[5]


Задача № 63

Для выполнения основной задачи максимизации прибыли торгового предприятия были использованы следующие ресурсы и получены результаты:


Результаты и ресурсы торговой деятельности ООО «Онега»  за отчетный период года

(тыс. руб.)

Показатели

Аналогичный период прошлого года

Отчетный период

Отчетный период в % к прошлому году

Балансовая прибыль

436,36

577,74

 + 32,40

Объем продаж

8762,25

1155,48

- 86,81

Среднегодовая стоимость основных фондов

937,56

1042,57

+ 11,20

Среднегодовая стоимость оборотных средств

1787,49

214,48

- 88,00

Фонд оплаты труда

411,05

534,37

+ 30,00

Итого

11512,71

2455,9


Произвести расчет частных и обобщающих показателей эффективности торговой деятельности и использования ресурсов.

Решение:

Рассчитаем эффективность торговой деятельности и использования ресурсов  прошлого периода:

436,36 + 8762,35 + 937,56 + 1787,49 – 411,05 = 11512,71 тыс. руб.

Использование ресурсов  8762,35 + 937,56 + 1787,49 = 11487,4 тыс. руб.

Рассчитаем теперь эффективность торговой деятельности и использования ресурсов  отчетного периода:

577,74 + 1155,48 + 1042,57 + 214,48 – 534,37 = 2455,9 тыс. руб.

Использование ресурсов  1155,48 + 1042,57 + 214,48 = 2412,53 тыс. руб.

Теперь подведем обобщающий показатель эффективности и использования ресурсов торгового предприятия:

2455,9 тыс. руб. - 11512,71 тыс. руб. = 9056,81 тыс. руб. или меньше на 78,67%

Использование ресурсов 2412,53 тыс. руб.  - 11487,4 тыс. руб.  = 9074,87 тыс. руб. или меньше на 79,00%.

Из этого всего можно сделать, что эффективность торговой деятельности и использование ресурсов в отчетном период снизилась практически на 80%.


 

Список литературы



1.                 Белоусов В.И. Основы прикладной экономики и предпринимательского дела: Учеб. пособ. -Воронеж: ВГУ, 2001. – 439 с.

2.                 Борисов Е.Ф. Рынок товаров. – М.: Логос, 2002.  - 354 с.

3.                 Ермишин П.Е. Основы экономической теории. -  М.: ЮНИТИ, 2001. – 286 с.

4.                 Ермолаев В.Г., Сиваков О.В. Международное предпринимательство. – М.: Былина, 2002. – 357 с.

5.                 Райзберг Б.А. Рынок товаров. – М.: ИНФРА-М, 2003.  -427 с..

6.                 Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.  -376 с.




[1] Ермишин П.Е. Основы экономической теории. -  М.: ЮНИТИ, 2001. – С. 96.


[2] Современная экономика. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.  – С. 148


[3] Ермолаев В.Г., Сиваков О.В. Международное предпринимательство. – М.: Былина, 2002. – С. 227


[4] Борисов Е.Ф. Рынок товаров. – М.: Логос, 2002.  – С. 78


[5] Райзберг Б.А. Рынок товаров. – М.: ИНФРА-М, 2003.  – С. 130